Научная статья на тему 'Развитие межличностного общения как одна из основных задач творческих проектов'

Развитие межличностного общения как одна из основных задач творческих проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
775
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПИРАМИДА МАСЛОУ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / CREATIVE DESIGN / INDIVIDUAL / PERSONALITY / SOCIALIZATION / CREATIVITY / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / MASLOW'S PYRAMID

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Первый О. А.

В статье рассматриваются проблемы развития межличностного общения в творческом проекте, которое служит основой повышения результативности группы и эффективным способом мотивации участников творческого проекта и реализации творческого потенциала. Автор акцентирует внимание на понятии межличностного общения и применяет контекстный подход к определению данной категории. Подчёркивается, что воспрепятствование межличностному общению внутри творческого проекта приведёт к отсутствию взаимопонимания между участниками и к организационному регрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL COMMUNICATION AS ONE OF THE MAIN TASKS OF CREATIVE PROJECTS

The article deals with the problems of interpersonal communication in creative project as a basis for enhancing the productivity of creative group and effective way to motivate the project members and to realize creative potential. The author focuses on the concept of interpersonal communication and uses the context approach to the definition of this category. The author emphasizes that the obstruction of interpersonal communication in a creative project can cause a lack of mutual understanding between the parties and the organizational regress.

Текст научной работы на тему «Развитие межличностного общения как одна из основных задач творческих проектов»

1 ¡развитие межличностного общения

как одна из ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ творческих ПРОЕКТОВ

УДК 379.8 О. А. Первый

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются проблемы развития межличностного общения в творческом проекте, которое служит основой повышения результативности группы и эффективным способом мотивации участников творческого проекта и реализации творческого потенциала. Автор акцентирует внимание на понятии межличностного общения и применяет контекстный подход к определению данной категории. Подчёркивается, что воспрепятствование межличностному общению внутри творческого проекта приведёт к отсутствию взаимопонимания между участниками и к организационному регрессу.

Ключевые слова-, межличностное общение, творческий проект, индивид, личность, социализация, творческий потенциал, социокультурная сфера, пирамида Маслоу.

A. O. Pervyi

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

development of interpersonal communication as one of the main tasks of creative projects

The article deals with the problems of interpersonal communication in creative project as a basis for enhancing the productivity of creative group and effective way to motivate the project members and to realize creative potential. The author focuses on the concept of interpersonal communication and uses the context approach to the definition of this category. The author emphasizes that the obstruction of interpersonal communication in a creative project can cause a lack of mutual understanding between the parties and the organizational regress.

Keywords: interpersonal communication, creative design, individual, personality, socialization, creativity, social and cultural sphere, Maslow's pyramid.

В современном мире сложно назвать сферу деятельности, которая не требует взаимодействия людей. Межличностное общение, подобно сердечно-сосудистой системе человека, есть неотделимый, важный и непрерывный процесс любой организации.

Само существование творческого проекта подразумевает единство команды, делегирование полномочий и ответственности, дружную совместную деятель-

ность и лидерство, причем все перечисленные выше особенности способствуют усилению межличностного общения. В свою очередь, коммуникативные навыки каждого участника оказывают влияние как на личную, так и организационную эффективность [9]. Согласимся с профессором Л. С. Жарковой в том, что основная цель общения - добиться взаимопонимания [3], и нарушение данного процесса общения может привести к «обвалу» общей куль-

ПЕРВЫЙ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

PERVYI ALEKSANDR OLEGOVICH - doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: [email protected] © Первый О. А., 2016

туры как индивида, так и всего общества. Представляется, что воспрепятствование межличностному общению внутри творческого проекта приведёт к отсутствию взаимопонимания между участниками и, как следствие, к организационному регрессу. Именно поэтому культурные и творческие центры ставят приоритетной задачей стимулирование межличностной коммуникации, столь необходимой для ведения успешной деятельности.

Отношение организаций к феномену межличностного общения складывается под влиянием важнейших общемировых изменений, вызванных процессами глобализации и усилением противостояния традиционных и инновационных компонентов культуры [6].

Помимо движущей силы глобализации, интерес представляют ещё три тенденции. Во-первых, это влияние социально-культурного пространства - времени, которое, согласно профессору А. Д. Жаркову, происходит одновременно на все стороны социально-природной реальности и находит проявление во всех формах жизнедеятельности человека и общества [2], и, как следствие этого влияния, - резкий количественный рост творческих проектов и усложнение контактов, в том числе с представителями других культур. Во-вторых, это виртуализация информационного пространства, развитие и внедрение современных технологий. И, в-третьих, -появление принципиально новых коммуникационных форматов.

Представители философских, психологических, экономических и педагогических наук всегда проявляли особый интерес к изучению категории «общение». Проблема определения межличностного общения в образовании отражена в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, а проблема взаимосвязи деятельности и общения - в рабо-

тах Г. М. Андреевой, В. В. Давыдова, С. Г. Якобсона. Особую ценность представляют труды зарубежных исследователей -Д. Вардамана и К. Хальтермана.

По мнению Г. В. Черновой, под межличностным общением понимается непосредственное, более или менее регулярное общение в малых группах [8], причём существует условие - участники межличностных отношений должны демонстрировать определённое знание особенностей других индивидов, что возможно только на основе совместного опыта и взаимопонимания.

А. А. Леонтьев определял межличностное общение как диктальное или модальное общение. В первом случае межличностные коммуникации были связаны с определённым предметным взаимодействием (согласование позиций с целью дальнейшей совместной деятельности, обмен с собеседником информацией, значимой для деятельности и т.п.) [4], а во втором - представляли собой «выяснение отношений». А. А. Леонтьев отождествлял диктальное общение с предметно ориентированным (групповым) общением и по субъекту взаимодействия (группа, в данном случае диада), и по субъекту общения (та же диада), и по предмету (взаимодействие) [4].

Зарубежные учёные, такие как Джордж Т. Вардаман и Кэролл С. Хальтерман, определяют общение внутри какой-либо деятельности как поток информации, материалов, восприятия и понимания среди различных заинтересованных сторон организации, всех методов, средств массовой информации, всех сетей, каналов, систем связи или организационной структуры, всех индивидов - к взаимному обмену [12].

Мы определим межличностное общение как процесс передачи информации и общего понимания от одного индивида

к другому. Во время межличностного общения происходит познание другого индивида, используются основные психологические механизмы - личностная идентификация, эмпатия, физиогномическая редукция, каузальная атрибуция, социальная категоризация, рефлексия, сопутствующие процессу межличностного восприятия [7].

Межличностное общение в рамках творческого проекта базируется на четырёх основных принципах. Так, данный тип коммуникации а) неизбежен, б) сложен, в) необратим и г) контекстен.

Межличностные коммуникации чаще всего содержат следующие контексты:

• психологический - каждый участник творческого проекта имеет собственные потребности, желания и ценности, которые придаются взаимодействию;

• реляционный - подразумевает реакцию индивида на других участников творческого проекта;

• ситуационный - общение внутри творческого проекта отличается от межличностной коммуникации, с которой индивид сталкивается дома / в туристических поездках и т.д.;

• экологический - к факторам данного контекста можно отнести обстановку, местоположение, уровень шума, температуры, сезон, время суток;

• культурный - включает в себя все изученные модели поведения и правила, оказывающие влияние на взаимодействие.

Развитие межличностного общения внутри творческого проекта можно проследить, используя пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. В 1943 году он разработал иерархию потребностей человека, в которой сделал акцент на мотивах человеческого поведения с точки зрения приоритетов выживания. Потребности в воздухе, пище, воде и крове, то есть самые основные ценности индивида, должны

быть удовлетворены в первую очередь. После этого индивид «продвигается» вверх по иерархии в направлении удовлетворения потребностей в безопасности / причастности, а также достоинства. Наконец, по мнению А. Маслоу, высшие потребности человека вращаются вокруг поиска своей цели и реализации своего потенциала, которые завершаются находящейся на вершине иерархии самоактуализацией.

Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу1

По нашему мнению, иерархия человеческих потребностей А. Маслоу может быть применена и к межличностной коммуникации в творческих проектах. Наиболее целесообразно рассматривать коммуникацию в контексте трёх уровней иерархии: безопасности, которая больше двух других имеет склонность к основным, «примитивным» потребностям, причастности, а также уважения. Согласно рассматриваемой теории, при выполнении установленной задачи межличностное отношение между участниками творческих коллективов повышается до более высокого уровня, где коммуникации приобретают совершенно новые формы. Но реализовать свой творческий потенциал индивид может, только достигнув последней ступени иерархии. В данном случае особо следует

1 Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=1298

отметить утверждение А. А. Жарковой о том, что творческая готовность сознания личности во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния содержит та или иная проблемная ситуация [1]. Например, отсутствие какой-либо безопасности, физической или моральной, может вызвать гнев, печаль, страх, чувство беспомощности и психологической уязвимости. Как следствие, межличностное общение направляется на удовлетворение потребностей в безопасности и будет неэффективным на более высоких ступенях иерархии до тех пор, пока индивид не убедится в отсутствии угроз.

Прежде чем говорить о том, как можно обеспечить эффективность выполнения одной из задач творческого проекта, а именно - развития межличностной коммуникации, обратим внимание на те внешние и внутренние барьеры, которые могут возникнуть перед участниками на пути к развитию межличностного общения. Внутренними мы будем считать те проблемы, которые появляются при коммуникации двух или более индивидов вследствие взаимного непонимания или разобщенности, а внешними - те, на которые оказывает влияние фактор, находящийся за пределами круга общения.

Так, среди внешних барьеров целесообразно выделить следующие:

• отсутствие ясности: в творческом проекте не используется общий, понятный для всех участников язык;

• отсутствие должной координации: в случае, если внутри творческого проекта невозможно скоординировать различные виды деятельности, межличностное общение ослабевает, что приводит к регулярному раздражению и разочарованию участников;

• отсутствие надлежащего организационного оборудования: межличностная

организационная коммуникация остается эффективной тогда, когда имеются все необходимые средства связи как между участниками проекта, так и с третьими лицами;

• неправильное описание функций: резонанс в коммуникациях внутри рабочей группы творческого проекта вызывает неясное определение и назначение функций; как следствие, неправильное использование функциональных полномочий в организациях может привести к межгрупповым конфликтам [10].

Кроме того, к внешним барьерам эффективного общения в разных типах организаций Д. Уилсон отнес физическую обстановку помещения, одежду, недостаток мотивации и отсутствие поощрения [13].

Теперь проанализируем внутренние препятствия, которые в основном возникают внутри круга межличностного общения и зависят от самого индивида. К ним в первую очередь относятся следующие:

• различные социальные, семейные, культурные, религиозные табу, ограничивающие общение;

• неумение управлять конфликтами: вспышки гнева, обвинение участников и неадекватное поведение во время конфликтов;

• отсутствие навыков ведения переговоров и быстрого решения проблем;

• недостаток эмпатии в оценке некачественной работы;

• нерешенные эмоциональные проблемы, искажение представлений о мире, неверное истолкование мотивов действий других участников творческого проекта;

• низкая самооценка участника, недостаток уважения со стороны окружающих;

• физическое или психическое заболевание - боль, депрессия или тревога могут повлиять на способность сосредоточиться, слушать и реагировать;

• презрение к окружающим;

• сокрытие фактов от остальных участников группы может создать зависимость, которая способна привести к усилению стресса, выгоранию, отсутствию творческого потенциала и мотивации;

• отсутствие чёткой речи.

На первый взгляд, цель творческого проекта довольно проста - она заключается в приспособлении творческого потенциала участника к чётко выраженной стратегии, а межличностное общение служит средством для достижения этой цели, однако в действительности межличностное общение может оказывать дополнительное давление на общее психологическое здоровье и самочувствие индивида. Следовательно, требуется полная координация деятельности участников творческого проекта, наряду с постоянным развитием межличностного общения внутри групп.

Правильная организация межличностной коммуникации внутри творческого проекта позволяет участникам быстрее адаптироваться эмоционально к каким-либо изменениям [11]. Чем эффективнее коммуникативное взаимодействие людей, тем эффективнее в деятельности и общении каждая отдельная личность, выше её потенциал в коммуникативном взаимодействии [5].

Ключевым моментом межличностного общения внутри творческого проекта становится уверенность каждого индивида в себе и своих способностях. Именно стратегия «уверенности» является одним из основных способов развития межличностного общения в проекте. В рамках этой стратегии особое внимание уделяется поддержке каждого участника проекта, сохранению уважения, удовлетворению потребностей участников, отстаи-

ванию своих прав без манипулирования, доминирования, злоупотребления положением или контроля над другими участниками проекта. Кроме того, межличностное общение может потребовать от участников творческого проекта корректировки своего поведения.

Создав основу для развития межличностной коммуникации в творческом проекте, необходимо проанализировать, соответствует ли созданный базис критериям, согласно которым межличностная коммуникация считается результативной. Среди таких показателей можно назвать достижение заинтересованности к деятельности творческого проекта всех участников, поддержку со стороны руководства, быстрый и прозрачный процесс распространения результатов, эффективное вовлечение каждого индивида на всех этапах реализации проекта.

Таким образом, несомненно, что межличностные отношения между участниками творческой группы могут служить способом повышения её результативности, и именно поэтому совершенствование межличностных коммуникаций становится первостепенной задачей для творческих проектов. Для обеспечения развития межличностных отношений внутри творческого проекта педагогу и руководителю необходимо создать и поддерживать среду для культивации взаимоотношений в коллективе, не допускать отклонения от установленных норм поведения, убедиться в заинтересованности участников творческого проекта и следовать стратегии «уверенности», в результате которой само межличностное общение станет эффективным способом мотивации участников к реализации творческого потенциала.

Примечания

1. Жаркова А. А. Творчество в социально-культурной деятельности - источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 115-119.

2. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106-110.

3. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 110-114.

4. Леонтьев А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». 3-е изд. Москва : Смысл : Academia, 2005. 365 с.

5. Садовская В. С. Основной код культуры коммуникативного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 163-168.

6. Флиер А. Я. Культурологическое знание (опыт составления системного представления) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 28-33.

7. Христидис Т. В. Культура педагогического общения - социальное явление // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 270-274.

8. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения : общеметодологические аспекты, коммуникативные компетентность, трудности общения, публичное выступление, практикум. Москва [и др.] : Питер, 2012. 235 с.

9. Brun J. P. Missing pieces: 7 ways to improve employee well-being and organizational effectiveness. New York: Palgrave Macmillan, 2010.

10. Gilley A., Gilley J. W., McMillan H. S. Organizational Change: Motivation, Communication, and Leadership Effectiveness. Performance Improvement Quarterly. 2009, 21 (4), pp. 75-94. DOI: 10.1002/piq.20039

11. Saunders R. Communicating change. Harvard Management Communication. 1999, Letter 8(1), pp. 35-36.

12. Vardaman G, Halterman C. Managerial control through communication. New York : John Wiley &sons, 1968.

13. Wilson D. New perspectives in applied Communication. Ibadan: Sterlin Hordan Publishers. 2005.

References

1. Zharkova A. A. Creativity in socio-cultural activities - source build system life relationships personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 115-119. (In Russian)

2. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106-110. (In Russian)

3. Zharkova L. S. The problem of meaning in socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 110-114. (In Russian)

4. Leotyev A. A. Psikhologiia obshcheniia [Psychology of communication]. Moscow, Publishing House "Smysl" Publishing House "Academia", 2005. 365 p.

5. Sadovskaya V. S. Main code of communicative interaction culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 163-168. (In Russian)

6. Flier A. Ya. Cultural knowledge (experience in system view). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 28-33. (In Russian)

7. Khristidis T. V. Culture of pedagogical communication - a social phenomenon. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 270-274. (In Russian)

8. Chernova G. R., Slotina T. V. Psikhologiia obshcheniia: obshchemetodologicheskie aspekty, kommunikativnye kompetentnost', trudnosti obshcheniia, publichnoe vystuplenie, praktikum [Communication psychology: all-methodological aspects, communicative competence, difficulties of communication, public statement, practical work]. Moscow and others, Publishing house of "Piter", 2012. 235 p.

9. Brun J. P. Missing pieces: 7 ways to improve employee well-being and organizational effectiveness. New York: Palgrave Macmillan, 2010.

10. Gilley A., Gilley J. W., McMillan H. S. Organizational Change: Motivation, Communication, and Leadership Effectiveness. Performance Improvement Quarterly. 2009, 21 (4), pp. 75-94. DOI: 10.1002/piq.20039

11. Saunders R. Communicating change. Harvard Management Communication. 1999, Letter 8(1), pp. 35-36.

12. Vardaman G, Halterman C. Managerial control through communication. New York : John Wiley &sons, 1968.

13. Wilson D. New perspectives in applied Communication. Ibadan: Sterlin Hordan Publishers. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.