ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Киселева Г.И.
Киселева Галина Ивановна - преподаватель, кафедра отдельной дисциплины «Иностранный язык», Федеральное государственное казённое образовательное учреждение Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства Обороны РФ,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в настоящей статье представлен опыт применения на уроке английского языка приемов технологии развития критического мышления с целью формирования метапредметных умений. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков.
Ключевые слова: метапредметные умения, критическое мышление, познавательная деятельность, анализ, синтез, рефлексия.
Содержание и цели обучения иностранному языку в современной школе носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Языковые материалы УМК «Английский в фокусе», авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули и др., используемые в Санкт-Петербургском суворовском военном училище при обучении иностранному языку, позволяют эффективно использовать современные технологии, направленные на формирование у суворовцев не только предметных навыков, знаний и умений, но и на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности [1, с. 3; 4, с. 5].
Сделать работу на уроках английского языка более интересной и творческой, а главное - результативной, позволяет использование приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эти приемы хорошо комбинируются с приемами таких технологий как коммуникативная, игровая, проектная и т.д. Наряду с мыслительным процессом приемы ТРКМ позволяют развивать навыки владения иностранным языком, так как суворовцы становятся активными участниками учения и должны не только выражать свою мысль, показывать свое понимание проблемы, аргументировать, спорить, но и уметь продуцировать речь на иностранном языке.
Использование ТКРМ на уроках английского языка позволяет решать разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Практически все приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия, такие как, анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий [1, с. 63; 2, с. 14]. Регулятивные УУД направлены на развитие умения планировать и оценивать свою деятельность, формулировать задачи и способы решения поставленных целей, т.е. на развитие умения учиться самостоятельно. Несомненно, ТРКМ способствует развитию и личностных УУД, таких как ответственное отношение к учению и саморазвитие. Кроме того, ТКРМ имеет практическую значимость в формировании общекультурных и социальных компетенций личности учащихся [3, с. 64].
В данной статье представлен опыт использования приемов ТРКМ, которые помогли не только разнообразить урок английского языка, но и повысить эффективность усвоения языкового материала, а также способствовали формированию метапредметных умений и универсальных способов действий (УУД).
Целью урока английского языка на 4 курсе (8 класс, УМК «Английский в фокусе») по теме «Соблюдай осторожность во время поездки за границу» являлось создание условий для формирования навыков и умений чтения и письменной речи, а также содействие формированию УУД: работе с текстом (умение обобщать, анализировать, синтезировать, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, опираясь на изученный материал и аргументируя свою позицию по проблеме); умению осуществлять рефлексивную деятельность.
Этапы работы на уроке, использовавшиеся приемы ТРКМ, формируемые УУД представлены в таблице 1.
Таблица 1. Структура урока английского языка в технологии РКМ
Этапы работы Приемы ТРКМ Формируемые УУД
Организационный Стадия вызова Мозговой штурм Корзина идей Согласен-Не согласен Познавательные: развитие исследовательских учебных действий, навыков работы с информацией; умение выдвигать и подтверждать гипотезы; Регулятивные: умение самостоятельно определять для себя задачи в познавательной деятельности; умение выполнять задание по алгоритму; умение осуществлять самоконтроль, самооценку; Коммуникативные: умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность; умение вырабатывать совместные решения; Личностные: воспитание бережного отношения к своему здоровью; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
Стадия осмысления Бортовой журнал Ромашка Блума
Стадия рефлексии РАФТ Телеграмма Райтинг
Начало урока было направлено на создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству и иноязычному общению. Прием «Корзина идей или Мозговой штурм» позволил актуализировать имеющиеся у суворовцев опыт и знания, выяснить все, что они знают или думают по теме урока. Данный прием позволил заинтересовать и мотивировать суворовцев к изучению предложенной темы, подвел их к осознанию проблемы и самостоятельной постановке учебной задачи. На доске был нарисован значок корзины, которая пополнялась в течение урока новыми знаниями и идеями.
На стадии вызова внимание суворовцев было акцентировано на проблеме сохранения здоровья. Им было предложено высказать свое мнение о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье при поездке за границу. Корзина идей пополнилась новой информацией.
Прием «Согласен - Не согласен» позволил осуществить переход к активной познавательной деятельности при работе с информацией. С помощью этого приема обычно формируются умения оценивать ситуацию или факты, анализировать информацию, выражать свое мнение. Суворовцам предлагалось выразить свое отношение к ряду утверждений по данной проблеме по правилу: согласен - «+», не согласен - «-».
Стадия осмысления была полностью посвящена работе с текстом, приобретению новых знаний. На данном этапе применялся прием обучающего письма «Бортовой журнал».
Перед чтением текста по теме занятия суворовцы заполнили левую графу таблицы «Что мне известно по этой теме?», фиксируя известную им информацию и свой жизненный опыт. При чтении они заполняли правую графу журнала «Что нового я узнал из текста?», определяя неизвестную им ранее информацию.
После чтения и оформления таблицы суворовцы вернулись к прочитанным в начале урока утверждениям и откорректировали свое мнение или оставили его без изменения.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Схема вопросов представляет собой ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание и осмысление содержащейся в тексте информации. Суворовцы были объединены в 2 группы. Они составляли 1-2 вопроса разных типов и перекрестно задавали их суворовцам из другой группы. Это были простые вопросы: Кто? Что? Как? Где? Когда? и уточняющий вопрос: Правда ли, что...? Вопрос Почему? позволял определить, понимают ли суворовцы причинно-следственные связи. Вопросы Что лучше? Правильно ли ... ? являлись оценочными и были направлены на выяснение отношения суворовцев к обсуждаемой проблеме. Творческий вопрос Что произойдет, если...? подразумевал синтез полученной информации, а вопрос Для чего...? давал суворовцам возможность связать теорию с практикой.
Стадия рефлексии была направлена на то, чтобы суворовцы смогли закрепить новые знания и перестроить собственные первичные представления по изучаемой теме, т.е. "присвоить" новое знание и сформировать на его основе собственное аргументированное представление об изучаемом. Работа в группах была продолжена с применением стратегии «РАФТ» (Роль-Аудитория-Форма-Тема). Суворовцам было предложено задание - от лица страховой компании написать памятку (листовку) для отдыхающих, собирающихся отдохнуть за границей. Освоение и переосмысление имевшейся информации, создание собственного текста способствовало не только развитию иноязычных навыков и умений письма суворовцев, но и способствовало их самовыражению, дало возможность проявить свои творческие способности.
Приём рефлексии «Телеграмма» был направлен на актуализацию субъективного опыта. Каждый суворовец кратко записал самое важное, что он уяснил на уроке, что научился делать, и обменялся информацией с соседом по парте.
С целью формирования умения объективно оценивать свой труд и свои знания суворовцам был предложен прием ТРКМ «Райтинг». Завершив работу, суворовцы выставили себе оценки. За ту же работу оценки были выставлены преподавателем.
Использование ТКРМ на уроках английского языка дает положительные результаты. Суворовцы постоянно совершенствуют свои исследовательские умения, умения работать с информацией, делать выводы, высказывать свое мнение по различным проблемам, повышают уровень практического владения иностранным языком. Они активно применяют свои языковые и общеучебные умения в нестандартных ситуациях, успешно принимая участие в олимпиадах и конкурсах (в т.ч. и эвристических) различного уровня, создавая проектные и исследовательские работы.
25
Список литературы
1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПБ, КАРО, 2013. 176 с.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. СПБ. КАРО, 2013. 144 с.
4. Татарченкова С.С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. СПБ. КАРО, 2014. 112 с.