ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РОСТА ЗАНЯТОСТИ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Л.Л. ГИШКАЕВА
Чеченский государственный университет,
г. Грозный
Рассматриваются особенности и направления развития малого бизнеса в Чеченской Республике. Большое внимание уделяется изучению проблем, с которыми сталкиваются чеченские предприниматели, определяется важность государственной поддержки предпринимательских структур региона.
Ключевые слова и фразы: предпринимательство; малый и средний бизнес; Чеченская Республика; занятость; государственная поддержка; рабочие места.
Коды классификатора JEL: L21, L26.
Становление рыночных структур в России невозможно без возрождения и развития предпринимательства, которое в годы советской власти являлось запрещенным видом деятельности. Так, за период с 1986 по 1990 гг. примерно 1200 человек было привлечено за занятие предпринимательством к уголовной ответственности.
Закономерное историческое развитие России с неизбежной сменой феодализма с господством натурального хозяйства рыночной экономикой (капитализм, по К. Марксу), основанной на товарном производстве, было нарушено победой большевиков в 1917 году и установлением советской власти.
Следует отметить, что к началу Первой мировой войны Россия достигла значительных успехов на пути развития капитализма, несмотря на довольно позднее вступление в данную стадию. «Россия сохи и цепи, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, подчиненной капиталистическому производству, в которой бы не наблюдалось столь же полного преобразования техники» [7].
«Перед бывшими соцстранами и, прежде всего, перед Россией стоит весьма трудная задача: вернуться в рыночную систему, но так, чтобы попасть не в ранний капитализм, а хотя бы в самый начальный этап современного общества. Для этого требуется сохранить весь российский научно-технический и образовательный потенциал (он очень высок), построить рыночную инфраструктуру (банки, биржи, конкуренцию, таможни, инвестиционные фонды, сервисные фирмы), поддержать бизнес (экономически и законодательно), перевоспитать антирыночный менталитет населения, избавиться от криминальной экономики, побороть монополизм» [2].
С принятием 10 апреля 1991 г. Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан СССР» был узаконен данный вид деятельности на территории страны и, таким образом, определен ориентир в сторону рыночных преобразований.
«Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира обеспечено развитием малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют как самостоятельно, так и интегрируясь с системообразующими корпорациями. Все это обеспечивается развитой системой финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, которая сложилась исторически и была создана для решения задач ускоренного экономического развития. При этом во всех странах финансовая инфраструктура малого и среднего бизнеса рассматривается государством как важнейший элемент национальной экономики»[4].
В передовых странах мира на долю малого бизнеса приходится примерно 70% всех предпринимательских единиц в стране, но большая часть ВВП и национального дохода страны создается акционерными обществами и представителями крупного бизнеса [9]. Огромный опыт в данном направлении накоплен в Тайване, где на долю малого и среднего бизнеса приходится 45% ВВП и 78% занятых в стране, выполняющих, таким образом, роль главного локомотива развития экономики [3].
В условиях постиндустриального общества возрастают потребности малого и среднего бизнеса в области внедрения инноваций, проведения исследований, маркетинга. Возникает необходимость в производстве в небольших объемах разных товаров с высокой добавленной стоимостью. Особенно большие возможности в данном направлении в таких сферах экономики, как здравоохранение, спорт, отдых, развлечения, производство фруктов и разведение
© Гишкаева Л.Л. , 2009
цветов, включая традиционные отрасли народного хозяйства. Практически во всех странах активно развивается средний и малый бизнес, который в полной мере учитывает современные особенности мировой экономики (такие, как инновационный императив, автономизация работника, его творческое взаимодействие с работодателем, высокие темпы реализации бизнес-идей на практике).
Важное значение при этом уделяется развитию предпринимательских качеств, к которым относят: потребность в научно-технических достижениях, склонность к принятию риска, личностные ценности, вера в возможность повлиять на ход событий связывают с национальной принадлежностью, в свою очередь, связывая менталитет того или иного народа с географическими, природно-климатическими особенностями существования.[1].
Именно в сфере малого и среднего бизнеса, как показывает практика, находятся резервы повышения занятости населения ЧР, так как население республики имеет склонность и способности к организации своего дела. Как отмечает У. Масаев — президент Союза промышленников и предпринимателей Чеченской Республики: «Чеченцы народ инициативный и трудолюбивый, дай им минимальные возможности для бизнеса — и они себя реализуют» [8]. В целом стоит отметить, что, по данным социологов, в ЮФО около 20% трудоспособного населения хотели бы заняться предпринимательством. Этот показатель втрое выше, чем по стране, даже выше, чем в среднем по Европе [14].
Развитие малого предпринимательства Чеченской Республики имеет свою давнюю историю. Еще во второй половине 80-х гг. с началом перестроечных процессов и принятия Закона «О кооперации» в республике начали появляться первые кооперативы — «генераторы» малого бизнеса, занимавшиеся производством и реализацией различных товаров и услуг. Предприниматели Чечено-Ингушетии очень активно развили предпринимательскую деятельность как на внутреннем рынке, так и за пределами республики. С принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» началось создание новых коммерческих структур различных организационно-правовых форм: товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типа, производственных кооперативов и др. До конца 1993 г. в республике происходил интенсивный рост предпринимательского сектора. С началом политического кризиса и двух последовавших военных кампаний в ЧР предпринимательскому сектору был нанесен значительный урон. Но даже в сложившейся обстановке предприниматели республики (в основном женщины) доставляли из соседних регионов различные товары для населения.
За период 2000-2009 гг. в республике наметилась положительная тенденция в развитии и росте данного сектора. Так, на 1 января 2009 г., по данным органов статистики, в Чеченской Республике зарегистрировано: 5721 малое предприятие частной формы собственности и 26 058 индивидуальных предпринимателей. Данные показатели превышают аналогичные показатели 2008 г. на 12% и 18% соответственно^]. Для сравнения приведем данные по Дагестану: 8600 малых предприятий, более 32 370 предпринимателей без образования юридического лица, 9600 крестьянско-фермерских хозяйств 13.
В то же время, по некоторым оценкам, в сфере малого бизнеса в Чеченской Республике работают (с учетом теневого сектора) не менее 120 000 человек, или свыше 50% от общей численности занятых в экономике. В целом по России в малом бизнесе занято не более 17-19% трудоспособного населения[12]. Наибольший удельный вес в малом бизнесе занимают предприятия торговли, общественного питания, сельского хозяйства, строительства, оказания различных услуг [10].
Чеченские предприниматели участвуют на республиканских, региональных и общероссийских ярмарках и выставках, получают награды и признание высокого уровня своей деятельности, имеют возможность конкурировать и заключать взаимовыгодное сотрудничество со всеми желающими. Что касается взаимодействия наших предпринимателей с зарубежными коллегами, то оно невозможно из-за действующего постановления Правительства РФ «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу РФ в пределах Северокавказского района».
— Предприниматели — это наиболее активная часть населения, это люди, умеющие решать проблемы. Именно с предпринимателями, их бизнесом, мы в Чеченской Республике связываем надежды на улучшение качества жизни всего населения, — отмечает Ш. Шуаипов (председатель комитета Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству).
Основными направлениями деятельности начинающих предпринимателей в республике являются, как правило, такие отрасли, как торговля или общепит. Однако в последнее время достаточно перспективными видами бизнеса стали строительство и производство стройматериалов. При этом отмечается тенденция вложения заработанного капитала в создание производственных предприятий. Большой интерес чеченских предпринимателей вызывает также промышленный розлив местных минеральных вод, высокое качество которых подтверждается на многих выставках и конкурсах. Стоит также добавить, что многие местные бизнесмены выбирают инновационные проекты, среди которых можно отметить разработку установки по изготовлению пластиковых труб, универсального мини-трактора [11].
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
202
Л.Л. ГИШКАЕВА
Субъекты малого бизнеса Чеченской Республики сталкиваются в целом с рядом таких трудностей, как:
♦ недостаточность собственных финансовых и материальных средств для создания и развития своего бизнеса;
♦ отсутствие рынка лизинговых услуг;
♦ отсутствие ликвидного залогового обеспечения и гарантий;
♦ отсутствие надежных правовых гарантий защиты прав собственности;
♦ отсутствие государственного страхования субъектов предпринимательства;
♦ нехватка квалифицированных кадров субъектов предпринимательства;
♦ отсутствие налоговых льгот для предпринимателей ЧР и несовершенство системы налогообложения;
♦ отсутствие гарантий социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
♦ ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу, реструктуризация предприятий;
♦ административные барьеры на пути становления и развития малого предпринимательства;
♦ несовершенство законодательства;
♦ высокие ставки арендной платы;
♦ частые проверки контрольно надзорных органов;
♦ коррупция должностных лиц;
♦ сложная криминальная обстановка;
♦ проблема землепользования;
♦ полное отсутствие возможности участия в приватизации госимущества в РФ 19912000 гг.;
♦ отсутствие программы возмещения ущерба, причиненного в результате событий 19942000 года;
♦ неукомплектованность Арбитражного суда ЧР для осуществления оперативной защиты прав предпринимателей ЧР [5].
Стоит также отметить слишком высокую стоимость перевода жилых помещений в категорию нежилых. Кроме того, многие предприниматели из-за дороговизны не в состоянии на сегодняшний день подключать свои коммерческие объекты к электросетям, газоснабжению и водоснабжению.
В целях поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике 12 мая 2005 года Правительством республики была утверждена программа развития и поддержки малого предпринимательства в ЧР «От выживания — к процветанию». К сожалению, предусмотренная на реализацию программы сумма 45,0 млн рублей после процедур согласования была снижена до 26,2 млн руб., и даже эти средства предприниматели не получили[10]. В то же время, по оценкам специалистов, для поддержки малых предпринимателей и дальнейшего развития предпринимательства в сложившихся условиях необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млн рублей [10]. Так, в Дагестане на развитие малого бизнеса было выделено 41 млн рублей, в Краснодарском крае — более 100 млн рублей, в Москве — 1 млрд 200 млн рублей [10].
Несмотря на мировой финансовый кризис, руководством республики принято решение выделить из местного бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства 140 миллионов рублей, тем самым увеличив ранее предполагавшуюся сумму в два раза.
Одними из основных мероприятий, реализация которых ожидается в ближайшие годы, являются программы поддержки начинающих предпринимателей — гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, образовательные программы, в том числе повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары. Также планируется поддержка приоритетных для Чеченской Республики пилот-проектов. Главными критериями в отборе таких проектов станет количество создаваемых рабочих мест, наполняемость рынка экспортозаменяемыми товарами.
Подчеркивая важность и значение малого предпринимательства для Чеченской Республики, Президент республики отмечает: «Вообще делать упор на развитие государственного сектора экономики — вчерашний день. Предприятия малого и среднего бизнеса создают во много раз больше рабочих мест, чем строительство крупных государственных предприятий. Причем создание новых рабочих мест в частном секторе происходит без затрат из государственного бюджета. Наоборот, поступления в бюджет только возрастают по мере расширения производств частных предпринимателей. Эффективность же государственного сектора экономики в разы меньше» [5].
По мнению автора, только государственная поддержка в устранении указанных барьеров в развитии малого бизнеса в Чеченской Республике сможет направить сектор малого предпринимательства региона в цивилизованное русло и таким образом решить в значительной степени проблемы занятости и доходов чеченского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Ростов-на-Дону : Феникс. 2002. С. 76-77.
2. Белоусов В.М. Экономическая теория в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. Изд-во: Феникс. 1998. С. 51.
3. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса — локомотив экономики (опыт Тайваня) // Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 128.
4. Выдержка из резолюции Второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 8 (23). С. 16.
5. «Госсектору пора уступить» // Газета «Грозненский рабочий» № 7 от 2 марта 2007.
6. «К качественно новому этапу развития» // Газета «Вести» № 42 от 18 марта 2009.
7. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. М.: Изд-во «Политическая литература», 1986. С. 514.
8. Масаев У. «Возродим республику вместе». М.: Изд. ООО «Виолена-М», 2003. С. 7.
9. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь, реализации // Вопросы экономики. 2002. № 10. С. 36.
10. «Развитию малого предпринимательства — государственную поддержку» // Газета «Молодежная смена» № 67 от 24 августа 2005.
11. Российская газета. Регион. № 148 от 12 июля 2007.
12. Саралинова Д.С. Обеспечение занятости населения как один из факторов восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Сбор. материалов межвузовской научной конференции «Экономика Чеченской Республики: тактика и стратегия восстановления и развития». Грозный. Изд. ЧГУ.
13. «Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Чеченской Республике» // Газета «Малый бизнес» № 1 от 1 марта 2006.
14. «Хлеб — проблема государственная» // Газета «Столица». № 44 от 4 июня 2005.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)