Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКИХ САДОВ ЯПОНИИ В ЭПОХУ МУРОМАТИ'

РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКИХ САДОВ ЯПОНИИ В ЭПОХУ МУРОМАТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
423
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКИЕ САДЫ / МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ / ЯПОНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Солодкова М. М.

Сады Японии являются отражением восприятия природы человеком. В связи с природой раскрывался и сам смысл японской культуры, частью которой являются сады. Первые сады возникли еще в древности, но как художественное явление они стали восприниматься, начиная с Х века. Однако расцвет приходится лишь на XIV - XVI века. Искусство это достаточно символическое, помогающее постичь бесконечность, а также выразить ее в зрительной форме. Японские сады - это не просто пережитки прошлого и история страны, а живое творчество, которое актуально по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКИХ САДОВ ЯПОНИИ В ЭПОХУ МУРОМАТИ»

РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКИХ САДОВ ЯПОНИИ В ЭПОХУ МУРОМАТИ

© Солодкова М. М.1

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Сады Японии являются отражением восприятия природы человеком. В связи с природой раскрывался и сам смысл японской культуры, частью которой являются сады. Первые сады возникли еще в древности, но как художественное явление они стали восприниматься, начиная с Х века. Однако расцвет приходится лишь на XIV - XVI века. Искусство это достаточно символическое, помогающее постичь бесконечность, а также выразить ее в зрительной форме. Японские сады - это не просто пережитки прошлого и история страны, а живое творчество, которое актуально по сей день.

Ключевые слова японские сады, монастырские сады, Япония.

История японских садов связана с тем периодом истории страны, когда шло культурное развитие народа через поклонение силам природы. На Востоке сад - это место, где можно созерцать, понять истину бытия, а также понять самого себя.

Садовое искусство, как своеобразный вид японского художественного творчества, зародилось под влиянием учения секты Дзен с ее проповедью приобщения к красоте вселенной для достижения внутренней гармонии. Именно при дзенских монастырях стали создавать первые сады. Монахи владели секретами устройства сада. Их основной задачей было создание сада-картины на небольшом клочке земли, чтобы возникала иллюзия большого пространства.

Большое влияние на развитие японского сада оказали буддизм, синтоизм и даосизм. Рожденные культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов.

Стоит отметить, что на развитие культуры Японии оказал влияние, хоть и не такого масштаба, как буддизм, даосизм - философское учение, возник-

1 Студент кафедры искусствоведения.

шее в Китае в VI веке до н. э. Согласно концепции даосизма, задача человека состоит в том, чтобы стремиться к Дао путем слияния с природой, с окружающей жизнью. Поэтому сады Японии, как одна из областей культуры, во многом следует правилу - не вмешиваться в естественную природу. Из этого следует, что образ природы лежит в основе композиции сада.

В Японии обожествление природы было более выражено, чем в других странах Востока. В период синтоизма были созданы первые алтари -скульптурные композиции, где роль монумента представлялась огромному камню в центре расчищенной площадки.

Такие каменные группы стали прообразами японских садов. В Японии было особое отношение к камню и ему придавали особое значение при создании садов. Японцы считали, что в камне также присутствует божественный дух. Именно благодаря синтоистскому взгляду в сознании японцев, они наслаждаются всеми проявлениями природы.

Следующим этапом было стремление привести это общее представление к более конкретным, видимым символам. Первым вещественным олицетворением моно-но-кэ стал камень как один из самых важных предметов (он был оружием, орудием труда, средством добывания огня). Камень, а за ним скала и гора, стали затем идентифицироваться со сверхъестественным анимистическим существом Омоно-нуси (его называли также Ива-оками, или Скальное божество) [1].

Таким образом, синтоизм учит, прежде всего, культу предков и поклонению природе. А поскольку японский сад - это во многом некий осколок дикой природы, в нем есть несомненное влияние системы синто.

Огромный смысл был заключен в принципах создания садов в Японии, а в зависимости от места сотворения, сады могли видоизменяться. В них должны были постоянно сменяться различные виды пейзажа. Именно этим сады Японии сильно отличались от китайских.

Итак, наибольшее влияние на развитие монастырских садов во все периоды средневековья оказал буддизм, проникший из других стран Востока.

В древней Японии до появления в ней буддизма развивались две важные эстетические идеи, которые основывались на обожествлении природы.

Это идея символизировать объект через какую-либо природную форму (и часто это были камни), а также символизировать объект через форму пространства (галька). Это было начало искусства японских садов.

На раннем этапе развития храмы переделывались из дворцов высокопоставленных лиц, поэтому сады при этих храмах изначально были пейзажного типа. Такие сады создавались на основе конкретного примера - определенного пейзажа с обязательным наличием водоема и гор. Тип такого сада назывался цукияма. Каждый объект имеет и духовно-символическое значение, а их взаимодействие раскрывается по мере прогулки по саду.

Был и второй тип садов - хиранива (плоский сад). Это небольшой плоский сад, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре. Прославленным воплощением этого типа и символом дзенского сада вообще являются «сухие ландшафтные» сады (каресансуй). В них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы - обломками скал, «островками» мха или кустарников. Условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации. Эти сады были неотъемлемой частью монастырей дзен, наиболее известны сады Рёандзи (кон. XV в.) и Дайсен-ин (1509-1513 гг.) в Киото.

В каждом из этих типов были три основные формы: полная (син), полусокращенная (гё) и сокращенная (со) [2]. Процесс обобщения формы сада заключался не в уменьшении количества основных элементов, а в переходе от изобразительного языка к символическому. Ландшафтный сад в развернутой форме был ориентирован на реальную природу в ее разных проявлениях, а символический сад должен был воплотить сущность природы, как «формулу мироздания».

По мере дальнейшего развития садов и большего проникновения буддизма в Японию, искусство сада стало нести все больше символический характер. Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды постепенно отходит на второй план. Сад-символ наглядно демонстрирует положения дзенской доктрины - непознаваемость мира, ускользающую истину познания, что-то всегда еще остающееся неоткрытым для человека [3]. Однако в садах еще присутствуют все элементы в их изначальном виде.

Рассматривая развитие садов по эпохам, можно сказать, что сад эпохи Нара не играл существенной роли, как представление о мире и отношении человека с природой. Здесь большую роль играла скульптурная композиция алтаря. Но уже в создании города и буддийского ансамбля в нем проявилось новое отношение к окружающей природе.

Сад также сравнивали с пейзажем в живописи, так как было схожее художественное воздействие на человека. И там и там нет конкретики, но есть типичная схема, где присутствуют горы - основа природы, и вода - неотъемлемая ее составляющая. Сам принцип отношений горы-вода - это выражения принципа двух противоположностей: мужского и женского, инь и ян.

Ознакомившись с историей возникновения японских садов, мы сделали вывод, что большое влияние на возникновение и дальнейшее развитие оказала китайская культура. Первые сады создавались по типу китайских. Это же касается и храмовой архитектуры, в которой присутствуют элементы китайской. С проникновением буддизма влияние усилилось. Однако в период Муромати садам стали придавать более символическое значение и стали появляться сухие сады или сады камней, которые являются национальным достоянием.

Влияние китайских садов намного раньше проникло в средневековую Японию. Но и здесь проявились многие различия, связанные с особенностями климата и уклада жизни страны. В маленькой островной Японии важнейшее значение приобрели небольшие сады-картины, рассчитанные не на прогулки, а на обозрение с веранды дома. Зачастую это были миниатюрные сады песка и камней, где все передавалось через знаки-символы мира.

На основе проведенного анализа были выявлены основные элементы храмовых садов. Они совпадают с элементами типичного японского сада: вода, камни и архитектурные элементы. Однако есть разница в том, что некоторые элементы отсутствуют (например, растения), а некоторые элементы представлены символически (например, гравий символизирует воду).

В период Хэйан в соотношении архитектурного сооружения и сада доминирующая роль принадлежала архитектуре. Очень небольшой интерьер

храма вмещал лишь статую божества и не предназначался для богослужений с молящимися. Объектом поклонения был весь храм в целом, и, поставленный в саду, он уподоблялся скульптуре. Сад был его вместилищем и был подчинен ему, что коренным образом изменилось в последующую эпоху, когда именно сад стал главным компонентом ансамбля.

Сутью эстетической концепции периода Муромати стало обращение к красоте (би), постижение и постоянный ее поиск, главным образом, в природе, как воплощении совершенства и идеале для человека.

Главное назначение сада состоит в том, чтобы концентрировать внимание зрителя и позволить ему постичь внутреннее состояние. Японский храмовый сад не только дает возможность наслаждаться красотой природы и гармонией мироздания. Человек может ощутить себя частью чего-то больше, например, Вселенной, когда созерцает сад. Созерцание сада побуждает к работе скорее не мысль, а душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления.

В итоге можно сказать, что расцвет храмовых садов приходился на период Муромати (1333-1573), а в следующий период Эдо (1603-1868) произошел упадок создания сухих садов. Если рассматривать типичные монастырские сады в Киото (ХГУ-ХУ!) и сравнить их с более поздними садами в Эдо (Токио), то можно увидеть, что в этот период создатели вернулись к пейзажному типу садов. Это связано так же с тем, что произошел упадок строительства храмов и стали распространяться чайные сады.

Таким образом, храмовое садовое искусство Японии складывалось под влиянием разных религиозно-философских течений, у которых, однако, есть немало общих моментов. Так, например, им свойственно обожествление природы. Благодаря этому в Японии возник своеобразный культ красоты, причем именно природа считается эталоном прекрасного. Японцы стремятся жить в гармонии с природой. Творец, создавая свое произведение из природных материалов, стремится сохранить их красоту и наиболее полно раскрыть прелесть всех материалов: камней, песка, воды, мха и растений.

Дзенские сады создавались как модель мироздания. Они близки к монохромным пейзажам, в которых грандиозность мира ощущалась благодаря

уходящим в бесконечность далям и горам, деревьям на переднем плане «картины». В садах засыпанная галькой площадка - тот же лист бумаги, и на ней располагались разные объемы.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем сего красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по символике, которую несут компоненты сада, - по форме и расположению камней, островов.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что атмосфера покоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятно действующая на подсознание, характерные для монастырского японского сада, - всё это способствует приобретению душевной гармонии. Это приводит к пониманию философии японской культуры вообще, и садового искусства в частности.

В последнее время снова возрос интерес к искусству японских садов. Не только в Японии стараются воспроизвести шедевры садового искусства прошлого, но и по всей Европе можно встретить отголоски этого искусства. Нельзя сказать, что японские сады - пережиток прошлого. Это, в первую очередь, философия и мировоззрение, которые могут не меняться коренным образом столетиями. Поэтому новая волна интереса японцев к садам вполне обусловлена. Сегодня садовой искусство Японии - это такое же живое творчество, как и 500-600 лет назад, и вызвано оно внутренней потребностью человека.

Список литературы:

1. Николаева Н.С. Японские сады. - М.: Изобразительное искусство, 1975. - 280 с.

2. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 192 с.

3. Лебедева А. Японский сад - М.: «Вече», 2002. - 320 с.

4. Nitschke G Japanese Gardens. Right Angel and Natural Form/ G. Nitschke - Б.м.: Taschen, 2008. - 239 с.

5. Teiji T. The gardens of Japan/ T. Itoh. - Токио: Kodansha International, 2004. - 244 с.

6. The Japanese gardens // Электронный ресурс: http://learn.bowdoin.edu/ japanesegardens/gardens/intro/index.html (Дата обращения 05.06.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.