Партийная неделя как форма работы достаточно широко применялась в разных регионах страны. Всего в ходе ее проведения по 38 центральным губерниям России в партию вступило свыше 200 тыс. новых членов, среди которых 52,5% являлись рабочими, 40% - красноармейцами, 7% - крестьянами, 0,5% - прочие категории граждан. Из вновь принятых в РКП(б) 70 тыс. человек были мобилизованы в Красную армию [2].
В Саратовской губернии по решению V губернской партийной конференции мобилизация в РКП(б) прошла 16 - 22 ноября 1919 г. Но подготовительные работы начались сразу же после торжеств по случаю победы Октябрьской революции. В рамках намеченных мероприятий состоялось несколько собраний при широком участии представителей с мест. На них рассматривались вопросы организации партийной недели. Основными направлениями работы являлись: агитационно-пропагандистское (было распространено около 17 тыс. экземпляров различной литературы - листовок, газетных номеров, воззваний); организационно-массовое (в разных местах губернии состоялось свыше 40 митингов). В целях успешной реализации мероприятий в помощь уездным идеологам-активистам губком РКП(б) послал специально созданные группы из 2 - 3 человек [1. Ф. 27. Оп. 1. Д. 61. Л. 82 - 83; Д. 63. Л. 7].
Предметом пропаганды и агитации являлись программные положения РКП(б), уставные требования, текущее положение страны. Практически во всех случаях говорилось о важности партийной мобилизации, она рассматривалась как средство укрепления не только партии, но и защиты завоеваний революции. Внимание акцентировалось на таких задачах, как дальнейшее совершенствование мобилизационного механизма, разворачивание широкой разъяснительной работы в народных массах, очищение партии от недостойных элементов, воспитание молодых партийцев в социалистическом духе.
В результате проведенных мероприятий в ряды Саратовской губернской партийной организации вступило 9500 новых членов, в том числе 2500 рабочих и работ-
ниц, 7000 красноармейцев. В частности, в Вольском уезде было принято 1160 человек, в Аткарском - 920, в Петровском - 600, в г. Покровске - 1000 [1. Ф. 27. Оп. 1. Д. 63. Л. 103а]. В числе принятых в партию было около 600 женщин [4, с. 137]. В результате партийная организация губернии по численности своих членов стала второй после московской [2].
Представляет интерес профессиональный срез пополнивших ряды РКП(б). Подавляющее большинство являлись рабочими с низким уровнем грамотности. Например, в Береговом районе г. Саратова на каждую сотню принятых приходилось 100 строителей, 160 - рабочих водного транспорта, 150 - швейников, 43 - домовых служащих, 30 - работников общественного питания, 20 - пожарников [7, с. 130].
Таким образом, партийная неделя как форма мобилизационной работы позволила существенно увеличить численный состав РКП(б). Усилилась социальная опора РКП(б), окрепли первичные организации. Следует подчеркнуть, что это произошло в период, когда для советской власти сложилось трудное военно-политическое положение. Кроме того, взятый на вооружение в первые годы советской власти мобилизационный механизм в последующие периоды был доведен до совершенства, во многом определял содержание внутренней политики, стал одним из основных в решении политических и социально-экономических задач.
1. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО).
2. Известия ЦК РКП(б). 1920. 24 марта.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1967. Т. 39.
4. Очерки истории Саратовской организации КПСС. Саратов, 1965. Ч. 2. 1918 - 1937.
5. Правда. 1919.
6. Саратовские известия. 1919. 12 декабря.
7. Ткачёв В.И. Формирование советской политической системы. Октябрь 1917 - 1930-е годы (на материалах Поволжья). Саратов, 2005.
8. Х съезд РКП(б): стенограф. отчет. М., 1963.
[email protected] Александр Викторович Захаров,
доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Елена Александровна Ефимова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической и политической истории России, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ
Статья акцентирует внимание на одной из самых насущных проблем развития агропромышленного комплекса - мелиорации. Цель статьи - исследовать исторический опыт развития мелиорации, который может быть применим
УДК 94(47)
в современных условиях. Объектом исследования стала государственная деятельность по созданию мелиоративных товариществ в годы советской модернизации. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к изучению явлений и закономерностей различных сторон социально-экономической системы социалистической экономики, а также основополагающие принципы научного исследования - принципы объективности и историзма. При написании работы использовались основные методы изучения материалов - проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительный и системный. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о формировании и развитии системы мелиорации в Советском государстве. В результате проведенного исследования следует вполне закономерный вывод, что опыт, полученный в период советской модернизации, актуален для современной России.
Ключевые слова: мелиорация, плодородие земель, агропромышленный комплекс, мелиоративные товарищества.
A.V. Zakharov, Ye.A. Yefimova
DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL LAND IMPROVEMENT DURING SOVIET MODERNIZATION: HISTORICAL EXPERINCES AND LESSONS
The paper focuses on one of the most urgent problems of agricultural development, i.e. land improvement. The paper aims to explore the history of land improvement and its relevance in the present conditions. The authors study state initiative for creating land improvement cooperatives during in the years of Soviet modernization. The methodological framework of the study includes dialectical approach to the study of various phenomena and aspects of the socio-economic system of the socialist economy, as well as the fundamental principles of scientific research, i.e. objectivity and historicism. The research methods include chronological, retrospective, comparative and systematic problem. The theoretical significance of the research lies in creating a more complete understanding of land improvement in the Soviet state. The study concludes with the logical assumption that the experience gained during the Soviet modernization is still relevant to modern Russia.
Keywords: land improvement, soil fertility, agriculture, land improvement company.
В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации России является агропромышленный комплекс (АПК), от развития которого зависит не только благосостояние села, но и уровень продовольственной безопасности нашего государства. Не вызывает сомнения, что основным средством производства в сфере АПК выступает земля, качественные характеристики которой оказывают непосредственное влияние на сельскохозяйственное производство. Сокращение материально-технических и финансовых вложений в кризисные 1990-е гг. привело к резкому ухудшению качества сельскохозяйственных угодий в России. Форсированное разгосударствление земельного фонда и передача его в частные руки, недостаток финансовых средств для обслуживания гидротехнических сооружений только усугубили эту ситуацию [3, с. 157]. Нерациональное использование земель частниками, выражающееся в отсутствии у них элементарных агрономических знаний, нарушении севооборотов и экологической культуры привели к истощению земель. Недостаточность финансовых средств начинающих фермеров свело к минимуму использование удобрений. За эти годы значительно снизилось плодородие земель, повысилась их кислотность, уменьшилось содержание гумуса, многие посевные площади были заброшены и заросли кустарниками. Сегодня, по оценкам экспертов, продуктивность российской пашни более чем в 2 - 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС и США. Эти цифры в контексте продовольственной безопасности нашей страны вызывают определенную тревогу.
Аграрное производство в России сопряжено с высокими рисками, связанными прежде всего с естественны-
ми природно-климатическими условиями. Так, большинство сельхозугодий приходится на зону рискованного земледелия с недостаточными или неравномерными осадками. Так, например, в некоторых районах Поволжья из последних 50 лет 35 были засушливыми. Критическая ситуация сложилась в стране в 2010 г., когда аномальная жара и засуха в 43 субъектах Российской Федерации нанесла прямой ущерб в размере около 41 млрд руб. [9].
С каждым годом становится все более очевидным, что решающим фактором роста сельскохозяйственного производства, повышения рентабельности и конкурентоспособности российского АПК должна стать комплексная мелиорация земель. Широкое внедрение мелиоративных мероприятий позволит не только повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель, но и обеспечить продовольственную независимость от других стран.
По оценкам экспертов, в США, Германии и Китае доля мелиорированных угодий составляет от 35% до 80% пашни, в то время как в России эта цифра не превышает 5% [10]. В подобных условиях российским аграриям весьма сложно не только конкурировать на международных рынках, но и вести устойчивое хозяйство внутри страны, так как практически невозможно спрогнозировать урожайность из-за ключевого влияния на нее природно-климатических условий. Кроме того, принятый в 2005 г. Национальный проект развития АПК, преобразованный с 2008 г. в Государственную программу развития сельского хозяйства, предусматривает подъем животноводства, который повлечет за собой необходимость увеличения кормовой базы. Отсутствие оросительной системы в условиях постоянных засух
станет преградой на пути достижения поставленных целей.
Высокие риски ведения сельского хозяйства в нашей стране снижают его инвестиционную привлекательность для бизнеса, и, как следствие, отсутствие экономического потенциала становится тормозом в процессе возрождения российского села.
Очевидно, что кардинальная реорганизация мелиоративного комплекса требует огромных материально-технических и финансовых затрат, окупаемость которых растянется на долгие годы. Даже крупным агрокомплек-сам в одиночку это не по карману. Несомненно, что без государственной поддержки дело не сдвинется с мертвой точки. Понимая важность и актуальность мелиорации для дальнейшего перспективного развития сельского хозяйства и решения проблемы продовольственной безопасности страны, правительство РФ утвердило в январе 2013 г. Концепцию федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» [8], в которой наметило основные направления мелиоративных мероприятий на ближайшие годы. Конечно, это только первый шаг на пути к созданию мелиоративного комплекса в масштабах всей страны. И здесь на помощь придут исторический опыт и уроки мелиоративного строительства.
Первым этапом в развитии мелиорации в России стало создание в 1894 г. Отдела земельных улучшений при Министерстве земледелия и государственных иму-ществ, который занимался орошением земель и осушением болот. В 1902 г. был принят первый законодательный акт - «Правило об устройстве канав и других водопроводных сооружений на чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей», а с 1913 г. мелиорация была включена в число важнейших направлений деятельности государства. К сожалению, начавшаяся Первая мировая война не позволила выполнить намеченные планы.
Дальнейшее развитие мелиоративного хозяйства было связано с советским периодом истории государства. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила экономическое развитие всей страны. В сфере сельскохозяйственного производства открылись перспективы для осуществления комплексного мелиоративного строительства. В 1917 г. несколько раз менялся состав правительства, и водным хозяйством занимались в силу необходимости снабжения водой страны и населения. По окончании бурных событий в Наркомате земледелия были организованы Управление землеустройства и мелиорации и Управление мелиорации и торфа, просуществовавшие до 1946 года. Исследования водных ресурсов стали проводиться в интересах всего народного хозяйства, отличаясь при этом своим размахом и комплексностью. В мае 1918 г. глава советского правительства подписал декрет об ассигновании 50 млн руб. на оросительные работы в Туркестане. Для научного руководства всеми мероприятиями, связанными с изучением водных ресурсов страны, в 1919 г. был организован Российский гидрологический институт, который проводил гидрографические исследования рек, озер, водохранилищ, болот на Урале, в Казахстане, на Кавказе, на Дальнем Востоке и в других районах страны. В 1920 г. появился план электрификации России, разработанный с целью комплексного использования во-
дных ресурсов страны для нужд народного хозяйства. План ГОЭЛРО имел специальный раздел «Мелиорация и электрификация», подготовленный профессорами А.М. Дмитриевым и А.Н. Костяковым.
Если до 1917 г. проведение мелиоративных работ базировалось на производстве изысканий по гигантским проектам освоения новых площадей, на мелиорацию уже освоенных земель внимания обращалось относительно мало, то советская власть в корне изменила эту политику. Центр тяжести мелиоративных работ был перенесен на уже освоенные земли, к этим работам привлекались широкие слои населения. Перспективный план Госплана СССР, составленный профессором А.Н. Костяковым, сосредоточил внимание на поддержании, реконструкции, восстановлении уже имеющихся и освоенных гидромелиоративных сооружений. В планах на ближайшее пятилетие намечалось провести мелиоративных работ на 80 млн руб., из которых 10 млн руб. выделялось из государственных бюджетных средств, из местного бюджета - 18 млн руб., из средств самого населения - более 52 млн руб. (26 млн руб. - из ссудного кредита, выплачиваемого населением, и 26 млн руб. -непосредственно за счет земледельцев). В условиях послевоенной разрухи, при отсутствии в государстве достаточного количества средств для укрепления сельского хозяйства и его интенсификации ставка делалась на мелиоративную кооперацию, которая, объединяя силы и финансы населения, должна была глубоко проникнуть в деревню. Подобная практика уже существовала в США, где 50% мелиоративных земель приходилось на долю кооперативных товариществ.
Толчком к началу проведения крупномасштабных проектно-изыскательских, а затем и строительных работ по водному хозяйству явилось постановление Совета Труда и Обороны страны от 29 апреля 1921 г. «О борьбе с засухой», в котором борьба с засухой признавалась «делом первостепенной важности для сельскохозяйственной жизни страны и мероприятия, предпринимаемые в этом направлении, имеющими боевое значение». В 1922 г. состоялся первый мелиоративно-землеустро-ительный съезд России, принявший решения по комплексной мелиорации земель и создании мелиоративных товариществ. Постановление советского правительства и первого мелиоративно-землеустроительного съезда послужили началом организованных водохозяйственных работ в различных регионах страны. Яркой страницей в истории нашей страны стало движение по объявлению строительства объектов мелиорации и водного хозяйства народными стройками: Невинномысской плотины и Невинномысского канала, Большого Ставропольского канала, каскада водохранилищ на реке Волге, канала им. Москвы, Беломорканала и многих других.
Первое мелиоративное товарищество было создано в 1917 г., в 1918 г. - еще одно, в 1919 г. - 7, в 1920 г. - 19, в 1921 г. - 383, в 1922 г. - 520, в 1923 г. - 1238 [4, с. 20]. Во многих районах, в особенности в местностях, пострадавших от голода, мелиоративные товарищества создавались земельными обществами, сельскохозяйственными артелями и иными кооперативными товариществами. В общей сложности по всей республике количество мелиоративных товариществ составляло не менее 2500. Это свидетельствовало о том, что мелиоративная кооперация, несмотря на ее специфические особенности (публично-правовой характер, малоизвест-
ность, технические трудности), вполне прижилась на русской почве.
Мелиоративные товарищества создавались и в засушливом Поволжье. По неполным данным, в Симбирской, Самарской, Саратовской, Царицынской и Астраханской губерниях насчитывалось 257 товариществ. Их силами уже к концу 1923 г. было орошено 4270,25 дес., обводнено 32 000 дес., раскорчевано, удалено кочек и осушено 200 дес., восстановлено орошение на площади 3000 десятин. Всего было мелиорировано 39 470 десятин. По России мелиоративные работы охватили 220 733 дес., что в 25 раз больше, чем в дореволюционной России [4, с. 23].
Эффективность деятельности мелиоративных товариществ была доказана в период засухи 1924 г. в Поволжских губерниях и на Северном Кавказе. Правительство приняло решение оказать помощь: организовать общественные работы и выделить 14 млн руб., предоставив тем самым населению возможность заработать, создать новые мелиоративные сооружения, лесонасаждения, побудить население заниматься этими работами в будущем. 80% отпущенных средств ушло на заработную плату. Во время работы выявились недостатки в организации мелиоративных товариществ: не хватало инвентаря, технических специалистов; медлительность на сельскохозяйственном фронте сокращала срок работ на гидротехнических объектах. Однако даже в условиях приобретения опыта в Саратовской губернии было возведено 434, в Самарской - 251, в Царицынской - 110, в Воронежской - 70 новых гидросооружений. Законченные сооружения передавались в эксплуатацию земским обществам, мелиоративным товариществам, артелям по особым договорам, предусматривающим охрану, ремонт и уход [5, с. 35 - 38; 6].
Мелиорация земель в левобережье Волги продолжилась и в дальнейшем. Например, весной 1925 г. в Пугачевском уезде Саратовской губернии предстояло произвести работ на площади 1 500 000 дес., в Новоузен-ском уезде - на 850 000 дес., в Царицынской губернии - на 850 000 десятинах. По подсчетам местных властей, на каждую десятину требовалось затрат по 25 копеек. Население не могло оплатить такую сумму, поэтому возникла следующая пропорция: 25% (912 500 руб.) оплачивало население, на остальную сумму выделялся госкредит - 684 375 руб. [2. Ф. 841. Оп. 1. Д. 3. Л. 10].
Полномасштабные работы по мелиорации могли начаться только при условии их финансирования. Постановлением ЦИК и СНК от 8 июля 1925 г. «О состоянии плана землеустроительных мероприятий в засушливых районах», которыми признавались Астраханская, Сталинградская, Самарская, Воронежская, Ульяновская, Омская, Алтайская губернии и Калмыцкая автономная область, в целях планомерной и систематической борьбы с засухой, для создания устойчивого крестьянского хозяйства в засушливых районах учреждался особый фонд. На трехлетний период (1926 - 1929 гг.) на борьбу с засухой и на мероприятия по землеустройству выделялось 13 500 000 руб. в порядке долгосрочного кредитования [2. Ф. 841. Оп. 1. Д. 3. Л. 160].
Комплекс задач, рассчитанных на более длительные перспективы, был определен на общесоюзном совещании в январе 1926 года. Были разработаны теоретические основы водно-мелиоративного фонда: его средства должны были формироваться из первоначального госу-
дарственного ассигнования; 10% отчислений от доходов всех государственных земельных имуществ; сборов за пользование водой для орошения водоснабжения и водной энергией; от построенных за счет государства гидротехнических сооружений; сборов за сплавленную древесину по судоходным каналам и рекам; налогов на концессионные мелиоративные предприятия; чистого дохода от эксплуатации мелиорированных земель; процентов и обратных поступлений по ссудам мелиоративного фонда.
Оговаривались расходы мелиоративного фонда: непосредственное производство государственными и мелиоративными организациями водных систем и неудобных земель с тем, чтобы доход поступал в мелиоративный фонд; выдача процентных ссуд кооперативам и общественным организациям для производства мелиоративных с тем, чтобы проценты возвращались в фонд [7, с. 8 - 15].
Если в левобережных районах население, не один раз страдавшее от засух, активно отзывалось на призыв организовывать мелиоративные товарищества и включалось в реальный процесс по созданию ирригационных систем, то в правобережье народ в этом отношении был несколько пассивен и не торопился к открытию коллективных обществ. Здесь уже сложилась традиция вести хозяйство в одиночку, тем более что климатические условия позволяли это делать. Засухи если и имели место, то не носили такого опустошительного характера, как на левом берегу Волги. Например, в Балашовском округе местные власти понимали важнейшее значение обводнительных сооружений в сельском хозяйстве. Их наличие обусловливало и стимулировало расселение многодворных селений на отдельные поселки. Создавались условия для правильного использования пастбищных угодий. Однако обводнительные сооружения округа находились в катастрофическом состоянии и требовали принятия решительных мер в деле восстановления и дальнейшего строительства; другие мелиоративные работы вообще не проводились.
Президиум Балашовскоого окружного исполнительного комитета, собравшийся 22 августа 1928 г., признал, что план по мелиоративным работам на 1928 г. в округе выполнен далеко не в полной мере - приблизительно на 20%. Это объяснялось недостаточностью средств, отпускаемых для этой цели, как кредитующими организациями, так и госбюджетом, а также самим населением, отсутствием договоров населения на получение кредита для мелиоративных целей, необеспеченностью производства работ строительными материалами, недостаточностью и неподготовленностью технического персонала окружного районного отдела земельных улучшений.
Аналогичная ситуация сложилась в Самойловском районе, где обследование состояния мелиоративных работ, проведенное весной-летом 1929 г., установило, что из 6 планировавшихся мелиоративных товариществ не было создано ни одного. Работы строительного характера почти не проводились. Изыскания по 8 намеченным объектам не начаты, смет и проектов нет, население к производству работ не организовано, что в конечном итоге затрудняло продвижение кредитов. Основными причинами невыполнения плана считалось недостаточное руководство и контроль со стороны райзо (районного земельного отдела) работой гидротехника.
Чтобы избежать повторения ошибок по мелиоративным работам, а также в целях поддерживания в должном порядке гидромелиоративных сооружений, Балашовский исполком обратился в крайком с просьбой выработать «Положение о водовладении, водопользовании и регулировании взаимоотношений при совместном пользовании населения водоемами, а также об участиях в расходах по содержанию сооружений тех пользователей, которые не являются юридически ответственными лицами за сохранность сооружений». Кроме того, предлагалось произвести в 1928/29 г. учет всех гидротехнических сооружений по округу как в количественном отношении, так и в отношении состояния и значения для хозяйственной линии и на основании этого учета:
- выработать план восстановления сооружений с подразделением их на группы в порядке очереди;
- пропагандировать и содействовать организации мелиоративных товариществ и ряд других мероприятий содействующих мелиорации в целом;
- выработать план организации охраны обводнительных сооружений на весну 1929 г., приготовив с осени водоудерживающие сооружения к безболезненному пропуску вешних вод [1. Ф. Р-151. Оп. 1. Д. 45. Л. 2].
Таким образом, можно считать, что 1923 год стал поворотом в сторону укрепления мелиоративной кооперации. Ставка на крестьянское кооперирование блестяще оправдала себя. Чтобы создавать и использовать мелиоративные сооружения, необходима коллективизация, активное участие агрономов, гидротехников и других специалистов по эксплуатации. Полученный положительный опыт указал на необходимость дальнейшей перестройки государственного мелиоративного аппарата,
приспособленности его к нуждам крестьянской мелиорации. Требовалось совершенствование законодательной базы и использование заграничного опыта. Напрашивалось создание органов инспектирования и разработка стандартных типов инструкций по эксплуатации гидросооружений, постепенный переход на общесоюзное планирование и финансирование мелиоративных работ.
1. Балашовский филиал ГАСО.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).
3. Демидова Е.И., Рыбков А.Г. Земельные ресурсы постсоветского села и их использование в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Приволжского федерального округа) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2. Ч. 1. С. 156 - 158.
4. Ефремов Н. Мелиоративная кооперация и ее работа в РСФСР // Землеустроитель. 1924. № 1.
5. Копылов Б. Организация общественно мелиоративных работ // Землеустроитель. 1925. № 1.
6. Постановление Совета Федераций №477-СФ от 10.11. 2010. URL: Ь|Пр://соипсН.доу.ги/ас1м1у/0оситеп18/8433(дата обращения: 20.01.2014).
7. Распоряжение Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 37-р «О Концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70204250/ (дата обращения: 11.01.2014).
8. Российская газета. Столичный выпуск. 2011. 20 мая. № 5483 (107). URL: http://www.rg.ru/2011/05/20 (дата обращения: 20.01.2014).
9. Скорняков Е.Е. Мелиоративные вопросы общегосударственного значения // Землеустроитель. 1925. № 12. С. 8 - 15.
10. Федеральное агентство водных ресурсов. URL: http:// voda.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.01.2014).
УДК 94(47)(470)
Татьяна Александровна Захарова,
кандидат исторических наук, доцент факультета экономики и сервиса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
АТКАРСКОЕ УЕЗДНОЕ ЗЕМСТВО И ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (60 - 90-е годы XIX века)
Предметом исследования является деятельность Аткарского уездного земства Саратовской губернии по организации и обеспечению деятельности школ для крестьянских детей на территории уезда, укреплению их материальной базы, подбору педагогических кадров и повышению их квалификации, обеспечению школ учебниками, книгами для чтения учащихся, литературой для учителей, наглядными пособиями. В статье проведен анализ различных аспектов этой деятельности и ее результатов.
Ключевые слова: Аткарское уездное земство, земская школа, учащиеся земских школ, учебные и учительские библиотеки, санитарное состояние.
T.A. Zakharova
LOCAL SELF-GOVERNMENT (ZEMSTVO) IN ATKARSK AND THE PROBLEMS OF PUBLIC EDUCATION
(60 - 90-ies of the XIX century)
The paper studies the work of the Atkarsk uyezd zemstvo (local self-government) in the Saratov region and describes the organization and operation of schools for peasant children, providing financial and teaching support, recruiting and