РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.025
Г.С. Айтхожина Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Рассматривается налоговое консультирование как неотъемлемая составляющая в системе налоговых отношений в России. Раскрываются возможности его развития как наиболее перспективного направления формирования превентивного воздействия в налоговой сфере.
Ключевые слова: налоговое консультирование, налоговые отношения.
Доктор экономических наук, президент Палаты налоговых консультантов России Д.Г. Черник справедливо подчеркивает, что налоговое консультирование является неотъемлемой частью всей системы налоговых правоотношений и необходимым элементом рыночной инфраструктуры [10].
Именно поэтому развитие сети налогового консультирования должно идти как в государственном секторе, так и субъектами рыночных отношений. Но не независимо один от другого, а комплексно, взаимно дополняя друг друга, как реальные инструменты, способствующие добровольному соблюдению налогового законодательства.
В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», представленных Министерством финансов РФ, предусмотрено совершенствование налогового администрирования, включая создание максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
К настоящему времени на всех уровнях осознана необходимость переноса акцента с мер принуждения к соблюдению законодательства на меры по поддержке добровольного соблюдения требований налогового законодательства. Внедрение реальных инструментов конструктивного диалога, взаимного доверия, взаимодействия между заинтересованными сторонами будет способствовать повышению качества налоговых отношений, добровольному соблюдению налогового законодательства, формированию устойчивого развития общества.
Вместе с тем, до настоящего времени зачастую рассматриваются два параллельных, альтернативных процесса в области проблематики налогового консультирования. При этом в отношении государственного налогового консультирования выделяется недостаточность услуги, получаемой налогоплательщиком. В отношении рыночных субъектов налогового кон-
сультирования - ограниченность полномочий, отсутствие правового урегулирования их деятельности.
Со стороны государства объективная потребность в налоговом консультировании налогоплательщиков с целью предупреждения налоговых правонарушений была осознана сразу же после начала кардинального реформирования налоговой системы России. Начиная с 1993 г. при налоговых органах начали создаваться учебно-консультационные и информационно-консультационные центры.
Параллельно создавались самостоятельные субъекты налогового консультирования на рынке консалтинговых услуг. Л.С. Кирина, исследуя методологию формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в России, приходит к выводу, что становление и развитие налогового консультирования субъектами рыночных отношений является процессом закономерным, объективным. И одновременно прогрессивным, так как направлено на обеспечение гармонизации экономических интересов государства в части формирования централизованных денежных фондов и интересов хозяйствующих субъектов с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности [4]. В качестве основных факторов, обусловивших развитие рынка услуг налоговых консультантов, определены: сложность налогового законодательства; специальная профессиональная подготовка налоговых консультантов; беспристрастность по отношению к формированию налоговых обязательств клиента и др.
Специфика развития рынка налогового консультирования в России заключалась в том, что он был побочным продуктом рынка аудиторских услуг. Такое состояние дел было обусловлено отсутствием законодательного регулирования налогового консультирования на фоне достаточно конкретного правового определения аудиторской деятельности. Федеральными законами «Об аудиторской деятельности» (от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ и от 30.12.2008 г. № 307-Ф3) в качестве сопутствующей деятельности аудиту закреплено право оказания услуг налогового консультирования. Однако уже в конце 90-х была осознана необходимость развития профессионального налогового консультирования. Так, по мнению профессора Е.П. Андреева, уже к 1999 г. вполне «созрели» условия и появилась необходимость для создания в России системы вневедомственного налогового консультирования, имеющего своей целью оказание квалифицированной помощи налогоплательщикам при непременном соблюдении интересов государства [1].
В мировой практике широко распространена и востребована услуга независимых налоговых консультантов, во многих странах на высоком уровне развиты институты и инфраструктура налогового консультирования, даже если консультирование является функцией налоговой администрации. С 1959 г. на межгосударственном уровне создана Европейская конфедерация налоговых консультантов (CFE), представляющая собой объединение профессиональных организаций налоговых консультантов 25 европейских государств. CFE осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• отстаивание профессиональных интересов налоговых консультантов и обеспечение высокого качества предоставляемых ими услуг;
• обмен информацией о национальных налоговых законодательствах и содействие гармонизации налогового права в Европе;
• развитие взаимоотношений с органами власти на национальном и международном уровне, доведение до сведения органов власти Европейского союза опыта практикующих специалистов во всех областях налогообложения.
Обобщая опыт ведущих стран в сфере налогового консультирования, Ю.Л. Матюшен-кова делает вывод, что мировая практика по исследуемому вопросу следует примерно одинаковым курсом, значение налогового консультирования оценивается столь высоко и для государства, и для общества, что вводится особое правовое регулирование данной сферы [5].
Статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых органов по информированию и консультированию налогоплательщиков о дейст-
вующих налогах и сборах, о порядке их расчета и уплаты, о применяемых формах налоговой отчетности и их заполнении.
В настоящее время информационно-консультационное обслуживание налогоплательщиков со стороны налоговых органов осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 г. № 9н.
Информирование налогоплательщиков организовано по двум основным направлениям: индивидуальное и публичное.
Предъявляемые требования к информированию следующие:
• своевременность информирования;
• четкость в изложении материала;
• наглядность форм подачи материала;
• качество;
• актуальность для различных категорий налогоплательщиков и др.
Общее руководство информированием налогоплательщиков через средства массовой информации осуществляют Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Для индивидуального информирования и консультирования налогоплательщиков используются такие способы, как:
• непосредственное индивидуальное устное информирование налогоплательщиков (личный прием);
• индивидуальное информирование налогоплательщиков в письменной форме;
• информирование налогоплательщиков по телефону.
Для публичного информирования и консультирования налоговые органы организуют:
• семинары с налогоплательщиками;
• размещение информации в СМИ;
• размещение информации на стендах в инспекции.
По данным опроса налогоплательщиков в Ростовской области [6] наиболее востребованными и полезными для получения информации о налогообложении являются такие каналы информирования, как:
• семинары для налогоплательщиков (50%);
• сообщения инспектора в налоговой инспекции (41%);
• справочно-правовые системы «Консультант» и «Гарант» (39%);
• средства массовой информации (СМИ) (35%);
• коллеги (31%>);
• стенды, расположенные в налоговой инспекции (23%).
Менее популярными оказались такие источники, как:
• интернет-сайт налоговых органов (7%);
• телефон справочной службы налоговой инспекции (7%).
Авторы проведенного исследования объяснили такое положение дел тем, что многие налогоплательщики рассчитывают на получение не только консультации, но и помощи, а иногда даже на выполнение инспекторами функций налогоплательщиков (например, заполнение налоговой декларации) [6].
В настоящее время налоговые органы уделяют особое внимание разъяснительной работе с налогоплательщиками и посетителям сайта ФНС России www.nalog.ru («Личный кабинет налогоплательщика»). Сотрудники инспекций проводят персональное информирование (лично и по телефону) посетителей сайта о его возможностях, для того чтобы без труда можно найти было необходимую информацию. Результаты этой работы подлежат мониторингу, они специально учитываются и отражаются в установленной отчетности по форме № 1 -ПНД.
В августе 2011 г. ФНС России запустила пилотный проект «Представление отчетности через интернет-сайт ФНС России».
Кроме того, налоговая служба России в рамках новой концепции выездного контроля уже встроила первые элементы информирования налогоплательщиков о наличии рисков налоговых правонарушений. Опубликованы общедоступные критерии самостоятельной оценки налоговых рисков для побуждения налогоплательщиков к добровольному отказу от применения схем уклонения от уплаты налогов. Налоговые органы активно работают с налогоплательщиками по общедоступным критериям рисков, стимулируя подачу уточненных деклараций взамен выездной проверки.
Руководитель Управления ФНС России по Московской области В. Полежаев, рекламируя телекоммуникационные каналы информирования, пообещал, что общаться с налоговиками Московской области по телефону станет приятнее, а получить необходимые сведения проще, качество телефонных консультаций налоговых инспекторов будут оценивать еженедельно [2].
По данным экспресс-опроса налогоплательщиков, проведенного налоговыми органами Новгородской области в мае 2012 г., респонденты положительно оценили отсутствие очередей, актуальность и доступность информации, размещенной на стендах, наличие в операционном зале «гостевого» компьютера с возможностью распечатать введенные налоговые документы и платежного терминала (последнее особенно высоко оценили индивидуальные предприниматели и физические лица) [8].
Вместе с тем, до настоящего времени существует ряд нерешенных проблем.
Так, единые стандарты информирования и консультирования налогоплательщиков, направленные на улучшение взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, с одной стороны, безусловно, повысили качество общения и удовлетворенность обращающихся лиц за информацией. С другой стороны, увеличили нагрузку на налоговых инспекторов, как профессиональную, так и психологическую. По результатам исследования в Ростовской области, по мнению двух третей налогоплательщиков, большинство инспекторов ведет себя доброжелательно. А вот инспекторы в два раза чаще воспринимают поведение налогоплательщиков как враждебное: 90% опрошенных инспекторов заявили, что нуждаются в помощи психолога для разрешения конфликтов или снятия стрессов после общения с налогоплательщиками [6].
Это свидетельствует о необходимости более активного развития альтернативного сектора налогового консультирования, что позволит снять некоторую нагрузку с налоговых органов.
При исследовании состояния российского рынка налогового консультирования Е.А. Талаласова пришла к выводу, что к настоящему моменту налоговое консультирование занимает прочную нишу на рынке консалтинговых услуг России (около 8% рынка), что сопоставимо с долей финансового консалтинга. Однако существует ряд факторов, которые тормозят развитие рынка налогового консалтинга [9]. В их числе названы: низкий уровень культуры консультирования, высокий уровень цен, высокий уровень концентрации рынка и отсутствие законодательного регулирования. Причем последнее определено в качестве коренной проблемы на данном этапе.
В настоящее время необходимость развития профессионального сектора налогового консультирования осознана на всех уровнях.
Так, Д.Г. Черник как глава межрегиональной общественной организации «Палата налоговых консультантов», образованной в 2002 г., подчеркивает актуальность деятельности организации в интересах и налогоплательщиков, и государства. Последнее отнюдь не заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики переплачивали, ухудшая тем самым свое финансовое положение. Поскольку национальное богатство страны создается хозяйствующими субъектами, должна быть гармонизирована система взаимоотношений между государством и налогоплательщиками [10].
Глава ФНС России М. Мишустин, выступая 2 февраля 2012 г. в Москве на открытии Международного налогового конгресса, организованного Палатой налоговых консультантов при участии Федеральной налоговой службы России, также обозначил особое место налоговых консультантов как профессиональных посредников в построении конструктивных налоговых отношений между налогоплательщиками и государством [7].
При этом все заинтересованные лица (представители государства, профессиональные налоговые консультанты, научные эксперты) отмечают необходимость четкого законодательного регулирования в области налогового консультирования. Необходимо регламентировать не только правовое положение субъектов налогового консультирования, но и их отношения с государством, с налогоплательщиками.
Наиболее оптимальным видится не только принятие федерального закона о налоговом консультировании, но и законодательное закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации принципа сотрудничества (партнерства) между налоговыми органами, налогоплательщиками и профессиональными налоговыми консультантами. Последним можно делегировать полномочия участников согласительных процедур (если таковые будут введены законодательно), с одной стороны, с другой - полномочия участников по проведению налоговых проверок (на договорной основе) при переходе в налоговом контроле на основополагающий принцип охвата выездными проверками от действующего - «по возможности налогового органа» к целесообразному - «по потребностям выявленных налоговых рисков правонарушений».
Несмотря на то, что к настоящему времени влияние информационно-разъяснительной и консультационной работы налоговых органов с налогоплательщиками по применению налогового законодательства на уровень собираемости налоговых платежей, на качество платежной дисциплины пока не поддается количественной оценке, потенциал экономического эффекта развития налогового консультирования определяется возможностями сокращения источников ошибок, сфер рисков - основных причин налоговых правонарушений.
В целях развития наиболее перспективных и прогрессивных форм информирования и консультирования со стороны налоговых органов, повышения популярности интернет-сайтов налоговых органов наиболее целесообразным видится развитие и пропаганда удобных для налогоплательщиков способов консультирования: видеоконференций, вэбинаров, инфографики и т.п.
Актуальность развития данных способов консультирования обусловлена и тем фактом, что в настоящее время в России наблюдается активный рост и размера интернет-аудитории, и регулярности пользования Интернетом. Так, квартальный прирост интернет-пользователей, выходящих в Сеть хотя бы раз за месяц, составил 6%, а годовой - 15%, тогда как для суточной аудитории данные показатели составили 9% и 22% [3].
В связи с усложнением норм законодательства о налогах и сборах, бизнес-процессов, финансово-хозяйственных операций необходимо развитие научных знаний об основах и специфике налогообложения в научно-образовательном комплексе (от школ до высших учебных заведений). Расширение доступности для населения ведомственных средств массовой информации (журналы, газеты, телепередачи) также будет способствовать повышению информированности налогоплательщиков.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что внедрение широкой сети консультирования, как важнейшего инструмента предупреждения налоговых правонарушений, должно осуществляться комплексно и взаимоувязано в двух направлениях:
1) повышение качества и широты охвата консультированием со стороны государственных налоговых органов, в первую очередь за счет наиболее прогрессивных и востребованных способов консультирования и информирования, включая уведомление налогоплательщика о его налоговых обязательствах и обеспечение возможности ознакомиться с расчетом налога в режиме online на сайте налогового органа;
2) развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на основе правового оформления основ их деятельности, в том числе партнерства с налоговыми органами и налогоплательщиками.
Предлагаемое развитие широкой сети альтернативного консультирования на федеральном и региональном уровнях является инструментом социального партнерства, мерой превентивного характера. Это будет способствовать созданию делового, партнерского климата в налоговых отношениях, установлению цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами и государством, предотвращению ненамеренных и части намеренных налоговых правонарушений.
Актуальность указанных направлений обусловлена и запоздавшим осознанием в России необходимости паритета в отношении карательных и превентивных мер в налоговых отношениях как атрибутивного условия устойчивого, поступательного развития общества.
Библиографический список
1. Андреев, Е.П. Решение проблемы налогового консультирования для деятельности федеральных органов налоговой полиции / Е.П. Андреев // Правовые проблемы деятельности федеральных органов налоговой полиции : сб. науч. трудов. - М. : Академия налоговой полиции ФСНП России, 1999. - С. 23
2. Глава подмосковной УФНС возьмет это под свой личный контроль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/novosti/navigator-217/page-6.
3. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2011-2012 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://runet.fom. ru/Proniknovenie -intemeta/10420.
4. Кирина, Л.С. Методология формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации : дис. ... д-ра экон. наук / Л.С. Кирина. - М., 2006. - 350 с.
5. Матюшенкова, Ю.Л. Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам / Ю.Л. Матюшенкова // Налоговый вестник. - 2000. - № 11. - С. 130-132.
6. Отчет о проведении исследования, посвященного Единому стандарту обслуживания налогоплательщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allianc.ru/analytics/eson.html.
7. Палата налоговых консультантов. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин открыл Международный налоговый конгресс в Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlog-
forum.ru/php/content.php?id=3249.
8. Совершенствование навыков взаимодействия с налогоплательщиками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg160/444496.html.
9. Талаласова, Е.А. Обзор состояния российского рынка налогового консультирования / Е.А. Талаласова // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. заоч. науч. конф. : В 2 т. Т. II. - М., 2011. - С. 43-47.
10. Черник, Д.Г. К вопросу об истории налогового консультирования в России / Д.Г. Черник // Финансы. - 2008. - № 10. - С. 34-38.
© Айтхожина Г.С., 2012
Автор статьи - Гульнар Сейтахметовна Айтхожина, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].
Рецензент - Л.А. Родина, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.