Pedagogy
УДК 37.026 йй!: 10.21661/Г-80815
Г.С. Галоян, Т.Н. Ищенко, О.С. Мухаметрахимова
Развитие мышления обучающихся как средство безопасного поведения
Аннотация
Мышление в процессе познания определяет не только качественные результаты обучения, но и влияет на становление личности и формирование безопасного поведения как в обществе, так и в индивидуальной жизни. В работе осуществлена попытка установления взаимосвязей между развитием мыслящей способности обучающихся и формированием безопасного поведения.
| Ключевые слова: мышление, средства познания, дидактическая система, безопасное поведение, личность.
G.S. Galoyan, T.N. Ishchenko, O.S. Muhametrahimova
Students' brain building as a means of safe behavior
Abstract
Intellectual activity in the process of perception and gaining knowledge defines not only the qualitative results of learning, but also affects the formation of personality and the formation of safe behavior in social and private life. The authors made an attempt to establish connection between the development of students' intellectual activity and the formation of their safe behavior.
| Keywords: intellectual activity, thinking, tools, knowledge, didactic system, safe behavior, personality.
Усилия системы образования направлены на овладение обучающимися содержанием образования. И в этом вопросе важную роль играет развитие мыслящей способности обучающихся, так как овладение содержанием предмета, системой понятий предполагает владение средствами познания. Рассмотрение проблемы качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения обозначило ряд проблем, решение которых является требованием времени. Одна из ключевых проблем - проблема развития мыслительных способностей, развития мышления обучающихся. В условиях кризиса экологического характера, в условиях разбушевавшегося терроризма по всему миру, в условиях нравственного императива указанная проблема имеет определяющий характер.
О необходимости развития мышления, овладения учащимися основными мыслительными операциями познания, о соблюдении необходимых для этого оптимальных условий обучения пишут многие современные психологи и педагоги, наблюдая уже с первого класса школы как обучающиеся начинают испытывать трудности в обучении из-за низкого уровня развития
мышления. Исследования свидетельствуют об обнаружении связи между владением мыслительными операциями и успешностью школьного обучения. Нет сомнений, что систематическая работа по развитию мышления на примере одной учебной дисциплины обуславливает перенос умений при решении конкретных учебных заданий на другие школьные предметы. Но каковы условия в школе, способствующие развитию мыслящей способности обучающихся? В какой мере условия отвечают проблемам образования и вызовам времени?
Для современного решения проблем в рассмотрении дидактических условий развития мышления у школьников огромное наследие заключено в работах философов, психологов, педагогов среди которых Э.В. Ильенков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и др. Результаты исследований этих авторов убедительно доказывают положение о том, что обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Процесс обучения с необходимостью требует условий развития у обучающихся способности мыслить.
Педагогика
Рассогласование этих процессов чревато тем, что обучение может «плестись в хвосте развития», но тогда созданные условия в учебном процессе не отвечают решению ключевых проблем, целям образования. И если в учебном процессе запускаются процессы развития, то такие условия запускают процесс понимания материала, глубокого и прочного усвоения знаний.
Процесс понимания, по убеждению Н.И. Кондакова, предполагает «процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями» [5, с. 456]. Развитие способности сравнивать изучаемые предметы и явления, выявлять причинно-следственные связи, проводить анализ, синтез, обобщать полученные знания и встраивать новое знание в систему сложившихся знаний влияет на принятие решений в ситуациях неопределенности, чрезвычайных ситуациях. Тем самым запускается, с одной стороны, процесс овладения понятиями, суждениями, умозаключениями, представляющими ключевые формы мысли в любой области знаний, а с другой - влияет на становление самостоятельной личности, способной принимать адекватные проблемам решения с соблюдением норм безопасности окружающих людей и себя лично.
По мнению Л.С. Выготского, обучение «правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [1, с. 334]. Ученый убедительно доказывает на основе исследований, что работа с опорой на зону ближайшего развития школьника способствует эффективному раскрытию его потенциальных возможностей, устанавливает единство процессов обучения и внутренних процессов развития. Однако запуск внутренних процессов, обусловленный обучением, порождает такие формы поведения подростка, человека, которые не противоречат природе человека и уровню его развития. Следовательно, заложенные обучением способности в дальнейшем определяют восприятие общественных изменений, поведение в различных ситуациях, способность нести ответственность за принятые решения.
Современные тенденции развития образовательного процесса характеризуются системным подходом к различным его составляющим. Реализуемые дидактические системы рассматриваются как взаимообуславливающее единство всех компонентов. Так, В.П. Беспалько пишет о том, что под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания орга-
низованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Дидактическая система, по мнению В. Оконь, представляет комплекс внутренне согласованных утверждений, основанных на единстве целей, содержания и дидактических принципов, касающихся способов и организации работы учителей и учащихся [4, с. 89]. В современной трактовке дидактическая система есть организация учебного процесса, представляющая взаимосвязанные компоненты: содержательный, когнитивно-операциональный, организационно-методический, оценочно-регулятивный, реализация которых запускает процесс осознанного освоения содержания предмета и овладение средствами познания.
Системный подход к выделению дидактических условий, обеспечивающих эффективное развитие мышления учащихся-подростков, ставит задачу определения устойчивых и существенных элементов этой системы. Ряд исследователей выделяют признаки эффективного функционирования системы дидактических условий:
- признак целостности определяет эффективность, при которой изменение в какой-либо части системы приводит к изменению в других частях или во всей системе;
- признак совместимости, где эффективность функционирования характеризуется степенью согласованности системы с окружающей средой, то есть определяется в какой мере содержание изучаемого предмета отвечает запросам общества;
- признак систематизированности отражает существование сильной связи между элементами системы;
- признак оптимальности определяет, что эффективность должна достигаться при наименьших усилиях, затратах времени и других ресурсов [7].
Дидактические условия представляют обстоятельства обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному решению поставленных задач.
Отметим, что целостность в освоении содержания образования формирует и целостную личность, чему способствуют реализация дидактической системы, дидактических условий. Данные условия развития мышления в учебном процессе выступают как средство формирования безопасного поведения у учащихся, которое является необходимым на современном этапе развития общества и государства в связи с тем, что подверженность подростков различным опасностям постоянно возрастает. Статистика показывает, что в настоящее время многие страны столкнулись с серьезнейшей проблемой обеспечения безопасности населения. Тенденция возникновения аварий и катастроф, разрушительные стихийные бедствия, периодически происходящие на территории России и других стран, требуют высокой профессиональной подготовки специалистов и готовности населения к действиям в сложных и чрезвычайных ситуациях.
Pedagogy
Особую тревогу и обеспокоенность вызывает низкий уровень обеспечения безопасности учащихся и преподавателей всех без исключения образовательных учреждений. Об этом свидетельствуют факты пожаров с многочисленными жертвами, произошедшими в ряде образовательных учреждений России, различного рода несчастные случаи со школьниками.
Мероприятия, проводимые различными ведомствами, по обеспечению безопасного функционирования образовательных учреждений не приносят должного эффекта. Начиная с 2004 года, в системе образования России реализуется федеральная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения». Однако все мероприятия этой программы направлены только на обеспечение одной из составляющих безопасности образовательных учреждений - технологической (пожарная, электро- и конструкционная безопасность). Проблему безопасного функционирования образовательных учреждений нельзя решить только с этих позиций. Решение этого вопроса требует комплексного, системного подхода, поскольку беречь надо не здания, а учащихся и административно-преподавательский корпус.
Грамотное поведение в чрезвычайных ситуациях, эффективное использование технических средств, оказание первой медицинской помощи и многое другое определяет сохранность жизни детей и учителей в образовательном учреждении. Согласно данным МЧС, ежегодно представляемым в докладах министра С.К. Шойгу, о состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: обеспечение безопасности в образовательном учреждении, как и в любом другом учреждении, на 80% зависит от соответствующих знаний и умений учащихся, а также школьного персонала и только на 20% от технического состояния здания (в том числе пожарная, электрическая, конструкционная безопасность и др.).
В настоящее время обучение действиям в экстремальных ситуациях, а в условиях образовательного учреждения и просто безопасному поведению, проводится не всегда системно и, как правило, входит в курсы охраны труда, курсы «ОБЖ» и т. д. Кроме того, за последние пять лет издано множество документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности, охраны окружающей среды, гражданской обороны. Создана нормативно-правовая база, определяющая порядок организации и подготовки учащихся по безопасности жизнедеятельности во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
Предложенная нами работа является одной из попыток на концептуальном, теоретическом уровнях рассмотреть проблемы формирования культуры безопасности поведения подростков через обучение и практическую подготовку посредством развития мышления, мыслительных процессов, способности принимать решения и нести ответственность за принятое. С этой целью были разработаны ряд мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения (прак-
тический аспект) и проведен обзор научных методов и средств, способствующих развитию самостоятельности суждения обучающихся (методологический, теоретический аспекты). Проведенные в школе мероприятия по формированию безопасного поведения обучающихся через разрешение проблемных ситуаций, их анализ, принятие решений в краткие временные сроки, оперирование ключевыми понятиями и идеями в этой области запускают мыслительные процессы обучающихся. Однако основное формирование таких способностей, на наш взгляд, начинается в учебном процессе, в процессе познания, который выстраивается на основе компонентов целостной дидактической системы и позволяет развивать самостоятельность, гибкость и быстроту мышления, осуществлять развитие критического, продуктивного мышления.
Рассмотрение международного и отечественного опыта развития образовательных программ в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности показало, что профилактические меры и программы по формированию культуры безопасного поведения, бесспорно эффективнее и выгоднее для государства, чем программы по борьбе с последствиями недостаточного уровня здоровья.
Однако наличие образовательных программ и нормативных документов не дает полной уверенности в безопасности школьника и его ближайшего окружения. В данном случае, стоит отметить, что подростковый возраст является крайне рискованным с точки зрения развития личности. Стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в неоправданно рискованных поступках современных подростков. Несоблюдение элементарных правил дорожной, пожарной безопасности, недостаток культуры безопасного поведения в обществе, на природе ежегодно ведут к гибели и травматизму несовершеннолетних. В связи с этим, особенно актуальной становится проблема подготовки подростков к безопасному поведению в повседневной жизни.
В целях подготовки к безопасному поведению в 5-11 классах общеобразовательных учебных заведений введены учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и др. В массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности преобладает зна-ниево-ориентированный подход, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие формирование мотивов безопасного поведения. Усвоение учащимися правил безопасного поведения осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне. Все это актуализирует проблему поиска путей повышения эффективности процесса формирования безопасного поведения у подростков, связанного с развитием мыслящей способности, а значит все учебные занятия, задания должны осуществляться на основе продуктивного характера деятельности, предполагающего как индивидуальный труд учащихся, так и коллективный, на основе задействования мыслительных средств.
Педагогика
Такие условия повлекут переход к субъект-субъектным содержательным отношениям в учебном процессе. Кроме того, отметим, что чаще формирование безопасного поведения рассматривается во внеурочной деятельности, наш подход предусматривает формирование оснований безопасного поведения в учебном процессе, тем самым учебную деятельность мы рассматриваем как средство формирования безопасного поведения.
«Безопасное поведение» рассматривается как специфическая форма реализации субъекта, выраженная в системе действий или поступков, направленных на обеспечение оптимального уровня защищенности во всех сферах жизнедеятельности [6]. Исследователь Попков А.В. предлагает критерии и показатели готовности подростков к безопасному поведению:
- когнитивный (наличие знаний о способах безопасного поведения, познавательная активность, аналитический стиль мышления);
- мотивационно-потребностный (направленность и мотивация подростков на безопасное поведение, потребность и желание подростков в обеспечении личной и общественной безопасности, уровень внутренней мотивации учащихся к подготовке и самоподготовке в области безопасности);
- деятельностно-практический (навыки, умения, необходимые для реализации безопасного поведения, физическая подготовленность, нервно-психологическая устойчивость, уровень тревожности как показатель развития уверенности подростков, реализация безопасного поведения в повседневной жизни);
- творческий (способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к инновациям) [5].
Данные показатели свидетельствуют о том, что основное их формирование происходит в образовательном процессе. Под безопасным поведением подростков мы понимаем систему взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности и контролируемых самим человеком.
Исследование понятия «культура» (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, А. Моль и др.) и толкований с различных профессиональных позиций (В.П. Беспалько, А.В. Генералов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.) позволили определить культуру безопасного поведения как систему исторически сложившихся социально значимых ценностей и качеств личности, регулирующих, направляющих и контролирующих действия или поступки, обеспечивающие оптимальный уровень защищённости субъекта [6].
Заметим, что безопасное поведение включает такие компоненты, как предвидение и прогнозирование опасности, систему действий по предотвращению опасной ситуации, опыт взаимодействия с опасной ситуацией. Первые компоненты и должны формироваться в большей степени в учебном процессе на основе развития мышления обучающихся. Таким образом существенный вклад в процесс обогащения опыта безопасного поведения вносит школьное образование. Образование предоставляет возможность детям и подросткам в процессе деятельности усвоить нормы и правила безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, в обществе. От того насколько развито мышление подростка, его способности выполнять мыслительные операции, осуществлять выбор, совершать обдуманные действия и нести ответственность за принятые решения зависит его собственная безопасность, а также безопасность окружающих людей.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1996. - 536 с.
2. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика // Вопросы философии. - 1974. - №2. - С. 75-79.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
4. Ищенко Т.Н. Основы дидактики: Курс лекций. - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 220 с.
5. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - 2-е изд. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
6. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2007.
7. Хотченкова Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика»: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006.