Научная статья на тему 'Развитие методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении на основе стандартизации'

Развитие методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении на основе стандартизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ / ACCOUNTING OF PROPERTY TRUST OPERATIONS / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / ОТЧЕТНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО / TRUSTEE REPORTING / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ О ДОВЕРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ / METHODOLOGICAL APPROACHES TO DISCLOSURE OF INFORMATION ON TRUST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатая И. Н., Терникова Е. В.

Статья посвящена развитию методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении на основе стандартизации посредством: 1) разработки проекта Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров по доверительному управлению имуществом»; 2) разработки форм отчетности доверительного управляющего; 3) выработки методических подходов к раскрытию информации о доверительном управлении. Разработанный проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров по доверительному управлению имуществом может быть положен в основу внутреннего положения по бухгалтерскому учету, применяемого внутри коммерческой организации, в зависимости от того, какой именно стороной по договору выступает экономический субъект (учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатая И. Н., Терникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers development of accounting and reporting methods within trust management in terms of standardization by means of: 1) elaboration of Accounting Statute «Accounting of property trust contracts»; 2) development of trust manager reporting; 3) elaboration of methodological approaches to disclosure of information on trust management. The designed project of Accounting Statute «Accounting of property trust contracts» can form a basis for the internal state of accounting within commercial organization, depending on which side according to the contract represents a business unit (trustor, beneficiary, trustee).

Текст научной работы на тему «Развитие методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении на основе стандартизации»

7. Kolesnikov, S. I., Farnenkova, N. A. Glimpses of history of management accounting formation and development in trade // All for accountant. - 2008. - № 4.

8. Pronyaeva, L. I., Galkina, K. N. International and domestic experience of strategic accounting development // International accounting. - 2012. - № 19. - P. 2-9.

9. Sidorova, M. I., Gordeeva, E. I. Management accounting and management: issues of cross-functional interaction // International accounting. - 2014. - № 35. - P. 2-15.

УДК 657.1

10. Chaya, V. T., Chupakhina, N. I. Analytical background of management accounting system's formation and development // All for accountant. - 2007. - № 23.

11. Chikisheva, A. N. Financial, management and tax accounting: isolation or integration? // International accounting. - 2009. - № 3.

12. Yakovleva, A. Management accounting: history and prospects // Financial newspaper. Regional issue. - 2002. - № 27.

Богатая И. Н., Терникова Е. В.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ДОВЕРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена развитию методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении на основе стандартизации посредством: 1) разработки проекта Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров по доверительному управлению имуществом»; 2) разработки форм отчетности доверительного управляющего; 3) выработки методических подходов к раскрытию информации о доверительном управлении. Разработанный проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров по доверительному управлению имуществом может быть положен в основу внутреннего положения по бухгалтерскому учету, применяемого внутри коммерческой организации, в зависимости от того, какой именно стороной по договору выступает экономический субъект (учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий).

Ключевые слова

Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению имуществом, стандартизация, отчетность доверительного управляющего, методические подходы к раскрытию информации о доверительном управлении.

Ternikova E. V., Bogataya I. N.

DEVELOPMENT OF ACCOUNTING METHODS AND REPORTING WITHIN TRUST MANAGEMENT IN TERMS OF STANDARDIZATION

Annotation

The article considers development of accounting and reporting methods within trust management in terms of standardization by means of: 1) elaboration of Accounting Statute «Accounting of property trust contracts»; 2) development of trust manager reporting;

3) elaboration of methodological approaches to disclosure of information on trust management. The designed project of Accounting Statute "Accounting of property trust contracts" can form a basis for the internal state of accounting within commercial organization, depending on which side according to the contract represents a business unit (trustor, beneficiary, trustee).

Keywords

Accounting of property trust operations, standardization, trustee reporting, methodological approaches to disclosure of information on trust management.

Развитие экономики связано с появлением новых отношений, предусматривающих передачу собственником функций по управлению имуществом третьему лицу. Использование доверительного управления открывает широкие возможности для извлечения выгод от своей собственности на основе привлечения профессионалов для управления ею и позволяет внести существенный вклад в изменение экономической ситуации в России. Однако практика последних лет свидетельствует о наличии серьезных проблем, имеющих место при доверительном управлении имуществом экономических субъектов, в части противоречивой нормативно-правовой базы, в области бухгалтерского учета и отчетности.

До конца 1999 года планировалась разработка и принятие следующих национальных стандартов финансовой отчетности: 1) прерывание сделок; 2) основные фонды; 3) нематериальные активы; 4) доверительное управление. При этом первые три стандарта были разработаны и приняты, в то время как до сих пор отсутствует стандарт, регламентирующий учет операций, связанных с доверительным управлением. Действующий приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» не в полной мере учитывает изменения, произошедшие в действующем законодательстве и практически не касается вопроса раскрытия

информации о результатах доверительного управления и формирования отчета доверительного управляющего[6].

В частности, в соответствии с п. 7 Указаний по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, раскрытие информации, связанной с осуществлением договора доверительного управления имуществом, в составе пояснительной записки должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации 27.01.2000 № 11н [6, 3]. Однако в настоящее время данный нормативный акт утратил свою силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г., в связи с изданием приказа Минфина РФ от 13.12.2010 № 169н и вступлением в силу приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) [6, 3].

Дальнейшее развитие методики бухгалтерского учета и формирования отчетности при доверительном управлении требует: 1) разработки проекта Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров по доверительному управлению имуществом; 2) разработки форм отчетности доверительного управляющего; 3) выработки методических подходов к раскрытию информации о доверительном управлении.

Нами разработан проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров доверительного управления имуществом», структура которого представлена в таблице 1. Данный проект положения может быть положен в основу внутреннего положения по бухгалтерскому учету, применяемого внутри коммерческой организации, в зависимости от того, какой именно стороной по договору выступает экономический субъект (учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий).

Проект Положения устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве учредителя доверительного управления, выгодоприобретателя, доверительного управляющего.

Таблица 1 - Структура разработанного стандарта «Учет договоров доверительного управления имуществом»

Разделы стандарта Содержание

Общие положения Рассмотрено назначение разработанного проекта Положения и в целях обеспечения единства терминологической базы даны трактовки применяемых терминов, таких как: доверительное управление имуществом, объекты договора доверительного управления имуществом, отличительные признаки договора доверительного управления имуществом, учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий, вознаграждение доверительному управляющему

Объекты бухгалтерского учета по договорам Указывается, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору. Проведена систематизация объектов бухгалтерского учета в соответствии с новым законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В качестве объектов бухгалтерского учета выделены: 1) факты хозяйственной жизни, связанные с доверительным управлением имуществом; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования; 5) доходы; 6) расходы

Поступление, выбытие и оценка имущества по договору доверительного управления имуществом Обобщаются базовые подходы к оценке имущества при его поступлении и выбытии, отражаемых учредителем управления и доверительным управляющим

Признание доходов и расходов по договору Рассмотрено признание доходов и расходов от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов у доверительного управляющего, учредителя и выгодоприобретателя

Признание финансового результата Рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансового результата у доверительного управляющего, учредителя и выгодоприобретателя

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности Рассматриваются порядок и сроки предоставления доверительным управляющим отчета о своей деятельности учредителю управления, а также порядок раскрытие информации в бухгалтерской отчетности сторон по договору доверительного управления имуществом

В первом разделе «Общие положения» рассмотрено назначение разработанного проекта положения и в целях обеспечения единства терминологической базы даны трактовки применяемых терминов, таких как: доверительное управление имуществом, объекты договора доверительного управления имуществом, отличительные признаки договора доверительного управления имуществом, учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий, вознаграждение доверительному управляющему.

Согласно предложенному проекту Положения под доверительным управлением имуществом понимается особый тип экономических отношений, в силу которого одно лицо - доверительный управляющий осуществляет за вознаграждение управление имуществом, переданным ему другим лицом, учредителем управления или иным лицом, указанным в законе для осуществления правомочий собственника в целях удовлетворения его интересов или указанного им лица-выгодоприобретателя.

В качестве объектов договора доверительного управления имуществом рассматриваются: 1) предприятия и другие имущественные комплексы; 2) отдельные объекты недвижимого имущества; 3) ценные бумаги; 4) права, удостоверенные бездокументарной ценной бумагой; 5) исключительные права; 6) иное имущество.

В разработанном стандарте определены отличительные признаки договора доверительного управления имущество. К ним отнесены следующие отличительные признаки: 1) доверительное управление имуществом осуществляется в течение ограниченного срока. 2) при доверительном управлении не происходит перехода права собственности на передаваемое имущество от учредителя управления к доверительному управляющему; 3) доверительное управление осуществляется либо в интересах самого учредителя

управления, либо указанного им лица, именуемого выгодоприобретателем.

Во втором разделе проекта положения «Объекты бухгалтерского учета по договорам» указывается, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору. Проведена систематизация объектов бухгалтерского учета в соответствии с новым законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1]. В качестве объектов бухгалтерского учета выделены: 1) факты хозяйственной жизни, связанные с доверительным управлением имуществом; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования; 5) доходы; 6) расходы.

При этом факты хозяйственной деятельности были систематизированы на основе процессного подхода. Все факты хозяйственной жизни, связанные с доверительным управлением, отражаемые в учетной системе учредителя доверительного управления, систематизированы в три группы процессов: 1) процессы по передаче имущества в доверительное управление; 2) процессы по отражению результатов доверительного управления имуществом; 3) процессы, связанные с возвратом имущества, ранее переданного в доверительное управление. Первая и третья группа процессов носят единовременный характер и возникают в начале и соответственно в конце процесса доверительного управления имуществом, вторая группа носит длящийся характер и влечет за собой налоговые последствия.

Все факты хозяйственной жизни, отражаемые доверительным управляющим, систематизированы в три группы процессов: 1) процессы по получению имущества в доверительное управление; 2) процессы, связанные с осуществлением доверительного управления; 3) процессы по возврату имущества, ранее принятого в доверительное управление.

В третьем разделе «Поступление, выбытие и оценка имущества по договору

доверительного управления имуществом» обобщаются базовые подходы к оценке имущества при его поступлении и выбытии, отражаемых учредителем управления и доверительным управляющим.

Передачу имущества в доверительное управление учредитель управления отражает в своей учетной системе по стоимости, по которой данное имущество учитывалось и отражалось в бухгалтерском балансе на дату подписания договора доверительного управления. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, но при этом не переходит на баланс управляющего. Учет операций с основными средствами оформляется управляющим в общеустановленном порядке с применением унифицированных форм первичной документации. В полях с указанием наименования организации после наименования управляющего ставится пометка «Д.У.». Учредитель управления в качестве подтверждения получения имущества, переданного в доверительное управление использует акты приема-передачи, копия накладной с пометками «Д.У.», авизо об оприходовании имущества от доверительного управляющего.

При возврате амортизируемого имущества учредителю договора доверительного управления такое имущество подлежит включению в ту же амортизационную группу, начисление амортизации осуществляется по тем же ставкам и в том же порядке, что и до начала договора доверительного управления. Начисленная за весь период эксплуатации такого имущества амортизация до даты возврата учредителю договора доверительного управления учитывается при определении остаточной стоимости такого имущества. При возврате имущества при прекращении договора доверительного управления у учредителя не образуется дохода (убытка) независимо от возникновения положительной (отрицательной) разницы между стоимостью переданного в

управление имущества на момент вступления в силу и на момент прекращения договора доверительного управления.

Имущество, переданное в доверительное управление, учитывается доверительным управляющим обособленно от имущества учредителя управления, с отражением на отдельном балансе, выделенном из самостоятельного баланса учредителя управления. Переданное в доверительное управление имущество принимается на отдельный баланс по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления в силу договора доверительного управления имуществом. Обязанности по ведению данного баланса, учету имущества и связанных с ним активов и пассивов возложены на доверительного управляющего. При формировании отдельного баланса по учету имущества, переданного в доверительное управление, и операций с ним доверительный управляющий применяет счета, предусмотренные планом счетов для соответствующих операций. Первая группа процессов, связанная с получением имущества в доверительное управление отражается у доверительного управляющего на обособленном балансе. В случае передачи в доверительное управление предприятия как имущественного комплекса в целом ведение бухгалтерского учета доверительным управляющим осуществляется по правилам, установленным для юридического лица, имеющего самостоятельный баланс.

Приобретаемые управляющим в процессе доверительного управления товарно-материальные ценности, а также произведенная готовая продукция учитываются на балансе доверительного управления в сумме фактических затрат на приобретение (изготовление). Учет ведется на отдельном балансе доверительного управления в общеустановленном порядке. Необходимо вести обособленный учет товарно-материальных ценно-

стей, приобретаемых для управленческих нужд самого управляющего и для нужд доверительного управления (например, канцелярские принадлежности и другие расходные материалы). Порядок учета товарно-материальных ценностей на балансе доверительного управления должен соответствовать порядку учета данных активов у учредителя. Оформление операций по учету материально-производственных запасов (МПЗ) производится с применением унифицированных форм первичной документации. Данные об остатках МПЗ по состоянию на каждую отчетную дату передаются управляющим учредителю для отражения в бухгалтерской отчетности последнего.

Четвертый раздел посвящен признанию доходов и расходов по договору. Доходы по договору признаются организацией, являющейся доверительным управляющим доходами от обычных видов деятельности (далее - выручка по договору), а учредителем и выгодоприобретателем - прочими доходами в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99[4]. Величина выручки по договору определяется исходя из стоимости услуг по доверительному управлению имуществом, предусмотренной договором. Средства, полученные либо подлежащие получению доверительным управляющим в качестве вознаграждения за доверительное управление, представляют собой выручку (доход). Вознаграждение за доверительное управление доверительный управляющий должен получать на свой расчетный счет, а не на счет, открытый для доверительного управления и предназначенный только для расчетов по доверительному управлению.

Расходы по договору признаются организацией, являющейся доверительным управляющим, расходами по обычным видам деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации»

ПБУ 10/99 [5]. Расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они были понесены.

Пятый раздел «Признание финансового результата» рассматривает вопросы, связанные с формированием финансового результата у доверительного управляющего, учредителя, выгодоприобретателя. Независимо от предусмотренного договором порядка определения вознаграждения доверительного управляющего необходимыми и достаточными условиями достоверного определения финансового результата исполнения договора у доверительного управляющего являются:

- уверенность, что организация получит экономические выгоды, связанные с договором;

- возможность идентификации и достоверного определения понесенных расходов по договору.

В случае, когда достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период (например, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком) невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

Расходы, вероятность возмещения которых отсутствует (например, по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не могут выполнить свои договорные обязательства), признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

Сумма вознаграждения доверительному управляющему признается у учредителя доверительного управления расходом по договору доверительного

управления и уменьшает сумму дохода, полученного от операций с имуществом, переданным в доверительное управление. Если выгодоприобретателем по договору доверительного управления предусмотрено третье лицо - выгодоприобретатель, то расходы (убытки) (за исключением вознаграждения) при исполнении договора доверительного управления не уменьшают доходы, полученные учредителем договора доверительного управления по другим основаниям.

Если доверительный управляющий совершил действия, которые повлекли утрату или повреждение имущества, то он обязан возместить учредителю управления убытки. Суммы убытков отражаются у доверительного управляющего в составе его прочих расходов. Возмещение выгодополучателю упущенной выгоды за время доверительного управления имуществом и учредителю управления убытков причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды в соответствии со статьей 1022 ГК РФ производится доверительным управляющим за счет собственных источников средств с отражением на его собственных счетах, с последующим отражением на собственном, а не отдельном балансе. Причитающиеся учредителю управления суммы возмещения за причиненные убытки или упущенной выгоды доверительным управляющим отражаются в составе прочих доходов и расходов. У учредителя управления эти суммы учитываются зеркально, в составе прочих доходов. Убыток, причиненный учредителю управления, в обособленном балансе доверительного управляющего не отражается.

Если учредитель не является выгодоприобретателем, то в состав его расходов может быть включено только вознаграждение доверительного управляющего, при условии, что договором предусмотрена выплата вознаграждения не за счет уменьшения доходов, полу-

ченных в рамках исполнения этого договора. Все остальные расходы, связанные с осуществлением договора, включаются в состав расходов у выгодоприобретателя, а доходы, полученные им от доверительного управляющего включаются в состав его прочих доходов.

Если в договорных отношениях присутствуют учредитель, выгодоприобретатель и доверительный управляющий, то в учетной системе выгодоприобретателя отражаются операции по отражению причитающейся прибыли, причитающимся суммам возмещения упущенной выгоды и их получению.

При разработке данного проекта Положения особое внимание было уделено проблеме раскрытия информации о доверительном управлении в бухгалтерской отчетности. В связи с этим шестой раздел посвящен вопросам раскрытия информации о доверительном управлении в бухгалтерской отчетности. Согласно проекту разработанного Положения доверительный управляющий представляет учредителю управления отчет о своей деятельности, который включает в себя данные об активах, обязательствах, доходах и расходах, полученных при использовании каждого договора доверительного управления имуществом. Отчет представляется в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом. Отчет должен включать данные об активах, обязательствах, доходах и расходах, связанных с выполнением договора доверительного управления и отраженных на отдельном балансе. Эти данные раскрывают обороты и сальдо по счетам обособленного учета в рамках договора доверительного управлении и необходимы для составления бухгалтерской и налоговой отчетности учредителя управления. Данные бухучета на отдельном балансе управляющий должен передать учредителю управления до наступления сроков сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности и сроков представления

налоговой отчетности. При определении сроков представления указанного отчета следует исходить из того, что представление доверительным управляющим данных об активах, обязательствах, доходах и расходах, полученных при выполнении договора доверительного управления имуществом, не может быть позднее сроков, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для бухгалтерской отчетности [1]. В договоре доверительного управления имуществом рекомендуется предусмотреть сроки представления управляющим отчета, а также ответственность за их несоблюдение. Форма отчета и порядок его представления должны быть согласованы с учредителем управления. Форма должна быть указана в приложениях к договору доверительного управления имуществом, порядок и форма представления отчета доверительного управляющего - в его в учетной политике. Доверительный управляющий предоставляет учредителю управления отдельный баланс и иные формы, которые необходимы для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так, по нашему мнению, в учетной политике учредителя и доверительного управляющего необходимо указать:

- существенные условия договора, включая перечень переданного в доверительное управление имущества;

- порядок осуществления операций с объектами доверительного управления.

В бухгалтерской отчетности организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, раскрывается следующая информация по договорам, исполнявшимся в отчетном периоде:

- сумма признанной в отчетном периоде выручки по договору;

- способы определения признанной в отчетном периоде выручки по договору.

Выгодоприобретатель обязан представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность о своей деятельности с

учетом финансовых результатов, полученных по договору доверительного управления, в порядке, установленном Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1].

При составлении учредителем бухгалтерской отчетности в ее состав включаются данные об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, используемых в доверительном управлении (по состоянию на отчетную дату). Данные, переданные управляющим, суммируются с аналогичными данными учредителя по его основной деятельности.

Представление бухгалтерской отчетности по предприятию, переданному в доверительное управление, осуществляется доверительным управляющим в объеме и порядке, установленном Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для юридических лиц, с пометкой «Д.У.» после имени или наименования доверительного управляющего.

Разработанный нами проект положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров доверительного управления имуществом» носит законодательный характер, в то время как приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» выполняет функцию методических рекомендаций и содержит конкретные схемы отражения хозяйственных операций в рамках исследуемого договора. Данный проект положения может быть положен в основу внутреннего положения по бухгалтерскому учету, применяемого внутри коммерческой организации, в зависимости от того, какой именно стороной по договору выступает экономический субъект (учредитель управления, выгодоприобретатель, доверительный управляющий).

Библиографический список

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 № 829 (ред. от 08.08.2003) «О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации»

3. Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).

4. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

5.Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

6. Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом».

7.Семенихин, В. В. Доверительное управление, паевые инвестиционные фонды [Электронный ресурс] // ГроссМе-диа, РОСБУХ, 2014. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8.Супрунова, И. В. Бухгалтерское обеспечение доверительного управления недвижимым имуществом [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 21. До-

ступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

9.Шелестова, Н. Л. Договор доверительного управления имуществом: бухучет и налогообложение [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2013. - № 3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Bibliographic list

1. The Federal Law «On accounting» [Electronic resource]: the Federal Law of the RF dd. 06.12.2011 № 402-ФЗ (red. dd. 28/12/2013). Access from the Informational and Legal System «ConsultantPlus».

2. The Government Decree of the RF dd. 19.07.1999 № 829 (red. dd. 08/08/2003) «On Declaration of the Russian Federation Government and the Russian Federation Central Bank on economic policy in 1999, on the letter of the Russian Federation Government and the Russian Federation Central Bank on development policy for the purposes of the third loan for structural reconstruction of economy and on planning of arrangements for their realization».

3. The Order of the RF Ministry of Finance dd. 08.11.2010 № 143n «On approval of the Accounting Statue «Information on segments» (RAS 12/2010).

4. The Order by the RF Ministry of Finance dd. 06.05.1999 № 32n (red. dd. 27.04.2012) «On approval of the Accounting Statue «Revenues of the organization» (RAS 9/99).

5. The Order by the RF Ministry of Finance dd. 06.05.1999 № 32n (red. dd. 27/04/2012) «On approval of the Accounting Statue «Expenditures of the organization» (RAS 10/99).

6. The Order by the RF Ministry of Finance dd. 28/11/2001 № 97n (red. dd. 25.10.2010) «On approval of directions for recognition in organization accounting of

operations connected with fulfillment of a property trust contract».

7. Semenikhin, V. V. Trust management, share investment funds [E-resource] // GrossMedia, ROSBUKH, 2014. Access from the Informational and Legal System «ConsultantPlus».

8. Suprunova, I. V. Accounting provision of property trust [Electronic

resource] // International accounting, 2013, is. 21. Access from the Informational and Legal System «ConsultantPlus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shelestova, N. L. Property trust contract: accounting and tax imposition [E-resource] // Current issues of accounting and tax imposition, 2013, is. 3. Access from the Informational and Legal System «ConsultantPlus».

УДК 657.1

Мартиросян Т. Р.

ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аннотация

В связи с необходимостью контроля инновационных затрат в статье обоснованы основные направления инновационной деятельности, которые целесообразно применять в качестве объектов управленческого учета

Ключевые слова

Инновация, объект учета инноваций, учетно-управленческая система, направления инновационной деятельности, положения по бухгалтерскому учету.

Martirosyan N. R.

PRINCIPLES OF INNOVATIVE ACTIVITIES CLASSIFICATION FOR MANAGEMENT ACCOUNTING PURPOSES

Annotation

Whereas it is necessary to control the cost of innovation, the article observes basic directions of innovation that are advisable to use as objects of management accounting.

Keywords

Innovation, profitability of innovation, accounting and management system, direction of innovation, accounting regulations.

О важности инновационного развития для коммерческого бизнеса написано множество практических пособий, его значимость подтверждена массовыми научными изысканиями, которые широко обсуждаются на корпоративных совещаниях. При этом немало научных изысканий проведено в области систематизации представлений о модели управления результатами инновационной деятельности при условии параллельного ведения привычной профессиональной деятельности в

рамках экономического субъекта. Одной из составляющих такой модели является бухгалтерский учет в контексте применения элементов управленческого учета.

Однако инновационная деятельность требует особого учетного подхода, поскольку отличается непредсказуемостью на фоне большого числа неопределенностей. Все это имеет существенное значение для всей инфраструктуры управления: для планирования и бюджетирования - в ожидании не санкционируемых затрат и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.