ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ
УДК 338.434
развитие методики ведомственного контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях
М.Н. ПРЫНЦЕВ,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов
E-mail: [email protected] Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Наблюдение за выполнением условий и требований законодательства получателями государственной помощи приобретает особую актуальность. Это определяет необходимость дальнейшего развития методических основ ведомственного контроля за целевым использованием государственной помощи в сельскохозяйственных организациях.
Целью статьи является развитие методики государственного ведомственного контроля за соблюдением требований, предъявляемых к получателям государственной помощи, а также за целевым использованием бюджетных средств, предоставляемых производителям аграрной продукции. Проанализированы научные подходы исследователей к определению контроля, сформулировано понятие «контроль за государственной помощью», рассмотрен процесс контроля, практическая реализация его приемов и методов.
Исследование развития методики ведомственного контроля за целевым использованием государственной помощи проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, сис-
тематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников, а также посредством приемов формальной, нормативной, встречной проверок, взаимного контроля, хронологического анализа.
Предложена методика государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств, а также соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления помощи. Определена последовательность действий контролера по выявлению признаков, указывающих на сомнительность операций целевого расходования средств государственной помощи, с учетом особенностей сельскохозяйственного производства, в том числе приобретения за счет бюджетных средств минеральных удобрений.
Сделан вывод о том, что нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на развитие сельскохозяйственного производства, негативно влияет на развитие как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, поэтому предоставление государственной помощи требует необходимого контроля.
Статья может служить практическим инструментом для государственных контрольно-ревизионных служб в ходе проведения документальных выездных проверок соблюдения условий и требований получения бюджетных средств, а также средством аудита в системе внутреннего контроля сельскохозяйственных предприятий на предмет выполнения требований законодательных и нормативных документов.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственный контроль, первичная учетная документация, сельскохозяйственное предприятие, получатель бюджетных средств
Актуальность и значимость государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств отмечается как в зарубежных странах, так и в России. В рамках Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. была принята Лимская декларация руководящих принципов контроля, которая определяет контроль как неотъемлемую часть регулирования, целью которого является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушения принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на этой стадии, а также в отдельных случаях - привлечение виновных к ответственности, получение компенсации за убытки, принятие корректирующих мер, направленных на предотвращение этих нарушений в будущем.
В документе отмечается, что упорядоченное и эффективное использование государственных средств является одной из важнейших предпосылок для надлежащего управления государственными финансами и эффективности принимаемых решений ответственных органов власти1.
Ранее автор рассматривал вопросы государственной помощи, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках действующей госпрограммы. Так, проанализировано влияние государственной помощи на инновационное развитие сельскохозяйственного производства, определено значение бюджетных средств в условиях членства во Всемирной торговой организации. В результате сделан вывод о необходимости развития системы государственной
1 Лимская декларация руководящих принципов контроля. URL: http://www.eurosai.org.
поддержки сельского хозяйства, что оказывает влияние на укрепление значимой связи «наука -сельское хозяйство» [13].
Сравнительный анализ позволяет говорить, что порядок отражения в учете и отчетности средств государственной помощи, оказываемой сельскому хозяйству, согласно требованиям Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Это подтверждает актуальность специфики отражения той или иной информации в бухгалтерской отчетности, которая является основой информационного обеспечения контроля [15].
В ходе анализа влияния государственной помощи на соблюдение принципа непрерывности и финансовые результаты сельскохозяйственных организаций была определена существенность такого влияния, что может стать определяющим в выражении мнения аудитора [14].
Проведенные исследования дают основания говорить о необходимости дальнейшего развития методики государственного контроля за соблюдением условий и требований законодательства, а также за целевым использованием бюджетных средств.
Президент РФ неоднократно отмечал, что необходим самый жесткий контроль за расходованием бюджетных средств2. С этой целью В.В. Путин поручил разработать систему действенного контроля за использованием средств, указывая, что она должна усилить ответственность исполнителей за целевое расходование денег3.
Контроль за государственной помощью, оказываемой сельскому хозяйству, направлен на соблюдение условий и требований законодательства и целевого использования бюджетных средств, что обеспечивает высокую эффективность и достижение планируемого результата государственных инвестиций.
Вопросы контроля и развития методики, в том числе целевого использования бюджетных средств, рассматривались такими авторами, как
2 URL: http://www.kp.ru/daily/25779/2762735.
3 URL: http://vpk.name/news/122612_putin_poruchil_ obespechit_kontrol_za_rashodovaniem_kazhdogo_rublya_po_ gosoboronzakazu.html.
Н.Г. Белов [1], Н.Т. Белуха [2], Н.Д. Бровкина [3], М.Ф. Бычков [4], А.Г. Волков, Е.Н. Чернышева [5], С.П. Голубятников, С.С. Воронов, Е.С. Леха-нова, А.Н. Мамкин [6], А.О. Кожанова [7], С.Р. Концевая, В.А. Карасев, Н.К. Костенкова [8], ТА. Корнеева [9], Т.С. Маслова, Е.А. Мизи-ковский [11], М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин [12], Л.В. Рыбникова [16], Д.Ю. Са-мыгин [17], В.А. Тимченко [18], М.Я. Штейнман [20] и др. На основании их трудов автор сформулировал понятие «контроль за государственной помощью», предложил методику проверки целевого использования бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде государственной помощи (субсидии, бюджетные кредиты и т.д.).
Контроль за государственной помощью, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям, по мнению автора, представляет собой систему мероприятий и действий, проводимых со стороны государства и (или) хозяйствующего субъекта с целью выполнения условий, требований получения и целевого расходования бюджетных средств, а также соблюдения интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными органами государственного контроля в России являются:
- Счетная палата РФ;
- Главное контрольное управление Президента РФ;
- Министерство экономического развития и торговли РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная налоговая служба и т.п.
Счетная палата РФ является высшим органом
государственного финансового контроля [1, с. 38]. Д.А. Медведев неоднократно отмечал, что первостепенная задача в работе этого учреждения - контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе и социальных расходов государства4 . Потенциал Счетной палаты РФ как крупной аудиторской государственной структуры может быть использован и на международном уровне5 .
Основными органами государственного контроля в зарубежных странах являются:
4 URL: http://www.kremlin.ru/news/6651.
5 Там же.
в США - Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; в Великобритании - Национальное контрольно-ревизионное управление; в Канаде - Ведомство Генерального ревизора; в Швеции - Национальное ревизионное бюро;
в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии - Счетные палаты при бундестаге и парламенте; в Индии - парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий [7].
Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. Так, Главное контрольное управление Конгресса США постоянно контролирует выполнение правительственных программ в сфере науки и техники, энергетики, освоения космоса, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, транспорта. При этом проверяют законность, целесообразность и эффективность затрат.
Федеральная счетная палата ФРГ контролирует все федеральные и частные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия при пятидесятипроцентном участии затрат государства, а также все остальные организации и ведомства, если они распоряжаются государственными средствами.
Такой же порядок контроля установлен и в Финляндии.
Счетная палата Австрии уполномочена проверять не только государственное хозяйство федерации, но и финансовую деятельность, связанную с благотворительными и другими фондами и учреждениями, управление которыми осуществляется органами федерации [2].
Одной из причин предоставления бюджетных средств сельхозпроизводителям является обеспечение продовольственной безопасности страны в целом, в связи с чем необходимо контролировать и целевое использование государственной помощи. Процесс контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления определен автором на рис. 1.
Рис. 1. Процесс контроля за соблюдением условий, целей и порядка получения субсидий
Наиболее распространенной формой ведомственного контроля является проверка документов, наличие которых обязательно для получения государственной помощи. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, первичным учетным документам получателя субсидий, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Так, документами для получения бюджетных средств, предусмотренных на компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, являются отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, расчеты субсидий, которые предусмотрены нормативными документами, первичные документы, подтверждающие целевое использование средств, например товарные, транспортные накладные и т.д.
В процессе проверки рассматриваются и иные документы, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа. Если содержание полученных
сведений вызывает обоснованные сомнения либо возникают противоречия, или эти сведения не достаточны для проведения всесторонней проверки, может быть назначена выездная проверка сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Результатом проверки является выявление соблюдения или несоблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, т.е. подтверждение документального состояния дел фактическому.
Контролер должен понимать, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок6.
Поэтому основным источником информации при проведении как документальной, так и выез-
6 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
дной проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, показатели которой отражают результаты деятельности предприятия, а также первичные и сводные документы.
Любая хозяйственная операция, в том числе противоправная, совершенная юридическим лицом, при соблюдении требований к ведению бухгалтерского учета с неизбежностью будет оформлена документом, т.е. полностью письменным свидетельством [19, с. 12]. Следовательно, напрашивается вывод: документальная проверка позволяет проверить наличие всех первичных документов, которые подтверждают целевое использование бюджетных средств и выполнение необходимых условий.
По мнению автора, при документальной проверке первичных документов контролерам следует обратить особое внимание на соответствие документов требованиям законодательства и наличие всех необходимых реквизитов. Это делается посредством формальной проверки, т.е. анализа соблюдения установленной формы документа и детального изучения образующих его реквизитов [6, с. 67].
К обязательным реквизитам первичного документа относятся:
• наименование и дата составления документа;
• наименование экономического субъекта, составившего документ;
• содержание операции;
• величина натурального и (или) денежного измерения хозяйственной операции с указанием единиц измерения, подписи ответственных лиц7.
Так, предоставление в качестве подтверждения целевого использования бюджетных средств товарных накладных на приобретение сельхозпроизводителем горюче-смазочных материалов от одного и того же поставщика, но с нарушением хронологии нумерации накладных или отсутствие заполненных данных по грузоотправителю, а также подписей одного или нескольких ответственных или уполномоченных лиц, несоответствие формы документа может вызвать сомнения в подлинности этих документов. С.П. Голубятников, С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин отме-
7 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с
чают, что несоблюдение формы документа наряду с небрежностью в учете может быть вызвано результатами противоправных действий [6, с. 67]. Между тем отсутствие одного из реквизитов не всегда указывает на подлог документов или иные противоправные действия. Такие обстоятельства могут возникнуть, например, в результате невнимательности ответственного лица.
При выездной проверке соблюдения сельхозпроизводителем условий получения субсидии в виде компенсации части процентной ставки по кредитам контролеру необходимо проверить:
- соблюдение обязательных условий и требований получения субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам;
- документальное сопровождение операций по получению кредита и отражению на счетах бухгалтерского учета;
- цели получения кредита и документальное подтверждение целевого расходования заемных средств;
- целесообразность привлечения кредитных средств;
- полноту и своевременность отражения операций в бухгалтерском учете;
- полноту учета поступивших материальных ценностей, внеоборотных активов, на приобретение которых привлекались кредитные средства.
В ходе проверки целевого использования бюджетных средств, предоставленных в виде бюджетных кредитов или компенсации части процентной ставки по кредитам, контролер изучает кредитные договоры, в которых должны быть четко определены цели предоставления средств.
На практике наиболее распространенной формулировкой цели кредитных средств со стороны коммерческого банка является пополнение оборотных средств. В такой ситуации банк не заинтересован в контроле за расходованием средств. Между тем субсидии на компенсацию части процентной ставки по кредитам сельскохозяйственным производителям предоставляются на четко определенные цели. Так, направления использования денежных средств по субсидируемым кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до одного года, могут быть следующими8:
01.01.2014).
8 Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
44 (338) - 2014-
- приобретение горюче-смазочных материалов; средств защиты растений; минеральных удобрений; семян (кроме элитных); электроэнергии, используемой для орошения; запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования; грузовых автомобилей и тракторов; материалов, используемых для капельных систем орошения;
- приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, кормов и ветеринарных препаратов;
- уплата страховых взносов при страховании сельскохозяйственных продукции и животных;
Автор считает, что определение цели привлечения кредитных средств контролеру позволит уточнить перечень операций, которые должны быть отражены на соответствующих счетах учета, регистры бухгалтерского и налогового учета и документальное оформление этих операций, являющееся подтверждением совершения самих операций, а следовательно, целевого использования бюджетных средств.
Поскольку бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации9, все документирование финансово-хозяйственной деятельности осуществляется сплошным методом, и контролер понимает, что документов, которые не нашли своего отражения на счетах бухгалтерского учета, не должно быть. Между тем при проведении выездной проверки возможны ситуации, когда в учете имеют место:
- операции, которые не имеют документального подтверждения;
- документы, которые не соответствуют реальным хозяйственным операциям.
По мнению автора, особое доказательное значение в таких случаях имеет нарушение взаимной связи между двумя видами бухгалтерских документов: сводными бухгалтерскими документами,
на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460.
9 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
-44 (338)
составленными на основе совокупности первичных документов, и непосредственно первичными документами. Примером сводного документа могут служить отчеты материально ответственных лиц с приложением первичных документов (отчет кассира с приложением кассовых документов, отчет кладовщика с приложением требований -накладных и т.д.).
Нарушением такой взаимосвязи может являться отсутствие первичного документа, включенного в состав сводного документа, составленного материально ответственным лицом, или, наоборот, наличие первичного документа, не включенного в сводный документ. С.П. Голубятникова, С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин такое нарушение определяют как признак противоправных действий, маскируемых отражением в учете фиктивных бухгалтерских документов [6, с. 43].
Рассматривая подобные нарушения взаимосвязи первичного и сводного документов при проверке целевого использования бюджетных средств, например направленных на компенсацию части процентной ставки по кредиту, полученному на приобретение минеральных удобрений, можно выявить противоречия, которые ставят под сомнение реальность произведенной покупки.
Следует отметить, что контролер должен рассматривать совокупность операций, каждая из которых предполагает составление соответствующих документов, т.е. проанализировать реальность операций с помощью метода взаимного контроля документов. Метод сопоставления самых различных документов, прямо или косвенно отражающих проведенную операцию, представляет собой метод взаимного контроля [7, с. 76].
Практическая реализация и действенность указанного метода рассмотрена автором на конкретном примере. Установив, что доставка минеральных удобрений, приобретаемых за счет бюджетных средств, проводилась транспортом покупателя, контролер должен проверить путевые листы водителя, сравнить данные об автомобиле (наименование, марку, государственный номер) с данными, указанными в транспортной накладной, сравнить вес и наименование перевозимого груза, включая данные товарной накладной. Допустим, информация о водителе и марке автомобиля, на котором производилась перевозка, в путевом листе
- 2014-
ID О
S
О
É л
о х о
со ^
&
й H о
S -
»У £
■-J
S 0-
не соответствует реквизитам транспортной накладной (рис. 2, з).
В рассмотренном примере перевозку минеральных удобрений, по данным путевого листа, осуществлял Петров Геннадий Владимирович на автомобиле ГАЗ-3307 с государственным номером А153АВ, тогда как согласно транспортной накладной этот груз доставлял на автомобиле КАМАЗ-6520 Сергеев Иван Николаевич. Это явное противоречие взаимосвязанных документов.
При сопоставлении этих данных с товарной накладной поставщика выявлено, что фактически перевозилось 10 т минеральных удобрений, такой же вес указан в транспортной накладной, но это противоречит данным путевого листа, в котором вес груза составляет 3,5 т (рис. 4).
Таким образом, расхождения взаимосвязанных документов, выявленные в ходе проверки операций по приобретению минеральных удобрений, вызывают сомнения в реальности таких операций. Действенность метода взаимного контроля в данном случае обеспечивается еще и тем, что товарная и транспортная накладные составлены поставщиком минеральных удобрений, а путевой лист - водителем организации-покупателя.
С помощью взаимного контроля устанавливаются самые различные отклонения. Если минеральные удоб-
При: о жянвб № 4
г Пр=шо:= ;[ г^^ео мж: гружя: зетозгоБнпнныы транспортом
Форма
ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ
Транспортная накладная Заказ(заявка)
Экземпляр V Дата №
1. Грузоотправитель (грузовладелец) 2. Грузополучатель
(фи^и^ис. ии: и—i ямн тчл&фоэ! - tzje фгптагзюоо ¿Чз&зкнотмэаоо .zaqijj ОАО "Минерал", Чуваш екая Республика, г.ЧеЗоксары, пр.Тракторостронтелен,д.10 raijt. ~ïj. ir»: и—1 ээм» гедефоэ! - rjeje ф^птгзюоо .34 г. ООО «Сельхо», г.Н.Новтород. ул.Полевал, д. 10
(поз» szisímosz^ÍÍL im: зизтг ээм» гмвфоэ! - рос ютагэтяхооо ^qfl) зомм гмефоэ! - rzje нтаня^мге ^qi}
3. Нэшкшшэнве груза
■Минеральные удобрения
{ iii|ijiwwiii вишмшовшп» зруза (вся озггаызс грузов - в соответствии с ДОЛОГ), «го уу—ояа» а пруты змосотак« аэфоркцня о тру» )
п/э мешки по 50 кг
(хосютество зруаовых икт. кархароскг- саг тары а способ упвховЕв)
(ШССВ ЭвСТО (брутто) Грузовш 1»— Е ХШКГрВШШХ. ptZKöpCä (ЫЕОТЯ. ЗПарВЕ ОТЪв« ТруЗО EJjtfíS ъ» ¿илрп)
! 10 тонн
{в сздучад 3*pasozK3 одгдосо зрузв™ 5|юраёУ'тиЁ":зо ымуму одвёдй iy веществу;
В путевом листе вес 3,5 тонны
материку ней яздешя» s :оотвегстваа с пунгтом 5.4.1 ДОПОГ)
Рис. З. Фрагмент транспортной накладной
«
о к ч а
л
I
«
о
К &
х о н
»у £
■-J
s 0.
рения доставлялись из другого города, следует проверить наличие чеков оплаты заправки автомобиля, где фиксируется информация не только о виде, количестве топлива и времени, но и о месте нахождения заправочной станции.
К примеру, может быть выявлено, что водитель, который доставлял минеральные удобрения (его реквизиты указаны в транспортной накладной, а в путевом листе грузового автомобиля указан соответствующий рейс) заправки в тот день вообще не производил (отсутствие чеков), либо заправка была, но в другом направлении. Следовательно, возникает сомнение в реальности поставки минеральных удобрений. Другими словами, контролер должен логически выстраивать цепочку возможных событий, которые могут даже косвенно выявить те или иные расхождения.
Подобную позицию выражает и В.А Тимченко: «Все хозяйственные операции любого юридического лица взаимосвязаны между собой, и эта связь отражается в документах первичного учета» [19, с. 13].
Эффективное применение метода взаимного контроля предполагает анализ всей цепочки взаимосвязанных документов для выбора такого его звена, которое, как правило, нельзя фальсифицировать [6, с. 77]. Автор разделяет данную точку зрения, что и получило свое подтверждение. Причем сопоставляться могут документы одной или нескольких организаций.
Продолжая анализировать реальность поставки минеральных удобрений, по мнению автора, контролер должен сосредоточить внимание на информации о принятии соответствующего количества минеральных удобрений на склад.
Так, в товарной накладной сделана отметка материально ответственным лицом о соответствии минеральных удобрений объему и качеству, проставлены соответствующие подпись и дата приемки товара - 30 октября 2014 г. Контролер, зная правила и сроки проведения инвентаризации, может сверить данные инвентаризационной описи с данными учета соответствующего количества минеральных удобрений.
Например, в ходе проверки может выясниться, что в инвентаризационной описи по состоянию на 31 октября 2014 г. минеральные удобрения не числятся. Документы, отражающие их перемеще-
ние или списание, отсутствуют, следовательно, возникают противоречия первичных документов и данных инвентаризационной описи.
В подобной ситуации контролеру следует прибегнуть к нескольким способам проверки реальности поставки минеральных удобрений:
- проверка соблюдения правил документооборота;
- проведение встречных проверок с контрагентом.
Обычно нарушения порядка документооборота допускаются для сокращения объема документальных несоответствий, возникающих в результате противоправных деяний [6, с. 38].
Аналогичную позицию выражает Н.Г. Белов, определяя, что наличие графика документооборота является важнейшим документом, который позволяет установить отклонения в движении документов, определить причины отклонений. Следует тщательно проверить такие документы на предмет их достоверности и полноты отражения операций на счетах бухгалтерского учета [1, с. 359].
Отклонение от установленных в организации правил документооборота может быть следствием подлога документов. Если поставщиком предъявлен счет-фактура, важно проверить включение документа в книгу покупок, которая является сводным документом налогового учета за отчетный период и содержит в себе информацию по счет-фактурам поставщиков в хронологическом порядке с указанием даты принятия, суммы и др. реквизитов.
В ходе такой проверки может быть обнаружено, что счет-фактура не учтен в регистре за октябрь отчетного года, следовательно, на момент формирования налогового регистра документ в учете не значился и поставок минеральных удобрений не производилось, что еще раз указывает на подлог документов (рис. 5).
Из рассмотрения рис. 5 следует, что документальное оформление операций по складскому хозяйству точно соответствует фактическому состоянию дел, что подтверждают первичные и подготовленные на их основе сводные документы, которые в дальнейшем передаются в бухгалтерию. Там при обработке документов возникают товарные накладные на поступление
Рис. 5. Нарушение документооборота и влияние на фактическое и документальное соответствие операций
материалов (минеральные удобрения, семена, горюче-смазочные материалы и т.д.) от фиктивных организаций, содержание операций которых учитывается при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности вопреки тому, что в документах кладовщиков и заведующих складами такие документы не находят своего отражения, что является нарушением правил документооборота в организации.
Таким образом, приходим к выводу, что возникают явные расхождения документального оформления операций по поступлению материалов и фактического их наличия, вызывающие сомнения в реальности совершенных операций.
Поскольку документы на большинство операций оформляются в двух и более экземплярах, то при дальнейшем анализе реальности операций действенным считается проведение встречной проверки: документы можно сопоставить, выявить факт участия фиктивной организации.
Под встречной проверкой понимают сопоставление разных экземпляров одного и того же документа [6, с. 74]. Контролер может направить письменный запрос в адрес поставщика о предоставлении копий конкретных документов (накладных, договоров на поставку и пр.).
В ходе сверки документов, полученных при встречной проверке, могут быть выявлены ситуации, когда:
- в другой организации отсутствует второй экземпляр документов;
- содержание документов или их реквизиты имеют значительные расхождения.
В этой связи С.П. Голубятников, С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин выделяют доброкачественные и недоброкачественные документы [6, с. 43, 44]. По мнению этих исследователей, «доброкачественным» признается документ, составленный по установленной форме с указанием всех необходимых реквизитов, отражающий законную по своему содержанию и в действительности выполненную хозяйственную
операцию. Такие документы могут быть использованы при доказывании в качестве письменных доказательств.
В рассматриваемом примере «доброкачественными» документами являются товарная и транспортная накладные поставщика, которые подтверждают факт совершения операции вопреки данным путевого листа водителя.
«Недоброкачественными» считаются:
- неправильно оформленные документы;
- документы, отражающие незаконные по своему содержанию операции;
- документы, не соответствующие по своему содержанию реально выполненным хозяйственным операциям.
В совокупности используемые приемы и методы, описанные автором, выявили ряд факторов, которые дают основания полагать, что произведен подлог документов, т.е. возникли сомнения в реальности совершения операции, для оплаты которых привлечены кредитные средства, субсидируемые из государственного бюджета. К таким факторам можно отнести:
- нарушение требований к оформлению первичных документов (использование бланков неустановленной формы, отсутствие в документе обязательных реквизитов, наличие ненадлежащих реквизитов и т.д.). Выявляется посредством приема формальной проверки документов;
- нарушение хронологии нумерации первичных документов;
- несоответствие реквизитов или содержания операций взаимосвязанных документов в процессе сопоставления. Посредством взаимного контроля автором выявлены расхождения одних и тех же реквизитов в путевом листе, товарной и транспортной накладных;
- отклонения от соблюдения правил документооборота, представленные на рис. 5.
Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств, выделяемых в рамках оказания государственной помощи агропро -мышленным предприятиям и нацеленных на развитие сельскохозяйственного производства и укрепление продовольственной безопасности страны, крайне негативно влияет на эффективность развития как отдельного предприятия, так и отрасли в целом.
Список литературы
1. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 392 с.
2. Белуха Н.Т. Аудит: учебник. Киевская областная организация общества «Знания» Украины, 2000. 769 с.
3. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: учеб. пособие / под. ред. М.В. Мельник М.: Магистр, 2007. 382 с.
4.БычковМ.Ф., БалашоваН.Н., АлборовР.А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2013.№ 7. С. 36-38.
5. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. Контроль и ревизия: учеб. пособие. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2011. 224 с.
6. Голубятников С.П., С.С. Воронов, Е.С. Леханова, А.Н. Мамкин. Судебная бухгалтерия: курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. 354 с.
7. КожановаА.О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 225-227.
8. Концевая С.Р., Карасев В.А., Костенкова Н.К. Развитие внутреннего контроля в системе управления сельскохозяйственным производством // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 2. С.42-50.
9. Корнеева Т.А. Мельник М.В. и др. Контроль и ревизия в схемах и таблицах: учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2011. 352 с.
10. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 29. С.29-43.
11. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных организациях / под ред. Е.А. Мизиковс-кого. М.: Магистр, Инфра-М, 2011. 336 с.
12.МельникМ.В.,ПантелеевА.С., ЗвездинА.Л. Ревизия и контроль: учеб. пособие. 2-е изд. М.: КноРус, 2006. 520 с.
13. Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Анализ влияния государственной помощи на инновации в сельском хозяйстве. URL: http://www.rusnauka. com/6_PNI_2014/Economics/12_160437.doc.htm.
14. Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Анализ
влияния государственной помощи на непрерывность и финансовые результаты сельскохозяйственной организации // Международный бухгалтерский учет. № 30. 2014. С. 11-25.
15. Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Формирование в учете и отчетности информации о государственной помощи по российским и международным стандартам // Экономический анализ: теория и практика. № 22. 2014. С. 23-32.
16 . Рыбникова Л.В. Совершенствование системы внутреннего контроля организаций АПК с вступлением России в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 12. С. 59-62.
17 . Самыгин Д.Ю. Бухгалтерский учет бюджетных средств в сельском хозяйстве, контроль
эффективности их использования // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 38. С. 18-23.
18 . Тимченко В.А. Бухгалтерские документы и записи при раскрытии преступлений в сельскохозяйственном производстве. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999. 60 с.
19 . Тимченко В.А. Криминалистическая диагностика преступлений по данным бухгалтерской информации: монография. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2000. 238 с.
20. Штейнман М.Я., Важов А.Я., Церлев-ская Е. С. Бухгалтерский учет, финансы и контроль на сельскохозяйственных предприятиях. М.: Аг-ропромиздат, 1988. 413 с.
International accounting Problems. Views. Solutions
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
DEVELOPING THE METHODOLOGY OF DEPARTMENTAL CONTROL OVER STATE ASSISTANCE IN AGRICULTURAL ENTERPRISES
Maksim N. PRYNTSEV
Abstract
Subject The control over targeted use of budgetary funds and fulfillment of conditions and requirements of legislation by the State assistance recipients becomes particularly relevant. It necessitates further development of methodological basis of department control over targeted use of State assistance in agricultural enterprises
Objectives The aim of this scientific article is to develop methods of State departmental control over compliance with the requirements set up for the recipients of State assistance and targeted use of budgetary funds provided to agricultural firms I analyzed scientific approaches to the definition of control, defined the concept of control over State assistance, considered the process of control and practical realization of its methods . Methods I have studied ofthe methods of departmental control over targeted use of State assistance using general scientific methods, such as comparison, systematization and generalization of information of normative documents and scientific sources, as well
as formal, normative and counter checks, mutual control, and chronological analysis. Results I have offered the methodology of State control over targeted use of budget funds, and compliance of a subsidy recipient with the conditions, aims and procedures of subsidy issuance. I identified the sequence of the auditor's actions to reveal the signs indicating to any doubt regarding the targeted use of State funds, taking into account the specifics of agricultural firm, including the purchase of mineral fertilizers at the expense of budget funds. Conclusions and Relevance I conclude that improper use of State funds allocated to the development of agricultural production has a negative impact on the development of both an individual enterprise and the entire industry. Therefore, the State assistance requires certain control . The material of the scientific article can serve as a practical instrument for State audit and revision services during on-site and offsite inspections of compliance with conditions and requirements of budget funds granting, as well as the compliance audit within the system of internal
control of farms with respect to compliance with laws and regulations
Keywords: budget financing, State control, primary accounting documentation, agricultural enterprise, recipient, budget funds
References
1. Belov N.G. Kontrol' i reviziya v sel'skom khozyaistve: uchebnik [Control and audit in agriculture: a textbook]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 392 p.
2. Belukha N.T. Audit: uchebnik [Audut: a textbook]. Kiev, Kiev regional organization of Science society of Ukraine Publ., 2000, 769 p .
3. Brovkina N.D. Osnovyfinansovogo kontrolya: ucheb. posobie [Bases of financial control: a manual]. Moscow, Magistr Publ., 2001, 382 p.
4. Bychkov M.F., Balashova N.N., Alborov R.A. Organizatsionno-metodicheskie osnovy vnu-trennego kontrolya deyatel'nosti predpriyatii APK [Organizational and methodological bases of internal control of AIC enterprises' operations]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy ofagricultural and processing enterprises, 2013, no. 7, pp. 36-38.
5. Volkov A.G., Chernysheva E.N. Kontrol'i reviziya: ucheb. posobie [Control and audit: a manual]. Moscow, Publishing center of Eurasian Open Institute Publ., 2011, 224 p.
6. Golubyatnikov S.P., Voronov S.S., Lekhanova E.S., Mamkin A.N. Sudebnaya bukhgalteriya: kurs lektsii [Court bookkeeping: lectures]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of Interior Ministry of Russia Publ., 2013, 354 p.
7. Kozhanova A.O. Sistema gosudarstvennogo finansovogo kontrolya za rubezhom [The system of State financial control abroad]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 4, pp. 225-227.
8. Kontsevaya S.R., Karasev V.A., Kostenkova N.K. Razvitie vnutrennego kontrolya v sisteme up-ravleniya sel'skokhozyaistvennym proizvodstvom [Development of internal control in the system of agricultural production management]. Mezhdunarod-nyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 29, pp. 42-50.
9. Korneeva T.A., Mel'nik M.V. e.a. Kontrol' i reviziya v skhemakh i tablitsakh: ucheb. posobie
[Control and audit in schemes and tables: a manual]. Moscow, EKSMO Publ., 2011, 352 p.
10. Kotlyachkov O.V., Fazul'yanova Z.Z. Ne-obkhodimost' organizatsii vnutrennego kontrolya [The necessity of internal control organization]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 29, pp. 29-43.
11. Maslova T.S. Kontrol'i reviziya v byudzhet-nykh organizatsiyakh [Control and revision in budget organizations]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2011, 336 p.
12. Mel'nik M.V., Panteleev A.S., Zvezdin A.L. Reviziya i kontrol': ucheb. posobie [Audit and control: a manual]. Moscow, KnoRus Publ., 2006, 520 p.
13. Pryntsev M.N., Kozmenkova S.V. Analiz vliyaniya gosudarstvennoi pomoshchi na innovatsii v sel 'skom khozyaistve [Analysis of State assistance influence on innovations in agriculture]. Available at: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Econom-ics/12_160437.doc.htm. (In Russ.)
14. Pryntsev M.N., Kozmenkova S.V. Analiz vliyaniya gosudarstvennoi pomoshchi na neprery-vnost' i finansovye rezul'taty sel'skokhozyaistvennoi organizatsii [Analysis of influence of State assistance on going concern and financial results of an agricultural organization]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 30, pp.11-25.
15. Pryntsev M.N., Kozmenkova S.V. Formirov-anie v uchete i otchetnosti informatsii o gosudarst-vennoi pomoshchi po rossiiskim i mezhdunarodnym standartam [Generating information in accounting and reporting system about State assistance under Russian and international standards]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 22, pp. 23-32.
16. Rybnikova L.V. Sovershenstvovanie sistemy vnutrennego kontrolya organizatsii APK s vstuple-niem Rossii v VTO [Improvement of the internal control system of AIC organizations after Russia's accession to the WTO]. Bukhuchet v sel'skom khozyaistve = Accounting in agriculture, 2012, no. 12, pp.59-62
17. Samygin D.Yu. Bukhgalterskii uchet by-udzhetnykh sredstv v sel'skom khozyaistve, kontrol' effektivnosti ikh ispol'zovaniya [Accounting for budget funds in agriculture, control of efficiency of
their use]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2011, no. 38, pp. 18-23.
18. Timchenko V.A. Bukhgalterskie doku-menty i zapisi pri raskrytii prestuplenii v sel 'skokho-zyaistvennom proizvodstve [Accounting documents and records in the event of crime disclosure in agriculture]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Law Institute of Interior Ministry of Russia Publ., 1999, 60 p.
19. Timchenko V.A. Kriminalisticheskaya di-agnostika prestuplenii po dannym bukhgalterskoi informatsii: monografiya [Forensic research of crimes based on according information: a monograph].
N. Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of Interior Ministry of Russia Publ., 2000, 238 p.
20. Shteinman M.Ya., Vazhov A.Ya., Tser-levskaya E . S . Bukhgalterskii uchet, finansy i kontrol' na sel'skokhozyaistvennykh predpriyatiyakh [Accounting, finance and control at agricultural enterprises]. Moscow, Agropromizdat Publ., 1988, 413 p.
Maksim N. PRYNTSEV
Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod, Russian Federation pryntsev@mail . ru