Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логическое мышление / младший школьник / языковая среда / социальное окружение / социокультурная среда / logical thinking / primary school student / language environment / social space / socio-cultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Кожурова, А В. Пухова

Статья посвящена проблеме развития логического мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается педагогическое условие социокультурной среды с особенностями естественного использования языка обучающихся в разных социальных агломерациях. Целью исследования является изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения. В статье последовательно дается описание выполнения следующих задач: анализ рассмотрения понятия «логическое мышление»; изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от социального окружения в полиэтнокультурной среде; разработка классификации культурных отличий младших школьников одного этнического состава от языковой среды и социального окружения; определение критериев развития логического мышления испытуемых и реализация диагностической работы по методикам «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий». Исследования были проведены в трех разных школах соответственно дифференциации культурных отличий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT DEPENDING ON THE LANGUAGE ENVIRONMENT AND SOCIAL SPACE

The article studies a problem of development of logical thinking in younger schoolchildren. As a solution to the problem, the pedagogical condition of the socio-cultural environment with the peculiarities of the natural use of the language of students in different social agglomerations is considered. The aim of the study is to monitor the development of logical thinking of a younger student depending on the language environment and social environment. The article consistently describes the following tasks: analysis of the consideration of the concept of “Logical thinking”; the study of the development of logical thinking of a younger student depending on the social environment in a polyethnocultural environment; the development of a classification of cultural differences of younger students of the same ethnic composition depending on the language environment and social environment; the definition of criteria for the development of logical thinking of subjects and the implementation of diagnostic work using the methods “Exclusion of concepts”, “Definition of concepts”, “Sequence of events”. The research was carried out in three different schools, according to the differentiation of cultural differences.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ»

Анализ работы учащихся показал, что к новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом, активно участвовали в ее обсуждении, но не все. Также с радостью работали в группах и в парах, но, к сожалению, не всё получалось. Например, когда использовали приём «Жокей и лошадь», мы заметили небольшой минус - это то, что всем детям нужно одновременно ходить по классу, это требует от учителя и от ребят хорошей дисциплины и культуры поведения. Далее, когда в начале урока мы применяли приём «Шаг за шагом», дети могли ошибаться, называя какой-то определенный термин, определение либо быть неподготовленными. Еще можно отметить следующий факт: когда за время одного урока мы не успеваем задействовать весь класс, есть дети, которые очень ярко воспринимают эту обиду Но после мы обязательно с ними беседуем, объясняем, что кого-то можем не спросить, что не нужно это воспринимать так близко к сердцу и т.д. Наибольшую активность дети проявили на этапе выполнения опытов.

По нашим наблюдениям, использование теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира, позволяет нам заметить, что различные психологические затруднения, барьеры у детей понемногу исчезают. Применение разных методов и приёмов помогают нам снять напряжение, возможно, даже боязнь к чему-то новому, неизведанному. Дети воспринимают разные проблемы, препятствия как очередную задачу, которую нужно будет решить. Также ТРИЗ-технология предоставляет разные задачи, решение которых им пригодится в будущем, в окружающей их среде. Современную ТРИЗ следует рассматривать не только как методологию решения задач или процесс разработки нового продукта, но и как мощный инструмент управления знаниями и решения проблем, содержащих противоречия во многих областях.

Библиографический список

Исходя из анализа литературы по теме исследования, проведения диагностики и организации ряда уроков с использованием технологии, делаем выводы. Применение ТРИЗ действительно актуально уже на начальной ступени образования, так как: 1. Работа по профориентации обучающихся начинается уже с 4-го класса. Чувствуя уверенность в силах, проявляя себя в нестандартных ситуациях, анализируя деятельность, ребенок с большей уверенностью выберет то направление, в котором хочет развиваться. 2. На рынок труда выходят профессии, требующие мобильности и предприимчивости: дизайнеры, smm-менеджеры, маркетологи и другие. 3. Используя данную технологию, мы не только формируем психологически приятный, стабильный «климат» в классе, но и налаживаем работу психических процессов ребенка, делая его конкурентоспособным и открытым к социуму.

После внедрения ТРИЗ в структуру урока окружающего мира в классном коллективе отмечается развитие здоровой конкуренции и мотивации; снижение конфликтных ситуаций, так как дети начинают рассматривать их с разных сторон; повышение интереса к творческим и внеурочным занятиям, нестандартным и логическим задачам; продуктивность работы в парах, группах; понимание, что данная форма работы побуждает к активности и желанию узнавать новое; повышение способности делать общие выводы, это касаемо и личных качеств. Таким образом, считаем, что на данном этапе цель и задачи исследования достигнуты.

Следуя положениям практической значимости, допускаем возможность дальнейших исследований по использованию технологии ТРИЗ на других уроках в начальной школе, а также проведение интегрированных уроков с целью выявления вероятности ускоренной динамики развития креативного мышления.

1. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

2. Лук А.Н. Психология творчества. Москва: Наука, 2000.

3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Москва: Альпина Бизнес букс, 2008.

4. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе. Педагогика. 1999; Выпуск 6: 39 - 45.

5. Петров В.М. Думай иначе. Креативное мышление. Москва: СОЛоН-Пресс, 2020.

6. Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ: учебное пособие. Москва: Форум: Инфра-М, 2014.

7. Гузеев В.В. Дистанционные технологии и обучение. Эффективные образовательные технологии. Выпуск 1. 2008. Available at: https://batalina.ucoz.ru/index/ didakticheskie_priemy_obuchenija_2/0-32

References

1. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

2. Luk A.N. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 2000.

3. Meerovich M.I., Shragina L.I. Tehnologiya tvorcheskogomyshleniya. Moskva: Al'pina Biznes buks, 2008.

4. Shragina L.I. Psihologicheskie aspekty ispol'zovaniya TRIZ v uchebnom processe. Pedagogika. 1999; Vypusk 6: 39 - 45.

5. Petrov V.M. Dumajinache. Kreativnoe myshlenie. Moskva: SOLON-Press, 2020.

6. Kukalev S.V. Pravila tvorcheskogo myshleniya ili tajnyepruzhiny TRIZ: uchebnoe posobie. Moskva: Forum: Infra-M, 2014.

7. Guzeev V.V. Distancionnye tehnologii i obuchenie. 'Effektivnye obrazovatel'nye tehnologii. Vypusk 1. 2008. Available at: https://batalina.ucoz.ru/index/didakticheskie_priemy_ obuchenija_2/0-32

Статья поступила в редакцию 21.02.22

УДК 371.388

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Pukhova A.V., MA student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT DEPENDING ON THE LANGUAGE ENVIRONMENT AND SOCIAL SPACE. The article studies a problem of development of logical thinking in younger schoolchildren. As a solution to the problem, the pedagogical condition of the socio-cultural environment with the peculiarities of the natural use of the language of students in different social agglomerations is considered. The aim of the study is to monitor the development of logical thinking of a younger student depending on the language environment and social environment. The article consistently describes the following tasks: analysis of the consideration of the concept of "Logical thinking"; the study of the development of logical thinking of a younger student depending on the social environment in a polyethnocultural environment; the development of a classification of cultural differences of younger students of the same ethnic composition depending on the language environment and social environment; the definition of criteria for the development of logical thinking of subjects and the implementation of diagnostic work using the methods "Exclusion of concepts", "Definition of concepts", "Sequence of events". The research was carried out in three different schools, according to the differentiation of cultural differences.

Key words: logical thinking, primary school student, language environment, social space, socio-cultural environment.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

А.В. Пухова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Статья посвящена проблеме развития логического мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается педагогическое условие социокультурной среды с особенностями естественного использования языка обучающихся в разных социальных агломерациях. Целью исследования является изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения. В статье последовательно дается описание выполнения следующих задач: анализ рассмотрения понятия «логическое мышление»; изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от социального окружения в полиэтнокультурной среде; разработка классификации культурных отличий

младших школьников одного этнического состава от языковой среды и социального окружения; определение критериев развития логического мышления испытуемых и реализация диагностической работы по методикам «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий». Исследования были проведены в трех разных школах соответственно дифференциации культурных отличий.

Ключевые слова: логическое мышление, младший школьник, языковая среда, социальное окружение, социокультурная среда.

В современном мире начальное образование стремится помочь учителю осознать навыки каждого ученика и создать условия, в которых развитие детей младшего школьного возраста может осуществляться индивидуально и за пределами образовательных учреждений. Объекты и явления в реальном мире обладают свойствами, которые воспринимаются с помощью центральных психических процессов, таких как ощущение и восприятие. А также те свойства и отношения, которые можно понять только косвенно и через обобщение, т.е. через мышление. Мышление есть мыслительный процесс, отражение общей объективной действительности, представляющей высший уровень человеческих знаний [1].

Цель исследования: изучить развитие логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «логическое мышление».

2. Рассмотреть развитие логического мышления младшего школьника в зависимости от социального окружения в полиэтнокультурной среде.

3. Разработать классификацию культурных отличий младших школьников одного этнического состава зависимости от социальной и языковой среды.

4. Определить критерии развития логического мышления испытуемых и провести диагностическую работу по методикам «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий».

Теоретическая значимость исследования: выявление и обоснование условий, способствующих развитию логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов в педагогическом процессе по развитию логического мышления младших школьников.

Перед нами стоит первая задача - раскрыть сущность логического мышления. В трудах А.Н. Леонтьева мышление служит главным образом решением проблем, вопросов, задач, с которыми люди постоянно сталкиваются. Решение проблем всегда должно давать человеку новое понимание [2]. По мнению РС. Немова, «логическое мышление есть подробное, строго последовательное рассуждение, в котором человек снова и снова возвращается к применению логических операций и рассуждений, и ход этого рассуждения можно проследить от начала до конца и проверить на правильность путем соотнесения с известным» [3]. Логическое мышление предполагает, что ребенок умеет выполнять основные логические операции: обобщение, анализ, сравнение, классификация. Предоставить необходимые педагогические условия для проявления способностей, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся - одна из основополагающих задач современной школы.

Второй задачей исследования выступает рассмотрение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от социального окружения в полиэтнокультурной среде. Здесь уместно рассмотреть термин «поликультурность», который используется во втором поколении ФГОС и имеет особое значение: принцип сохранения и интеграции культурной идентичности человека в многонациональном обществе, позволяющий налаживать толерантные отношения между разными национальностями и воспитывать культуру межнационального общения [4]. О.В. Гукаленко подчеркивает основные функции поликультурного образовательного пространства, такие как «продуктивное взаимодействие с представителями других культур, создание условий и механизмов социальной и образовательной безопасности детей и молодежи в поликультурном обществе» [5].

Культура влияет на контекст, в котором развивается и проявляется логическое мышление. Другими словами, человек аргументирует информацию, известную из предыдущего опыта. Неспособность выполнить конкретную когнитивную задачу не должна приводить к ожиданиям того, что другие задачи не будут выполнены, а также указывать на отсутствие базового когнитивного процесса.

Культура, согласно Ж. Пиаже, «влияет на когнитивное развитие через факторы культурной передачи, включая образование, обычаи и социальные институты, которые существенно отличаются друг от друга в сферах жизнедеятельности человека» [6].

Для того чтобы узнать, как влияет социальное окружение в полиэтнокультурной среде на логическое мышление младших школьников, мы провели исследование. Его цель - изучить влияние и воздействие языковой среды на развитие логического мышления детей.

Для определения отличий влияния среды разработали классификацию культурных отличий младших школьников одного этнического состава в зависимости от социальной и языковой среды. Чтобы четко дифференцировать эти отличия, представляем три среды роста и развития ребенка:

1. Городская среда с русским языком. Русский язык выступает как доминирующая социальная культура, независимо от этнического состава общества.

2. Городская билингвальная среда. Данная среда погружает ученика в билингвальную языковую среду, в которой оба языка становятся неотъемлемой частью - как и русский, так и родной. У ребенка свой опыт взаимодействия с окружающей действительностью по мере смены деятельности и при этом использует двуязычие, исходя из конкретной социальной ситуации.

3. Сельская моноязычная среда. Ребенок находится в сфере родного языка и самобытной культуры. Здесь везде общаются только на родном языке: дома, в магазине, в школе, но при этом русский язык знают и легко могут использовать по мере необходимости, исходя тоже из конкретной социальной ситуации.

Таким образом, определив три среды развития ребенка, мы провели диагностическую работу с целью развития логического мышления обучающихся в зависимости от языковой среды и социального окружения. Исследования были проведены в трех разных школах соответственно нашей дифференциации культурных отличий. Это городская школа с русскими классами (школа № 30 г. Якутска), городская национальная школа с родным языком обучения (школа «Айыы кыьата» г Якутска) и сельская школа в Усть-Алданском районе Якутии. Рассмотрим более подробно языковые отличия и социальное окружение культурной разнородности этих школ:

1. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени В.И. Кузьмина» ГО «г. Якутск». Здесь в основном учатся дети, которые говорят только на русском языке и не владеют родным языком. Общая численность учащихся - 1 594. Год основания: 1973 г. Язык обучения: русский.

2. МОБУ «Национальная гимназия «Айыы Кыьата»» ГО «г Якутск». Преобладают дети саха, которые владеют и родным, и русским языком, т.е. мы видим билингвальную среду, в которой оба языка становятся обязательной частью образования. Школа находится в центре Якутска. Общая численность учащихся -1498. Дата создания: 1 сентября 2005 г. Языки обучения: русский и якутский.

3. МБОУ «Курбусахская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н. Окоемова» Усть-Алданского района в центральной части Якутии. Наблюдается преобладание моноязычной среды, в которой дети и учителя - саха - в основном говорят на родном языке в бытовой обиходной ситуации, при этом русский язык не остается в стороне. Общая численность учащихся - 100. Дата создания: 1929 г. Языки обучения: русский и якутский.

Для реализации исследования мы выбрали нейтральную социальную ситуацию вне школы для изучения того, как культура влияет на логическое развитие испытуемых? Наблюдали, записывали на видео их разговоры в школе, в музеях и в библиотеках. А также проанализировали их действия в классе и на улице. В итоге пришли к выводу, что в других местах речь детей была существенно богаче, чем на уроках. Для точности нами были определены критерии развития логического мышления детей: быстрота, точность, правильность ответов, осознанность. Критерии оценки реализовались по следующим методикам:

1. «Исключение понятий». Оценивается умение классифицировать и анализировать. Учащимся предлагается 17 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым термином, пятое к нему не относится.

2. «Определение понятий» - одна из самых известных диагностических процедур, позволяющих определить уровень сформированности мысли и выявить специфические задержки в интеллектуальном развитии. Младшему школьнику предлагается определить значение слов в зависимости от письменной способности, записывают их определения или проговаривают их вслух.

Таблица 1

Критерии Городская школа Городская школа с родным языком Сельская школа с родным языком.

Быстрота 14% 28% 25%

Точность ответов 28% 14% 25%

Правильность ответов 28% 30% 25%

Осознанность 30% 28% 25%

Результаты распределения критериев логического мышления испытуемых по школам

3. «Последовательность событий». Данный метод изучения представляет собой задачу понять смысл сюжета, представленного в образах, предъявляемых испытуемому не по порядку. Позволяет исследовать такие мыслительные качества, как процесс обобщения и способность к установлению причинно-следственных связей, а также выявляет у ребенка уровень развития речи, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозора. В качестве тестового материала используются от 4 до 6 движущихся картинок, которые предъявляются испытуемому в неправильном порядке [7].

Для того чтобы узнать, как культура влияет на логическое развитие ребенка и как проявляется логическое мышление, места проведения наблюдения были выбраны в естественной социальной среде, такие как школа, музей, дом культуры, сельская библиотека. В результате были получены следующие данные (табл. 1).

Как видно на табл. 1, при сравнении результатов выявлено, что проценты детей сельской школы выше, чем городских. Предполагаем, что дети, которые владеют родным языком, выполняют более сложные интеллектуальные задачи. Потому что социальное окружение в зависимости от языковой среды влияет на контекст проявления логического мышления, то есть мышление и речь всегда адаптируемы к внешним обстоятельствам. После проведения методик мы пришли к выводу, что развитие логического мышления зависит от языкового

Библиографический список

сознания обучающихся. Речь является двигателем мышления. Набирается определенный набор опыта в свободных перемещениях в социальной среде. Опыт обогащается критериями логического мышления: быстротой, точностью и правильностью ответов. Имеется в виду, что спонтанная речь таких детей богаче вынужденной, например, на уроке, там, где есть авторитет учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное окружение в зависимости от языковой среды влияет на контекст, в котором развивается и проявляется логическое мышление. Другими словами, человек, исходя из предыдущего опыта получения знания и умения, проявляет логическое мышление и работает с информацией. И невыполнение той или иной познавательной задачи не должно вести к ожиданию невыполнения других задач или указывать на отсутствие фундаментального познавательного процесса. Нами дальше планируется наблюдение за детьми и в других социальных условиях, например, провести исследование в продуктовых магазинах, и дать задание решить составную математическую задачу с компонентами вычислительных действий согласно программе соответствующего класса. В итоге назрела новая задача продемонстрировать и совершенствовать предыдущий опыт вычислительных действий ребенка на практике, ориентированный на жизненную компетенцию на примере социокультурных условий в зависимости от языковой среды.

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2021.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по специальности «Психология». Москва: Смысл, 2000.

3. Немов РС. Общая психология: в 3 т. Воображение и мышление: учебник и практикум: в 4 кн. Москва: Юрайт, 2020; Т. II.

4. Ильинская И.П. Современный младший школьник в поликультурной среде: вариативность образовательных парадигм и воспитание личности. Берегиня. 2017; Выпуск 4.

5. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи. Ценности и смыслы. 2014; Выпуск 4.

6. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. Москва; Просвещение, 1969.

7. Методика для оценки логического мышления. Альманах психологических тестов. 1995: 141 - 142.

References

1. Beloshistaya A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2021.

2. Leont'ev A.N. Lekciipo obschejpsihologii: uchebnoe posobie dlya vuzov po special'nosti «Psihologiya». Moskva: Smysl, 2000.

3. Nemov R.S. Obschaya psihologiya: v 3 t. Voobrazhenie imyshlenie: uchebnik i praktikum: v 4 kn. Moskva: Yurajt, 2020; T. II.

4. Il'inskaya I.P. Sovremennyj mladshij shkol'nik v polikul'turnoj srede: variativnost' obrazovatel'nyh paradigm i vospitanie lichnosti. Bereginya. 2017; Vypusk 4.

5. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor social'no-pedagogicheskogo obespecheniya bezopasnosti detej i molodezhi. Cennosti i smysly. 2014; Vypusk 4.

6. Piazhe Zh. Logika ipsihologiya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva; Prosveschenie, 1969.

7. Metodika dlya ocenki logicheskogo myshleniya. Al'manah psihologicheskih testov. 1995: 141 - 142.

Статья поступила в редакцию 06.03.22

УДК 37.013+378.14

Lavrentieva Z.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev

of the National Guard of the Russian Federation University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

FUNCTIONS OF USING CASES IN MILITARY PEDAGOGY. The article deals with improving the pedagogical training of future officers to work with military personnel. Due to the increased attention to military-political activities in the Armed Forces, cadets and trainees of advanced training courses need to master additional professional competencies aimed at creating a stable moral climate in military collectives. The use of case studies is one of the most effective ways to organize training in today's rapidly changing social reality. The scientific novelty of the article lies in the definition of the functions of the use of cases in military pedagogy. Because of the praxeological approach, the specific features of the training, motivational-mobilization, communicative, prognostic and diagnostic functions of the use of cases in military education was highlighting. The results of empirical research presented in the article convincingly prove that the solution of cases allows you to accumulate and use pedagogical actions in solving the tasks of managing a military team. The practical significance of the study lies in the possibility of using criteria for assessing the pedagogical competencies of students in the process of solving cases.

Key words: military pedagogy, cadets, teaching methods, educational functions, cases.

З.И. Лаврентьева, д-р пед. наук, доц., Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ФУНКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Статья посвящена совершенствованию педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими. В связи с усилением внимания к военно-политической деятельности в Вооруженных Силах РФ курсанты и слушатели курсов повышения квалификации нуждаются в освоении дополнительных профессиональных компетенций, направленных на создание устойчивого нравственного климата в военных коллективах. Использование кейсов является одним из эффективных способов организации обучения в современной быстро меняющейся социальной действительности. Научная новизна статьи заключается в определении функций использования кейсов в военной педагогике. На основе праксеологического подхода выделены специфические черты обучающей, мотивационно-мобилизационной, коммуникативной, прогностической и диагностической функции использования кейсов в военном образовании. Представленные в статье результаты эмпирического исследования убедительно доказывают, что решение кейсов позволяет накапливать и использовать педагогические действия в решении задач управления воинским коллективом. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования критериев оценки педагогических компетенций обучающихся в процессе решения кейсов.

Ключевые слова: военная педагогика, курсанты, методы обучения, образовательные функции, кейсы.

Актуальность статьи определяется тем, что усиление внимания к военно-политической работе с военнослужащими в современном нестабильном мире требует изменений в обучении и профессиональном становлении будущих

офицеров в российских военно-учебных заведениях. Приказ № 404 Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» значительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.