Psychology
УДК 159.9.072 DOI 10.21661/r-470204
Г.В.Сорокоумова
Развитие молодёжной общественной дипломатии
Аннотация
В статье раскрывается понятие «общественная молодежная дипломатия». В работе также анализируется значение общественной молодежной дипломатии в создании позитивного имиджа России, а также в развитии творческих, коммуникативных и лидерских качеств российской молодёжи.
I Ключевые слова: молодежная общественная дипломатия, качества, современный молодой человек, программа «Академия дипломатии», психологические тренинги, лаборатории, мастер-класс.
G.V. Sorokoumova
Development of youth public diplomacy
Abstract
The article reveals the concept of public youth diplomacy. The importance of public youth diplomacy in creating a positive image of Russia and in the development of creative, communicative and leadership qualities of Russian youth is also analyzed in the work.
I Keywords: youth public diplomacy, quality, modern young man, program «Academy of diplomacy», psychological trainings, laboratories, master-class.
В СМИ зарубежных стран системно и целенаправленно ведётся работа по созданию в общественном сознании граждан негативного и агрессивного образа России. Особенно эта деятельность активно ведётся в молодёжной среде.
Одним из механизмов противодействия этой тенденции является общественная молодёжная дипломатия. Актуальность использования современных форм и методов общественной дипломатии представлена в рамках реализации положений Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 года. Методы и формы общественной дипломатии направлены на развитие межгосударственных культурных и гуманитарных связей в том числе, с использованием потенциала институтов гражданского общества, развития международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, а также на содействие созданию по-
ложительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки [1].
Молодежная общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, «она более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна» и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. «Она более свободна в своих действиях, менее зависима от официальных решений, использует формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях в рамках» [6] научных (олимпиады, конкурсы), творческих (фестивали, концерты), межличностных, семейных и иных отношений, с применением коммуникативных технологий.
Современная общественная дипломатия России рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, «используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высо-
Психология
кого качества жизни людей, сохранения окружающей среды» [6].
Молодежная общественная дипломатия, в основном, направлена на создание позитивного имиджа России, развития личностных качеств участников, в том числе, творческих, коммуникативных и лидерских качеств российской молодёжи.
Какие качества необходимы для современного молодого человека?
Выделяют пять основных качеств: целеустремленность, ответственность, постоянный личностный рост, самодисциплина, умение общаться, уверенность в себе.
Что значит «умение общаться». Важно отметить основные моменты этого «умения»:
- говорить просто, лаконично, по сути. Это показатель порядка, четкой концепции;
- умение слышать другого человека;
- умение грамотно аргументировать собственную точку зрения, свою позицию;
- уметь убеждать - умение зажигать людей своими идеями.
Уверенность в себе - это свойство личности, отражающее обоснованное самоуважение и целеустремленность, проявляется в самообладании, ясном выражении своих чувств, потребностей и отношений.
Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность, уметь налаживать контакты, грамотно аргументировать свою точку зрения, высказывать своё мнение, толерантно относиться к оппоненту в дискуссии и др.
Одним из вариантов работы с детьми, подростками и молодежью может стать детский оздоровительный лагерь ДОЛ в летнее каникулярное время [5]. Нами создана программа «Академия дипломатии», направленная на развитие общественной молодежной дипломатии.
Цель программы «Академия дипломатии» - выявление и развитие коммуникативных и лидерских качеств у молодых людей, формирование готовности к общественной дипломатии.
Задачи программы «Академия дипломатии»:
- обучение молодых людей знаниям, умениям, навыкам коммуникативной и организаторской работы;
- стимулирование социальной и творческой активности молодых людей;
- раскрытие потенциальных возможностей молодых людей, которые позволяют им стать лидерами в общественной дипломатии.
Основные принципы и педагогические установки программы «Академия дипломатии». Среди основных принципов и педагогических установок программы целесообразно выделить такие как создание творческой среды, продуктивная насыщенность среды, ориентированность на конечный продукт, полилингвальность, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей, детско-взрослая общность как условие реализации программы лагеря.
В программе «Академия дипломатии» используются следующие форматы.
Основным форматом программы являются психологические тренинги: тренинг эффективного общения, который направлен на развитие базовых психологических умений: умений установления контакта, умений эффективного слушания, умений понимания эмоционального поведения партнера по общению, умений аргументации своей точки зрения, умений задавать грамотно вопросы и т. д.; тренинг развития уверенности в себе и публичных выступлений, который направлен на развитие навыков уверенно-достойного поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуации публичного поведения, презентации и самопрезентации, тренинг формирования команды и лидерства в команде, который направлен на формирование навыков создания команды единомышленников и ее специализации, а также умений усиления личностного влияния и занятия лидерской позиции [4]. Конечным результатом психологических тренингов станет организация публичных дебатов на актуальные темы.
Еще один формат - Лаборатория. Лаборатория - это исследование, экспериментирование, свобода выражения своих замыслов. В атмосфере творческой, продуктивной среде, совместно у педагогом, дети осваивают, познают исследуют разнообразные виды творчества: научно-технического, изобразительного, рукотворного, лингвистического, театрального и др. Результатом работы лаборатории является реальный продукт - танец, коллаж, фотовыставка, спектакль... Программой «Академия дипломатии» предусмотрены занятия следующих лабораторий:
- лаборатория актерского мастерства: культура речи, театральные этюды, актёрское мастерство, театральная студия;
Таблица 1
Сравнительные результаты уровневого анализа показателей коммуникативного компонента ребят ЭГ до и после экспериментальной программы подготовки (СУП, р, ф-критерий, х2 -критерий)
Компонент Диагностируемые свойства и способности До После
Коммуникативный Эмпатия 1,84 2,56**
Уровень диалогичности 1,77 2,58**
Уровень толерантности 1,75 2,47**
Интегральный уровневый показатель 1,78 2,54**
Значимость различий: * - р < 0,05; ** р < 0,01, ***р < 0,005
Psychology
- лаборатория иностранного языка: русского языка: английского, французского, болгарского;
- лаборатория научно-технического творчества и инженерного мышления;
- творческая лаборатория: изостудии, очумелые ручки, пра-вополушарное рисование, фотоху-дожестовенная мастерская, школа диджея;
- лаборатория танца: национального, классического, современного, черлидинг;
- лаборатория спорта: футбол, волейбол, бассейн, шашки, шахматы.
Еще один формат - Мастер-класс.
В программе предусмотрены мастер-классы профессионалов своего дела на родном языке мастера с возможностью детям попробовать освоить новую технику, новый вид деятельности, новый танец и др. Мастер-классы посещаются ребятами по желанию. В рамках программы предусмотрены мастер-класс национальной кухни, мастер-класс русской национального танца, мастер-класс национальной песни, мастер-класс национального ручного творчества.
Также в программе предусмотрены фестивали национальных культур, когда каждый желающий может познакомить всех с особенностями своей национальной культуры, соревнования, шоу.
Для реализации целей и задач программы определены следующие направления работы: коллективно-творческая деятельность (КТД), продуктивная деятельность: участие детей и подростков в различных лабораториях и мастер- классах, оздоровительная деятельность, игровая деятельность: участие детей и подростков в спортивных, деловых играх и квестах.
Результатом программы «Академия дипломатии» может стать проведение форума или заключительной творческой программы с презентацией результатов и обсуждением развития молодёжной общественной дипломатии.
Для подтверждения эффективности программы и её влияния на коммуникативный компонент личности, мы провели исследование с использованием
1) тест-опросника Т.Ю. Оси-повой для измерения уровня коммуникативной креативности по жизненным и личностным прояв-
лениям в общении;
2) диагностику уровня эмпатии по методике В.В.Бойко;
3) диагностику уровня диало-гичности общения по тест-анкете А.А. Леонтьева.
Для математической обработки данных мы использовали расчет среднего уровневого показателя (СУП), х2-критерий и ф-критерий Фишера для оценки значимости различий, пакет программ табличного процессора MS EXCEL и EXCEL 7.0 CORN для корреляционного анализа показателей с оценкой значимости коэффициента корреляции.
В исследовании приняли участие подростки и юноши детского оздоровительного лагеря. Описанные процедуры использованы для диагностического изучения свойств личности ребят ЭГ и КГ (по 70 чел. в каждой) дважды: на этапе первичной диагностики и в контрольном диагностическом исследовании по завершении формирующей работы с ребятами ЭГ. В таблице 1 представлены сравнительные результаты уровневого анализа показателей коммуникативного компонента ребят ЭГ до и после экспериментальной программы подготовки.
Приведенные в таблице 1 данные представлены в диаграмме рис. 1, отражающей изменения в средних уровневых показателях свойств коммуникативного компонента личности.
Результаты контрольной диагностики, представленные в таблице 1 и рис. 1. свидетельствуют о высокой эффективности программы развития общественной дипломатии в плане оптимизации и усиления коммуникативного компонента личности, особенно в уровне диалогично-сти общения подростков и юношей, что характеризует усиление нравственно-ценностных характеристик общения.
Рис. 1. Изменения в показателях коммуникативного компонента
Психология
Литература
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/ news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
2. Александров А.В. Молодёжная общественная дипломатия как стратегия формирования гражданских ценностей у старшеклассников и студентов // Сборник научных трудов Diplo science / Под. ред. С.Н. Бородулина, Н.И. Озеровой, В. Н. Шайдурова. - СПб.: Изд-во Невского института языка и культуры, 2010. - С. 5-15.
3. Заболотнов А.Ю. Молодёжная публичная дипломатия, как инструмент преодоления негативных тенденций в международных отношениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg-parlament. ucoz. ru/publ/molodezhnaja_publichnaja_diplomatija_kak_instrument_preodolenija_negativnykh_tendencij_v_ mezhdunarodnykh_ otnoshenijakh/
4. Сорокоумова Г.В. Методика преподавания психологии: Учебник по курсу «Методика преподавания психологии» / Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород: УРАО НФ, 2007. - 308 с.
5. Сорокоумова Г.В. Развитие социального интеллекта младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / Г.В. Сорокоумова, Н.В. Панова, М.Г. Курносова // Психология креативности - Вып. 6. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2011. - С. 77-87.
6. Шершнёв И.Л. Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение / И.Л. Шершнёв [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ obschestvennaya-diplomatiya-rossii-v-formirovanii-spravedlivogo-miroporyadka-gumanitarnoe-izmerenie
References
1. Federatsii, V. V Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Putinym 30 noiabria 2016 g.). Retrieved from http://www.mid.rU/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248
2. Aleksandrov, A. V. (2010). Molodiozhnaia obshchestvennaia diplomatiia kak strategiia formirovaniia grazhdanskikh tsennostei u starsheklassnikov i studentov. Sbornik nauchnykh trudov Diplo science, 5-15. SPb.: Izd-vo Nevskogo instituta iazyka i kul'tury.
3. Zabolotnov, A. Iu. Molodiozhnaia publichnaia diplomatiia, kak instrument preodoleniia negativnykh tendentsii v mezhdunarodnykh otnosheniiakh. Retrieved from http://rg-parlament.ucoz.
4. Sorokoumova, G. V (2007). Metodika prepodavaniia psikhologii: Uchebnik po kursu "Metodika prepodavaniia psikhologii", 308. Novgorod: URAO NF.
5. Sorokoumova, G. V., Panova, N. V., & Kurnosova, M. G. (2011). Razvitie sotsial'nogo intellekta mladshikh podrostkov v usloviiakh detskogo ozdorovitel'nogo lageria. Psikhologiia kreativnosti, 77-87. Novgorod: NF URAO.
6. Shershniov, I. L. Obshchestvennaia diplomatiia Rossii v formirovanii spravedlivogo miroporiadka: gumanitarnoe izmerenie / I. L. Shershniov. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n7obschestvennaya-diplomatiya-rossii-v-formirovanii-spravedlivogo-miroporyadka-gumanitarnoe-izmerenie