Вестник РУДН. Серия: Экономика
2020 Vol. 28 No. 3 479-490
http://journals.rudn.ru/economics
DOI 10.22363/2313-2329-2020-28-3-479-490 УДК 33.214.22
Научная статья
Развитие межмуниципального сотрудничества как фактор активизации инвестиционных процессов в регионе (на примере Вологодской области)
О.С. Москвина, И.В. Неспанова
Вологодский государственный университет
Российская Федерация, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15
Аннотация. Неоднородность экономического пространства, сравнительно низкие темпы и негативные тенденции социально-экономического развития отдельных территорий, ограниченность ресурсных возможностей (в том числе инвестиционных) на сегодняшний день являются значимыми проблемами муниципальных образований. В качестве одного из механизмов их решения на уровне полномочий органов местного самоуправления выступает институт межмуниципального сотрудничества. Цель - изучить возможности территориального и отраслевого межмуниципального сотрудничества для преодоления негативных диспропорций инвестиционного развития региона (на примере Вологодской области). В исследовании применялись методы кластерного анализа, анализа временных рядов, а также табличные и графические методы визуального представления результатов исследования, пакеты прикладных программ MS Excel и STATISTICA. Рассмотрены основные тенденции развития процессов межмуниципального сотрудничества в российской экономике, выявлены особенности взаимодействия муниципальных образований в Вологодской области, изучены территориальный и отраслевой подходы к формированию различных форм сотрудничества на материалах Вологодской области. Полученные результаты могут быть использованы региональными и местными органами власти при разработке инвестиционной политики, формировании системы организационно-экономических механизмов активизации инвестиционных процессов в регионе, а материалы исследования будут интересны для обсуждения в научной дискуссии, использования в научной и учебной деятельности.
Ключевые слова: инвестиционные процессы, межмуниципальное сотрудничество, типология муниципальных образований, зонирование территории, инвестиционная политика
Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики, оказывая воздействие на структурные сдвиги в ней, повышение качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, мезо- и макроуровнях (Кор-мишкина, Колосков, 2017). Развитие инвестиционных процессов в 2008-2018 гг. имело разнонаправленный характер и было сопряжено в первую очередь с вли-
© Москвина О.С., Неспанова И.В., 2020
(gv Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
Введение
янием экономических кризисов 2008-2009 и 2014-2015 гг. (Семенова, 2017). Это наглядно подтверждают данные табл. 1.
Таблица 1
Динамика инвестирования в основной капитал в РФ, СЗФО и Вологодской области [Table 1. The dynamics of investment in fixed assets in the Russian Federation, NWFD and the Vologda region]
Регионы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Российская Федерация 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 104,4 104,3
Северо-Западный федеральный округ 106,0 84,5 115,5 110,0 104,0 90,6 95,7 90,8 1 13,4 104,5 104,4
Вологодская область 85,9 71,5 116,1 149,4 120,7 49,3 99,0 93,3 121,6 114,5 102,3
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
(в сопоставимых ценах, в процентах к 2008 году)
Российская Федерация 100,0 86,5 91,9 101,9 108,8 109,7 108,0 97,1 96,9 101,2 105,6
Северо-Западный федеральный округ 100,0 84,5 97,6 107,4 111,7 101,2 96,8 87,9 99,7 104,2 108,8
Вологодская область 100,0 71,5 83,0 124,0 149,7 73,8 73,1 68,2 82,9 94,9 97,1
Источник: составлено авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019).
Как видно из представленных данных, за анализируемый период четко прослеживаются периоды спада и роста инвестиционной активности как в целом по РФ, так и в разрезе регионов. Условно можно выделить несколько периодов развития инвестиционных процессов.
1. Кризисный период 2008-2009 гг. Экономический кризис 2008 г. в России сопровождался снижением ВВП и, соответственно, инвестиционной активности в российской экономике. Для Вологодской области также был характерен спад объемов инвестирования, причем он оказался боле глубоким, по сравнению с РФ и регионами СЗФО, что было связано с сокращением собственных источников инвестирования (ростом убыточных организаций и сокращением прибыльности деятельности), а также снижением бюджетного финансирования и падением уровня банковского кредитования.
2. Период оживления инвестиционного процесса (2010-2013 гг.). Именно этот период является переломным для развития экономики РФ и регионов, так как после него началось расширение инвестиционных процессов. Причем в Вологодской области темпы роста инвестиций в экономику оказались более высокими, чем в среднем по РФ и СЗФО. Однако в 2013 г., несмотря на продолжающий рост инвестирования в РФ, в области произошло сокращение уровня инвестиций почти в два раза, вызванное прежде всего завершением крупных инвестиционных проектов и инвестиционных программ энергетических компаний и «Газпрома».
3. Кризисный период 2014-2015 гг. Характеризуется повышением инфляции, напряжением геополитической обстановки, введением различных санкций в отношении России. Все это привело к ухудшению макроэкономической ситуации, что значительно повлияло на развитие инвестиционных процессов страны и ее регионов. Коснулся этот кризис и Вологодской области,
где темпы снижения инвестирования оказались более высокими, чем в среднем по РФ и СЗФО.
4. Период повышения инвестиционной активности (2016-2018 гг.). С 2016 г. в российской экономике наметился рост инвестиций. Тем не менее в Вологодской области так и не удалось довести уровень инвестирования до показателей 2008 г. Последнее обстоятельство особенно заметно отразилось в рейтинге области среди регионов СЗФО: в период 2016-2018 гг. регион занимал 6-8 места.
Рассмотренные тенденции развития процессов инвестирования в экономике Вологодской области вызвали глубокие кризисные явления, проявившиеся в резких диспропорциях инвестиционного развития:
1) отсутствии устойчивости и разнонаправленности инвестиционной динамики как на уровне экономики Вологодской области в целом, так и на уровне отдельных территорий и отраслей;
2) непропорциональности в источниках привлечения инвестиций, которая выражается в низкой доле привлеченных средств за счет банковских кредитов, частных российских и иностранных инвесторов, сбережений населения;
3) отраслевых несоразмерностях, связанных с недостаточным инвестированием обрабатывающих отраслей экономики, наукоемких производств и инновационно-активных предприятий Вологодской области, способных изменить экономическую структуру региона;
4) неравномерности территориального развития инвестиционных процессов, которая проявляется в привлечении значительной части инвестиций в крупные промышленные центры области - Вологду и Череповец. При этом в большинстве муниципальных районов уровень инвестирования крайне низкий.
Преодоление негативных диспропорций и формирование эффективной инвестиционной политики в рамках общегосударственной стратегии социально-экономического развития страны создаст предпосылки для активизации инвестиционных процессов и позволит преодолеть критические значения показателей инвестиционного развития в экономике России и ее регионов (Березинская, 2016).
Обзор литературы
Одним из эффективных механизмов решения проблем повышения инвестиционной активности на региональном уровне выступает институт межмуниципального сотрудничества (Козлова, Макарова, 2018). Обзор публикаций по исследуемой проблематике показал, что большинство исследователей дискутирует относительно трактовки рассматриваемого понятия (Власова, Джек 2010; Ямалаева, 2016), форм и методов реализации процессов взаимодействия (Гафа-ров, 2017; Петроградская, 2010), анализирует сложившуюся ситуацию и тенденции межмуниципального сотрудничества (Бутова, 2013; Гутникова, 2012), рассматривает организационно-экономические механизмы их активизации (Виль-чинская, 2016; Рагозина, 2010), оценивает эффективность межмуниципального сотрудничества в экономической и социальной сферах регионов (Serrano, De-maziere, 2016; Rus et al., 2018). Учитывая значимость развития межмуниципального сотрудничества, считаем, что трактовка данного понятия должна быть сопряжена со всеми сферами деятельности муниципальных образований и отра-
жать их совместную деятельность, осуществляемую в ассоциативной, договорной или организационно-правовой форме в целях взаимодействия, защиты общих интересов, для повышения эффективности принимаемых управленческих решений местного значения.
Методы и подходы
Анализ развития межмуниципального сотрудничества и возможностей его развития на региональном уровне базировался на методах кластерного анализа, анализа временных рядов, а также табличных и графических методах визуального представления результатов исследования.
В российской экономике достаточно широко распространены ассоциативные и договорные формы, организационно-правовые формы используются в межмуниципальном сотрудничестве гораздо реже. Данный тезис подтверждает количественная оценка и сравнительный анализ развития форм и интенсивности взаимодействия муниципальных образований (МО) как на общенациональном, так и на региональном уровне (табл. 2).
За период 2014-2018 гг. анализ форм межмуниципального сотрудничества в РФ показал, что по степени распространения превалируют межмуниципальные объединения и некоммерческие организации. Наименее привлекательной формой сотрудничества остается участие муниципальных образований в коммерческих организациях, муниципальных банках и иных финансовых организациях. На уровне Северо-Западного федерльного округа и Вологодской области складывается ситуация, для которой характерно значительное снижение рассмотренных выше форм сотрудничества (табл. 3).
Таблица 2
Сравнительный анализ развития форм межмуниципального сотрудничества в РФ
за 2014-2018 гг., единиц [Table 2. A comparative analysis of the development of forms of inter-municipal cooperation in the Russian Federation for 2014-2018, units]
Годы Число МО Число МО, участвующих на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуниципальных некоммерческих организациях Число МО, участвующих в межмуниципальных коммерческих организациях Муниципальные унитарные предприятия Муниципальные банки и иные финансовые организации
1 2 3 4 5 6
Российская Федерация
2014 22923 20805 521 14663 127
2015 22406 20436 573 13780 99
2016 22327 20901 548 13271 89
2017 21945 20387 607 11849 114
2018 21501 20461 620 10953 448
Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -1431 -344 +99 -3710 +321
Окончание табл. 2 [Table 2, ending]
1 2 3 4 5 6
Северо-Западный федеральный округ
2014 1639 1550 93 1222 5
2015 1467 1414 91 1172 2
2016 1433 1268 49 1141 1
2017 1419 1392 44 1036 2
2018 1406 1386 61 973 4
Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -233 -164 -32 -249 -1
Вологодская область
2014 282 281 40 121 -
2015 224 224 40 11 -
2016 218 218 6 92 -
2017 209 209 2 90 -
2018 208 208 17 95 -
Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -74 -73 -23 -26 -
Источник: составлено авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019).
Таблица 3
Анализ развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области в 2018 г. [Table 3. Analysis of the development of forms of inter-municipal cooperation in the Vologda region in 2018]
Муниципальные образования
Всего Муниципальные Городские Городские Сельские районы округа поселения поселения
ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %
Наличие МО 208 100,0 26 12,4 2 1,0 22 10,6 158 76,0
Число МО, участвующих на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуниципальных некоммерческих организациях 208 100,0 26 12,4 2 1,0 22 10,6 158 76,0
Число МО, участвующих в межмуниципальных коммерческих организациях 17 100,0 4 23,5 - 0,0 1 5,9 12 70,6
Муниципальные унитарные предприятия 95 100,0 52 54,8 16 16,8 13 13,7 14 14,7
Источник: составлена авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019).
Количественная оценка развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области выявила преобладание некоммерческих организаций и объединений. Значительная доля в разрезе форм сотрудничества приходится на муниципальные унитарные предприятия. Наиболее представ-
лена данная форма взаимодействия в городских округах и муниципальных районах. Наименее распространено в Вологодской области сотрудничество на основе межмуниципальных коммерческих организаций.
Результаты исследования
По нашему мнению, активизация процессов межмуниципального сотрудничества должна базироваться на сочетании территориального и отраслевого походов.
Реализация территориального подхода предполагает применение результатов зонирования региона, в основе которого лежит типология муниципальных образований по уровню социально-экономического развития. Информационной базой послужили официальные данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Период наблюдения 2008-2018 гг., число муниципальных районов - 26. Перечень показателей включал: производственный блок (объем промышленной продукции на душу населения, тыс. руб.; объем продукции сельского хозяйства на душу населения; тыс. руб.; ввод в действие жилых домов, м2 на душу населения); финансовый блок (сумма сальдированного финансового результата на душу населения, тыс. руб.; собственные доходы бюджета на душу населения, тыс. руб.; инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.;); социальный блок (коэффициент естественного прироста/убыли населения на душу населения, чел.; среднегодовая численность работающих в организациях муниципального района, в % к итогу по региону; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, тыс. руб.); потребительский блок (розничный товарооборот на душу населения, тыс. руб.; услуги общественного питания на душу населения, тыс. руб.; платные услуги на душу населения, тыс. руб.).
Таблица 4
Типология муниципальных образований Вологодский области по уровню социально-экономического развития (на основе кластерного анализа) [Table 4. Typology of municipalities of the Vologda region in terms of socio-economic development (based on cluster analysis)]
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
2008 год
Вологодский, Кадуйский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский
Вытегорский, Великоустюгский, Грязовецкий, Кирилловский,
Сокольский, Тотемский, Усть-Кубинский, Череповецкий
Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Верховажский, Вожегодский,
Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сямженский, Тарногский, Устюженский, Харовский
2018 год
Великоустюгский, Вологодский, Грязовецкий, Кирилловский, Тотемский, Шекснинский
Белозерский, Вытегорский, Кадуйский, Нюксенский, Сокольский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий
Бабаевский, Бабушкинский, Вашкинский, Верховажский, Вожегодский,
Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский,
Сямженский, Тарногский, Устюженский, Усть-Кубинский
Источник: составлено авторами. 484 REGIONAL ECONOMY
В табл. 4 представлена типология муниципальных образований Вологодской области на основе кластерного анализа территорий. Она показала наличие территорий - «точек роста» в экономике региона, которые сохраняют лидирующие позиции (высокий уровень) на протяжении десяти лет -Вологодский и Шекснинский муниципальные районы. В 2018 г. к ним присоединились Великоустюгский, Грязовецкий, Кирилловский и Тотемский районы. Значительными возможностями для развития в перспективе обладают Белозерский, Вытегорский, Кадуйский, Нюксенский, Сокольский, Ха-ровский, Чагодощенский, Череповецкий районы.
Зонирование Вологодской области для межмуниципального сотрудничества на основе взаимодействия территориально смежных, но различных по уровню социально-экономического развития, муниципальных районов продемонстрировано на рисунке. Особенностью представленного зонирования является возможность повышения уровня социально-экономического развития территорий за счет взаимодействия «точек роста» (муниципальные образования с высоким и средним уровнем) с менее развитыми муниципалитетами, которые будут получать импульсы для привлечения новых инвесторов, формирования новых производств и инфраструктурных объектов, решения социальных проблем.
Рисунок. Зонирование территорий Вологодский области для межмуниципального сотрудничества: 1 - западная зона; 2 - центральная зона; 3 - северная зона; 4 - восточная зона [Figure. Zoning of territories of the Vologda region for inter-municipal cooperation: 1 - Western region; 2 - Central region; 3 - Northern region; 4 - Eastern region]
Источник: составлено авторами.
Что касается отраслевого подхода, то анализ социально-экономического положения муниципальных районов, инвестиционного и инновационного потенциала территорий позволяет выделить перспективные направления межмуниципального сотрудничества в Вологодской области. К ним относятся:
1. Развитие отраслей специализации муниципальных образований Вологодской области - предприятий лесопромышленного комплекса, аграрно-
го сектора и строительной сферы. Анализ инвестиционных паспортов муниципальных районов показал, что именно эти отрасли экономики являются ключевыми при привлечении внешних инвесторов и выступаю приоритетами экономического развития территорий региона. В этом направлении может быть рассмотрено создание межмуниципальных хозяйственных обществ, а также межмуниципальных некоммерческих организаций. На основе перечисленных форм могут формироваться вертикально-интегрированные и горизонтально-интегрированные объединения. Актуальным для развития данного направления также является совместное использование и развитие имеющейся инфраструктуры (дорог, связи, сферы обслуживания и др.).
2. Развитие туристского сектора на основе уже используемых ресурсных возможностей (культурно-познавательного и событийного видов туризма), а также с учетом природной специфики региона (спортивной, охотничье-рыболовной, сельской, экологической и др.). В этом направлении перспективны все формы межмуниципального сотрудничества: ассоциативные, договорные, организационно-правовые.
3. Развитие сферы культуры, физической культуры и спорта, которые тесно связаны с туристским сектором (Андреевна, 2017). Практически во всех образованиях регулярно проводятся фестивали, ярмарки, спортивные мероприятия, развитие которых в перспективе может быть связано с активизацией межмуниципального сотрудничества на основе ассоциативных и договорных форм взаимодействия.
Заключение
Сравнительный анализ развития процессов межмуниципального сотрудничества в РФ и ее регионах показал, что в российской экономике достаточно широко распространены ассоциативные и договорные формы, организационно-правовые формы используются в межмуниципальном сотрудничестве гораздо реже. По степени распространения превалируют межмуниципальные объединения и некоммерческие организации. Наименее привлекательной формой сотрудничества остается участие муниципальных образований в коммерческих организациях, муниципальных банках и иных финансовых организациях.
Количественная оценка развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области выявила преобладание некоммерческих организаций и объединений. Значительная доля в разрезе форм сотрудничества приходится на муниципальные унитарные предприятия. Наиболее представлена данная форма взаимодействия в городских округах и муниципальных районах. Наименее распространено в Вологодской области сотрудничество на основе межмуниципальных коммерческих организаций.
Активизация процессов межмуниципального сотрудничества должна базироваться на сочетании территориального и отраслевого походов. Реализация территориального подхода предполагает применение результатов зонирования региона, в основе которого лежит типология муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, а затем их объединение по принципу взаимодействия территориально смежных, но различных по уровню развития, муниципальных районов.
Особенностью продемонстрированного зонирования является возможность повышения уровня социально-экономического развития территорий за счет взаимодействия «точек роста» (муниципальные образования с высоким и средним уровнем) с менее развитыми муниципалитетами, которые будут получать импульсы для привлечения новых инвесторов, формирования новых производств и инфраструктурных объектов, решения социальных проблем.
Таким образом, активизация процессов межмуниципального сотрудничества создаст предпосылки для повышения эффективности использования ресурсных возможностей территорий Вологодской области, повышения инвестиционной и инновационной активности, развития инфраструктурных объектов и преодоления социальных проблем в экономике Вологодской области.
Список литературы
АндрееваМ.В. Перспективные направления межмуниципального сотрудничества с целью эффективного использования инвестиционного потенциала районов Вологодской области // Вестник университета. 2017. № 5. С. 74-78. Березинская О. Инвестиционная пауза в экономике России: структурные характеристики и перспективы преодоления // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 30-45. Бутова Т.В., Пухова М.М., Щукин И.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России // Управленческие науки. 2013. № 3. С. 4-15.
Вильчинская О.В. Межмуниципальное сотрудничество: теория и практика // Муниципальная академия. 2016. № 1. С. 101-106. Власова Н.Ю., Джек Л.Н. Теория и практика межмуниципального сотрудничества в контексте региональной политики Европейского Союза // Известия УрГЭУ. 2010. № 2 (28). С. 26-31.
Гафаров М.Р. Межмуниципальное сотрудничество как направление стратегического управления развитием территорий // Казанский экономический вестник. 2013. № 5 (7). С. 54-57.
Гутникова Е.А. Межмуниципальное сотрудничество как фактор активизации экономического и социального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 218-230. Козлова О.А., Макарова М.Н. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент стратегического развития территории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2018. Т. 11. № 3. С. 132-144. Кормишкина Л.А., Колосков Д.А. Инновационные подходы к формированию инструментов инвестиционной политики с позиции парадигмы неоиндустриального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 6. С. 218-230.
Петроградская А.А. Виды и формы межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2010. № 5 (79). С. 256-262. Рагозина Л.Г. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом // Вопросы местного самоуправления. 2010. № 1 (29). С. 22-32. Семёнова Н.Н. Развитие инвестиционных процессов в регионе в условиях новых вызовов //
Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 12. С. 2347-2360. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019).
Ямалаева А.Р. Межмуниципальное сотрудничество: содержание понятия и принципы
реализации // Марийский юридический вестник. 2016. № 2. С. 31-33. Rus P., Nared J., Bojnec S. Forms, areas, and spatial characteristics of intermunicipal coopération in the Ljubljana urban région // Acta Geographica Slovenica. 2018. Vol. 58. Issue 2. Pp. 47-61. doi: 10.3986/AGS.4830. Serrano J., Demazière C. Le foncier des espaces périurbains dans la planification spatiale: une construction intercommunale et interterritoriale // Revue d'Économie Régionale & Urbaine. 2016. No. 4. Pp. 737-766. doi:10.3917/reru.164.0737.
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 2 апреля 2020 г.
Дата проверки: 13 мая 2020 г.
Дата принятия статьи: 14 июня 2020 г.
Для цитирования:
Москвина О.С., Неспанова И.В. Развитие межмуниципального сотрудничества как фактор активизации инвестиционных процессов в регионе (на примере Вологодской области) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 3. С. 479-490. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-479-490
Сведения об авторах:
Москвина Ольга Серапионовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит». eLIBRARY SPIN-код: 4074-8621, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1487-0424. E-mail: [email protected]
Неспанова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит». eLIBRARY SPIN-код: 4131-3068, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7017-0692. E-mail: [email protected]
DOI 10.22363/2313-2329-2020-28-3-479-490
Research article
Development of inter-municipal cooperation as a factor in the intensification of investment processes in a region (on the example of the Vologda region)
Olga S. Moskvina, Irina V. Nespanova
Vologda State University 15 Leni^ St, Vologda, 160000, Russian Federation
Abstract. Currently, the heterogeneity of economic space, relatively low development rates and negative trends in the socio-economic development of individual territories, and limited resource opportunities (including investment opportunities) are among the significant problems of municipalities. One of the mechanisms for solving them at the level of local government bodies is the institution of inter-municipal cooperation. The aim of the paper is to analyze the possibilities of territorial and sectoral inter-municipal cooperation aimed at overcoming the negative imbalances of the region's investment development (based on a case study of the Vologda region). The methods of cluster analysis and time series analysis were used, as well as tabular and graphic methods for the visual representation of the study results,
the application packages "MS Excel" and "STATISTICA". The paper examines the main trends in the development of inter-municipal cooperation processes in the Russian economy, identifies the specifics of the interaction of municipal entities in the Vologda region, and presents a territorial and sectoral approach to the development of different forms of cooperation based on the example of the Vologda region. The obtained results can be used by regional and local authorities in the development of investment policy, the formation of a system of organizational and economic mechanisms for the intensification of investment processes in the region. The study materials presented in the paper may be interesting for scientific discussion, for use in scientific and educational activities.
Keywords: investment processes, inter-municipal cooperation, typology of municipal entities, zoning of a territory, investment policy
References
Andreeva, M.V. (2017). Promising Areas of Inter-Municipal Cooperation for the Efficient Use of the Investment Potential of the Vologda Region Districts. University Bulletin, (5), 74-78. (In Russ.)
Berezinskaya, 0. (2016). Investment Pause in the Russian Economy: Structural Characteristics and Prospects for Overcoming. Economic Policy, 11(3), 30-45. (In Russ.)
Butova, T.V., Pukhova, M.M., & Schukin, I.A. (2013). Problems and Prospects of the Establishment of the Institution of Inter-Municipal Cooperation in Russia. Management Sciences in Russia, (3), 4-15. (In Russ.)
Federal State Statistic Service of the Russian Federation. (2019). Formation of Local Government in the Russian Federation. Retrieved October 2, 2019, from https://www.gks.ru/ folder/11110/document/13263 (In Russ.)
Gafarov, M.R. (2013). Inter-Municipal Cooperation as a Direction in the Strategic Management of the Development of Territories. Kazan Economic Bulletin, 5(7), 54-57. (In Russ.)
Gutnikova, E.A. (2012). Inter-Municipal Cooperation as a Factor in the Intensification of Economic Social Development. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 6(24), 218-230. (In Russ.)
Kormishkina, L.A., & Koloskov, D.A. (2017). Innovative Approaches to the Formation of Investment Policy Tools from the Perspective of the Neo-Industrial Development Paradigm. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 10(6), 218-230. (In Russ.)
Kozlova, O.A., & Makarova, M.N. (2018). Inter-Municipal Cooperation as a Tool for the Strategic Development of the Territory. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 11(3), 132-144. (In Russ.)
Petrogradskaya, A.A. (2010). Types and Forms of Inter-Municipal Cooperation in the Russian Federation. Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology, 5(79), 256-262. (In Russ.)
Ragozina, L.G. (2010). Legal Support and Practice of Implementing Various Forms of InterMunicipal Cooperation in Russia and Abroad. Issues of Local Government, 1(29), 22-32. (In Russ.)
Rus P., Nared, J., & Bojnec, S. (2018). Forms, areas, and spatial characteristics of intermunicipal cooperation in the Ljubljana urban region. Acta Geographica Slovenica, 58(2), 47-61. doi: 10.3986/AGS.4830.
Semenova, N.N. (2017). Development of Investment Processes in a Region in the Context of New Challenges. Regional Economics: Theory and Practice, 15(12), 2347-2360. (In Russ.)
Serrano, J. & Demazière, C. (2016). Le foncier des espaces périurbains dans la planification spatiale: une construction intercommunale et interterritoriale. Revue d'Économie Régionale & Urbaine, (4), 737-766. doi:10.3917/reru.164.0737.
Vilchinskaya, O.V. (2016). Inter-Municipal Cooperation: Theory and Practice. Municipal Academy, (1), 101-106. (In Russ.)
Vlasova, N.Yu., & Dzhek, L.N. (2010). Theory and Practice of Inter-Municipal Cooperation in the Context of Regional Policy of the European Union. Journal of New Economy, 2(28), 26-31. (In Russ.) Yamalaeva, A.R. (2016). Inter-Municipal Cooperation: The Content of the Concept and the Implementation Principles. Mari Law Bulletin, (2), 31-33. (In Russ.)
Article history:
Received: 2 April 2020 Revised: 13 May 2020 Accepted: 14 June 2020
For citation:
Moskvina, O.S., & Nespanova, I.V. (2020). Development of inter-municipal cooperation as a factor in the intensification of investment processes in a region (on the example of the Vologda region). RUDN Journal of Economics, 28(3), 479-490. (In Russ.) http:// dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-479-490
Bio notes:
Olga S. Moskvina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Finance and Credit" of Vologda State University. eLIBRARY SPIN-code: 4074-8621, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1487-0424. E-mail: [email protected]
Irina V. Nespanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Finance and Credit" of Vologda State University. eLIBRARY SPIN-code: 41313068, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7017-0692. E-mail: [email protected]