Научная статья на тему 'Развитие механизма финансирования образовательного кредитования с помощью альтернативных источников погашения'

Развитие механизма финансирования образовательного кредитования с помощью альтернативных источников погашения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИК / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТ / СТАВКА / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фонова О. В.

В статье проанализированы проблемы и перспективы развития образовательного кредитования в России. Доказано, что предложение об использовании материнского (семейного) капитала в качестве альтернативного источника погашения образовательного кредита позволит привлечь в сферу профессионального образования дополнительные финансовые ресурсы и минимизировать риски невозврата кредитных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма финансирования образовательного кредитования с помощью альтернативных источников погашения»

УДК 336. 531.2:37

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПОГАШЕНИЯ

О. В. ФОНОВА,

аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: o. fonova@rambler. ru Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва

В статье проанализированы проблемы и перспективы развития образовательного кредитования в России. Доказано, что предложение об использовании материнского (семейного) капитала в качестве альтернативного источника погашения образовательного кредита позволит привлечь в сферу профессионального образования дополнительные финансовые ресурсы и минимизировать риски невозврата кредитных средств.

Ключевые слова: образование, источник, финансирование, кредит, ставка, материнский капитал.

Вопрос изыскания новых источников финансирования становится главной проблемой организации высшего профессионального образования.

Существуют различные варианты решения этого вопроса, одним из которых является использование программы полного или частичного кредитования высшего профессионального образования. Иными словами, предоставление доступных для большинства граждан образовательных кредитов, которые помогут сделать плату за обучение доступной для большинства российских семей.

Кредит на образование в России не пользовался большой популярностью, поскольку был связан с большими трудностями в оформлении, обязательном наличии залога и поручителей, а процентная ставка оставалась достаточно высокой для рядового заемщика. Однако в апреле 2010 г. была утверждена ставка по образовательному кредиту в

размере 5 % [7]. Это самая низкая в стране ставка по льготному кредитному продукту. Более выгодными стали также условия погашения кредита. Теперь срок, в течение которого заемщик должен вернуть кредит банку, составляет десять лет после окончания обучения в вузе. Наличие залога не требуется, а наличие поручителей обязательно только в случае, если заемщик к моменту заключения договора не достиг 18-летнего возраста.

Теперь студенту необходимо только хорошо учиться в вузе, на востребованной экономикой специальности (например, инженерной или медицинской) — таковы новые условия. В течение срока обучения и до трех месяцев по окончании вуза долг не выплачивается, а проценты выплачивает государство: на первом курсе — 60 % от величины процентной ставки, на втором — 40 %. По истечении трех месяцев после окончания вуза начинается оплата основного долга. Месячная выплата составляет порядка 4—7 тыс. руб., но погасить кредит можно и досрочно. Если долг не будет погашен, государство вернет банку 20 % его суммы.

Поскольку условия образовательного кредитования стали теперь очень выгодными, стоит ожидать, что его популярность в ближайшем будущем очень возрастет. В этой связи, по мнению автора, возможно рассмотреть в качестве источника финансирования образования материнский (семейный) капитал.

Федеральным законом [1] с 01.01.2007 установлены дополнительные меры государственной

Социальные финансы

40 (82) - 2011

поддержки семей с использованием материнского (семейного) капитала. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего и последующих) ребенка (детей), если ранее они не воспользовались этим правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский (семейный) капитал установлен в размере 250 000 руб., и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Например, на 2011 г. размер материнского (семейного) капитала составил 365 698 руб. 40 коп.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким направлениям. Таким образом, материнский сертификат также является источником финансирования образования.

Однако средства материнского (семейного) капитала по закону могут быть направлены на получение образования только ребенком (детьми). Причем как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

В связи с тем, что необходимость оплаты высшего профессионального образования стано -вится печальной реальностью для большинства российских семей, по мнению автора, средства материнского (семейного) капитала целесообразно направлять на получение образования не только ребенком (детьми), но и матерью и отцом ребенка (детей), поскольку получение высшего образования позволяет повысить социальный статус родителей, найти более высокооплачиваемую работу, соответственно, обеспечить более достойную жизнь детей, повысить благосостояние семьи в целом. Предлагаемая мера будет являться дополнительной мерой государственной поддержки семей, имеющих

детей, для создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Таким образом, это не противоречит положениям, установленным в Федеральном законе [1].

В последнее время образовательными кредитами воспользовалось немалое количество людей. Теперь они ежемесячно вынуждены выплачивать существенные суммы на погашение этого кредита. Риск потерять работу (или работоспособность) даже на короткий промежуток времени может обернуться проблемами в отношениях с банком-кредитором. Поэтому, несмотря на то, что при получении образовательного кредита в договоре предусматривается право заемщика на получение академического отпуска в связи с рождением ребенка или службой в армии, большинство заемщиков рассматривают рождение ребенка неприемлемым для себя, пока не выплачен кредит на образование.

В этой связи возникают две проблемы:

- финансирование высшего профессионального образования;

- повышение рождаемости.

Однако имеется выход из сложившейся ситуации: введение в механизм образовательного кредитования нового элемента: государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, который будет выступать в качестве источника финансирования долга (либо части долга) заемщика, а также процентов по этому долгу.

В настоящее время это предложение, по мнению автора, приобретает особую актуальность, поскольку в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ содержится поручение проработать вопрос о введении в субъектах Российской Федерации материнского капитала, финансируемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации [8], соответственно, и направления использования этих средств также будут прорабатываться на уровне субъектов РФ.

Образовательное кредитование с использованием материнского (семейного) капитала можно представить в пять этапов (рис. 1).

Первый этап — абитуриент поступает в вуз, заключает с учебным заведением договор на оказание платных услуг. При этом вуз должен иметь государственную аккредитацию и пройти ежегодный отбор в порядке и на основании критериев, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, для включения в перечень вузов для участия в эксперименте.

отдела банка, подтверждающих размер оставшейся задолженности;

иные документы, предоставляю-

— ■

Рис. 1. Схема образовательного кредитования с использованием материнского (семейного) капитала

Второй этап — студент выбирает банк, условия которого ему максимально подходят, собирает все необходимые документы, пишет заявку на предоставление кредитной линии в банке и предоставляет комплект документов на заемщика. При получении положительного решения банка (обычно в течение 3—7 рабочих дней) оформляются все необходимые документы в банке (открытие кредитной линии, договора поручительства и т. д.).

Третий этап — банк переводит деньги на счет учебного заведения. Далее студент своевременно вносит ежемесячные платежи (часть основного долга плюс проценты), раз в семестр предоставляет в банк справку из учебной части, подтверждающую, что он по-прежнему является студентом (так как если заемщик не предоставит справку, перечисление следующего транша (оплата нового семестра) не производится).

Четвертый этап. В случае если у студента появилось право на получение материнского (семейного) капитала, он обращается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и предоставляет на рассмотрение заявление о распоряжении материнским (семейным капиталом) на возмещение расходов (либо части расходов), к которой прилагает следующие документы:

- заверенные образовательным учреждением копии договора на оказание платных образовательных услуг, лицензии на право осуществления образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения;

- заверенные банком-кредитором копии договора образовательного кредита, платежных документов, подтверждающие перечисление банком средств вузу за этого студента, документов из кредитного

щие право на возмещение расходов.

Пятый этап. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет средства на соответствующий счет (лицевой счет) банка-кредитора для погашения кредитных обязательств заемщика.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, но не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая использования капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа).

По мнению автора, если у лица, имеющего право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на момент наступления этого права есть непогашенные обязательства по образовательному кредиту, целесообразно предоставить возможность воспользоваться им до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, аналогично случаю с ипотечными кредитами на жилье.

У лица, имеющего право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, должна быть возможность не только оплатить с его использованием образование, полученное ранее, но и получить первое высшее профессиональное образование без привлечения образовательного кредита.

В этом случае такое право может быть реализовано матерью не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, поскольку именно в этом возрасте для ребенка особенно важна тесная эмоциональная связь с матерью для его благополучного социального и психического развития в будущем. В отношении отца ребенка это право может быть реализовано и до трех лет со дня рождения ребенка.

Схема прямого использования материнского (семейного) капитала на получение высшего профессионального образования представлена на рис. 2.

Социальные финансы

40 (82) - 2011

Рис. 2. Схема прямого использования материнского (семейного) капитала на получение высшего профессионального образования

На первом этапе абитуриент поступает в государственный или негосударственный вуз (при этом вуз должен иметь государственную аккредитацию) и заключает договор на оказание платных образовательных услуг либо на оплату иных, связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

На втором этапе студент обращается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о распоряжении материнским (семейным капиталом) на возмещение расходов (либо части расходов).

На третьем этапе территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет средства путем безналичного перечисления на соответствующий счет (лицевой счет) образовательного учреждения, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг. Перечисление средств может осуществляться как единовременно, так и траншами в зависимости от стоимости обучения в семестре.

Лицо, получившее сертификат, вправе направить в территориальный орган Пенсионного фон-

да Российской Федерации заявление об отказе в направлении средств на получение образования с приложением копии приказа о предоставлении академического отпуска, заверенной образовательным учреждением.

При отчислении студента, на получение образования которого направлены средства, образовательное учреждение в недельный срок с даты издания приказа об отчислении направляет информацию об этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и лицу, получившему сертификат.

Проведем расчет стоимости образовательных программ с использованием образовательного кредита (см. таблицу). В качестве примера возьмем предлагаемые государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Мордовский государственный университет специальности (очная форма обучения): престижную и дорогостоящую — «Финансы и кредит»; менее популярную, но более доступную — «Филология. Русский язык и литература» [2—6].

Одно из достоинств образовательного кредита в том, что заемщику предоставляется возможность не оплачивать основной долг за весь срок обучения в образовательном учреждении. Однако к моменту окончания вуза за студентом числится солидная задолженность. В нашем примере это 193 000 руб., причем проценты по кредиту также становятся существенными. В частности, в 2010 г. эта сумма составит 34 740 руб. Молодому специалисту без опыта работы трудно найти высокооплачиваемую

Расчет стоимости образовательных программ с привлечением образовательного кредита

Учебный год Стоимость Ставка Остаток основно- Проценты по Стоимость

обучения, руб. по кредиту, % го долга, руб. кредиту, руб. учебного года, руб.

Специальность «Финансы и кредит»

2005/2006 30 000 18 30 000 5 400 35 400

2006/2007 33 000 18 63 000 11 340 44 340

2007/2008 38 000 18 101 000 18 180 56 180

2008/2009 46 000 18 147 000 26 460 72 460

2009/2010 46 000 18 193 000 34 740 80 740

Всего... 193 000 — — 96 120 289 120

Специальность «Филология. Русский язык и литература»

2005/2006 18 000 18 18 000 3 240 21 240

2006/2007 22 000 18 40 000 7 200 29 200

2007/2008 23 000 18 63 000 11 340 34 340

2008/2009 27 000 18 90 000 16 200 43 200

2009/2010 27 000 18 117 000 21 060 48 060

Всего... 117 000 — — 59 040 176 040

проблемы и решения ' 39

работу, поэтому оплата образовательного кредита из заработной платы будет отнимать значительную часть семейного бюджета.

Но если у заемщика появилось право на получение материнского (семейного) капитала, то он может погасить образовательный кредит с помощью государственного сертификата. Если право на сертификат возникло в 2010 г., то сумма, которую можно будет использовать на оплату обучения, составит 343 278,78 руб. Полная стоимость обучения (без учета процентов) в нашем примере составила 193 000 руб. Таким образом, после использования части материнского (семейного) капитала на образование остается еще значительная сумма, которую можно будет использовать в соответствии с законодательством (343 278,78 — 193 000 = 150 278,78 руб.).

Полная стоимость обучения (без учета процентов) по специальности «Филология. Русский язык и литература» составила 117 000 руб. Таким образом, после использования части материнского (семейного) капитала на образование остается сумма, достаточная для оплаты еще одной образовательной программы (343 278,78 — 117 000 = 226 278,78 руб.). Например, если оба родителя на момент получения права на материнский (семейный) капитал имели непогашенные образовательные кредиты и обучались по приведенным выше специальностям, то у них появляется реальная возможность эти кредиты оплатить (343 278,78 — 193 000 — 117 000 = 33 278,78 руб.).

Расчеты были произведены с использованием условий кредитования, действовавших в период с 2005 по 2009 г. Однако с 01.04.2010 действуют новая ставка по образовательному кредиту (5 %) и новые условия кредитования, которые делают образовательный кредит более доступным. Поэтому закономерно ожидать повышения интереса студентов к этому виду кредита. Соответственно,

возможность использования материнского капитала на оплату высшего образования станет еще более реальной. Кроме того, аналогичную схему можно использовать для финансирования не только высшего, но и среднего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры и др.

Список литературы

1. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

2. О стоимости обучения по договорам с возмещением затрат на 2005/2006 учебный год: протокол заседания ученого совета МГУ им. Н. П. Огарёва от

26.04.2005 № 6.

3. О стоимости обучения по договорам с возмещением затрат на 2006/2007 учебный год: протокол заседания ученого совета МГУ им. Н. П. Огарёва от

02.06.2006 № 5.

4. О стоимости обучения по договорам с возмещением затрат на 2007/2008 учебный год: протокол заседания ученого совета МГУ им. Н. П. Огарёва от

27.03.2007 № 3.

5. О стоимости обучения по договорам с возмещением затрат на 2008/2009 учебный год: протокол заседания ученого совета МГУ им. Н. П. Огарёва от

27.05.2008 № 6.

6. О стоимости обучения по договорам с возмещением затрат на 2009/2010 учебный год: протокол заседания ученого совета МГУ им. Н. П. Огарёва от

29.09.2009 № 8.

7. Образовательные кредиты на льготных условиях будут давать под 5 % годовых. URL: http://uchenik. org/education-news/novosti-vuzov/ obrazovatel-nye-kredity-na-l-gotnyh-uslovijah-budut-davat-pod-5-godovyh. html.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010. URL: http://президент. рф/news/9637.

40 ^ проблемы и решения

ХЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.