Научная статья на тему 'Развитие мирового рынка туристических услуг: новые тенденции'

Развитие мирового рынка туристических услуг: новые тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4683
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТ / СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ / WORLD ECONOMY / CONTRIBUTION / ECONOMIC GROWTH / SALES / TOURISM SERVICES / INTERNET / RELATED GOODS / EXPENDITURES / INTERNATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уткин Алексей Алексеевич

Автор рассматривает в статье тенденции развития международного туризма, анализирует факторы, воздействующие на его рост. Международный туризм вносит существенный вклад в экономическое развитие принимающих и транзитных государств, способствует росту обмена знаниями, культурному обмену. Расширению продаж туристических услуг способствует интенсивное использование информационно-компьютерных технологий,рост использования новых средств персонального общения между пользователями сети Интернет. Увеличиваются продажи услуг и товаров, сопутствующих росту туристического бизнеса. Все это создает благоприятные условия и для развития российского туризма. В статье приводятся сведения о росте расходов российских туристов за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the global tourism market: new trends

In the article, the author considers the development trends in international tourism, analyzesthe factors influencing its growth. International tourism makes an essential contribution to theeconomic development of accepting and transit countries, promotes knowledge and culturalexchange. Intensive use of information and computer technologies, and expanded use of newmeans of personal communication on the Internet, promotes the sales of tourism services.Moreover, the sales of tourism-related goods and services also increase. All this creates favourableconditions for the development of tourism in Russia. The data on the growth in the expendituresof Russian tourists abroad are provided.

Текст научной работы на тему «Развитие мирового рынка туристических услуг: новые тенденции»

Развитие мирового рынка туристических услуг: новые тенденции

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА

А.А. Уткин

Международный туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Международный туризм - значительный и все более растущий по важности фактор экономического роста. Каждый день путешественники тратят больше чем 2 млрд долл.; доходы от путешествий и туризма составляют 10,7 процентов ВВП в мире; в отрасли занято больше 260 млн чел. По оценкам в 2010 г. численность туристов вырастет до 1,6 млрд чел., то есть в два раза больше чем ныне.1

Международный туризм занимает важное место в мировой экономике: на его долю приходится: 25-50% мировой торговли услугами. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает третье место, уступая только международной торговле нефтью и автомобилями. Таким образом, в структуре мирового экспорта товаров и услуг туризм занимает четвертое место после топлива, химической продукции и продуктов питания, а в большинстве развивающихся стран - первое место.2 Международный туризм признан одной из самых

1 Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www. strategy-business.com/article/10304?pg=all

2 Международные доходы от туризма бьют новый рекорд // http://mastertura.com.ua/index/viewnew/1950

УДК 339.9 : 348.48 ББК 65.5 : 65.433 У-847

2 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

высокодоходных и быстроразвивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится порядка 10% валового продукта всей планеты и 7% мировых инвестиций.3

Специалисты Всемирной туристической организации (ЮНВТО) утверждают, что туризм с каждым годом набирает обороты. По данным последнего исследования этой организации, только с января по апрель 2013 года во всем мире совершили путешествия 298 миллионов туристов. Это на 12 миллионов больше, чем было зафиксировано за аналогичный период прошлого года.

Число туристов в мире в 2012 г. впервые превысило миллиард человек. Об этом свидетельствуют данные Всемирной туристской организации. Миллиардным туристом стала британка Дейл Шеппард-Флойд, которая 13 декабря 2012 г. посетила Мадрид. В 2012 году рост туристического рынка продолжался вопреки экономической нестабильности. На туризм приходится 9% мирового ВВП, до 45% экспорта наименее развитых стран и каждое 12-е рабочее место.4

Экономика некоторых стран мира серьезно зависит от развития международного туризма, так как он является практически единственным источником валютных поступлений в страну. Причем объем этих поступлений позволяет стране поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан. Поэтому исследование процессов и закономерностей развития международного туризма, а также конкурентоспособности стран на мировом туристском рынке, является весьма актуальным.

Россия, несмотря на достаточно высокий потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. Формирование рыночной модели экономики в России потребовала разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития российского туризма в целях увеличения конкурентоспособности РФ на мировом туристском рынке.

В первые восемь месяцев 2013 года число международных туристских прибытий во всем мире увеличилось на 5%, достигнув рекордной отметки в 746 млн, - на 38 млн больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. После уверенного начала этого года, в пиковый сезон в Северном полушарии спрос в сфере международного туризма оставался высоким. В период с июня по август были достигнуты хорошие результаты, - в абсолютных показателях число международных прибытий и в июле и августе превысило 125 млн, а в июне впервые был перейден рубеж в 100 млн прибытий.

3 Международный туризм - источник неограниченного дохода для инвесторов //<http:// investwm.com/wp-content/uploads/2013/08/m-turizm.jpg>

4 Число туристов в мире превысило миллиард человек // http://vneshmarket.ru/NewsAM/ NewsAMShow.asp?ID=315817;Tourism 2020 Vision// http://www.unwto.org/facts/eng/vision. htm

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

Таблица 1

Прогноз динамики международного туризма

Всего выехавших туристов, (число прибытий, млн чел.) 1995 г. 2010 г. 2020 г.* СГТП** в % Доля в 1995 г. в % Доля в 2020 г. в %

Всего 565 1 006 1 561 4.1 100,0 100,0

В том числе Африка 20 47 77 5,5 3,6 5,0

Америка 109 190 282 3,9 19,3 18,1

Азия (кроме Южной) 81 195 397 6,5 14,4 25,4

Европа 338 527 717 3,0 59,8 45,9

Ближний и Средний Восток 12 36 69 7,1 2,2 4,4

Южная Азия 4 11 19 6,2 0,7 1,2

Туризм внутрирегиональный 464 791 1 183 3,8 82,1 75,8

Туризм в отдаленные страны 101 216 378 5,4 17,9 24.2

Примечания к таблице:

*Прогноз

** Среднегодовые темпы прироста

Источник: Faits saillants OMT du tourisme. Edition 2010.www.UNWTO.org/facts

Рисунок 1

Прогноз туристических потоков в мировой экономике

1 É.OO 1.400

1.200

о IJOOO

5 soo

■too гоо о

IÎ50 к У 60 197С 1960 1S90 :000 20I0 2020

Источник: Tourism 2020 Vision// http://www.unwto.org/facts/eng/vision.htm 2 - 2014 Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

«Несмотря на низкие темпы роста мировой экономики, международный туризм продолжает демонстрировать в большинстве регионов мира результаты выше среднего уровня, создавая значительные возможности для содействия росту занятости и развитию местных экономик», - отметил Генеральный секретарь ЮНВТО (Организации ООН по туризму) Т. Рифаи на открытии Европейского туристического форума в Вильнюсе. «Это имеет особо важное значение для Европы, где безработица является главным предметом обеспокоенности во многих турнаправлениях и где отрасль по предоставлению туристических услуг в последнее десятилетие обеспечивает создание рабочих мест. Кроме того, через свою цепочку приращения стоимости туризм создает предприятия и рабочие места во многих других секторах и дает значительные экспортные поступления, что оказывает положительное влияние на платежный баланс многих стран», - добавил он.5

В соответствии с данными проведенного среди экспертов Группы ЮНВТО в сентябре 2013 г. обследования с целью определения индекса уверенности, в период с мая по август 2013 года результаты международного туризма были лучше, чем ожидалось. Это обследование свидетельствует о существенном росте уверенности среди турнаправлений и предприятий, в частности среди экспертов из развитых стран. Участники Группы экспертов продолжают придерживаться достаточно оптимистических прогнозов в отношении последних четырех месяца этого года.

За небольшими исключениями, позитивные результаты по прибытиям также нашли отражение в показателях доходов от международного туризма, представленных за первые шесть - восемь месяцев 2013 года. Среди 25 стран, получивших наибольшие доходы от международного туризма, двузначные показатели роста доходов были зарегистрированы в Таиланде (+27%), Гонконге (Китай) (+25%), Турции (+22%), Японии (+19%), Великобритании (+18%), Греции (+15%), Индии (+14%), Малайзии (+12%) и Соединенных Штатах Америки (+11%).

Страны с развивающейся экономкой продолжают занимать лидирующие позиции по международным туристским расходам, учитывая, что все страны БРИКС, за исключением Индии, сообщили о двузначных показателях их роста. Информация о чрезвычайно высоких темпах роста туристских расходов (+31%) поступила от Китая, весьма существенным оказался рост данного показателя за этот период в Российской Федерации (+22%) и Бразилии (+15%). Более медленные темпы роста туристских расходов были зарегистрированы в направляющих туристов рынках развитых стран Канаде (+4%), Великобритании (+2%), Соединенных Штатах Америки (+1%), Франции (+1%) и Германии (0%), тогда как в Японии, Австралии и Италии было отмечено сокращение этих расходов.

5 В международном туризме наблюдается подъем, обусловленный высокими результатами Европы // http://www2.unwto.org/ru/press-release/2013-10-18/v-mezhdunarodnom-turizme-nablyudaetsya-podem-obuslovlennyi-vysokimi-rezulta

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

Туризм считается ключевой отраслью 21 века. Если учесть прямые и косвенные показатели, то его доля в структуре валового внутреннего продукта Германии составляет 6%, в Европе - от 1/5 до 1/6 от суммарного объёма ВВП. Согласно статистике Мирового валютного фонда, туристическая отрасль ещё в 1998 году переняла пальму первенства среди экспортирующих отраслей экономики у автомобилестроителей. С 1995 по 2020 годы количество путешествий во всём мире увеличится в три раза. Такой прогноз составила Всемирная туристическая организация.

Но сам рост идёт по иному сценарию, чем это происходило в прошлом десятилетии. В конце 90-х годов отрасль сумела вовремя отреагировать на тенденцию к общему увеличению мобильности населения на фоне индивидуализации стиля жизни и пожеланий клиентов, - отмечают исследователи гамбургского Института проблем будущего. Символом удавшейся трансформации стал металлургический концерн Preussag, который в 2002 году превратился в туристическую компанию TUI: от железного проката и стали - к пляжному песку и солнцу. Сейчас TUI является самым крупным туристическом концерном в мире. Его оборот в прошлом году составил 19,2 млрд евро. Превращение из гиганта тяжелой промышленности в лидера на рынке отдыха и путешествий служит теперь символом перехода от индустриального к информационному обществу.

Шок, вызванный терактами 11 сентября 2001 года, взрывами на острове Бали, общий страх из-за опасности новых нападений незамедлительно и напрямую отразились на состоянии дел в туристическом бизнесе. Свой негативный вклад внесла и эпидемия атипичной пневмонии (SARS) в Азии.

Всемирная туристическая организация, штаб-квартира которой находится в Мадриде, три раза в году публикует так называемый мировой барометр - World Tourism Barometer. Он составляется на основе опроса 230 экспертов в ста странах мира. Последние данные за июнь подтверждают тенденцию к росту, начавшемуся в прошлом году и ставшему следствием улучшения мировой конъюнктуры. Страхи и риски, связанные с террористической активностью, на этот раз пока не смогли помешать позитивному развитию ситуации. Если в 2002 году оборот отрасли составил 474 млрд долл., то в 2003 - уже 514 млрд долл. На Европу приходится более половины этой суммы - 54,8%. На втором месте - Америка (22,5%), на третьем - Азиатско-Тихоокеанский регион (17,2%). Стало заметным влияние геополитических факторов. Средняя продолжительность путешествий сокращается, популярность набирают ближние цели, количество дальних поездок, напротив, падает.

Топ-лист стран, лидирующих в списке по прибытиям, уже много лет возглавляют США, Испания, Франция и Италия. За ними следуют Китай, Великобритания, Австрия, Мексика, Германия и Канада. Данные июньского барометра ничего в этом списке не изменили.

2 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

Всемирная туристическая организация прогнозирует устойчивый рост отрасли. Если в 2003 году было совершено 700 млн турпоездок за границу (в т.ч. 400 млн дальних путешествий), то в 2020 году этот показатель может составить 1,6 млрд Наибольший рост отмечается в Восточной Азии, но Европа и Америка также продолжают оставаться среди самых популярных стран, посещаемых туристами. 6

ВКЛАД ТУРИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Туристическая отрасль относится к сфере услуг, а не материального производства. Тем не менее, ее вклад в экономический рост значителен. Фламандское сообщество Бельгии стало одним из первых регионов мира, где была выполнена попытка рассчитать вклад туризма в экономику, используя одобренный Организацией Объединенных Наций Вспомогательный счет туризма (ВСТ). Результаты были объявлены во время официального визита Генерального секретаря ЮНВТО (12-13 марта 2012 г.) во Фландрию.7 Благодаря осуществлению ВСТ Фламандское сообщество смогло точно измерить, в какой мере экономика региона основывается на туризме. Результаты показывают, что во Фламандском сообществе и столице, Брюсселе, туризм принес 12,6 миллиардов евро, или 5,3% от общей валовой добавленной стоимости в экономике.8 «Результаты ВСТ подтверждают, что туризм является одним из наиболее динамичных секторов региона и важным фактором экономического роста», - отметил Генеральный секретарь ЮНВТО Т. Рифаи, поддерживая эту инициативу.

Со своей стороны, Фламандский министр туризма Х. Буржуа, отметил: «Фландрия - первый регион Европейского союза, имеющий полученные с помощью ВСТ данные. Чтобы определить значение этих данных и процентов, важно сравнить их с аналогичными данными других стран. Показатель валовой добавленной стоимости туризма во Фландрии выше среднего значения. Более высокую долю добавленной стоимости имеют типичные туристские страны, такие как Испания и Португалия».

Международный туризм и коммерческая деятельность, связанная с предоставлением туристических услуг, расширяют границы потребительского рынка, как следствие, это обеспечивает рост числа рабочих мест и способствует экономическому росту. В Австралии, например, экономический вклад туризма в значительной степени способствует росту совокупного ВВП на 4% и роста занятости на 6% каждый год.9

6 Туристический бизнес: прогноз до 2020 года /Немецкая волна, 13 июля 20012 г.

7 Фламандское сообщество стало одним из первых регионов, которые измеряют воздействие туризма на экономику при помощи Вспомогательного счета туризма // http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-03-21/flamandskoe-soobshchestvo-stalo-odnim-iz-pervykh-regionov-kotorye-izmeryayu

8 Там же.

9 Societies benefit from international tourism and business. To what extent do you agree or disagree?// http://lang-8.com/435534/journals/1571252

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

ИННОВАЦИИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОДАЖА БИЛЕТОВ И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Рост туристических потоков объективно сопровождается увеличением расходов туристов за рубежом. Прежде всего, это - транспортные расходы. Вдобавок к международному туристическому доходу (транспортные расходы в платежном балансе), туризм приносит экспортную выручку от перевозок иностранных пассажиров. Последняя по подсчетам составила в 2012 г. 196 млрд долл., приведя общую сумму доходов к 1,2 трлн долл., или в среднем 3,4 млрд долл. в день.10 В результате на международный туризм (поездки и пассажирский транспорт) в настоящее время приходится 30% мировых экспортных услуг и 6% от всего экспорта товаров и услуг.

С целью совершенствования обслуживание пассажиров французская железнодорожная компания SNCF создала веб-сайт Voyages-SNCF.com для продажи билетов через Интернет, что позволило ей существенно расширить объем продаж. В 2012 г. с помощью сайта был обеспечен объем продаж услуг в 3,6 млрд евро, в том числе 90% - в виде продаж 68 млн железнодорожных билетов. Это на 7% выше, чем в предыдущем году. Основными факторами роста продаж явились - рост продаж билетов на путешествия за границу (40%) и рост продаж через мобильные устройства - на 165 млн евро (рост на 125% по сравнению с предыдущим годом). В среднем каждые 5 секунд регистрировалась продажа билета через смартфон.11 Сайтом управляет персонал, состоящий из 560 человек. При этом одна треть - инженеры-разработчики, одна треть - специалисты по продажам во Франции и одна треть - по продажам в европейских странах.

Менеджеры, управляющие сайтом, отмечают, что они отказались от идеи продавать билеты через социальные сети, однако используют их, пропагандируя привлекательность путешествий на поезде по сравнению с путешествиями на автомобиле.

Многие туристические корпорации также переходят на активное использование Интернета для оформления туристических путевок. Например, во Франции, по данным недавно проведенного исследования, более половины французского населения (51%) для бронирования отелей первоначально обращается непосредственно к вебсайтам отелей, 41% делают бронь через онлайновые агентства. Традиционные продажи через агентства составляют всего 10%. При желании забронировать номер в отеле 51% французов сначала посещают вебсайт отеля, в котором

10 Международные доходы от туризма бьют новый рекорд //http://mastertura.com.ua/ index/viewnew/1950

11 Barbaux А. Avec Voyages-sncf.com, la France n'a-t-elle pas dйjа son gйant du net ? // http:// www.usine-digitale.fr/article/avec-voyages-sncf-com-la-france-n-a-t-elle-pas-deja-son-geant-du-net.N196043

2 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

они хотят остановиться. Те, кто пользуются онлайновыми платформами для бронирования, составляют 41%. 39% бронируют номер напрямую по телефону.12

Только 10% населения обращается к традиционным туристическим агентствам, и 2% делают бронь при помощи мобильных приложений. Примерно 87% французов заявляют, что они знают, по меньшей мере, один сайт для бронирования онлайн. Самым известным сайтом считается Voyages-sncf.com (71%), самым менее известным - Booking.com (44%). 71% французов и 88% владельцев отелей воспринимают сайты онлайнового бронирования как занимающие центральную роль в сегодняшней туриндустрии Франции. 83% французов и 91% владельцев отелей считают, что онлайновые платформы позволяют повысить рост видимости отельных объектов, в частности для иностранных клиентов. С экономической точки зрения, 69% французов считают, что такие вебсайты являются неотъемлемыми для поддержания экономики данного сектора Франции. Этот взгляд разделяют только 56% владельцев отелей. Подавляющее большинство (81%) опрошенных владельцев отелей (хотельеров) заявили, что их отели зарегистрированы, по меньшей мере, на одном сайте онлайнового бронирования.

Использование сети Интернет становится все более популярным среди иностранных туристов. Учитывая это, действующий в масштабе многих стран мира туристический холдинг TUI Travel объявил о намерении изменить стратегию продаж, предполагая довести долю интернет-бизнеса в общем объеме до 40%. Тот факт, что о России речь не шла, не помешал разгореться дискуссии, в ходе которой было выказано опасение, что онлайн-продажи нанесут удар по агентствам TUI Russia. Однако компания не собирается сокращать использование услуг более 6 тыс. турагентств, которые обеспечивают свыше 70% туроператорских продаж компании. В силу психологических причин покупатели турпутевок в России предпочитают личный контакт с продавцом. По оценкам, не более 10% рекреационных услуг у нас продается через Интернет. Причем половина из них авиабилеты, затем ж/д перевозка. Турпакеты представлены в минимальном количестве. Но в ближайшее время ситуация, скорее всего, изменится. Ведущие сотовые операторы получили лицензии на связь нового поколения; скорость передачи данных увеличится в десятки раз. По примеру США, должно возрасти и количество бронирований с мобильных устройств. Турагентствам в свете изменений предстоит освоить весь универсальный инструментарий, чтобы, используя его, выполнять функции консультационно-бронирующих центров.13

12 Белых Е. Только 10% французов пользуются услугами туристических агентств для бронирования отелей // : http://www.tourprom.ru/news/23368/19.12.2013

13 Голубцов С. Реформы ТШ в России // http://www.travelmagnat.ru/2012/08/08/reformy-tui-v-rossii

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

РАСШИРЕНИЕ ПРОДАЖ СОПУТСТВУЮЩИХ ТОВАРОВ

Развитие международных туристических потоков внимательно отслеживается крупными торговыми компаниями, которые нацелены на расширение продаж, прежде всего, состоятельным туристам. По данным Boston Consulting Group, в США сосредоточено 39% богатых людей мира, имеющих состояние свыше 30 млн евро.14 Именно на них нацелена коммерческая стратегия компаний, выпускающих товары под наиболее известными трендами. В частности, продажи предметов одежды и аксессуаров под брендами Louis Vuitton, Dom Pmignon, также парфюмерии Christian Dior выросли в 2012 г. в США на 12%, тогда как в странах Азиатско-тихоокеанского региона - на 10%. И эта тенденция, как полагают, будет расти. В настоящее время в продажах товаров категории люкс на долю иностранных туристов в США приходится лишь 20% против 50% в странах Европы.

При этом отмечают высокие темпы прироста бразильских богатых туристов в Майями, а китайских туристов - курортные места Калифорнии. В 2012 г. число туристов из Бразилии в США выросло на 18%. А из Китая (без Гонконга) - на 40%. В Майями бразильские туристы предпочитают приобретать товары в люксовых магазинах, которые у них в стране продаются с высоким уровнем акциза. Учитывая рост спроса, некоторые крупные торговые компании открывают большие магазины в курортных местах. Например, английская торговая компания Burberry объявила о намерении открыть в конце 2014 г. крупный магазин в Beverly Hills (шт. Калифорния). Торговая компания Hermеs объявила о решении купить за 70 млн евро модный магазин в Beverly Hills. Другие европейские компании, выпускающие товары класса люкс (Saint Laurent, Balenciaga, Stella McCartney и Brioni) также проявляют интерес к предложению товаров на рынке США, в первую очередь для иностранных туристов. Отмечают, что коренные жители США расходуют на предметы роскоши долю в своем бюджете, которая на 35-45% меньше, чем у европейцев. Центры продаж товаров категории люкс сосредоточены в городах Нью-Йорк, Майами, Лос-Анжелес. В целом на долю США приходится примерно 30% объема продаж товаров категории люкс (исключая крепкий алкоголь, вина, автомобили, услуги сферы отдыха) в мире, который оценивается в 212 млрд евро.15

Значимым направлением коммерческой деятельности становится продажа туристам товаров категории люкс в магазинах беспошлинной торговли. Ранее считалось, что основную долю здесь занимают коробки сигарет и алкоголь. Однако ныне эта гамма товаров расширяется. Сообщают, что один из китайских бизнесменов купил в парижском аэропорту Руасси (Шарль Де Голль) сеть торговых бути-

14 Pascale D. Les acteurs europйens du luxe renouent avec le marchM ammicain// http://www. usinenouvelle.com/article/les-acteurs-europeens-du-luxe-renouent-avec-le-marche-americain. N194949

15 Pascale D. Les acteurs europrnens du luxe renouent avec le marchrn ammicain// http://www. usinenouvelle.com/article/les-acteurs-europeens-du-luxe-renouent-avec-le-marche-americain. N194949

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

ков по продаже «Императорской» минеральной воды Guerlain. Торговая компания Chanel, имеющая четыре магазина в азиатских аэропортах и один в лондонском аэропорту Хитроу, объявила о намерении открыть еще два в 2014 г. - в Руасси и в Дубае.

Крупная французская компания DFS, входящая в группу LVMH, объявила о решении открыть в 2014 г. специальные магазины «Галлереи» для торговли товарами серии люкс в аэропортах для продажи вылетающим и транзитным туристам. Первый магазин «Galleria T» решено открыть в Венеции, а потом в Париже в специальном комплексе la Samaritaine (принадлежащий группе LVMH), в котором будет находиться пятизвездочный отель. В настоящее время компания DFS размещает магазины «Galleria» для торговли товарами серии люкс в непосредственной близи от крупных отелей в странах Азии. На их долю приходится около половины всего объема продаж компании.

В общем объеме продаж товаров серии люкс для аэропассажиров наибольший удельный вес занимают духи и косметика (28%), далее идут вина и крепкие спиртные напитки (18%). Вместе с тем, наибольший прирост продаж в 2012 г. отмечался по товарной группе «аксессуары» (13,5%). А также «часы и ювелирные изделия» (12,2%).

У компании L'Oreal продажи в аэропортах составляют 15% продаж (товары под брендами Lanœme и Armani). Стремясь захватить высокую долю в продажах иностранным туристам, число которых составляет около миллиарда человек, компании создали специальное отделение по розничной продаже путешественникам (travel retail.), между ними также разворачивается конкуренция за расходы пассажиров. Чтобы отличаться от высокго уровня организации беспошлинной торговли в крупных аэропортах-гингантах, таких как Сеул, Гонконг, Дубай и Лондон, Парижский аэропорт решил формировать у аэропутешественников чувство прогулки в столице, с классическими бутиками, в которых проадется декоративная стеклянная посуда, а также предлагать эксклюзивные товары на специальных «улочках» со специфической дорожной разметкой.

В целом объем продаж розничной торговли путешественникам быстро растет. Его объем, по оценкам, составил в 2012 г. 56 млрд евро, а в целом объем продаж товаров марки люкс во всех странах составил, по оценке консультационной компании Boston Consulting Group, 285 млрд. евро. По прогнозам продажи путешественникам в 2013 г. увеличатся до 60 млрд. евро, а к 2020 г. удвоятся, прежде всего, из-за прогнозируемого роста туристических потоков из стран Азии и внутри азиатского континента. По оценкам компании Boston Consulting Group, к 2030 г. число международных туристов увеличится еще не менее чем на миллиард человек, прежде всего из стран Азии. Это будет способствовать росту спроса на аксессуары, сумочки, на косметические кремы и на другие товары класса люкс в международных аэропортах.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

РОСТ РАСХОДОВ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Указанные выше прогнозы могут оказаться весьма полезными для российских компаний, специализирующихся на продаже товаров авиапутешественникам. В 2013 г. рейтинг стран по росту затрат на отпуск за границей возглавила Российская Федерация. За первые девять месяцев 2013 года российские туристы увеличили свои траты на отдых почти на 30% - до 43 млрд долл. Как отмечает Всемирная организация по туризму при ООН, за счет столь резкого роста расходов на путешествия Россия вырвалась вперед и в другом рейтинге. Она поднялась с 12-го места в 2000 г. на пятое в 2012 г. в списке стран, где на отпуск выделяют больше всего денег.

На втором месте по росту расходов на туризм оказались китайцы, потратившие за январь-сентябрь 2013 г. на отдых за границей 124,4 млрд долл. - на 22% больше, чем годом ранее. Неплохой показатель демонстрируют и жители Бразилии - их расходы увеличились на 15%.16

При этом, если россияне готовы тратить заработанные средства на отдых за границей, то жители других стран, судя по отчету организации, совсем не готовы отдыхать в России. Самым посещаемым регионом мира, как и в прошлом году, остается Европа. Центральная и Восточная Европа приняли за январь-сентябрь 2013 г. на 7% больше туристов, чем в прошлом году, Южная Европа может похвастаться шестипроцентным приростом.

Представители туристической отрасли Великобритании требуют срочно принять меры для упрощения визового режима с Россией. Дело в том, утверждают они, что из-за сложностей при оформлении британских виз бюджет королевства ежегодно недополучает миллионы фунтов стерлингов, поскольку обеспеченные россияне предпочитают отдыхать в других странах.

В 2012 году Великобританию посетило более 220 тыс. российских туристов. В совокупности они оставили там около 300 млн фунтов стерлингов. Но эта сумма могла быть значительно более высокой, если бы не трудности с получением визы для российских туристов. Эти трудности в значительной степени снижают поток туристов из России в Великобританию.

Многие представители английских туристических и торговых компаний высказываются за облегчение процесса выдачи виз для граждан России. «Необходимо в ближайшее время упростить процедуру выдачи виз россиянам и привести ее в соответствие с требованиями шенгенской зоны», - уверен управляющий директор торговой компании Harrods М. Уорд. «Все на самом деле очень просто. Нам нужно вернуться к тем правилам, которые существовали раньше. Если они достаточно хороши для Франции, Германии и Италии, почему они не подходят нам?» - недо-

16 Россия возглавила рейтинг стран по росту расходов на путешествия // http://travel.rbc. ru/news article/40066#

2 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

умевает он. По мнению многих бизнесменов Соединенного Королевства, именно расходы путешественников из России являются одним из драйверов британской экономики.

По данным ООН, расходы на туризм растут рекордными темпами лишь в двух государствах мира - в России и Китае. По данным организации, за девять месяцев 2013 г. россияне потратили на путешествия на 30% больше, чем годом ранее. При этом Лондон является девятым по популярности городом среди путешественников из России - его опережают такие туристические города, как Париж, Рим, Мадрид и Барселона.17

Согласно последним данным Барометра международного туризма ЮНВТО (UNWTO World Tourism Barometer), продолжается восстановление уровня доходов, получаемых от туризма, после потерь во время кризисного 2009 года и получения новых рекордных сумм в большинстве направлений, которые по подсчетам достигли 1,030 млрд долл. (740 млрд евро), увеличившись с 928 млрд долл. (700 млрд евро) 2010 года. В реальном выражении (с учетом колебаний обменного курса и инфляции) доход международного туризма вырос на 3,8%, тогда как число туристских прибытий в 2011 году увеличилось на 4,6% - до 982 млн. Это подтверждает тесную связь между обоими показателями, темпы роста дохода имеет тенденцию немного отставать от темпов роста въездного турпотока во времена

различных ограничений на потребление.18

***

Повышение жизненного уровня населения, расширение транспортной инфраструктуры в мировой экономике, развитие сети Интернет - все это содействует росту потоков международного туризма. Число туристов уже сейчас составляет более миллиарда человек, а к концу текущего десятилетия вырастет более чем в 1,5 раза. Международный туризм вносит существенный вклад в экономическое развитие принимающих и транзитных государств, способствует росту обмена знаниями, культурному обмену. Расширению продаж туристических услуг способствует интенсивное использование информационно-компьютерных технологий, рост использования новых средств персонального общения между пользователями сети Интернет. Увеличиваются продажи услуг и товаров, сопутствующих росту туристического бизнеса. Все это создает благоприятные условия и для развития российского туризма.

17 Великобритания серьезно пострадала из-за русских // http://travel.rbc.ru/news_ айс1е/40225#

18 Международные доходы от туризма бьют новый рекорд //http://mastertura.com.ua/ index/viewnew/1950

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2014

БИЛИОГРАФИЯ:

Алабян С.С., Морозенкова О.В. Россия в международной торговле услугами// Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №10, С. 19-50 (Alabjan S.S., Morozenkova O.V Rossija v mezhdunarodnoj torgovle uslugami// Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2013. №10, S. 19-50).

В международном туризме наблюдается подъем, обусловленный высокими результатами Европы // http://www2.unwto.org/ru/press-release/2013-10-18/v-mezhdunarodnom-turizme-nablyudaetsya-podem-obuslovlennyi-vysokimi-rezulta (V mezhdunarodnom turizme nabljudaetsja pod#em, obuslovlennyj vysokimi rezul'tatami Evropy)

Ильина Н. И. Государственное регулирование развития туризма в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Татарского института содействия бизнесу, г. Казань. Ульяновск - 2000. - 24 с. (Il'ina N. I. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitija turizma v Rossii. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. Tatarskogo instituta sodejstvija biznesu, g. Kazan'. Ul'janovsk - 2000. - 24 s.)

Международные доходы от туризма бьют новый рекорд // http://mastertura.com.ua/index/ viewnew/1950 (Mezhdunarodnye dohody ot turizma b'jut novyj rekord)

Россия возглавила рейтинг стран по росту расходов на путешествия // http://travel.rbc.ru/ news_article/40066# (Rossija vozglavila rejting stran po rostu rashodov na puteshestvija)

Фламандское сообщество стало одним из первых регионов, которые измеряют воздействие туризма на экономику при помощи Вспомогательного счета туризма //http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-03-21/flamandskoe-soobshchestvo-stalo-odnim-iz-pervykh-regionov-kotorye-izmeryayu (Flamandskoe soobshhestvo stalo odnim iz pervyh re-gionov, kotorye izmerjajut vozdejstvie turizma na jekonomiku pri pomoshhi Vspomogatel'nogo scheta turizma)

Туристический бизнес: прогноз до 2020 года /Немецкая волна, 13 июля 20012 г. (Туристический бизнес: прогноз до 2020 года /Немецкая волна, 13 июля 20012 г.)

Число туристов в мире превысило миллиард человек // http://vneshmarket.ru/NewsAM/ NewsAMShow.asp?ID=315817 (Chislo turistov v mire prevysilo milliard chelovek)

Tourism 2020 Vision// http://www.unwto.org/facts/eng/vision.htm

Barbaux А. Avec Voyages-sncf.com, la France n'a-t-elle pas dйjа son gйant du net? // http:// www.usine-digitale.fr/article/avec-voyages-sncf-com-la-france-n-a-t-elle-pas-deja-son-geant-du-net.N196043

Faits saillants OMT du tourisme. Edition 2010. // www.UNWTO.org/facts

International tourism demand exceeds expectations in the first half of 2013 // http://media. unwto.org/en/press-release/2013-08-25/international-tourism-demand-exceeds-expectations-first-half-2013

Marcelo Risi International tourism maintains momentum despite challenges// http://media. unwto.org/en/press-release/2011-06-30/international-tourism-maintains-momentum-despite-challenges

2 -20i4

Российский внешнеэкономический вестник

ii7 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.