Научная статья на тему 'Развитие методики оценки эффективности региональной исполнительной власти'

Развитие методики оценки эффективности региональной исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / REGIONAL POWER / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / STRATEGIC PLAN / ЛОКАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / LOCAL STRATEGIC ECONOMIC COMPLEX / МЕТОДИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / THE METHODOLOGY OF ECONOMIC STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илышева Н. Н., Баженов О. В., Богатырев Х. М.

Требование к объективной оценке региональной исполнительной власти обоснованы, с одной стороны, укреплением вертикали власти на территории РФ, с другой стороны повышенным требованием к уровню социальной ответственности глав регионов и их администраций. В этой связи необходима объективная интегрированная методика оценки эффективности региональной политики. Развитие методики оценки региональной исполнительной власти, представленное авторами, призвано сформировать оценку эффективности политики, проводимой исполнительной властью субъектов РФ. Результаты, полученные вследствие проведенных мероприятий, призваны детерминировать территории, требующие корректировки в деятельности региональных и местных властей и выступить основой для формирования корректирующих управленческих мероприятий (повышение эффективности расходной части бюджета, привлечение дополнительных внешних и внутренних инвестиций, выявление и использование внутрирегиональных резервов улучшения показателей). В данной публикации выявлены дополнительные направления развития методики оценки эффективности региональной исполнительной власти, основанные на применении стратегии развития в качестве основного информационного источника для формирования экономических показателей, отражающих эффективность региональной исполнительной власти. При этом предложенные показатели экономической эффективности характеризуют оценку степени исполнения запланированных показателей выполнения стратегических программ и мероприятий в локальном стратегическом экономическом комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илышева Н. Н., Баженов О. В., Богатырев Х. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional executive authority’s efficiency evaluation method

Requirement to objective evaluation of regional executive authority is substantiated by strengthening of top-down operation on the territory of RF and higher requirements to social responsibility of regional heads and their administrations. That is why it is necessary to invent objective integrated method of regional policy’s efficiency evaluation. The development of regional executive evaluation method presented by the authors is created to form policy’s efficiency estimation, carried out by executive authority of Russian Federation’s subjects. The results can determine territories which require corrections in activity of regional and local authorities and can be a basis for corrective management events’ formation (increase of budget’s expenditure part efficiency, attraction of additional internal and external investment, exposure and use of internal-regional reserves of indices improvement). This publication exposes the additional development ways of regional executive authority’s efficiency evaluation methods, based on application of development strategy as a main information source for economic indices formation which reflects the efficiency. Meanwhile the suggested indices of economic efficiency characterize evaluation of strategic programs execution stages and events in local strategic economic complex.

Текст научной работы на тему «Развитие методики оценки эффективности региональной исполнительной власти»

Н.Н. Илышева, доктор экон. наук, профессор,

зав. кафедрой учета, анализа и аудита,

О.В. Баженов, канд. экон. наук, доцент,

Х.М. Богатырев, магистрант,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Требование к объективной оценке региональной исполнительной власти обоснованы, с одной стороны, укреплением вертикали власти на территории РФ, с другой стороны — повышенным требованием к уровню социальной ответственности глав регионов и их администраций. В этой связи необходима объективная интегрированная методика оценки эффективности региональной политики. Развитие методики оценки региональной исполнительной власти, представленное авторами, призвано сформировать оценку эффективности политики, проводимой исполнительной властью субъектов РФ. Результаты, полученные вследствие проведенных мероприятий, призваны детерминировать территории, требующие корректировки в деятельности региональных и местных властей и выступить основой для формирования корректирующих управленческих мероприятий (повышение эффективности расходной части бюджета, привлечение дополнительных внешних и внутренних инвестиций, выявление и использование внутрирегиональных резервов улучшения показателей). В данной публикации выявлены дополнительные направления развития методики оценки эффективности региональной исполнительной власти, основанные на применении стратегии развития в качестве основного информационного источника для формирования экономических показателей, отражающих эффективность региональной исполнительной власти. При этом предложенные показатели экономической эффективности характеризуют оценку степени исполнения запланированных показателей выполнения стратегических программ и мероприятий в локальном стратегическом экономическом комплексе.

Ключевые слова: региональная власть, эффективность, стратегический план, локальный стратегический экономический комплекс, методика, экономическое состояние.

Вопрос оценки эффективности работы региональной исполнительной власти достаточно остро стоит в современных условиях развития Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставляет Президенту РФ достаточно широкие полномочия по смене региональной исполнительной власти. В этой связи требуется комплексная методика оценки эффективности принимаемых решений, позволяющая, с одной стороны, адекватно оценить результаты, достигнутые

исполнительной властью в соизмерении с затраченными на их реализацию ресурсами, с другой стороны — быть достаточно объективной, проверяемой и понятной для того, чтобы не вызвать общественный резонанс и социальную нестабильность на исследуемых территориях. При этом наиболее существенным направлением оценки эффективности деятельности региональной власти, по мнению авторов, является состояние экономики субъекта Российской Федерации. Именно полноценная реализация экономического потенциала позволяет обеспечить условия для повышения уровня и качества жизни населения.

Существует широкое разнообразие методик оценки эффективности региональных властей. Ряд методик предложены отдельными учеными-экономистами и используются для проведения независимой, в том числе общественной оценки. Кроме того, существует и официальная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработанная Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»1.

Рассмотрим некоторые методики более детально. Методика группы экспертов во главе с руководителем Фонда развития гражданского общества Константином Костиным, представляет собой интегральную рейтинговую оценку эффективности деятельности губернаторов и построена на основе оценки деятельности региональной власти по следующим направле-ниям2:

♦ экономическое положение региона;

♦ оценка региона со стороны местных и федеральных средств массовой информации;

♦ мнения экспертного сообщества;

♦ анализ денежных доходов и денежных расходов населения региона.

При этом для целей оценки эффективности региональной исполнительной власти были сформированы четыре рейтинговые группы: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг», «рейтинг ниже среднего».

Основой рейтинговой оценки послужила система показателей, распределенная на принципах общности построения, по шести тематическим модулям.

В основу первого модуля положены результаты, полученные Фондом «общественное мнение», в результате проведенных исследований, в результате которых было опрошено порядка 56,9 тысячи респондентов. Показатели формируются на основе ответов населения регионов, характеризующих удовлетворенность деятельностью исполнительной власти. Показатели первого модуля играют основную роль при определении рейтинга (максимально возможное количество баллов — 75 из 100).

Оставшиеся модули: второй, третий, четвертый, пятый и шестой — являются дополняющими основное исследование максимальным количеством баллов (5), в которое оцениваются показатели данных модулей.

Второй модуль построен на основе анализа данных о денежных доходах и расходах населения региона и их соотношении. Информационной базой для расчета и показателей, входящих в данный модуль стал доклад на тему: «Социально-экономическое положение России», составленный на основе статистических данных за исследуемый период.

Третий модуль показателей сформирован на основе анализа места региона в «Рейтинге социального самочувствия регионов России», сформированного фондом «Общественное мнение» во взаимодействии с Фондом «Развития гражданского общества».

Показатели четвертого модуля оценивают участие региональной исполнительной власти в развитии бизнеса на подконтрольной ей территории.

На основании показателей пятого модуля проводится оценка позитивной и негативной повестки в средствах массовой информации, относящейся к деятельности региональных властей. Информационной основой послужили данные индекса медиа-эффективности, подготовленные Нацио-

Требуется комплексная методика оценки эффективности принимаемых решений, позволяющая, с одной стороны, адекватно оценить результаты, достигнутые исполнительной властью в соизмерении с затраченными на их реализацию ресурсами, с другой стороны - быть достаточно объективной, проверяемой и понятной для того, чтобы не вызвать общественный резонанс и социальную нестабильность на исследуемых территориях.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Бальная оценка рейтинговых групп

№ п/п Наименование рейтинговой группы Количество рейтинговых баллов

1 Очень высокий рейтинг 76-100

2 Высокий рейтинг 65-75

3 Средний рейтинг 50-64

4 Рейтинг ниже среднего менее 50

нальной службой мониторинга в отношении конкретного главы региона.

Шестой модуль сформирован рядом ведущих экспертов на основе экспертной оценки эффективности региональной исполнительной власти3.

Соотношение суммарных рейтинговых баллов и рейтинговых групп см. в таблице.

Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработана Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Теоретико-методологическую основу данной методики составляет анализ системы показателей, характеризующих результаты деятельности региональных властей по следующим направлениям:

♦ уровень развития региональной экономики;

♦ относительное и абсолютное значение доходов населения;

♦ результаты проведения политики в области безопасности, образования, ЖКХ, здравоохранения, разрешения жилищных вопросов.

В качестве информационного базиса для расчета показателей берутся данные, озвученные в официальных докладах должностных лиц местного, регионального и федерального уровня, данные официальной статистики, ведомственная информация и результаты социологических опросов.

Основные группы показателей, используемых в рамках данной методики, представлены на рисунке 1.

Каждой группе, представленной на рисунке, соответствует конкретный набор показателей, то есть фактически рассчитанные

значения, которые принято анализировать в динамике за ряд лет. В ходе рассмотрения динамики показателей также целесообразно сравнить фактические значения со значениями, полученными в среднем по РФ, с нормативными значениями показателей, установленными нормативно -правовыми актами или закрепленными в стратегиях развития4.

Проведение анализа предполагает учет степени зависимости значения конкретного показателя от реализуемой политики органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кратко представив основные методики оценки эффективности региональной исполнительной власти, определим дополнительные экономические направления, которые могут быть учтены при проведении оценочных мероприятий по определению эффективности деятельности глав регионов и их администраций.

В современной практике управления как частными и унитарными компаниями, так и целыми отраслями, регионами и даже государством, широко применяется стратегическое планирование, представленное в стратегических планах развития (стратегиях развития). Так, для целей управления государством применяется концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Проект Федерального закона № 143912-6 «О осударственном стратегическом планировании»), для управления отраслями, например, стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, для управления федеральными государственными автономными учреждениями разработан и приме-

В современной практике управления как частными и унитарными компаниями, так и целыми

отраслями, регионами и даже государством, широко применяется стратегическое планирование, представленное в стратегических планах развития (стратегиях развития).

Группы показателей, входящих в систему, используемую для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

2.Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 3. Показатели, используемые для экспертной оценки

—>

ЗДОРОВЬЕ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность

деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 3.Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов

ОБРАЗОВАНИЕ (ОБЩЕЕ) 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2.Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов

ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ —> Федерации 2.Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов

КУЛЬТУРА, ФИЗИЧЕСКАЯ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской

КУЛЬТУРА И СПОРТ Федерации 2.Показатели, используемые для экспертной оценки

ЖИЛИЩНО- 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2. Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 3. Показатели, используемые для экспертной оценки и расчета неэффективных расходов

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ->

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ 2.Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

ЖИЛЬЯ ->

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1.Показатели, динамика роста которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

2.Показатели, динамика снижения которых отражает эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

Рис. 1. Группы показателей, входящих в систему, используемую для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ5

Концептуальные основы стратегического плана Аналитика

Термины и определения Миссия, цели, задачи

Концептуальные положения Анализ внутренней среды

Анализ внешней среды

Оценка рисков деятельности

Взаимодействие стратегического плана со стратегиями высшего порядка

Стратегические направления и программы Механизм реализации стратегического плана

Стратегические направления Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития

Целевые показатели достижения ориентиров развития с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям Календарный план реализации стратегии развития

Комплексная оценка потенциала развития

Центры ответственности

Лица, ответственные за пролонгацию и актуализацию

Рис. 2. Схематическое представление структуры стратегического плана

няется приказ Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет», по которому все федеральные государственные автономные учреждения обязаны разрабатывать и публиковать свои стратегические программы развития6.

При этом структура стратегических планов развития, независимо от предмета и масштабов объекта планирования, примерно следующая (рисунок 2).

Разберем структуру стратегического плана более детально.

В разделе «Концептуальные основы стратегического планирования» содержится информация, раскрывающая теоретические аспекты построения стратегического плана. В подразделе «Термины и определения» подробно раскрыт весь терминологический аппарат, применяемый при формировании стратегического плана. В данном подразделе должны быть не только представлены определения основных понятий, раскрывающих методику стратегического планирования, таких как стратегия, стратегический план, стратегическое развитие

и пр., но и даны определения максимально широкого круга специфических терминов, характеризующих особенности функционирования планируемой системы. Подобная широта и диверсификация терминологического аппарата позволит сделать стратегический план максимально понятным и доступным для широкого круга заинтересованных лиц. Подраздел «Концептуальные положения» раскрывает методологическую основу и методические приемы стратегического планирования, организационные, экономические и социальные факторы роста. Адаптация методологии и методов происходит посредством проведения соответствующих исследований в соответствующих структурных подразделениях либо корпоративных вузах, НИИ, либо в высших учебных заведениях при надлежащем научном руководстве ведущих профессоров7.

В разделе «Аналитика» находят место проводимые для целей стратегического планирования аналитические процедуры, результаты реализации которых являются базисом для определения и формулировки в дальнейшем стратегических направлений и стратегических программ. Подраздел «Миссия, цели, задачи» раскрывает инфор-

мацию о главном, целевом направлении деятельности — миссии, о целях, достижение которых позволит реализовать целевое направление, а так же о задачах, способствующих достижению поставленных целей. В подразделе «Анализ внутренней среды» проводится комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования и/или анализ внутренних условий осуществления его дея-тельности8.

В подразделе «Анализ внешней среды» анализируется внешняя среда с учетом ее дифференциации на внешнюю микро-, мезо- и макросреду. Анализ внешней среды может осуществляться посредством следующих приемов: PEST-анализа, SWOT-анализа, GAP-анализа, LOTS-анализа, PIMS-анализа, «профильного» анализа, анализа матрицы МсКгаеу и прочих процедур, позволяющих максимально описать влияние внешней среды9.

В подразделе «Оценка рисков деятельности» целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение. Для целей

формирования данного подраздела целесообразно подразделить риски следующим образом:

♦ отраслевые;

♦ страновые и региональные;

♦ политические и социальные;

♦ финансовые;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ валютные;

♦ правовые;

♦ прочие индивидуальные риски объекта исследования.

Данные, содержащиеся в подразделе «Взаимодействие стратегического плана со стратегиями высшего порядка» теоретически обосновывают сонаправленность стратегических целей и задач рассматриваемого объекта и направлений и программ стратегических планов (стратегий развитий) высшего порядка.

Необходимым условием стратегического развития объекта стратегического планирования является компланарность положений стратегического плана развития объекта со стратегиями развития высшего порядка.

В разделе 3 «Стратегические направления и программы» отражены и подробно описаны конкретные стратегические направления и стратегические программы, реализация которых позволит решить поставленные стратегические задачи и достичь цели. В подразделе «Стратегические направления»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

находят отражение конкретные стратегические направления, с полным обоснованием целесообразности их реализации. Стратегические направления должны быть полностью адаптированы под усло- =

вия внутренней и внешней среды хозяйствования рассматриваемого объекта и направлены на достижение конкретной стратегической цели либо ряда стратегических целей. В данном подразделе должна найти отражение следующая информация:

♦ целевой вектор = направления развития;

♦ основные задачи, выполнение которых предполагается в рамках целевого направления развития;

♦ стратегическое видение будущего;

♦ методы решения стратегических задач;

♦ ожидаемые результаты от реализации — описание основных хозяйственных явлений, возникновение которых предполагается после успешной реализации конкретного стратегического направления;

♦ основные стратегические программы в рамках данного направления.

Подраздел «Целевые показатели достижения ориентиров развития с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям» содержит информацию о планируемой динамике изменения результатов ключевых показателей эффективности и результативности с учетом аналитики по возможным сценариям развития.

При выборе ключевых показателей эффективности и результативности развития необходимо руководствоваться следующими принципами:

♦ показатели должны иметь существенное значение для всесторонней (комплексной) оценки эффективности и результативности деятельности;

♦ максимум полезной информации при минимуме показателей;

♦ финансовые коэффициенты должны отражать особенности функционирования объекта.

Комплексный (всесторонний)

анализ эффективности и результативности развития должен учитывать особенности функционирования объекта исследования как с позиции отбора показателей оценки эффективности и результативности, так и с позиции прогнозирования значения этих показателей.

Комплексный (всесторонний) анализ эффективности и результативности развития должен учитывать особенности функционирования объекта исследования как = с позиции отбора показателей оценки эффективности и результативности, так и с позиции прогнозирования значения этих показателей.

В подразделе «Стратегические программы» формулируются и обосновываются конкретные стратегические = программы, определенные в рамках стратегического направления. В данном подразделе кратко описываются положения стратегической программы, цель и основные ее задачи, предлагаются конкретные программные мероприятия, описываются ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий, а так же перечисляются стратегические проекты, сформированные в рамках данной програм-мы10.

В разделе «Механизм реализации стратегического плана» описываются основные организационно-административные процедуры реализации системы стратегического планирования и функционирования конкретного стратегического плана на конкретном объекте исследования с учетом его организационной и штатной специфики. В подразделе «Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития» рекомендуется особое внимание уделить финансовому обеспечению стратегии развития. Для этого целесообразно обеспечить увязку стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами объекта исследования в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей. Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, рекомендуется увязать с источниками финансирования (бюджетными и внебюджет-

ными). Во внебюджетных источниках рекомендуется указывать объемы кредитных и заемных средств.

Подраздел «Календарный план реализации стратегии развития» содержит информацию об основных положениях «дорожной карты» реализации стратегических направлений и программ с поквартальной детализацией. Более подробная детализация нецелесообразна из-за значительных сроков стратегического планирования (5 лет и более) и, как следствие, существенной неопределенности внешних и внутренних факторов развития конкретного объекта. В под- = разделе «Комплексная оценка потенциала» комплексно оценивается потенциал на основе системного анализа кадровых, финансовых и материальных ресурсов предприятия11.

Подраздел «Центры ответственности» содержит информацию об ответственных за реализацию конкретных стратегических направлений и программ (в основном это координационные, рабочие и экспертные группы, созданные из специалистов целевой направленности), а так же о порядке взаимодействия между центрами ответственности и руководством рассматриваемого объекта.

Таким образом, по мнению авторов, одним из наиболее значимых критериев оценки эффективности региональной исполнительной власти является достижение запланированных стратегических показателей по развитию предприятий и организаций, упомянутых в стратегических программах, направлениях и стратегических мероприятиях стратегий развития различного уровня, непосредственное влияние на которые оказывает политика региональных властей. Подобные предприятия и организации авторы посчитали целесообразным объединить в один термин — локальный стратегический экономический комплекс. При этом под локальным

Одним из наиболее значимых критериев оценки эффективности региональной исполнительной власти является достижение запланированных стратегических показателей по развитию предприятий и организаций, упомянутых в стратегических программа, направлениях и стратегических мероприятиях стратегий развития различного

уровня, непосредственное влияние на которые оказывает политика региональных властей.

стратегическим экономическим комплексом (ЛСЭК) будем понимать совокупность предприятий и организаций, развитие которых стратегически важно для региона их нахождения (достижение ключевых показателей развития подобных предприятий и организаций представлены в стратегических планах, мероприятиях и программах и зависит от проводимой региональными властями политики).

В этой связи группа ключевых показателей, отражающих степень выполнения запланированных показателей оценки выполнения стратегических программ и мероприятий в локальном стратегическом экономическом комплексе должна быть включена в общую сбалансированную систему, посредством которой оценивается эффективность региональной исполнительной власти.

Таким образом, в данной публикации были идентифицированы дополнительные экономические направления развития методики оценки эффективности региональной исполнительной власти. Методологической основой для формулировки путей развития стал обзор существующих методик оценки эффективности региональной исполнительной власти, получивших наибольшее распространение в РФ, и был выявлен факт недостаточного учета экономической составляющей региона для целей формирования интегрального суждения об эффективности политики, осуществляемой его руководством. В этой связи авторами была обоснована стратегия развития в качестве информационного источника для формулировки дополнительных экономических направлений анализа эффективности региональной исполнительной власти, в качестве которых предложено использовать характеристику степени исполнения запланированных показателей оценки выполнения стратегических программ и мероприятий в локальном стратегическом экономическом комплексе. ^

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций *

Литература

1. Баженов О.В. Медная промышленность как объект анализа. Сильные и слабые стороны отрасли на примере российских предприятий // Дискуссия. 2013. № 5-6. С. 56-61.

2. Губернаторов разделили по эффективности // Известия. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia. ru/news/564600 (дата обращения 11.11. 2014).

3. Там же.

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/93207/Сдата обращения 11.11. 2014)

5. Там же.

6. Баженов О.В. Методика определения рейтинга отрасли на основе балансовой модели внешней экономической среды // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7(36). С. 294-297.

7. Баженов О. В. Структура и содержание стратегического плана развития предприятий медной про-

мышленности // Российское предпринимательство. 2013. № 11(233). С. 74-84.

8. Шанчуров С.М., Баженов О.В. Финансовое состояние как объект стратегического анализа // Дискуссия. 2012. № 2. С. 92-98.

9. Баженов О.В. Учет влияния консолидированной внешней экономической среды для целей стратегического анализа промышленного предприятия // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 2. С. 10-14.

10. Илышева Н.Н., Каранина Е.В. Методологические аспекты формирования, оценки и совершенствования системы стратегического анализа и управления бизнес-рисками предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 11. С. 23-30.

11. Илышева Н.Н., Каранина Е.В. Стратегический анализ риск-системы предприятия как новое направление экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 14. С. 12-19.

DEVELOPMENT OF REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITY'S EFFICIENCY EVALUATION METHOD

N.N. Ilysheva, Candidate of economics, Professor, the head of the department, O.V. Bazhenov, Candidate of economics, Docent,

H.M. Bogatyrev, undergraduate, the department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin [email protected] [email protected] [email protected]

Requirement to objective evaluation of regional executive authority is substantiated by strengthening of top-down operation on the territory of RFand higher requirements to social responsibility of regional heads and their administrations. That is why it is necessary to invent objective integrated method of regional policy's efficiency evaluation. The development of regional executive evaluation method presented by the authors is created to form policy's efficiency estimation, carried out by executive authority of Russian Federation's subjects. The results can determine territories which require corrections in activity of regional and local authorities and can be a basis for corrective management events' formation (increase of budget's expenditure part efficiency, attraction of additional internal and external investment, exposure and use of internal-regional reserves of indices improvement). This publication exposes the additional development ways of regional executive authority's efficiency evaluation methods, based on application of development strategy as a main information source for economic indices formation which reflects the efficiency. Meanwhile the suggested indices of economic efficiency characterize evaluation of strategic programs execution stages and events in local strategic economic complex.

Key words: regional power, efficiency, strategic plan, local strategic economic complex, the methodology of economic status.

References

1. Bazhenov O.V. Mednaia promyshlennost' kak ob"ekt analiza. Sil'nye i slabye storony otrasli na primere rossi-iskikh predpriiatii [Copper industry as the object of anal-

ysis. Strengths and weaknesses of the industry on the example of Russian enterprises]. Diskussiia — Discussion, 2013, no. 5-6, pp. 56-61.

2. Gubernatorov razdelili po effektivnosti [Governors were divided on the effectiveness of]. Izvestiia — Izvestia. Available at: http://izvestia.ru/news/564600 (accessed 11.11. 2014).

3. Gubernatorov razdelili po effektivnosti [Governors were divided on the effectiveness of]. Izvestiia — Izvestia. Available at: http://izvestia.ru/news/564600 (accessed 11.11. 2014).

4. The decree of the President of the Russian Federation of 28 June 2007 No. 825 "On the assessment of efficiency of activity of Executive authorities of subjects of the Russian Federation" (in Russian). Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/93207/ (accessed 11.11. 2014).

5. The decree of the President of the Russian Federation of 28 June 2007 No. 825 "On the assessment of efficiency of activity of Executive authorities of subjects of the Russian Federation" (in Russian). Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/93207/ (accessed 11.11. 2014).

6. Bazhenov O. V. Metodika opredeleniia reitinga otrasli na osnove balansovoi modeli vneshnei ekonomicheskoi sredy [The method of ranking industries based on the balance model of the external economic environment]. Ekonomika i predprinimatel'stvo — Economics and entre-preneurship, 2013, no. 7 (36), pp. 294—297.

7. Bazhenov O.V. Struktura i soderzhanie strategich-eskogo plana razvitiia predpriiatii mednoi promyshlen-nosti [The structure and content of the strategic plan for

the development of enterprises in the copper industry/. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian entrepreneurship, 2013, no. 11 (233), pp. 74-84.

8. Shanchurov S.M., Bazhenov O.V. Finansovoe sostoi-anie kak ob"ekt strategicheskogo analiza [The financial condition of the object of strategic analysis]. Diskussiia — Discussion, 2012, no. 2, pp. 92-98.

9. Bazhenov O.V. Uchet vliianiia konsolidirovannoi vneshnei ekonomicheskoi sredy dlia tselei strategichesko-go analiza promyshlennogo predpriiatiia [Accounting for the effects of consolidated external economic environment for the purposes of strategic analysis of an industrial enterprise]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii — Bulletin of the economy, law and sociology, 2013, no. 2, pp. 10-14.

10. Ilysheva N.N., Karanina E.V. Metodologicheskie as-pekty formirovaniia, otsenki i sovershenstvovaniia sistemy strategicheskogo analiza i upravleniia biznes-riskami predpriiatiia [Methodological aspects of formation, evaluation and improvement of the system of strategic analysis and management of business risk the company]. Eko-nomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 11, pp. 23-30.

11. Ilysheva N.N., Karanina E.V. Strategicheskii analiz risk-sistemy predpriiatiia kak novoe napravlenie eko-nomicheskogo analiza [Strategic analysis of risk system of the enterprise as a new direction of economic analysis]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 14, pp. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.