УДК 378.046.4:811
htt ps ://d oi.org/10.24158/spp.2018.4.17
Дубаков Артем Викторович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Шадринского государственного педагогического университета
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Dubakov Artyom Viktorovich
PhD in Education Science, Associate Professor, English Language Teaching Techniques Department, Shadrinsk State Pedagogical University
DEVELOPMENT OF INSTRUCTIONAL COMPETENCE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN A DISTANCE REFRESHER COURSE
Аннотация:
Методическая компетентность учителя иностранного языка является одной из его магистральных профессиональных характеристик. Отправной точкой формирования этой компетентности является вуз. Значительную роль в ее дальнейшем развитии играют курсы повышения квалификации, которые все чаще приобретают форму дистанционных. Тем не менее по причине определенной противоречивости многие вопросы организации дистанционных курсов требуют специального рассмотрения. Цель исследования - анализ возможностей дистанционного курса повышения квалификации в развитии методической компетентности учителя иностранного языка. В ходе исследования получены следующие результаты: уточнены содержание и структура понятия «методическая компетентность учителя иностранного языка»; выявлены достоинства и недостатки дистанционных курсов повышения квалификации для учителей иностранного языка; раскрыты особенности создания и возможного содержания дистанционного курса повышения квалификации на основе платформы Moodle, состоящего из теоретического, практического и контрольного блоков. Сделаны выводы об эффективности дистанционного курса повышения квалификации в развитии методической компетентности учителей иностранного языка.
Ключевые слова:
методическая компетентность, учитель иностранного языка, дистанционные курсы повышения квалификации, содержание дистанционного курса повышения квалификации, видеолекция, он-лайн-лекция, лингвометодическая информация.
Summary:
Instructional competence of a foreign language teacher is one of his/her most important professional features. The baseline of instructional competence training is a higher educational establishment. Refresher courses, which are increasingly distance ones, play a significant role in its further development. However, due to a certain inconsistency, a lot of items of distance courses delivery require a special consideration. The objective of the study is to analyze the facilities of a distance refresher course when developing instructional competence of a foreign language teacher. The following re sults are obtained: the contents and structure of instructional competence of a foreign language teacher are specified; the advantages and disadvantages of distance refresher courses for foreign languages teachers are brought out; the peculiarities of creation and the possible contents of a distance course on the basis of LMS Moodle consisting of theoretical, practical and control units are revealed. The conclusion about the efficacy of a distance refresher course in the development of instructional competence of a foreign language teacher is drawn.
Keywords:
instructional competence, foreign language teacher, distance refresher course, content of a distance refresher course, video lecture, online lecture, linguistic instructions.
Центральной фигурой образовательного процесса является учитель. От уровня сформиро-ванности его компетентностей зависят не только качество и результативность обучения, но и развитие общества в целом, его движение вперед. В условиях модернизации языкового образования выдвигаются все новые требования к профессиональным характеристикам учителя иностранного языка, обосновываются и выделяются новые компетентности, продиктованные трансформациями различного характера. Тем не менее некоторые компетентности являются ключевыми, «классическими», важными в любой период развития языкового образования. К одной из подобных компетентностей относится методическая. Очевидно, что современный учитель иностранного языка должен не просто обладать высоким уровнем предметных знаний, но уметь наиболее эффективно осуществлять организацию процесса обучения в условиях различных типов образовательных учреждений, т. е. быть методически компетентным и конкурентоспособным.
Формирование методической компетентности учителя иностранного языка начинается в вузе. В процессе профессиональной подготовки должен быть заложен прочный «методический
фундамент», основу которого составляют необходимые знания, умения и качества. Однако учитель иностранного языка должен развивать и совершенствовать свой уровень методической компетентности на протяжении всей профессиональной деятельности. Процесс методического развития осуществляется посредством самообразовательных практик, а также на специально организованных курсах повышения квалификации, которые систематически проходит каждый учитель.
Курсы повышения квалификации можно обозначить в качестве базиса методического развития учителя иностранного языка. Реализация информационно-сообщающей функции курсов повышения квалификации ориентирована на ознакомление учителя с инновационными лингво-методическими направлениями. В то же время некоторые негативные тенденции последних лет заставляют учителя все чаще обращаться к дистанционным или частично дистанционным курсам повышения квалификации. Перед высшими учебными заведениями, институтами повышения квалификации стоит задача организации дистанционных курсов, не уступающих очным, несводимых лишь к простому формализму. В рамках статьи остановимся на раскрытии возможных содержательных и функциональных характеристик дистанционного курса повышения квалификации для учителей иностранного языка, технических особенностях его создания, возможностях в развитии методической компетентности.
Для выявления и обозначения возможностей дистанционного курса повышения квалификации в развитии методической компетентности учителя иностранного языка остановимся на анализе данной компетентности.
В работах О.Н. Игны [1], А.М. Галимовой [2], Е.Ю. Никитиной, О.Ю. Афанасьевой, М.Г. Федотовой [3] и др. рассматриваются содержание и структура методической компетентности/компетенции учителя иностранного языка. В исследованиях А.А. Люботинского, О.И. Трубициной [4], С.Н. Макеевой [5] и др. осуществлен анализ общих и частных вопросов организации формирования/развития методической компетентности/компетенции учителя иностранных языков. Несмотря на имеющиеся различия во взглядах, исследователи сходятся во мнении, что данная компетентность является одним из основных показателей и результатов профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Опираясь на обозначенные выше исследования, собственное осмысление проблемы, мы рассматриваем методическую компетентность учителя иностранного языка в качестве совокупности знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранному языку и практических умений, заключающихся в его эффективной организации. Методическая компетентность учителя иностранного языка представляет собой поликомпонентный феномен, в структуре которого целесообразно выделить следующие структурные компоненты: гностический, аналитический, проектировочный, коммуникативный, информационно-коммуникационный, инновационный, научно-исследовательский, рефлексивный.
Выше было указано, что курсы повышения квалификации являются целенаправленно организованной средой, в рамках которой осуществляется развитие методической компетентности учителя иностранного языка в единстве всех ее структурных компонентов. Специфика подобных курсов состоит в их четкой методической направленности, отражении актуальных проблем обучения иностранному языку в условиях реализации действующего ФГОС. На некоторых курсах повышения квалификации учителей иностранного языка рассматриваются частные лингвометодические направления, например специфика конкретных технологий обучения иностранному языку. Как правило, курс состоит из тематических блоков, в каждом из которых представлены необходимые лингвометодические аспекты. Курсы повышения квалификации выполняют контрольно-оценочную функцию. Для оценки уровня сформированности методической компетентности предусмотрены зачетные мероприятия, предполагающие выполнение тестовых заданий, защиту творческих проектов, представление и совместный анализ разработок уроков и внеклассных мероприятий.
В последнее время наметилась довольно прочная тенденция к организации дистанционных курсов повышения квалификации. Это связано с увеличением объема профессиональной информации, чрезмерной загруженностью учителя и отсутствием времени, нехваткой учителей и т. д. Тем не менее практика показывает, что отношение к прохождению дистанционных курсов является несколько противоречивым. Для выяснения мнений учителей относительно важности и необходимости организации дистанционного курса повышения квалификации мы организовали анкетирование, в котором приняли участие 50 респондентов из школ города Шадринска и районов Курганской области. Участники анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:
1. Нужен ли переход от традиционной модели курсов повышения квалификации к дистанционной или частично дистанционной?
2. С какими трудностями могут столкнуться учителя иностранного языка при прохождении дистанционного курса повышения квалификации?
3. Каковы достоинства дистанционных курсов повышения квалификации?
4. Каковы недостатки дистанционных курсов повышения квалификации?
Анализ ответов на первый вопрос показал, что переход к дистанционной модели повышения квалификации в полной мере не поддержал ни один из респондентов. Возможную частичную модель повышения квалификации, когда часть курса проводится очно и часть дистанционно, поддержали 55 % анкетируемых. 45 % учителей иностранного языка высказались за очные курсы повышения квалификации. В этом ключе было отмечено, что переход к полной дистанционной модели во многом снизит качество курсов, в особенности для педагогов. Респонденты считают, что курсы повышения квалификации - это не просто среда развития профессиональных навыков и умений, но и общение с единомышленниками, обмен мнениями, совместное обсуждение актуальных лингвометодических проблем.
Среди трудностей, с которыми могут столкнуться учителя иностранного языка, большая часть анкетируемых отметила недостаточный уровень ИкТ-компетенции учителя, возможные неполадки компьютеров и сети Интернет. Учителя полагают, что для нивелирования возможных трудностей необходимы четкие руководства к действию, наличие пошаговых алгоритмов, проведение консультационных семинаров и т. п.
Среди достоинств дистанционных курсов повышения квалификации 90 % учителей отметили экономию времени, возможность стать слушателем курсов в любом городе, вузе. Очные курсы повышения квалификации учителей в основном организуются на муниципальном или региональном уровнях. 10 % считают, что дистанционные курсы повышения квалификации дают возможность услышать лекции ведущих ученых, иногда задать им интересующие вопросы, что в реальности сделать далеко не всегда возможно.
Среди недостатков дистанционных курсов 63 % респондентов отметили, что достаточно часто они носят чисто формальный характер, очные же курсы являются более серьезными. 12 % считают, что дистанционные курсы повышения квалификации являются непродуманными, слабо организованными. 10 % сходятся во мнении, что на подобных курсах отсутствует контроль, существует слабая возможность представления творческих разработок на всеобщее обсуждение. 15 % полагают, что дистанционные курсы повышения квалификации никогда не заменят реального профессионального взаимодействия, совместного обсуждения и решения актуальных профессиональных проблем.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что учителя иностранного языка, хотя и указывают на возможные недостатки дистанционного курса повышения квалификации, признают его своевременность, возможности и достоинства. Дистанционные курсы повышения квалификации могут быть результативными в развитии методической компетентности учителей иностранного языка. Для обеспечения данной результативности необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, дистанционную составляющую курсов при наличии возможности необходимо сочетать с очным участием, обладающим неоспоримыми преимуществами. Подобное сочетание, с одной стороны, гарантирует значительную экономию времени, с другой - помогает «не растерять» накопленные традиции, организовать действительно «полноценный» курс, комплексно влияющий на профессиональное развитие учителей иностранного языка. Во-вторых, содержание и структура дистанционного курса повышения квалификации должны быть тщательно продуманными, систематизированными и первоначально апробированными. В-третьих, представленные задания должны иметь интерактивный характер и обеспечивать взаимодействие преподавателя и каждого слушателя курсов. Для обеспечения интерактивности упражнений нужна функциональная с технической точки зрения платформа, позволяющая создать различные типы упражнений, оптимальные контрольно-измерительные материалы.
В настоящее время большинство курсов повышения квалификации создается на основе платформы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данная система, как и некоторые другие, предоставляет эффективный инструментарий для управления электронным обучением. Наряду с прочими возможностями Moodle позволяет объединить различные элементы дистанционного курса повышения квалификации. Так, в рамках курса на основе Moodle возможны размещение текстовых и видеофайлов, внешних ссылок, создание лекций, семинаров, ограниченных во времени тестовых заданий, проведение анкетирования и др. Также здесь существует возможность создания портфолио. Обратная связь со слушателями курса осуществляется посредством чата, сообщений. Платформа Moodle проста в обращении, достаточно функциональна, удобна.
Логичной структурой дистанционного курса повышения квалификации, на наш взгляд, является наличие теоретического, практического и контрольного блоков. В рамках теоретического блока размещаются лекции курса, которые могут быть представлены в видеоформате и в текстовых вариантах.
Существует несколько типов видеолекций. К первому относятся целенаправленно запечатленные реальные лекции, разработанные и проведенные для съемки. Данные лекции во многом
отражают характерные особенности реальных лекционных занятий. В основном такие видеолекции записываются заранее и размещаются на платформе дистанционного курса. В то же время в рамках дистанционных курсов существуют возможности для проведения онлайн-лекций. Речь здесь идет о наиболее продвинутых платформах. Видеолекция с запечатлением реального процесса прежде всего эффективна тем, что не «абстрагирует» слушателей курсов от аутентичной учебной ситуации - они видят лектора, более четко осознают его позицию. Съемка лекционного занятия является творческим процессом, где преподаватель должен показать высокий уровень риторических умений, экспрессивность.
Помимо обозначенного типа выделяют видеолекции, созданные посредством специальных программ. Данные лекции не отражают реального процесса и создаются при помощи специальной программы, позволяющей комбинировать текстовую, графическую и аудиоинформацию. В видеолекциях этого типа не отражен реальный процесс занятия, слушатели не видят лектора, а лишь слышат его. В условиях дистанционного образования подобная форма трансляции теоретического материала обладает рядом неоспоримых преимуществ. Так, данный тип лекций может стать основой для проведения вебинаров: процесс их создания не представляет особых технических трудностей, форма предъявления информации удобна для восприятия и усвоения, интеграция в электронную образовательную среду также достаточно проста.
Оба обозначенных типа видеолекций представляют собой наиболее эффективный способ трансляции лингвометодической информации. Слушатели могут просматривать видеолекции столько раз, сколько необходимо, делать это в любое время. Это очень важно для тех, кто по каким-то причинам не смог прослушать лекцию в точно обозначенный момент. Видеолекции можно определить как инновационный формат предъявления информации [6]. Работа с лекционными видеоматериалами оказывает непосредственное влияние на уровень сформированно-сти практически всех структурных компонентов методической компетентности учителя иностранного языка. Если в рамках дистанционного курса повышения квалификации видеолекции организованы онлайн, то их образовательная ценность во многом возрастает, так как в данном случае существуют возможности обсуждения лекции на форуме, профессионального обмена мнениями. Это помогает многократно «прожить» вопросы лекции, усовершенствовать имеющиеся лингво-методические знания, прийти к новым практическим решениям. Видеолекции во многом совершенствуют разрабатываемый курс и делают его более разнообразным, помогают избежать рутины, создать качественную интерактивную образовательную среду.
Любой дистанционный курс повышения квалификации учителей иностранного языка должен включать прочную практическую составляющую. Это поможет актуализировать полученную информацию, закрепить ее. Практическая часть курса прежде всего включает тестовые задания, которые, помимо закрепляющей, выполняют и контрольно-оценочную функцию. Тем не менее мы считаем, что создание контрольного блока курса в качестве отдельного будет более оптимальным. В рамках блока можно разработать обобщающий контрольный тест, охватывающий все изученные темы.
Платформа Moodle позволяет создавать различные типы практических упражнений и контрольных тестов. Опции Moodle дают возможность настроить временные параметры выполнения упражнений, установить точную дату работы, количество попыток выполнения. Инструментарий также позволяет выбрать варианты оценивания, установить самые низкие и самые высокие баллы, дать слушателям курса возможность увидеть правильные и неправильные ответы. В Moodle преподаватель может принять необходимые меры безопасности, ограничить доступ к тестам и упражнениям, сделать их невидимыми.
Практические упражнения в полной мере подходят для самостоятельного контроля усвоения полученной лингвометодической информации. Слушатели курса выясняют, какой из разделов усвоен и проработан наиболее слабо, какая тема представляет наибольшие трудности. Практические задания помогают слушателям курса достичь поставленных целей. Платформа Moodle позволяет создать упражнения на согласие или несогласие с утверждением, на сопоставление, установление несоответствий, множественный выбор ответов, установление последовательности и др. Тем не менее в некоторых случаях электронная образовательная среда, созданная на платформе Moodle, имеет определенные ограничения. В данном случае можно создавать практические задания посредством программ Wondershare QuizCreator, Hot Potatoes, My Test и некоторых других. Так, например, упражнения, созданные в Hot Potatoes, лаконично вписываются в интерфейс дистанционного курса, являются полифункциональными, более визуально выгодными и бесплатными. Выполнение практических интерактивных заданий оказывает дополнительное влияние на структурные компоненты методической компетентности учителя.
Возможным шагом в организации дистанционного курса повышения квалификации для учителей иностранного языка является разработка оригинальной, авторской классификации лекционных занятий и практических заданий, используемых в данном контексте. Указанное может быть обозначено в качестве перспективного направления в теории и практике дистанционного обучения. Для эффективного развития данного направления и его раскрытия с различных позиций необходимо проведение отдельных, более детальных исследований. Что касается платформы Moodle, то, несмотря на ее обозначенную действенность, создание некоторых более сложных в техническом отношении элементов здесь возможно далеко не всегда. Идеальным вариантом в организации лекционной составляющей курса видится усиление принципов интерактивности и диалогичности (лекции-вебинары, лекции-форумы, лекции-пресс-конференции, лекции-дискуссии и др.). Разработка практических дистанционных заданий является еще более комплексным процессом в силу традиционности и устоявшегося характера применяемых технологий. Здесь возможны организация лингвометодических веб-квестов, разработка специальных тренажеров, интерактивных заданий на основе видеофрагментов. Однако проведение подобной работы во многом возможно лишь на основе более сложных платформ и требует продвинутого уровня сформированности информационно-коммуникационных умений.
Выше было указано, что наряду со всеми обозначенными возможностями дистанционные курсы обладают различными недостатками. Для того чтобы обеспечить фундаментальность курса, необходимо наличие его очной составляющей. На наш взгляд, в нее можно включить итоговую защиту методических разработок. Именно в рамках очной составляющей курса осуществляется обмен мнениями, идеями, опытом, т. е. происходит профессиональное взаимодействие. Таким образом, курс, разработанный подобным образом, приобретает характер частично дистанционного. Однако по различным причинам организация очной части курса возможна далеко не всегда.
Разработка частично дистанционного курса повышения квалификации для учителей иностранного языка осуществляется на кафедре английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В данном ключе разрабатывается лингвометодический видеолекторий и комплекс практических упражнений в соответствии с программой курсов. Пилотная апробация курса позволит в большей мере подтвердить обозначенные положения, выявить их достоинства и недостатки, наметить пути развития направления.
Итак, развитие методической компетентности учителя иностранного языка также возможно в условиях дистанционного курса повышения квалификации, который обладает достаточной полифункциональностью. Проектирование большинства дистанционных курсов повышения квалификации осуществляется на платформе Moodle, позволяющей обеспечить определенную степень их эффективности. Дистанционный курс повышения квалификации для учителей иностранного языка может состоять из теоретического, практического и контрольного блоков, а также сочетаться с очной составляющей. В рамках дистанционного курса используются видеолекции и интерактивные практические лингвометодические задания, оказывающие влияние на различные компоненты методической компетентности учителя иностранного языка. В качестве перспективного направления исследования следует обозначить разработку авторской классификации лекционных и практических дистанционных занятий и заданий.
Ссылки:
1. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 1. С. 90-94.
2. Галимова А.М., Рассказов Ф.Д. Специфика методической компетентности учителей иностранного языка // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. Т. 2, № 3. С. 21-24.
3. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 54-65.
4. Люботинский А.А., Трубицина О.И. Формирование методической компетентности у будущих учителей иностранного языка // Научное мнение. 2015. № 12-2. С. 88-92.
5. Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 201-205.
6. Viksilä R. Effectiveness of Video Lecturing Technology in ICT Learning [Электронный ресурс] : multimedia communications master's thesis / Helsinki Metropolia University of Applied Sciences. 2011. 20 May. 6б p. URL: https://www.theseus.fi/bit-stream/handle/10024/30354/Effectiveness%20of%20Video%20Lecturing%20Technology%20in%20ICT%20Learn-ing.pdf?sequence=1 (дата обращения: 24.04.2018).
References:
Galimova, AM & Rasskazov, FD 2017, 'Specific nature of instructional competence of the foreign language teachers', Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie iputi razvitiya, vol. 2, no. 3, pp. 21-24, (in Russian).
Ignat, ON 2010, 'Structure and content of instructional competence of the foreign language teacher', Yaroslavsky pedagog-ichesky vestnik, vol. 2, no. 1, pp. 90-94, (in Russian).
Lyubotinsky, AA & Trubitsyna, OI 2015, 'Development of instructional competence in future foreign language teachers', Nauchnoe mnenie, no. 12-2, pp. 88-92, (in Russian).
Makeeva, SN 2010, 'A competency-based approach to the instructional training of a foreign language teacher', Vestnik Bur-yatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 15, pp. 201-205, (in Russian).
Nikitina, EYu, Afanasyeva, OYu & Fedotova, Mg 2013, 'Instructional competence of future foreign language teacher', Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 12, pp. 54-65, (in Russian).
Viksila, R 2011, Effectiveness of Video Lecturing Technology in ICT Learning: multimedia communications master's thesis, Helsinki Metropolia University of Applied Sciences, 20 May. 66 p., viewed 24 April 2018, <https://www.theseus.fi/bitstream/han-dle/10024/30354/Effectiveness%20of%20Video%20Lecturing%20Technology%20in%20ICT%20Learning.pdf?sequence=1>.