ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
УДК 338.24.021.8
развитие меркантилизма и его роль
в современной аграрной
экономической политике россии
В. И. САВКИН,
доктор экономических наук, профессор кафедры
организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: v.i.savkin@mail.ru
Орловский государственный аграрный университет
Меркантилизм по своей сущности связан с рыночными отношениями, которые регулируются государством, и экономика России за свою историю с различным успехом развивала такие отношения.
Целью настоящей работы является рассмотрение эволюции меркантилизма как основы активной государственной политики, а также выявление его роли в современной аграрной экономике России. Методологией работы служит системный анализ развития меркантилизма как научной школы и его влияния на аграрный сектор экономики. Российская Федерация реализует целенаправленную политику меркантилизма, которая включает увеличение государственной поддержки сельскохозяйственного сектора. От государства в данной ситуации требуется поддержка отечественных производителей посредством стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, по которой достигнут необходимый уровень продовольственной безопасности, т.е. необходимо кардинально изменить аграрную политику, механизм распределения финансовых средств и внешнеэкономическую деятельность.
Результатами работы являются установленные системные императивы, обеспечивающие повышение роли меркантилизма в современной аграрной экономической политики. К ним можно отнести стабильность и преемственность аграрного курса государства через сохранение и корректировку эффективных направлений и мер поддержки сельского хозяйства, системность политики, которая должна охватывать экономические, социальные и экологи-
ческие аспекты сектора в сочетании с регулированием внутреннего рынка и обеспечением доступности на внешние рынки хозяйствующих субъектов. Кроме того, это софинансирование приоритетных направлений сельскохозяйственного производства из федерального и региональных бюджетов.
Агропродовольственная политика должна являться предметом совместного ведения федерального центра и субъектов РФ. Крайне важным представляются развитие государственно-частного партнерства, предполагающего объединение усилий государства и бизнеса для достижения эффективности современной аграрной экономической политики, а также определение инструментария, обеспечивающего развитие меркантилизма в современной аграрной экономики России. Достигнутые результаты могут быть применены в корректировке государственной аграрной политики, разработке региональных программ поддержки отечественного товаропроизводителя.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики, государственная поддержка, меркантилизм, внешняя торговля, продовольственная безопасность
Общепризнано, что первой экономической школой, которая до сих пор занимает ведущие позиции в экономической науке многих стран мира, является меркантилизм (от итальянского слова mercante - торговец, купец). Данная экономическая школа сформировалась и развивалась с конца XVI
до середины XVIII в. В этот период происходило первоначальное накопление капитала европейскими государствами, что способствовало становлению их рыночной (капиталистической) системы. Наибольшее распространение идеи меркантилизма получили преимущественно в европейских странах (Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии и др.). Английский экономист У. Стаффорд своей работой «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581 г.) и французский меркантилист А. Де Монкретьена публикацией «Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве» (1615 г.), по сути, заложили основы меркантилизма [1].
Меркантилизм рассматривается как предыстория экономической науки, и в классическом понимании отождествляется с тезисом, что государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. В этой связи основоположники меркантилизма и обосновывали острую необходимость активизации государственной экономической политики.
С развитием экономической мощи ведущих мировых держав за счет итогов эпохи великих географических открытий сфера государственной экономической политики большинства развитых стран переместилась в торговлю, задачей которой стало создание системы, активизирующей торговый баланс. Ярким представителем позднего меркантилизма был Т. Мен (1571-1641), который в своем главном труде «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей торговли как регулятор нашего богатства» показал, что увеличить количество денег в государстве можно в результате активного баланса внешней торговли (превышением экспорта над импортом) [2].
Поздние меркантилисты утверждали, что богатство государства определяется большей разницей между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Этого можно добиться, во-первых, поощрением вывоза из страны не сырья, а готовой продукции (с более высокой добавленной стоимостью), и, во-вторых, развитием посреднической торговли в зарубежных странах (поощрением вывоза денег для покупки дешевых товаров в одних странах и их продажи в других). Именно такая государственная политика позволила европейским странам (Англии, Франции, Голландии и др.) вырваться вперед в экономическом развитии.
Меркантилизм в России зародился позже, чем в других странах - в середине XVП-XVШ вв. Именно в этот период в России стали известны имена Афа-
насия Ордина-Нащокина (1605-1680), Юрия Кри-жанича (1618-1663), Ивана Посошкова (1652-1726), Ивана Щербакова (1686-1716). Современник Петра I, один из первых русских экономистов, Иван Тихонович Посошков в своем труде «Книга о скудости и богатстве», вышедшем в свет в 1724 г., по сути, декларировал, что государство должно укреплять свои экономические позиции. И. Посошков являлся противником множественности налогов, утверждая, что следует установить единый «государственный сбор..., т.е. десятинный, и с товара установить единую пошлину». Кроме того, он был первым в России последовательным институционалистом, говоря о невещественном богатстве страны - комплексе гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества [8]. Именно внешнюю торговлю Петр Великий рассматривал как важнейший источник государственных доходов, поскольку таможенные пошлины в то время составляли немалую часть бюджета империи. Протекционизм в форме установления высоких пошлин на иностранные товары (а зачастую и полный запрет их продажи) был в России того времени типичным явлением [11]. В дальнейшем, в эпоху Екатерины II, дворянам было роздано более 800 тыс. крестьян, поскольку именно таким образом государство поддерживало отечественного товаропроизводителя в лице дворянского сословия как владельцев кустарей-крепостных.
Меркантилизм по своей сущности связан с рыночными отношениями, которые регулируются государством, и экономика России во второй половине XVIII в. вплотную с этим столкнулась. Активизация международной торговли и создание внутреннего российского рынка привели к развитию рыночных отношений. Из-за стремительного роста городов возросла емкость рынка сельскохозяйственных продуктов как внутри страны, так и за границей - Россия получила возможность вывозить зерно в Европу. С конца XVIII до начала XX в. основной статьей дохода страны выступала продажа зерна, которое составляло половину всего российского экспорта. Более половины всей ржи, 1/5 часть пшеницы, 1/3 ячменя и 1/4 всего овса в мире были российскими. К 1913 г. Российская империя экспортировала 10,5 млн т зерна [5], что способствовало повышению товарности сельского хозяйства страны и в дальнейшем. К этому времени Россия стала ведущим аграрным государством мира, и именно продукция сельского хозяйства стала тем богатством, которое позволило стране, с одной стороны, обеспечить собственные
потребности в продовольствии, а с другой - зарабатывать значительные средства на внешнем рынке. По сути, аграрный вектор в царской России был тем меркантилистским инструментом, который обеспечивал рост благосостояния государства.
Вместе с тем стоит отметить, что не всегда накопление капитала за счет внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в России было приоритетом государства. В частности, экспорт зерна в неурожайные годы ограничивался. Так, в 1906 г. был принят специальный закон, обязывающий бесплатную раздачу зерна, и если эта норма не могла быть исполнена полностью, прекращался экспорт хлеба [4].
Протекционизм государства, который обеспечивал бы реализацию принципов меркантилизма в поддержке отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, был впервые реализован в России в 1895 г. Именно тогда был утвержден новый устав Крестьянского банка, который разрешил этому предприятию приобретать земли на свое имя в целях продажи их крестьянам. Всего со времени открытия банка в 1882 г. и до 1 января 1907 г. при посредничестве Крестьянского банка в руки крестьян перешло более 15% господской земли на сумму более 675 млн руб.
Советский период с позиции развития меркантилизма в национальной аграрной экономической политике можно разделить на два этапа. Первый этап (до конца 1950-х гг.) - это целенаправленный экспорт продовольствия (прежде всего зерна) в целях получения валюты для скорейшей индустриализации, а затем восстановления разрушенного Великой Отечественной войной народного хозяйства. Второй период (с конца 1950-х гг.) характеризовался сокращением объемов экспорта продовольствия (в 1960 г. экспорт зерна из СССР составлял 6,8 млн т, в 1970 г. - 5,7 , в 1980 г. - 1,7 , в 1986 год - 1,5 млн т) [6]. Протекционизм государства по поддержке отечественного товаропроизводителя в первый этап по сути отсутствовал, стремление любой ценой направить «излишки» продовольствия на внешний рынок негативно сказалось на внутренней ситуации в стране. Кроме того, второй этап характеризовался полной государственной монополией на производство и реализацию продукции сельского хозяйства. При этом на аграрное производство выделялись достаточно большие средства, которые крайне неэффективно использовались.
Начиная с XVII в. и до наших дней трудно найти государство, которое не прибегало бы к эко-
Priorities of Russia 4 -
номической политике протекционизма в отношении своих производств. По сути, идеи меркантилизма стали фундаментом государственной политики, получившей название протекционизм, направленной на поощрение своей экономики и ее защиту от иностранных конкурентов.
В постсоветской России также можно выделить два периода развития государственной аграрной экономической политики. В первый период (19912006 гг.) это практически полное ее отсутствие, что обусловлено перестройкой в обществе и сменой формата экономических отношений, а во второй период (с 2006 г.) - формирование последовательного курса на протекционизм государства в отношении отечественного сельхозпроизводителя.
С 2006 г. Российская Федерация реализует целенаправленную политику меркантилизма, которая включает увеличение государственной поддержки сельскохозяйственного сектора. Насколько же эффективна такая политика и оправдывает ли она те средства, которые выделяет государство?
Если в 2003 г. финансовая поддержка аграрного сектора экономики составляла 0,2% ВВП России, то в 2010 г. данный показатель увеличился до 0,7%. Автор полагает, что такая финансовая поддержка должна быть в объеме, не меньшим 3-4% ВВП страны. По данным Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, в 2010 г. суммарные расходы России на поддержку сельского хозяйства составили 2,8 млрд долл., тогда как в Европейском союзе - 10,1 млрд евро, а в США - 69,8 млрд долл. При этом расходы на маркетинг и продвижение продукции сельского хозяйства в 2010 г. в странах Европейского союза составили 3 млрд евро, в США - 60 млрд долл., а в нашей стране были равны нулю [9].
Подобная практика отсутствия маркетинговой политики государства, направленной на продвижение отечественного продовольствия на внешний рынок, безусловно, не отвечает идеям меркантилизма в части активной государственной экономической политики. Вместе с тем в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.* уже отдельным пунктом выделяется такое направление, как «развитие инфраструктуры и логистического обеспечения
* Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717. URL: http://gosprog. ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva.
-38 (275) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
рынков продукции». Данный факт можно считать позитивным, хотя оценка эффективности реализации данного направления еще впереди. Главное, чтобы предстоящие инфраструктурные и логистические изменения позитивно сказались в том числе и на повышении конкурентоспособности нашего продовольствия на мировых рынках.
По данным российского Национального союза экспортеров продовольствия (НСЭП), за 2006-2013 гг. наша страна нарастила как импорт, так и экспорт агропродовольственной продукции (рис. 1). Несмотря на то, что в последние годы существенно возросла государственная поддержка аграрного сектора экономики, наблюдалась позитивная динамика производства отечественной продукции, сальдо внешней торговли агропродо-вольственной продукцией остается весьма высоким. Это указывает на то, что, во-первых, Россия еще не обеспечивает в полной мере свои потребности в продовольствии и, во-вторых, что протекционизм государства на внешних рынках весьма слаб.
Меркантилизм как государственная политика регулирования в аграрном секторе экономики должен основываться на следующих основополагающих принципах. Во-первых, на стимулировании отечественного производства в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности, во-вторых - поддержке отечественных производителей, способных предоставлять на внешний рынок конкурентоспособную продукцию с высокой
добавленной стоимостью, и, в третьих - поощрении отечественных компаний, оказывающих посреднические и консалтинговые услуги на внешних рынках. Подобный подход к государственной политике способен обеспечить приток в экономику значительных ресурсов.
Объективно необходимо отметить, что в продуктовом экспорте из России преобладает зерно, т.е., по сути, государство поставляет на внешние рынки первичную продукцию аграрного производства и, напротив, продолжает завозить из-за рубежа высокотехнологичные продукты - мясо, молоко, масло, сахар (рис. 2). Тем самым более высокая добавленная стоимость остается за пределами нашей страны. В
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Примечание. Составлено автором по данным [7].
Рис. 1. Динамика внешней торговли России агропродовольственной продукцией,
млн долл.:
1 - экспорт; 2 - импорт; 3 - внешнеторговое сальдо
%
100
80 -
60 -
40 -
20 -
Зерно
Мясо
Молоко
Картофель
Масло растительное
Сахар
Примечание. Составлено автором по данным [10].
Рис. 2. Состояние продовольственной безопасности Российской Федерации по состоянию на 2012 г.: 1 - импорт; 2 - собственное производство
350
300
250
200
150
100
50
270,0
243.° с
"■-«.,216,0 i
СО — i
2013
2014
меркантилизме сфере производства всегда уделялось большое внимание, поскольку она является базой для устойчивого развития эффективной внешней торговли. Именно «глубокая» переработка сырьевых ресурсов всегда была проблемой переориентация экономики на нужды экспорта.
Как отмечал Ч. Уил-сон, само по себе улучшение торгового баланса рассматривается меркантилистской доктриной как признак роста национального благосостояния [12]. Однако на это в современной России оказывают прямое влияние и внешние процессы. Традиционно считается, что присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) ставит под угрозу внутренний российский рынок, хотя это можно считать только «одной стороной медали». Правила ВТО могут также сказаться и на импорте продовольствия. От государства в данной ситуации требуется поддержка отечественных производителей, экспортирующих сельскохозяйственную продукцию, по которой в стране уже достигнут необходимый уровень продовольственной безопасности. При этом следует кардинально изменить аграрную политику, механизм распределения финансовых средств и внешнеэкономическую деятельность. С другой стороны, современная аграрная экономическая политика России должна учитывать те обязательства, которые взяты страной при подписании соглашения с ВТО. По оценкам Минсельхоза России, максимально допустимый объем продуктово-неспе-цифических мер государственной поддержки национального аграрного сектора экономики до 2020 г. будет снижаться (рис. 3).
В этой связи в качестве системных мер, обеспечивающих повышение роли меркантилизма в современной национальной аграрной экономической политике, можно выделить следующие положения:
• стабильность и преемственность аграрного курса государства посредством сохранения и корректировки эффективных направлений поддержки сельского хозяйства;
ж189,0
162,0
132,0
132,0
132,0
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Примечание. Составлено автором по данным [3]. Рис. 3. Распределение совокупного объема государственной поддержки из бюджетов всех уровней РФ по «корзинам» с учетом требований ВТО, млрд руб.:
1 - ограниченные продуктово-неспецифические меры поддержки («желтая корзина»);
2 - неограниченный объем поддержки («зеленая корзина»); 3 - максимально допусти-
мый объем продуктово-неспецифических мер поддержки по правилам ВТО
• системность общей политики, которая должна охватывать экономические, социальные и экологические аспекты сектора в сочетании с регулированием внутреннего рынка и обеспечением доступности на внешние рынки хозяйствующих субъектов;
• софинансирование приоритетных направлений сельскохозяйственного производства из федерального и региональных бюджетов;
• агропродовольственная политика должна являться предметом совместного ведения федерального центра и субъектов РФ;
• развитие государственно-частного партнерства, предполагающее объединение усилий государства и бизнеса для достижения эффективности современной аграрной экономической политики. Инструментами, обеспечивающими развитие
меркантилизма в современной аграрной экономической политике страны, должны являться:
• Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ;
• Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Таким образом, роль меркантилизма в современной национальной аграрной экономике заключается в усилении политики протекционизма. Это,
в свою очередь, предполагает активное участие государства в управлении аграрной экономической системой в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности и превышения экспорта сельхозпродукции над ее импортом, что приумножит богатство страны. Необходимость расширения внешней торговли должна стать важной экономической задачей наравне с развитием отечественного производства и внутренней торговли.
Меркантилизм в данном случае следует рассматривать как систему доктрин, гарантирующую обоснованную поддержку со стороны государства хозяйствующим субъектам в их деятельности по повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
Список литературы
1. Аникин А.В. Золотой фетиш и научный анализ: меркантилисты // Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 384 с.
2. Аникин А.В. Томас Ман: стратег торговли // Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 384 с.
3. Государственная программа на 2013-2020 гг. Министерство сельского хозяйства РФ. URL: http:// mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Зубков А.Б. История России, ХХ век. 18941939 гг. М.: Астрель-АСТ, 2010. 223 с.
5. История экспорта зерна Россией. URL: http:// ria.ru/hs_spravka/20100805/262152122.html.
6. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987. 766 с.
7. Национальный союз экспортеров продовольствия. URL: http://prodexport.ru/pages_9/index. html.
8. Посошков Н.И. Сочинения Ивана Посошкова. М.: Типография Николая Степанова, 1842. 346 с.
9. Савкин В.И. Приоритеты государства в обеспечении продовольственной безопасности России в условиях ВТО // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 43. С. 16-25.
10. Савкин В.И., Прока Н.И. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 25-37.
11. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Первобытно-общинный и феодальный способы производства в России. М.: Высшая школа, 1988. 272 с.
12. Cambridge Economic History of Europe. Vol. IV. Cambridge, 1967. p. 521.
National interests: priorities and security Priorities of Russia
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE DEVELOPMENT OF MERCANTILISM AND ITS ROLE IN MODERN AGRARIAN ECONOMIC POLICY OF RUSSIA
Vladimir I. SAVKIN
Abstract
Importance The mercantilism, by its essence, is connected with market relations, governed by the State. The Russian economy throughout the course of its history achieved the various degree of success while developing such relations.
Objectives The purpose of the work is the consideration of the evolution of mercantilism as a basis of active State policy, and also the identification of its role in the modern agrarian economy of Russia. Methods A system analysis of the development of mercantilism as a school of sciences and its influence on the agrarian sector of economy serves as the
methodology of the paper. The Russian Federation performs the purposeful policy of mercantilism, which comprises the increase of State support of the agricultural sector. In this situation, the State needs to grant support to the domestic producers through the stimulation of agricultural production exports, which facilitates achieving the required level of food security, in other words, it necessitates the drastic change of agrarian policy, the mechanism of distribution of financial assets, as well as the foreign economic activity. Results The result of the study is the established system of imperatives, which enhance the role of mercantilism in the modern agrarian economic policy. The imperatives
comprise the stability and continuity of the agrarian course of the State through the preservation and correction of the effective directions and measures of agriculture support; consistency of the policy which covers economic, social and ecological aspects of the sector in combination with the domestic market regulation and ensuring the foreign markets accessibility of the economic entities. Besides of this, the imperatives also comprise the joint financing of the priority directions of production from the federal and regional budgets. The agro-food policy should be a subject of joint competence of the federal center and the constituent entities of the Russian Federation. The public-private partnership's development assumes the great importance. It encompasses the integrating efforts of the State and business aimed at achieving the efficiency of the modern agrarian economic policy, and also defining the tools, ensuring the development of mercantilism in the modern agrarian economy of Russia.
Conclusions and Relevance I emphasize that the reached results may be applied in adjusting the State agrarian policy and the development of regional programs of domestic producers support.
Keywords: agrarian economy sector, State support, mercantilism, foreign trade, food security
References
1. Anikin A.V. Zolotoi fetish i nauchnyi analiz: merkantilisty. Opubl.: Yunost' nauki. Zhizn' i idei mys-litelei-ekonomistov do Marksa. 2-e izd. [Golden fetish and scientific analysis: mercantilists. In: The springtime of science. The life and ideas of the economist-thinkers prior to Marx]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 384 p.
2. Anikin A.V. Tomas Man: strateg torgovli. Opubl. : Yunost'nauki. Zhizn'i idei myslitelei-ekonomistov do Marksa. 2-e izd. [Thomas Man: a trade strategist. In: The springtime of science. The life and ideas of the economist-thinkers prior to Marx]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 384 p.
3. The State Program for the period up to 20132020. The Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Available at: http://mcx.ru/navigation/doc-feeder/show/342.htm. (In Russ.)
4. Zubkov A.B. Istoriya Rossii, XXvek. 1894-1939 gg [The History of Russia. The twentieth century. 18941939]. Moscow, Astrel'-AST Publ., 2010, 223 p.
5. The history of Russia's grain export. Available at: http://ria.ru/hs_spravka/20100805/262152122.html. (In Russ.)
6. Narodnoe khozyaistvo SSSR za 70 let. Yubileinyi statisticheskii ezhegodnik [The national economy of the USSR for the 70-year period. The jubilee statistical yearbook]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1987, 766 p.
7. The National union of food exporters. Available at: http://prodexport.ru/pages_9/index.html. (In Russ.)
8. Pososhkov N.I. Sochineniya Ivana Pososhkova [Works by Ivan Pososhkov]. Moscow, Tipografiya Nikolaya Stepanova Publ., 1842, 346 p.
9. Savkin V.I. Prioritety gosudarstva v obespeche-nii prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii v us-loviyakh VTO [The priorities of the State in ensuring the food security of Russia under the WTO terms]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika -Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 43, pp.16-25.
10. Savkin V.I., Proka N.I. Prodovol'stvennaya bezopasnost' gosudarstva: sostoyanie i prognoz [Food security of the State: the status and forecast]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of theory and practice of management, 2013, no. 1, pp. 25-37.
11. Khromov P.A. Ekonomicheskaya istoriya SSSR. Pervobytno-obshchinnyi i feodal 'nyi sposoby proizvodstva v Rossii [The economic history of the USSR. The primitive-communal and feudal systems of production in Russia]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1988, 272 p.
12. The Cambridge Economic History of Europe, Volume IV: The Economy of Expanding Europe in the Sixteenth and Seventeenth Centuries, Cambridge, 1967, 521 p.
Vladimir I. SAVKIN
Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation v.i.savkin@mail.ru