DOI 10.22394/2073-2929-2021-03-77-81
Развитие международного инвестиционного права в рамках Евразийского экономического союза
Чугуевская Е. В.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация; [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются основные точки развития международно-правового регулирования инвестиционных отношений с участием иностранного элемента. На современном этапе развития международных инвестиционных отношений национальное законодательство не способно в полной мере обеспечить регулирование международных инвестиционных отношений, единолично создать условия, необходимые для свободного движения капиталов, а также в должной степени обеспечить гарантии соблюдения прав и интересов иностранных инвесторов. Свободное движение капиталов требует сходных принципов, форм и методов их правового регулирования, что способствует созданию единого правового пространства. Однако на настоящем этапе развития международного права создание глобального и эффективного инвестиционного права не представляется возможным. Особое значение в таких условиях приобретает региональное сотрудничество государств.
Ключевые слова: международное инвестиционное право, инвестиции, ЕАЭС, ЕврАзЭС, гармонизация законодательства, Вашингтонская конвенция
Для цитирования: Чугуевская Е. В. Развитие международного инвестиционного права в рамках Евразийского экономического союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15. № 3. С. 77-81.
Development of International Investment Law within the Framework of the Eurasian Economic Union
Elizaveta V. Chuguevskaya
St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation; [email protected] ABSTRACT
At the present stage of development of international investment relations, national legislation is not able to fully ensure the regulation of international investment relations, single-handedly create the conditions necessary for the free movement of capital, and adequately ensure that the rights and interests of foreign investors are respected. Free movement of capital requires similar principles, forms and methods of their legal regulation, which contributes to the creation of a single legal space. However, at the present stage of development of international law, the creation of a global and effective investment law is not possible. Regional cooperation between states is of particular importance in such conditions.
Keywords: international investment law, investments, EAEU, EurAsEC, harmonization of legislation, Washington Convention
For citing: Chuguevskaya E. V. Development of International Investment Law within the Framework of the Eurasian Economic Union // Eurasian integration: economics, law, politics. 2021. Vol. 15. No. 3. P. 77-81.
На современном этапе развития международные инвестиционные отношения регулируются сочетанием национальных и международной правовых систем. Двухуровневое регулирование заключается в пропорциональном и рациональном сочетании норм как международного, так и внутригосударственного права. Однако такое регулирование ведет к значительной взаимозависимости национально-и международно-правовых уровней для всех государств, а значит, и требует изменений и перестройки внутренней инвестиционной политики. Эффективное осуществление международного регулирования инвестиционных отношений невозможно осуществить без гармонизации национального законодательства в каждой отдельной стране.
Именно решение этой задачи является одним из наиболее приоритетных направлений развития инвестиционных отношений в рамках многих региональных объединений. Одним из первых нормативно-правовых актов, закрепляющих нацеленность на сближение законодательств, регулирующих инвестиционную деятельность, стало соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ)1.
Также в рамках СНГ был принят рекомендательный законодательный акт «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах — участниках Межпарламентской ассамблеи»2, который определял общие правовые основы осуществления иностранных инвестиций для создания равных экономических условий. Принятые нормативно-правовые акты в рамках деятельности Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) стали следующим этапом решения проблемы гармонизации в инвестиционной сфере на постсоветском пространстве [1].
Так, были созданы рекомендации по гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования инвестиционной деятельности, Рекомендации по приведению законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации в соответствие с Соглашением
0 торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Евразийского экономического пространства3.
Особое значение приобрело подписание Договора о Евразийском экономическом союзе4, который закрепил поэтапную либерализацию условий взаимного инвестирования. Приложение к данному Договору содержит нормы, согласно которым государства-участники обязуются обеспечивать на своей территории справедливый и равный инвестиционный режим для отношений с участием иностранного элемента. Более того, Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе) закрепляет недопустимость дискриминации в отношении иностранных инвесторов и их профессиональной деятельности.
Одним из важнейших пунктов либерализации движения капиталов является гармонизация валютного законодательства. Приложение 15 к Договору о Евразийском экономическом союзе закрепило необходимость в обеспечении конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений [2].
Однако именно на этом этапе возникает принципиальная проблема сохранения суверенитета, то есть столкновения национальных экономических интересов и интересов иностранных инвесторов. Политика государств по обеспечению защиты национальных интересов и снижению рисков влечет создание дополнительных ограничений для свободного движения капитала между государствами. Поэтому процесс либерализации движения капиталов в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) еще не завершен.
1 Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества. 09.10.1992 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5930/ (дата обращения: 26.06.2021).
2 Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах — участниках Межпарламентской ассамблеи : рекомендательный законодательный акт. 18.03.1994 [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=31126 (дата обращения: 28.06.2021).
3 Рекомендации по приведению законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках ЕЭП [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902321295 (дата обращения: 18.06.2021).
4 Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана. 29.05.2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 16.06.2021).
Международные инвестиционные процессы не могут быть в полной мере урегулированы нормами внутреннего права и двусторонними договорами. Национальное законодательство не может создать условия, которые обеспечили бы безграничные трансграничные движения капитала, а главное, гарантии для инвесторов для осуществления ими коммерческой деятельности в другом государстве.
Следствием стала возросшая роль международных конвенций. В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются тремя наиболее глобальными и значимыми конвенциями.
Помимо уже отмеченных нормативно-правовых актов следует также отметить и более глобальные международные акты, к которым присоседились члены ЕАЭС. Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и юридическими, физическими лицами другого государства1 является ключевым источником из числа многосторонних соглашений в области международных инвестиционных отношений. Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. Ее главной задачей является создание специального международного института по правовому разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств на международном уровне. Однако из 153 государств, подписавших данную конвенцию, 9 стран ее не ратифицировали. К таковым относятся и два участника ЕАЭС. Киргизская Республика и Российская Федерация являются двумя странами, не ратифицировавшими Конвенцию, из числа участников ЕАЭС.
Однако в Типовом соглашении между Российской Федерацией и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений содержатся статьи, предусматривающие возможность инвестора передать инвестиционный спор, возникший с государством-реципиентом, в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС) для его разрешения в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции. Важно отметить, что данная статья Типового соглашения может быть применена только в случае, если Вашингтонская конвенция вступила в силу для обеих сторон, что не представляется возможным на данный момент в связи с невступлением Конвенции в силу для Российской Федерации.
Принятие Дополнительных правил Международного центра по урегулированию инвестиционных споров позволяет передачу споров в МЦУИС в случае, если конвенция не вступила в силу для обеих или же одной из договаривающихся сторон. Это значит, что даже в случае, когда Российская Федерация не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, инвесторы имеют право обращаться к механизму защиты Дополнительных правил МЦУИС при условии закрепления данного положения в международном инвестиционном договоре. Большое количество отечественных исследователей придерживаются точки зрения о необходимости и неизбежности ратификации Российской Федерацией Вашингтонской конвенции [3].
Положения Вашингтонской конвенции отвечают современным вызовам и условиям мировой экономической системы. Так, Вашингтонская конвенция в должной степени обеспечивает как инвестора, так и государство-реципиент. Формулировки многих положений позволяют государствам-участникам защищать свои национальные интересы и не допускать нарушение суверенности государства. Например, ст. 25 Конвенции содержит положение о возможности государства определить категории споров, которые не будут попадать под юрисдикцию Центра. Кроме того, согласно ст. 26 одним из условий обращения к арбитражу может быть исчерпание всех местных средств защиты интересов. Рассмотрев эти положения, можно сделать вывод, что Вашингтонская конвенция не ущемляет государство-реципиент. Более того, изначальной целью создания Международного центра по урегулированию инвестиционных споров было провозглашено предотвращение посредством создания арбитражного института перерастания инвестиционных споров в политические конфликты.
Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций2, которая вступила в силу 12 апреля 1988 г., также имеет отношение к инвестиционному праву ЕАЭС. Ее
1 Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств. Вашингтон. 18.03.1965 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT &n=15167#018505123017884384 (дата обращения: 26.02.2020).
2 Сеульская Конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. 11.10.1985 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299230/ (дата обращения: 26.03.2021).
целью можно отметить, прежде всего, поощрение иностранного инвестирования в странах-участницах. Уникальность конвенции заключается в том, что в ней особое внимание уделяется привлечению и поощрению иностранных инвестиций в развивающиеся страны.
Эти многосторонние соглашения указывают на явную тенденцию к решению вопроса о правовом регулировании иностранных инвестиций на межгосударственном глобальном уровне. Однако не стоит забывать о следующем источнике международного инвестиционного права. Международные региональные договоры также направлены на создание благоприятного инвестиционного климата зарубежных капиталовложений.
Международная инвестиционная деятельность является катализатором процессов глобализации во многих сферах, что ведет к преобразованиям мирового пространства в единую экономическую зону. Данные процессы требуют развития международных правовых норм универсального характера.
Свободное движение капиталов требует сходных принципов, форм и методов их правового регулирования, что способствует созданию единого правового пространства. Однако на настоящем этапе развития международного инвестиционного права создание глобального и эффективного инвестиционного права не представляется возможным.
Следует также отметить, что в последние десятилетия ускорилось формирование национальных и международных рынков инвестиции, а значит, и инвестиционный процесс приобретает все большее значение для национальной и мировой экономики. Все это привело к форсированному развитию новых систем регулирования и к становлению национального, регионального и международного инвестиционного права. Создание и развитие региональных институтов по урегулированию инвестиционных споров представляет собой значительное достижение в развитии международного инвестиционного права на современном этапе. Однако ратификация Российской Федерацией Вашингтонской конвенции должна стать следующим шагом в развитии глобальной системы международного инвестиционного права. Одной из наибольших проблем на данном этапе является преимущественное регулирование инвестиционных отношений посредством инвестиционных соглашений. Большинство инвестиционных споров возникает на основе таких договоров. Для РФ эта проблема актуальна в большей степени по причине нера-тифицированных Государственной Думой Вашингтонской конвенции 1965 г., Энергетической Хартии, что может привести к распространению юрисдикции Арбитражного центра по разрешению инвестиционных споров на споры, вытекающие из инвестиционных соглашений с участием Российской Федерации.
Подводя итог, необходимо отметить, что на современном этапе каждое государство в отдельности предпринимает попытки решения вопроса об урегулировании инвестиционных отношений. Однако комплексное регулирование, включающее и внутреннее, и международное право, повысит эффективность и увеличит гарантии как для государств-реципиентов, так и для иностранных инвесторов. Для обеспечения комплексного регулирования необходима разработка многостороннего межгосударственного единого договора по урегулированию иностранных инвестиций сначала на региональном, а затем и на мировом уровне. Это позволит консолидировать и унифицировать проверенные практикой нормы международного права и национального права.
Литература
1. Абрамов В. Л., Алексеев П. В. Инвестиционное сотрудничество государств — членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития [Электронный ресурс] // Финансовый журнал. 2016. № 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/investitsionnoe-sotrudnichestvo-gosudarstv-chlenov-eaes-kak-klyuchevoy-faktor-ih-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 22.06.2021).
2. Веселкова Е. Е. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции [Электронный ресурс] // Современная наука. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-inostrannyh-investitsiy-v-ramkah-evraziyskoy-integratsii (дата обращения: 18.06.2021).
3. Новикова Т. В. Имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гуманитарные,
социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ implementatsiya-mezhdunarodnyh-dogovorov-o-zaschite-i-pooschrenii-inostrannyh-investitsiy-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.06.2021).
Об авторе:
Елизавета Владимировна Чугуевская, бакалавр факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация); [email protected]
References
1. Abramov V. L., Alekseev P. V. Investment cooperation of the EAEU member states as a key factor in their sustainable development [Electronic resource] // Financial journal. 2016. No. 4 (32). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/investitsionnoe-sotrudnichestvo-gosudarstv-chlenov-eaes-kak-klyuchevoy-faktor-ih-ustoychivogo-razvitiya (date of access: 22.06.2021). (In rus)
2. Veselkova E. E. International legal regulation of foreign investments in the framework of Eurasian integration [Electronic resource] // Modern science. 2015. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-inostrannyh-investitsiy-v-ramkah-evraziyskoy-integratsii (date of access: 18.06.2021). (In rus)
3. Novikova T. V. Implementation of international treaties on the protection and encouragement of foreign investments in the legal system of the Russian Federation [Electronic resource] // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/implementatsiya-mezhdunarodnyh-dogovorov-o-zaschite-i-pooschrenii-inostrannyh-investitsiy-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (date of access: 07.06.2021).(In rus)
About the author:
Elizaveta V. Chuguevskaya, Bachelor of the Faculty of International Relations of St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation); [email protected]