РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИКОЛАЕВСКЕ-НА-АМУРЕ
1855—1949 гг.
Валерий Павлович КОРОЛЮК, действительный член Русского географического общества и Общества изучения Амурского края МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Владивосток
История морского образования на Дальнем Востоке России до сих пор остается малоисследованной темой, что вполне иллюстрирует частный случай с обучением мореходов в г. Николаевске-на-Амуре. В отечественной научной литературе существуют различные мнения о возникновении мореходных учебных заведений. Так, Г.А. Колосков сообщает, что «открытое в 1864 г. в Николаевске морское училище (для подготовки каботажных штурманов) в 1870 г. закрылось за неимением числа учащихся. Школы кадровых мастеровых при порте и телеграфных специалистов, открывшиеся несколько позднее морского училища, также влачили жалкое существование»1; М.Я. Фрадков уверен, что Сахалинское мореходное училище есть преобразованное Николаевское штурманское2; С.С. Балдин считает, что в 1913 г. в Николаевске-на-Амуре открылись «каботажные классы», выпускники которых осуществляли судоходство в низовьях Амура. Открытие классов было обусловлено прежде всего тем, что Николаевск в начале XX в. стал центром рыбодобы-вающей промышленности в Амурском лимане3; Д.Г. Новиков утверждает, что в то время, когда мореходные классы во Владивостоке преобразовывались в Училище дальнего плавания (1902 г.), было открыто и некое «морское училище Николаевска-на-Амуре, в котором можно было получить технические специальности»4.
Очевидно, что в этом вопросе пока присутствует изрядная путаница, требующая фактологического прояснения. В статье сделана попытка уточнить на основе новых архивных данных действительное положение с морским образованием в Николаевске-на-Амуре вплоть до середины XX в. и выделить три этапа.
Первый начался со второй половины XIX в., когда во время Крымской (Восточной) войны 1853—1856 гг. в Николаевский пост из Петропав-ловска-на-Камчатке вместе с военно-морской базой было эвакуировано штурманское училище. «Николаевское в устье Амура морское училище»5 имело лишь двух штатных сотрудников (директора и его помощника), преподаватели назначались из числа свободных от службы офицеров 27-го флотского экипажа и портовых морских чиновников, которые платы за свои лекции не получали (потому не утруждая себя посещением занятий, учили кадетов каждый по своему разумению и своей программе). В обучении полагалось пребывать 12 штурманским ученикам6. Изучались Закон Божий, арифметика,
алгебра, геометрия (плоская и сферическая), навигация, астрономия, геодезия и география, физика, механика, артиллерия, история (русская и всеобщая), русский язык и чистописание, английский язык, рисование, черчение и корабельная архитектура. Летом старшие кадеты отправлялись на корабли Сибирской флотилии для практических занятий, а младшие оставались на казарменном положении при училище7.
Как докладывал императору Александру II в 1867 г. управляющий Морским министерством генерал-адъютант Н.К. Краббе, «называемое ныне Морское училище Приморской области Восточной Сибири было прежде Охотской школой8, не имевшей никакого положения. Воспитанники этой школы, окончившие курс наук, удостаиваемы были в кондукторы корпуса штурманов прежнего звания с разрешения высшего морского начальства, если при выдержании экзамена сделали несколько морских кампаний и практически занимались штурманскою обязанностью»9. Военный губернатор Приморской области в своем годовом отчете за 1868 г. отметил, что «в Николаевске два казенных училища — штурманское и женское, но первое из них, имея совершенно специальный характер, не могло удовлетворить существующей здесь главным образом потребности в элементарном образовании и оно в настоящее время, имея всего одного воспитанника, предполагается к закрытию [...] В Николаевске существует еще одно народное училище при порте, где мальчики после занятий в мастерских в вечернее время обучаются грамотности и начальным насущным познаниям под руководством состоящих при порте офицеров»10.
Ликвидация Николаевского морского училища связана с реформированием всей системы военно-морского образования в Российской империи11, в 1870 г. это учебное заведение было преобразовано в четырехклассную12 (позже — шестиклассную) мужскую классическую прогимназию13.
Второй этап морского образования в Николаевске приходится на начало XX в. и характерен тем, что в это время началась подготовка командных кадров для гражданского флота. По данным переписи 1897 г., на водных путях сообщений Дальнего Востока были заняты 1862 специалиста: в Приморской области— 1294, в Амурской— 568 чел. В 1901 г. в торговом флоте Амурского бассейна насчитывалось 139 судов (не считая казенных)14. Развитие судоходства требовало более глубокой подготовки судоводителей и судомехаников.
31 октября 1909 г. в Российской империи были утверждены новые Правила о механиках на мореходных судах торгового флота и Правила для судоводителей на морских судах торгового флота. По этим правилам судоводителям без диплома разрешалось управлять в малом плавании парусными судами вместимостью до 20 регистровых т, а после сдачи специального экзамена — от 20 до 100 регистровых т; вместимость грузовых пароходов, к управлению которыми допускались недипломированные судоводители, была снижена до 50 регистровых т. Экзамены в испытательных комиссиях проводились только на штурманские звания15. В то время в России из 7096 судоводителей 30% совсем не имели диплома (2162 капитана и штурмана), а из 2758 судомехаников в таком положении находились 87,7% (2418 чел.)16. Образовательный ценз судовых служащих Амурского бассейна согласно проведенному в 1910 г. опросу оказался следующим: дипломов не было у 58 из 163 командиров судов (32%), 100 из 113 их помощников (88,5%), 22 из 156 судовых машинистов (14,1%) и 134 из 145 их помощников (92,3%)17, т.е. амурский командно-кадровый резерв — помощники капитанов и механиков — имел более низкую степень теоретической подготовки, чем в среднем по стране.
18 июля 1912 г. инженер Крынин, заведовавший IV участком р.Амур, обратился к Приамурскому губернатору со следующим предложением:
«В связи с вопросом об установлении в Николаевске Экзаменационной комиссии для производства испытаний на право командования каботажными судами и управления машинами каботажных судов [...] в данное время ввиду чрезвычайно быстрого роста численного состава судов русского каботажного флота в дальневосточных водах, особенно по Николаевскому району, [...] повышение образовательного ценза Командиров и Машинистов каботажных судов представляется безусловной необходимостью [...] За отсутствием надлежащих школ в крае и даже достаточных пособий, полагаю, что весьма полезно было бы открыть ныне при IV участке водных путей Амурского бассейна в Николаевске «Каботажные классы» для подготовки к упомянутым испытаниям применительно установленных программ»18. Это предложение было поддержано инспектором судоходства Управления водных путей Амурского бассейна А. Болотовым, добавившим «. о необходимости создать особый кадр каботажных командиров и машинистов для плавания в Низовом Амуре, лимане его и прилегающих к нему морских плесах [...] плавание в помянутых водах при суровых и крайне переменных климатических условиях, а также капризно изменяющихся, не подчиняющихся никаким законам, физических в них явлениях — приливов и отливов, скоростей течений и туманов, требует безусловно организации кадров моряков-каботажников для местного, исключительного по тяжелым условиям, плавания»19.
31 октября 1912 г. «временное открытие Каботажных классов в Николаевске Генерал-Губернатором разрешено»20, и классы были «открыты 11-го ноября при 43 слушателях, из коих в отделении командиров 21 человек, в отделении машинистов 22 человека. Число слушателей показывает, насколько важна потребность в этом учебном заведении»21.
Тем временем для развивавшихся дальневосточных морских промыслов стали необходимы обученные кадры в деле добычи и переработки рыбы и морского зверя, а также в местном судостроении. В конце 1902 г. приамурский губернатор предложил Управлению государственных имуществ обсудить вопрос о желательности и своевременности учреждения в крае специальной школы рыбного дела. «Во исполнение упомянутого предложения, в бытность в гор. Николаевске Помощника Управляющего государственными имущества-ми Статского советника Евтушевского было созвано под его председательством особое Совещание из местных рыбопромышленников [...] при участии чинов промыслового надзора»22. Свершению этих планов помешала русско-японская война.
Спустя десятилетие (14 апреля 1912 г.) Владивостокское морское общество обратилось в канцелярию приамурского генерал-губернатора с предложением «. в Николаевске на Амуре открыть для рыбаков мореходные курсы»23. Вскоре во Владивостоке по инициативе военного губернатора Приморской области состоялось (28 декабря 1912 г. — 9 января 1913 г.) первое совещание по вопросам судоходства, на котором был поднят и вопрос об устройстве мореходных курсов в Николаевске-на-Амуре. Совещание поручило начальнику Владивостокского училища дальнего плавания коллежскому советнику А.К. Забего вместе с представителями Владивостокского морского общества составить проект учреждения и программу рыбопромышленных мореходных курсов в Николаевске и Владивостоке24. В протоколе совещания зафиксировано, что при развитии Николаевска как торгового порта и при развившейся рыбопромышленности «. является значительная потребность в местных людях, знакомых с условиями и деятельностью мореходства, связанного и с рыбопромышленностью в низовьях Амура, и отсутствие местного контингента промысловых моряков во многом тормозит торговое и промысловое развитие на Амуре и что хотя Управлением водных путей в г. Николаевске и учреждена школа для обучения местных людей судоходству, но
эта школа по своей программе имеет назначение подготовлять контингент из местных людей только лишь для потребностей речного судоходства, т. е. знакомить с деятельностью совершенно иной, чем морское промысловое судоходство»25, поэтому было признано настоятельно необходимым образовать в Николаевске специальное низшее учебное заведение. Но продолжения это дело не получило.
Весной 1913 г. газета «Приамурские ведомости»26 опубликовала заметку о том, что «9 мая в Николаевских каботажных классах закончились первые выпускные экзамены. К началу учебного года в каботажных классах числилось слушателей по отделениям командиров и машинистов всего 46, в течение года вступило 5 и оставили занятия 14, к экзаменам было допущено 37; успешно выдержали испытание по отделению командиров — 16 и по отделению машинистов — 15 слушателей27, а остальным назначены переэкзаменовки осенью текущего года»28. В прессе сообщалось также, что вопрос об учреждении в г. Николаевске экзаменационной комиссии из представителей заинтересованных ведомств и сведущих лиц для производства прослушавшим курсы испытаний на право командования паровыми и моторными, а также парусными судами Министерством торговли по соглашению с Министерством путей сообщения разрешен в положительном смысле29.
Через год прапорщик запаса и капитан коммерческого флота Никита Иванович Киселев30«... возбудил перед Главным Начальником Края ходатайство о назначении его заведывающим Мореходного училища шестого разря-да31, предположенного ко открытию в г. Николаевске на Амуре вместо функционирующих там в настоящее время каботажных классов»32. К тому времени классы имели уже двухлетний опыт работы, включавший в себя участие в Романовской выставке Приамурского края и получение там награды. О размере и направлении фактических затрат на их деятельность сообщает таблица.
Материальное обеспечение Каботажных классов в Николаевске-на-Амуре (1912—1914 гг.)33 (руб.)
1912/13 гг. 1913/14 гг.
1. Плата преподавателям 2491,50 2718
2. Инвентарь и учебные пособия 372,58 732,31
3. Учебники и библиотека 367,83 193,6
4. Хозяйственные расходы и прислуга 331,06 165,53
5. Канцелярские расходы 216,74 52,27
6. Освещение 236,70 161
7. Типографские и переплетные работы 64,25 60
8. Телеграфные и почтовые расходы 149,80 56,70
9. Практические занятия по моторному делу 20,90 —
10. Такелажные работы 92,08 292,50
11. Расходы1 по образовательному чтению — 108,20
12. Учебное судно 45 228,25
13. Расходы1 по выставке — 823,75
14. Расходы1 по открытию классов 510,84 —
ВСЕГО 5899,28 5517,87
Через полгода заведующий изысканиями в Тихом океане и Николаевским портом Г. Фаерман сообщал в письме Приамурскому губернатору, что в связи с переводом конторы IV участка из Николаевска в Хабаровск деятельность Каботажных классов может прекратиться, и просил дать ему возможность открыть «.под наблюдением портового надзора в Николаевске курс мореходных знаний [...] Открытие курсов морских знаний могло бы быть временно приурочено к существующей ремесленной школе, в которой в зимнее время производится ремонт моторов с судов, благодаря чему возможно практически ознакомить слушателей с типами судовых моторов, а самое преподавание на курсах могло бы быть поставлено под надзор Помощника Заведывающего Николаевским портом, капитана дальнего плавания Шубина и Смотрителя обстановки Николаевского порта капитана дальнего плавания Киселева»34. Резолюция губернатора на этом письме гласит: «Срочно. К исполнению по открытию. Н. Гондатти 21 сент. 1914.» Полмесяца спустя тот же респондент телеграфировал губернатору: «До получения испрошенного Министерства пособия ходатайствую разрешении Вашего Высокопревосходительства открытии каботажных классов частные пожертвования при ремесленной школе. Фаерман»35 и таковое разрешение было получено36.
Вступительные экзамены в Каботажные классы для подготовки судоводителей и механиков (с двумя отделениями: командиров и машинистов) состоялись 10 ноября 1914 г. в здании Николаевской ремесленной школы, через день прошел торжественный молебен и 13 ноября начались уроки. Обучение в классах было бесплатным, курс продолжался до 10 мая 1915 г. К обучению допускались с 16 лет все русскоподданные, имеющие не менее одной навигации по низовому Амуру и его лиману в должностях старшины, рулевого, боцмана, матроса или машиниста, помощника машиниста, масленщика, кочегара и окончившие курс начальных училищ. Не имевшие установленных документов об окончании курса начальных училищ подвергались проверочным испытаниям по русскому языку и арифметике в объеме программ этих училищ37. Через две недели после начала учебного года «.в составе преподавателей произошла частичная перемена [...]: преподавание пароходной механики взял на себя горный инженер Платон Яковлевич Медведев, а Русский язык — Помощник заведывающего Николаевским портом, капитан дальнего плавания Сергей Клавдиевич Шубин. [...] К большому сожалению, [...] существование Каботажных классов, этого несомненно полезного для русского каботажа в [...] крае, до сих пор зависит всецело от количества частных пожертвований почему и непрочно. Настоятельная же надобность в этих Классах год от году выясняется все настойчивее»38.
24 декабря 1914 г. официальный статус нового учебного заведения был подтвержден следующей телеграммой: «Журналом Совета Министров 28 ноября отпущено 6000 параграфу восемь статья три содержание мореходных курсов Николаевске Амурском. Общее заведывание курсами возлагается инженера Фаермана при ближайшем участии капитанов Шубина Киселева. Распоряжение Начальнику Владивостокского порта Фаерману 6000 сделано. Министр торговли Тимашев»39.
Через год заведующим Николаевскими мореходными курсами стал Лев Андреевич Коротков, он же преподавал там дисциплину «Устройство корабля». Кроме него было еще 7 учителей: Сергей Клавдиевич Шубин (русский язык, законоведение и судовая отчетность), Петр Михайлович Попов (арифметика), Никита Иванович Киселев (навигация, лоция, морская практика и такелажные работы), Платон Яковлевич Медведев (физика и пароходная механика)40, Сергей Гурьевич Кон (судовая гигиена и подача врачебной помощи), Андрей Герасимович Лебедев (геометрия и черчение) и Павел Ильич Ушаков (электротехника и двигатели внутреннего сгорания)41.
В 1915/16 учебном году имелось 2 отделения: командиров (25 курсантов и 2 вольнослушателя) и машинистов (15 курсантов и 4 вольнослушателя)42. Каждый день с 17 до 21 час. 05 мин. проводилось по 5 уроков (45 мин., с 5-минутными перерывами), в субботу занятия проходили с 15 до 17 час. 05 мин., в воскресенье — с 11 до 13 час. 35 мин. (час «духовно-нравственной беседы» и полтора часа такелажных работ)43.
Документов о дальнейшей судьбе этого учебного заведения обнаружить в архивах пока не удалось: по всей видимости, во время революций и гражданской войны оно прекратило свою деятельность. А очередная (третья) попытка создать рыбопромысловые классы, предпринятая в 1915 г., закончилась безрезультатно, как первые две (1902 и 1912 гг.). Николаевский городской голова в своем докладе Приамурскому генерал-губернатору от 4 марта 1915 г. по вопросу об открытии в г. Николаевске курсов промысловых знаний за счет Министерства торговли и промышленности напоминал, что промысел не может прочно установиться и совершенствоваться до тех пор, пока не будет образован на месте кадр знающих опытных работников (губернатор Н.Л. Гондатти пометил на полях: «Конечно»), а этого возможно достичь только путем создания специального учебного заведения — рыбацкой школы (пометка губернатора на полях: «Необходимо»), однако настоящий вопрос требует для своего разрешения немало времени и средств; между тем жизнь не ждет и необходимо «.ныне же впредь до решения вопроса о школе открытие курсов промысловых знаний при учрежденных мореходных классах в Николаевске по примеру таких же классов и школ Ведомства торговли и промышленности [...] Можно быть уверенным, что и местные рыбопромышленники и торговые фирмы живо откликнутся на столь доброе дело путем добровольных взносов подобно тому, как они содержали на свои средства в течение двух лет каботажные классы»44. Местные же рыбопромышленники и торговые фирмы так и не откликнулись.
Третий этап морского обучения в Николаевске-на-Амуре начался в 1943 г., когда был создан (для нужд нового пароходства45) советский морской техникум, через год преобразованный в среднее мореходное училище: «В исключительно тяжелом положении находится Николаевское-на-Амуре мореходное училище вследствие отсутствия надлежащей материальной базы, разбросанности помещений, длительного (до 8 месяцев) отсутствия транспортных связей, недостаточного оборудования и т. п. Положение училища ухудшилось особенно после перевода пароходства на Сахалин, т. к. вместе с пароходством переехали также квалифицированные специалисты, работавшие по совместительству в училище»46. В 1949 г. оно тоже было переведено в Холмск и переименовано в Сахалинское мореходное училище.
Таким образом, можно сделать вывод, что с середины XIX в. до середины XX в. российским правительством и отдельными гражданами предпринимались неоднократные и небезуспешные попытки организовать в Николаевске-на-Амуре обучение морских кадров (сначала военных, потом гражданских), причем этот процесс имеет четко выраженную периодизацию:
1855—1870 гг.— военное Морское училище Приморской области 1912—1914 гг.— гражданские временные Каботажные классы 1914—1917(?) гг. — утвержденные правительством гражданские Мореходные курсы (Каботажные классы)
1943—1949 гг.— гражданский Морской техникум (среднее Мореходное училище).
В результате местный торговый (грузовой и пассажирский) флот систематически пополнялся новыми кадрами, а подготовка в Николаевске-на-Амуре специалистов для рыбопромыслового флота так и не была осуществлена.
1 Колосков Г.А. История народного образования на русском Дальнем Востоке (до Великой Октябрьской социалистической революции в СССР): Дис. ... канд. пед. наук. Б.м., 1952. С. 102.
2 Фрадков М.Я. Сахалинское мореходное училище // Нептун. Прил. к газ. «Вымпел» 1995. Спец. вып. № 1. 5 марта.
3 Балдин С.С. От простого к сложному (становление профтехобразования) // Россия и АТР. 2000. № 3. С. 97.
4 Новиков Д.Г. Формирование интеллигенции Дальнего Востока России (вторая половина XIX — начало XX вв.): Дис. ... канд. ист. наук / Благовещенск, 2001. С. 131, 287.
5 В архивах встречаются и другие варианты названия: «Морское училище Приморской области Восточной Сибири»; «Сибирское морское училище на Амуре».
6 Крицкий Н.Н., Шугалей И.Ф., Эндаков Д.Н. Вице-адмирал С.О. Макаров — первый командующий Тихоокеанским флотом. Владивосток, 1998. С. 8.
7 Фрадков М.Я. Сахалинское мореходное училище. 1995. 5 марта.
8 Охотская навигацкая школа была создана в 1740 г. по указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1731 г. (сначала как «просто народная», с 1756 г. — как навигацкая), в 1796 г. закрыта, в 1799 г. восстановлена, в 1847 г. преобразована в Штурманское училище Охотской флотилии, переведенное в 1850 г. на Камчатку (Королюк В.П. Хронология морского образования на Дальнем Востоке России // Записки ОИАК. 2001. Т 25. С. 152).
9 Крицкий Н.Н., Шугалей И.Ф., Эндаков Д.Н. Вице-адмирал С.О. Макаров — первый командующий Тихоокеанским флотом. С. 23.
10 РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 215. Л. 189—191.
11 В 1855 г. создана правительственная комиссия по ревизии военно-морских учебных заведений, в марте 1859 г. по приказу великого князя Константина Николаевича все материалы, накопленные ею, были переданы адмиралу Е.В. Путятину для составления проекта преобразования морских учебных заведений, через 2 месяца он представил этот проект на высочайшее утверждение (Пуденкова Е.П. Формирование офицерских кадров ВМФ России в условиях модернизации флота (1856—1913 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. С. 96, 99.
12 ГАПК. Ф. 14 (дорев.). Оп. 1. Д. 6. Л. 2.
13 По распоряжению от 16 ноября 1875 г. гимназия в 1879 г. была переведена во Владивосток и в первые годы помещалась в специально перестроенном под нее деревянном цейхгаузе в центре города (на месте нынешнего главного корпуса Дальрыбвтуза); в 1895 г. она стала полной восьмиклассной; в 1899 г. была подчинена Восточному институту (Королюк В.П. 155 лет назад. // Приморье 2002: Календарь-справочник памятных дат и событий. Владивосток, 2002. С. 114.
14 ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 15. Д. 60. Л. 4.
15 Бордученко Ю.Л. Мореходное образование в пореформенной России: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. С. 242.
16 Гришин Ю.А. История мореплавания. М., 1972. С. 84.
17 Подсчитано автором по: ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 15. Д. 60. Л. 5.
18 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 3.
19 Там же. Л. 17.
20 Там же. Л. 10.
21 Там же. Л. 21.
22 Там же. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1584. Л. 2, 3, 6.
23 Отчет Владивостокского Морского общества за 1909, 1910, 1911, 1912 и 1913 гг. Владивосток, 1914. Вып. I. С. 144.
24 РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1898. Л. 53—56.
25 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 779. Л. 20.
26 Приамурские ведомости. Благовещенск, 1913. 23 мая.
27 Фактически — наоборот: 15 командиров и 16 машинистов (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 25).
28 РГИА ДВ: Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 21.
29 Там же. Л. 33.
30 Н.И. Киселев — командир парохода «Гермоген Курбатов», рейсировавшего по р. Амгуни; с 1913 г. преподавал в каботажных классах курсы судовой практики, лоции и навигации (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 135).
31 Видимо, здесь описка, такого разряда не было: «По сведениям из газет в Николаевске предположено открытие мореходного Училища 111-го разряда с промысловыми классами Ведомства Торговли и Промышленности» (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 137).
32 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 134.
33 Там же. Л. 143.
34 Там же. Лл. 139—140.
35 Он добавляет в письме: «Наконец особенно необходимым является учреждение в Николаевске на Амуре испытательной коммиссии для производства экзаменов лицам, желающим получить свидетельства на право вождения в малом плавании мореходных парусных судов от 20 до 100 регистровых тонн, и для подготовки данных лиц учредить при Николаевском н/А. порту курсы мореходных знаний [.] Несомненно, что разрешение в благоприятном смысле этого вопроса позволило бы уже весной 1915 года после испытаний выдать свидетельства ряду лиц.» (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 37. Л. 355).
36 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Лл. 160, 159.
37 Там же. Л. 151 — 155.
38 Там же. Л. 148.
39 Там же. Л. 146.
40 Годом раньше судостроение, пароходную механику и физику преподавал Павел Сергеевич Скур-латов, счетоводство — Александр Иванович Попов, а Петр Михайлович Попов кроме арифметики учил законоведению; двигатели внутреннего сгорания и электротехнику читал Александр Степанович Шмыткин, в такелажных работах Киселеву помогал инструктор Копкин (РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 2. Д. 807. Л. 150).
41 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 524.Лл. 10, 13.
42 Там же. Лл. 8, 9.
43 Там же. Лл. 11 — 12.
44 Там же. Лл. 2—3.
45 Николаевское-на-Амуре морское пароходство создано в 1939 г. и осуществляло перевозки по маршруту «река-море», охватывая районы побережья Охотского моря и Сахалина (Медведева Л.М. Развитие транспорта и его роль в освоении Дальнего Востока СССР (20—30-е годы XX века). Владивосток, 2002. С. 141.
46 Доклад об итогах работы учебных заведений Министерства морского флота в 45/46 учебном году и о подготовке к новому 46/47 учебному году (ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 15. Д. 3. Л. 4).
SUMMARY: The article «The Development of the Naval Education in the Nikolaevsk-on-Amur» is written by Valery Koroliuk, a member of the Russian Geographic Society». There described the period from 1855 till 1949. The author uses new archive material and makes an attempt «to seek on scientific truth» in this complex and little studied theme. And in some a way it is a success.
ДВЕ ПОПЫТКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА РОССИИ
йк
Наталья Дмитриевна БУТЕНИНА, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Уссурийского государственного педагогического института. Специалист по историографии гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, истории средневековой культуры. Автор более 20 статей.
Николай Аркадьевич БУТЕНИН, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Уссурийского государственного педагогического института. Специалист по истории гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке. Автор около 30 публикаций.
И не одно сравнение, быть может, Минуя внуков, к правнукам уйдет...
О. Мандельштам
В XX столетии Россия дважды начинала демократическое строительство, отказываясь от предшествующих авторитарных режимов. В первом случае демократический эксперимент потерпел неудачу и был свернут, во втором (мы являемся его свидетелями и участниками) — результаты демократических перемен не соответствуют надеждам, которые присутствовали в обществе в конце 80-х— начале 90-х годов XX в. И хотя этап демократического строительства далеко не исчерпан, целый ряд тревожных факторов внушает опасения за его конечный результат. В чем причины драматической судьбы российской демократии, насколько не случайно подобное повторение событий,