#
4. Куранов Ю. Н. Великая прекрасная княгиня // Тепло родного очага. - Калининград, 2003.
- С.81.
5. Некрасов Н. А. Избранная лирика. Книга первая / Вступит. ст. и коммент. Н. Н. Скатова. - М.: Синергия, 1997. - 416 с., ил.
6. Обоймина Е., Татькова О. Биография Марии Николаевны Волконской [Электронный ресурс].
- Режим доступа: И^р^/шшшЛоппеЬ ru/?1=gz1&uid=436&op=bio (дата обращения 05.08.2011).
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1990. - 917 с.
8. Мельник В. «Святые» богоборцы в произведениях Некрасова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //palomnic. org/bibl_lit/obzor / nekrasov/1/ (дата обращения 05.08.2011).
9. Мемуары графа Олизара // Русский вестник. -1893. - № 9. - С. 103.
10. Православная семья. - Т. 1. - СПб., 1996. - С. 259-260.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ В ИГРАХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
DEVELOPING THINKING POTENTIAL OF PHYSICS AND MATHEMATICS LYCEUM STUDENTS BY MEANS OF GAMES IN LITERATURE LESSONS
Н. Н. Рогожкина
Игровая деятельность на уроках литературы в физико-математическом лицее необходима как с психологической (релаксация), так и с педагогической (поведенческий алгоритм, умение работать в группах) точки зрения. Игры помогают эффективнее усваивать сложный материал и развивать логическое мышление и речь учащихся, а также побуждают мозг к действию: поиску оптимальных решений, желанию узнать больше. Играя, подросток раскрывает свой характер, темперамент, проявляет способности, а главное - формируется как разносторонне и духовно развитая личность.
Ключевые слова: игровая деятельность, викторины, кроссворды, элементы инсценирования, мультимедийный ресурс.
N. N. Rogozhkina
Playing activity in literature lessons in the physics and mathematics lyceum is necessary from both psychological (relaxation) and pedagogical (behavioral strategy, teamwork) points of view. Games help to understand complicated topics more easily and develop students' logic and speech. Games also prompt the brain to act, i.e. to find optimal solutions and learn more. While playing, teenagers reveal their character, temperament, demonstrate their abilities and, which is the most important part, develop their individuality in different mental and spiritual aspects.
Keywords: playing activity, quizzes, crossword puzzles, role plays, multi-media resources.
В царской России лицей считался высшим учебным заведением для привилегированных детей, готовящихся к государственной службе [1]. Сегодня лицей дает повышенную подготовку лишь по некоторым предметам, обеспечивает благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся. Но как во времена создания лицея, так и сейчас большое внимание уделяется подростку как личности высоконравственной, интеллектуальной, социально зрелой, творческой и физически здоровой.
Следовательно, попав в образовательное пространство физико-математического лицея, подросток должен хорошо усваивать материал не только профильных предметов, но и общеобразовательных, среди которых мы выделяем литературу.
В программах основного общего образования (стандарты второго поколения) [2, с. 5, 7] мы видим, что при изучении предмета «Литература» на первом месте стоят следующие цели: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. А личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Ф
Напомним в этой связи, что «.. .личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих» [3, с. 471].
«При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки» [3, с. 472]. Из вышеизложенного следует, что формирование личности осуществляется на уроках гуманитарного цикла, а одной из важных образовательных задач словесников является изучение произведений русской и зарубежной литературы (в физико-математическом лицее, в частности), позволяющих помочь сформировать гуманитарные потребности подростка, социальные установки, развить его речь, в которой реализуется мыслительная деятельность. Но как сделать так, чтобы усвоение знаний не сводилось лишь к напряженной деятельности памяти или к прочности запоминания, а было полифункциональным, развивало все ценностные компоненты личности.
Согласимся с С. Л. Рубинштейном в том, что восприятие материала полностью зависит от того, как он излагается [4]. Широкие возможности «включения» учащегося в разноуровневую и разноаспектную деятельность на уроке представляются деятельностью игровой как таковой и игровыми элементами на этапе восприятия и первичной «обработки» материала.
«Воспринять материал - это всегда значит в той или иной мере его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Поэтому восприятие материала неразрывно связано с процессом его осмысления» [4, с. 504]. Действительно, «осмысление материала включает в себя все мыслительные процессы: сравнение - сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, единичного к отвлеченному, общему и от абстрактного, общего к наглядному, единичному» [4, с. 504].
Поступая в физико-математический лицей, тринадца-ти-четырнадцатилетние подростки сдают экзамены по русскому языку, физике и математике. Об их уровне подготовки по литературе, об их начитанности учителя-словесники узнают лишь в процессе учебы. И уже на первых этапах знакомства с классом необходимо включать новичков в активную самостоятельную читательскую деятельность, используя те методики и технологии, которые учитывают психологические «стартовые» особенности детей и формируют устойчивый интерес к чтению.
Обучая лицеистов литературе, учителя-словесники должны учитывать многие факторы, отрицательно влияющие на изучение литературы: во-первых, дети пришли в лицей из разных школ, от учителей, предъявлявших разные требования; во-вторых, дети приходят на занятия по литературе после сдвоенных уроков математики, физики или информатики, на которых они были полностью погружены в данные предметы; в-третьих, на профильных предметах учащиеся делятся на группы, на литературе
ребята занимаются целым классом. Учитывая все это, необходимо выстроить свою работу так, чтобы учащиеся смогли переключиться с математики на литературу и не отвлекались во время занятия. И здесь, конечно же, на помощь приходят игры. «В игре (как модели разносторонней деятельности взрослого. - Н. Р.) формируются все стороны психики ребенка» [4; с. 493].
Игровая деятельность необходима как с психологической (релаксация), так и с педагогической (поведенческий алгоритм, умение работать в группах) точек зрения. Игры помогают эффективнее усваивать сложный материал и развивать логическое мышление и речь учащихся, а также побуждают мозг к действию: поиску оптимальных решений, желанию узнать больше. Играя, подросток раскрывает свой характер, темперамент, проявляет способности, а главное - формируется как личность, разносторонне и духовно развитая.
Учитывая возрастные особенности класса, можно использовать на уроках игровые элементы на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
При первом знакомстве с классом уместно использование викторин, которые носят репродуктивный характер и способствуют развитию познавательных способностей учащихся, формируют у них такие основные приемы мыслительной деятельности, как сравнение, сопоставление, обобщение, развивают память и устную речь. Начинать надо с легких вопросов, постепенно усложняя их (то есть, следуя требованиям дидактики, необходимо предлагать и в игре ученику посильный, доступный материал). Викторины можно проводить как на знание биографии писателя, эпохи, в которую он творил, так и на знание текста и литературных терминов. Учителями-словесниками разработано много разных видов викторин, которыми мы можем воспользоваться [5]. Для развития коммуникативных навыков у учащихся, для облегчения адаптации в новой среде лучше организовывать групповую работу.
Один из способов отработки долговременной памяти - разгадывание кроссвордов, где проверяется разно-аспектная информация. Такие работы не занимают много времени, но они нравятся детям и помогают учителю понять, насколько внимательно прочитан текст учащимися, что ускользнуло от их внимания. Прочитав, например, сатирическую повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», не все девятиклассники смогли ответить на простые, казалось бы, вопросы: какое прозвище дал Шариков Бор-менталю, какое первое слово произнес Шариков. Такой вид игры учит и вниманию, и орфографической зоркости, и грамотной записи литературных терминов.
Для активизации литературно-творческих учений подростков на уроках следует использовать элементы инсценирования, побуждающего ученика выразительно читать, анализировать произведение, чтобы выбрать «оптимальное решение» в отборе выразительных средств, создавать его сценическую интерпретацию. К инсценированию близка игра «Ожившие герои», которая всегда позитивно оценивается учащимися всех классов лицея. Эта игра способствует развитию у детей мимики, пластично-
сти, артистичности. Выбирается один участник команды, которому учитель называет произведение и который должен мимикой и жестами изобразить одного из главных героев так, чтобы команда узнала этого героя. Задача непростая: надо вспомнить произведение, выделить наиболее выразительные черты характера персонажа, сопоставить их и постараться точно и артистично их изобразить мимикой и жестами. В седьмом классе, изображая Данко Максима Горького, ученик показал, как тот рассек грудь, вырвал из нее сердце и осветил людям дорогу. Все радостно воскликнули, узнав произведение, но, к великому огорчению, капитан команды, не посоветовавшись со своей командой, называет автора произведения - Бунин... и теряет баллы. Таким образом, работа в командах учит детей еще и прислушиваться к чужому мнению.
Мультимедийный ресурс, который учитель сегодня имеет возможность использовать многоаспектно, привлекателен для любого учащегося, и не только физико-математического лицея, поскольку в нем доминирует «видеоряд», априори воспринимающийся им как «отдых», психологическая разгрузка. Не разочаровывая ученика при определении целей просмотра фильма или фрагмента фильма, мультфильма и др., заметим, что, отталкиваясь от определения целей «для учителя» и «для ученика», мы можем прибегнуть к элементам игры. Обычно рутинный этап урока - проверка домашнего задания - превращается в запоминающееся действо, когда ученику предлагается «отредактировать» фрагмент фильма-экранизации художественного произведения так, чтобы он был ближе к литературному оригиналу. Простое игровое задание рассчитано на то, что ученик внимательно (может быть, не один раз) просмотрит эпизод; перечитает несколько раз фрагмент произведения, составит свою версию ряда мизансцен и докажет состоятельность своего режиссерского решения. Именно так ученик упражняется и во внимании, и в логике, в аргументации, способствующих расширению кругозора, углублению знаний, развитию воображения, развитию умения сопоставлять. Этот игровой ход может быть использован на разных этапах урока: проверке домашнего задания, объяснении нового материала, закреплении изученного, изучении биографии писателя. Однако в физико-математическом лицее ученик упражняется на «релаксационном», с его точки зрения, образном материале, упрочивая свои позиции математика, логика.
Документальное кино, например, о Великой Отечественной войне играет роль механизма «погружения в исторические обстоятельства», дающие возможность ученикам при исполнении стихотворений и песен о Великой Отечественной войне быть эмоционально более мотивированными в сравнении с тем, как если бы такого «видеонапоминания» не было. Художественные фильмы, конечно же, не должны занимать весь урок или подменять собой урок литературы. А вот эпизоды из таких фильмов, как «Мастер и Маргарита» (режиссер В. Бортко, 2005 г.), «Герой нашего времени» (режиссер А. Котт, 2006 г.), стоит показать для решения важных учебно-развивающих задач, одной из которых всегда должна быть задача глубокого освоения стиля произве-
дения. Системный подход к такого рода деятельности в итоге дает возможность обсудить с ними игру взрослых - актеров, у которых игра стала профессией. «Это искусство требует большой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд» [4; с. 494]. Так, учащиеся-подростки не только анализируют игру взрослых, они оценивают ее. Изучая повесть М. Булгакова «Собачье сердце», обычно используют фрагменты кинофильма режиссера В. Бортко. Ученики принимают на себя роль кинокритика и дают оценку результатам «перевода» с языка прозы на язык кино, достигнутым актерами и режиссером. В данном случае резонно сравнить Шарикова, созданного режиссером и актером, и Шарикова, созданного Булгаковым. Такая работа не просто вносит оживление в работу учащихся, но делает их память более «цепкой», голословные утверждения и суждения ведь не принимаются.
С другой стороны, художественный фильм, знакомящий с биографией писателя, поэта, таит в себе опасность подмены фактов биографии их художественно-субъективной актерско-режиссерской интерпретацией, а потому каждому такому просмотру обязательно предшествует рассказ учителя, чтение книг биографического жанра, чтобы просмотр фильма или его фрагмента способствовал осознанному запоминанию важных моментов жизни и творчества художника. Например, для одиннадцатиклассников можно организовать просмотр эпизодов из художественного фильма по книге Виталия Безрукова «Есенин» (режиссер И. Зайцев, 2005), где главную роль (Сергея Есенина) сыграл Сергей Безруков. Отбор эпизодов для просмотра и подготовка вопросов для последующей беседы - своего рода искусство, поскольку от этого зависит, насколько адекватным будет образ поэта и человека Сергея Есенина.
Неизменный интерес десятиклассников вызывает еще одна форма работы - экскурсия в лицейский музей «Легендарный Севастополь» по теме, связанной с биографией и творчеством Л. Н. Толстого. Полезность такого урока объясняется тем, что экскурсия содействует развитию творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами, связанными с изучением «Севастопольских рассказов» Толстого. Такие экскурсии вызывают интерес у учащихся, потому что их обычно проводят сами учащиеся, которых может быть несколько и которых учитель заранее готовит. Рассказ экскурсовода о военной службе Л. Толстого на Кавказе, об участии в обороне Севастополя, о мучительных раздумьях о войне, нужна ли она человечеству, -должен быть наглядным, эмоциональным и точным.
Такие экскурсии не просто стимулируют у учащихся интерес к жизни и творчеству писателя, но эмоционально «приближают» учебный материал, ибо это музей родного лицея. Для развития воображения, логики, памяти, слуховой и зрительной, до экскурсии учитель ставит задачу перед учащимися: внимательно слушать экскурсоводов, чтобы потом отметить, какие факты истории отражены в «Севастопольских рассказах». Для того чтобы занятие было интересно ученикам и в то же время мотивировало их на усвоение новых знаний и формирование новых на-
$
выков, закончить урок-экскурсию следует небольшой викториной, например, с такими вопросами:
1. За что Лев Николаевич был награжден орденом Святой Анны IV степени и досрочно произведен в поручики? (С 1 апреля по 14 мая 1855 г. подпоручик Лев Толстой дежурил «с орудиями» на Язоновском редуте, меняясь через четверо суток. Порой, из-за убыли офицеров, приходилось нести по две вахты кряду. За стойкость во время бомбежек редута, «за хладнокровие и распорядительность действий».)
2. В каком сражении Крымской войны Толстой принимал участие? (В самом кровопролитном - Черноречен-ском сражении.)
3. Чем был награжден Толстой за участие в обороне Севастополя? (Серебряной медалью «За защиту Севастополя» и бронзовой медалью «В память войны 1853-1856 гг.»).
Подводя итоги года на заключительных уроках по литературе, учителя-словесники обращают внимание на то, что пройденный учащимися материал забывается, если учитель не возвращается к нему в течение года, поэтому поводом для «повторения» может быть игра с карточками «Соедини-ка». На карточке пишется название произведения и его автора, а затем она разрезается пополам: автор на одной половинке, название - на другой. Так нарезается много карточек, и все перемешивается. Группы ребят за отведенное (ограниченное) время должны эти карточки правильно соединить. Сопоставлять можно и портрет автора с названиями книг, и описание героя с его именем и названием произведения и т. д.
Итак, попробуем побудить учащихся к энергичной работе на уроках литературы, переключаясь с решения абстрактных математических задач на разгадывание кроссвордов, в которых «вспоминаются» имена, образы предме-
тов, на беседу с одноклассниками, на принятие важных решений, от которых зависит не только собственная оценка, но и оценка коллектива и товарища. Другими словами, постараемся помочь ребятам включать в работу память, воображение, артистичность, логическое мышление, умение строить высказывания. Мы указали только на четыре типа игровых форм, делающих учебную работу на уроках литературы более комфортной, но их может быть и больше. Не обязательно все игры выдумывать самим, можно воспользоваться уже готовыми вариантами [6]. Главное -подобрать такой материал, который нравился бы учащимся и помогал учителю в обучении, создавал комфортную психологическую рабочую атмосферу и способствовал развитию всесторонне развитой и гармоничной личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843. -М.: Кучково поле, 2008. - 448 с.
2. Примерные программы основного общего образования. Литература. - М.: Просвещение, 2010.
- 176 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с. - (Сер. «Учебник нового века»).
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2001. - 720 с. - (Сер. «Мастера психологии»).
5. Бельская Л. Л. Литературные викторины. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 301 с.
6. Агеева И. Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Метод. пособие. - М.: Сфера, 2006.
- 240 с.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CROSS-CULTURAL ABILITY AS A STRATEGIC OBJECTIVE OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Л. И. Ляпустина
В данной статье рассматриваются основные концепции межкультурной компетенции. Предложена модель формирования способности к межкультурному общению младшего школьника, которая направлена на развитие образа личности младшего школьника. Подробно изложены компоненты межкультурной способности.
Ключевые слова: начальное иноязычное образование, межкультурная способность, межкультурное общение, диалог культур, развитие личности.
L. I. Lyapustina
The article examines the main theories of cross-cultural competence. The author proposes a model of developing primary schoolchildren's cross-cultural communication ability which is aimed at the young learners' personal development. The author also gives a detailed description of the components of the cross-cultural ability.
Keywords: primary foreign language education, cross-cultural ability, cross-cultural communication, cross-cultural interaction, personal development.