СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.145
развитие малого предпринимательства
как инструмент повышения эффективности экономики регионов с высокой концентрацией монопрофильных муниципальных образований
с. в. березнев,
доктор экономических наук, профессор, декан инженерно-экономического факультета E-maП: [email protected]
т. ф. мамзина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-maП: [email protected] Кузбасский государственный технический университет
В статье дан анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в городе Прокопьевске Кемеровской области, который одним из первых в России получил финансовую помощь в рамках государственной целевой программы модернизации экономики моногородов. Показаны возможные варианты расстановки приоритетов при определении направлений муниципальной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: моногород, малое предпринимательство, проблемы, перспективы, факторы, управление, приоритеты.
Проблема эффективного функционирования экономики и социальной сферы моногородов, отличительной чертой которых является большая зависимость от градообразующего предприятия, а также отсутствие или недостаток финансовых и других ресурсов, представляется серьезным сдерживающим фактором регионального развития.
Согласно методике Министерства регионального развития РФ 17 кузбасских городов относятся к монопрофильным. В них проживает почти 70 % населения области. Все они имеют общие черты: зависимость от добывающей отрасли, неразвитость социальной инфраструктуры, социальная напряженность и др. Тем не менее каждый моногород имеет свои особенности, обусловленные множеством факторов: природно-климатическим, культурно-бытовым, геолого-географическим, характером заселения территории. Именно специфика социально-экономического развития моногородов Кемеровской области определяет отсутствие единого комплекса мер по модернизации их экономики. Единственно безусловным инструментом является поддержка малого и среднего бизнеса в монопрофильных городах.
В то же время неблагоприятная внешняя деловая среда, а также исторические особенности
становления и развития малого бизнеса определили ряд особенностей, свойственных предпринимательству моногородов. Наиболее значимыми из них являются:
• общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании с незначительным инновационным потенциалом;
• низкий уровень квалификации кадров малого бизнеса;
• отсутствие навыков приспособления к сложной экономической обстановке;
• низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
• неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
• отсутствие стремления успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;
• работа при отсутствии достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг;
• недостаточная ориентация малого бизнеса на потребности рынка, отсутствие стратегии развития и др.
Однако, несмотря на довольно обширный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству моногородов, такой бизнес создает конкуренцию, способен быстро и эффективно заполнить любые ниши, которые образуются в потребительской сфере, его организация не требует значительных затрат. Кроме этого, предприятия малого бизнеса предоставляют необходимые рабочие места, являясь при этом главным источником трудоустройства высвобождающегося в результате сокращения профильных производств населения.
Таким образом, при составлении планов модернизации экономики монопрофильных муниципальных образования особое внимание следует уделять решению проблем малого предпринимательства.
Город Прокопьевск Кемеровской области стал одним из первых моногородов, получивших поддержку в рамках государственной целевой программы. Являясь третьим по численности населения, он оказывает огромное влияние на экономику и социальную сферу всего региона. При этом стоит учесть, что среди угольных городов Кузбасса в
г. Прокопьевске сложилась наиболее тяжелая обстановка, когда все действующие шахты объявлены несостоятельными, и в отношении них введена процедура банкротства. Кроме того, согласно выводам Института конъюнктуры рынка угля, наличие запасов на действующих горизонтах шахт ООО «Объединение «Прокопьевскуголь» (82,7 млн т, в том числе 70,1 млн т коксующихся марок) позволяет обеспечить работу шахт только до 2025 г.
Таким образом, необходимость решения задачи модернизации экономики г. Прокопьевска представляется безусловной, в том числе и как неотъемлемый элемент управления экономикой региона в целом. В связи с этим было проведено исследование проблем и перспектив развития малого бизнеса города.
По итогам 2009 г. Прокопьевск занял лишь 10-е место в рейтинге муниципальных образований в сфере «Развитие малого предпринимательства» (из 16 городских округов). Ни по одному из показателей, определяющему данный рейтинг - количество субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения, доля работников, занятых на малых предприятиях, доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций муниципального образования, распределение бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства в расчете на одно предприятие - город не превысил средних значений. По последнему из названных критериев он оказался в семерке худших.
В то же время г. Прокопьевск находится в числе лидеров по количеству субъектов малого бизнеса, занимая 3-е место среди городских округов. Однако значение данного показателя не может говорить о наличии положительной динамики и эффективности работы малых предприятий. Так, к числу основных проблем, выявленных по результатам оценки данных официальной статистики, была отнесена атомизация бизнеса («миниатюризация бизнеса») (большое количество субъектов малого предпринимательства при низком обороте в расчете на единицу бизнеса). При сравнении со среднероссийским и областным значениями отмечается значительное отставание оборота предпринимателей г. Прокопьевска: оборот, приходящийся на одно малое предприятие города, ниже среднекузбасского значения на 33,9 %, а среднероссийского - на 53,3 % (рис. 1).
Следовательно, говорить о способности действующего малого бизнеса города добиться колос-
РЕГИОНАЛЬНАЯ экономикА: теория и практика
3
РФ Кемеровская область г. Прокопьевск
Рис. 1. Оборот в расчете на одно малое предприятие, тыс. руб.
сального экономического и социального эффектов и тем более изменения монопрофильной структуры экономики города не приходится.
Перспектива ухода экономики г. Прокопьевска от монозависимости определяется, в том числе, и вероятностью положительного решения вопроса создания собственного бизнеса или найма на работу в уже функционирующее малое или среднее предприятие. Однако при выборе потенциальный бизнесмен или его наемный работник прежде всего оценивают уровень возможного дохода.
В то же время еще одной серьезной проблемой, выявленной по результатам оценки объективных по-
казателей, стал низкий уровень оплаты труда наемных работников и как следствие отсутствие мотивации для трудоустройства на предприятиях малого и среднего бизнеса безработных граждан и высвобожденного с угольных предприятий трудоспособного населения.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий составляет 8 617,6 руб., что ниже аналогичного показателя по всем организациям г. Прокопьевска на 5 060,4 руб., или на 37 % (рис. 2). При этом темп прироста обозначенного показателя по малым предприятиям с 2007 г. составил 25,3 %, а в целом по предприятиям и организациям городского округа заработная плата выросла на 31,2 %. Эти, на первый взгляд, положительные сдвиги не дают, тем не менее, существенных изменений внутренней среды «спрос - предложение».
Для наемного работника среднемесячная заработная плата в ведущей отрасли экономики г. Прокопьевска - угольной - в размере 17 241 руб., против 8 617,6 руб. на малом предприятии, наверняка, покажется более привлекательной.
В связи со сложившейся в городе обстановкой был запущен механизм снижения численности трудящихся по всем видам деятельности, связанной с добычей угля (за последние три года сокращение составило 1,6 тыс. чел.). За счет высвобождения трудоспособного
11-е место среди 16 городских округов Кузбасса
2007 г. 2008 г. 2009 г.
□ Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий - юридическихлиц
□ Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций г. Прокопьевска
□ Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций г. Прокопьевска по виду экономической деятельности «Добыча полезныхископаемых»
□ Среднемесячная начисленная заработная плата работников малыхпредприятий - юридическихлиц в РФ
Рис. 2. Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы работников малых предприятий - юридических лиц со среднемесячной начисленной заработной платой работников организаций г. Прокопьевска, в том числе по виду экономической деятельности
«Добыча полезных ископаемых», руб.
населения увеличилась численность предпринимателей и их наемных работников.
Вместе с тем пока рано говорить о том, что все высвободившееся работники угольных предприятий города, а также другие безработные откроют свое дело либо
30 041
2
/ л
26 119/
7 700
25 095 24 419
22 593
21 576
23 616
17 705 17 500
сов которого был и вопрос по проблеме поиска «свободных ниш». Ответ показал наличие в этом воп-
ОАО ОАО ОАО
«Распадская» «Южкузбассуголь» «Южный Кузбасс»
ОАО «СУЭК» (Кемеровский (филиал)
ООО «Объединение « Прокопьевскуголь»
Рис. 3. Сравнительный анализ уровня оплаты труда на ведущих угольных предприятиях Кузбасса, руб.: 1 - 2008 г.; 2 - 2009 г.
станут работниками малого и среднего бизнеса, ошибочно.
Города юга Кемеровской области, по сути, представляют собой агломерацию или компактную пространственную группировку городских поселений, объединенных в единое целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Поэтому высока вероятность перетока сокращенных работников угольных предприятий в соседние города, тем более что, как показывает статистика, уровень оплаты труда там значительно выше (рис. 3).
Таким образом, можно сформулировать вторую серьезную проблему, характерную для малого предпринимательства г. Прокопьевска: низкий уровень оплаты труда наемных работников, и третью проблему, по сути представляющую собой сдерживающий фактор дальнейшего успешного развития малого и среднего бизнеса и в целом экономики города, - низкий уровень доходов населения.
Тем не менее очевидно, что и население, обладающее низкими доходами, нуждается в услугах и продукции не меньше, чем те, кто обладает высоким уровнем достатка. Следовательно, существуют такие направления бизнеса, которые могут удовлетворять спрос населения на недорогие товары и услуги, при этом, позволяя предпринимателю получать прибыль.
В ходе исследования проблем развития малого и среднего бизнеса г. Прокопьевска наряду с оценкой данных официальной статистики был проведен опрос представителей бизнеса, в числе вопро-
росе значительных затруднений, на это указали более 65 % опрошенных.
Серьезным сдерживающим фактором в этом случае можно назвать отсутствие необходимой информационно-ресурсной базы. Предпринимателю из Прокопьевска или лицу, желающему открыть свое дело, необходим максимум информации, начиная от основ организации бизнеса и заканчивая показателями социально-экономического положения в городе, регионе и т. д. Кроме того, для определения свободных «рыночных ниш» нужны сведения об уровне освоения отдельных видов экономической деятельности и потребностях населения. Для получения достоверной и актуальной информации о ситуации на рынке города необходимо проведение систематического мониторинга, личных опросов, применение метода фокус-группы для оценки перспективности различных сегментов, их емкости, получения данных по качественным и количественным характеристикам пустующих ниш, ценовой политики и политики продвижения продукции и услуг для выбранных сегментов.
По данным анкетирования представителей предпринимательской среды, к основным причинам, препятствующим процессу инвестирования в малый и средний бизнес города, наряду с названными ранее, относятся:
• низкая рентабельность бизнеса;
• отсутствие собственных денежных средств в сочетании с недоступностью кредитных ресурсов;
• сложность подбора квалифицированного персонала;
• неэффективность взаимодействия органов муниципальной власти с представителями бизнес-сообщества, в том числе на уровне финансовой и информационной поддержки;
• высокая стоимость сырья;
• конкуренция (рис. 4).
1
Проблема общей политико-экономической ситуации в стране «Незаконные» методы конкурентной борьбы Высокий уровень конкуренции
Низкая рентабельность бизнеса
Сложность подбора и найма высококвалифицированного персонала
Неразвитость инфраструктуры Высокая стоимость сырья
Отсутствие навыков предпринимательской деятельности
Отсутствие или недостаточная поддержка со стороны органов местного самоуправления
Неэффективное взаимодействие органов муниципальной власти и представителей бизнеса
Недостаточное информационное обеспечение о программах поддержки
Коррупция
Отсутствие технологий
«Недоступность» налогового законодательства (проблема выбора налоговой системы, расчета и уплаты налогов и т.д.)
Нежелание сотрудничать с банками из-за высоких процентов Нарушение условий выполнения договоров
44,44 6,17 49,39
25,5 25,5 48
70 | 22,22 8,64
61,73 19,75 18,52
64,2 23 12,35
38,37 19,75 41,98
61,52 23,08 15
35,8 60,5 3,'
54,32 14,81 30,86
60 18 22
58 32,1 9,9
45 20 35
38,5 53,8 7,7
46,91 33,33 19,7
68 16 16
12,35 61,73 25,93
20
□ Проблема существует
□ Проблема не существует
40 60 80
□ Затруднились ответить
100
Рис. 4. Общее распределение ответов представителей малого предпринимательства г. Прокопьевска о проблемах, являющихся препятствием для развития бизнеса и инвестирования, %
Таким образом, по результатам анализа основных проблем, характерных для предпринимательской среды города Прокопьевска, можно говорить о низком уровне развития малого бизнеса.
К числу проблем, выявленных по результатам оценки объективных показателей (данных официальной статистики), относятся: • «атомизация» (миниатюризация) бизнеса, т. е. наличие большого количества субъектов малого
предпринимательства при низком обороте в расчете на единицу бизнеса; • низкий уровень оплаты труда наемных работников и, как следствие, отсутствие мотивации для трудоустройства на предприятиях малого бизнеса безработных граждан и высвобожденного с угольных предприятий трудоспособного населения. К числу сдерживающих развитие предпринимательства факторов относятся:
• низкий уровень доходов населения, а, следовательно, низкий платежеспособный спрос на товары и услуги малого бизнеса;
• недостаточность финансирования программ поддержки малого и среднего бизнеса средствами местного бюджета;
• отсутствие информационно-статистической базы для достоверного анализа тенденций развития малого и среднего бизнеса города и принятия необходимых управленческих решений и др.
Несмотря на ряд проблем, выявленных в результате анализа уровня и перспектив развития малого бизнеса города Прокопьевска, очевидным является то, что он обеспечивает социальную и политическую стабильность, способен смягчить последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в городское развитие, генерирует и использует технические и организационные нововведения.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и поэтому нуждаются в содействии со стороны муниципальных органов власти. Однако, несмотря на предпринимаемые муниципальными органами власти попытки, существуют серьезные недостатки в работе системы. Это касается, прежде всего, самого понимания понятия «поддержка малого бизнеса», которое сводится в большей степени к денежным инструментам (различного рода субсидиям, грантам и т. д.). Сокращение же административных барьеров и создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства уходит на второй план, хотя, по нашему мнению, именно они в большей степени влияют на развитие предпринимательской активности.
Тем не менее и на уровне финансовой поддержки работу местных органов власти вряд ли можно назвать эффективной. В частности, это касается недостаточности финансирования программ средствами местного бюджета. Так, в г. Прокопьевске на одно малое предприятие по итогам 2009 г. приходилось только 2,6 тыс. руб. из местного бюджета, что почти в 3 раза ниже среднеобластного значения (7,5 тыс. руб.) и более чем в 11 раз меньше максимальной величины поддержки в городских округах Кузбасса. Кроме того, существующая в городе система поддержки малого бизнеса не может быть эффективной без четкого определения приоритетов
развития, т. е. выбора тех направлений малого предпринимательства, которые как в текущий момент, так и в перспективе способны снижать социально-экономические риски территории, зависящей от успешности работы одной отрасли.
Таким образом, рассматривая роль предприятий малого бизнеса с точки зрения наращивания всех видов потенциалов города, муниципальным органам власти, на наш взгляд, необходимо рассмотреть предложенные варианты развития малого предпринимательства города, выбрав при этом тот, который будет отвечать поставленным задачам в определенной социально-экономической обстановке (см. таблицу).
Первый вариант предполагает сохранение ведущей роли традиционных отраслей промышленности в экономике города, таких как угольная, пищевая промышленности и строительный комплекс. Следовательно, основное направление деятельности вновь создаваемых субъектов малого бизнеса должно прямо или косвенно затрагивать угольную отрасль. Это может быть обслуживание, в том числе сервисное, горношахтного оборудования, производство спецодежды, организация общественного питания горняков и т. д. Для этого в городе
Расстановка приоритетов развития малого бизнеса г. Прокопьевска
Вариант расстановки Содержание приоритетов развития
I 1. Развитие традиционных отраслей промышленности, прежде всего угольной. 2. Развитие сферы услуг, в том числе транспортной отрасли, связи, торговли, управления, обслуживания внешнеэкономической деятельности. 3. Развитие образования, науки, культуры
II 1. Развитие сферы услуг, в том числе транспортной отрасли, связи, торговли, управления, обслуживания внешнеэкономической деятельности. 2. Развитие образования, науки, культуры. 3. Развитие традиционных отраслей промышленности, прежде всего угольной
III 1. Развитие образования, науки, культуры и высокотехнологичных отраслей, в том числе информационных технологий, наукоемкого машиностроения. 2. Развитие сферы услуг, в том числе транспортной отрасли, связи, торговли, управления, обслуживания внешнеэкономической деятельности. 3. Развитие традиционных отраслей промышленности, прежде всего угольной
есть определенные предпосылки. Точками роста являются угледобывающие предприятия. Основные из них семь шахт крутого падения, расположенные в черте города. Пять из них, входящие в ООО «Объединение «Прокопьевскуголь», сегодня находятся под управлением ОАО ХК «СДС-уголь» (отраслевой холдинг ЗАО ХК «Сибирский деловой союз»), а две шахты («Коксовая» и «Зенковская») входят в ООО «Шахтоуправление «Прокопьевское».
Особое внимание при развитии традиционных отраслей стоит уделить обеспечению продовольственной безопасности городского округа через развитие пищевой промышленности, что обусловлено наличием сырьевой базы, обеспечивающей перерабатывающее производство сельскохозяйственным сырьем в достаточном объеме. Примером могут послужить успешно функционирующие малые пекарни ИП Дадыкина, ИП Капустина, ИП Паршукова. Основными задачами развития отрасли являются повышение качества продукции, повышение маркетингового обеспечения производств, улучшение внешнего вида и привлекательности продукции, а также ее продвижение на региональный и внешние рынки.
Еще одной точкой роста малых предприятий в традиционном секторе муниципальной экономики может стать строительный комплекс. Развитию этой сферы экономики способствует наличие местных источников строительных природных ресурсов, а также рост цен на импортные строительные материалы. В эту отрасль в качестве полюса роста можно включить строительство жилья, в том числе адресное, производство строительных материалов. Необходимо ввести в практику поддержку малозатратного и экологического жилищного строительства, в том числе с привлечением сбережений населения, поощрение других общественных работ в сфере развития всех видов инфраструктуры, что помогает решать сразу несколько задач.
В частности, необходимо отметить эффект мультипликации, или, как говорят «снежного кома», суть которого состоит в «раскручивании» вслед за строительством множества смежных отраслей. Также индустрия строительных материалов, увеличивая объемы производства и сбыта, получает средства для развития, в том числе улучшения технологий по всем параметрам - от производительности до экологичности. В-третьих, развитие разных отраслей существенно снижает зависимость от импорта. В-четвертых, укрепляет отечествен-
ных товаропроизводителей, стабилизирует экономическое положение, позволяет хозяйствующим субъектам «не дергаться» под влиянием постоянных флюктуаций международных финансовых и товарных рынков.
Существенное внимание предполагается уделить развитию традиционных отраслей сферы услуг, в том числе транспортной отрасли, связи, обслуживанию внешнеэкономической деятельности, торговли.
При этом варианте развития отрасли образование, науки и культуры рассматриваются как вспомогательные, способствующие подготовке кадров для традиционных отраслей промышленности и сферы услуг.
Второй вариант стратегического выбора соответствует постиндустриальному типу экономики. Данный вариант стратегического выбора предполагает приоритетное развитие экспортных услуг, которые не перераспределяют уже имеющихся в городе доходов, а способствуют их привлечению извне. К числу таких отраслей относятся транспорт, связь, внешнеэкономическая деятельность, торговля, что в целом способствует развитию малого бизнеса.
Перспективы развития транспортной отрасли во многом связаны с выгодным географическим положением города, достаточной развитостью сети автомобильных и железных дорог. Город имеет хорошие перспективы как для развития транспортной отрасли, так и для развития смежных отраслей. Выход из кризиса угольных предприятий, машиностроения приведет к росту спроса на транспортные услуги. Будет развиваться маршрутная сеть общественного транспорта, на которой осуществлять перевозки пассажиров будут предприятия и организации всех форм собственности и частные перевозчики. Развитие крупного, малого и среднего бизнеса позволит в значительной степени расширить услуги связи.
Выгодное транспортно-географическое положение города можно рассматривать и как возможность организации узла пересечения товарных потоков, что создаст благоприятные возможности для развития оптовой торговли. В настоящее время данная отрасль активно развивается в крупных городах. Однако в малых городах, в том числе и г. Прокопьевске, ситуация обратная, что во многом обусловливается отсутствием необходимой инфраструктуры, квалифицированных кадров и финансовых ресурсов.
Третий вариант стратегического выбора предполагает приоритетное развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала, развитую индустрию информационных технологий и наукоемкого машиностроения.
Предпосылками для данного варианта развития должны стать эффективная социально-экономическая инфраструктура и высококвалифицированные кадры.
Этот вариант стратегического выбора предполагает приоритетность инвестиций в развитие человека. Данная стратегия предполагает также поддержку таких секторов экономики, как информационные технологии. Низкий спрос в экономике на квалифицированную рабочую силу уже сегодня приводит к оттоку специалистов сфер информатики, автоматизации производства, финансового и производственного менеджмента в крупные города России. В связи с этим усилия по повышению уровня человеческого потенциала должны сопровождаться улучшением инвестиционного климата, условий предпринимательства, стимулирования инновационных процессов, повышением удельного веса высокотехнологичных отраслей и ростом экспортной ориентации.
Таким образом, выбор из представленных вариантов расстановки приоритетов развития и, соответственно, поддержки малого бизнеса со стороны муниципальных органов власти, по сути представляющих собой малую модель выбора приоритетов комплексного планирования социально-экономического развития любого муниципального образования Кемеровской области и Кузбасса в целом, может быть осуществлен только на основе анализа имеющейся социально-экономической базы и уровня ее развития. При этом наиболее реальным и целесообразным, по мнению авторов, представляется первый вариант, предполагающий сохранение ведущей роли приоритетных отраслей, так как именно на этой основе может быть получен необходимый для дальнейшей жизнеспособности города экономический и социальный эффект, выраженный в налаживании и укреплении связей между малым бизнесом и крупными промышленными предприятиями, увеличении внутреннего муниципального продукта, количества
занятых на производстве, увеличении базы для формирования доходной части бюджета.
Список литературы
1. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.
2. Долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в г. Прокопьевске на 2008-2012 гг. URL: http:// www.pearlkuz.ru.
3. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ «город Прокопьевск»: решение сессии Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 22.12.2010 № 537.
4. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 г.: распоряжение коллегии администрации Кемеровской области от 28.07.2010 № 579-р.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.
6. Малые предприятия Кузбасса. 2007: стат. бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2008.
7. Малые предприятия Кузбасса. 2008: стат. бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2009.
8. Малые предприятия Кузбасса. 2009: стат. бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2010.
9. Муниципальные образования Кузбасса: стат. сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. Кемерово, 2010.
10. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2009 г.: постановление коллегии администрации Кемеровской области от 29.09.2010 № 430.