Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие / музыкальное восприятие / интерес / положительное эмоционально-оценочное отношение / исполнительская деятельность / development / music perception / interest / positive emotional-evaluative attitude / performing activity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радынова Ольга Петровна

Статья посвящена анализу проблемы развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста при обучении их в музыкальных школах и детских садах. Показано, что процесс развития музыкального восприятия тесно связан с формированием у детей интереса к музыке, накоплением опыта положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке и исполнительской деятельности. Рекомендуются методы и формы организации музыкальной деятельности, способствующие эффективности процесса развития музыкального восприятия детей в работе по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUSIC PERCEPTION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the analysis of the problem of the development of music perception of preschool children when teaching them in music schools and kindergartens. It is shown that the process of development of music perception is closely related to the formation of children’s interest in music, the accumulation of experience of a positive emotional-evaluative attitude towards music and performing activities. Methods and forms of organizing music activity are recommended that contribute to the effectiveness of the process of developing children’s music perception in the teaching based on O. P. Radynova’s “Music Masterpieces” program.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.21 ББК 74.100.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-5-206-213

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О. П. Радынова

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста при обучении их в музыкальных школах и детских садах. Показано, что процесс развития музыкального восприятия тесно связан с формированием у детей интереса к музыке, накоплением опыта положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке и исполнительской деятельности. Рекомендуются методы и формы организации музыкальной деятельности, способствующие эффективности процесса развития музыкального восприятия детей в работе по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Ключевые слова: развитие, музыкальное восприятие, интерес, положительное эмоционально-оценочное отношение, исполнительская деятельность.

Для цитирования: Радынова О. П. Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста // Наука и школа. 2024. № 5. С. 206-213. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-5-206-213.

DEVELOPMENT OF MUSIC PERCEPTION OF PRESCHOOL CHILDREN

О. P. Radynova

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of the development of music perception of preschool children when teaching them in music schools and kindergartens. It is shown that the process of development of music perception is closely related to the formation of children's interest in music, the accumulation of experience of a positive emotional-evaluative attitude towards music and performing activities. Methods and forms of

© Радынова О. П., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

organizing music activity are recommended that contribute to the effectiveness of the process of developing children's music perception in the teaching based on O. P. Radynova's "Music Masterpieces" program.

Keywords: development, music perception, interest, positive emotional-evaluative attitude, performing activity.

Cite as: Radynova O. P. Development of music perception of preschool children. Nauka i shkola. 2024, No. 5, pp. 206-213. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-5-206-213.

Исследуемая проблема, когда классическая музыка практически не звучит ни в семье, ни в детских садах и заменяется эстрадным вокалом, сейчас, как никогда, актуальна. Многие молодые родители предпочитают более престижное, с их точки зрения, образование для своих детей и не обучают их в музыкальной школе.

Часто дети с удовольствием начинают заниматься музыкой, но интерес их к занятиям быстро угасает. Здесь причину приходится искать уже в устоявшихся методах обучения игре на инструменте, не способствующих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, накоплению ценностного опыта ее восприятия.

Начальный этап обучения игре на музыкальном инструменте очень сложен (упражнения на постановку рук, изучение нотной грамоты), поглощает много времени, отведенного на урок, и ребенок не слышит настоящей музыки. Поэтому важно предоставлять ему возможность накапливать опыт восприятия и ценностного отношения к музыке как в музыкальной школе, так и в семье и в детском саду, пополнять его тезаурус - копилку ценностных музыкальных впечатлений (Е. В. Назайкинский), пробудить интерес к музыке.

Важно находить время для исполнения педагогом привлекательных для ребенка фрагментов музыкальных произведений, рождающих яркие впечатления, проявления интереса, и побуждать выразить свое отношение к музыке в активной деятельности (вместе с педагогом поискать образные характеристики тем, настроений, подвигаться, позвенеть в колокольчик или постучать в барабан, передавая характер музыки, сравнить контрастные произведения с одним названием и пр.).

Известный отечественный психолог Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» анализирует специфику содержания музыки (как программно-изобразительной, так и непрограммной) и утверждает, что «в наиболее прямом и непосредственном смысле, содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» [1, с. 6].

Дальнейшие рассуждения ученого сводятся к анализу структуры музыкальности -выделения основных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Центром музыкальности Б. М. Теплов называет эмоциональную отзывчивость на музыку, с которой тесно связаны три музыкальные способности - ладовое чувство (эмоциональный, перцептивный компонент музыкального слуха, необходимый для восприятия и проявляющийся в интересе к музыке), музыкально-слуховые представления (репродуктивный компонент слуха, необходимый для запоминания и воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте) и чувство ритма (различение и воспроизведение ритмической пульсации в музыкальном образе).

Чтобы заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, важно развивать его музыкальность, способность эмоциональной отзывчивости, как ведущей способности, необходимой для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Известный отечественный композитор и музыковед Б. В. Асафьев проводил параллели между музыкой и речью. Он указывал, что в речи, как и в музыке, содержится определенный тонус звучания - гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения, - писал Б. В. Асафьев, - объединяет музыкальную и речевую интонацию» [2, с. 6].

Б. В. Асафьев подчеркивал важность накопления опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, подобно освоению речи, когда ребенок находится в определенной речевой среде. Если он живет в русскоязычной семье, он осваивает эту речь. Если в двуязычной среде - он будет говорить на двух языках. Поэтому так важно накапливать опыт восприятия музыки разных эпох и стилей, чтобы научиться чувствовать и понимать музыку.

Б. В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующих в музыке разных эпох и стилей, «интонационным словарем эпохи». Он подчеркивал триединство процессов сочинения, исполнения и восприятия произведений на основе творческого интонирования.

Композитор, сочиняя музыку, интонирует ее вслух или «про себя», исполнитель также интонирует произведение, в поисках варианта интерпретации, а слушатель интонирует, постигая его смысл.

Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно образуют музыкальную форму и несут в себе содержание. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (В. Г. Ражников), разворачивающуюся во времени.

Восприятие музыки детьми раннего и младшего дошкольного возраста отличается непроизвольным характером. Известный отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своем исследовании доказал, что ребенок, буквально с первых дней жизни, реагирует на звуки музыки и указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка» [3, с. 4].

Проблема доступности содержания того или иного произведения музыкальной классики детям определенного возраста обсуждается педагогами и психологами.

По нашему мнению критерии доступности произведения детям определяются его эмоциональным содержанием - выраженными в нем чувствами, настроениями, знакомыми им по жизненному опыту, а также непродолжительностью звучания произведения или его фрагмента, ввиду ограниченного объема внимания детей.

Позже, в более старшем дошкольном возрасте, и у взрослых восприятие музыки становится более осмысленным. Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью и может быть и у взрослого человека.

Н. А. Ветлугина в статье «Возраст и музыкальная восприимчивость» пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [4, с. 240].

Н. А. Ветлугина предложила использовать в беседе о содержании музыкального произведения в старшей группе детского сада поквартально три темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» (различение изобразительных моментов) и «Как рассказывает музыка?» (различение наиболее ярких выразительных средств). Эти темы можно использовать как усложнение беседы о произведении на протяжении нескольких занятий. Эти установки применялись в конспектах занятий по шести темам в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» [5].

Известный музыковед П. В. Якобсон указывал, что восприятие произведений искусства может проходить несколько ступеней - от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний до постижения его сущности и смысла [6, с. 38]. Движение восприятия от поверхности к смыслу в музыкальном произведении - это путь от целостного восприятия к дифференцированному и вновь целостному.

При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями.

Осмысленность, дифференцированность музыкального восприятия проявляется в умении прослеживать смену музыкальных интонаций (образов, настроений) и улавливать их соотнесенность.

Накопление опыта восприятия музыки сопровождается процессом оценивания полученных впечатлений. У ребенка-дошкольника оценкой являются эмоции, которые рождают положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, интерес к слушанию музыки, ее исполнению, проявлениям творческой активности.

Интерес к музыке имеет определенную структуру: эмоции, мышление и волю. В дошкольном детстве проявления эмоционального компонента превалирует над остальными (е. Боякова). Однако и мышление, и волевые процессы задействованы в исполнительской деятельности, и при восприятии музыки.

Б. М. Теплов называл музыку эмоциональным познанием. Познание музыки и отношение к ней - это двуединый процесс, в котором эмоции представляют собой непосредственную оценку произведения. Оценка же является фундаментальной характеристикой эмоций, которые всегда сопровождают любой процесс познания. В процессе художественного познания (восприятия музыки) категории «эмоция», «ценность», «опыт», «оценка», «отношение» переплетены особенно тесно.

Восприятие музыки в процессе прослеживания за сменой настроений активизирует и интеллектуальную деятельность ребенка, его музыкальное мышление. Известно, что осознание содержания музыки, выявление комплекса выразительных средств, примененных композитором, помогает глубже прочувствовать произведение, запомнить, полюбить его. Необходимо развить у детей творческое «слышание» музыки, которое предполагает побуждение к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной, интеллектуальной.

Важно, чтобы ребенок выражал свои впечатления в певческих, ритмопластических импровизациях, образном слове, движении, рисунке - в творческих действиях, требующих активной работы воображения. Развитие воображения позволяет ребенку создавать выразительные и оригинальные музыкальные образы. Именно эмоции, мышление, воображение, активизирующиеся в процессе художественной деятельности, напрямую связаны с общим эмоциональным, интеллектуальным, творческим развитием детей, и таким образом несут в себе общеразвивающий эффект.

В процессе восприятия музыки у ребенка формируется оценочное, ценностное отношение к ней при накоплении положительных впечатлений, опыта эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох и стилей (как эталонов красоты) в непосредственном общении со взрослым, «заражающим» своим ценностным отношением к музыке ребенка, увлекающим его в мир красоты и побуждающим выразить свое отношение в любой привлекательной для ребенка активной деятельности (движениях, подпевании, действиях с инструментами), помогающей расслышать в музыке смену настроений.

Эта активность - метод уподоблений характеру музыки - вызывает эмоциональные реакции удовольствия, помогает проявить свое положительное отношение, интерес к музыке, пополнить копилку ценностных музыкальных впечатлений (свой музыкальный тезаурус).

В. Н. Мясищев рассматривал интерес в свете теории отношений, подчеркивая, что он создает субъективную «призму», преломляющую все воздействия на человека. Интерес в психологии рассматривается как активное избирательное отношение, определяющее индивидуальный характер деятельности. В аксиологических теориях интерес рассматривается с позиций ценностных отношений личности (М. С. Каган). Этим подчеркивается эмоциональная природа интереса к музыке, которая направляет активность ребенка (эмоциональную, интеллектуальную, творческую). Интерес к музыке ребенка-дошкольника можно определить как формируемое личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, в первоначальных положительных оценках. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольников, если музыкальные впечатления приобретают для ребенка субъективное значение («личностный смысл»). Музыкальный интерес обращен к ценностной сфере личности ребенка.

При проявлении положительного отношения к деятельности активизируются все психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля).

Если в процессе обучения удается вызвать яркие эмоции, то они компенсируют необходимость проявления волевых процессов, увлекают ребенка, облегчают процесс исполнения произведения, делая его интересным.

Поскольку восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности детей, включенном во все другие виды исполнительской (музыкально-ритмические движения, танцы, пальчиковые игры, инструментовка произведения) и творческой деятельности (предъявление эталонов высокого искусства в творческих заданиях, развитие «словаря эмоций», сочинение своей мелодии в характера эталона), очень эффективным приемом развития восприятия является прием изучения одного произведения, используя разные виды музыкальной деятельности, чтобы глубже прочувствовать его содержание и по-разному выразить его, в различных видах уподоблений характеру музыки.

Успешному развитию музыкального восприятия детей способствовали применяемые методы, формы организации музыкальной деятельности, вариативное применение репертуара:

• репертуар музыкальной классики представлен в программе «Музыкальные шедевры» в избыточном количестве (около 500 произведений на 10 Ой-дисках -«Музыкальная шкатулка», с книгой творческих заданий [7], ноты, конспекты занятий - 5 книг по шести темам) [5], что предполагало возможность его выбора

и замены с целью ознакомления с ним не только детей, но и педагога - для формирования его музыкальной культуры и возможности поделиться возникшими эмоциями, показать произведения детям как эталоны красоты, направляя их активность (эмоциональную, интеллектуальную, творческую);

• применение методов контрастного сопоставления произведений (контраст жанров, контраст в пределах одного жанра, одного названия, контраст настроений, контраст внутри одного настроения, различение его оттенков, и др.) и уподобления характеру музыки (словесное, музыкально-ритмическое, вокальное, мимическое полихудожественное и др.) показали свою эффективность, способствовали возникновению интереса к занятиям, развитию музыкального восприятия;

• применение игровых приемов в игре первоначальных упражнений при обучении игре на музыкальном инструменте придавали им характер занимательности и создания эмоциональной атмосферы занятий;

• применение разнообразных форм организации деятельности детей - индивидуальных занятий, праздничных утренников на репертуаре музыкальной классики, постановки спектаклей на основе театрализованных игр (музыкальные игры-сказки, озвученные лейтмотивами героев и событий сказки) способствовали вариативности музыкальных занятий, возникновению и удержанию интереса к ним.

В результате у детей появляются любимые произведения, просьбы их повторить, желание слушать музыку и обучаться игре на инструменте, развивается образная речь, «словарь эмоций», дети с радостью приходят на музыкальные занятия.

Принципы организации содержания в программе «Музыкальные шедевры»:

• тематический принцип (наличие шести тем - «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»);

• принцип контрастного сопоставления произведений (разных жанров, одного жанра. произведений с близкими названиями, в сольном и оркестровом исполнении и др.);

• концентрический принцип (повторяемость шести тем в каждой возрастной группе на новом репертуаре, с целью углубления представлений о музыке);

• принцип гибкости в применении репертуара в разных возрастных группах детского сада;

• принцип синкретизма (объединение видов искусства в полихудожественной деятельности - рисование с музыкой, игры-драматизации с ведущей ролью музыки, занятия ритмикой.

Эти принципы позволяют педагогу проявлять самостоятельность и творчество в руководстве процессом восприятия музыки.

Программа формирования основ музыкально-эстетической культуры детей «Ребенок в мире прекрасного», созданная в дополнение к программе «Музыкальные шедевры», также реализует названные принципы, но средствами разных видов искусства.

Одной из новых форм организации музыкальной деятельности детей в этой программе являются музыкальные игры-сказки, озвученные фрагментами произведений из сокровищницы музыкальной классики, близкими характеру героев и событиям сюжета. Особенностью этой театрализованной игры является чтение текста педагогом, а дети произносят только отдельные реплики персонажей. Это облегчает их применение, так как детям бывает трудно запоминать весь текст сказки и они произносят его невыразительно.

Музыкальная игра-сказка помогает ребенку накопить опыт восприятия музыкальных шедевров разных эпох в занимательной музыкально-художественной игровой деятельности, опыт сопереживания персонажам, «прочувствования», осознания и творческого выражения своего отношения к сюжету, персонажам сказки с помощью самого эмоционального искусства - музыки. Важно, что яркий эмоциональный отклик детей, сопереживание музыке всегда сопровождают действие, так как при интеграции разных видов музыкальной и художественной деятельности (при ведущей роли музыки) происходит удвоение, многократное умножение художественных впечатлений детей.

Праздничные утренники также могут проводиться на репертуаре классической музыки, подобно музыкальным играм-сказкам [8].

Новое пособие к программе О. П. Радыновой «Ребенок в мире прекрасного» в виде четырех альбомов с репродукциями картин великих художников - «Слушаем и рисуем музыку», сопровождающихся звучанием музыкальных произведений классики (на четырех Ой-дисках), подобранных в соответствии с содержанием картин и эмоционально их дополняя, вышло в издательстве «Русское слово» в 2023 г. в соавторстве с Н. В. Барышевой и Ю. В. Пановой. Это пособие может быть использовано как в семье, так и на занятиях в детском саду. Восприятие произведений изобразительного и музыкального искусства как эталонов красоты, с разъяснениями и методическими указаниями для применения разных техник рисования, метода полихудожественного уподобления характеру музыки, помогает развивать творческие способности детей [9].

Великий отечественный психолог - Л. С. Выготский считал творчество постоянным спутником детского развития. Он анализировал возможности искусства в этом процессе и подчеркивал, что не результат, а сам процесс детского творчества важен для развития личности ребенка.

«Часто музыкальное произведение вызывает в человеке... сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки», - писал Л. С. Выготский [10, с. 15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 2.

3. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.

4. Ветлугина Н. А. Восприятие музыки. М., 1980.

5. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры» и конспекты занятий по темам. Книги: «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты». М., 2016.

6. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

7. Радынова О. П. Музыкальная шкатулка (10 СБ-дисков с книгой «Слушаем музыку») - фоно-хрестоматия для программы «Музыкальные шедевры». М.: ТЦ СФЕРА, 2020.

8. Радынова О. П., Барышева Н. В., Панова Ю. В. «Праздничные утренники и музыкальные досуги» (с тремя СБ-дисками) для детей 3-7 лет. М.: Русское слово, 2021.

9. Радынова О. П., Барышева Н. В., Панова Ю. В. Слушаем и рисуем музыку: 4 альбома (с четырьмя СБ-дисками) для детей 3-7 лет. М.: Русское слово, 2022.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 3-е. М., 1991.

11. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

12. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности. М., 1956.

13. Радынова О. П. Инновационные процессы в музыкальном образовании дошкольников // Преподаватель ХХ1 век. 2013. № 2. С. 71-76.

14. Радынова О. П. Программа «Ребенок в мире прекрасного». М.: Русское слово, 2024.

REFERENCES

1. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh sposobnostey. Moscow, 2003.

2. Asafyev B. V. Muzykalnaya forma kakprotsess. Leningrad, 1971. Vol. 2.

3. Bekhterev V. M. Znachenie muzyki v esteticheskom vospitanii rebenka s pervykh dney ego detstva. Moscow, 1916.

4. Vetlugina N. A. Vospriyatie muzyki. Moscow, 1980.

5. Radynova O. P. Programma "Muzykalnye shedevry" i konspekty zanyatiy po temam. Knigi: "Nastroeniya, chuvstva v muzyke", "Pesnya, tanets, marsh", "Muzyka rasskazyvaet o zhivotnykh i ptitsakh", "Priroda i muzyka", "Skazka v muzyke", "Muzykalnye instrumenty". Moscow, 2016.

6. Yakobson P. M. Psikhologiya khudozhestvennogo vospriyatiya. Moscow, 1964.

7. Radynova O. P. Muzykalnaya shkatulka (10 CD-diskov s knigoy "Slushaem muzyku") - fonokhres-tomatiya dlya programmy "Muzykalnye shedevry". Moscow: TTs SFERA, 2020.

8. Radynova O. P., Barysheva N. V., Panova Yu. V. Prazdnichnye utrenniki i muzykalnye dosugi (s tremya CD-diskami) dlya detey 3-7 let. Moscow: Russkoe slovo, 2021.

9. Radynova O. P., Barysheva N. V., Panova Yu. V. Slushaem i risuem muzyku: 4 alboma (s chetyrmya CD-diskami) dlya detey 3-7 let. Moscow: Russkoe slovo, 2022.

10. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Izd. 3-e. Moscow, 1991.

11. Nazaykinskiy E. V. O psikhologii muzykalnogo vospriyatiya. Moscow, 1972.

12. Myasishchev V. N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k deystvitelnosti. Moscow, 1956.

13. Radynova O. P. Innovatsionnye protsessy v muzykalnom obrazovanii doshkolnikov. Prepodavatel XXI vek. 2013, No. 2, pp. 71-76.

14. Radynova O. P. Programma "Rebenok v mire prekrasnogo". Moscow: Russkoe slovo, 2024.

Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры фортепианного искусства, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: [email protected]

Radynova О1да P., ScD in Education, Professor, Piano Art Department, Moscow A. Schnittke Music Institute

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.04.2024 The article was received on 28.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.