Научная статья на тему 'Развитие маркетинга территорий в контексте реализации экологических приоритетов '

Развитие маркетинга территорий в контексте реализации экологических приоритетов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг территорий / стратегия / экологизация / экологическое предпринимательство / экологическая политика / marketing of territories / strategy / greening / environmental entrepreneurship / environmental policy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Антонов Владимир Николаев

В статье определено, что при формировании программы развития территорий на основе маркетинговых стратегий важно обратить внимание на решение вопросов экологизации территорий. Для реализации экологических приоритетов необходимо проводить организационные мероприятия с реализацией основных задач зеленого имиджа территорий и разработкой соответствующего бренда территории, что влияет на активизацию взаимодействия с целевыми аудиториями, непосредственно с инвесторами, которые с целью реализации экологических требований на протяжении всего цикла выполнения взаимосвязанных задач прилагают максимальные усилия по реализации планов развития маркетинга территорий. Уточнены недостатки внедрения инноваций в маркетинге территорий и взаимодействия заинтересованных лиц в реализации экологической политики развития территорий. Предложенные стратегические направления развития маркетинга территорий, которые направлены на реализацию экологических приоритетов, являются вектором дальнейших научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of marketing of territories in the context of the implementation of environmental priorities

The article determines that when forming a territorial development program based on marketing strategies, it is important to pay attention to solving issues of greening territories. To implement environmental priorities, it is important to carry out organizational measures with the implementation of the main tasks of the green image of the territories and the development of an appropriate brand of the territory, which affects the activation of interaction with target audiences, directly with investors, who, in order to implement environmental requirements throughout the entire cycle of interrelated tasks, make maximum efforts to implement plans for the development of marketing territories in order to solve problems to fulfill environmental priorities. The disadvantages of organizing the introduction of innovations in the marketing of territories and the interaction of stakeholders in the implementation of environmental policy for the development of territories are clarified. The formed and proposed strategic directions for the development of territory marketing, which are aimed at implementing environmental priorities, are a vector for further scientific research.

Текст научной работы на тему «Развитие маркетинга территорий в контексте реализации экологических приоритетов »

Научная статья УДК 332

doi: 10.47576/2949-1916.2024.1.1.001

развитие маркетинга территорий в контексте реализации экологических приоритетов

Антонов Владимир Николаевич

Донецк, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье определено, что при формировании программы развития территорий на основе маркетинговых стратегий важно обратить внимание на решение вопросов экологизации территорий. Для реализации экологических приоритетов необходимо проводить организационные мероприятия с реализацией основных задач зеленого имиджа территорий и разработкой соответствующего бренда территории, что влияет на активизацию взаимодействия с целевыми аудиториями, непосредственно с инвесторами, которые с целью реализации экологических требований на протяжении всего цикла выполнения взаимосвязанных задач прилагают максимальные усилия по реализации планов развития маркетинга территорий. Уточнены недостатки внедрения инноваций в маркетинге территорий и взаимодействия заинтересованных лиц в реализации экологической политики развития территорий. Предложенные стратегические направления развития маркетинга территорий, которые направлены на реализацию экологических приоритетов, являются вектором дальнейших научных исследований.

Ключевые слова: маркетинг территорий; стратегия; экологизация; экологическое предпринимательство; экологическая политика.

Для цитирования: Антонов В. Н. Развитие маркетинга территорий в контексте реализации экологических приоритетов // Региональная и отраслевая экономика. -2024. - № 1. - С. 10-14. doi: 10.47576/2949-1916.2024.1.1.001.

Original article

development of marketing of territories in the context of the implementation of environmental

priorities

Antonov Vladimir N.

Donetsk, Russia, [email protected]

Abstract. The article determines that when forming a territorial development program based on marketing strategies, it is important to pay attention to solving issues of greening territories. To implement environmental priorities, it is important to carry out organizational measures with the implementation of the main tasks of the green image of the territories and the development of an appropriate brand of the territory, which affects the activation of interaction with target audiences, directly with investors, who, in order to implement environmental requirements throughout the entire cycle of interrelated tasks, make maximum efforts to implement plans for the development of marketing territories in order to solve problems to fulfill environmental priorities. The disadvantages of organizing the

introduction of innovations in the marketing of territories and the interaction of stakeholders in the implementation of environmental policy for the development of territories are clarified. The formed and proposed strategic directions for the development of territory marketing, which are aimed at implementing environmental priorities, are a vector for further scientific research.

Keywords: marketing of territories; strategy; greening; environmental entrepreneurship; environmental policy.

For citation: Antonov V. N. Development of marketing of territories in the context of the implementation of environmental priorities. Regional and branch economy, 2024, no. 1, pp. 10-14. doi: 10.47576/2949-1916.2024.1.1.001.

Маркетинг территорий представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые разрабатываются и реализуются для решения вопросов жизнеобеспечения населения и создания условий для реализации функциональных задач органов власти, предпринимательских структур для выполнения стратегически важных задач для социально-экономического развития территории. При грамотной методике проведения маркетинг территорий становится идеологией, которая видоизменяет все сферы городской жизнедеятельности и заставляет их работать на выполнение поставленных задач [1, с. 288-291].

Правильное использование современных технологий маркетинга в целях развития территорий способствует значительному продвижению территориального бренда и активному формированию имиджа региона [2, с. 119-133].

В маркетинге территорий необходим здравый баланс, основывающийся на реальных преимуществах, значимых для потребителей территории (внешних и внутренних) стимулов и мотиваторов сотрудничества с ней, которые закрепляются в нематериальном имиджевом сопровождении и бренде, воздействующих на целевые аудитории и способствующих приращению потенциала территории [3, с. 162].

В ходе выполнения государственных, национальных и федеральных программ развития территорий, которые в настоящее время реализуются Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, предусматривается комплекс мероприятий, при реализации которых будут выполнены задачи по стимулированию развития экономической деятельности регио-

нальных территорий, для повышения уровня инвестиционного климата, повышения благоприятного имиджа территорий, продвижения территорий не только субъектов России, но и в целом государства [4, с. 44-50].

Обзор научных публикаций позволил выделить территории, которые могут включать объекты следующих географических типов в зависимости от их экономических и неэкономических функций: города-центры и агломерации (ЦА); периферийные города и поселки городского типа (ПУ); сельские районы (РА); сельскохозяйственные угодья (AR); природные заповедники и зоны отдыха (NR); дикие ландшафты (WL) [5, с. 120-134].

Фундаментальной базой для дальнейшего развития территорий является реализация значительного потенциала и обеспечение реализации инфраструктуры территорий, и это возможно в период развития цифровой экономики только тогда, когда уровень цифровой зрелости соответствует территориальным индикаторам, которые определяют приоритеты развития маркетинга территорий

В результате систематизации материалов научного исследования определены следующие ключевые области умного развития территорий, которые учитывают все принципы развития маркетинга и соблюдение условий обеспечения экологической безопасности: умное управление; умное население; умные технологии; интеллектуальная инфраструктура; интеллектуальная специализация.

Характерной чертой в развитии маркетинга территорий выступает расширяющая границы классификация территорий, которая активно развивается, и появляется большое количество классификационных признаков в разделении территорий.

Например, территории регионов принято

считать первичным звеном в развитии национальной экономической системы. В развитии территорий регионов значительное место занимают целевые группы, а именно потребители на определенных территориях, то есть население территории, предприятия, организации, учреждения, инвесторы, органы власти, туристы, и другие заинтересованные лица и партнеры.

При формировании концепции устойчивого развития целесообразно обращать внимание на поиск новой модели развития маркетинга территорий, которая будет предусматривать комплекс мероприятий по решению социальных, экономических, экологических возможностей для будущего поколения [6].

Исследования отдельных авторов указывают на то, что территории выступают как единое территориальное пространство, развитие которого требует использования стратегий зеленого маркетинга, которые направлены на реализацию экологических приоритетов [7].

Для реализации экологических приоритетов важно проводить организационные мероприятия с реализацией основных задач зеленого имиджа территорий и разработкой соответствующего бренда территории, что влияет на активизацию взаимодействия с целевыми аудиториями, непосредственно с инвесторами, которые с целью реализации экологических требований на протяжении всего цикла выполнения взаимосвязанных задач прилагают максимальные усилия по реализации планов развития маркетинга территорий с целью решения задач по выполнению экологических приоритетов.

В то же время они не раскрывают вопросы поэтапного формирования имиджа региона и управления имиджем в направлении его экологической составляющей.

Направления влияния маркетинга территорий в фокусе на социальное и инфраструктурное развитие территории - это иерархия с взаимосвязями. Воздействие маркетинга территорий должно быть оказано на реализацию экономических процессов субъектами хозяйствования, развитие экономического пространства территории, реализацию социальных и экологических программ развития территорий, инфраструктурное развитие территорий.

Воздействие на экономические процессы определяет согласование интересов субъектов взаимодействия в экономической, социальной и экологической сферах. Вызывает трансформацию всех процессов жизнедеятельности населения и функционирования сферы бизнеса и предпринимательских структур с учетом социальных, экономических и экологических интересов всех заинтересованных сторон для получения соответствующих выгод и результатов, которые предусматривают качественно новый уровень социального, экономического и инфраструктурного развития территории.

При формировании программы развития территорий на основе маркетинговых стратегий важно обратить внимание на решение вопросов экологизации территорий. Для этой цели необходимо обратить внимание изначально решение вопросов экологизации производства и с этой целью мероприятия должны быть направлены на уменьшение экологических рисков и в то же время удовлетворение потребности населения в качественной и экологически чистой продукции [8].

В ходе исследования следует остановиться и на недостатках организации внедрения инноваций в маркетинге территорий и взаимодействия заинтересованных лиц в реализации экологической политики развития территорий.

В России на основе активной позиции в развитии территорий с целью реализации государственных и федеральных программ появляется множество компаний, выступающих инициаторами экотехнологий и привлекающих клиентов к участию в экологических акциях.

Например исследования А. А. Малышева показали, что одной из причин препятствия ориентации предприятий на экологию являются сложившиеся устойчивые отношения с потребителями с имеющимися товарами, так как возникает ситуация отторжения или непринятия инновационного продукта или нового товара, так как у населения возникли привязанность и устоявшееся мнение относительно потребления определенных товаров. И относительно вопросов охраны окружающей среды важно выполнять требования государственных и надзорных органов и все мероприятия осуществлять согласно нормативным и правовым актам [9].

Также есть случаи, когда отдельные компании ограничиваются проведением голословных экомаркетинговых кампаний. Также существуют отдельные случаи, когда потенциальные клиенты компаний обладают низким уровнем экологического сознания.

Таким образом, маркетинг территорий должен быть направлен для реализации экологических приоритетов на повышение уровня экологического сознания и экологической культуры населения и клиентов компаний [10, с. 488-491].

Данное заключение обязательно должно найти отражение в основных этапах стратегии развития маркетинга территорий, реализация которых позволит эффективно достичь экологические приоритеты.

В текущей ситуации при маркетинговом планировании территориального развития продолжает доминировать центрально-периферийная модель распределения сосредоточенных усилий, основанная на флагманской ценности мегаполисов и масштабировании их опыта на вовлеченную периферию, которая формирует городскую агломерацию [11, с. 907-914].

При оценке территориального развития в маркетинговом планировании наиболее подходящими показателями для современных реалий являются сравнения и оценки регионального индекса человеческого капитала, индекса инновационного развития и индекса инвестиционной привлекательности.

Именно привлечение инвестиций способствует предоставлению возможностей для роста человеческого капитала и инновационной деятельности в территориальном развитии. По этой причине востребованы

имиджевые стратегии, смоделированные регионами, определяющие варианты сотрудничества с успешными инновационными, промышленными, компетентностными и другими центрами, поиск перспективных внутренних и внешних инвесторов.

В этом контексте решения, направленные на привлечение инвестиций в инфраструктуру территорий, привлечение желательных мигрантов (молодежи и инновационно ориентированных специалистов с необходимыми компетенциями) представляются ключевыми решениями в территориальном маркетинге. При таком подходе необходимо учитывать концептуальные положения маркетинга пространственного взаимодействия в сочетании с моделью устойчивого развития.

В решении из пула возможностей инвестиционной составляющей территориального маркетинга на современном этапе, на наш взгляд, также должен преобладать акцент на маркетинг устойчивого развития, отражающий приоритеты местных сообществ и социально ориентированного бизнеса.

Следование такой практике является разумным и способствует достижению стратегических целей, стоящих перед российскими регионами в рамках концепции маркетинга пространственного развития в направлении привлечения инвестиций в регионы в те проекты, которые отражают социальные, экологические и экономические приоритеты потребителей территориального продукта.

Именно данные стратегические направления развития маркетинга территорий, которые направлены на реализацию экологических приоритетов, являются вектором дальнейших научных исследований.

Список источников

1.Маркова И. Д. Некоторые теоретические аспекты маркетинга территорий // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 288-291.

2. Иванов Н. А. Территориальный маркетинг в эпоху развития цифрового пространства: особенности, проблемы и перспективы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 3А. С. 119-133.

3. Романишина Т. С., Митько О. А. Маркетинг территории: сущностные характеристики и основные подходы // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. № 4 (72). С. 162.

4.Губаревский Д. В. Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 32 (427). С. 44-50.

5. Nikitaeva A.Yu., Chernova O.A., Molapisi L. Smart territories as a driver for the transition to sustainable regional development and green economy // R-economy, 2022. Vol. 8(2). Pp. 120-134.

6. Marketing Management of Sustainable Development of Territories in Russia Sustainable Development of Regions, Typology of the Regions of Russia, Dynamic Modeling of Sustainable Development. URL: https:// www.researchgate.net/publication/298302219_Marketing_Management_of_Sustainable_Development_ of_Territories_in_Russia_Sustainable_Development_of_Regions_Typology_of_the_Regions_of_ Russia_Dynamic_Modeling_of_Sustainable_Development (дата обращения: 07.01.2024).

7. Natalya N., Mottaeva A. The role of green marketing in regional sustainability. URL: https://doi.org/10.1051/ e3sconf/202340208042 (дата обращения: 07.01.2024).

8. Пяткина О. О. Современные направления развития экологического маркетинга // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https:// scienceforum.ru/2014/article/2014001897?ysclid=lt7kv7sl5f23128815 (дата обращения: 07.01.2024).

9.Малышев, А. А. Развитие экологического маркетинга на предприятии // Отходы и ресурсы. 2019. № 1. URL: https://resources.today/PDF/05EC0R119.pdf (дата обращения: 07.01.2024).

10. Елизарова Ю. С., Разумовская Я. С. Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 488-491.

11. Bondarenko V. A., Botalova M. E., Guzenko N. V., Romanishina T. S. The Investment Component оf Territorial Marketing In The Sustainable Development. In I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, & A. S. Budagov (Eds.), Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021), vol 116. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2021. Pp. 907-914. European Publisher.

References

1. Markova I. D. Some theoretical aspects of territory marketing. Young Scientist. 2015. No. 2 (82). Pp. 288-291.

2. Ivanov N. A. Territorial marketing in the era of digital space development: features, problems and prospects. Economics: yesterday, today, tomorrow. 2017. Vol. 7. No. 3A. Pp. 119-133.

3. Romanishina T. S., Mitko O. A. Marketing of the territory: essential characteristics and basic approaches. Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2020. No. 4 (72). P. 162.

4. Gubarevsky D. V. State tools for promoting territories. Successful practices of territorial marketing in the regions of the Russian Federation. Young Scientist. 2022. No. 32 (427). Pp. 44-50.

5. Nikitaeva A.Yu., Chernova O.A., Molapisi L. Smart territories as a driving force of transition to sustainable regional development and green economy. R-economy, 2022. Volume 8(2). Pp. 120-134.

6. Marketing management of sustainable development of territories in Russia Sustainable development of regions, typology of Russian regions, dynamic modeling of sustainable development. URL: https://www. researchgate.net/publication/298302219_Marketing_Management_of_Sustainable_Development_of_ Territories_in_Russia_Sustainable_Development_of_Regions_Typology_of_the_Regions_of_Russia_ Dynamic_Modeling_of_Sustainable_Development (date of application: 07.01.2024).

7. Natalia N., Mottayeva A. The role of green marketing in ensuring regional sustainability. URL: https://doi. org/10.1051/e3sconf/202340208042 (date of reference: 07.01.2024).

8. Pyatkina O. O. New directions of development of kologicheskogo marketing. Materials of the International scientific research Conference. "Student Scientific Forum". URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014 001897?ysclid=lt7kv7sl5f23128815 (accessed 07.01.2024).

9. Malygev, A. A. The development of kologicheskogo marketing at the stage of preparation. Withdrawal and reforms. 2019. No. 1. URL: https://resources.today/PDF/05EC0R119.pdf (date of reference: 07.01.2024).

10. Elizarova Yu. S., Razumovskaya Ya. S. Ecomarketing as a promising direction for the development of modern business. Young scientist. 2016. No. 29 (133). Pp. 488-491.

11. Bondarenko V. A., Botalova M. E., Guzenko N. V., Romanishina T. S. The Investment Component оf Territorial Marketing In Sustainable Development. In I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova and A. S. Budagov (eds.), Economic and social trends in the sustainable development of modern society (ICEST-II 2021), vol. 116. European Proceedings on Social and Behavioral Sciences, 2021. Pp. 907-914. European publishing house.

Сведения об авторе

АНТОНОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, Донецк, Pоссия, [email protected]

Information about the author

ANToNoV Vladimir N. - Candidate of Economic Sciences, Donetsk, Russia, importapk2020@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.