УДК 616.98:579.8:504.53
Горячева H.Г., Авитисов П.В., Семиног В.В., Глотов Е.Н.
РАЗВИТИЕ МОНИТОРИНГА БИОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ ПОЧВЕННЫХ
ОЧАГОВ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ
Выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций составляют основу современной деятельности органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задачи по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий возложены на научно-исследовательские учреждения и органы управления МЧС России, которое реализует единую государственную политику, координирует, и контролирует деятельность межведомственных структур при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия комплексного мониторинга обеспечивают переход от, оперативного реагирования к предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: сибирская язва, почвенный очаг, биологическая безопасность.
Goryacheva N.G., Avitisov P.V., Seminog V.V., Glotov E.N.
DEVELOPMENT MONITORING OF SOIL BIOLOGICAL THREATS FOCI OF
ANTHRAX
Hazard identification, risk assessment and forecasting of emergency situations is the basis of modern activities of the unified state system, of prevention and liquidation of emergency situations.
Problems of forecasting of emergency situations and their health consequences are assigned to research institutions and controls of Emercom of Russia that implements a unified state policy, coordinates and supervises the activities of interdepartmental structures in response to emergency situations.
Integrated monitoring activities provide transition from the rapid response to the prevention of emergency situations.
Keywords: anthrax, soil hotbed of biological safety.
Обеспечение биологической безопасности является частью государственной политики Российской Федерации. Целью деятельности этого направления является последовательное снижение до минимального, приемлемого уровня риска воздействия опасных биологических факторов (патогенных микроорганизмов и их токсинов) на население, сельскохозяйственных животных и социальную инфраструктуру [1].
В результате воздействия факторов биологической природы происходит заражение людей инфекционными болезнями. Наличие пораженных людей может создать опасную биологическую ситуацию до чрезвычайного уровня с созданием угрозы национальной безопасности.
Большое отрицательное влияние на социально-экономическую жизнь общества оказывает возникновение особо опасного инфекци-
онного (природно-очагового, сапрозоонозного) заболевания - сибирская язва (Anthrax), которое поражает животных и человека.
Почва является средой, одной из широко распространённых, жизнедеятельности возбудителя Bacillus anthracis. Наибольшую опасность представляет больное сибирской язвой животное, выделяющее возбудителей во внешнюю среду.
В 18-19 веках сибирская язва была одной из наиболее распространенных сапрозоонозных инфекций на территории России. Исключительная устойчивость к воздействию факторов окружающей среды позволяет сибиреязвенному микробу, попавшему в почву после гибели животного, сохранять жизнеспособность десятки лет.
На территории Российской Федерации име-
ется свыше 35 тысяч учтенных стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, которые отражены в «Кадастре стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации» (2005 г). Учтено более 70300 групповых и единичных случаев заболеваний людей и животных сибирской язвой. Кроме этого, существует вероятность наличия значительного количества неучтенных скотомогильников.
Анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% сибиреязвенных скотомогильников имеют ветеринарно-санитарные карточки, из них в Южном федеральном округе - 94,1%, Приволжском - 91,4%, СевероКавказском - 83,8%, Центральном - 35,1%, Сибирском - 31,7%, Дальневосточном - 31,4% и Уральском - 9,65%.
Соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям 37,03% сибиреязвенных скотомогильников. Из них, в Северо-Кавказском федеральном округе - 69,9%, в Приволжском
- 61,1%, Северо-Западном - 59,8%, Южном
- 50,9%, Сибирском - 25,2%, Центральном -21,9%, Дальневосточном - 20,7%, Уральском -7,53% [2].
С 2009 по 2014 гг. в России зарегистрировано 182 случая заболеваний и 18 случаев падежа сельскохозяйственных животных в 22 неблагополучных пунктах на территории 14 субъектов Российской Федерации.
Одним из важных элементов противоэпидемических мероприятий при сибирской язве является вакцинация.
Ситуация отягощается сокращением объемов плановой иммунизации контингентов, подвергающихся наибольшему риску заражения на территориях, имеющих зоонозные очаги в республиках Калмыкия, Татарстан, Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Забайкальском краях, Волгоградской, Самарской и Омской областях.
Не проводится иммунизация в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике и Чеченской Респуб-
лике, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах [2].
Заболевания сельскохозяйственных животных сибирской язвой обусловлены неполным охватом вакцинацией поголовья, подлежащего иммунизации, выпасом сельскохозяйственных животных на территориях санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, в местах несанкционированных захоронений павших животных. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации не проводится поголовный учет домашних животных [2].
Перечисленные факторы способствуют появлению несанкционированных захоронений.
Несанкционированные места захоронения павших от сибирской язвы животных обсеменяются спорами, являются основными факторами передачи возбудителя инфекции, что создает реальную угрозу возникновения эпи-зоотий и эпидемий [3,4,5]. Поэтому риск возникновения чрезвычайной ситуации биолого-социального характера очень высок.
Почвенные очаги сибирской язвы, которые не зарегистрированы в установленном порядке, в любой момент могут попасть в зону возможного саморазрушения или в зону освоения территорий.
Саморазрушение почвенных очагов возможно при землетрясении, обрушении берегов оврагов и рек, затоплении или подтоплении территорий. Особую угрозу представляют скотомогильники, которые попадают в зону прохождения паводковых вод. Так, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, весной 2014 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (республиках Бурятия, Крым и Саха (Якутия), Ставропольском и Хабаровском краях, Ивановской и Нижегородской областях) имелось 66 сибиреязвенных скотомогильников и захоронений, попада-
ющих в зону затопления в период прохождения паводковых вод.
Проблема безопасности сибиреязвенных захоронений, угроза возникновения и распространения сибирской язвы остро возникла в период чрезвычайной ситуации (ЧС) во время паводка на реке Амур и ее притоках в августе-сентябре 2013 году. На территории Дальневосточного федерального округа очаги сибирской язвы сконцентрированы вдоль реки Амур, и в результате их размыва произошло вскрытие сибиреязвенных захоронений и скотомогильников.
Существует множество факторов человеческого воздействия, которые способствуют интенсификации эпидемиологических и эпизоото-логических процессов. Освоение территорий при градостроительстве, при прокладке дорог и трубопроводных систем, при бурении скважин в случае ослаблении организации ветеринарно-санитарных мероприятий и контроля, негативные последствия производственной деятельности не учитываются в должном объеме. Таким образом, создается опасность нарушения целостности и увеличивается количество почвенных очагов сибирской язвы.
Ситуация считается чрезвычайной при выявлении одного случая болезни, падежа сельскохозяйственного животного от сибирской язвы или регистрации одного заболевания человека [6,7].
Чрезвычайная ситуация биолого-социального характера оказывает критическое воздействие на общественное здоровье (психоэмоциональное, моральное состояние), жизнедеятельность людей и вызывает крупные социально-экономические потрясения.
Выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование ЧС составляет основу современной деятельности органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Важные задачи по прогнозированию ЧС и их медико-санитарных последствий возложены на научно-исследовательские учреждения и ор-
ганы управления МЧС России, которые реализуют единую государственную политику, координируют и контролируют деятельность межведомственных структур при ликвидации ЧС.
Одной из составных частей РСЧС является функциональная подсистема надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Для принятия своевременных решений по управлению эпидемическим процессом в комплексном мониторинге выделяют оперативное слежение за эпидемической ситуацией.
Оперативное слежение за заболеваемостью сибирской язвой осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор). Задачей оперативного слежения за заболеваемостью является контроль текущей эпидемической ситуации в целях принятия оперативных решений по управлению эпидемическим процессом. Оперативное слежение даёт возможность оценить динамику эпидемической ситуации во времени (по дням, декадам, месяцам), на местности (по населенным пунктам или административным территориям) и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных).
Контроль текущей эпидемической ситуации в целях принятия оперативных решений по управлению эпидемическим процессом, осуществляемый Роспотребнадзором, необходим в деятельности МЧС России при формировании комплексной системы мониторинга, прогнозирования ЧС и обеспечения ее функционирования.
Комплексный мониторинг подлежащих освоению территорий на наличие очагов сибирской язвы необходим для предотвращения возникновения ЧС биолого-социального характера, связанной с распространением возбудителя сибиреязвенной инфекции.
В мониторинге очагов сибирской язвы выделяют два обязательных элемента: мониторинг (эпизоотологический и эпидемиологический) и управление (противоэпизоотическим и противоэпидемическим) процессами.
В районах, где ранее регистрировали заболевание животных, ведущая роль принадлежит эпизоотологическому мониторингу. В этом направлении Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) обеспечивает функционирование подсистем РСЧС и защиту сельскохозяйственных животных.
Учитывается картографический анализ и географическое расположение почвенных очагов, ландшафтно-геоморфологические и климатические условия, характеристики почв, особенности растительного и животного мира. Проводится выявление, учет, паспортизация и контроль состояния скотомогильников; выявление новых мест захоронений и стационарно неблагополучных пунктов по заболеваю сибирской язвой.
При эпидемиологическом мониторинге выявляют источник инфекции, пути передачи и условия заражения пострадавших (уход за больными и павшими животными; участие в вынужденном убое скота, разделка, транспортировка туш животных).
Организация управления противоэпизооти-ческим и противоэпидемическим процессами предусматривает оперативное межведомственное взаимодействие. Межведомственное взаимодействие, финансирование и информационное обеспечение в очаге возлагается на главу административной территории как руководителя санитарно-противоэпидемической комиссии (СПЭК).
Таким образом, комплексная система мониторинга биологических угроз должна включать в себя тесное взаимодействие Минсельхоза России, глав административных территорий с МЧС России.
В целях устранения биологических угроз от очагов сибиреязвенной инфекции необходимо добиться разрыва звеньев эпизоотической цепи (устранить источник возбудителя инфекции, разрушить механизм передачи и укрепить восприимчивый организм), затем - их блокирования и полного обеззараживания на уровне эпи-
зоотического очага конкретной административной территории.
Для разрыва звеньев эпизоотической цепи разрабатывается комплекс медико-санитарных, противоэпизоотических, противоэпидемических и административных мероприятий, целью которых является локализация и ликвидация очага сибиреязвенной инфекции.
Выполнение медико-санитарных мероприятий по сортировке людей на группы (заболевшие, подозрительные, контактные), лечебно-диагностические, режимно-ограничительные мероприятия, текущая дезинфекция обеспечиваются руководителем муниципальных учреждений здравоохранения и лечебно-профилактической группой СПЭК.
Дезинфекционные мероприятия в очаге, использование методов, оценка качества и эффективности проводятся дезинфекционной группой под контролем руководителей дезинфекционного учреждения, центров гигиены и эпидемиологии.
При выполнении противоэпизоотических мероприятий всех животных разделяют на две группы: первая группа - животные, больные и подозрительные по заболеванию сибирской язвой, имеющие клинические признаки болезни: повышенную температуру тела, тимпанию, ме-теоризмы, карбункулы, инфильтраты; вторая группа - животные, подозреваемые в заражении, без клинических признаков заболевания и находящиеся в стаде, дворе, отаре, где установлена сибирская язва.
Руководят противоэпизоотическими профилактическими мероприятиями руководитель территориального ветеринарного управления и противоэпизоотическая группа СПЭК. Мероприятия проводятся санитарно-противоэпидемической группой и контролируются руководителем территориального управления Роспотребнадзора.
В группе противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий различают мероприятия общего и специального характера. Мероприятия общего характера направлены на ис-
ключение контактов домашних животных и людей с почвенными очагами, локализацию почвенных эпизоотических очагов, предупреждение «выноса» возбудителя за пределы очага.
Мероприятия специального характера включают ежегодную поголовную иммунизацию домашних сельскохозяйственных животных и людей, профессионально связанных с эпизоотическими очагами сибирской язвы.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контроль и надзор за выполнением мероприятий по утилизации биологических отходов, за ветеринарно-санитарным состоянием мест утилизации биологических отходов. Эта служба находится в ведении Минсельхоза России.
Мероприятия по локализации и ликвидации очага сибиреязвенной инфекции проводятся согласно требованиям санитарно-эпидемиологических правил, согласно которым накладывается карантин, определяются методы уничтожения трупов павших и вынуждено забитых животных. Проводится анализ причин вынужденного убоя животных и уточняются условия, способствовавшие заражению скота.
Мероприятия по ликвидации сибиреязвенного очага проводятся учреждениями Роспо-требнадзора совместно с соответствующими органами управления здравоохранением и специалистами медицинской защиты Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.
Ликвидация сибиреязвенного очага проводится различными методами с использованием дезинфицирующих средств, обладающих споро-цидным действием в соответствующих режимах. Трупы животных сжигают.
Контроль качества дезинфекции обязателен и проводится с использованием химических и бактериологических лабораторных исследований.
Административные мероприятия по организации и проведению противоэпизоотических, противоэпидемических мероприятий проводятся комплексно с участием всех заинтересован-
ных служб и ведомств.
Таким образом, на территории Российской Федерации сокращение числа эпизоотических очагов и заболеваемости сибирской язвой животных объясняется высокой эффективностью массовой плановой вакцинопрофилактики среди восприимчивых сельскохозяйственных животных.
Однако практически невозможно предвидеть и предупредить единичные случаи активизации почвенных очагов сибирской язвы в зонах многолетнего благополучия, где уже не проводится профилактическая вакцинация животных.
Эти единичные случаи показывают, что при определенных условиях заражение сельскохозяйственных животных может произойти на любой из тех территорий, где еще сохраняются почвенные очаги сибирской язвы.
Эффективное противодействие биологическим угрозам особо опасного, инфекционного (природно-очагового, сапрозоонозного) заболевания - сибирская язва (Anthrax), возможно в случае организованного мониторинга почвенных очагов сибирской язвы.
Для согласования и координации деятельности в области медико-биологической защиты населения и территорий, и предупреждения распространения опасных эпидемических последствий необходимо объедение сил и средств Роспотребнадзора, Минсельхоза России, МЧС России и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
По нашему мнению, для повышения защищенности населения и окружающей среды от негативного влияния возбудителя сибирской язвы основными направлениями деятельности МЧС России следует считать:
— использование электронного кадастра стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации при проведении мониторинга территорий;
— определение координат (с использованием той или иной спутниковой системы) стаци-
онарно неблагополучных пунктов Российской Федерации (в соответствии с данными кадастра) по сибирской язве;
проведение комплексного мониторинга мест сибиреязвенных захоронений, стационарно неблагополучных пунктов, контроль состояния скотомогильников;
информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС биолого-социального характера;
организация проведения в средствах мас-
совой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от сибирской язвы;
внедрение современных информационных технологий в региональные, локальные системы оповещения об эпизоотической и эпидемиологической ситуации;
координация и контроль деятельности межведомственных структур при ликвидации ЧС;
Литература
1. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: Утв. Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 года № Пр-2573.
2. Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 декабря 2014 года №81. Сборник санитарных СП 3.1.084-96 и ветеринарных ВП 13.3.4.1100-96 правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных». Сибирская язва СП 3.1.089-6 и ВП 13.3.1320-96- М.,1996. - С. 102-115.
3. Приказ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г №868 «Положение о Министер-
стве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
4. Семиног В.В., Авитисов П.В., Горячева П.Г. Организационные и правовые аспекты ликвидации почвенных очагов сибирской язвы / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. -2015. - С. 24 - 27.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.02.2009 №11 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера».
6. Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о ЧС».
Рецензент: кандидат химических наук, доцент Шарифуллина Л.Р.