УДК 94 (470.46) «1917/1991» ББК 63.3(2Рос-4Аст)6 Т 81
О.В. Тузова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, тел.: 8-987-902-40-16, e-mail: ovtuzova@mail.ru
Развитие музыкального творчества в Астрахани
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена изучению музыкальной жизни Астрахани в 19391945 гг. на основе историко-генетического, хронологического, системного, компаративного подходов и с применением теоретического моделирования. Автор выделяет и анализирует состояние компонентов астраханской региональной модели: управленческого, концертно-организационного, театрального, образовательного, музыковедческого, креативного, самодеятельного, производственно-технического и информационного. Рассматриваются факторы, повлиявшие на ее развитие в период Второй мировой войны.
Ключевые слова: музыкально-культурная система; астраханская модель; системный подход; компаративный подход; Вторая мировая война, Великая Отечественная война.
O.V. Tuzova,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology, Politology and National History of Samara State Technical University, Samara, ph.: 8-987-902-40-16, e-mail: ovtuzova@mail.ru
The development of musical creativity in Astrakhan
Abstract. The paper studies musical life of Astrakhan in the years 1939-1945 on the basis of historical-genetic, chronological, systematic, comparative approaches and using theoretical modeling. The author identifies and analyzes the state of the components of the Astrakhan regional model: managerial, concert organizational, theatrical, educational, musicological, creative, amateur, production and technology and information. Factors that influenced its development during the Second World War are considered too.
Keywords: musical and cultural system; Astrakhan model; systematic approach; comparative approach; The Second World War, the Great Patriotic War.
Комплексная реконструкция регио- и траекторией развития, остается недо-нальной музыкальной культуры в пе- статочно изученной. В историографи-риод Второй мировой войны 1939-1945 ческом контексте выделяются только гг. стоит в ряду актуальных проблем работы М. Этингера и описывающие современной исторической науки. Наи- отрывочно период 1939-1945 гг. изболев эффективным для воссоздания дания об Астраханском музыкальном панорамы музыкальной жизни страны училище и о М.П. Максаковой [1]. в XX веке мы считаем методологиче- В задачи настоящего исследования ский альянс системного, компаратив- входит выявление структуры астрахан-ного, хронологического и историко-ге- ской модели и основных тенденций и нетического подходов, позволяющий факторов ее развития в 1939-1945 гг. выделить и описать модели отечествен- Модели музыкально-культурной си-ной музыкально-культурной системы стемы включают управленческий, (казанская, саратовская, куйбышев- концертно-организационный, музы-ская и т.д.). Астраханская модель, кально-театральный, образовательный, обладающая собственным колоритом музыковедческий, креативный, самоде-
ятельный, производственно-технический, информационный компоненты. В территориальном плане модель совпадала с Астраханским округом, находившимся в составе Сталинградской области; а затем, подобно Ульяновской, получившим областной статус в 1943 г.
Управление музыкальной культурой осуществлялось не специализированными, а отраслевыми органами — окружным отделом по делам искусств, подчинявшимся Сталинградскому областному отделу по делам искусств; выше — Комитету по делам искусств при СНК РСФСР и Управлению по делам искусств при СНК СССР. Астраханский окружной отдел по делам искусств располагался в здании окружного исполкома [2]. В связи с административной трансформацией организовали Астраханский областной отдел по делам искусств (ул. Бурова, д. 18). Управленческий компонент отличался нестабильностью по причине частой смены руководства в 1939 — 1945 гг. Должность начальника отдела по делам искусств занимали А.Д. Гродская, Н.Д. Левшина, Е. Дульцин, Г.М. Каверин. Как и в других моделях, фактически контроль над всеми учреждениями находился в компетенции партийных органов [3].
Среди призванных консолидировать и координировать деятельность представителей культуры институтов — Астраханское отделение союза работников искусств, сформированное в сентябре 1944 г. в оргбюро вошли: дирижер драмтеатра М.Л. Тритуз (председатель), директор картинной галереи А. М. Токарева, начальник Астраханского отдела по делам искусств Г.М. Каверин, директор драмтеатра А.Д. Гродская, режиссер И.А. Раби-чев, артистка ТЮЗ П. Мазанова, актер А.Я. Полетаев [4].
25 января 1945 г. на общем собрании работников искусств города создали отделение Всероссийского театрального общества (далее — ВТО), расположившееся в здании драмтеатра им. С. М. Кирова (ул. Советская, 28). В оргбюро под председательством артистки Стемпковской включили
Истомина-Костровского (художественный руководитель), Фабичева (режиссер), Каверина, Тритуза (председатель Обкома Рабис), Белоярцева (художественный руководитель ТЮЗа), артистов Ильину и Головина. Функции Астраханского отделения были типичными для аналогов: просмотр и обсуждение спектаклей, проведение конференций и творческих вечеров, мероприятий к знаменательным датам, работа с молодежью, художественное обслуживание Красной Армии, досуг артистов («творческие понедельники») и др. [5].
В 1944-1945 гг. устойчивость приобрели традиции проведения творческих вечеров по средам в редакции газеты «Волга» и литературно-музыкальных пятниц по инициативе Областной библиотеки им. Н. К. Крупской, редакции газеты «Морской рейд» и Астраханского отделения ВТО [6].
Первоначально концертно-органи-зационный компонент был представлен Астраханской государственной эстрадой, реорганизованной в конце августа 1939 г. в филиал Сталинградской областной филармонии. За первый год состоялось 300 концертов в городе и свыше 100 — в сельской местности, но практически вся работа строилась на привлечении гастролеров. Вероятно, в связи с ликвидацией Сталинградской филармонии в начале войны изменился статус Астраханского филиала. В августе 1941 г. он обозначался в местной печати как «госэстрада». Одним из ее подразделений был Украинский ансамбль, выступавший в тылу и на фронте с фрагментами из национальных опер, музыкальных спектаклей, с жанровыми фольклорными сценками, народными песнями, танцами, сказами. Рецензенты отмечали среди наиболее удачных постановку одноактного водевиля «Бувалыцина», отрывки из оперы «Запорожец за Дунаем» Гу-лак-Артемовского в концертном варианте, спектакль «Наталка — Полтавка» Лысенко. В августе 1941 г. были организованы бригады для обслуживания районов, в том числе национальные — татарскую и украинскую;
в репертуаре которых — патриотические песни и интермедии на актуальные темы [7].
В августе 1944 г. госэстраду преобразовали в Астраханскую областную филармонию (ул. Советская, 18). Учреждение получило количественное развитие: к июню 1944 г. коллектив пополнился группой артистов из г. Чкалова, в декабре 1944 г. создали народный хор из 50 человек (хормейстер И. Де-рюжкин), начал работу джаз. По данным на весну 1945 г. в штате числилось 72 человека. Одной из характерных особенностей концертного пространства региона являлся аудиторный сегмент — рыбаки и работники рыбной промышленности. К минусам в работе филармонии относили отсутствие балетного жанра и оригинальных эстрадных форм [8].
Как и в других моделях, в астраханской практиковались выступления джазовых («АРС», «Заря» и проч.) и симфонических («Модерн», под управлением А. Васильева) оркестров в кинотеатрах города. В октябре 1941 г. состоялись концерты симфонического оркестра при кинотеатре «Родина»; на них прозвучали произведения Моцарта, Чайковского, Рубинштейна, Лега-ра, Масканьи, Хайта [9].
Заметную роль в музыкальной жизни Астрахани играл Дворец пионеров, ставший центром детского творчества. Контингент музыкального отдела к концу 1938/1939 уч. года насчитывал 500 человек: пионерский ансамбль (120 певцов), оркестр баянистов (15 человек), струнный оркестр (15 человек) и танцевальная группа (80 человек). Помимо прочего, ансамбль поставил в 1939 г. оперу «Гуси-лебеди», в 1940 г.
— «Волк и семеро козлят», в 1943 г.
— балет «Снегурочка». В марте 1940 г. открыли детский лекторий по циклам: музыка, изоискусство, техника, театр, архитектура. Аудиторию знакомили с жизнью и творчеством композиторов, с музыкальной культурой в СССР и проч. В стенах Дворца проводили костюмированные и новогодние балы, концерты и мн. др. Например, в январе 1941 г. Дворец пионеров в период
школьных каникул посетило 10 тыс., а в 1943-1944 гг. — 8 тыс. детей [10].
В середине августа 1945 г. приняли решение о создании ансамбля песни и пляски астраханских рыбаков (50 вокалистов, оркестр из 20 музыкантов и танцевальная группа); художественным руководителем назначили В.Ф. Белоярцева, главным дирижером — Е.А. Синицына [11].
Стационарный музыкальный театр в Астрахани к 1939 г. отсутствовал. Потребность системы в компоненте восполнялась сезонными выступлениями Сталинградского театра музыкальной комедии в летнем саду им К. Маркса: в 1939 и в 1940 гг. коллектив показывал практически весь репертуар и параллельно работал над новыми пьесами: «Сотый тигр», «Свадьба в Малиновке», «Соловьиный сад», «Золотая долина» и проч. В период Великой Отечественной войны театр находился в Астрахани с 1 ноября 1941 г. по 6 мая 1942 г. Затем труппу отправили в Омск; но с конца ноября 1943 г. до апреля 1944 г. он вновь располагался в Астрахани. Несмотря на бытовые и материальные сложности, коллектив готовил премьеры («Принцесса цирка», март 1942 г.), устраивал вечера оперетт, проводил шефские концерты, в том числе в пользу Фонда постройки противотанковой эскадрильи «Советский артист». Окружные организации наградили 21 работника театра грамотами за обслуживание госпиталей: артисты не только давали концерты, но и помогали в починке белья и уборке помещений [12].
Летом 1940 г. в Астраханском летнем театре им. К. Маркса гастролировал Республиканский оперный театр Мордовской АССР в составе 150 человек. Труппа знакомила публику со спектаклями: «Князь Игорь», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Чио-Чио-сан», «Дочь кардинала» и др. [13].
Востребованность музыкально-театрального искусства в астраханской модели была ярко выраженной, а стремление местных творческих сил к созиданию в этой сфере — «подвижническим». За 1939-1945 гг. было
реализовано несколько оперных проектов различного формата. В начале 1939 г. вокальный кружок Дома инженерно-технических работников под руководством М.Т. Сивко под аккомпанемент фортепиано показал несколько сцен из «Русалки» A.C. Даргомыжского, а в мае того же года на сцене клуба «Водопровода» почти целиком поставили спектакль «Евгений Онегин» П.И. Чайковского [14].
В декабре 1939 г. вокально-хоровой кружок Дома учителя под руководством Н. Фролова приступил к постановке патриотической оперы В. Буг лая «Родина зовет». Сюжет гармонировал с милитаризацией общественного сознания: в разгар колхозной свадьбы жених получал известие о гибели своего брата-пограничника и безотлагательно писал письмо наркому с просьбой
0 зачислении в Красную армию [15].
Общегородским проектом стал спектакль «Евгений Онегин», показанный 7 мая 1940 г. в рамках празднования 100-летия П.И. Чайковского. Режиссером-постановщиком утвердили артиста драмтеатра Е.С. Родионова, дирижером — Г.С. Цейхенштейна, концертмейстером — М.И. Иконицкую; художественное оформление возложили на В. П. Гилева. Хор в составе 50 человек скомплектовали из речников, железнодорожников и коллектива музучи-лища; в оркестр привлекли 30 человек. Партию Онегина исполнял конструктор судоверфи В.М. Коробко, сын капитана
1 ранга М.П. Коробко (роль Гремина). Как указывалось в прессе, Ленского пел Е.Я. Тимухин, «сын батрака и прачки, по специальности электрослесарь, которому советская власть предоставила возможность закончить Ленинградскую консерваторию», партию Ольги
— Е. А. Краузе — врач клинической больницы №2, Татьяны — М.И. Кор-женьянц, артистка госэстрады; няни
— домохозяйка Е.П. Завзина, дочь бондаря. Всего участвовало 120 человек. Подготовленную за 2 месяца оперу назвали в печати «большой победой на фронте музыкальной культуры» [16].
В апреле 1941 г. показали оперу «Фауст», работа над которой началась
в конце 1940 г. (дирижер — Г.С. Цей-хенштейн, постановщик — режиссер драмтеатра И.Г. Орский, балетмейстер
— Е.М. Новаковская) [17]. Консолидация творческих сил на осуществление театральных проектов с доминирующей долей любителей — явление, свойственное и другим региональным моделям: например, в Пензе стационарный оперный театр вырос из самодеятельного кружка.
В январе 1942 г. благодаря усилиям эвакуировавшейся М.П. Максаковой, оперный коллектив из артистов Московского и Донецкого театров открыл сезон постановкой «Евгений Онегин». В труппу вошли Колобов, Соловьев, Жоголева, Тархов, Нагорная, Новикова, Семенова и Прилепа. Спектакли сопровождали 2 фортепиано и секстет струнных инструментов. В репертуарном портфеле — «Риголетто», «Пиковая дама», «Фауст», «Паяцы»; артисты разнообразили выступления за счет концертов, в программу которых включали сцены из произведений «Царская невеста», «Аида», «Кармен». Основными площадками были драм-театр и театр юного зрителя. В августе 1942 г. показали новую постановку — «Русалка» A.C. Даргомыжского (режиссер — Белоярцев; балетмейстер
— Баранович из Ленинградского Малого театра), а в октябре 1942 г. — премьеру «Травиаты» [18].
Материалы местной печати содержат последовательно разные названия новообразования: «Астраханский оперный коллектив», с декабря 1942 г. до мая 1943 г. — «Астраханский театр оперы и музкомедии», затем — «филиал драмтеатра». Несмотря на попытки кадровых вливаний (летом 1943 г. труппа пополнилась за счет солистки Харьковской оперы Е.А. Вышатиной и артиста Бакинского театра В.В. Качалова), незрелость коллектива, реэвакуация ключевых фигур местной оперной сцены — Максаковой, а затем Тархова, недостаточная поддержка со стороны власти, возможно, стали причинами того, что оперный компонент не получил серьезного развития в крае в изучаемый отрезок времени [19].
В августе 1944 г. на 2 месяца приехал недавно созданный театр муз-комедии из Таганрога. Репертуар был в целом типичным: «Сильва», «Баядера», «Роз-Мари», «Коломбина», «Мариэтта», «Ярмарка невест», «Свадьба в Малиновке», оперетты Легара, «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова. Гастроли театра затянулись; по архивным данным за ноябрь 1944 г., положение коллектива оказалось тяжелым, так как зимняя одежда артистов осталась в родном городе [20]. В августе 1945 г. Астрахань посетил Пензенский оперный театр, показывавший «Русалку» и «Чио-чио-сан» [21].
Тем не менее, в рамках исследуемого периода в Астрахани появился театр музыкальной комедии. Об усиленных организационных мероприятиях свидетельствуют объявления в местной печати. Например, в сентябре 1945 г. дирекция извещала о вакансиях секретаря-машинистки, механика по отоплению, контролеров, гардеробщиков, вахтеров, плотников, кочегаров, уборщиц, швейцаров, рассыльного, портнихи и др. В августе — ноябре 1945 г. комплектовали вспомогательный состав — хор и балет; театр приобретал мебель, чайные и кофейные сервизы, вазы, канделябры, люстры, ковры и проч.; арендовал комнаты в районе ТЮЗ и драмтеатра [22].
По сведениям на октябрь 1945 г. в труппу Астраханского театра музыкальной комедии включены на роли героев Канабих и Маркова, героинь — Жоголева и Успенская, простаков — Ветров, Гайдаров, Тольский, субретки — Ревинская, Игнатовская и Ветрова, каскадной — Савельева, комиков — Карликовский, Попов. Художественным руководителем стал П.С. Бернацкий, режиссером — Ю.Н. Па-житский, заведующим музыкальной частью и главным дирижером — И.Т. Лавров, главным художником — И.С. Смирнов, художником — Клейман, балетмейстером — Романовский. Театр открылся спектаклями «Свадьба в Малиновке» и «Сильва» в здании ТЮЗ с реконструированным нижним этажом и расширенной сценой [23].
Базовыми образовательными институтами в Астрахани являлись музыкальное училище и детская музыкальная школа. Как и в некоторых других моделях Поволжья (например, в Энгельсской), они находились в тесном взаимодействии, усиливавшемся за счет расположения в одном здании и совмещения преподавателями должностей [24].
В связи с началом Великой Отечественной войны астраханская модель, как и другие аналоги, подверглась редукции. 23 августа 1941 г. был издан приказ №4 окружного отдела по делам искусств о временном закрытии художественного, музыкального училища и ДМШ. Г.М. Каверину предложили перевести школу на хозрасчет (самоокупаемость) и организовать музыкальные курсы при ней. Музыкальные курсы осуществляли подготовку кадров на платной основе по сокращенной программе, ограниченной специальными предметами. Руководство курсами поручили Т.И. Жоголевой, а затем A.B. Череминой [25].
Училище восстановили в 1944 г., но здание, в котором оно ранее находилось, было предоставлено средней школе №14 и вечерней школе для взрослых. Для ДМШ и училища в нем выделили 6 комнат; общежитием не располагали по причине отсутствия помещения. Хозяйственный инвентарь бывшего общежития в 1942 г. передали в распоряжение частей Красной армии. В итоге 60% занятий училища и школы перенесли на квартиры преподавателей, исключили из плана ряд обязательных дисциплин, концерты не проводили, свели до минимума массовые политико-воспитательные мероприятия отказались от приема абитуриентов из области, нормы приема не выдерживали. В результате пришлось констатировать невыполнение учебного плана, плохую посещаемость и успеваемость. Обращения к властным структурам по вопросу о предоставлении площадей результативностью не отличались [26].
Астраханское музыкальное училище представляло собой важнейший
субъект концертной и театральной деятельности, «инициатора лучших начинаний». Существенную роль играл симфонический оркестр под управлением Г.С. Цейхенштейна (по данным на октябрь 1940 г. в него входило 25 человек). Исполнительская практика оживилась в начале 1945 г.: в числе первых — концерт преподавателя JI. Шубовой; камерный концерт по классам скрипки и фортепиано из произведений JI. Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига. В мае 1945 г. выступление силами училища (сочинения П.И. Чайковского, Э. Грига, И. Брамса) стало частью творческой среды редакции газеты «Волга». В начале июня 1945 г. в отчетном концерте в зале Дома партийного просвещения участвовали ученики С.П. Загоскиной, A.M. Мышкиной, Н.Я. Фурера, Н.И. Имертреу и A.A. Фотиной (фортепиано), И.Л. Шошиной (скрипка), В.Н. Бородиной и B.C. Сластникова (вокал) [27].
Образовательный компонент развивался в русле общегосударственных тенденций (централизация, регламентация, преемственность начального и среднего звеньев). В 1939—1941 гг. усложнялась его структура, постепенно укреплялась материальная база. В военных условиях 1941—1945 гг. проявилась стабильность распространенного в региональном контексте комплекса «школа — училище», сохранившегося в измененном формате («школа — курсы») в редукционный период, что представлялось одновременно инволюционным шагом и способом защиты системы. К явлениям последнего порядка относится и расширенный функционал образовательных институтов (симфонические, оперные, хоровые проекты и проч.), что связано с дефицитом других компонентов музыкально-культурной системы в астраханской модели: музыкально-театрального, концертно-организационного, музыковедческого. В целом итогом периода 1939—1945 гг. стала депрессивная динамика развития профессиональной музыкально-образовательной системы Астрахани.
Сведения о композиторах Астрахани в исследуемый период крайне скуд-
ны. Имеются упоминания об А. Лебединском как о молодом композиторе, написавшем романсы «Золотые огни», «Часовой», «Сказки». Лебединский представил свои произведения для обсуждения на творческой среде редакции газеты «Волга» в мае 1945 г. [28].
Преподавателю музыкального училища С. Г. Домерщиковой принадлежали фортепианные произведения «Прелюд №3», «Арабески», «Парус» и «На баррикады», романсы «Сосна», «Я хочу быть свободной» [29].
Существует также информация о соавторстве С. Каца и М.Л. Тритуза в постановке драмтеатра им. С.М. Кирова «Взаимная любовь» (отметим, что последний внес большой вклад в сохранение и развитие калмыцкой музыки, явился автором сборника калмыцких народных и революционных песен в 1934 г.) [30].
Артист драмтеатра М. Головин создавал жанровые песни — отклики на военные события: например, песня «Одесса — мама» о возвращении моряков в родной город; об открытии Второго фронта — «Песенка английских моряков» [31].
Одним из важнейших направлений в музыкознании является фольклористика. В Астрахани функцию сбора эмпирического материала инициировал и выполнял не Дом народного творчества, как в большинстве моделей, а педагогический институт, непрофильный для музыкально-культурной системы. Особенность модели проявилась и в ориентации на сбор рыбацкого фольклора. В июле 1939 г. в редакции газеты «Коммунист» созвали совещание, на котором доклад на тему «Ловецкий фольклор на нижней Волге и северном Каспии» прочитал преподаватель кафедры литературы Г.М. Барков, а сообщение о фольклоре ловецких сел округа — студент Я. Огарков [32].
Главными задачами экспедиций определялись запись ловецких сказок, песен, частушек, загадок, пословиц, устных современных и дореволюционных сказов. В августе 1939 г. экспедиция в составе Г.М. Баркова, студентов М. Ростовцева и Я. Огаркова,
посетившая Икрянинский и Камызяк-ский районы, собрала более 1200 текстов. Источниками записи оказались представители различных профессий — рыбачка, работницы неводного цеха, домохозяйки и др. Так, у колхозника с. Федоровки A.B. Кокушкина записали более 120 песен — старых хоровых русских и украинских, революционных, времен гражданской войны, шуточных, плясовых. В сентябре в газете «Коммунист» поместили результаты в рубрике «Волго-Каспий в народном творчестве» [33]. Экспедиция января— февраля 1940 г. под руководством Г.М. Баркова (студенты О. Пинаева, М. Ростовцев, М. Шаталина, Н. Винокурова) собрала более 1000 произведений; итоги заслушивали на кафедре литературы пединститута [34].
В сентябре 1945 г. поднимали вопрос о необходимости возобновления фольклорных экспедиций. В 19411944 гг. изредка проводили записи в рыбацких бригадах, больше всего Икрянинского района. Там зафиксировали частушки о помощи фронту рыбой, деньгами, варежками, шапками-ушанками. В октябре 1945 г. Обком Союза рыбников Юга направил кружкам самодеятельности рыбаков и работников заводов материалы с частушками, обработанными в военный период [35].
Основными каналами распространения специализированной информации в астраханской модели была местная газета «Коммунист» («Волга»), радиокомитет, достаточно редко — областная газета «Сталинградская правда».
Постоянным автором статей по музыкальной тематике и рецензентом был H.H. Фролов, активный деятель культуры края, выпускник Астраханского музыкального училища, после войны ставший его директором. В центре его внимания — концерты училища, гастрольных исполнителей, московского театра пластического балета, ансамбля красноармейской песни и пляски, Астраханской филармонии, Государственного оркестра народных инструментов СССР, спектакли Мордовского театра, работа Дворца пионе-
ров, помощь самодеятельным коллективам учителей [36].
Активно выступала в местной печати С.Г. Домерщикова. Ее перу принадлежат рецензии на концерты Н. Дор-лиак; Цесевича, Ширвинда и Бермана, гастроли Я. Флиера, постановки Астраханского оперного коллектива («Пиковая дама»); статья о творчестве A.C. Аренского, В. С. Калинникова [37].
Примечательно, что проблемы музыкальной жизни края интересовали не только профессионалов. Например, известный астраханский писатель и журналист К.И. Ерымовский публиковал материалы о летнем театре им. К. Маркса, вечерах театральных работников, о работе госэстрады, о гастролях калмыцкого национального ансамбля песни и пляски [38]. Г. Колпиков писал рецензии на концерты музыкального училища 3. JIo-дий, М. Шифмана, М.П. Максаковой, Е. Рагзиной, материалы о репетициях оперы «Евгений Онегин» и «Фауст», смотре детского творчества в 1940 г.; С. Свэнов, соавтор с Э.Я. Германом текста к спектаклю «Великие годы», о гастролях Сталинградского театра оперетты. Единичные публикации принадлежали руководителям культурных учреждений и отдельных коллективов, а также ответственных за мероприятия лиц. Например, о деятельности музыкального училища писал директор Г. Каверин, о подготовке к Всесоюзной олимпиаде детского творчества — А. Гаганова, заведующая отделом школьной молодежи и пионеров окруж-кома ВЛКСМ и С. Гринберг — директор Дворца пионеров [39]. В целом следует отметить, что отражение в печати музыкальной проблематики края было достаточно полным, по сравнению, например, с казанской моделью.
Большую роль в пропаганде играло радио. В штате Астраханского радиокомитета состояли солисты, ансамбли-сты и оркестранты; к участию в радиоконцертах привлекали преподавателей училища и артистов театров. В ноябре 1945 г. в эфире начали передавать специальные странички, посвященные опере «Князь Игорь», творчеству
М.П. Мусоргского, включавшие рассказы о музыкальных формах, очерки о композиторах, музыкальный словарь. В августе 1945 г. транслировали вальсы Штрауса, русские и советские песни в исполнении самодеятельного коллектива клуба речников [40].
Единичны сведения о нотно-библи-отечном фонде модели. Наиболее скомплектованной была база Астраханского музыкального училища и школы. По проекту бюджета ДМШ предполагалось потратить в 1940 г. 7000 руб. из средств от платы за обучение на книжную, нотную и печатную продукцию. Примечательно, что институты соперничали за владение партитурами, что свидетельствовало об их ценности и дефицитности в региональном пространстве. Например, в 1940 г. привлекли административный ресурс в деле передачи нотной библиотеки училищу (57 опер и балетов, 10 партитур, 37 оперетт, 12 татарских спектаклей): за невыполнение приказа Сталинградского областного отдела по делам искусств, неоднократных письменных и устных распоряжений, «умышленное скрытие (!) некоторых музыкальных произведений» (например, оперы «Фауст»), директору Астраханского драматического театра А.Д. Гродской объявили строгий выговор с предупреждением [41].
Обеспечение инструментальным и театральным фондом осуществлялось специализированными местными и инолокальными институтами: например, артель «Музштамп» (ул. Р. Люксембург, д. 8/11 и ул. Желябова, 18). Артель предлагала реставрацию, ремонт и настройку фортепиано, гармоней, духовых, струнных и других инструментов. В феврале 1939 г. в Астрахани находился в командировке представитель Саратовского театрально-производственного комбината Верский, консультировавший по вопросам о спектре услуг. Музыкальные мастерские производили ремонт и никелировку духовых инструментов, реставрацию и закупку клавишных инструментов. Структурное подразделение (комбинат «Теаснаб») реализо-
вывало гримировочные, карнавальные принадлежности, пьесы, ноты, методические пособия по искусству, декоративные материалы, световую аппаратуру, инструменты и др. [42].
В «окружной» период развития астраханской модели вопросами самодеятельности занимался Сталинградский областной Дом народного творчества (далее — ДНТ) им. М. Горького. Только в конце мая 1941 г. в Астрахани открыли методический кабинет при отделе искусств. В его задачи входила концентрация сил любителей, консультирование и повышение квалификации руководителей и кружковцев, обобщение и распространение опыта лучших коллективов, организация творческих обсуждений. Скорее всего, в связи с началом Великой Отечественной войны его деятельность была свернута [43].
Особенное внимание в астраханской модели уделялось развитию самодеятельности рыбаков. Например, осенью 1939 г. на культпароходе «Иосиф Сталин» мероприятия проводились практически ежедневно, в том числе концерты любительской бригады Ка-мызякского Дома культуры. С начала весенней путины в 1939 г. на плавучем рыбозаводе №7 в море организовали драматический и музыкальный кружки; на рыбозаводе №8 — хор, приобрели пианино; на рыбозаводе №12 создали шумовой оркестр, закупили 2 патефона, баян, гармоники. В течение навигации в 1944 г. кружок клуба речников систематически обслуживал команды судов (например, на теплоходе «А. Серов») [44].
Астраханские любители участвовали в смотрах различного уровня. В конце 1939 г. проводился студенческий смотр с участием более 500 человек; струнный оркестр института рыбной промышленности занял I место за исполнение произведений Чайковского и Шуберта. В конце 1940 — начале 1941 гг. состоялась общегородская студенческая олимпиада, в рамках которой в пединституте им. С.М. Кирова приняли участие джаз, певцы, танцоры и исполнители [45].
Возобновление самодеятельного движения наблюдается в 1943 г.: в марте в клубе железнодорожников прошел отраслевой смотр коллективов школы №40 и дистанции пути; лучших отобрали для участия в дорожном смотре. При центральном клубе речников им. 20 лет ВЛКСМ в сентябре организовали духовой оркестр; к июлю
1943 г. восстановили работу струнного (30 рабочих и детей фронтовиков; руководитель П. Баранов) и вокального кружков. Астраханский областной отдел по делам искусств объявил о проведении масштабного смотра художественной самодеятельности в октябре
1944 г. Просмотр в сельских местностях наметили с 15 по 25 ноября, районные туры — в декабре, областной — в январе 1945 г. В конце января
1945 г. местные власти приняли решение об участии во Всесоюзном смотре самодеятельных хоров и вокалистов и проведении в течение февраля — марта областного, городского, районных и фабрично-заводских смотров. В апреле 1945 г. проводился первый областной смотр художественной самодеятельности с участием 10 районов и профсоюзов (свыше 200 вокалистов, музыкантов, чтецов, танцоров, певцов, любителей драматического искусства). Высокую оценку дали хоровому и танцевальному коллективам Икрянинско-го района (I место). Второе место досталось женскому хору Дома культуры Лиманского района, третье — оркестру народных инструментов Зеленгинского района. Свыше 60 исполнителей наградили почетными грамотами. В итоге количество кружков по региону возросло на 93 с составом до 1200 человек, привлекли вновь 436 исполнителей [46]. Осенью 1945 г. прошел городской смотр художественной самодеятельности, за время подготовки к которому было создано 12 кружков, вовлечено 153 человека. В результате предварительного отбора к общественному смо-
тру допустили 22 кружка, выступало 235 человек. Лучшим коллективом признали клуб речников, II место заслужил клуб НКВД, а III присудили Обкому Союза «Медсантруд» [47].
Регулирование самодеятельного движения осуществлялось через областной отдел по делам искусств, районные партийные, советские, профсоюзные организации и отделы по-литпросветработы. Более того, и в этой сфере вводили плановые ориентиры, свидетельствовавшие о тенденции к регламентации и централизации: после окончания областного смотра было предписано, чтобы в каждом райцентре функционировали не менее 3 кружков (хоровой, музыкальный, драматический), а также кружки при всех избах-читальнях и клубах. Любительские силы являлись концертным потенциалом для обслуживания уборочных кампаний, путины и других массовых хозяйственных мероприятий. На 18 судах пароходства «Волготанкер» в навигационный период 1945 г. кружки провели около 100 вечеров среди команд. В местной печати выделяли коллективы судов «Индустриализация», «Никита Хрущев», «Академик Павлов», «Ма-нычстрой». Среди проблем развития самодеятельности Астрахани в 19391945 гг. — недостаточное обеспечение инструментами, репертуарной и методической литературой [48].
Таким образом, в астраханской модели в 1939—1945 гг. были представлены все компоненты. Музыкальная жизнь отличалась динамичностью и нестабильностью с тенденцией к регламентации и формированию региональных традиций. Новообразования имели место в музыкально-театральном компоненте. Положительная динамика характеризовала самодеятельное движение. Среди особенных черт модели выделяется рыбацкая тематика (содержание фольклора, аудиторный сегмент и проч.).
Примечания:
1. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1987. 160 е.; Астраханское музыкальное училище. Астрахань, 1990. 22 е.; Астраханское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского: 100 лет. Астрахань, 2000. 42 е.; Мария Максакова: [книга о великой русской певице Марии Петровне Максаковой] / сост. М. Литвин. СПб.: Царское Село, 2005. 246 с.
2. Государственное казенное учреждение Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» (далее — ГААО). Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 105. JI. 44.
3. Государственное казенное учреждение Астраханской области «Государственный архив современной документации Астраханской области» (далее — ГАСДАО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 309. JI. 21; ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 130. JI. 5; Коммунист. 1940. 17 декабря; 1942. 29 декабря; 1943. 11 сентября; Волга. 1945. 15 сентября.
4. ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.
5. Там же. Д. 9. Л. 101; Ф. Р-2235. Оп. 1. Д. 3. Лл. 1, 3.
6. Волга. 1944. 23 мая, 24 июня, 22 сентября, 11 октября; 1945. 30 мая, 10 августа.
7. Коммунист. 1940. 1 апреля, 9 октября; 1941. 8 августа; 1943. 10 января, 4 апреля, 28 марта; Этингер М.А. Указ. соч. С. 111.
8. Коммунист. 1943. 18 февраля; Волга. 1944. 2 июня, 22 июля, 2 декабря; ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д. 8. Л. 15.
9. Коммунист. 1939. 2, 21, 28 февраля; 1941. 8 октября.
10. Там же. 1939. 9 апреля; 1940. 27 марта, 12, 24 ноября; 1941. 21 января; 1944.
11 января.
11. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 2. Д. 21. Лл. 123, 125.
12. Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Государственный архив Волгоградской области». Ф. Р-6029. Оп. 1. Д. 3. Л. 13; Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области». Ф. 113. Оп. 20. Д. 140. Л. 1; Культурное строительство в Волгоградской области. 1941-1980 гг.: сб. документов и материалов. Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1981. Т. 2. С. 58, 59, 61; Сталинградская правда. 1939. 8 апреля, 30, 17, 22 мая; 1940.
12 апреля; Коммунист. 1941. 5, 14, 16 ноября; 1942. 26 февраля, 7, 11, 20, 22, 25, 26, 31 марта; 1943. 23 июля, 21 ноября; Волга. 1944. 16, 20, 21 апреля.
13. Коммунист. 1940. 5 июня, 2, 3, 6, 11, 13, 15, 22 августа.
14. Там же. 1939. 20 мая; Этингер М.А. Указ. соч. С. 114.
15. Коммунист. 1939. 15 декабря.
16. ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 131. Л. 7; Коммунист. 1940. 18 апреля, 6, 15 мая.
17. ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 131. Л. 12; Коммунист. 1941. 2 февраля.
18. Там же. 1942. 21 января, 21, 24 февраля, 26 марта, 21 июня. 15 августа, 3 октября.
19. Там же. 3 октября; 4, 14 декабря; 1943. 10 января. 27, 31 марта, 8 мая, 12, 20 июня.
20. ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д. 9. Л. 101; Волга. 1944. 25 августа, 8, 25 октября.
21. Волга. 1945. 17, 22, 26 августа.
22. Там же. 12 августа, 8, 15, 16 сентября; 20 ноября.
23. Там же. 1945. 9 октября; 8, 12, 23 декабря; ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д. 6. Лл. 1, 2; Этингер М.А. Указ. соч. С. 124.
24. ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 115. Л. 4, 16; Д. 119. Л. 2.
25. Астраханское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского... С. 13; ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 130. Л. 41, 52; Этингер М.А. Указ. соч. С. 117; Коммунист. 1942.
13 августа.
26. ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д.7. Лл. 24, 25, 26 об.
27. Этингер М.А. Указ. соч. С. 100, 120, 121; Коммунист. 1940. 2 октября; Сталинградская правда. 1940. 15 сентября; Волга. 1945. 13 января; 24 февраля; 6 июня.
28. Коммунист. 1942. 9 июля; Волга. 1944. 24 июня; 1945. 30 мая.
29. Коммунист. 1940. 17 декабря; Волга. 1944. 24 июня.
30. Коммунист. 1942. 4 марта.
31. Волга. 1944. 24 июня.
32. Коммунист. 1939. 5 июля.
33. Там же. 12, 22, 29 августа; 30 сентября.
34. Там 1940. 11 февраля.
35. Волга. 1945. 25 сентября, 24 октября.
36. ГААО. Ф. Р-3079. Оп. 1. Д. 7. Л. 25; Коммунист. 1939. 8 января, 4 марта, 9, 27 апреля, 28 мая, 27 сентября, 9 декабря; 1940. 8 января, 5 июня, 2, 3, 6, 11, 13, 15, 22 августа; 1941. 4, 14 июня.
37. Там же. 1939. 3 апреля, 16 июня; 1941. 14 января, 7, 11 марта; 1942. 24 февраля.
38. Там же. 1939. 4 марта, 8 апреля, 15, 21 августа.
39. Там же. 1939. 30 декабря; 1940. 14 января, 6 февраля, 7, 18, 24 апреля, 21 июня, 25 сентября, 17 декабря; 1941. 1 января, 14 ноября; 1942. 22 марта.
40. Волга. 1945. 2 сентября, 21 ноября; Этингер М.А. Указ. соч. С. 111.
41. ГААО. Ф. Р-165. Оп. 2. Д. 127. Л. 32; Д. 130. Л. 5, 7, 8.
42. Коммунист. 1939. 24 марта, 2 февраля, 17 сентября; 1940. 16, 18 февраля.
43. Там же. 1939. 26 июля, 1941. 27 мая; Астраханский Областной Дом народного творчества был открыт 29 мая 1946 г. URL: //https://nasledie.astrobl.ru/index. php?option=com_content&task=blogcategory&id=200&Itemid.
44. Сталинградская правда. 1939. 5 октября, 1 апреля; Волга. 1944. 22 апреля.
45. Этингер М.А. Указ. соч. С. 108-109; Коммунист. 1940. 24 декабря.
46. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 2. Д. 13. Л. 168; Д. 19. Лл. 1,33,34; Коммунист. 1943. 23 марта, 16 июля, 4, 11 сентября; Волга. 1944. 9, 28 октября; 1945. 15 апреля.
47. ГАСДАО. Ф. 9. On. 1. Д. 679. Л. 1; Д. 681. Лл. 20, 47, 49, 50; Волга. 1945. 17, 26 октября.
48. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 2. Д. 19. Лл. 34, 35; Волга. 1945. 23 ноября.
References:
1. Etinger М.А. The musical culture of Astrakhan. Volgograd: Nizhne -Volzh. Publishing House, 1987. 160 pp.; Astrakhan musical school. Astrakhan, 1990. 22 pp.; The Astrakhan musical school of M.P. Mussorgsky: 100 years. Astrakhan, 2000. 42 pp.; Maria Maksakova: [the book about the great Russian singer Mariya Petrovna Maksakova] / сотр. by M. Litvin. SPb.: Tsarskoye Selo, 2005, pp.246, etc.
2. The public state institution of the Astrakhan region "The state archives of the Astrakhan region" (further — GAAO). F. R-165. Op. 2. D. 105. L. 44.
3. The public state institution of the Astrakhan region "The state archives of the present-time documentation of the Astrakhan region" (further — GASDAO). F. 6. Op. 1. D. 309. L. 21; GAAO. F. R-165. Op. 2. D. 130. L. 5; Communist. 1940. December 17; 1942. December 29; 1943. September 11; Volga. 1945. September 15.
4. GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 4. L. 7.
5. Ibidem. D. 9. L. 101; F. R-2235. Op. 1. D. 3. LI. 1, 3.
6. Volga. 1944. May 23, June 24, September 22, October 11; 1945. May 30 — August 10.
7. Communist. 1940. April 1, October 9; 1941. August 8; 1943. January 10, April 4, March 28; Etinger M.A. The mentioned work. P. 111.
8. Communist. 1943. February 18; Volga. 1944. June 2, July 22, December 2; GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 8. L. 15.
9. Communist. 1939. 2, 21, February 28; 1941. October 8.
10. Ibidem. 1939. April 9; 1940. March 27, 12, November 24; 1941. January 21; 1944. January 11.
11. GASDAO. F. 325. Op. 2. D. 21. LI. 123, 125.
12. Public state institution of the Volgograd region "The state archives of the Volgograd region". F. R-6029. Op. 1. D. 3. L. 13; Public state institution of the Volgograd region "Center of documentation of the contemporary history of the Volgograd region". F. 113. Op. 20. D. 140. L. 1; The cultural construction in the Volgograd region. 1941-1980: coll. of documents and materials. Volgograd: Nizhne-Volzh. Publishing House, 1981. V. 2. P. 58, 59, 61; Stalingradskaya Pravda. 1939. April 8, 30, 17, May 22; 1940. April 12; Communist. 1941. 5, 14, November 16; 1942. February 26, 7, 11, 20, 22, 25, 26, March 31; 1943. July 23, November 21; Volga. 1944. 16, 20, April 21.
13. Communist. 1940. June 5, 2, 3, 6, 11, 13, 15, August 22.
14. Ibidem. 1939. May 20; Etinger M.A. The mentioned work. P. 114.
15. Communist. 1939. December
16. GAAO. F. R-165. Op. 2. D. 131. L. 7; Communist. 1940. April 18, 6, May 15.
17. GAAO. F. R-165. Op. 2. 131. L. 12; Communist. 1941. February 2.
18. Ibidem. 1942. January 21, 21, February 24, March 26, June 21. August 15, October 3.
19. Ibidem. October 3; 4, December 14; 1943. January 10. 27, March 31, May 8, 12, June 20.
20. GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 9. L. 101; Volga. 1944. August 25, 8, October 25.
21. Volga. 1945. 17, 22, August 26.
22. Ibidem. August 12, 8, 15, September 16; November 20.
23. Ibidem. 1945. October 9; 8, 12, December 23; GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 6. NN. 1, 2; Etinger M.A. The mentioned work. P. 124.
24. GAAO. F. R-165. Op. 2. D. 115. L. 4, 16; 119. L. 2.
25. The Astrakhan musical school of M.P. Mussorgsky... P. 13; GAAO. F. R-165. Op 2. D. 130. L. 41, 52; Etinger M.A. The mentioned work. P. 117; Communist. 1942. August 13.
26. GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 7. LI 24, 25, 26 ob.
27. Etinger M.A. The mentioned work. P. 100, 120, 121; Communist. 1940. October 2; Stalingradskaya Pravda. 1940. September 15; Volga. 1945. January 13; February 24; June 6.
28. Communist. 1942. July 9; Volga. 1944. June 24; 1945. May 30.
29. Communist. 1940. December 17; Volga. 1944. June 24.
30. Communist. 1942. March 4.
31. Volga. 1944. June 24.
32. Communist. 1939. July 5.
33. Iidem. 12, 22, August 29; September 30.
34. Ibidem. 1940. February 11.
35. Volga. 1945. September 25, October 24.
36. GAAO. F. R-3079. Op. 1. D. 7. L. 25; Communist. 1939. January 8, March 4, 9, April 27, May 28, September 27, December 9; 1940. January 8, June 5, 2, 3, 6, 11, 13, 15, August 22; 1941. June 4, 14.
37. Ibidem. 1939. April 3, June 16; 1941. January 14, 7, March 11; 1942. February 24.
38. Ibidem. 1939. March 4, April 8, 15, August 21.
39. Ibidem.1939. December 30; 1940. January 14, February 6, 7, 18, April 24, June 21, September 25, December 17; 1941. January 1, November 14; 1942. March 22.
40. Volga. 1945. September 2, November 21; Etinger M.A. The mentioned work. P. 111.
41. GAAO. F. R-165. Op. 2. D. 127. L. 32; 130. L. 5, 7, 8.
42. Communist. 1939. March 24, February 2, September 17; 1940. February 16, 18.
43. Ibidem. 1939. July 26, 1941. May 27; The Astrakhan Regional House of national creativity was open on May 29, 1946. URL://https://nasledie.astrobl.ru/index.php? option =com_content&task=blogcategory&id=200&Itemid.
44. Stalingradskaya Pravda. 1939. October 5, April 1; Volga. 1944. April 22.
45. Etinger M.A. The mentioned work. P.108-109; Communist. 1940. December 24.
46. GASDAO. F. 325. Op. 2. D.13. L. 168; 19. LI 1, 33, 34; Communist. 1943. March 23, July 16, 4, September 11; Volga. 1944. 9, October 28; 1945. April 15.
47. GASDAO. F. 9. Op. 1. D. 679. L. 1; 681., LI [20], 49, 50; Volga. 1945. 17, October 26.
48. GASDAO. F. 325. Op. 2. D. 19. L1.34, 35; Volga. 1945. November 23.