Организационно-экономические проблемы промышленных комплексов
УДК 339.94
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Т. Н. Афанасьева*, И. В. Молодан
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В условиях глобализации международная кооперация для российских предприятий авиационной промышленности объективно необходима.
Ключевые слова: международная кооперация, авиационная промышленность.
THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION BY RUSSIAN AVIATION INDUSTRY ENTERPRISES
T. N. Afanasjeva*, I. V. Molodan
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the context of globalization, international cooperation for Russian aircraft industry enterprises is objectively necessary.
Keywords: international cooperation, aviation industry.
На сегодняшний день существует объективная необходимость интеграции России в мировое хозяйство как динамично развивающейся системы. В силу того, что тенденциями развития мирохозяйственной среды является интернационализация производства, экономическая интеграция и глобализация.
Основу интернационализации как процесса развития и углубления хозяйственных связей между странами составляет международное разделение труда и специализация. Можно наблюдать интернационализацию капитала, производства и предпринимательства. Объединение национальных капиталов приводит к установлению устойчивых производственных связей и отношений между предприятиями разных стран, а также к повышению деловой экономической активности и прямых иностранных инвестиций. Интернационализация упрощает адаптацию продукта, разработанного в одной стране к языковым и культурным особенностям другой.
Под экономической интеграцией понимается процесс сплочения и взаимопроникновения национальных производственных процессов, ведущих к структурным изменениям в национальных хозяйственных системах, на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.
Основой глобализации является интернациональное производство, формой выражения которого являются транснациональные корпорации. Интернациональное производство в конечном итоге приводит к внутриотраслевой специализации отдельных стран.
По мнению авторов Данильченко А. В. и Калинина Д. С. [1] ужесточение международной конкуренции в условиях глобализации приводит к интернацио-
нализации деловой активности предприятия. Когда национальные предприятия начинают испытывать ограниченность внутренних рынков сбыта и рынков факторов производства в своей стране. Можно наблюдать некий синергетический эффект, когда результат производства в масштабах мировой экономики значительно превосходит сумму результатов отдельных национальных хозяйственных систем.
Интернационализация производства выводит мирохозяйственную сферу на качественно новый уровень. Научные открытия в различных областях в технике, в управлении, в науке, в телекоммуникационной инфраструктуре создают прочную основу для меж-странового общения.
Сегодня развитие отдельных стран вне единого общемирового экономического, финансового, информационного, транспортного, телекоммуникационного и т. п. пространства практически не представляется возможным. За период 2011-2017 гг. мировая экономика росла темпом 3,6 % в год и по прогнозам МВФ и ИМЭМО прирост мирового ВВП в 2018 г. составит 3,7-3,8 %.
Основой долгосрочного глобального развития является научно-технический прогресс, который влечет изменения в основных сферах: в агропромышленном комплексе, в добывающей промышленности (особенно в энергетике), в обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. Внедрение информационных технологий (1Т) во все сферы жизни приводит к резкому повышению эффективности и производительности труда и к созданию сетевых структур, напрямую связывающих производителя и потребителя и исключающих посредников.
Решетневские чтения. 2018
На первый план выдвигается задача формирования новых производственных отношений и новых производительных сил, а также переход на воспроизводственную траекторию развития внутри страны. В этом процессе должны одновременно взаимодействовать государство, бизнес, общество и каждый конкретный человек. Межсубъектные и межсекторные отношения, в свою очередь, становятся источником экономического роста, который не только проявляется через координацию и взаимодействие различных секторов экономики, но и реально увеличивается за счет координации и кооперации [2].
Это происходит на фоне ужесточения межстрано-вой конкуренции в высокотехнологичных сферах. Для целей выхода и закрепления на международных рынках компании используют международную производственную кооперацию, под которой понимают процесс взаимодействия юридически самостоятельных экономических субъектов, имеющий долговременный характер и выражающийся в совместной деятельности, направленной на организацию производства конечной продукции и совместных разработок технических решений, ведение НИОКР и научно-технического сотрудничества по обмену знаниями и опытом с целью повышения экономической эффективности данных процессов [3; 4]. Реализуемая в различных формах производственная кооперация позволяет, сконцентрировав ресурсы, осуществлять прорывные инновации в наукоемких производствах. Особенностью международной производственной кооперации является принадлежность ее субъектов разным странам, следствием чего является возможность возникновения рисков, в том числе геополитических.
Авиационная промышленность - та сфера, где достаточно давно международная промышленная кооперация успешно используется. Ярким примером является создание крупнейшего европейского авиастроительного консорциума Airbus, объединившего компании Франции, Германии, Великобритании, Испании.
Российское авиастроение - ода из перспективных, стратегически значимых отраслей. На глобальном рынке финальной продукции Россия занимает сильные позиции в сегменте авиационной техники военного и специального назначения, тогда как в отношении гражданской продукции наблюдается заметный дисбаланс. Доля российских производителей гражданских самолетов на мировом рынке составила по итогам 2016 г. 2,3 %. Ими были выпущены 136 самолетов и 169 вертолетов, в том числе 28 самолетов и 16 вертолетов гражданского назначения. Проданы на экспорт 11 самолетов SSJ-100 и 6 гражданских вертолетов. В государственных планах стратегического развития отрасли намечено формирование отечественной конкурентоспособной отрасли самолетостроения, продукция которой займет к 2025 году 4,5 % мирового рынка самолетостроения, 19,4 % мирового рынка вертолетостроения [5]. При этом отечественные авиастроители находятся в непростом положении. В условиях санкционного давления многие прежние партнеры из западных стран теряют свою надежность. Задачи поиска новых партнеров, в том числе из стран Азиатско-тихоокеанского региона,
приходится решать одновременно с проблемой им-портозамещения.
Библиографические ссылки
1. Данильченко А. В., Калинин Д. С. Современные направления развития теории интернационализации деловой активности предприятий [Электронный ресурс] // Труды факультета международных отношений : научный сборник. 2010. Вып. I. С. 113-116. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/5221 (дата обращения: 22.08.2018).
2. Лячин В. И., Афанасьева Т. Н. Экономика как системный объект // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 1. С. 49-53.
3. Курганов Ю. А. Управление производственной кооперацией российских предприятий в автомобильной промышленности : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М. : РГБ, 2017. 188 с.
4. Лихтер А. В., Молодан И. В. Российский и зарубежный опыт взаимодействия предприятий оборонно-промышленного комплекса и инновационного малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 14. С. 1673-1684. Doi: 10.18334/rp. 17.14.35989.
5. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (с изменениями на 30 марта 2018 года). (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2018, №. 0001201804030008). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/557011016 (дата обращения: 22.08.2018).
References
1. Danilchenko A. V., Kalinin D. S. [Current directions of the internationalization of business activity theory development]. Trudy fakul'teta mezhdunarodnyh otnoshenij 2010: nauchnyj sbornik. Vol. I. Р. 113-116. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/5221. (accessed: 22.08.2018). (In Russ.)
2. Lyachin V. I., Afanasjeva T. N. Economy as a system object // Social and economic systems management. 2016. No. 1. Р. 49-53. (In Russ., abstr. in Engl.)
3. Kurganov Yu. A. Upravlenie proizvodstvennoj kooperaciej rossijskih predpriyatij v avtomobil'noj pro-myshlennosti: Dis. kand. ehkon. Nauk. [Management of production cooperation of Russian enterprises in the automotive industry Cn. econ. sci. diss]. M. : RGB, 2017. 188 p.
4. Likhter A. V., Molodan I. V. Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt vzaimodeystviya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa i innovatsionnogo malogo predprinimatelstva. [Russian and foreign experience of the enterprises of military-industrial complex and innovative small businesses interaction]. Russian Journal of Entrepreneurship. 2016. 17(14). (in Russian). Doi: 10.18334/rp.17.14.35989.
5. RF Government program «Development of the aviation industry for 2013-2025» (with changes as of March 30, 2018). Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/557011016 (accessed: 23.08.2018). (In Russ)
© Афанасьева Т. Н., Молодан И. В., 2018