Научная статья на тему 'Развитие магистратуры регионоведческого направления в России в условиях расширяющегося межрегионального российско-китайского сотрудничества (на примере магистратуры "зарубежное регионоведение", профиль "регионоведение и этнология стран АтР")'

Развитие магистратуры регионоведческого направления в России в условиях расширяющегося межрегионального российско-китайского сотрудничества (на примере магистратуры "зарубежное регионоведение", профиль "регионоведение и этнология стран АтР") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / РЕГИОНОВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / RUSSIAN-CHINESE COOPERATION / КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КНР / CHINA COMPREHENSIVE STUDIES / MASTER'S PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна, Кремнёв Евгений Владимирович

В статье рассматриваются особенности развития магистратуры регионоведческого направления в России. Определяется степень влияния российско-китайского сотрудничества на развитие профильных магистерских программ, связанных с изучением социально-политических, торгово-экономических, культурно-исторических процессов в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of regional studies master’s programs in Russia in a condition of widening interregional Russian-Chinese cooperation (basing on the master’s program "Asia-Pacific regional studies and ethnology")

The article discusses the features of the development of Regional Studies Master’s programs in Russia. It determines the degree of influence of the Russian-Chinese cooperation in the development of specialized Master’s programs related to the study of socio-political, trade-economic, cultural and historical processes in China.

Текст научной работы на тему «Развитие магистратуры регионоведческого направления в России в условиях расширяющегося межрегионального российско-китайского сотрудничества (на примере магистратуры "зарубежное регионоведение", профиль "регионоведение и этнология стран АтР")»

России // Высшее образование сегодня. - 2013. № 5. - С.4-10.

4. Зайниев Р.М. Об организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов по математике // Казанский педагогический журнал. - 2014. № 3 (104). - С.66-72.

5. Зайниев Р.М. Преемственность профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз»: автореф. дисс.. ..докт.пед.наук. - Ярославль: ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2012. - 42 с.

6. Зайниев Р.М., Сафаров А.С. О профессиональной подготовке преподавателя математики технического вуза // Высшее образование сегодня. - 2015 № 4. - С. 23-25.

7. Зайниев Р.М., Сафаров А.С. От качественного приема к качественной математической подготовке студентов технических направлений // Казанская наука. - 2014 № 12. - С. 209-212.

8. Зайниев Р.М. Фундирование как теоретическое обобщение в математической подготовке специалистов инженерно-технического профиля // Общественные науки. - 2012. № 1. - С.257-262.

9. Ибрагимов Г.И.Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 248 с.

10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М,: Эгвес, 2000. - 272 с.

11. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 208 с.

Макеева С.Б., Кремнёв Е.Б.

развитие магистратуры регионоведческого направления в россии в условиях расширяющегося межрегионального российско-китайского сотрудничества (на примере магистратуры «зарубежное регионоведение», профиль «регионоведение и этнология стран атр»)

Современная уровневая система высшего профессионального образования в РФ позволяет развивать образовательные программы магистратуры регионоведческого направления. Регионоведение как отрасль знаний в настоящее время выступает одним из перспективных направлений научно-практической исследовательской деятельности, т.к. комплексность и системность знаний в рамках

данного направления позволяет анализировать региональные проблемы с разных сторон, и получать более достоверную информацию, апробированную с учётом использования методов различных наук. Анализ современных отечественных исследований в области теории и методологии регионоведческого знания показывает, что регионоведение определяется как комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учётом исторических, демографических, национальных, религиозных, культурологических, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общерегиональном и международном разделении труда [4, с. 10].

Вместе с тем, в системе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направление подготовки «зарубежное регионоведение» занимает место в группе направлений подготовки «Политические науки и регионоведение», наряду с такими направлениями, как «Регионоведение России», «Востоковедение и африканистика», «Политология», «Международные отношения», что еще раз доказывает важный характер междисциплинарности как основной характеристики этого направления.

Практика показывает, что в последние годы на рынке труда всё более востребованными являются специалисты с междисциплинарным уровнем знаний, и именно регионоведческое направление обеспечивает подготовку востребованных специалистов такого уровня, которые способны анализировать социально-политические, экономические, культурно-исторические процессы в различных регионах, используя навыки владения языком региона специализации.

за последние десятилетия в России отмечается всё более возрастающая тенденция, связанная с изучением такого макрорегиона, как азиатско-тихоокеанский регион (АтР). Понятие «АтР» это больше политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Данный макрорегион во многом определяет основные векторы политического, экономического и социального мирового развития.

Одним из ключевых факторов в рамках АтР выступает Китайская Народная Республика (КНР). Китай - одно из древнейших государств мира, которое на протяжении столетий являлось одной из самых развитых цивилизаций, а в настоящее время благодаря грамотному управлению, проводимой китайским руководством политики модернизации на основе социализма с китайской спецификой, Китай выступает одним из самых стремительно развивающихся государств мира в экономическом, культурном и социальном направлениях. В сложившихся условиях для России Китай выступает не только как приграничный регион, но и как надёжный партнёр. Из года в год РФ и КНР продолжают уверенно выстраивать и развивать отношения, которые официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное и доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие. Расширяющееся за последние десятилетия межрегиональное российско-китайское сотрудничество в области политики, экономики, культуры, образования, сервиса

и туризма определяет необходимость в подготовке международных специалистов высокого уровня, хорошо владеющих китайским языком, анализирующих политические, экономические, демографические, социальные, культурные и религиозные процессы в КНР.

Межгосударственные российско-китайские отношения в настоящее время переживают лучший период в истории, а беспрецедентный уровень взаимопонимания между Москвой и Пекином, в том числе единство и близость позиций по большинству вопросов, способствуют стабилизации обстановки в мире. Данные процессы на общетеоретическом и научно-практическом уровне анализируются в рамках магистерской программы обучения регионоведческого направления (профиль «Регионоведение и этнология стран АтР»). В процессе изучения таких научных дисциплин, как «История внешней политики Китая», «Внешняя политика России в отношении КНР» проводится комплексный, системный анализ российско-китайских отношений с применением социологических, исторических, политологических методов исследования; вводятся в научный оборот новые документы на китайском языке по проблемам взаимодействия России и Китая.

В современных условиях РФ и КНР являются членами крупных международных и региональных организаций, таких как БРИКС, АтЭС и ШОС. 2016 год стал во многом показательным как в истории российско-китайских отношений, так и в истории всей мировой системы международных отношений. В условиях напряжённости и непредсказуемости, возникновения новых вызовов мировому сообществу со стороны усиливающегося военно-политического влияния в мире, Россия и Китай постарались поддерживать идеологию международных отношений, основанную на равноправии и доверительности. Данные актуальные проблемы являются основными аспектами изучения в рамках таких дисциплин магистерской программы регионоведческого направления (профиль «Регионоведение и этнология стран АтР»), как «Актуальные проблемы регионоведения», «Проблемы безопасности и конфликты в КНР». Студенты-магистранты пытаются не только определить причины и ход различных международно-политических процессов, происходящих в АтР, но и применяя современные методики прогностического анализа, используя материалы на китайском и английском языках, смоделировать будущее событийного характера.

В настоящее время торгово-экономические отношения России и Китая приобрели характер стратегического взаимодействия и стабильного партнёрства. Поэтому все процессы, связанные с расширяющимся внешнеэкономическим российско-китайским сотрудничеством входят в блок научно-практического изучения, таких дисциплин магистерской программы профиля «Регионоведение и этнология стран АтР», как «Актуальные социально-экономические проблемы КНР», «Экономическая стратегия КНР». Используя экономико-статистические методы, студенты-магистранты анализируют влияние мировой экономики на развитие КНР, рассчитывают предполагаемые риски и сложности в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве.

Накопленный опыт изучения Китая в рамках регионоведения позволяет сту-

денту-магистранту расширить свой уровень знаний при изучении таких научных дисциплин, как «Этнология и этнопсихология народов АТР»; «Социально-политические, экономические, демографические, культурные процессы в странах АТР»; «Особенности национальной и языковой политики, менталитета и речевого поведения в странах АТР». В рамках магистерской программы по регионоведению студентам предлагается углубить свои навыки во владении китайским языком при изучении китайских текстов по политическим, историческим, культурным, экономическим, социальным процессам, происходящим в китайском обществе.

Немалую значимость в подготовке регионоведов представляет языковая составляющая. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования накладывает на регионоведа такие профессиональные задачи, как ведение официальной и деловой переписки, подготовка проектов международных документов на языке региона специализации и языке международного общения; подготовка аналитических досье по отдельным странам, организациям, деятелям с использованием источников на языке региона специализации; подготовка аналитических рефератов и рецензий на зарубежную научную литературу. В рамках указанных профессиональных задач стандарт предписывает регионоведу владение такими компетенциями, как способность представлять информационные материалы широкой аудитории на языке региона специализации и языке международного общения; навыки аналитического чтения и аудирования текстов общепрофессиональной направленности на языке региона специализации; навыки двустороннего устного и письменного перевода; владение основами общепринятых международных систем транслитерации имен и географических названий, навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации, составления профессионально-ориентированных текстов на языке региона специализации и языке международного общения и пр. [6].

Особую сложность представляет в этом отношении китайский язык, отличающийся от европейских языков большей длительностью процесса обучения и трудозатратностью. Это связано, в первую очередь, с необходимостью изучения идеографической письменности [8], которая на данном уровне предполагает изучение как упрощенного, так и полного написания китайских знаков, изучение их этимологии, владение способами дешифровки таких сложных стилей, как скоропись и чжуань. Кроме того, определенную сложность представляют фонетические и грамматические аспекты изучения языка. В первую очередь - в силу существенного отличия системы китайского языка от индоевропейских языков. Одной из причин становится и то, что на сегодняшний день в России нет комплексного подхода к обучению китайскому языку на профессиональном уровне. Эта задача решается каждым вузом самостоятельно, а эффективность ее решения зависит от профессионализма и кадровой политики высшего учебного заведения, реализующего основную образовательную программу по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение».

Подготовка магистров с таким уровнем языка накладывает серьезную ответственность на образовательное учреждение. В этой связи для направления

«зарубежное регионоведение» разрабатываются специальные инновационные модели по обучению иностранному языку [3], увеличивается разнообразие форм академического обмена [5], создаются двуязычные учебные пособия, позволяющие читать лекции и проводить семинарские занятия на языке региона специализации и языке международного общения. К учебному процессу и созданию учебных пособий привлекаются носители языка и ведущие специалисты-представители работодателей.

Научные исследования, проводимые в рамках магистерских программ по профилю «Регионоведение и этнология стран АтР», призваны в значительной степени пополнить имеющийся сегодня багаж знаний о странах АтР и в частности о Китае. Междисциплинарность зарубежного регионоведения позволяет осуществлять самый широкий спектр исследований, максимально задействуя различные методы гуманитарных и социальных наук. Исследования в области политологии позволяют раскрыть специфику работы политической системы КНР и всех ее подсистем на современном этапе [2], особенности внешней политики Китая, построить прогнозы о дальнейшей роли КНР в современном глобализирующемся мире. Этнологические исследования раскрывают неописанные в современной российской научной литературе аспекты развития культуры и религии китайского этноса: свадебные и похоронные обряды, особенности эволюции традиционной одежды, культура вина [7], мифология [1]. Значительное место в научной работе занимают исследования в таких областях, как экономика, история, социология, география и др.

Развитие магистратуры регионоведческого направления по профилю Ре-гионоведение и этнология стран АтР позволяет повысить уровень подготовки бакалавров, специализирующихся на лингвокультурологическом, торгово-экономическом, историко-политологическом исследованиях китайского общества. Выпускники магистратуры регионоведческого направления «Регионоведение и этнология стран АтР» имеют возможность строить свою деловую, административную или научную карьеру в качестве аналитика политических, экономических, демографических, социальных, культурных, религиозных процессов в КНР. А также выпускники могут осуществлять организационно-коммуникационную, информационно-аналитическую, редакционно-издательскую деятельность, связанную с установлением и поддержанием контактов с КНР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адилханян Н.Л. Об источниках и характеристиках бестиариев // Древо познания и дерево знания. Магистерские исследования Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2015. С. 3-11.

2. Баринкова А.В., Кремнев Е.В. К вопросу о типологических характеристи-

ках партийной системы КНР // Китай: история и современность: материалы IX Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С. В. Смирнов. 2016. С. 220-225.

3. Готлиб О.М., Кремнёв Е.В., Шишмарёва Т.Е. О принципах и моделях организации работы по составлению учебно-методических комплексов по обучению китайскому языку // Китайский язык: создание учебных пособий, стандарты преподавания и нормативы оценки знаний: Сборник тезисов докладов участников российско-китайской конференции. Ответственный редактор А.И. Янишевская; Составители: Ю.А.Селиверстова, Т.В. Пересадько. 2012. С. 7-8.

4. Игнатов, В.Г. Регионоведение (экономика и управление): учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов . - М: ИКЦ «Март», 2004. - 528 с.

5. Макеева С.Б., Адилханян Н.Л., Кошель А.М. К вопросу об академическом обмене как одной из перспектив российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере // Успехи современной науки и образования. 2016. т. 1. № 7. С. 188-190.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01. Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/410401.pdf.

7. Хо О.А. «Вино» - как ритуал в культуре Китая // Международная научно-практическая конференция «Культуры и языки стран Дальнего Востока: изучение и обучение» (Иркутск, 16-17 октября 2014 г.). Иркутск: ИГЛУ, 2014. С. 282-290.

8. Шаравьёва И.В. Идея монадности и базовые единицы идеографической письменности // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2011. № 4. URL: md.islu.ru.

Кямкина Ю.Ф.

уровень сформированности знаний и умений по созданию текста в жанре самопрезентации у учащихся и его динамика в процессе обучения школьников жанрам самопрезентации в контексте поликультурного образования

Большинство социальных взаимодействий в обществе может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации. Оказываясь в ситуации межличностного и межкультурного взаимодействия, человек немедленно становится субъектом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.