ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.24:338.43
Развитие молочного скотоводства в Тамбовской области The development of dairy cattle breeding in the Tambov region
И.о. первого заместителя начальника управления сельского хозяйства Тамбовской области А.Ю. Сытова, профессор И.А. Минаков, ст. преподаватель М.В. Азжеурова
(Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра экономики, тел. 8 (47545) 9-46-06 E-mail: ekapk@yandex.ru
Acting first Deputy chief of management of agriculture of the Tambov region A.Yu. Sytova, Professor I.A. Minakov, Senior lecturer M. V. Azzheurova (Michurinsk state agricultural University) chair of economics tel. 8 (47545) 9-46-06 E-mail: ekapk@yandex.ru
Реферат. Рассмотрены тенденции развития молочного скотоводства и экономическая эффективность производства молока в Тамбовской области. Наращивание производства высококачественного молока является одной из целей обеспечения продовольственной безопасности государства. Молочное скотоводство не удовлетворяет потребности населения в молоке и молочных продуктах. Тамбовская область имеет необходимый экономический потенциал для решения вышеуказанной задачи. Вместе с тем, как и другие отрасли сельского хозяйства, отрасль молочного скотоводства в регионе в настоящее время испытывает определенные трудности, к числу которых относится слабая развитость кормовой и племенной базы, низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием, недостаточное государственное финансирование. Эффективность отрасли в настоящее время во многом зависит от финансовой поддержки со стороны государства. В молочном скотоводстве это определяется особенностями организационно-экономических отношений в сельскохозяйственном производстве: биологическими факторами, длительностью производственного цикла, сезонностью, высокими производственными затратами и рисками. Необходимость формирования и развития эффективного механизма государственной поддержки отрасли молочного скотоводства обусловлена также политикой импортозамещения. Для увеличения производства молока и повышения его экономической эффективности разработана подпрограмма «Развитие молочного скотоводства в Тамбовской области на 2016-2020 годы», в которой определены приоритеты: строительство современных молочных комплексов с созданием соответствующей кормовой базы, улучшение кормопроизводства, повышение технической оснащенности существующих животноводческих ферм, совершенствование технологии производства, строительство, реконструкция и модернизация помещений для выращивания высокопродуктивного молодняка крупного рогатого скота, развитие инфраструктуры, эффективного взаимодействия между товаропроизводителями, реализация мер по регулированию рынка молока. Обозначены основные направления государственной поддержки молочного скотоводства.
Summary. The article considers tendencies of development of dairy cattle breeding and economic efficiency of milk production in the Tambov region. The increase in the production of high quality milk is one of the goals of food security of the state. Dairy farming does not meet the needs of the population in milk and dairy products. The Tambov region has essential economic potential for solving the above problems. However, like other sectors of agriculture, industry, dairy farming in the region is currently experiencing some difficulties, including weak development of forage and breeding base, the low share of farms with modern technology and equipment, insufficient state funding. Efficient management of the industry currently depends on financial support from the state. In dairy cattle breeding is determined by the peculiarities of organizational and economic relations in agricultural production: biological factors, the duration of the production cycle, seasonality, high operational costs and risks. The necessity of formation and development of the effective mechanism of state support of branch of dairy cattle breeding is also due to the policy of import substitution. To increase milk production and improve its economic efficiency developed by
(£> Сытова А.Ю., Минаков И.А., Азжеурова M.B., 2016
the, enhancing the technical equipment of existing livestock farms, improving production technology, construction, reconstruction and modernization of premises for the cultivation of highly productive young-subprogramme «Development of dairy cattle breeding in the Tambov region for 2016-2020», which defines the priorities: the construction of modern dairy complexes with a relative forage, improving forage produc-tioncattle, infrastructure development, effective interaction between producers, the implementation of measures for regulation of market of milk. The article substantiates the main directions of state support of dairy cattle breeding.
Ключевые слова: молочное скотоводство, экономическая эффективность, государственная поддержка, Тамбовская область.
Keywords: dairy farming, economic efficiency, state support, Tambov region.
В сложившихся экономических условиях важная роль в развитии молочного скотоводства принадлежит государственной поддержке, которая является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства с целью формирования стабильности и конкурентоспособности всех категорий хозяйств, создания возможностей для насыщения рынка качественным продовольствием, развития сельских территорий и достижения продовольственной безопасности страны [1].
Необходимость государственной поддержки скотоводства объясняется особенностями отрасли, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, инфляцией и созданием возможностей для стимулирования его роста и эффективности.
Предпринятые меры по развитию молочного скотоводства в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (2006-2007) и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» приостановили резкий спад производства молока, но не обеспечили его рост как в России в целом, так и в границах Тамбовской области.
Достигнутый уровень производства молочной продукции в регионе не покрывает потребности населения области. Фактическое потребление молока и молоко-продуктов в 2014 г. составило 179 кг на душу населения в год при рациональной норме 320-340 кг, уровень самообеспечения региона молочной продукцией собственного производства - 97,9 %. По сравнению с 2010 г. потребление молочной продукции сократилось на 14 кг или на 7,3 % [3].
Низкая инвестиционная привлекательность молочного скотоводства, высокая капиталоемкость отрасли, диспаритет цен, снижение поголовья в секторе личных подсобных хозяйств и ряд других объективных и субъективных причин привели к сокращению численности поголовья крупного рогатого скота и объема производства молока на территории области (табл. 1).
За 2010-2015 гг. производство молока в хозяйствах всех категорий Тамбовской области уменьшилось с 232,9 до 219,7 тыс. т или на 5,7 %.
В структуре производства молока наибольшая доля приходится на хозяйства населения. В данной категории хозяйств производится 59,1 % общего объема производимого сырого молока в регионе. На долю сельскохозяйственных организаций приходится 27,2 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 13,7 %.
Основной причиной спада производства молока в Тамбовской области является сокращение поголовья скота. За 2010-2015 гг. в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 146,0 до 120,7 тыс. голов или на 17,3 %, в том числе коров - с 50,1 до 41,4 тыс. голов или на 17,4 %.
При этом спад производства молока в области обусловлен преимущественно сокращением объемов производства и поголовья крупного рогатого скота молочного направления в хозяйствах населения. В данной категории хозяйств в 2010-2015 гг. производство сократилось с 177,7 до 129,9 тыс. тонн, или на 26,9 %; поголовье крупного рогатого скота в секторе личных подсобных хозяйств уменьшилось с 106,9 до 70,1 тыс. голов или на 34,4 %, в том числе коров - с 34,8 до 21,1 тыс. голов или на 39,4 %.
Таблица 1
Характеристика развития молочного скотоводства в Тамбовской области
Показатели Годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Поголовье КРС на конец года, тыс. гол.
Хозяйства всех категорий 146,0 144,1 141,8 141,6 139,8 120,7
Сельскохозяйственные организации 30,1 29,3 29,8 31,0 32,9 32,7
Хозяйства населения 106,9 102,4 99,9 95,1 89,0 70,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства 9,0 12,4 12,1 15,5 17,9 17,9
Поголовье коров, тыс. гол.
Хозяйства всех категорий 50,1 49,2 48,1 48,5 46,4 41,4
Сельскохозяйственные организации 11,6 11,7 11,1 11,2 12,1 12,2
Хозяйства населения 34,8 32,7 32,1 30,6 26,6 21,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,7 4,8 4,9 6,7 7,7 8,1
Производство молока, тыс. т
Хозяйства всех категорий 232,9 221,0 221,1 221,6 223,8 219,7
Сельскохозяйственные организации 43,8 44,0 44,4 45,4 55,0 59,7
Хозяйства населения 177,7 159,8 155,9 152,9 142,7 129,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства 11,4 17,2 20,8 23,3 26,1 30,1
Надой молока на 1 корову, кг
Хозяйства всех категорий 4417 4495 4556 4684 4854 5133
Сельскохозяйственные организации 3676 3760 3898 4265 4907 5161
Хозяйства населения 4665 4786 4824 4864 4892 5222
Крестьянские (фермерские) хозяйства 4259 4270 4340 4471 4560 4745
Уровень товарности молока во всех кате- 60,0 60,6 62,0 61,6 63,9 65,0
гориях хозяйств, %
Сельскохозяйственные организации 92,3 92,1 92,9 92,6 93,6 93,3
Рентабельность производства молока в 8,8 -1,5 -10,2 -4,4 2,4 4,6
сельскохозяйственных организациях, %
Сокращение поголовья крупного рогатого скота наблюдается только в хозяйствах населения. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечается рост как объемов производства молока, так и численности скота (общее поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях стабильно).
В сельскохозяйственных организациях в рассматриваемый период производство молока увеличилось с 43,8 до 59,7 тыс. т или на 36,3 %; поголовье крупного рогатого скота возросло с 30,1 до 32,7 тыс. голов или на 8,6 %, в том числе коров - с 11,6 до 12,2 тыс. голов или на 5,2 %.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах за анализируемый период производство молока увеличилось с 11,4 до 30,1 тыс. т или в 2,6 раза; поголовье крупного рогатого скота возросло с 9,0 до 17,9 тыс. голов или почти в 2,0 раза, в том числе коров - с 3,7 до 8,1 тыс. голов или в 2,2 раза. По уровню активности малых форм хозяйствования в сфере молочного скотоводства Тамбовская область занимает 3-е
место на территории Центрального федерального округа (по итогам 2015 г. доля региона в совокупном объеме производства по округу составила 11,0 %).
Продуктивность коров за 2010-2015 гг. во всех категориях хозяйств Тамбовской области растет. Особенно высокие темпы роста наблюдаются в сельскохозяйственных организациях. Надой молока на 1 корову в этой категории хозяйств увеличился с 3676 до 5161 кг, или на 40,4 %, в хозяйствах населения - с 4 665 до 5 222 кг или на 11,9 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - с 4 259 до 4 745 кг или на 11,4 %.
Уровень товарности молока, производимого в регионе, также имеет тенденцию роста. За 2010-2015 гг. этот показатель во всех категориях хозяйств повысился с 60,0 до 65,0 %. Наиболее высокий уровень товарности молока обеспечен сельскохозяйственными организациями (в 2015 г. уровень товарности молока в этой категории хозяйств составил 93,3 %). В крестьянских (фермерских) хозяйствах уровень товарности молока по итогам 2015 г. равнялся более 60 %. Самый низкий уровень товарности молока отмечается в хозяйствах населения, поскольку в данной категории хозяйств производимая продукция потребляется преимущественно для собственных нужд (по предварительным расчетам, в 2015 г. в этой категории хозяйств показатель составил менее 50 %).
На сегодняшний день наращивать производство молока в Тамбовской области возможно только на основе развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных формированиях. По состоянию на конец 2015 г. 34 сельскохозяйственных предприятия имеют поголовье коров, превышающее 100 голов. Из них наиболее крупными являются ФГУППЗ «Пригородный» Тамбовского района с поголовьем крупного рогатого скота 3183 голов, в том числе коров 950 голов, ООО «Мегаферма «Шереметьево» Пичаевского района - 2 189 голов крупного рогатого скота, в том числе 660 голов коров, ООО «Молочная ферма «Жупиков» с поголовьем крупного скота 2 071 голов, в том числе коров 882 головы, ООО «Суворово» Уваровского района с поголовьем крупного рогатого скота 2008 голов, в том числе коров 1 220 голов, АОАК «Тамбовский» Тамбовского района с поголовьем крупного рогатого скота 1 749 голов, в том числе коров 810 голов.
Согласно оперативным данным, более 100 голов коров имеют 12 крестьянских (фермерских) хозяйств. Наиболее крупными хозяйствами являются ИП глава КФХ К.С. Фаразян Бондарского района - 1 461 голова крупного рогатого скота и 615 голов коров, ИП глава КФХ В.А. Бичахчян Инжавинского района, который имеет 898 голов крупного рогатого скота, из них 600 голов коров, ИП глава КФХ В.А. Копылов Бондарского района - 760 голов крупного рогатого скота и 435 голов коров.
Вместе с тем производство молока в сельскохозяйственных организациях низкорентабельное, а в отдельные годы - убыточное. Это не позволяет вести расширенное воспроизводство в отрасли. Повышение рентабельности молочного скотоводства будет способствовать росту инвестиционной привлекательности отрасли. Опыт работы некоторых сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области, осуществляющих деятельность в сфере молочного скотоводства (АО АК «Тамбовский», ООО «Мегаферма «Шереметьево», колхоз-племенной завод им. Ленина Тамбовского района, АО учхоз-племзавод «Комсомолец» Мичуринского района, ФГУППЗ «Пригородный», ООО «Суворово»), свидетельствует о том, что в сложившихся условиях экономической среды возможно достичь высоких показателей коммерческой эффективности в рамках развития производства товарного молока [2].
Основными причинами медленного развития молочного скотоводства в области являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации и обновления основных производственных фондов субъектов хозяйствования подотрасли;
- недостаточно высокий уровень производства высококачественных кормов по причине высокого морального и физического износа кормозаготовительной техники;
- низкая продуктивность молочного скота в ряде действующих предприятий, обусловленная низким удельным весом ферм с современными технологиями и оборудованием, недостаточным уровнем сбалансированности кормления;
- дефицит обеспеченности свободными финансовыми и инвестиционными ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
- наличие низкопродуктивного скота и ежегодное сокращение поголовья в личных подсобных хозяйствах;
- дефицит квалифицированных кадров в сельской местности, вызванный тенденцией урбанизации и недостаточным развитием социальной инфраструктуры, определяющей качество жизни на селе.
В то же время Тамбовская область располагает необходимыми ресурсами для ускоренного развития молочного скотоводства:
достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства кормов (обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей и строящихся новых молочных комплексов сельскохозяйственными угодьями для кормопроизводства -100 %);
- высокопродуктивные породы молочного скота (черно-пестрая, симментальская) ;
- наличие трудовых ресурсов в регионе (согласно сведениям статистического учета среднегодовая численность занятых в отрасли по итогам 2014 г. составила 117 668 человек).
Наиболее перспективным направлением является строительство молочных комплексов, где реализуются современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению и повышению продуктивности дойного стада.
Проведенный анализ показал, что крестьянские (фермерские) хозяйства также имеют большой потенциал для развития молочного скотоводства. В отличие от крупных предприятий они работают без лишнего управленческого аппарата, способны организовать производство молока в рамках семейных животноводческих ферм. Для развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования необходимо обеспечить их высокопродуктивным молочным скотом и государственной поддержкой при создании собственной кормовой базы [4].
Кроме того, развитие молочного скотоводства в малых формах хозяйствования имеет социально-экономическую значимость: позволяет повысить доступность молока для населения, обеспечивает получение дополнительного дохода от его реализации, способствует росту занятости (самозанятости) сельского населения.
Дополнительным стимулом к развитию молочного скотоводства в личных подсобных хозяйствах является дальнейшая активизация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих закупку молока у крестьянских (фермерских) хозяйств и местного населения, его сдачу на молокоперерабатывающие предприятия.
Для увеличения производства молока и повышения его экономической эффективности разработана подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг.». Срок реализации подпрограммы - 2016-2020 гг.
Приоритетами региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
- строительство современных молочных комплексов с созданием соответствующей кормовой базы;
- улучшение кормопроизводства с целью обеспечения поголовья крупного рогатого скота в полном объеме полноценными кормами собственного производства;
- повышение технической оснащенности существующих животноводческих ферм, совершенствование технологии производства;
- строительство, реконструкция и модернизация помещений для выращивания высокопродуктивного молодняка крупного рогатого скота молочного направления;
- развитие инфраструктуры, эффективного взаимодействия между товаропроизводителями;
- реализация мер по регулированию рынка молока.
Целью подпрограммы является увеличение производства молока за счет роста поголовья коров и внедрения новых технологий их содержания и кормления. Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства;
- увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров;
- повышение товарности молока;
- создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности отечественного молока-сырья и продуктов его переработки.
Важным условием дальнейшего развития молочного скотоводства в Тамбовской области является увеличение государственной поддержки отрасли. В структуре подпрограммы предусмотрена поддержка четырех основных мероприятий.
1. Развитие молочного скотоводства в Тамбовской области. Основное мероприятие включает в себя следующие направления поддержки, ориентированные на развитие молочного скотоводства:
- субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Осуществление данного направления поддержки нацелено на стимулирование увеличения производства и реализации молочной продукции, роста поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров; повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, стимулирование повышения товарности молока во всех формах хозяйствования, создание условий для расширенного воспроизводства в молочном скотоводстве. Выделение субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока осуществляется за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования из бюджета области;
- субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Целью реализации данного направления поддержки является стимулирование строительства и модернизации животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), приводящих к вводу в эксплуатацию дополнительных скотомест. Субсидии предоставляются на возмещение части прямых
понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) в размере 20 % от фактически произведенных затрат.
Предельные значения стоимости единицы мощности объектов и суммарной мощности объектов, планируемой к вводу в эксплуатацию за счет создания объектов, иные критерии и Порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов устанавливаются Министерством сельского хозяйства.
Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) предусмотрено для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
2. Государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства. Реализация основного мероприятия ориентирована на нивелирование последствий роста процентных ставок по привлекаемому заемному капиталу и предусматривает следующие виды государственной поддержки:
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства. Целью реализации данного направления поддержки является повышение доступности краткосрочных заемных средств, получаемых в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на обеспечение текущей производственной деятельности;
- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства. Целью реализации данного направления поддержки является повышение доступности инвестиционных кредитных ресурсов, получаемых в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов для молочного скотоводства; обновление основных производственных фондов (строительство и модернизацию пунктов по приемке, первичной переработке молока, включая холодильную обработку и хранение молочной продукции, а также приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации).
Указанное направление поддержки обеспечит ускоренный темп технологической модернизации молочного скотоводства, рост его инвестиционной привлекательности, наращивание мощностей молокоперерабатывающих предприятий.
Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования из бюджета области.
3. Мероприятия по увеличению производства молока. Реализация основного мероприятия ориентирована на увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий и предусматривает следующие виды государственной поддержки:
- субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов и ферм крупного и мелкого рогатого скота, приобретение технологического оборудования (в том числе кормозаготовительной техники, машин и материалов) по производству молока и выращиванию молодняка крупного и мелкого рогатого скота молочных пород;
- субсидии молокоперерабатывающим предприятиям области и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим переработку молока, на возмещение части затрат на закупку молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
- субсидии на приобретение семени быков-производителей;
- субсидирование приобретения оборудования, машин и механизмов, кормозаготовительной техники для молочного скотоводства.
Мероприятие финансируется за счет средств бюджета области.
4. Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов по увеличению производства молока. Реализация мероприятия предполагает предоставление субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации», на возмещение части затрат по закупке сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Целью реализации указанных мероприятий является увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели и размеры государственной поддержки развития молочного скотоводства в Тамбовской области
Наименование показателя (индикатора) Годы
2015 (базовый) 2016 2017 2018 2019 2020
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. т 219,7 220,0 222,0 230,0 244,0 250,0
Товарность молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, % 83 85 85 87 90 92,5
Количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах), тыс. скотомест 4,8 5,4 6,6 7,8 9,0 10,0
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. т 89,8 90,0 97,0 110,0 114,0 116,0
Удельный вес идентифицированного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления в общем маточном поголовье крупного рогатого скота молочного направления, % 30,0 30,0 50,0 100,0
Ввод мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), скотомест X 600 1200 1200 1200 1000
Финансирование - всего, млн р.: X 866,3 1728,2 308,0 326,0 354,9
в т.ч. федеральный бюджет X 180,1 62,7 64,8 68,5 70,1
областной бюджет X 59,5 215,5 213,2 225,5 252,8
внебюджетные источники X 626,7 1450,0 30,0 32,0 32,0
Реализация намеченных мероприятий позволит обеспечить:
- увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий с 219,7 до 250 тыс. т или на 13,8 %;
- повышение товарности молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей с 82 до 92,5 %;
- увеличение количества скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах) с 4,8 до 10,0 тыс. скотомест или в 2,1 раза;
- увеличение производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, с 89,8 до 116,0 тыс. т или на 29,2 %;
- повышение удельного веса идентифицированного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления в общем маточном поголовье крупного рогатого скота молочного направления с 0,0 в 2015 г. до 100 %;
- ввод мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) - 5 200 скотомест.
Решение поставленных задач обеспечит повышение производительности труда на фермах, занятость сельского населения и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2016-2020 гг. составит 3583,4 млн р., в том числе за счет средств федерального бюджета -446,2 млн р., за счет средств бюджета Тамбовской области - 966,5 млн р., за счет средств внебюджетных источников - 2170,7 млн р. Эффективность расходования бюджетных средств достаточно высокая, так как соотношение конечных результатов подпрограммы (прирост стоимости валовой продукции молочного скотоводства) и затрат на ее реализацию составляет в среднем 185,1 %.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление сельского хозяйства области. Механизм управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых государственным заказчиком подпрограммы, и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий, подготовку отчетов о реализации, внесение предложений по корректировке подпрограммы. Механизм реализации предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение подпрограммы.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
- согласовывает с участниками подпрограммы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;
- несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации реализации подпрограммы, обеспечивая согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
- формирует в установленные сроки сводный отчет о ходе финансирования и выполнения подпрограммы, представляет его в управление экономической политики администрации области (по ряду мероприятий, реализуемых с участием средств федерального бюджета, - в Министерство сельского хозяйства).
Лимит финансирования программных мероприятий на очередной финансовый год уточняется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий подпрограммы в отчетном периоде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Касторнов, Н.П. Как преодолеть спад в молочном подкомплексе [Текст] / Н.П. Касторнов // Молочная промышленность. - 2014. - № 8. - С. 50-52.
2. Мпнаков, И.А. Формирование и тенденции развития рынка молока и моло-копродуктов [Текст] / И.А. Минаков / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 11. - С. 40-43.
3. Минаков И.А. Формирование эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства [Текст] / И.А. Минаков, В.А. Кувшинов. - Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2008. - 158 с.
4. Пономарев, А.Н. Современное состояние и перспективы развития молочной промышленности [Текст] / А.Н. Пономарев / / Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2013. - № 1.
1. Kastornov N.P. Kak preodolet' spad v molochnom podkomplekse [How to overcome the downturn in the dairy subcomplex], Molochnaja promyshlennost', 2014, No 8, pp. 50-52 (Russian).
2. Minakov I.A. Formirovanie i tendencii razvitija rynka moloka i molokoproduktov [The Formation and development trends of market of milk and dairy products], Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij 2013, No 11, pp. 40-43 (Russian).
3. Minakov I.A., Kuvshinov V.A. Formirovanie jeffektivnogo mehanizma gosudar-stvennoj podderzhki sel'skogo hozjajstva [Formation of the effective mechanism of state support of agriculture], Michurinsk, 2008, 158 pp (Russian).
4. Ponomarev A.N. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija molochnoj promyshlennosti [Current state and prospects of development of the dairy industry] Tehnologii pishhevoj i pererabatyvajushhej promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitanija, 2013, No 1, pp. 33-38 (Russian).
- C. 33-38.
REFERENCE