УДК 658.14:005.5:656.13
Пахновская Н.М., Ищанова Д.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Обоснована возможность и целесообразность внедрения технологии процессного управления в систему управления затратами автотранспортных предприятий. Предложена система бизнес-процессов, отражающих отраслевую специфику и позволяющая четко определить места возникновения затрат. Предложен подход к формализованному определению стоимости бизнес-процессов и ее использованию в выявлении точек роста затрат.
Ключевые слова: процессный метод, калькулирование, себестоимость, автотранспортное предприятие, стоимость бизнес-процессов.
Период получения предприятиями сверхприбылей, имевший место в постперестроечное время, и характеризующийся отсутствием внимания к затратам, закончился. Размер получаемой выручки современного предприятия, работающего на рынках с высоким уровнем конкуренции, ограничен диапазоном рыночных цен. Поэтому все большее значение приобретает система управления затратами как инструмент воздействия на прибыль. Успех хозяйственной деятельности, а, следовательно, и инвестиционная привлекательность как фактор дальнейшего развития предприятия любой сферы экономической деятельности напрямую зависят от эффективного управления затратами.
Автотранспортная отрасль представляет собой одну из важнейших инфраструктурных сфер экономики. Ей присуще технологическое, техническое и экономическое своеобразие, которое существенно отличает ее от других сфер материального производства. Повышение эффективности деятельности автотранспортных предприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах требует применения новых подходов к управлению затратами.
Высокий уровень конкуренции в отрасли, обуславливающий необходимость гибкого подхода к ценообразованию, требует от предприятий пересмотреть подходы к формированию себестоимости транспортных услуг. Традиционные методы учета затрат и калькулирования себестоимости не могут дать полноценной картины взаимосвязи изменения затрат с изменениями организационных условий оказания услуг и изменениями рыночных условий, что делает
процесс управления затратами формальным. Повышению эффективности деятельности предприятий автотранспортной отрасли, на наш взгляд, будет способствовать использование технологии АВС-АВВ-АВМ к управлению затратами, суть которой заключается в калькулировании себестоимости отдельных бизнес-процессов при одновременном выстраивании механизма управления ими на основе бюджетирования. Несмотря на то, что в России в обсуждении экономистов и научных работников эта технология занимает не последнее место, при внедрении ее в систему управления деятельностью предприятий возникает много проблем, требующих разработки методического обеспечения, учитывающего отраслевые особенности.
Главной особенностью предприятий, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, является то, что продукт их деятельности - услуга, не имеющая материально-вещественную форму.
Использование технологии АВС в системе управления затратами автотранспортного предприятия требует построения системы бизнес-процессов, выделения ключевых драйверов затрат в рамках бизнес-процессов, разработки механизма планирования затрат и механизма аккумулирования информации о фактических затратах с целью проведения анализа план-факт отклонений.
Метод АВС представляет собой систему, которая обеспечивает накопление и систематизацию информации о различных финансовых показателях, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятия в разрезе операций и бизнес-процессов. Можно выделить три вида
бизнес-процессов: основные, управленческие и вспомогательные.
Основные бизнес-процессы непосредственно связаны с созданием определенных преимуществ, которые составляют основу конкурентоспособности предприятия.
Управленческие бизнес-процессы, обеспечивающие ведение основных процессов, не создают ценности для потребителя, но вполне могут пошатнуть ценность, созданную основными бизнес-процессами.
Вспомогательные бизнес-процессы не так явно как основные бизнес-процессы, но, тем не менее, влияют на ценность предоставляемых услуг для потребителя.
Система выделенных нами бизнес-процессов, характерных для автотранспортных предприятий, представлена на рисунке 1.
Необходимо отметить, что указанные бизнес-процессы находятся в тесной взаимосвязи между собой. К примеру, автотранспортное предприятие «А» получило заказ на перевозку груза. Заказ был принят и зафиксирован управлением перевозок. Для выполнения данного заказа был назначен определенный автомобиль и водитель. Автомобили предприятия «А», в том числе и назначенный на выполнение заказа по перевозке груза, содержатся в гаражах, которые находятся под охраной предприятия. В случае поломки автомобиля ремонт производится в ремонтных мастерских. Водитель, который должен совершить перевозку, был принят на работу отделом кадров предприятия «А». Для выполнения рассматриваемого заказа
также необходимо топливо и ГСМ, закупка которого была осуществлена заранее отделом снабжения. Бухгалтерией предприятия были оформлены все необходимые первичные документы, а также начислена заработная плата водителю.
Целью процесса перевозки является доставка определенного количества груза (пассажиров) из пункта отправления в пункт назначения в заранее согласованные сроки. Перевозка - это процесс, вследствие которого совершается перемещение из одного места в другое каких-либо объектов с помощью транспорта. Стоимость перевозки (грузов, пассажиров) складывается из прямых затрат (заработная плата водителей, топливо и ГСМ) и стоимости связанных с этой перевозкой бизнес-процессов. Определение стоимости бизнес-процесса целесообразно формализовать с целью унификации методического обеспечения внедрения технологии АВС-АВВ-АВМ в систему управления затратами автотранспортного предприятия.
Предлагаемые нами методы определения стоимости бизнес-процессов автотранспортного предприятия представлены в таблице 1.
Процесс определения стоимости основных бизнес-процессов представлен на рисунке 2.
Процессно-ориентированный подход к управлению затратами позволяет сформировать систему критериев оценки эффективности деятельности автотранспортного предприятия на каждом этапе процесса перевозки груза (пассажиров).
Рисунок 1. Бизнес-процессы автотранспортного предприятия
Пахновская Н.М., Ищанова Д.А.
Развитие методов управления затратами в системе...
Система управления бизнес-процессами предприятия должна включать в себя:
- систему сбора информации;
- систему анализа полученной информации;
- практические мероприятия, направленные на преобразование регистров с фактической информацией;
- систему непрерывного совершенствования показателей бизнес-процесса и действий (корректирующих) по устранению причин отклонений.
Аккумулирование информации позволит реализовать анализ план-факт отклонений. На рисунке 3 представлена предлагаемая общая схема механизма аккумулирования информации о фактических затратах.
Внедрение системы процессного управления позволит получить совокупность показателей и критериев оценки эффективности управления на каждом этапе процесса перевозки груза (пассажиров).
Показатели результативности отдельных бизнес-процессов и предприятия в целом -
Таблица 1. Определение стоимости бизнес-процессов автотранспортного предприятия
Бизнес-процесс Определение стоимости бизнес-процесса Примечание
Содержание администрации Зпср х Ца + Зэа + Зта + Пр Зпср - средняя заработная плата работников администрации; Ца - количество работников администрации; Зэа - затраты на электроэнергию; Зт - затраты на отопление офисов администрации; ПР - прочие затраты
Управление материально-технического снабжения Зпср х Цмтс + Зэмтс + + Зтмтс + Пр Зпср - средняя заработная плата работников управления материально-технического снабжения; Цмтс - количество работников материально- технического снабжения; Зэмтс - затраты на электроэнергию; Зтмтс - затраты на отопление; Пр - прочие затраты
Техническое управление Зпту х Цту + Пр Зпсту- средняя заработная плата работников технического управления; Цмтс - количество работников технического управления; Пр - прочие затраты
Содержание автопарка (гаражей) Зпап х Цап + Ам +... + Нт + Ни + ОПпр +Пр Зпа п - средняя заработная плата работников автопарка; Цап - количество работников автопарка; Ам - амортизация; Нт - транспортный налог; Ни - налог на имущество организаций; ОПпр - прочие обязательные платежи Пр - прочие затраты
Содержание ремонтных мастерских Зпр х Цр +Ам + Ни + + Ззч м + Пр Зпр - средняя заработная плата работников ремонтных мастерских; Цр - количество работников ремонтных мастерских; Ам - амортизация; Ни - налог на имущество организаций; Ззч м - затраты на запасные части и материалы; Пр - прочие затраты
Охрана Зпо х Цо + Зтс х Цтс Зпо - средняя заработная плата одного охранника; Цр - количество работников охраны; Зтс - затраты на одну точку сигнализации; Цтс - количество точек сигнализации
это одно из направлении системы процессного управления.
Анализ отдельных бизнес-процессов имеет три основных направления, которым соответствуют три блока показателей.
Первый блок включает в себя показатели, наиболее значимые с позиции необходимости анализа план-факт отклонений, такие как:
- количество рейсов одной единицы техники;
- количество единиц техники;
- общее количество рейсов;
- средний размер партии;
- объем перевезенного груза (количество пассажиров);
- средняя продолжительность рейса.
Перечисленные показатели являются
факторами результативности основных про-
Стоимость ресурсов
Драйве] ресурсов
Стоимость вспомогательных бизнес-процессов
Стоимость управленческих бизнес-процессов
Рисунок 2. Схема определения стоимости основных бизнес-процессов
Рисунок 3. Схема механизма аккумулирования информации о фактических затратах
цессов и ложатся в основу расчета показателей рентабельности основных, управленческих и вспомогательных бизнес-процессов, которые объединены в третий блок показателей. Среди них следует обратить внимание на следующие:
- рентабельность затрат;
- рентабельность финансовых затрат;
- рентабельность материальных затрат;
- рентабельность временных затрат. Выявлять отклонения фактических показателей затрат, рентабельности продаж от плановых рекомендуем в разрезе следующих подпроцессов:
- подготовка;
- проезд к пункту погрузки (посадки);
- перевозка груза (пассажиров). Такое распределение затрат позволит
определить точное их возникновения.
Третий блок - это показатели услуг, производимых процессами организации (соотношение доходов и расходов от перевозки определенного груза).
На рисунке 4 представлено дерево факторов рентабельности затрат, учитывающее взаимосвязь показателей анализа бизнес-процессов первого и второго блока.
Такой анализ доходов и расходов автотранспортного предприятия позволяет выявить «проблемные места» и при условии своевременного получения данных повлиять на формирование себестоимости перевозок.
Главное достоинство процессного подхода заключается в том, что он позволяет значительно повысить качество принимаемых решений.
Стоимость ресурсов предприятия переносится на отдельные операции пропорционально определенным драйверам. При наличии данных о затратах в разрезе указанных операций,
Пахновская Н.М., Ищанова Д.А.
Развитие методов управления затратами в системе.
Рисунок 4. Взаимосвязь показателей «Рентабельность затрат» и «Общее количество рейсов»
можно найти стоимость отдельных ресурсов предприятия (персонал, оборудование, единицы техники и т.д.).
Кроме того, показатели бизнес-процессов предприятия необходимо интегрировать в общую систему управленческого учета.
Таким образом, применение технологии АВС-АВВ-АВМ на предприятиях авто-
транспортной отрасли позволит не только повысить эффективность планирования и контроля затрат, но и повысить степень достоверности себестоимости каждого заказа, что в свою очередь позволит менеджерам принимать более обоснованные управленческие решения по организации процессов производства и установлению тарифов.
8.12.2014
Список литературы:
1. Григоренко, И.А. Управленческий анализ затрат на предприятиях по оказанию транспортных услуг / И. А. Григоренко // Управленческий учет, 2013. - № 2. - с. 41 - 51.
2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет [Текст]: учебник / Н. П. Кондраков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 502 с. - Прил.: с. 485-493. - ISBN 978-5-392-01750-8.
3. Кудряшов, Р.Р. Экономическая эффективность автотранспортного хозяйства / Р. Кудряшов // Справочник экономиста, 2013. - № 3. - с. 72 - 76.
4. Невешкина, Е.В. Управление затратами и ценообразованием: применение в условиях кризиса [Текст]:практ. пособие / Е.В. Невешкина, С.В. Савонина, О. В. Фадеева. - М.: Омега - Л, 2010. - 135 с. - (Антикризисное управление) - ISBN 978-5-370-01448-2.
5. Почекаева, О.В. АВС-метод управления затратами / О.В. Почекаева // Международный бухгалтерский учет, 2013. - № 2. -с. 17 - 27.
6. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. И. Трубочкина.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 319 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 314--315. - ISBN 978-5-16-003472-0.
7. Усатова, Л. В. Механизм применения ABC-метода в учетно-аналитической системе затрат для эффективного управления себестоимостью выпускаемой продукции / Усатова Л.В. // Управленческий учет, 2008. - № 10. - с. 36 - 45.
Сведения об авторах:
Пахновская Наталья Михайловна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук
Ищанова Динара Амангалиевна, магистр финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6101а