УДК 33 ББК 65
РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ КАК СЛОЖНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕРАВНОВЕСНОСТИ
НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА СУРОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]; МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и цены» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье применен инновационный подход к изучению образовательного комплекса как к сложной активной самоорганизующейся системе на платформе методологии системных исследований экономической динамики с использованием положений теории самоорганизации для адаптации к циклическим колебаниям экономических процессов методом прогнозирования экстремальных состояний посредством выведения определенной схемы критериев развития энергетических систем в эволюционной стадии и точке бифуркации и их граничных условий для демпфирования негативного воздействия депрессивных фаз экономических циклов с помощью совершенствования организации антициклического управления в современных неравновесных условиях.
Ключевые слова: инновационный подход, образовательный комплекс, сложная активная система, системные исследования, теория самоорганизации, циклические колебания экономических процессов
Annotation. The article used an innovative approach to the study of education of the complex as a complex of active self-organizing system on the platform of the methodology of system studies of economic dynamics using motions theory of self-organization to adapt to cyclical fluctuations in economic processes method for the prediction of extreme states by removing a certain scheme of criteria for the development of energy systems in an evolutionary stage and the bifurcation point and the boundary conditions for damping the negative impact of depressive phases of economic cycles by improving the organization of an-millionsquare management in modern non-equilibrium conditions.
Keywords: innovative approach, educational complex, complex active system, system research, the theory of self-organization, cyclical fluctuations in economic processes.
Системные исследования последних десятилетий показывают, что определяющим условием оптимального поведения сложных экономических систем является их неравновесная самоорганизация, как функциональная устойчивость в неравновесных состояниях. При этом, если равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования экономических систем, то неравновесное состояние представляет собой существенный момент перехода
в новое состояние, в котором экономическая система приобретает более высокий уровень организации и продуктивности, Иными словами именно в момент утраты функциональной устойчивости экономической системы возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур для адаптации к новым условиям функционирования.
Таким образом, экономическая система проходит свойственные ей равновесные состояния как промежу-
■ф-
точные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации, что предопределяет значимость развития методологии системного подхода в направлении исследований динамических состояний систем в условиях неравновесности на основе теории самоорганизации.
Системный анализ основывается на принципе системности, а платформой теорий самоорганизации является принцип развития. При этом в действительности оба принципа взаимнодополнимы и образуют целостность, отражающуюся в познании как единство теорий самоорганизации и системных исследований, которое выражается в том, что первые основываются на методологии и теоретических выводах вторых [1].
Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, совершающегося исключительно за счет кооперативного действия и связей ее компонентов в соответствии с ее предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры при отсутствии упорядочивающих воздействий со стороны среды. Для того чтобы система была самоорганизующейся и, следовательно, имела возможность прогрессивно развиваться, она должна удовлетворять следующие требования: [2] система должна быть открытой, т.е. обмениваться со средой веществом, энергией или информацией; процессы, происходящие в ней, должны быть кооперативными (корпоративными), т.е. действия ее компонентов должны быть согласованными друг с другом; система должна быть динамичной; находиться вдали от состояния равновесия.
Под равновесием понимается состояние системы, сохраняющее постоянство ее макроскопических параметров [3]: остаются неизменными установившаяся структура, схемы функционирования, элементы и свойства ее входов и выходов, что характерно системам закрытого типа. Соответственно, равновесные системы не обладают возможностью к развитию и самоорганизации, предполагающие качественное изменение системы, т.к. демпфируют отклонения от своего стационарного состояния.
Исходя из ранее приведенных результатов наших исследований, система образования относится к открытым экономическим системам, которым присуще свойство неравновесности как общей формы организации материи, возникающей под влиянием внешней среды [4].
Неравновесность в наших исследованиях можно определить как состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, т.е. ее состава, структуры и поведения. Для поддержания неравновесности система нуждается в поступлении из внешнего окружения отрицательной энтропии по величине превалирующе или гомеостатично внутреннему производству энтропии при соблюдении обязательства движения эндогенных
процессов по адаптации к изменившимся условиям существования [5], что в целом представляет платформу неравновесным системам для повышения своей упорядоченности, организованности, отсутствующих у равновесных систем.
Известно, что системы подвержены флуктуаци-ям - волнообразным колебаниям, представляющим собой процессы то нарастающего, то ослабевающего нарушения равновесия системы, выражаемые в виде отклонений от гомеостатического уровня существования. При этом, если в равновесных, закрытых системах данные флуктуации демпфируются за счет внутренних резервов, то в открытых системах, таких образовательный комплекс, возможно увеличение показателей внутренних флуктуаций под воздействием внешней среды до граничных условий потенциала демпфирования.
Согласно типологии флуктуаций [6], различаются свободные колебания, вынужденные и автоколебания. Постепенно затухающие в реальных условиях до состояния гомеостаза системы колебательные движения определяются как свободные, что характерно для равновесных закрытых систем. В свою очередь, вынужденные колебания и автоколебания присущи открытым неравновесным системам [7].
В случае воздействия на систему внешнего колебания как образующего фактора формируются вынужденные флуктуации, в результате которых система начинает флуктуировать с частотой и амплитудой, определяемыми внешним влиянием. Например, маят-никообразное воздействие в образовании со стороны человека, как элемента структуры управления, вызывает определенный резонанс по исполнению управляющего решения.
Незатухающие, самовоспроизводящиеся флуктуации, заданные природой, признаками и параметрами генерирующей их системы определяются как автоколебания.
Степень воздействия на систему внешних и внутренних флуктуаций зависит от силы, зачастую взаимосвязанных, катализаторов процесса флуктуации: петли положительной обратной связи и кумулятивного эффекта. Так, в изначально сложившихся неравновесных состояниях системы петля положительной обратной связи активизирует увеличение незначительных по силе флуктуаций до больших волн, изменяющих сформировавшуюся структуру системы и приводящих ее к качественному революционному скачку. При этом, сущность кумулятивного эффекта заключается в способности даже ничтожно малой причины генерировать цепь следствий, каждое из которых будет все более существенно.
В зависимости от силы воздействия флуктуаций на систему возможно как возникновение сильных тенденций возврата к старому состоянию при слабом влиянии, так и формирование новой диссипативной структуры и изменение состояния, поведения и/или состава системы при усилении действия колебаний, а
ф-
при дальнейшем нарастании колебательных процессов вплоть до ликвидации системы.
Данные возможности способны реализоваться на месте генерируемой колебательными процессам неустойчивости системы в точке бифуркации, представляющей собой переломный, критический момент в развитии системы осуществления выбора пути. Иначе говоря, это точка ветвления вариантов развития, в которой происходит катастрофа как качественные, скачкообразные, внезапные изменения в развитии, представленная переходом системы от области притяжения одного аттрактора, как элемента характеризующего значения параметров системы на всевозможных траекториях развития, к другому аттрактору.
Развитие образовательный комплекса, как сложной активной системы, в точках бифуркации имеет общие закономерности концепции самоорганизации1:
• изменчивость управляющего параметра или управляющей подсистемы может являться этиологическим фактором возникновения точки бифуркации, генерирующей новое состояние системы;
• неустойчивость системы зачастую обусловлена повышением размерности и сложности системы, что вызывает увеличение количества состояний выбора пути и числа возможных направлений развития. Эта закономерность также известна как «закон Легасова» - чем выше уровень системы, тем более она неустойчива, тем более разнородны элементы системы и сложны ее связи и больше расходов требуется на ее поддержание;
• предельность времени наступления точки бифуркации по принципу максимального промедления: система делает скачок при отсутствии иного выбора;
• обусловленность выбора ветви развития после прохождения точки бифуркации жизненностью и устойчивостью поведения системы;
• зависимость состояния системы от принятого аттрактора: в качестве аттрактора систему притягивает либо состояние равновесия, либо предельный цикл, приводящий ее к разрушению, либо странный аттрактор (хаос), обуславливающий формирование новой упорядоченности;
• увеличение количества возможных путей развития в точке бифуркации прямо пропорционально степени неравновесности системы;
• многократность реализации одного и того же набора ветвей развития системы;
• подчиненность в прямо пропорциональном отношении показателя количества возникших в результате ветвления предельных циклов как периодических траекторий в фазовом пространстве к степени структурной неустойчивости системы;
• неосуществимость прогнозирования инновационного состояния системы после прохождения точки бифуркации на платформе исследований потенциальных траекторий ее развития вследствие стохастического характера влияния среды;
• потенциальность близких состояний генерировать абсолютно различные траектории развития системы;
Таким образом, развитие образовательной системы происходит в процессе миграции от одной точки бифуркации к другой. Система изменяется в соответствии с выбранной траекторией движения при качественном изменении системы на каждом скачке ветвления и переходе из устойчивого состояния в неустойчивое и обратно.
Этиологическими признаками возможного качественного изменения образовательного комплекса как системы и генераторами процесса его развития являются определенные внутренние и внешние противоречия системы со средой2:
• противоречие между функцией и целью системы;
• противоречие между внешними потребностями системы и возможностью их удовлетворения;
• противоречия между преобразующимся количеством и прежним качеством;
• противоречие между существующим и инновационным;
• противоречие между стремлением к порядку и хаосом;
• противоречие между целями системы и целями ее компонентов;
• противоречие между процессами функционирования и развития, поскольку в эволюционный период процессы функционирования сдерживают развитие, демпфируя флуктуации;
• противоречие между функционированием и структурой в эволюционный период;
• кумулятивные противоречия компонентов системы (аналогичные приведенным), которые, накапливаясь, отражаются на системном уровне.
Демпфирование влияния результатов внешних противоречий производится за счет внешних энтропийных тенденций, выражаемых в адаптационных процессах систем, а внутренних - следствием функционирования системы, что в целом поддерживается воздействием структур управления на основе механизмов обратных связей, благодаря которым результаты функционирования системы воздействуют на ее вход или основные процессы, определяя характер поведения и устойчивость системы и занося полученную информацию в банк истории развития системы.
Негэнтропийное значение структуры управления достигается при наличии адекватной отрицательной обратной связи, стабилизирующих протекание основных процессов и понижающих чувствительности системы, т.к. в этом случае увеличение воздействия процесса на управляющее звено вызывает его адекватное по силе противоположное воздействие на основной процесс. Так, вследствие воздействия результатов внешних противоречий происходит увеличение входного потенциала, вызывающее понижающее воз-
■ф-
действия со стороны сопряжённой с нею подсистемы управления, а соответственно, резкое уменьшение величины входа системы обуславливает противоположное воздействие управляющих структур.
Учет данного положения особенно значим для методологии развития системы образовательного комплекса, т.к. при наличии неадекватных положительных обратных связей в сложной системе образования под воздействием результатов противоречий усиливается выходное значение основных процессов, что приводит к динамическому ускорению развития процессов, нарастающему понижению устойчивости системы и генерации со стороны управляющей подсистемы разрушительных или способствующих деградации системы флуктуации, способствующие форсированию наступления порога самоорганизации.
При этом, если адекватное управляющее воздействие позволяет смягчить противоречия, то их предельное разрешение совершается в момент катастрофы в точке бифуркации, после чего происходит нарастание следующего цикла за счет накопления результатов воздействия на систему внешних и внутренних противоречий.
В рамках экономических систем циклический характер развития процессов впервые отмечен в трудах Ж.С. де Сисмонди, в дальнейшем английским исследователем Дж. Уэдом определена роль «торговых циклов» в национальной экономике с присущей им «сменой периодов расцвета и депрессии».
Понимание общей тенденции развития мировой экономики в виде не линейного экономического роста, подверженного подъемам и спадам уровней деловой активности и соответственно имеющего циклическую природу получило широкое распространение в конце XIX - начале XX вв., когда учёные многих стран исследовали динамику отдельных экономических показателей, что послужило основанием выделения ряда закономерностей развития экономических циклов.
Этиологическими факторами развития экономических циклов служат как эндогенные факторы экономического порядка: избыток сбережений и недостаток инвестиций (Дж. Кейнс), нарушения в области денежного спроса и предложения (И. Фишер, Р. Хо-утри); перенакопление капитала (М. Туган-Баранов-ский, Г. Кассель, А. Шпитхоф) и др., так и экзогенные не экономического порядка, сформированные в следующих теориях этиологии экономических циклов3:
• теории, объясняющие этиологию экономических циклов природно-физическими процессами: циклами солнечной радиации, появлением солнечных пятен, сменой положения Венеры относительно Земли, метеорологическими условиями и т.д. (А. Чижевский, В. Вернадский, У. Джевонс, У. Гершель и др.);
• теории, сводящие экономические циклы к инвестиционным, инновационным, а также психологическим причинам: периодичность смены в обществе
мотивационных структур, творческой активности населения, социальных настроений и другие индивидуальные и социально-психологические устремления людей, определяющие долговременные циклы экономического развития (В. Парето, А. Пигу, К. Маркс, Т. Мальтус, Й. Шумпетер, Н.Д. Кондратьев, В. Крелле и др.);
• теории, определяющие причины и закономерности развития экономических циклов изменениями институциональных процессов, в особенности корреляцией функционирования существующих хозяйственных институтов в силу трансформации условий получения денежных доходов (С. Кузнец, Т. Веблен, У К. Митчелл, Дж.М. Кларк, Дж. Коммонс и др.).
Циклы эндогенной этиологии способны изменяться под влиянием более стабильных экзогенных циклов в результате синхронизации, как свойства систем самой разной природы вырабатывать единый ритм симбиоза.
Процесс синхронизации циклических флуктуа-ций представляет возможность для основания когерентности систем, т.е. к согласованному протеканию во времени характерных для них колебательных или волновых процессов. Соответственно, в наших исследованиях применительно к общему состоянию образовательного комплекса как многоэлементной системы возможно смещение уровня изучения с элементарного уровня, поскольку когерентность приводит к созданию совокупного состояния нахождения элемента не на определенном уровне, а на всех одновременно.
Процесс движения конъюнктуры экономических систем описывается ходом экономических циклов как периода времени, в течение которого экономика страны последовательно проходит несколько этапов развития:
• фаза оживления (стадии онтогенеза нового цикла в недрах старого и рецессивного проявления нового);
• фаза экспансии (стадии доминирующего распространения нового цикла и его зрелости);
• фаза рецессии как устаревания нового цикла;
• фаза депрессии как отмирания устаревшего цикла.
Циклическим колебаниям экономических систем свойственна непрерывность: завершение одного цикла является началом следующего.
• Экономические циклы - это индивидуальная для каждой подсистемы экономики смена фаз, представляющих собою «сложный агрегат условий в различных отраслях народного хозяйства, - условий, которые иногда не являются строго единообразными, а по времени и явно различны».
• Экономические циклы характеризуются неравномерностью их интенсивности, начиная от резких до умеренных колебаний. Обоснованием изменения силы циклических колебаний является реальность кумулятивного развития больших и средних циклов,
ф-
наложение в ходе движения средних циклов на волны больших циклов, что, в целом, сказывается на ход средних циклов. Так, средние циклы, наступающие в нисходящем периоде большого цикла, характеризуются относительно большой продолжительностью и глубиной депрессии, краткостью и слабостью подъёма, а средние циклы, наступающие в восходящем периоде большого цикла - противоположными чертами».
• Экономические циклы располагают определенную протяжённость во времени: различают следующие циклы социально-экономических систем:
■ 3,5 года - краткосрочные экономические циклы (Ф. Дж. Китчин);
■ 4 года - циклы приобретения лидирующего положения в системе, карьеры великих людей (П.Сорокин);
■ 7-11 лет - циклы возобновления активов основного капитала (Ф. Жюгляр);
■ 9 лет - среднесрочные циклы (Г. Менш);
■ 11 лет - циклы образования солнечных пятен как природно-физических этиологических признаков развития экономических циклов (А.Чижевский) [31];
■ 15-16 лет - циклы изменения в политических взглядах (Ж. Дромель);
■ 15-20 лет - циклы строительства (Riggle-man J.R., Wenzlick R., Long C.D., Warren G.F. и Pearson F.A.);
■ 18 -25 лет - институциональные циклы С. Кузнеца (С. Кузнец);
■ 27-28 лет - циклы отрицательных и положительных сдвигов времени как обратимости исторических процессов (В. Хлебников);
■ 30-33 года - циклы смены политических партий (Ф. Миллар);
■ 48-60 (54-55) лет - большие циклы конъюнктуры - длинные волны Кондратьева, К-волны (Н.Д. Кондратьев);
■ 48 и 60 лет - большие общественные циклы, начинающиеся с потрясений (П.Сорокин);
■ 100-120 лет - циклы изменения лидеров мировой политики (Дж. Мозельски и У Том-сон);
■ 1200 лет - циклы этногенеза (Л.Н. Гумилев, А. Тойнби);
■ 1000 - 2000 лет - циклы развития цивилизаций (Э. Тоффлер).
Фазы экономических циклов также имеют определенную, различную по срокам, протяжённость во времени: фазы рецессии и оживления - короче, чем фазы расцвета и депрессии, в среднем расцвет длится несколько дольше депрессии.
Экономические циклы состоят из приблизительно совпадающих друг с другом колебаний во многих видах деятельности.
Отношения между движениями различных видов деятельности имеют явно выраженную тенденцию
повторяться в следующих друг за другом экономических циклах.
Существование экономических циклов связано с определённой формой организации хозяйствования в стране.
Циклические колебания в отдельных отраслях экономики, недостаточно тесно связанные друг с другом, иногда существенно отличаются между собой, чем циклические колебания в тех или иных смежных странах.
На основании выделенных закономерностей, представляется возможным предположить, что процессы развития экономических систем с определенной степенью вероятности предсказуемы: более точные результаты прогнозирования формируются при исследовании эволюционной стадии, характеризующейся устойчивостью системы и известностью условий внешней среды, менее - при анализе поведения системы в точке бифуркации, приобретающей в неравновесных условиях среды неустойчивый стохастический характер развития.
В проекции на наше исследование наиболее значимым является возможность предсказуемости граничных условий точек бифуркации экономической системы на основании изучения процессов синхронизации в системах. Так, можно выявить нижнюю планку граничных условий в силу выраженной когерентности основных процессов в фазе устойчивого развития.
Знание граничных условий точки бифуркации предоставляет методологическую платформу для адекватного воздействия управляющих структур в момент преломления согласно природы экономической системы, уровня ее развития, истории и формирования в целом программ антициклического управления как оптимального переплетения стихийно-рыночного механизма неравновесного функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным демпфирующим управляющим воздействием на воспроизводственный процесс.
Исходя из всего вышесказанного, представляется необходимым инновационный подход к изучению образовательного комплекса как к сложной активной самоорганизующейся системе на платформе методологии системных исследований экономической динамики с использованием положений теории самоорганизации для адаптации к циклическим колебаниям экономических процессов методом прогнозирования экстремальных состояний посредством выведения определенной схемы критериев развития образовательной системы в эволюционной стадии и точке бифуркации и их граничных условий для демпфирования негативного воздействия депрессивных фаз экономических циклов с помощью совершенствования организации антициклического управления в современных неравновесных условиях.
Литература
1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 240 с.
2. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-организационный подход. Учебно-методический комплекс. Томск: Изв-во «Курсив», 2002. 79 с.
3. Bertalanffy L. Von. General system theory. Foundations, development, applications, N.Y., 1968. С. 4.
4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 279 с., С. 127; БлаубергИ.В. Целостность и системность / Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1977. С. 58-128.
5. Филюков А.И. Генезис вероятностных идей в эволюционном учении. Минск, 1980. С. 11.
6. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы си-стемологии. М., 1976. С. 84.
7. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М. 1999. С. 210.
1 Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.С. Тюх-тина. М.: Сов. Радио, 1989. С. 7.
2 Костюк В.Н. Длинные волны Кондратьева и теория долговременного экономического роста // Обществ. науки и современность. 2002. № 6. С. 90-97; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Пер. с англ. М., 1986. С. 270; Абрамов М.А. Структурные и циклические закономерности в природе, обществе, искусстве: Учеб. пособие. Саратов: СГТУ 2001. 94 с.; Эффективность научных исследований и разработок / Сокращ. пер. с англ. / Под ред. Фасфелда Г.И., Ланглуа Р. М.: Экономика, 1986. 144 c.;MagerN.H. The Kondratieff waves. N.Y. etc.: Praeger, 1987. VIII, 247 p.
3 Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1935. 760 с.