Научная статья на тему 'Развитие методологии Всемирного банка моделирования и регулирования макроэкономических дисбалансов для стран ЕАЭС'

Развитие методологии Всемирного банка моделирования и регулирования макроэкономических дисбалансов для стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель «Затраты-Выпуск» / межсекторальный дисбаланс / экономическое развитие / детализированный баланс финансовых потоков / риски
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии Всемирного банка моделирования и регулирования макроэкономических дисбалансов для стран ЕАЭС»

Дедков С.М.

Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси1

Турко В. А.

Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ВСЕМИРНОГО БАНКА МОДЕЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСБАЛАНСОВ ДЛЯ СТРАН ЕАЭС

Ключевые слова: модель «Затраты-Выпуск», межсекторальный дисбаланс, экономическое развитие, детализированный баланс финансовых потоков, риски.

Традиционно для рассчетов сбалансированнности используются модели, основанные на матрице межотраслевого баланса затраты-выпуск. Одноко, на наш взгляд такой подход, отражающий межотраслевые взаимодейстивя не учитывает межсекторальных дисбалансов, присущих «молодым» экономикам с переходным к рынку отношениями. Важность этой проблемы усугубляется в странах, где львиная доля собственности пока ещё принадлежит государству (Республика Беларусь), госкорпорациям (Российская Федерация) или естественным монополистам. Успешно реализуя свою социально-ориентированную политику, тем не менее, мы сталкивается с проблемами диспропорций и дисбалансов социально-экономического развития [1]. Отдельные из них носят объективный характер и требуют поиска сложных компромиссов между различными, порой взаимоисключающими требованиями, например, обеспечением ускоренного роста и равномерным распределением его результатов, развитием частного бизнеса и обеспечением социальной защищенности граждан, ростом инвестиций и поддержанием текущего потребления.

С диспропорциями социально-ориентированного характера сталкиваются практически все страны мира. Отдельные дисбалансы обусловлены переходным характером экономик и периодом формирующего рынка. Здесь наиболее ощутимы структурные диспропорции, выражающиеся в неоптимальных пропорциях между государственным и частным секторами экономики, промышленным производством и сферой услуг, диспропорции инновационного развития. Появление некоторых дисбалансов переходных экономик - результат воздействия глобального финансового кризиса, который затронул не только кредитную сферу, но и сектор реальной экономики.

Балансовые уязвимости обусловлены несоответствием финансовых характеристик активов и обязательств. Наиболее часто встречаются несоответствия между валютным составом в корзине валют, базисом процентных ставок и разницей между активами правительства и его обязательствами. Несоответствия в притоках и оттоках денежных средств особенно значительны и повышают вероятность финансового кризиса. Несоответствие иностранной валюты привело к финансовым кризисам во многих странах, включая Мексику в 1994 году, Бразилию в 1999 году, Россию в 1998 году и Аргентину в 1998-2002 годах. После глобального финансового кризиса суверенные балансы стали более сложными. Оограничения на внешних рынках, выпуск краткосрочной задолженности и увеличение иностранных резервов - все это способствовало тому, что государства несли более высокие риски.

В связи с этим, МВФ периодически проводит обзор своей деятельности в области надзора и мониторинга с целью ее адаптации к изменениям в мировой экономике. Так, доклад МВФ «Трехлетние обзоры деятельности по надзору» 2014 года (ТОДН-2014 [2]) отразил улучшения в области надзора, достигнутые со времени мирового финансового кризиса. Рекомендации Т0ДН-2014 были посвящены содействию странам в преодолении трудностей в период после

1 Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси является государственным научным учреждением, находящимся в ведении Национальной академии наук Беларуси. Сайт организации: http://center.basnet.by/

Координационная группа

1. Гончаров Валерий Валерьевич - к.э.н., директор ЦСАиСИ (компетенции в области инновационного развития, технологического предвидения «наука- технологии-инновации»).

2. Дедков Сергей Маратович - к.э.н., доцент, заместитель директора по научной работе ЦСАиСИ (компетенции в области мировой экономики, стратегического менеджмента, инновационной деятельности).

3. Турко Владимир Александрович - н.с. ЦСАиСИ (компетенции в области математического моделирования)

Направления деятельности ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук

Беларуси»:

- Мониторинг достижений мировой науки и выявление стратегических направлений научно-технического прогресса.

- Разработка долгосрочных прогнозов развития системы «наука-технологии-инновации». Разработка и экспертиза бизнес-планов, технико-экономических обоснований и инвестиционных предложений.

- Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, и разработок по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности.

- Научная экспертиза важнейших программ научных исследований, научно-технических и народнохозяйственных программ, инновационных проектов, а также проектов нормативных правовых актов по профилю учреждения.

мирового финансового кризиса. Одной из приоритетных задач была «тонкая настройка» надзорной деятельности посредством большей адресности рекомендаций по набору мер налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и структурной политики на основе опыта разных стран.

Были выделены следующие приоритеты операционной деятельности на 2014-2019 годы:

• углубленный анализ рисков и последствий;

• повышенное внимание к национальным балансовым отчетам и трансграничным позициям;

• дальнейшая разработка балансового подхода (БП) на основе структурированных национальных и внешних балансовых отчетов.

Ключевая рекомендация ТОДН 2014 года - усилить анализ национальных балансовых отчетов: «Фонд тщательно проверил свою надзорную деятельность так, чтобы она больше опиралась на оценки рисков и лучше отражала глобальные взаимосвязи... На сегодняшний день цель заключается в том, чтобы такая работа проводилась и на следующем уровне, более фокусируясь на том, как риски распространяются по странам и как, в свою очередь, последствия могут распространяться на сектора. Анализ национального балансового отчета, благодаря которому выявляются слабые места по всем секторам по отдельности и вместе, может помочь предупредить глобальный финансовый кризис»1.

Ниже представлены возможные сценарии развития балансового подхода в соответствии с методологией ВБ (рис. 1, 2, 3: строки - держатель пассива (кредиторский сектор), столбцы - эмитент пассива (дебиторский сектор)).

Держатель пассива (кредиторский сектор)

Правительство Д П Фин.сектор (вкл. Центр. Банк) А П Прочие нефинансовые сектора А Л Внешний Д Л ВСЕГО А Л

Правительство шшш ■и 11111

5 местной валюте КС ДС В иностранной валюте Банковский риск непогашения

о. О 1- НС ДС суверенного долга ___

^ 0) о Финансовый сектор |вкл. Центр. Банк) шшшмш / /

>г X В местной валюте Повыше шшшшшш Рост долга на

о о. о 1-X ю И) ДС В иностранной валюте КС ДС ние процент ных ставок Обратная связь с государством основе потенциального обязательства

< Прочие нефинансовые сектора

А г и и о с 1г № Б местной валюте КС ДС В иностранной валюте КС ДС Сокращение кредитования

Внешний

и

В местной валюте КС

ДС В иностранной валюте

КС дс

ВСЕГО В местной валюте В иностранной валюте

Рисунок 1.

Шок со стороны иностранной валюты - предприятия занимают в иностранной валюте

1 Сообщение Сэра Пола Такера, бывшего заместителя управляющего Банка Англии, из доклада по внешнему исследованию рисков и последствий в рамках трехлетнего обзора деятельности по надзору (ТОДН) 2014 года. - http://www.unece.org/fileadmin/ БАМ/81азЛ1осите^8/есе/се8^е.20/2015/Мау/4_8е88юп_1_The_Importance_of_Balance_Sheet_Information_RUS_1МР_.рр1х

Держатель пассива (кредиторский сектор)

Правительство А П Фин.сектор Прочие нефинансовые Внешний (вкл. Центр. Банк) сектора А П А П А П ВСЕГО А П

Правительство

а о 1-^ 0) и В местной валюте КС ДС В иностранной валюте КС ДС 1

Финансовый сектор вкл. Центр. Банк)

* и о. о 15 ю № < п В местной валюте КС ДС В иностранной валюте КС ДС ш ■

Прочие нефинансовые сектора

А = и и 13 с 1г № 1-I В местной валюте КС ДС В иностранной валюте КС ДС Рост неработ ающих кредитов щт В

Ь п

В местной валюте КС ДС В иностранной валюте КС ДС Обесцен ие мест валют иван ной^- — — ^ ы ■

ВСЕГО В местной валюте В иностранной валюте

Рисунок 2. Шок ликвидности

Рисунок 3.

Материализация потенциальных обязательств

Управление суверенными активами и пассивами - это процесс управления использованием активов и денежных потоков для выполнения финансовых обязательств правительства при минимально возможных затратах с низким уровнем риска. Этот подход требует анализа несоответствий в структуре валют и процентных ставок для естественно-

го хеджирования и продолжительности денежных потоков, а также со временем, выбора активов и обязательств с соответствующими характеристиками и/или использованием производных финансовых инструментов, чтобы государственные учреждения могли более эффективно управлять своим риском для достижения определенных, желаемых уровней риска. Среди активов правительства могут учитываться такие запасы, как резервы наличности (внутренние и международные), фонды национального благосостояния, акционерный капитал государственных предприятий и субнациональных организаций, а также другие Основные финансовые активы. Они могут учитывать приток таких доходов, как налоговые и неналоговые потоки, дебиторскую задолженность, даже текущую стоимость будущих доходов. В число обязательств могут входить суверенный долг (ключевым фактором макроэкономической устойчивости развивающихся рынков в нынешних условиях становится показатель общей долговой нагрузки. Об этом говорится в ежеквартальном макроэкономическом обзоре [3], подготовленном группой главного экономиста Евразийского банка развития), государственные расходы, пенсии, государственные гарантии, юридические требования, депозиты в коммерческих банках, валюта в обращении и другие обязательства.

Группа Всемирного банка на постоянной основе проводит консультационную помощь развивающимся странам по передовым методам управления рисками. Так в документе «Рамочная стратегия партнерства для Республики Беларусь на 2018-2022 финансовые годы [4]», подготовленном группой Всемирного банка не выполнен показатель «Консультационная помощь банкам по передовым методам управления рисками». В обосновании указывается следующая причина: в условиях неопределенности экономической ситуации и рентабельности в банковском секторе Республики Беларусь, банкам было сложно финансировать консультационную деятельность, и они отдавали предпочтение менее дорогостоящим вариантам, таким как Программа консультационных услуг для бизнеса ЕБРР. Группа Всемирного банка будет осуществлять мониторинг тенденций и готова оказать поддержку бюджету Республики Беларусь в рамках тесного партнерства с МВФ и Евразийским банком развития. Дополнительной стратегией смягчения рисков является гибкий подход с определением программы на период только до 2020 года, что оставляет возможности для переформатирования.

Также группа Всемирного банка оказывает практическую и программную поддержку, сосредоточивая внимание на разработке и осуществлении индивидуальных реформ для оказания помощи странам в укреплении их потенциала в области управления долгом и рисками. Данные институты предлагают:

Консультации по вопросам управления государственным долгом.

Программу управления балансовыми рисками Balance Sheet Risk Management (B-RISK). Программа B-RISK предлагает целостный подход к управлению суверенными балансовыми рисками и возможностями минимизации уязвимости к внешним экономическим шокам.

Программу управления государственным долгом и рисками - Government Debtand Risk Management (GDRM). GDRM предоставляет индивидуальные технические консультационные услуги странам со средним уровнем дохода в рамках программного подхода. Программа помогает странам в разработке устойчивых систем управления долгом и рисками для снижения уязвимости к финансовым шокам. Программы работают на платной основе и их результаты имеют весьма спорный результат, как это видно на примере Украины с использованием GDRM программы1. Так если на 31.12.2017 государственный долг составлял 38 490,1 млн. долл. США, то на 31.12.2018 - 39 706,6 млн. долл. США.

Информационной базой для построения таких моделей служит межотраслевой баланс производства и распределения продукции, ежегодно публикуемый национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а также данные, полученные на основе детализированного баланса финансовых потоков Республики Беларусь, внешняя отраслевая статистика; международная инвестиционная позиция (МИП); статистика государственных финансов (СГФ); статистика государственного долга (СГД) и др.

Баланс финансовых потоков представляет собой отчет, где в систематизированном виде регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами, совершаемые как между секторами национальной экономики, так и операции этих секторов с внешним миром. Баланс финансовых потоков показывает, каким образом и в каком размере сектора, испытывающие дефицит, получают необходимые финансовые ресурсы от других секторов экономики путем принятия обязательств или сокращения имеющихся активов. С другой стороны, в балансе отражается, каким образом сектора размещают свои избыточные ресурсы путем приобретения финансовых активов или сокращения обязательств.

Надо отметить, что недавно Национальный банк Республики Беларусь прекратил издавать сведения на основе данных детализированного баланса финансовых потоков, последние данные были опубликованы в Статистическом бюллетене за январь-сентябрь 2017 года. Надеемся, что это было предпринято в целях национальной безопасности, если нет, то это большой шаг назад по выявлению балансовых уязвимостей и рисковых ситуаций.

Потребуется совершенствование научных подходов, разработка новых моделей, позволяющих вырабатывать адекватные ответы на вызовы и прогнозы внешнего окружения. К этому подталкивает и тот факт, что модели, разработанные для отдельных стран для определенного исторического времени, зачастую по шаблону переносятся на иные страны, находящихся в совершенно других экономических условиях. А такое копирование математических моделей, без учета национальных особенностей социально-экономических реалий, приводит к деградации «наших» экономических институтов.

Центром системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси была проведена программная реализация информационно-аналитического комплекса для прогнозирования важнейших показа-

1 https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2018/01/03/morocco-and-ukraine-join-the-world-bank-treasury-government-debt-and-risk-management-program

телей национальной экономики и планирования социально-экономической политики государства. Проведены расчеты по выявлению инвестиционно-финансовых источников для гармонизации секторов экономики на 2014-2030 годы [2]. Анализ проведен на специально созданной вычислительной платформе, позволяющей проводить сценарные расчеты последствий принимаемых решений на базе многоотраслевого производственного комплекса, включающего четыре сектора: «Сектор производители товаров и услуг», «Сектор домашнее хозяйство», «Сектор государственное управление» и «Финансовый сектор и внешний мир» [3; 4].

В данной модели все экономические показатели внешнего мира задаются экзогенно. Это значит, что отечественные производители не могут экспортировать больше, чем внешнему миру нужно. Рассматриваются такие показатели: доля импортной продукции, идущая в промежуточном потреблении, доля импортной продукции, идущая на конечное потребление, объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, по основным отраслям экономики (тысяч долларов США).

Из результатов расчетов (рис. 4) следует информация для принятия решений, и оценки тех или иных их последствий. Также при помощи корректирующих динамических нормативов можно определять приоритетные сферы государственного регулирования экономики и изменять значения управляющих параметров модели таким образом, чтобы данные воздействия приводили к повышению сбалансированности развития в прогнозном периоде.

2017

СЕКТОР ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТОВАРОВ И УСЛУГ (i=1_...31)

СЕКТОР ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТОВАРОВ И УСЛУГ (i=1_...31)

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (i=33)

-6 256

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР И ВНЕШНИЙ МИР (i=34)

-853

СЕКТОР ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (i=32)

6 647

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (i=33)

6 256

6 129

-7 467

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР И ВНЕШНИЙ МИР (i=34)

853

-6 129

-14 951

СЕКТОР ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (i=32)

-6 647

7 467

14 951

2018

СЕКТОР ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТОВАРОВ И УСЛУГ (i=1....31)

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (i=33)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР И ВНЕШНИЙ МИР (i=34)

СЕКТОР ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТОВАРОВ И УСЛУГ (i=1....31)

0

1 870 928

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (i=33)

-1 870 0

-6 517

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР И ВНЕШНИЙ МИР (i=34)

-928

6 517

СЕКТОР ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (i=32)

11 461

8 361

3 324

СЕКТОР ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (i=32)

-11 461

-8 361

-3 324

СТРОКИ

секторы-кредиторы (-) секторы заемщики (+)

СТОЛБЦЫ

секторы-кредиторы (+) секторы заемщики (-)

0

0

0

0

0

0

Рисунок 4.

Матрицы инвестиционно-финансовых потоков секторов экономики 2017-2018 года, млн. руб.

Выявление инвестиционно-финансовых источников для гармонизации секторов белорусской экономики показало, что главным донором в 2018 году стал сектор «Домашние хозяйства»: из чистого заемщика (за исключением реального сектора экономики) в 2017 году, он стал донором для секторов «Производители товаров и услуг -11 461 млн. руб.», «Государственное управление - 8 361 млн. руб.» и «Финансовый сектор и внешний мир - 3324 млн. руб.»

Программный комплекс [6] дает возможность разрабатывать прогнозы системно-взаимосвязанных показателей на среднесрочную перспективу и осуществлять на основе полученных результатов анализ сбалансированности развития экономики страны в прогнозном периоде. Отличительной чертой нашего программного комплекса, от программ, предложенных группой Всемирного банка, служит мобилизационная составляющая в перераспределении финансовых потоков между секторами, тем самым повышая стабильность национальной экономики.

Список литературы

1. Дедков С. М., Турко В. А., Сбалансированность экономики как условие активизации инновационной деятельности: системный анализ и опыт Республики Беларусь // Проблемы развития территории. 2017. - № 5 (91). - С. 44-58.

2. IMF, 2014 Triennial Surveillance Review - External Study - Risks and Spillovers / IMF - 2014. - https://www.imf.org/en/ Publications/Policy-Papers/Issues/2016/12/31/2014-Triennial-Surveillance-Review-External-Study-Risks-and-Spillovers-PP4902

3. Страны ЕАБР: курс на устойчивое развитие / ЕАБР - 2018. -https://eabr.org/analytics/chief-economist-group/ceg-quarterly-reviews/avgust-2018-strany-eabr-kurs-na-ustoychivoe-razvitie/

4. Рамочная стратегия партнерства для Республики Беларусь на 2018-2022 финансовые годы / ЕАБР - 2018. - http:// documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/948821524120985202/Belarus-Country-partnership-framework-for-the-period-of-FY18-FY22

5. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. акад. В.Г. Гусако-ва. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 243 с.

6. Турко В.А., Асанович В.Я., Карганов С.А. Использование модели «Затраты-Выпуск» в планировании многоотраслевого комплекса республики Беларусь // Вестник БГЭУ. 2013. - № 3(98). - С. 37-42.

7. Асанович В.Я., Турко В.А. Совершенствование построения межотраслевых балансов «Производство - Потребление» // Вестник БГЭУ. 2014. - № 1 (100). - С. 27-32.

8. Асанович В.Я., Касперович С.А. Анализ экономических процессов в Республике Беларусь при помощи динамического моделирования // Бух. учет и анализ. 1999. - № 1. - С. 30-33.

9. Турко В.А. Построение сбалансированных моделей межотраслевых балансов «Производства-Потребления». 2011. -М1р://%г%гмг. екопот1ка.Ьу/11о%<п1оа118/Тигко.р11ГЬ1т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.