Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ИСКОВ О ЗАЩИТЕ КЛИМАТА'

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ИСКОВ О ЗАЩИТЕ КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИСКИ / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРИНЦИП ДОЛЖНОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канделаки Георгий Георгиевич

Автор анализирует развитие мировой практики исков о защите климата. Отмечает, что в России такая практика не сформирована. Делает вывод о необходимости совершенствования правовых инструментов защиты экологических прав граждан через национальные механизмы и международно-правовые договоры, что позволит сформировать судебную практику климатических исков в поддержку международных климатических соглашений как на национальном, так и международном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE GLOBAL PRACTICE OF CLIMATE PROTECTION LAWSUITS

The author analyzes the development of the global practice of climate protection claims. He notes that such a practice has not been formed in Russia. He concludes that it is necessary to improve the legal instruments for protecting the environmental rights of citizens through national mechanisms and international legal treaties, which will make it possible to form the judicial practice of climate claims in support of international climate agreements both at the national and international levels.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ИСКОВ О ЗАЩИТЕ КЛИМАТА»

й01: 10.24412/2072-4098-2022-4247-98-105

Развитие мировой практики исков о защите климата

Г.Г. Канделаки

руководитель группы ООО ВТБ ДЦ, соискатель ученой степени кандидата наук кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. И.М. Ломоносова (г. Москва)

Георгий Георгиевич Канделаки, [email protected]

История проблемы и доказательственная база

За последние 6 лет совокупное число климатических исков выросло более чем в два раза. Так, в период с 1986 по 2014 год во всем мире были поданы 800 климатических исков, в то время как за последние 6 лет - более 1 000 исков 1. Климатические иски в широком смысле включают жалобы, поданные в административные, судебные и другие органы, в национальные и международные суды и организации, которые занимаются вопросами права на жизнь и благоприятную окружающую среду или анализируют факты, касающиеся изменения климата и концентрации усилий по смягчению последствий изменения климата, а также адаптации к нему 2.

Возникновение практики климатических споров связывают с судебными процессами, касающимися изменения климата в Соединенных Штатах Америки в конце 1980-х годов. С тех пор климатические споры превратились в растущее глобальное явление.

Рост числа поданных климатических исков в США может быть связан с раскрытием Высшей школой журналистики Колумбийского университета (Columbia University Graduate School of Journalism) и Лос-Анжелес Таймс (Los Angeles Times) документов крупнейшей американской нефтяной компании «Эксон Мобил» (ExxonMobil) в 2015 году 3. Среди них - меморандум компании «Эксон Мобил» от 1988 года, в котором излагается стратегия продвижения «сбалансированного научного подхода», что означало придание равного веса неопровержимым научным доказательствам глобального потепления и отрицанию изменения климата 4. Эта стратегия принесла успех «коричневым компаниям» в средствах массовой информации в 2000-х годах, когда представители нефтяной промышленности отрицали факт глобального потепления.

В 1979 году в исследовании компании «Эксон Мобил» отмечалось, что сжигание ископаемого топлива «приведет к драматическим последствиям для окружающей среды» в ближайшие десятилетия 5. Год за

1 Setzer J. and Higham C. (2021). Global trends in climate change litigation: 2021 snapshot. London: Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment and Centre for Climate Change Economics and Policy, London School of Economics and Political Science. URL: https://www.lse.ac.uk/granthaminstitute/wp-content/ uploads/2021/07/Global-trends-in-climate-change-litigation_2021-snapshot.pdf

2 Burger M. and Gundlach J. (2017). The Status of Climate Change Litigation: A Global Review. UN Environment Programme. URL: www.wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/20767

3 Sara Jerving, Katie Jennings, Masako Melissa Hirsch and Susanne Rust (oct. 9, 2015). What Exxon knew about the Earth's melting Arctic, Los Angeles Times. URL: https://graphics.latimes.com/exxon-arctic/

4 Two-Year Long Investigation: What Exxon Knew About Climate Change, Columbia Journalism School, Columbia University in the City of New York. URL: https://journalism.columbia.edu/two-year-long-investigation-what-exxon-knew-about-climate-change

5 Geoffrey Supran, PhD History of Science, Harvard University, Assessing ExxonMobil's climate change 98 Подписка в любое время по минимальной цене +7 916 936 77 91, [email protected]

годом ученые этой компании фиксировали доказательства опасности сжигания ископаемого топлива. При этом еще в 1978 году научные советники компании предупреждали, что пройдет от пяти до десяти лет прежде чем необходимость принятия трудных решений относительно изменений в энергетической стратегии может стать критической.

В 2021 году в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата при Организации Объединенных Наций утверждалось, что последствия климатического кризиса, включая повышение уровня моря, сильную жару и разрушение экосистем, коренным образом изменят жизнь на Земле в ближайшие десятилетия, даже если выбросы ископаемого топлива будут сокращены 6.

США. Отрицательная практика

Соединенные Штаты Америки являются лидерами по количеству поданных климатических исков. По данным научно-исследовательского института изменения климата и окружающей среды им. Грэнтама Лондонской школы экономики и политических наук (Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment) с 1900 года по май 2021 года были поданы 1 841 климатический иск, из них 1 387 - в США. Остальные 454 иска были поданы в суды в 39 странах и в 13 международных судов и арбитражей 7.

В 2015 году двадцать один человек подали иск против правительства Соединенных Штатов в Окружной суд штата Орегон при поддержке некоммерческой организации «Наш детский фонд» (Our Children's Trust) 8.

Истцы утверждали, что на протяжении десятилетий правительство активно способствовало изменению климата и при этом нарушало конституционные права молодого поколения на жизнь, свободу и собственность, а также не оправдало общественного доверия. Федеральный окружной суд штата Орегон постановил, что «право на климатическую систему, способную поддерживать человеческую жизнь, имеет основополагающее значение для свободного и ответственного общества», и отклонил ходатайства правительства о прекращении дела. С тех пор правительство подало несколько ходатайств о приостановлении судебного процесса, которые Апелляционный суд Девятого округа и Верховный суд неоднократно отклоняли. В январе 2020 года Апелляционный суд Девятого округа вынес решение по последней апелляции правительства и отклонил иск, постановив, что истцы не имели права на судебную защиту в вопросе климата, поскольку их требования находятся за пределами компетенции суда.

Важным в этом прецеденте является то, что суд фактически согласился с фактом глобального потепления и необходимостью бороться с ним, но отказал в рассмотрении иска по процессуальным основаниям. Представители судебной власти США чаще всего относят вопросы, поднимаемые в климатических исках, к политическим и выходящим за пределы компетенции суда.

Великобритания. Отрицательная практика

В декабре 2017 года некоммерческая

communications. URL: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/162144/Presentation%20Geoffrey%20Supran.pdf

6 IPCC, 2021: Summary for Policymakers. In: Climate Change 2021: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Masson-Delmotte, V., P. Zhai, A. Pirani, S.L. Connors, C. Pean, S. Berger, N. Caud, Y. Chen, L. Goldfarb, M.I. Gomis, M. Huang, K. Leitzell, E. Lonnoy, J.B.R. Matthews, T.K. Maycock, T. Waterfield, O. Yelekgi, R. Yu, and B. Zhou (eds.)]. In Press. URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg1/downloads/report/IPCC_AR6_WGI_SPM_final.pdf

7 Официальный сайт научно-исследовательского института изменения климата и окружающей среды им. Грэнтама Лондонской школы экономики и политических наук (Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment). URL: https://climate-laws.org/

8 Официальный сайт Голландского фонда Ургента. URL: https://www.urgenda.nl/en/themas/climate-case/global-climate-litigation/#usa

климатическая организация «План Б» (Plan B), созданная для реализации целей Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 года, и 11 физических лиц в возрасте от 9 до 79 лет подали иск, касающийся изменения климата, против государственного секретаря Великобритании по вопросам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии. Заявители утверждали, что установленный в 2008 году целевой показатель Великобритании по климату на 2050 год (снижение на 80 процентов по сравнению с уровнем 1990 года) не соответствует ни Парижскому соглашению по климату, ни новым научным данным. Они утверждали, что государственный секретарь обязан увеличить целевой показатель. В июле 2018 года Высокий суд решил не проводить полное слушание дела, придя к выводу о том, что аргументы организации «План Б» не имеют шансов на успех. «План Б» и 11 соистцов обратились в Апелляционный суд, который отклонил апелляцию в январе 2019 года и фактически подтвердил, что должностные лица действовали надлежащим образом при формировании целей по снижению выбросов углеводородов Великобританией до 2050 года.

Ирландия. Положительная практика

31 июля 2020 года Верховный суд Ирландии в своем решении удовлетворил иск, инициированный «Друзьями ирландской окружающей среды» (Friends of the Irish Environment) против правительства Ирландии, известное как «Дело о климате Ирландии» 9. Верховный суд постановил, что Национальный план правительства по смягчению последствий изменения климата не раскрывает, как Ирландия перейдет к «низкоуглеродному развитию и экологически устойчивой экономике к концу 2050 года», как того требует Закон о климате от 2015 года. Верховный суд пришел к выводу о том,

что план был «чрезмерно расплывчатым,.. слишком многое осталось для дальнейшего изучения или расследования». При этом Верховный суд отменил решение нижестоящего суда, который ранее отклонил иск на том основании, что правительство имело широкие полномочия в определении своей политики в области климата. В результате правительству Ирландии было предписано разработать новый, более амбициозный Национальный план смягчения последствий, который соответствовал бы национальным и международным обязательствам Ирландии в области климата.

Приведенный прецедент способствует формированию новой практики рассмотрения климатических споров, в рамках которых суд берет на себя полномочия по оценке исполнения государством своих обязательств перед гражданами страны и их объединениями на основе международного договора по климату.

Нидерланды. Положительная практика

В 2019 и 2021 годах в Нидерландах были вынесены решения по двум прецедентным климатическим спорам, которые значительно изменили практику рассмотрения таких дел.

В деле экологического фонда Ургенда (Urgenda), целью которого является переход энергетики исключительно на возобновляемые ресурсы, против Нидерландов (2019 год) Верховный суд Нидерландов, согласившись с решением Апелляционного суда, постановил, что государство несет юридическую обязанность проявлять осторожность, основанную на международных принципах прав человека, для принятия достаточных мер для решения проблемы изменения климата 10. Суд заявил, что существует «риск необратимых изменений в мировых экосистемах и пригодности для жизни нашей планеты», а также «серьезный риск того,

9 Решение Верховного суда Ирландии от 31 июля 2020 года № 205/19. URL: https://www.courts.ie/acc/ alfresco/681b8633-3f57-41b5-9362-8cbc8e7d9215/2020_IESC_49.pdf/pdf#view=fitH

10 Официальный сайт Голландского фонда Ургента. URL: https://www.urgenda.nl/en/themas/climate-case/

что нынешние поколения граждан столкнутся с гибелью и (или) нарушением обычной семейной жизни, от которых государство обязано защищать».

Также суд уточнил, в чем заключается юридическое обязательство Нидерландов: к концу 2020 года оно должно разработать политику сокращения выбросов по меньшей мере на 25 процентов по сравнению с уровнем 1990 года.

Заключение Верховного суда Нидерландов.

«Верховный суд приходит к выводу, что кассационная жалоба государства (ответчик) должна быть отклонена. Это означает, что постановление, которое Окружной суд вынес в отношении государства и которое было подтверждено Апелляционным судом, предписывающее государству сократить выбросы парниковых газов к концу 2020 года по меньшей мере на 25 процентов по сравнению с 1990 годом, будет считаться окончательным постановлением.

Мнение Верховного суда основывается на фактах и предположениях, которые были установлены Апелляционным судом и которые не были оспорены государством или Ургендой в кассационной инстанции. В кассационном порядке Верховный суд определяет, правильно ли Апелляционный суд применил закон и является ли, основываясь на фактах, которые могут быть приняты во внимание, мнение Апелляционного суда понятным и надлежащим образом обоснованным» 11.

При этом Суд отклонил аргумент государства о том, что одностороннее сокращение выбросов СО2 Нидерландами приведет к сокращению глобальных выбросов лишь менее чем на 0,1 процента. «Было установлено, что любые антропогенные выбросы парниковых газов, какими бы незначительными они ни были, способствуют повышению уровня С02 в атмосфере и,

следовательно, опасному изменению климата».

Второе дело было возбуждено против «Ройял Датч-Шелл» (Royal Dutch Shell Plc) со штаб-квартирой в Гааге по иску экологической организации Милиеудефенси (Milieudefensie). Окружной суд Гааги на основании дела фонд Ургенда против Нидерландов вынес решение против «Шелл».

В своем решении суд установил, что юридические лица также несут ответственность за соблюдение прав человека, как это сформулировано в Руководящих принципах ООН о бизнесе и правах человека 12, которые являются глобальным стандартом поведения и отделены от ответственности государства. Суд установил, что такая ответственность включает достижение целей в области климата. При этом компания «Шелл» будет действовать незаконно, если к 2030 году ей не удастся сократить совокупный объем выбросов углерода на 45 процентов по сравнению с уровнями выбросов в 2019 году.

Суд постановил, что существует принцип должной заботы, основанный на Гражданском кодексе Нидерландов и европейских международных договорах, обязывающих компанию «Шелл» принимать меры по сокращению выбросов углерода и способствовать предотвращению опасного изменения климата для целей реализации гражданами права на жизнь и права на уважение частной и семейной жизни.

Фрагмент решения Окружного суда Гааги.

«5.3. приказывает компании Шелл, как напрямую, так и через компании и юридические лица, которые она обычно включает в свою консолидированную годовую отчетность и с которыми она совместно формирует группу Шелл, сократить или ограничить совокупный годовой объем всех выбросов CO2 в атмосферу (Объем 1, 2 и

11 Решение Верховного суда Нидерландов от 20 декабря 2019 года по делу ECLI:NL:HR:2019:2007. URL: https:// www.urgenda.nl/wp-content/uploads/ENG-Dutch-Supreme-Court-Urgenda-v-Netherlands-20-12-2019.pdf

12 Официальный сайт ООН URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_ ru.pdf

3) в связи с бизнес-операциями и проданными энергоносителями группы Шелл до такой степени, что этот объем сократится по меньшей мере на 45 процент в конце 2030 года по сравнению с уровнями 2019 года;

5.4. приказывает компании Шелл оплатить судебные издержки со стороны Мили-еудефенси и др., оцененные до настоящего решения в 22 732,51 евро, плюс установленные законом проценты по состоянию на две недели с даты этого решения» 13.

Оба рассмотренных прецедента существенным образом изменяют практику рассмотрения климатических исков в поддержку Парижского соглашения от 12 декабря 2015 года. Суд фактически подтвердил наличие процессуальной правоспособности у истцов защищать свои права на благоприятную окружающую среду против государства или компании, осуществляющей эмиссию углекислого газа, в контексте снижения выбросов СО2 и защиты климата от глобального потепления в поддержку Парижского соглашения.

Россия

В настоящее время в научной среде рассматриваются следующие ключевые вопросы:

• кто обладает правом на иск о защите климата?

• обязательно ли наличие такого права при рассмотрении экологических исков?

• требуется ли в первую очередь наличие процессуальной правоспособности? 14

Важно отметить, что при рассмотрении климатических исков сам факт глобального потепления практически не ставится судами под сомнение, оставляя без внимания необоснованные доводы «коричневых

компаний», что подтверждается описанной практикой.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.

В России в соответствии с пунктом 1 статьи 1 1 Федерального закона от 1 0 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об охране окружающей среды граждане имеют право:

• создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

• направлять обращения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями; принимать участие в референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих

13 Решение Окружного суда Гааги от 26 мая 2021 года №C/09/571932 / HA ZA 19-379 (на английском языке). URL: https://uitspraken.rechtspraak.nl/inziendocument?id=ECLI:NL:RBDHA:2021:5339

14 Подробнее см. Новикова Е.В. Правовое обеспечение «зеленой» экономики: монография. М.: Статут, 2020. 128 с.

законодательству Российской Федерации акциях;

• выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

• оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Таким образом, граждане Российской Федерации обладают правом защиты своего конституционного права на благоприятную окружающую среду в суде. При этом до настоящего времени практика климатических исков к Российской Федерации или нефтегазовым компаниям в рамках поддержки мер, которые должны приниматься в соответствии с Парижским соглашением, не сформирована.

По мнению Е.В. Новиковой, «обосновать наличие всех элементов состава гражданского правонарушения, в особенности доказать взаимосвязь глобального (как сумму действий нескольких государств) изменений климата с нарушением прав человека,

чрезвычайно сложно, равно как и классифицировать различные эффекты воздействия глобального потепления с точки зрения нарушения прав человека» 15.

Д.А. Абезин и А.П. Анисимов считают, что малоэффективны «методики возмещения вреда для ситуаций, являющихся результатом воздействия таких факторов, как изменение климата, где ответственность и вред в основном межнациональные» 16. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования механизмов обеспечения экологических прав граждан и населения через международно-правовые и национальные механизмы защиты гражданских прав. Подобные международные договоры создадут необходимую правовую базу для защиты прав граждан, в том числе в судебных органах, что позволит сформироваться устойчивой судебной практике климатических исков в поддержку международных климатических соглашений как на национальном, так и международном уровнях.

Заключение

Количество судебных разбирательств по вопросам изменения климата продолжает увеличиваться, охватывая все большее число юрисдикций. Формирующаяся практика отражает растущую актуальность проблем изменения климата и остроту, с которой общество в каждом государстве воспринимает климатический кризис, а также необходимость перехода к низкоуглеродному развитию. При этом прослеживается факт разделения интересов, как минимум в рамках судебных разбирательств, представителей гражданского общества на разных уровнях и государства, чьи интересы чаще всего тесно связаны с интересами компаний нефтегазовой отрасли.

Благодаря громким прецедентам Урген-да (УгдэпЬа) против Нидерландов и Мили-

15 Новикова Е.В. Указ. соч.

16 Абезин Д.А., Анисимов А.П. права человека в условиях изменений климата // Современное право. 2015. № 9. С. 5-10. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Права-человека-в-условиях-изменения-климата

еудефенси (Milieudefensie) против «Ройял Датч-Шелл» (Royal Dutch Shell Plc) российские суды начинают признавать право граждан и общественных организаций на обращение с исками в поддержку Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 года как к государству, так и к компаниям, осуществляющим эмиссию СО2, на основании основных принципов ООН о правах человека.

После присоединения Российской Федерации к Парижскому соглашению по климату 17 необходимость перехода к низкоуглеродному развитию ставит новые вызовы, требующие совершенствования правового режима природопользования на основе принципов рационального использования и охраны недр, что требует привлечения частных инвестиций и доступа к новейшим технологиям для обеспечения безопасности горных работ и снижения негативного воздействия на климатическую систему.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Setzer J. and Higham C. (2021). Global trends in climate change litigation: 2021 snapshot. London: Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment and Centre for Climate Change Economics and Policy, London School of Economics and Political Science. URL: https://www.lse.ac.uk/granthaminstitute/ wp-content/uploads/2021/07/Global-trends-in-climate-change-litigation_2021-snapshot.pdf

2. Burger M. and Gundlach J. (2017). The Status of Climate Change Litigation: A Global Review. UN Environment Programme. URL: www. wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/20767

3. Sara Jerving, Katie Jennings, Masako Melissa Hirsch And Susanne Rust (oct. 9, 2015). What Exxon knew about the Earth's melting Arctic, Los Angeles Times. URL: https://graph ics.latimes.com/exxon-arctic/

4. Two-Year Long Investigation: What Exxon Knew About Climate Change, Columbia Journalism School, Columbia University in the City of New York. URL: https://journalism.columbia.

edu/two-year-long-investigation-what-exxon-knew-about-climate-change

5. Geoffrey Supran, PhD History of Science, Harvard University, Assessing ExxonMobil's climate change communications. URL: https:// www.europarl.europa.eu/cmsdata/162144/ Presentation%20Geoffrey%20Supran.pdf

6. IPCC, 2021: Summary for Policymakers. In: Climate Change 2021: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Masson-Delmotte, V., P. Zhai, A. Pirani, S.L. Connors, C. Pean, S. Berger, N. Caud, Y. Chen, L. Goldfarb, M.I. Gomis, M. Huang, K. Leitzell, E. Lonnoy, J.B.R. Matthews, T.K. Maycock, T. Waterfield, O. Yelekfi, R. Yu, and B. Zhou (eds.)]. In Press. URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg1/down loads/report/IPCC_AR6_WGI_SPM_final.pdf

7. Научно-исследовательский институт изменения климата и окружающей среды им. Грэнтама Лондонской школы экономики и политических наук (Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment) : [официальный сайт]. URL: https://cli mate-laws.org/

8. Голландский фонд Ургента : [официальный сайт]. URL: https://www.urgenda.nl/en/the mas/climate-case/global-climate-litigation/#usa

9. Решение Верховного суда Ирландии от 31 июля 2020 года № 205/19. URL: https:// www.courts.ie/acc/alfresco/681b8633-3f57-41b5-9362-8cbc8e7d9215/2020_IESC_49. pdf/pdf#view=fitH

10. Голландский фонд Ургента : [официальный сайт]. URL: https://www.urgenda.nl/ en/themas/climate-case/

11. Решение Верховного суда Нидерландов от 20 декабря 2019 года по делу ECLI:NL:HR:2019:2007. URL: https:// www.urgenda.nl/wp-content/uploads/ENG-Dutch-Supreme-Court-Urgenda-v-Nether lands-20-12-2019.pdf

12. Организация Объединенных Наций : [официальный сайт]. URL: https://www. ohchr.org/Documents/Publications/Guiding

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 года № 1228 «О принятии Парижского соглашения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PrinciplesBusinessHR_ru.pdf

13. Решение Окружного суда Гааги от 26 мая 2021 года № C/09/571932 / HA ZA 19-379 (на английском языке). URL: https:// uitspraken.rechtspraak.nl/inziendocument?id= ECLI:NL:RBDHA:2021:5339

14. Новикова Е.В. Правовое обеспечение «зеленой» экономики : монография. М. : Статут, 2020. 128 с.

15. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» (с изменениями, одобренными в ходе

общероссийского голосования 1 июля 2020

* *

года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

1 6. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ : в редакции от 2 июля 2021 года // Российская газета. 2002. № 6.

17. Абезин Д. А, Анисимов А. П. права человека в условиях изменений климата // Современное право. 2015. № 9. С. 5-10. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/rn/ articles/view/Права-человека-в-условиях-изменения-климата

18. О принятии Парижского соглашения : постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 года № 1228 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 39, ст. 5430.

Единый КАК ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ БУДЕТ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ресурс ПЕРЕД ГУБЕРНАТОРАМИ О РАСХОДАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА

застройщиков ЗАЩИТУ ОБМАНУТЫХ ДОЛЬЩИКОВ

На Официальном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» публично-правовому образованию, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество такой публично-правовой компании...».

Напомним, что в соответствии с поправками (вступившими в силу с 01.01.2022) в 218-ФЗ, публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) обязана предоставлять публично-правовому образованию, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда, информацию о сумме фактически произведенных застройщиками расходов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан-участников строительства, в порядке, установленном Правительством РФ, и по форме, утвержденной Правительством РФ.

Вышеуказанным проектом постановления в целях исполнения 218-ФЗ в новой редакции предлагается утвердить Правила, содержащие следующие положения:

• сведения о фактических расходах предоставляется в отношении не только унитарных некоммерческих организаций (выступающих в организационно-правовой форме фонда), созданных субъектами РФ для урегулирования обязательств застройщиков, признанных несостоятельными (банкротами), перед участниками строительства за счет денежных средств, предоставляемых Фондом, но в отношении Фонда, выполняющего функции застройщика на территории соответствующего субъекта РФ;

• данные предоставляются как в отношении многоквартирных домов, домов блокированной застройки, машино-мест, так и в отношении объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

• фактические расходы застройщика рассчитываются как сумма средств, оплаченных застройщиком для строительства (завершения строительства) вышеуказанных объектов;

• информация о фактических расходах застройщика предоставляется Фондом высшему должностному лицу субъекта РФ не позднее 30-ти рабочих дней после наступления срока достижения значения результата, установленного соглашением.

Общественное обсуждение проекта постановления продлится до 1 марта текущего года.

Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru

QEP3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.