Научная статья на тему 'Развитие логичности речи младших школьников'

Развитие логичности речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижболдина Гульнар Темиртасовна

В статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие логичности речи младших школьников»

рационально организовывает учебный процесс, повышает эффективность урока; развивает

мотивацию школьников к обучению.

Литература

1. Завора А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке в начальной школе. Пушкино, 2014.

2. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А. В. Молокова // Начальная школа, 2005. № 1. С. 119-123.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.

4. [Электронный ресурс]: Интерактивный класс. URL: www.limu.com.

5. [Электронный ресурс]: Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ. URL: http://school.edu.ru.

6. Фаргиева З. С., Цурова М. М., Мурзабекова М. И., Шаухалова Р. А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении // Проблемы педагогики. № 5 (16), 2016.

Развитие логичности речи младших школьников Ижболдина Г. Т.

Ижболдина Гульнар Темиртасовна /ЬНЬоШта ОпЫат ТешМаяоупа - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнебаскунчакская средняя общеобразовательная школа имени К. К. Искалиева, Ахтубинский район, пос. Нижний Баскунчак

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи. Ключевые слова: речевая способность, речевые умения и навыки.

Речь - это один из важнейших показателей интеллекта уровня человека. В раннем детстве она возникает в виде отдельных слов, а в дальнейшем обогащается и усложняется.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка с I по XI класс [1, с. 35].

Большое значение в системе развития речи на уроках русского языка уделяется вниманию детей к слову. Разбирается значение и происхождение осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих

устных и письменных работ. Хочется отметить и другу сторону этой работы - грамматическую. Упражнения со словом формируют навыки правописания [2, с. 30].

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами - неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Анализируя причины некоторых затруднений, с которыми встречаются школьники при изучении тем по математике, мы выяснили, что некоторые школьники не понимают математического языка. Хотя он и напоминает разговорную речь, но подчинен более строгим законам.

Употребление языкового богатства можно приобрести на дошкольном этапе обучения. Есть ряд слов и словосочетаний, которые надо особенно выделить, например: всё, каждый, отдельный, некоторый, можно, надо, существует, следует, есть, нет, не существует, если,... и подобные. Это поможет предупредить возможность возникновения неточности вида: «Все углы треугольника равны 180 градусов». Ведь это можно понимать по-разному: можно подразумевать, что каждый угол равен 180 градусам или что сумма всех углов равна 180 градусам. И учащиеся часто допускают подобные ошибки.

Наблюдения показывают, что вопросам развития речи детей уделяется мало внимания. Изучая родную речь, учителя прилагают много усилий на то, чтобы обеспечить образность, выразительность и эмоциональность языкового богатства ученика. Совершенствование речи учащихся в смысле её последовательности и точности всегда в центре внимания учителя. Это подтверждается достаточностью специальных упражнений в учебниках, разработкой этих вопросов в методических пособиях.

При этом нужно считать аксиомой, что речь учителя, язык учебников должны быть для школьников образцами логического совершенства. Если проанализировать учебники для младших школьников, то выясняется, что для некоторых из них характерна языковая небрежность.

Исключения составляют правила и законы, которые не требуют дополнительного раскрытия содержания сказанного. От авторов учебников требуется особое внимание при формулировании утверждений, выделенных жирным шрифтом, т.к. они часто заучиваются школьниками наизусть.

На уроках учителя направляют у детей выработку осознания точного содержания отдельных фраз.

Мы пытаемся постоянно увязывать лексические упражнения с орфографической и грамматической работой. С этой целью проводим смысловой и лексический анализ текста с помощью вопросов: что главное в содержании рассказа? В какой фразе заключен основной смысл содержания? Как по-другому выразить главную мысль? Например, в рассказе В. Осеевой «Сыновья» обращаем внимание на слова старика: «А где же сыновья? Я только одного сына вижу». И предлагаем главную мысль рассказа сформулировать по-другому. Иногда требуем от детей передать содержание рассказа в сжатой и обобщенной форме, заменять диалогическую речь описательным рассказом или, наоборот, сформулировать доказательный ответ.

Очень полезным материалом для выработки последовательности и точности речи, её логичности являются сказки, загадки и пословицы.

В фольклорном мире иногда очень много образных тонких логических ситуаций, допустимых как для взрослых, так и для детей.

Своих любимых сказочных героев народ наделял смекалкой, умом и хитростью. Взять, к примеру, русскую народную сказку «Каша из топора», где автор - народ наделил главного героя произведения-солдата умом и смекалкой, которые помогли ему обхитрить жадную старуху.

Загадки тоже способствуют развитию смекалки, умению сопоставлять и сравнивать явления и предметы, находить в них существенное, общее и подобное. Дети встречают много загадок, кроссвордов, ребусов в школьных учебниках, детских книгах, журналах, газетах.

Особое внимание обращаем на то, что многие загадки допускают несколько вариантов ответов. Например, к загадке «Без окон, без дверей, полна горница людей», кроме указанного ответа «огурец», могут быть указаны другие варианты ответов: «дыня», «горох» и т.д.

При использовании загадок, поощряют тех, кто скорее даст ответ, а не тех, кто найдёт наибольшее множество объектов, подходящих под перечисленные признаки.

Детям такие упражнения помогают частично осознать содержание и объём понятий, а это не простое дело; со временем учащиеся уяснят содержание слов необходимые и достаточные условия.

Последующая работа усложнялась тем, что детям предлагаем придумывать загадки по аналогии с «известными», хотя дети редко придумывают оригинальные загадки, но стремление выполнить задание помогает им глубже вникнуть в суть связи между признаками различных понятий.

Мы дали описание лишь некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи. Много аналогичных форм работы найдёт каждый учитель, желающий обеспечить своим воспитанникам реальные возможности для успешной учёбы в старших классах. Создавая условия для развития интуитивных представлений, которые можно назвать логическими, мы убедились, что это помогает добиться успеха.

У учащихся появляется критическое отношение к своей речи, к высказываемым товарищами мыслям. Они приучаются не только улавливать неточности в высказывании, но и стараются их исправить. Изменения смысловых фраз требуют овладения способами построения различных суждений, поэтому в речи детей начинает уменьшаться количество кратких малосодержательных предложений. Они чаще выбирают нужные слова для точного выражения своих мыслей. Также изменяется и поведение детей -прежде чем ответить, они задумываются и лишь после этого высказывают свою мысль. Это их обязывает желание не попадать под критику друзей и одноклассников. При изучении всех предметов ребята учатся точно и выразительно сообщать свои мысли.

Из этого следует сделать вывод, что их результаты зависят от количества упражнений и от того, как охвачены ими различные предельные случаи, встречающиеся в речи, где количество занятий непосредственно переходит в качество осознания особенностей в употреблении отдельных слов родного языка.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Литература

1. Архипова В. Е. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000. № 4. 127 с.

2. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работы по развитию речи на уроках русского языка // Начальная школа, 1996, № 1. 78 с.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Бирюкова А. В.

Бирюкова Алина Владимировна / Biryukova Alina Vladimirovna — магистрант, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, факультет педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье анализируются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи. В статье раскрываются нетрадиционные формы работы с семьёй, направленные на сохранение и улучшение психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сопровождение, семья, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи.

Семья занимает важное место в гармоничном развитии ребёнка. Значимость семьи возрастает при воспитании детей с нарушениями речи.

Современный комплексный подход к коррекции речевых дефектов предполагает активную позицию родителей, их заинтересованность в преодолении речевого дефекта и развитии личности ребенка. Поэтому помощь детям с нарушениями речи требует психолого-педагогической поддержки их семей.

Специальное сопровождение семьи - новая культурная технология поддержания функционирования и развития семейной системы в условиях, ограниченных возможностями здоровья ребенка [2].

Целостная система психологического-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня до настоящего момента не создана. Тем не менее, существует ряд исследований, раскрывающих специфику такой работы с социологических, психологических и педагогических позиций.

Целью психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников с ОНР III уровня является получение родителями ребенка квалифицированной психолого-педагогической помощи, которая направлена на психолого-педагогическое содействие семьям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.