УДК: 332.871
Симченко О. Л.
аспирантка, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматриваются ключевые аспекты необходимости оптимального развития механизма регулирования в сфере управления многоквартирными домами на примере Удмуртской Республики. Раскрыты особенности развития системы регулирования в зарубежных странах. Выявлена необходимость решения вопросов наиболее эффективного регулирования в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), саморегулируемая организация, добровольное саморегулирование, обязательное саморегулирование, совершенствование механизмов, управляющие организации.
В последнее время одной из актуальных проблем обеспечения устойчивого, сбалансированного и социально-ориентированного развития строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является развитие механизма регулирования.
Анализируя вопрос генезиса системы регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО), необходимо отметить, что ее создание приходится на начало девятнадцатого века. Больших успехов в реализации системы СРО добились страны Евросоюза, в частности Королевское общество британских архитекторов. Одним из первых шагов к ее формированию в США, в современном нам виде, был предпринят в 1934 г., когда был выпущен Закон о ценных бумагах и биржах [3].
Во многих странах саморегулирование базируется на системе допусков профессионалов. То есть инженеры-строители, архитекторы, проектировщики получают допуск, как профессионалы, специалисты. Система ответственности здесь привязана к ответственности физических лиц. В системе российского права за основу принята ответственность работодателя, то есть предприятия.
В нашей стране основополагающим документом в этой области является Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». В соответствии с данным законом «саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации по отраслевому признаку либо по признаку профессиональной деятельности определенного вида» [4].
В настоящее время саморегулирование может осуществляться как на обязательной (например, строительные компании, организации, осуществляющие энергетическое обследование, арбитражные управляющие), так и на добровольной основе (например, организации, управляющие многоквартирными жилыми домами). При этом единственным принципиальным отличием, которое существует у таких организаций, является правовые последствия, которые возникают в связи с вступлением в состав саморегулируемой организации и исключением из ее состава.
Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства — саморегулирование здесь носит пока добровольный характер и является в определенной степени гарантом добросовестности управляющей организации. В связи с чем возникает ряд вопросов по легитимности осуществления данной деятельности.
Роль же рыночных, экономических и профессиональных стимулов к развитию саморегулирования в ЖКХ на сегодняшний день сравнительно невысока. Указанное
обстоятельство во многом связано с тем, что в этой отрасли крайне слабо развиты репутационные механизмы, присутствует высокая инерционность общественного сознания, и отсутствует необходимый уровень доверия потребителей к субъектам предпринимательства. С другой стороны, и сами предпринимательские структуры далеко не всегда готовы и даже заинтересованы в развитии культуры управления, повышении эффективности собственной деятельности и обеспечении высокого качества ее результатов. Значительно чаще стратегические интересы предпринимателя ограничиваются выбором оптимальной подстройки к текущим условиям с ориентиром на извлечение максимально возможной прибыли уже в краткосрочной перспективе. В свою очередь, задачи совершенствования деятельности в целом, нацеленные на создание и реализацию конкурентных преимуществ в перспективе долгосрочной, как правило, отходят на второй план.
С целью децентрализации процесса регулирования в сфере управления многоквартирными домами, правительством был издан Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД». Тем не менее, большая роль по контролю качества работы управляющих компаний на законодательном уровне отведена общественным организациям, степень взаимодействия которых с существующими институтами регулирования остается недостаточной [1]. В связи с чем дискуссионным на сегодняшний день остается вопрос о необходимости обязательного саморегулирования в отрасли ЖКХ.
30 декабря 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации в целях «формирования единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности» [2] была утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. В соответствии с ней саморегулирование в сфере ЖКХ вновь осуществляется на добровольной основе.
Однако за последние годы число жалоб населения на качество предоставляемых работ и услуг в сфере управления многоквартирными домами увеличивается.
Примером того служит широко обсуждаемая на уровне Правительства РФ крайне тяжелая ситуация с отопительным сезоном (2015-2016 г.) в городе Ижевске Удмуртской Республики. Как сообщается в средствах массовой информации «с начала отопительного сезона в Ижевске зарегистрировано 588 отключений теплоносителя, что больше показателя на аналогичную дату прошлого года на 76%. Количество проблемных ситуаций с подачей горячей воды увеличилось на 51% до 932 аварий» [5].
Для сведения: в Удмуртской Республике находится 433 организации, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ, из них 354 — частные. Управлением многоквартирными домами занимается 115 организаций.
Формально данные организации отвечают всем требованиям Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
- присутствие нежилых помещений и оборудования, требуемых для выполнения работ в сфере ЖКХ (на любых законных основаниях);
- наличие штата сотрудников определенных специальностей для выполнения обслуживающих работ (включая сантехников, электриков, монтажников и некоторых других);
- исполнение ранее оформленных в отношении УК (не более трех неисполненных) предписания органа Госжилнадзора;
- отсутствие процедуры ликвидации, банкротства. [4].
Но это только внешние атрибуты, внутреннего содержания пока не достигнуто. Существующие утвержденные стандарты и правила объективно отражают лишь требования к управляющей организации, но не требования к выполнению и качеству работ в жилищном фонде, то есть ни одна из организаций, не выполняет в полной мере прописанных стандартов.
Собственники, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, не видят взаимосвязи между суммой оплаченных средств и объемом полученных услуг. Некоторые управляющие организации, в нарушение жилищного законодательства не составляют ежегодных планов по работам на многоквартирном доме, не представляют отчетов по его выполнению. Таким образом, у потребителей нет заинтересованности в управляющей организации, предоставляющей более широкий спектр услуг за большие деньги, так как это связано с большими рисками, при недобросовестной работе этой организации.
Анализ сложившейся ситуации в Удмуртской Республике позволяет констатировать основные проблемы регулирования в сфере ЖКХ:
1. Недоработка Стандартов и Правил деятельности управляющих организаций в жилищной сфере.
2. Коммерциализация деятельности системы добровольного саморегулирования и лицензирования, что представляет реальную угрозу качества предоставляемых работ и услуг.
3. Отсутствие технического регламента по обеспечению безопасности зданий, содержащий минимальный перечень обязательных работ.
4. Отсутствие инициативы и ответственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что существующее законодательство не обеспечивает в должной мере интересов потребителей услуг и не стимулирует управляющие организации к открытому и понятному взаимодействию с собственниками.
Изложенные в статье современные проблемы определяют приоритетные направления развития механизма регулирования в сфере управления многоквартирными домами на примере Удмуртской Республики, ориентированные на повышение ответственности бизнеса за качество и безопасность оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
Литература
1. Астафьев С.А. Механизм государственно-общественного регулирования в жилищной сфере: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Иркутск, 2016. — 40 с.
2. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://govemment.ru/media/flles/7rKYmwzAEONj7Meac9XkHfNBRRA9TA1K.pdf (дата обращения: 21.03.2016).
3. Рынок ценных бумаг: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е.Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 567 с.
4. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5. Яе§пиш информационное агентство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/2069124.html (дата обращения 21.03.2016).