УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.09
DOI 10.24412/2409-3203 -2022-29-188-194
РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
старший преподаватель ООО «Центр дефектологии» Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье охарактеризована рассредоточенная подготовка младших школьников к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров: сочинения-загадки, сочинения-пословицы, сочинения-поговорки. Педагогической целью данной работы являет в широком смысле развитие связной речи учащихся, а в узком - переход от буквального понимания слова и текста к метафорическому.
Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, малые жанры устного народного творчеств, метафоричность речи, метафора, речевая деятельность в начальной школе, обучение написанию сочинения, сочинение-загадка, сочинение-поговорка, сочинение-пословица, синонимия, фразеология, паремиология.
DEVELOPMENT OF METAPHORIC SPEECH OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH TEACHING WRITING ESSAYS ON THE BASIS OF SMALL FOLKLORE
GENRES
Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
senior Lecturer LLC «Center for Defectology» Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article describes the dispersed preparation of primary schoolchildren for writing essays based on small folklore genres: essays-riddles, essays-proverbs, essays-sayings. The pedagogical goal of this work is in the broad sense the development of coherent speech of students, and in the narrow sense - the transition from a literal understanding of the word and text to a metaphorical one.
Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, small genres of oral folk art, metaphorical speech, metaphor, speech activity in elementary school, learning to write an essay, essay-riddle, essay-saying, essay-proverb, synonymy, phraseology, paremiology.
Ведущее направление развития речевой деятельности младших школьников на этапе начального языкового образования - овладение семантикой родного языка на основе восприятия многозначности слов и формулировки высказываний в переносном значении, что составляет сущность метафоричности речи. Данный коммуникативный компонент речи является результатом овладения умением осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; а также умения на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения продуцировать метафоры.
Метафора (др.-греч. цетасрора «перенос; переносное значение», от цеха «между / среди» + форесо «несу»; русский аналог - иносказание) - переносное использование слов одного смыслового класса, имеющего с первым общность по какому-то признаку [6]. В
первую очередь, это общность наиболее ярких, значимых для носителя языка признаков [5, с. 87].
Эффективным педагогическим средством для формирования образного мышления и развития метафоричности речи младших школьников является анализ малых жанров устного народного творчества. К.Д. Ушинский в своих учебных пособиях для младших школьников [8] активно использовал в качестве дидактического материала фольклор (пословицы, поговорки, загадки, побасенки). Малые жанры устного народного творчества, как средство обучения, полифункциональны: они содержат доступный для младшего школьного возраста дидактический материал одновременно и для языкового образования, и для восприятия национального культурного наследия. Поэтому на ступени начального общего образования представляется целесообразным развивать метафоричность речи посредством обучения написанию на основе малых фольклорных жанров: сочинений-загадок, сочинений-поговорок, сочинений-пословиц.
Сочинение-загадка - метафорический текст-описание, в котором материальный объект или явление природы изображается посредством других объектов или явлений.
Рассредоточенная подготовка к написанию данной творческой работы включает следующие этапы.
1. В рамках подготовительного этапа к написанию учащимся необходимо выполнять лексический анализ художественных текстов, содержащих слова в переносном значении. На данном этапе в качестве обязательного учебного задания младшие школьники заполняют словарики синонимов. Поскольку метафора - источник сведений о культуре, то её восприятие зависит от того, насколько в основу аналогии взят характерный для данной среды признак предмета. Поэтому педагогу необходимо отбирать для данной учебной работы тексты поликультурного содержания.
На данном этапе учитель использует приём герменевтического анализа «метафоризация» в прямом и обратном методическом порядке: младшие школьники анализируют художественные тексты на предмет наличия метафор; учащиеся самостоятельно характеризуют объекты или явления природы с помощью метафорических текстов [2]. В процессе восприятия метафоры учащийся на основе ассоциативного мышления задействует имеющийся опыт представлений о предметах и явлениях, активизирует и упрочивает связи между понятиями, что позволяет ему в дальнейшем свободно оперировать словом в речи.
2. После выполнения анализа текстов учащимся необходимо переходить к следующему этапу - составлению словосочетаний с метафорическим выражениями. Учитель обозначает соответствующий объект материального мира или явление природы («ответ на загадку»), с которым младшие школьники будут конструировать словосочетания (существительное + прилагательное, глагол + наречие). Затем к слову, которое является ответом на будущую загадку, учащиеся подбирают синонимичный ряд. Обучение подбору слов с тождественным или близким значением основывается на методе компонентного анализа значения слов, приёма контекстной взаимодополняемости слов.
В рамках дистанционных занятий обучение синонимии, ведущему принципу организации языковой системы, осуществляется посредством демонстрации виртуальных интеллект-карты, древовидных схем, отображающих функциональные связи между ключевыми характеристиками понятия. Структурирование знаний посредством восприятия информации в виде схемы с обозначением связей между объектами способствует развитию критического мышления [1, с. 42].
3. Следующий этап к выполнению данной письменной работы - отгадывание загадок. Игровая сущность загадки позволяет назвать её одним из ключевых дидактических средств в обучении детей родному языку. Если для взрослых процесс загадывания-отгадывания, в основном, носит развлекательный характер, то для младших школьников загадка может служить инструментом приобретения новых знаний и умений [3, с. 60], в
частности - умения воспринимать метафорическую речь, на основе сформированного тезауруса самостоятельно составлять метафорические тексты (загадки).
4. Процесс формулировки метафоры заключается в том, что автор (учащийся) на основе его субъективного ассоциативного ряда концентрируется на определённом компоненте явления / предмета, на семантическом значении его качеств или признаков. На данном этапе учащиеся отрабатывают следующий алгоритм составления метафорического текста в форме загадки (Таблица 1):
1) Составление предложений об объекте или явлении, которое является ответом на будущую загадку (далее - «объект-ответ»). Текст должен содержать характерные признаки данного объекта: для чего предмет используется, где его можно наблюдать, каково его назначении и т.д.
2) В данном тексте учащиеся сначала меняют все существительные (кроме «объекта-ответа») на синонимы. А затем - прилагательные и глаголы. Синонимами должны быть слова, имеющие переносное значение. При необходимости предложение может быть дополнено дополнительными деталями, которые необходимы для пояснения контекста
3) «Объект-ответ» заменяется на местоимение или словосочетание с определительным / указательным местоимением; на другой объект с похожими признаками на основании переносного значения слов. При необходимости на основе ассоциативного ряда также могут быть заменены обобщённые понятия в тексте.
Таблица 1 - Алгоритм составления метафорического текста в форме загадки
№ Этап построения загадки Речевое действие
1 1.1. Объект-ответ - «Снег» 1.2. Составление предложения 1.1. Свойства: белый, лёгкий, ярко сверкает на солнце, зимой лежит на земле. 1.2. Лёгкий снег покрывает землю, с наступлением весны тает.
2. 2.1 Подбор синонимов с переносным значением. 2.2. Добавление контекстных деталей 1.2. Пушистый снег землю одевает, как весна приходит, так он убегает,... 2.2. превращаясь в ручейки
3 Замена объекта-ответа на другой объект с похожими признаками. Построение метафоры Пушистое покрывало землю одело, как весна пришла - убежало ручейком в поля, землю напоило.
Необходимо отметить, что данный алгоритм применим для составления метафорической загадки, т.е. текста, в основе которого - скрытое сравнение и переносный смысл. В рассредоточенной подготовке отсутствует такой вид учебного задания, как составление загадок, построенных на отрицании (например: «Жидкое, а не вода, /Белое, а не снег»), поскольку педагогическая цель в написании вышеобозначенной творческой работы заключается в развитии метафоричности речи младших школьников.
Процесс составления загадок-метафор стимулирует у младших школьников развитие творческого воображения и образность мышления. Данную речетворческую деятельность младших школьников необходимо дополнять иллюстрационным раздаточным материалом или интерактивными презентациями для стимулирования ассоциативного мышления.
5. На заключительном этапе подготовительной работы к написанию сочинения в форме загадки целесообразно организовать лингвистическое наблюдение: младшим школьникам демонстрируются тексты-эталоны, в процессе анализа которых учащиеся при помощи педагога могут раскрыть для себя коммуникативную цель данных текстов, заключающуюся в лексической замене (объяснении) слова несколькими предложениями.
Практическую работу, написание сочинения-загадки, предпочтительно проводить в качестве классного самостоятельного задания на уроках русского языка или литературного чтения. Поскольку к свойствам метафоричности речи относятся краткость при содержательности, смысловая ёмкость, образность, то по своей структуре данная письменная работа имеет следующие особенности:
1) Во вступлении обозначаются основные характеристики объекта или явления, о котором сформулирована загадка-метафора в основной части (например: «Сейчас речь пойдёт об очень нужном и полезном предмете, который есть в пенале у каждого ученика...»;
2) Основная часть включает небольшой по объёму сюжет, который завершается метафорической загадкой;
3) Вопрос в качестве вывода. (<<Догадались что это?», «Назовите о чём шла речь?»)
Обучение написанию подобного сочинения в нетрадиционной форме, во-первых, способствует мобилизации творческих способностей младших школьников; во-вторых, выполнение заданий в процессе рассредоточенной подготовки способствует развитию образности и метафоричности речи, а также позволит избежать такой распространённой речевой ошибки, как повтор слов.
Метафора - это способ создания иносказательной картины мира в таких фольклорных жанрах как пословицы и поговорки, которые являются ориентирами в родной культуре.
Выражение «пословицы и поговорки» обычно употребляется в качестве единого термина, т.е. разница в данных фольклорных жанрах незначительна. Пословица - краткое анонимное, обобщающее изречение, имеющее буквально прямой и переносный смыслы. В поговорке присутствуют абстрактные понятия, она лишена переносного значения. В речевой практике в качестве поговорки в речи часто приводятся фразеологические обороты («как снег на голову», «носить воду в решете» и т.д.).
Сочинения-пословицы и сочинения-поговорки - художественные тексты-повествования с элементами рассуждения, составленные по мотивам изречений, содержащих народную мудрость. Отличительной особенностью данных видов письменных работ является использование фразеологизмов и устойчивых выражений, наличие тезиса и аргументов к нему.
Необходимо охарактеризовать этапы рассредоточенной подготовки к написанию сочинений-пословиц и сочинений-поговорок.
1. Начальный этап подготовки к написанию рассказа по мотивам устного народного творчества заключается в лексическом разграничении для учащихся понятий «пословица» и «поговорка»: первое представляет собой законченное предложение, второе - фразу, ярко окрашенное словосочетание. Младших школьников необходимо познакомить с творчеством паремиолога В.И. Даля, т.е. с помощью сборника «Пословицы русского народа» [4] заполняют словарик пословиц и поговорок по типу «читательского дневника»: каждое изречение необходимо дополнить небольшой иллюстрацией.
2. Следующий этап состоит из организации эвристических бесед, содержащих проблемные вопросы учителя к смысловому содержанию устойчивых оборотов. Технология эвристического обучения фразеологии основывается на принципах аудирования: педагог задаёт учащемуся вопросы на неизвестную ранее ему тему, ответы на данные вопросы (о значении словосочетания / оборота) младший школьник может получить самостоятельно, анализируя полученную в начале занятия новую информацию. Таким образом, на основе логических умозаключений учащийся пополняет свой вокабуляр. Однако необходимо учитывать тот факт, что не все младшие школьники (например, учащиеся VII вида с ОВЗ и ЗПР) смогут самостоятельно определить лексическое значение нового словосочетания, в связи с чем иногда необходим пояснительный комментарий
учителя, который состоит из контекстно-ситуативной характеристики (примеров употребления пословицы / поговорки).
3. На третьем этапе для закрепления устойчивых оборотов в речи младшие школьники выполняют такое эффективное логико-стилистические упражнение как наблюдение над образными средствами в художественных текстах с последующим их выделением их комментированием смысла.
В обучении формулировки пословицы может быть использован педагогический приём - «отсроченное правило»: сначала учащиеся изучают содержащий намеренные речевые и фактические ошибки список пословиц с подобранными к ним лаконичными высказываниями, затем слушают пояснительный комментарий учителя.
3. Многие фразеологизмы изначально были частью пословиц (например, «Гоняться за двумя зайцами» - «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), в связи с чем данные устойчивые обороты изучаются параллельно с малыми жанрами устного народного творчества. С.И.Ожегов пословицы и поговорки относил к «фразеологическим средствам» [7, с. 188]. Третий этап подготовительной работы состоит из выполнения учащимися лексико-фразеологических упражнений :
- подбор к словосочетанию лексического и фразеологического синонима;
- конструирование фразеологических оборотов по опорному слову;
- группировка / классификация фразеологизмов по определённым учителем признакам;
- составление устных высказываний с фразеологическими оборотами.
4. Заключительный этап состоит из формулировки учащимися пословиц и поговорок на основании анализа художественных произведений: притч, мифов, небольших рассказов. Толкование пословиц осуществляется путём развёрнутого описания смысла, для чего младшим школьникам необходимо соотнести описанные в тексте события с их последствиями и «вывести» мораль. Пословично-поговорочные выражения могут передавать как общие суждения, так и суждения частного характера. При этом необходимо отметить, что с помощью метафоры в пословицу можно вложить разные мысли и эмоции, в зависимости от смысловой нагрузки посыла говорящего.
Сначала данная речевая деятельность осуществляется в устной форме, затем - в письменной: учащимся необходимо написать мини-изложение с элементами сочинения, где в качестве вывода они сформулируют пословицу или поговорку. Для того чтобы учащиеся смогли самостоятельно выполнить данное задание, необходимо ознакомить их с примерным алгоритмом составления пословицы, которые строятся в форме завершённого суждения, желательно содержащего метафору (Таблица 2):
1) Определение и тезисная формулировка морали. Поскольку дидактическая цель пословицы или поговорки заключается в «поучении» или «предостережении», то необходимо включить в тезис категории состояния (модальные безлично-предикативные слова «нужно», «можно» и т.д.)
2) Подбор метафоры, которую можно органично включить в данную пословицу.
3) Составление пословицы в виде законченной мысли. Данная паремия не является словосочетанием, она может быть выражена предложением, в том числе -сложным, с несколькими грамматическими основами.
Таблица 2 - Алгоритм составления метафорического текста в форме загадки
№ Этап построения поговорки Речевое действие
1 Тезисная формулировка морали В споре могут быть правы оба оппонента Нужно выслушать каждого
2. Подбор метафоры Спорщик - сторона Спор - «словесная битва» Выслушать - «посмотреть на проблему глазами каждого»
3 Составление пословицы Варианты: 1) В споре нет правых и неправых, нужно посмотреть на проблему глазами каждого 2) В словесной битве у каждого своя истина, нужно выслушать обе стороны.
Рассредоточенная подготовка завершается выполнением практической работы, написанием сочинения-пословицы, структура которого имеет следующие специфические особенности:
1) Вступление представляет собой пословицу /поговорку.
2) Основная часть состоит из аргумента к метафорическому изречению, т.е. рассуждение-доказательство верности приведённого высказывания. Аргументом является небольшой по объёму рассказ-повествование.
3) Вывод-мораль - составление умозаключения, в котором учащийся рассуждает о правильности / неправильности поступков персонажей, он должен продемонстрировать понимание смысла пословицы / поговорки, по которой написано сочинений.
Таким образом, подготовка младших школьников к написанию сочинений-пословиц и сочинений-поговорок может выступать в качестве органичного дополнения к системе работы по развитию метафоричности речи, что также способствует формированию умений составлять аргументированное рассуждение.
Подводя итоги, необходимо отметить, что написание сочинений нетрадиционных форм позволяет избежать «шаблонности» и «монотонности» на уроках русского языка в начальной школе. Педагогической целью подготовки младших школьников к написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров являет в широком смысле развитие связной речи, а в узком - переход от буквального (фактического) понимания слова и текста к метафорическому (образному). Понимание метафорических значений в процессе освоения младшим школьником языковых ресурсов
Список использованной литературы:
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Педагогические методы и средства развития речи младших школьников в рамках дистанционных занятий // Наукосфера. - 2021. - № 9-1. - С. 40-44.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование лаконичности речи младших школьников посредством обучения написанию сочинения-хайку // Дневник науки. - 2021. - № 9(57).
3. Ананьева К. А. Особенности загадки как жанра игрового дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -2015. - №22 (733). - С. 56-66.
4. Даль В.И. Пословицы русского народа в 2 ч. Часть 1. - М.: Издательство Юрайт, 2020.-411 с.
5. Комарова Л.М. Метафора как способ восприятия реальности // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: Сборник научных статей. -Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2019. - С. 8792.
6. Лебедев В.И. Этимологический словарь мирового русского языка. Том 3. Л -Р. -М.: «Издательские решения», 2019. - 1120 с.
7. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. - М.: «Высшая школа», 1974. - 352 с.
8. Ушинский К.Д. Родное слово. Первая книга для чтения // Методическая
обработка И. А. Горячевой. - Екатеринбург: ООО «Типография ситипринт», 2021. - 152 с.
♦-