свой стиль взаимодействия с учащимися. В соответствии с меняющимися запросами общества изменяются цели обучения. В рамках той или иной концепции образования педагог в своей профессиональной деятельности должен уметь использовать все перечисленные методы, технологии и разные стили обучения [3].
Список литературы
1. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Такман Б. Педагогическая психология: От теории к практике. М., 2002.
3. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. М.; Уфа, 2005. Кн. 2.
4. Курбонов А.М. Чтение - важное средство развития человека. Вопросы науки и образования. Апрель 2017, №4 [5].
5. Курбонов А.М. Перспективы обучения через интернет. Научный журнал. Февраль 2017, №2 [15].
6. Курбонов А.М. Семья - опора в становлении личности. Научный журнал. Февраль 2017, №2 [15].
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Саломова М.З.
Саломова Малика Зохировна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается инновационное движение в образовании. В статье говорится о развитии методической компетентности преподавателя. Также в статье подчеркивается комплексный методический прием обучения, как перекрестная наметка идей.
Ключевые слова: гуманизация, развитие, перекрестная наметка, педагогическая технология, компетентность.
Главными критериями качества для каждого вида образования являются знания, умения и навыки, регламентируемые соответствующими образовательными стандартами. Основной фактор развития образования сегодня - его гуманизация, а основное направление этого фактора инновационное движение в образовании. С первых дней независимости Узбекистана приоритетной задачей было и есть образование, именно в это время появились первые признаки инновационного движения, в образовании которые, становятся в последующем экспериментальными лабораториями, в это же время становятся трамплином для образовательного инновационного развития и внедрения современных технологий обучения. На сегодняшний день система образования полностью сформирована, но важно отметить, что развитие не останавливается. Преобразования, проходимые в обществе не могут не коснуться преобразований в системе непрерывного образования, а именно системы подготовки преподавателей.
Компетентность преподавателя приобретает всё большую актуальность в связи с постоянно развивающимися и меняющимися технологиями, методик обучения возрастающим требованиям общества к специалисту, т. е. к выпускнику.
Именно поэтому система развития методической компетентности преподавателя не должна быть единовременным процессом раз в три года, а должна стать непрерывным процессом развития методической компетентности как в рамках системы повышения квалификации, так и вне её.
Говоря о процессе обучения, центральное место занимают инновационные педагогические технологии, которые и будут, является ресурсом развития методической компетентности преподавателя. Будут использованы такие инновационные технологии обучения как «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», «Латеральное мышление», «Лаборатория будущего» и т. д.[1]
Остановимся на одном из таких технологий как Перекрестная наметка идей - это комплексный методический прием обучения, при котором, слушатели, так же как и при мозговом штурме, за короткое время письменно генерируют идеи. Ход проведения технологии описан в пяти этапах:
1. Определение проблемы: в первой фазе участники получают подробную информацию о постановке вопроса или проблемы и им разъясняются правила игры.
2. Собрать предложения решений: затем каждый из шести участников получает лист бумаги с таблицей из трех столбцов и шести строк. Участник сначала записывает в верхней строке в каждой ячейке идею или возникшую мысль.
3. Передача формуляра дальше: затем лист передается следующему участнику (например, по часовой стрелке).
4. Привязка: Этот участник дальше развивает записанные предшествующим участником идеи, т. е. задумывается над ними и записывает усовершенствованные идеи во вторую строку. Опять передает лист дальше и т.д. Каждый лист может находиться у каждого участника не более 5 минут.
5. Оценка: Далее проводится оценка предложений. Имеющиеся предложения решений объясняются и обсуждаются.
Для успешного проведения перекрестной наметки идей существуют следующие основные правила: перекрестная наметка идей - это метод, при котором исключена критика предложений, внесенных другими участниками. При перекрестной наметке идей, прежде всего выдвинутые на первое место идеи должны всегда приниматься в расчет для их дальнейшего усовершенствования, то есть, нет никакой защиты авторских прав - так сказать, все участвуют в работе над одной пригодной для реализации идеей. Кроме этого, следует обращать внимание на то, чтобы идеи были записаны разборчиво и формулированы понятно и следует избегать создающих помехи промежуточных разговоров.[2]
В заключении хотелось бы сказать, что даже самая чётко выстроенная система, если не будет подкрепляться технологиями и методиками отвечающим требованиям сегодняшнего дня эффективность развития компетентности будет мала. Именно поэтому необходимо регулярное развитие и совершенствование методической компетентности с использованием современных технологий обучения педагога, что позволит достигнуть данной цели.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе,доп., испр. и
перераб. М.: Логос, 2000. 284 с.
2. ГромковаМ.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ Саломова М.З.
Саломова Малика Зохировна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается развитие системы образования в Узбекистане. В статье говорится о повышении качества образования, развитии и эффективном использовании научно-педагогического потенциала страны. Также в статье подчеркивается развитие информационной культуры студентов и преподавателей.
Ключевые слова: преобразование, катализатор, информационное общество, цивилизация.
Развитие системы образования, не может быть в стороне от изменений, происходящих в обществе. Преобразования в экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана и