Научная статья на тему 'Развитие лизинговых операций с применением механизма государственно-частного партнерства как инструмент финансирования инновационной деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства'

Развитие лизинговых операций с применением механизма государственно-частного партнерства как инструмент финансирования инновационной деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / LEASING OPERATIONS / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND PUBLIC UTILITY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / СУБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ / SUBJECT OF A LEASING DEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитюк Л. Г.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является значимой социально-экономической отраслью. От уровня развития данной сферы зависят условия и качество жизни населения. В статье рассматриваются инвестиционные методы финансирования инновационной деятельности сферы ЖКХ. По мнению автора, одним из приоритетных инструментов для реформирования этой отрасли является развитие лизинговых операций в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Изучение терминологии ведущих специалистов данной области позволило автору дать определение лизинговым операциям инновационной деятельности сферы ЖКХ с применением механизма ГЧП. Разработан организационно-экономический процесс осуществления лизинговой сделки при непосредственном участии государства для развития инновационной деятельности сферы ЖКХ. Представлена схема, которая позволяет поэтапно проследить взаимоотношения субъектов лизинговой сделки при участии государства. Особое внимание заслуживают основные преимущества для каждого из субъектов сделки. Предложены направления государственного стимулирования, необходимые для эффективного функционирования механизма лизинговых операций в сфере ЖКХ. Таким образом, исследование показывает необходимость развития лизинговых операций при непосредственном участии механизма ГЧП, что положительно отразиться на инвестиционно-инновационной деятельности сферы ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEASING OPERATIONS USING MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MEANS TO BUDGET INNOVATIVE ACTIVITY OF HOUSING AND PUBLIC UTILITY

Housing and public utility is an important social and economic area. Life conditions and its quality depends on the level of housing and public utility development. In this article we consider investment methods of budgeting innovative activity of this sphere. As the author states it, one of the primary instruments to reform this area is the development of leasing operations within the frames of mechanism of state and private partnership. Studies in the terminology of leading specialists in this sphere allowed the author to give a definition to leasing operations of innovative activity in housing and public utility with the use of mechanism of state and private partnership. We developed organizational and economic process to perform a leasing transaction with the immediate participation of the government to improve innovative activity of housing and public utility sphere. We presented the scheme which allows to follow all the stages in the relationships of subjects of a leasing deal with the government participation in it. Special attention is paid to the main advantages for each subject of a deal. We offered the ways of government stimulation necessary for effective functioning of the mechanism for leasing operations in the sphere of housing and public utility. This way the research shows the necessity to develop leasing operations with the immediate participation of mechanism of state and private partnership, and it will positively influence investment and innovative activity in housing and utility sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие лизинговых операций с применением механизма государственно-частного партнерства как инструмент финансирования инновационной деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства»

standard "How to prepare for the audit of QMS by the organ of compliance assessment. (Practice of effective audit)"], 15-16 April 2014, AS "Russkii Registr". St. Petersburg, 2014, 124 p.

8. Otsenka biznesa [Business valuation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000. 512 p.

9. Tarasevich E.I. Avtomatizatsiia upravleniia nedvizhimost'iu: tri shaga k uspekhu [Automation of real estate management: three steps to success]. Moscow, IKF "JeKMOS" Publ., 2012. 211 p.

Информация об авторе

Лонцих Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Loncykh N.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of quality management and mechanics, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 336:621.31

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Л.Г. Никитюк

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является значимой социально-экономической отраслью. От уровня развития данной сферы зависят условия и качество жизни населения. В статье рассматриваются инвестиционные методы финансирования инновационной деятельности сферы ЖКХ. По мнению автора, одним из приоритетных инструментов для реформирования этой отрасли является развитие лизинговых операций в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Изучение терминологии ведущих специалистов данной области позволило автору дать определение лизинговым операциям инновационной деятельности сферы ЖКХ с применением механизма ГЧП. Разработан организационно-экономический процесс осуществления лизинговой сделки при непосредственном участии государства для развития инновационной деятельности сферы ЖКХ. Представлена схема, которая позволяет поэтапно проследить взаимоотношения субъектов лизинговой сделки при участии государства. Особое внимание заслуживают основные преимущества для каждого из субъектов сделки. Предложены направления государственного стимулирования, необходимые для эффективного функционирования механизма лизинговых операций в сфере ЖКХ. Таким образом, исследование показывает необходимость развития лизинговых операций при непосредственном участии механизма ГЧП, что положительно отразиться на инвестиционно-инновационной деятельности сферы ЖКХ.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; лизинговые операции; жилищно-коммунальное хозяйство; инновационная деятельность; инвестиции; субъекты лизинговой сделки.

DEVELOPMENT OF LEASING OPERATIONS USING MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MEANS TO BUDGET INNOVATIVE ACTIVITY OF HOUSING AND PUBLIC UTILITY

© L.G. Nikitiuk

Housing and public utility is an important social and economic area. Life conditions and its quality depends on the level of housing and public utility development. In this article we consider investment methods of budgeting innovative activity of this sphere. As the author states it, one of the primary instruments to reform this area is the development of leasing operations within the frames of mechanism of state and private partnership. Studies in the terminology of leading specialists in this sphere allowed the author to give a definition to leasing operations of innovative activity in housing and public utility with the use of mechanism of state and private partnership. We developed organizational and economic process to perform a leasing transaction with the immediate participation of the government to improve innovative activity of housing and public utility sphere. We presented the scheme which allows to follow all the stages in the relationships of subjects of a leasing deal with the government participation in it. Special attention is paid to the main advantages for each subject of a deal. We offered the ways of government stimulation necessary for effective functioning of the mechanism for leasing operations in the sphere of housing and public utility. This way the research shows the necessity to develop leasing operations with the immediate participation of mechanism of state and private partnership, and it will positively influence investment and innovative activity in housing and utility sphere.

Key words: state and private partnership; leasing operations; housing and public utility; innovative activity; investments; subject of a leasing deal.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой сферу, сочетающую в себе многоотраслевой комплекс, охватывающий более 30 видов деятельности, обеспечивающий непрерывное производство жилищно-коммунальных услуг, а также формирующий качественные показатели среды жизнеобеспечения человека.

В настоящее время в сфере ЖКХ существуют проблемы (высокий уровень изношенности жилищного фонда и коммунальных сетей, низкое качество предоставления услуг населению, неэффективная система управления предприятий ЖКХ и др.), которые требуют неотлагательного решения, т.к. состояние и уровень развития жилищно-коммунального хозяйства являются сдерживающим фактором социально-экономического развития страны. Для решения проблем в данной отрасли существует необходимость поиска и реализации механизмов эффективного управления, т.е. необходимо понимать, посредством каких современных инструментов финансирования будет осуществляться инновационное развитие сферы ЖКХ.

Внедрение новых инновационных подходов и методов привлечения инвестиционных ресурсов в России даст экономике страны возможность преодоления препятствий в финансировании дотационных и нерентабельных сфер, таких как ЖКХ, а также сформирует базу для дальнейшего позитивного развития и оптимального регулирования экономики. Эти меры позволят увеличить уровень жизни населения и обновить основные средства, внедряя передовые технологии [5].

На наш взгляд, одним из наиболее рациональных и эффективных инструментов финансирования инновационной деятельности ЖКХ является лизинговый механизм при непосредственном участии государства.

Концепция использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) для решения проблем социально-экономического развития страны в настоящее время получила широкое применение [2].

В российской литературе существует много определений термина ГЧП, на наш взгляд, наиболее точное и полное предложил В. Варнавский: «Государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленную (как правило, на фиксированный срок), предполагающую соинвестирование и разделение рисков систему отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой, предметом которой выступают объекты государственной и/или муниципальной собственности, а также услуги, исполняемые и оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями» [3].

Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ должно выступать как особый социально ориентированный инструмент рыночной экономики, способствующий эффективному развитию инновационной деятельности ЖКХ. Концептуальная основа понятия заключается во взаимодействии различных уровней управления сферой жилищно-коммунального хозяйства, разграничении их власти, полномочий и ответственности, развитии инновационных и инвестиционных процессов для инновационно ориентированных предприятий ЖКХ, направленных на достижение синергетического эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно значимых проектов в сфере ЖКХ [7].

Изучение зарубежного опыта внедрения инноваций в процесс предоставления населению услуг в отрасли жилищно-коммунального хозяйства позволяет определить, что важным фактором, влияющим на эффективность проводимых мероприятий, является готовность частного бизнеса сотрудничать с государственными предприятиями [6].

Лизинг является договорной формой ГЧП и представляет собой вид инвестиционной деятельности, сочетающий в себе элементы аренды и кредита, предполагающий переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю после уплаты всех платежей [4].

Понятие «лизинг» широко трактуется в зарубежной и отечественной литературе. Для выявления сущности лизинговых отношений исследователи рассматривают их правовое, финансовое или экономическое содержание.

Лизинг следует определить как систему имущественных отношений, в которой осуществляется трансформация прав собственности между субъектами [9].

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 29.10.98 г. «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [8].

В настоящее время лизинговые операции в сфере ЖКХ возможны по следующим направлениям: лизинг спецтехники и механизмов; лизинг высокоэффективного оборудования; лизинг автоматизированных систем управления и др.

На наш взгляд, использование лизинговых операций в инновационной деятельности ЖКХ с использованием механизма ГЧП представляет собой социально-экономический институт развития современной экономики в формате институционально организованного конструктивного альянса, возникающий в связи с реализацией договора лизинга для развития инновационной деятельности важнейшей отрасли страны (ЖКХ).

Рассмотрим схему лизинговых операций для развития инновационной деятельности ЖКХ с применением механизма ГЧП.

К непосредственным участникам (субъектам) данного механизма относятся: лизингополучатель, лизингодатель и продавец (поставщик имущества).

Лизингополучателем в рамках механизма ГЧП выступают организации сферы ЖКХ или государство, которое в соответствии с договором лизинга принимает имущество в аренду на определенный срок для развития инновационной деятельности ЖКХ.

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое приобретает в собственность имущество, необходимое для развития инновационной деятельности организаций ЖКХ, за счет привлеченных или собственных средств и предоставляет его в качестве предмета лизинга за определенную плату, а также на определенных условиях и на опреде-

ленный период времени в аренду, во временное владение и пользование в соответствии с условиями договора лизинга, с переходом права собственности лизингодателю на предмет лизинга [8].

Продавцом может быть организация, которая в установленный срок продает имущество, необходимое для развития инновационной деятельности ЖКХ, на основании договора купли-продажи с лизингодателем.

На рисунке представлены организационно-экономические взаимоотношения субъектов лизинговой сделки с применением механизма ГЧП для развития инновационной деятельности ЖКХ.

Организационно-экономический процесс осуществления лизинговой сделки с применением механизма ГЧП для развития инновационной деятельности сферы ЖКХ: 1 - определение предмета лизинга; 2 - обращение организаций ЖКХ в государственные органы власти (одобрение инновационного бизнес-плана); 3 - заключение договора лизинга; 4 - государственные гарантии; 5 - кредитный договор;

6 - договор страхования; 7 - заключение договора купли-продажи; 8 - авансовый платеж; 9 - договор поставки; 10 - поставка имущества; 11 - лизинговые платежи;

12 - передача права собственности

Предложенная схема позволяет участникам механизма последовательно осуществлять взаимоотношения на каждом этапе организационно-экономического процесса при инвестировании инновационной деятельности сферы ЖКХ. В этапы данного процесса входит следующее.

1. Определение предмета лизинга (выбор имущества), что является существенным условием для заключения лизинговой сделки. Предметом лизинга для предприятий ЖКХ, осуществляющих инновационную деятельность, могут быть здание, сооружения, транспортные средства, оборудование, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, а также иное движимое и недвижимое имущество для модернизации, технического обслуживания, оказания услуг населению и др.

2. Рассмотрение государством заявки для реализации инновационного проекта ЖКХ. Организация сферы ЖКХ обращается в исполнительный государственный орган власти с просьбой об удовлетворении заявления для развития инновационной деятельности и предоставляет инновационный бизнес-план проекта, а также дополнительно пакет документов (технико-экономическое обоснование сделки, нотариально заверенные копии учредительных документов, балансовые отчеты, справки банка о состоянии счета пред-

приятия, налоговые отчеты и другие документы). Государственный орган власти анализирует информацию, предоставленную предприятием ЖКХ: по качественным, политическим и социально-экономическим критериям, обеспечению правовых возможностей реализации проекта. После формирует заключение о возможности реализации инновационного проекта ЖКХ.

3. Заключение лизингового договора. Организации ЖКХ или органы государственной власти обращаются в лизинговую компанию с коммерческим предложением об удовлетворении проведения лизинговых операций, а также предоставляют пакет необходимых документов, которые подтверждают финансовое состояние и перспективы развития организации сферы ЖКХ. Сотрудники лизинговой компании проводят оценку объективности предоставленной информации, производят всестороннюю экспертизу лизингового инновационного проекта ЖКХ, а также оценку платежеспособности лизингополучателя, уровня квалификации персонала, оценку риска неплатежей и др. Государственные органы власти, в свою очередь, предоставляют гарантии лизинговой компании. При положительном решении юридически лизинговая сделка оформляется договором лизинга, и составляется график ежемесячной уплаты лизинговых платежей. Методика их расчета формируется согласно «Методическим рекомендациям по расчету лизинговых платежей». В случае неосуществления выплат организацией ЖКХ в соответствии с графиком лизинговых платежей лизингодатель имеет право изъять имущество, принадлежащее ему по праву собственности, и реализовать его на вторичном рынке. Если же клиент осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком и полностью выплачивает сумму договора, право собственности на имущество по окончании лизинговой сделки переходит к нему по остаточной стоимости. Все доходы и прибыль, полученные клиентом в ходе использования оборудования, являются собственностью клиента.

Организация ЖКХ обязуется систематически вносить ежемесячные платежи в течение всего срока действия лизингового договора.

4. Далее лизинговая компания для финансирования сделки направляет собственные ресурсы, при необходимости обращается в кредитную организацию за дополнительным привлечением денежных средств.

5. Страхование имущества. Предприятие ЖКХ, осуществляющее инновационную деятельность, для сведения к минимуму рисков, а именно рисков возможной утраты (гибели), недостачи или повреждения, все передаваемое в лизинг имущество подвергает страхованию.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет организация ЖКХ, если иное не предусмотрено договором лизинга [8]. В связи с тем, что срок проекта составляет длительный промежуток времени, имущество подлежит страхованию на весь срок действия договора. Страхование позволяет упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки.

6. Следующим шагом является подписание договоров купли-продажи и поставки имущества, являющегося предметом лизинга, для осуществления инновационной деятельности ЖКХ. Лизинговая компания приобретает имущество у продавца и подписывает договор купли-продажи. После того как будет составлен договор, продавец по акту приема-передачи обязан передать имущество лизингодателю либо организации сферы ЖКХ. Контроль за поставкой оборудования и прочими, связанными с поставкой, моментами осуществляется лизинговой компанией совместно с организацией ЖКХ. Такая схема позволяет эффективно и оперативно решать все вопросы, возникающие в период прохождения данного этапа.

Реализация договоров начинается с момента внесения аванса, при этом, в зависимости от согласования с государством, авансовый платеж могут производить государственные органы власти либо предприятие ЖКХ.

Организация ЖКХ за свой счет осуществляет техническое обслуживание имущества и обеспечивает его сохранность, осуществляя при этом текущий и капитальный ремонт.

Предмет лизинга, переданный во временное владение (пользование) организации ЖКХ для осуществления инновационной деятельности, является собственностью лизингодателя. Лизингополучатель имеет право владения и пользования предметом лизинга в полном объеме.

7. Заключительный этап предполагает завершение операции после окончания действия лизингового договора и выкупа лизингополучателем предмета лизинга, если это предусмотрено в договоре лизинга. Необходимо отметить, что в рамках механизма ГЧП лизингополучателем могут быть не только предприятия ЖКХ, но и государство.

Каждый из участников партнерства преследует свои цели. Государство может выступать как в роли носителя общественно значимых интересов и исполнять целеполагаю-щую и контрольную функции, так и в роли участника хозяйственного оборота и быть заинтересованным в эффективности общих результатов проекта и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Частный партнер преследует цель максимизации прибыли, т.е. коммерческий интерес. В связи с этим в сегменте коммерческих интересов между партнерами вполне уместен торг о возможном разделе возникающих прибылей и рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования [1].

Рассмотрим преимущества для субъектов сделки при осуществлении лизинговых операций с применением механизма ГЧП для развития инновационной деятельности организаций ЖКХ (таблица).

Преимущества для субъектов лизинговых операций с применением механизма ГЧП

организаций сферы ЖКХ

Субъекты Преимущества

Государство - выполнение социальных обязательств (способствует обеспечению населения качественными услугами, улучшению качества жизни населения); - снижение бюджетных расходов; - повышение эффективности использования бюджетных средств; - создание рабочих мест; - целенаправленный характер финансового обеспечения; - повышение эффективности инновационной деятельности ЖКХ, привносятся новые методы управления жилищно-коммунальными организациями, используются современные технологии оказания услуг; - регулирование и контроль развития ЖКХ в соответствии с потребностями населения, а также процесса оказания инновационных ЖКУ потребителям на подведомственной территории; - внебюджетный источник финансирования инвестиционно-инновационных потребностей отрасли; - сокращение аварий, повышение надежности коммунальных систем за счет своевременного проведения работ по замене инфраструктурных объектов, модернизации, реконструкции и т.д.; - повышение инвестиционной привлекательности отрасли, а также местной и региональной экономики и др.

Организации ЖКХ, - возможность участия в долгосрочных инновационных проектах; - повышение эффективности управления ЖКХ; - обеспечение финансовой устойчивости организаций сферы ЖКХ;

Субъекты Преимущества

осуществляющие инновационную деятельность - внедрение инновационных технологий, что способствует улучшению качества оказываемых населению услуг; - уплата лизинговых платежей и получение доходов от эксплуатации предмета лизинга; - расширение производства без крупных единовременных инвестиций в инновационную деятельность ЖКХ; - внося ежемесячные платежи по лизинговому договору, организации ЖКХ могут координировать затраты и тем самым обеспечить финансовую стабильность предприятия; - лизинговые платежи включаются в себестоимость производимой продукции (предоставления услуг), таким образом, снижается налого-облогаемая база при исчислении налога на прибыль; - полная амортизация имущества и экономия по налогу на имущество, так как оно находится на балансе лизингодателя; - смягчается проблема ограниченности ликвидных средств за счет того, что затраты на приобретение имущества равномерно распределяю-тя на весь срок действия договора; - оптимальное соотношение собственного и заемного капитала; - длительный срок договора лизинга; - уменьшение налогооблагаемой базы путем оптимизации налоговых отчислений; - по окончании действия договора лизингополучатель может продлить аренду по льготной ставке или приобрести имущество по остаточной стоимости; - долгосрочные государственные заемные денежные средства; - первый платеж по лизинговому договору, как правило, осуществляется государством; - крупные лизинговые компании стремятся к налаживанию (созданию) стабильных отношений с производителями и поставщиками, таким образом, у них есть возможность приобрести необходимое имущество, получая значительные привилегии (оптовые цены), в том числе скидки и др.

- получение процентов в виде ежемесячных отчислений за пользование имуществом; - привлечение новых клиентов для заключения лизинговых контрактов; - дополнительные финансовые ресурсы для расширения лизинговой деятельности; - экономические выгоды за счет налоговых и амортизационных льгот, установленных государством; - снижается риск невозвратности: имущество, переданное в лизинг, остается в собственности лизингодателя, государство предоставляет гарантии, имущество подлежит обязательному страхованию и т.д.

Лизинговые компании

Продавец - увеличение продаж; - получение денежных средств в полном объеме единовременно; - расширение клиентской базы; - получение дополнительных доходов за счет оказания сервисных услуг при реализации своего оборудования

Кредитные организации - расширение кредитного портфеля за счет привлечения новых заемщиков; - освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года

Субъекты Преимущества

для реализации лизингового договора; - минимизация рисков, так как предмет лизинга выступает залогом

Страховая компания - поступление страховых премий; - расширение клиентской базы

Таким образом, положительной стороной данного механизма является то, что каждый из субъектов получает непосредственную выгоду.

Несмотря на преимущества, для эффективного функционирования механизма лизинговых операций в сфере ЖКХ необходима реализация следующих направлений государственного стимулирования:

1. Создание государственного инвестиционного лизингового фонда (ГИЛФ) для развития жилищно-коммунального хозяйства.

2. Разработка на федеральном и региональном уровнях программ по развитию лизинговых операций в инновационной деятельности сферы ЖКХ.

3. Предоставление дополнительных налоговых льгот.

4. Формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов субъектов лизинговой сделки.

5. Разработка рекомендаций по партнерству государства и организаций ЖКХ в финансировании инновационных проектов по модели государственного финансового лизинга.

6. Создание алгоритма оценки возможности предоставления лизинга в рамках ГЧП для организаций ЖКХ и др.

Предложенные меры позволят эффективно осуществлять инновационную деятельность предприятий ЖКХ, что будет способствовать развитию индустрии технологий по производству ЖКУ, модернизации сетей и оборудования, созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни населения и т.д.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о целесообразности проведения лизинговых операций с применением механизма ГЧП для развития инновационной деятельности ЖКХ, так как использование данного механизма является перспективным направлением для успешного реформирования отрасли.

Статья поступила 22.12.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амунц Д.М. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансово емких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 18.

2. Бондарев Н.С. Анализ современного положения финансового лизинга в России // Science Time. 2014. № 12 (12). C. 53-59.

3. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9.С. 41-50.

4. Завьялова Е.Б., Линев И.В. Лизинг как форма государственно-частного партнерства // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 251-256.

5. Иванова-Якушко Е.Ю., Габдрахманов О.Ф. Внедрение инновационных методов привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, основанных на лизинговых операциях. Социально-экономические и правовые основы развития экономики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2015. 180 с.

6. Комиссарова Л.А. Зарубежный опыт управления жилищным фондом на рынке ЖКУ // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 145-158.

7. Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Инвестирование инновационной деятельности сферы ЖКХ на основе государственно-частного партнерства // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 5 (56). С.101-108.

8. О финансовой аренде (лизинге) : федер. закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/ (15.12.2015).

9. Ульянова О.Ю. К вопросу об управлении лизинговыми операциями в жилищной сфере // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 9. С. 38-54.

REFERENCES

1. Ants D.M. Kontsessionnaia model' sovmestnogo uchastiia gosudarstva i chastnogo sektora v realizatsii finansovo emkikh proektov [Concessive model of collaborative participation of the government and private sector in the realization of financially capacious projects]. Spravochnik rukovoditelia uchrezhdeniia kul'tury - Guide for the manager of a cultural establishment, 2005, no. 12, p. 18.

2. Bondarev N.S. Analiz sovremennogo polozheniia finansovogo lizinga v Rossii [Analyses of the modern statement of financial leasing in Russia]. Science Time, 2014, no. 12 (12), pp. 53-59.

3. Varnavsky V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Public-private partnership: some issues of theory and practice]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia - World economy and international relations, 2011, no. 9, pp. 4150.

4. Zavyalova E.B., Linev I.V. Lizing kak forma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Leasing as form of state-private partnership]. VestnikMGIMO-Universiteta - Vestnik of MSUIR University, 2013, no. 4 (31), pp. 251-256.

5. Ivanova-Iakushko E.Iu., Gabdrakhmanov O.F. Vnedrenie innovatsionnykh metodov privlecheniia investitsii v sferu zhilishchno-kommunal'nogo khoziaistva, osnovannykh na lizingovykh operatsiiakh. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye osnovy razvitiia ekonomiki [Implementation of innovative methods to attract investments into the sphere of housing and public utility, based on the leasing operations. Social and economical and law basis to develop economics]. Ufa, Aeterna Publ., 2015, 180 p.

6. Komissarova L.A. Zarubezhnyi opyt upravleniia zhilishchnym fondom na rynke ZhKU [International experience management housing market on HCS]. Vestnik NGIEI - Vestnik of NGIEI, 2014, no. 7 (38), pp. 145-158.

7. Nikityuk L.G., Timchuk O.G. Investirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti sfery ZhKKh na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [The investment of innovative activity of housing sector on the basis of public-private partnership (PPP)]. Vestnik VSGUTU - Vestnik of ESSTU, 2015, no. 5 (56), pp. 101-108.

8. O finansovoi arende (lizinge) [Financial lease (leasing)]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 15 December 2015).

9. Ul'ianova O.Iu. K voprosu ob upravlenii lizingovymi operatsiiami v zhilishchnoi sfere [To the question of managing leasing operations in the residential sphere]. Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii - Property relations in the Russian Federation, 2005, no. 9, pp. 38-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Никитюк Любовь Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Nikitiuk L.G., candidate of economical sciences, associate professor of chair of economic theory and finance, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 330.322

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

© С.М. Петелин

Особые экономические зоны - яркий пример государственно-частного партнерства. В то же время они являются одним из инструментов региональной политики, который позволяет максимально эффективно использовать региональные преимущества в ускорении экономического роста, а также способствовать социально-экономическому развитию региона. Для административных субъектов Южной Сибири, таких как Республика Бурятия, Иркутская область, Алтайский край, Республика Алтай, особые экономические зоны являются одним из важных направлений экономики. Автором сформулированы основные преимущества и риски при реализации проектов особых экономических зон на принципах государственно-частного партнерства на территории Южной Сибири.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; особая экономическая зона; анализ; возможности; риск.

STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP: ANALYSES OF POSSIBILITIES AND RISKS DURING REALISATION OF PROJECTS OF PARTICULAR ECONOMIC AREAS

© S.M. Petelin

Particular economic areas are a vivid example of state and private partnership. At the same time they present one of the instruments of regional politics which allows to use regional advantages in the increase of economic growth most effectively, and it can also help in the social and economic development of the region. For administrative subjects of South Siberia, such as: Republic of Buriatia, Irkutsk region, Altai krai, republic of Altai, particular economic areas present one of the most important economic directions. The author formulated the main advantages and risks during the realization of projects of particular economic areas based on the principles of state and private partnership at the territory of South Siberia.

Key words: state and private partnership; particular economic area; analyses; possibilities; risk.

Одной из эффективных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в России является создание особых экономических зон. Именно с этим инструментом в нашей стране связывают инновационные, стратегические пути развития экономики, а также решение социально-экономических проблем ее отдельных регионов. Результаты анализа научных трудов российских и зарубежных специалистов в данной области, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации позволили сделать вывод о том, что государственно-частное партнерство представляет собой совокупность форм взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.