довых процессов у человека. // Журнал высшей нервной деятельности. - 1992. - №»1. - С. 69-70.
5. Мильруд Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся // Иностранные языки в школе. -1996. - №>2. - С. 23.
6. СмирновА.А. Проблемы координации в области памяти. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
7. Шатилов С.Ф. О создании рациональной методики обучения. - М.: Просвещение, 1990. -128 с.
УДК 377.3 + 377.5
А.Г. Воронков РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье рассматриваются основные направления развития начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства. Представлена структурно-содержательная характеристика единого уровня довузовского профессионального образования. Выявлены базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, довузовское профессиональное образование, ресурсный центр.
Ведущие тенденции демократического развития общества, становления в России рыночных отношений и другие современные факторы социально-экономического и политического характера обусловливают формирование нового содержания и новых принципов управления социальной сферой, к которой относится и система начального и среднего профессионального образования. Включение учебных заведений в конкурентную экономическую среду предполагает установление прямой связи учреждений профессионального образования с рынком труда и учет его потребностей, активное взаимодействие профессиональной школы и предприятий, их взаимную ответственность за трудоустройство выпускников, переход от финансирования текущих затрат к нормативам финансирования, учитывающим реальные затраты на подготовку по отдельным специальностям.
В этих условиях все больше обнаруживают себя три группы интересов по отношению к профессиональному образованию - интересы личности, работодателя и государства (И.П. Смирнов). Они далеко не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требуя от образовательных учреждений адаптации к их изменениям и развития института социального партнерства на экономической основе. Именно их согласование способно обеспечить устойчивое развитие системы профессионального образования реги-
она (А.Т. Глазунов, Е.В. Ткаченко). При этом очень важно найти разумный компромисс между личностными и социально-экономическими ориентациями (потребностями, приоритетами) в организации процесса профессионального образования в колледжах.
В этой связи особое значение приобретает проектирование открытой, социально ориентированной образовательной системы со стратегической ориентацией на запросы заказчика (потребителя образовательных услуг). Такая система строится на основе принципов государственно-частного социального партнерства, обеспечивает человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, согласование интересов и потребностей граждан и рынка труда.
В докладе «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России» на заседании Государственного совета РФ 24 марта 2006 года отмечалось, что жизнь исчерпала первоначальное предназначение начального и среднего профессионального образования, поставив их перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности.
Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области образования является реструктуризация системы
428
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© А.Г. Воронков, 2009
начального и среднего профессионального образования с учетом международных тенденций развития профессионального образования, изложенных в Копенгагенской декларации. В решениях IV съезда Союза директоров ссузов России отмечена необходимость дальнейшей оптимизации сети учебных заведений НПО и СПО по горизонтали и вертикали, формирование на их основе моделей многоуровневых, многопрофильных интегрированных учебных заведений - колледжей - как единого вида образовательных учреждений, которые должны стать центрами непрерывного образования граждан в течение всей жизни (В.М. Демин). Это связано с формированием единого уровня довузовского, или базового, профессионального образования (А.М. Новиков).
Необходима оптимизация сети единой системы профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профобразования, включающая в себя их укрупнение и концентрацию образовательных, материально-технических, кадровых, информационных ресурсов, создание многоуровневых, многопрофильных профессиональных учебных заведений (ресурсных центров) с учетом возможностей их объединения с общеобразовательной школой, с производством - в виде учебно-производственных и иных комплексов, а также с учетом их ориентации на удовлетворение потребностей региональных рынков труда.
Важно предоставить учащимся названных учебных заведений возможность обучаться одновременно по нескольким профессиям как на основе государственных образовательных стандартов, так и других образовательных программ, выбирать разные сроки обучения, осуществлять непрерывное профессиональное образование на основе преемственности всех его уровней, включая и внутрифирменную подготовку.
Данный опыт может быть осуществлен в форме различных моделей учреждений базового (довузовского) профессионального образования, реализующих программы общего образования, а также начального и среднего профессионального образования на интегративно-модульной и многовариантной основе.
Довузовское профессиональное образование характеризуется следующими параметрами:
а) пространственной доступностью сети образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования;
б) доступностью образовательных программ и форм обучения для различных целевых групп граждан; в) горизонтальными структурами управления сетью на основе согласования спроса и предложения как на образовательные услуги сети, так и на компетенции выпускников.
Как отмечается в работах В.В. Ветрова, А.В. Волохина, М.В. Никитина, Ю.А. Фильчако-ва, довузовское профессиональное образование в современных условиях представляет собой последовательные ступени подготовки человека к профессиональной деятельности и осуществляется по ряду направлений: приобщение к универсальным элементам труда, характеризующим современную цивилизацию, необходимым знаниям; воспитание высоких моральных качеств; помощь в выборе профиля профессиональной деятельности; получение молодежью и взрослым населением определенного уровня квалификации или его повышение.
Довузовское профессиональное образование - уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий следующие виды образовательной деятельности:
1) профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика и социальная адаптация разновозрастных категорий граждан;
2) профессиональное образование взрослых, в том числе безработных, мигрантов, беженцев, переселенцев, освободившихся из мест лишения свободы, демобилизованных из рядов российской армии;
3) профильное обучение школьников, общественные работы, волонтерская социально-благотворительная деятельность;
4) начальное профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональная практика, стажировка, ученичество, в том числе внутрифирменное обучение и обучение граждан в специальных ПТУ при ГУИН;
5) профессиональное образование (обучение) инвалидов, коррекционных групп и граждан, имеющих отклонения в психологическом развитии;
6) среднее профессиональное образование, дополнительное образование, в том числе профессиональная переподготовка, повышение квалификации, аттестация на квалификационный разряд (категорию);
7) довузовское (начальное + среднее) профессиональное образование иностранных граждан.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
429
Довузовское профессиональное образование выступает средством:
а) профессиональной ориентации и приобщения к видам профессиональной деятельности;
б) достижения определенного социального статуса и повышения качества жизни;
в) формирования адекватного кадрового потенциала для региональной высокотехнологичной экономики.
В настоящее время формализованными структурами, предоставляющими гражданам начальное и среднее (довузовское) профессиональное образование, являются государственные (федеральные и региональные) учреждения начального и среднего профессионального образования. В основном они представлены профессиональными лицеями (ОУ НПО) и колледжами (ОУ СПО). В ближайшие годы ожидается сокращение возрастных когорт молодежи, традиционно обучающихся в учреждениях данного типа.
По статистическим данным, такое сокращение ожидается на 25-30%. В то же время, начиная с 2006 года, общий контингент лиц, нуждающихся в услугах крупных учреждений довузовского профессионального образования (профессиональных колледжей), оценивается экспертами в 8 млн. человек ежегодно, что превышает имеющиеся учебно-производственные мощности учреждений НПО и СПО. Если исходить из мерок развитых стран, то для России общая численность обучаемых в системе довузовского профессионального образования по указанным выше образовательным программам (1-7) должна возрасти до 11-12 млн. человек. Это значит, что при существующих ныне размерах и формах ни система НПО, ни система СПО, даже с учетом падения на одну треть традиционной численности обучающихся, не сможет удовлетворить возникающие потребности.
В связи с этим необходимо создавать дополнительные мощности и переходить к иным образовательным технологиям при обслуживании потребителей данного сегмента рынка образовательных услуг. Необходимо не только укрупнять, интегрировать имеющиеся мощности учреждений НПО и СПО, но и создавать правовое поле для привлечения других юридических лиц к этому виду деятельности. Это становится возможным путем создания действенной системы государственно-частного партнерства довузовского профессионального образования и бизнес-сообщества.
Исследования А.В. Волохина, М.В. Никитина подтверждают, что сфера довузовского профессионального образования есть область совместной деятельности партнеров по реализации заявленных и согласованных интересов. Она характеризуется следующими составными компонентами, обеспечивающими достижение внешних системных эффектов: а) государственно-частная инфраструктура, которая включает, как государственные органы управления, так и негосударственные некоммерческие организации (агентства, центры, бюро, службы), обеспечивающие согласование спроса и предложения на образовательные услуги и качество компетенций (квалификаций) выпускников; б) государственные образовательные программы и технологии стационарного обучения студентов на основе государственного задания; в) социально-образовательные программы и технологии неформального профессионального образования на основе соотнесения модулей программ и уровней партнерства).
Государственно-частное партнерство в сфере довузовского профессионального образования - это система долгосрочных взаимовыгодных отношений между государством (субъектами, его представляющими), субъектами экономической деятельности (организациями различных форм собственности) и физическими лицами (обучающимися), направленных на разработку механизмов согласования их ресурсов с потребностями рынка в персонале определенного уровня квалификации (компетентности).
Базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере довузовского профессионального образования включают в себя: а) взаимовыгодный и добровольный характер отношений между партнерами; б) договорный объем ресурсов для достижения результатов совместной деятельности; в) диверсификацию рисков и затрат для обеспечения взаимной ответственности; г) полномочность представителей сторон в структурах управления; д) письменную форму договорных отношений с обязательным определением контрольных процедур и санкций за невыполнение обязательств.
Таким образом, внедрение инновационной модели региональной системы довузовского профессионального образования в современных социально-экономических условиях осуществляется путем перехода к автономным учреждениям как средству реализации государственной социально-
430
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
экономической политики. В свою очередь, средством реализации корпоративно-отраслевых интересов является создание ресурсных центров. Именно на этой методологической основе формируется государственно-частное партнерство профессионального образования и бизнес-сообщества.
Библиографический список
1. Волохин А.В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в ус-
ловиях государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ. - М., 2009. - 27 с.
2. Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики.- М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 192 с.
3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: РАО; НИИРПО, 2006. - 320 с.
УДК 373.7.377 (0.75.8)
Ю.В. Гусарова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА
В статье характеризуется система среднего профессионального образования в конце XX веке. Автор выделяет основные работы и публикации, определяющие развитие системы среднего профессионального образования в этот период. Кроме того, в статье определяются направления дальнейшего развития системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, публикации, направление исследования, период развития.
Ц
жны ей и <
ель современного среднего профессионального образования - это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность. Такая цель утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности [6, с. 34].
Но в разное время система среднего профессионального образования ставила перед собой разные задачи для достижения этой цели. Например, только в начале своего становления система среднего профессионального образования должна была удовлетворить потребность отраслей народного хозяйства в специалистах, оказывая этим существенное влияние на социально-экономический и научно-технический прогресс общества, и, следовательно, обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров специалистов среднего звена. Затем при переходе от «конечного» к непрерывному образовательному процессу, который предполагал повышение мобильности общественного производства, расширение круга вносимых в него инноваций, ускорение сменяемости технологии, техники и оборудования под влиянием научно-технического
и социально-экономического прогресса, увеличение наукоемкости общественного производства и т.д., поставили перед системой среднего профессионального образования совершенно новые задачи. Среди новых задач можно выделить, например, такие как повышение образовательного и культурного уровня населения и тем самым совершенствование социальной структуры общества и участие в решении задач всеобщего среднего образования.
А теперь следует обратить внимание на то, что в современной отечественной науке различают следующие периоды развития системы среднего профессионального образования: первый - до 1917 г.; второй (советский) - с конца 1917 г до начала 90-х гг. XX в. и третий - с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время. Но, на наш взгляд, наиболее актуальным является исследование системы среднего профессионального образования в конце XX в.
В связи с этим, новым этапом изучения истории государственной политики по развитию российской средней профессиональной школы [9, с. 56] охватывает период с начала 1990-х годов. Его принципиально новое качество связано с радикальным пересмотром исследовательских парадигм. Смена в России государственно-политического строя, процессы либерализации в экономической, социальной духовной областях жизни
© Ю.В. Гусарова, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
431