Сведения об авторах: Черкасов Иван Федорович,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация, Ктай: cherkasovif@cspu.ru
Айткулов Сайт Ахметканович,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация, Ктай: aitkulovsa@cspu.ru
Азанов Антон Владимирович,
аспирант кафедры теории и методики лыжного спорта, Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: neaton2005@mail.ru
Information about the authors: Cherkasov Ivan Fedorovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Physical Education, Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: cherkasovif@cspu.ru
Aitkulov Sait Akhmetkanovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Director, Higher School o f Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: aitkulovsa@cspu.ru
Azanov Anton Vladimirovich,
Post graduate student, Department of Ski Sports, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: neaton2005@mail.ru
УДК 378.372 ББК 74.480.8:74.100
Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена актуальная проблема повышения качества дошкольного образования посредством развития мотивации педагогических работников ДОО. Проанализированы современные подходы к пониманию качества образования; определены средства, оказывающие влияние на повышение качества дошкольного образования; выявлены необходимые ресурсы. Представлены результаты исследования особенностей мотивации педагогической деятельности в ИПКиП-ПРО ОГПУ г. Оренбурга; опыт разработки дополнительной профессиональной программы, направленной на поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников; определены возможные перспективы исследования.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, педагогическая деятельность, качество дошкольного образования, повышение квалификации педагогов.
L. Yu. Shavshayeva, L. S. Samsonenko
DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO PEDAGOGICAL ACTIVITIES AS MEANS OF IMPROVEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY
The urgent problem of improvement of quality of preschool education by means of development of motivation of pedagogical workers of DOO is discussed. Modern approaches to understanding the quality of education are analyzed; the means exerting impact on improvement of quality of preschool education are determined and necessary resources are revealed. Results of a research of features of motivation of pedagogical activities in institute of professional development and professional retraining of educators OSPU of Orenburg are provided; experience of development of the additional professional program directed to support of urgent level of professional competence of pedagogical workers; possible prospects of a research are determined.
Key words, professional motivation, pedagogical activities, quality of preschool education, advanced training of teachers.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования в современных условиях определятся в первую очередь запросом государства и общества на обеспечение полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от каких-либо особенностей; на формирование оптимальных условий развития детей соответственно их возрастным и индивидуальным особенностям, совершенствование способностей каждого обучающегося [8]. В связи с социальным запросом повышается и уровень требований к образовательному процессу в ДОО, определению содержания образовательных программ, результативности их освоения, профессиональной компетентности педагогических работников. Единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ, заявленное в ФГОС ДО, направлено на обеспечение государственных гарантий качества образования. Качественное дошкольное образование является залогом эффективного освоения содержания образовательного процесса на последующих уровнях общего образования, и в целом развития личности обучающегося.
На основе требований, предъявляемых со стороны государства и общества, понимание качества образования в настоящее время значительно изменяется. Существует множество подходов к опре-
делению данного понятия. Например, А.М. Кац [3] предлагает рассматривать качество образования как совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования. По определению Э.М. Короткова, «качество образования ... - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [4].
Анализ современных подходов к пониманию сущности рассматриваемого понятия позволяет выделить значимый признак качества образования, заключающийся в соответствии объекта определенным стандартам. Научные аспекты исследуемого феномена отражены в Федеральном законе № 273-Ф3 «Закон об образовании в РФ» (статья 2), в котором отмечается необходимость соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося ФГОС [14]. Также при определении качества образования как комплексной характеристики обозначается и значимость согласованности с потребностями заинтересованного в образовании лица.
Средства, оказывающие влияние на качество дошкольного образования, мо-
гут быть разнообразны. К основным могут быть отнесены: система управления ДОО, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, содержание образовательных программ, квалификация и мотивация деятельности педагогического состава, организация образовательного процесса, технологии обучения и воспитания, уровень подготовки и развития личности обучающихся, организация контроля образовательного процесса и его результатов [1]. Следует отметить, что реализация обозначенных средств позволяет определить профессиональные затруднения педагогического коллектива ДОО, а также наметить возможные ресурсы повышения качества дошкольного образования.
Так, по результатам современных исследований отмечается, что одним из значимых профессиональных затруднений педагогических работников в повышении качества образования выступает преодоление мотивационной неготовности к реализации ФГОС ДО, выражающейся в различных психологических барьерах к инновационной деятельности [12]. При этом значимые ресурсы повышения качества дошкольного образования предоставляет система повышения квалификации педагогов, ориентированная, в том числе, на выявление и развитие педагогической мотивации. Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ проводилось изучение особенностей развития профессиональной мотивации педагогов дошкольных организаций.
Теоретической основой данного исследования служат следующие отечественные работы: изучение мотивов педагогической деятельности Е.П. Ильина [2], Э.Э. Сыманюк [13]; исследования А.К. Марковой [5], Л.М. Митиной [7], изучающие проблему субъектных свойств педагога, где раскрыты составляющие категории преподавания: педагогическая деятельность, мотивация педагогической деятельности, общение, личность учителя, его развитие. В зарубежных публикациях последних лет педагоги также определены как наиболее
важный фактор, влияющий на качество обучения [15].
В экспериментальном исследовании, участниками которого стали слушатели курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций, приняли участие 100 человек (женщины, со средним или высшим педагогически образованием). Для данного исследования, как наиболее отвечающие цели исследования, были выбраны диагностические методики: «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Бар-буто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [6] и методика «Оценка профессиональной направленности личности педагога» [10]. По итогам разработки диагностического комплекса, направленного на выявление особенностей мотивационной сферы педагогов, было подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Диагностика особенностей мотиваци-онной сферы. В условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов» [11].
Анализ результатов методики «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) позволяет сделать следующие выводы: 73 % педагогов ориентированы на внешние мотивы - одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение; у 22 % ведущей мотивацией оказалась внутренняя - направленность на процесс (удовольствие от самого процесса выполняемой деятельности); 17 % ориентированы на внутреннюю мотивацию - самосовершенствование и самореализацию; только у 10 % педагогов на первом месте оказалась интегратив-ная мотивация [12]. Анализ результатов методики «Оценка профессиональной направленности личности педагога» показал, что наибольший балл набрали такие шкалы как: направленность на предмет, организованность (в среднем по группе 8,6 и 9,2 баллов соответственно). На среднем уровне оказались такие шкалы направленности деятельности, как: мотивация одобрения и коммуникатор (6,6 и 7,3 соответственно). Наименьшее количество баллов набрала шкала интеллигентности (4,4 балла).
о ш I-
о
ч ф
^
о ^
го
I-
о
о к
ч
ф со I- о
к 2
ф го ст а. .ю
° о
" I ф °
^ о
«I
5о
С ч го ей
5 * Е
£ *
= 1
ф I
- ф
¡= з
ш .о
со со
ГО о
О- с
В данном исследовании для выявления особенностей мотивационной сферы педагогов с помощью корреляционного анализа изучалась взаимосвязь выявленных типов мотивации и направленности педагогической деятельности. Полученные коэффициенты корреляции являются высокозачимы-ми (не менее 0,194), они имеют положительный (прямая связь) или отри-
цательный (обратная связь) знак. Это даёт основание для вывода о связи типа мотивации и направленности педагогической деятельности. Для итогового анализа рассматривались наиболее коррелированные факторы, т.е. с коэффициентом корреляции не менее 0,194 при р<0,05. Наглядно характер связи иллюстрирует таблица корреляционных связей (табл. 1).
Табл. 1. Значение коэффициентов корреляции
Типы мотивации Направленность педагогической деятельности
направленность на предмет организованность мотивация одобрения коммуникатор интеллигентность
Внешняя - материальная 0,617 0,689 - - -0,23
Внешняя - одобрение другими - 0,586 0,439
Внутренняя - направленность на процесс 0,391 - 0,27
Внутренняя - самосовершенствование -0,314 - 0,77
Интегративная 0,326 0,644
Анализируя полученные корреляционные связи, можно сделать вывод, что если у педагога преобладает материальная мотивация в деятельности, то возрастает его организованность и направленность на предмет, но снижается профессиональная направленность на интеллигентность. Наличие мотивации самосовершенствования определяет направленность личности педагога на интеллигентность и уменьшает направленность на предмет. Чем ярче выражена интегративная мотивация, тем больше направленность педагога на организованность и интеллигентность. Итак, большинство опрошенных педагогов дошкольного образования показали недостаточно высокий уровень сформиро-ванности внутренней профессиональной мотивации, что, на наш взгляд, затрудняет процесс повышения качества
образования в ДОО. Наиболее значимые мотивы участия в инновационных процессах: стремление получить одобрение администрации и коллег, материальное поощрение, а также страх наказания. Полученные данные позволяют отметить, что обследованным педагогическим работникам в условиях инновационной деятельности необходима помощь в развитии мотивации педагогической деятельности как средства повышения качества дошкольного образования.
В связи с этим на кафедре педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психологическое сопровождение развития профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС». Основная цель программы - обеспечить
теоретическую и практическую поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников по проблеме развития профессиональной мотивации. Содержание программы способствует развитию трудовых функций - воспитательная деятельность и развивающая деятельность (в соответствии с профессиональным стандартом педагога) [9].
Лекционный курс данной программы направлен на систематизацию информации по проблемам развития мотивацион-ной сферы. Лекции организуются с применением активных форм работы. Например, задаются темы для организации дискуссионного обсуждения: «Наиболее конструктивные теории мотивации»; «Технологии развития мотивации педагогической деятельности в ДОО»; «Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и качества дошкольного образования». Практические занятия проводятся с использованием элементов тренинга, где слушателям предлагается принять участие в психологических упражнениях и играх. Представим пример упражнения «Моя работа», которое предлагается на первом этапе работы. Содержание упражнения направлено на осознание реальнодействующих мотивов профессиональной деятельности. Слушателям предлагается написать эссе в произвольной форме о своей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы в эссе были размышления по следующим вопросам: «Насколько четко
сформировано представление о своей работе и ее целях?», «Достижению каких жизненных целей способствует профессиональная деятельность?», «Насколько осознаются ближние и дальние цели в работе?», «Какую работу хочется выполнять через 10 лет?», «Каковы ведущие мотивы выполнения профессиональной деятельности? В чем их сильные и слабые стороны?», «Как влияет моя мотивация педагогической деятельности на качество образования в ДОО?».
По окончании работы проводится обсуждение возникших затруднений при написании эссе. Практика проведения системы данных упражнений показывает, что самостоятельно педагоги дошкольного образования не всегда задаются подобными вопросами. Данное упражнение и аналогичные ему позволяют начать активную практическую работу по осознанию особенностей и развитию мотивации педагогической деятельности как значимого средства повышения качества дошкольного образования.
Возможной перспективой дальнейших исследований по заявленной проблеме является изучение изменений мотива-ционной сферы педагогов дошкольного образования после проведенной работы, а также выявление степени влияния изменений в профессиональной мотивации на качество дошкольного образования; определение взаимосвязи особенностей педагогической мотивации и качества дошкольного образования.
Библиографический список
1. Захаров, Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования [Текст] / Ю.А. Захаров, В.А. Москинов // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 1. - С. 100-103.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
3. Кац, А. Качество образования: подлинный смысл и бессмысленные процедуры [Текст] / А. Кац // Директор школы. - 2001. - № 3. - С. 39-50.
4. Коротков, Э.М. Управление качеством образования [Текст]: учебное пособие / Э.М. Корот-ков. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - 320 с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. -308 с.
6. Мерзлякова, Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения [Текст] / Е.Л. Мерзлякова. - СПб.: Речь, 2007. - 296 с.
7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учебное пособие / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
о ей I-
о
ч ф
а
о ^
го
I-
о
о к
ч
ф со I- о
к 2
ф го
СТ а
.ю
° о
" I ф °
т 3
с; о о
го|
5о
С ч го
ей ^
¡- го £ *
= 1
ф I ^ ф
Ь з
ей .о
со со
ГО о
О- с
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N° 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. Кн 2. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 480 с.
11. Самсоненко, Л.С. Диагностика особенностей мотивационной сферы. В условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов [Текст] / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева. - Саарбрюккен: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 135 с.
12. Самсоненко, Л.С. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - N 4. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-13879
13. Сыманюк, Э.Э. Нематериальная мотивация педагогов [Текст] / Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятов-ская // Народное образование. - 2009. - N 7. - С. 94-99.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
15. Developing coherent and system-wide induction programmes for beginning teachers: a handbook for policymakers. European Commission (2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/publications/handbook0410_ en.pdf
Referents
1. Zakharov Yu.A., Moskinov V. A. Main ways of improvement of quality of the higher education of. Uni-versitetskoie upravlenie:practika i analiz,, 2005. № 1. P. 100-103. [in Russian].
2. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: St. Petersburg, 2002. P. 512. [in Russian].
3. Katz A. Quality of education: true meaning and senseless procedures. Direktor shkoly, 2001. № 3. P. 3950. [in Russian].
4. Korotkov E.M. Quality management of education: education guidance. M.: Academicheskii proect: World,
2006. P. 320. [in Russian].
5. Markova A.K. Psychology of professionalism of. M.: Znanie, 1996. P. 308. [in Russian].
6. Merzlyakov E.L. What and how to teach teachers. Training of effective pedagogical communication. SPb.: Rech,
2007. P. 296. [in Russian].
7. Mitina L.M. Psychology of work and professional development of the teacher. M.: Akademiya, 2004. P. 320. [in Russian].
8. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013 № 1155 Moscow "About approval of the federal state educational standard of preschool education" [in Russian].
9. The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation No. 544n 'About approval of the professional standard "The Teacher (Pedagogical Activities in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)" of October 18, 2013 № 544 [in Russian].
10. Rogov E.I. Reference book of practical psychologist: education guidance. In 2 Vol. Vol.2. M.: Gumanit.izd. tsentr VLADOS, 2004. P. 480. [in Russian].
11. Samsonenko L.S., Shavshayeva L.Y. Diagnostics of features of the motivational sphere. In terms of the personified model of advanced training of teachers. Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2014. P. 135. [in Russian].
12. Samsonenko L.S., Shavshayeva L.Y. Development of professional motivation of preschool teachers in FGOS sales terms. Modern problems of science and education, 2014. № 4. Available at: http://www.science-education.ru/118-13879 [in Russian].
13. Symanyuk E.E., Devyatovskaya I.V. Non-material motivation of teachers of. Narodnoie obrazovanie, 2009. № 7. P. 94-99. [in Russian].
14. Federal law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 № 273-FZ [in Russian].
15. Developing coherent and system-wide induction programmes for beginning teachers: handbook for policymakers. European Commission (2010). Available at: Mode: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/reposi-tory/education/library/publications/handbook0410_en.pdf
Сведения об авторах: Шавшаева Людмила Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционно-го, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: koltureva@yandex.ru
Самсоненко Людмила Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного, коррекционно-го, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: lsamsonenko@yandex.ru
Information about the authors: Shavshayeva Lyudmila Yurevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Preschool, Correctional, Further Education and Problems o f Education,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg, Russia.
E-mail: koltureva@yandex.ru
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Preschool, Correctional, Further Education and Problems of Education,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg, Russia.
E-mail: lsamsonenko@yandex.ru
УДК 4Р(07):4с
ББК 74.268.129:81.411.2-96
З.Ф. Юсупова
К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
В статье рассматриваются принципы построения учебников русского языка как неродного. Анализ учебников русского языка для 5-9 классов татарской школы позволил автору статьи выявить такие принципы, как коммуникативность, системность, последовательность, тематическая подача дидактического материал, учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному и др. В статье обосновывается необходимость разработки национально-ориентированных учебников русского языка с опорой на традиции составления подобных учебников, а также с учетом современных требований Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку.
Ключевые слова: русский язык как неродной, учебник, принципы, коммуникативность, системность, ситуативно-тематический, лингвокультурология, учет особенностей родного языка учащихся-билингвов.