Научная статья на тему 'Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры'

Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / PROBLEM READY TO BUILD A CAREER / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF PERSONAL PREPAREDNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL PROFESSIONAL LIABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / PROFESSIONAL CAREERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юндин Р. Н.

В настоящее время высшее профессиональное образование стоит перед необходимостью перехода от жесткой системы подготовки специалистов к более гибкой. Автор в своей статье исходит из предположения, что личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры рассматривается как сложное комплексное образование, а также обращает внимание на результаты корреляционного анализа, которые свидетельствуют о тесной взаимосвязи между структурными компонентами личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the personal readiness of students to build a successful professional career

Currently, higher vocational education is facing the need to move from a rigid training system more flexible. The author in his article, based on the assumption that the personal willingness of students to build a successful career is seen as a complex integrated education, but also draws attention to the results of correlation analysis, which showed the close relationship between the structural components of the personal readiness of students to build careers in college.

Текст научной работы на тему «Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры»

Литература

1. Акмеология, психология развития. - Уч. пособие по ред. A.A. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М. : РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». - 2003. - 473 с.

2. Журавлев A.A. Российские предприниматели в современной социальной структуре/ A.A. Журавлев, В.П. Поздняков// Социологические исследования. - 1994. - №5. -61 с.

3. КарлофБ. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). -М., 1991.

4. Маркова, Е.К. Мотивация достижения успеха в предпринимательской деятельности // Проблемы управления в современных российских условиях: Сб. статей. - Наб. Челны, 2003. - 27-29 с.

5. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей / РАН. Ин-т психологии. - М., 2001. - 240 с.

6. Филиппов A.B., Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса//Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. - СПб., 2001. - 119- 133 с.

7. Hall J. To achieve or not: The manager's choice // California Manag. Rev. 1976. V. 18. N4.-5-18 P.

Юндин P. H.

Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры

В настоящее время высшее профессиональное образование стоит перед необходимостью перехода от жесткой системы подготовки специалистов к более гибкой, позволяющей формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда, способного определяться и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления, профессиональными компетенциями и личностной готовностью к построению успешной профессиональной карьеры.

Теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, практика российской высшей школы свидетельствуют о появлении новых подходов к рассмотрению значимости проблемы личностной готовности молодых специалистов «нового поколения» к построению перспектив своего

А.Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, В. А. Татенко, A.B. Юревич и др.); теоретические основы психологических практик и психологической поддержки субъекта образовательного процесса (Г.С. Абрамова, K.M. Гуревич, И.В. Дубровина, Ю.В. Карпов, C.B. Недбаева, НФ.Талызинаидр.).

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к построению профессиональной карьеры широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В современной науке явление готовности к профессиональной деятельности исследуется на различных уровнях: на личностном уровне (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Ф. Т. Михайлов, В. В. Столин и др.) готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, как процесс формирования морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности, обеспечивающих ее успешное осуществление. Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации к деятельности, в овладении операциональной, нравственной, психической, организационной ее сторонами. На функциональном уровне А. Б. Леонова рассматривает готовность как адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Ряд других ученых (Алаторцев В. А., Ильин Е. П., Левитов Н. Д. и др.) понимают готовность на функциональном уровне как ее временную готовность и работоспособность, сущность ее они видят в предстартовой активизации психических функций.

В психологической литературе значительное внимание уделено конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Унадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, A.B. Веденов, Л. А. Кандыбович, П.Р. Чамта и др.), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А. Д. Ганюшкин, O.A. Черникова и др.). В личностно-деятельностной парадигме рассмотрения проблемы готовности к профессиональной деятельности готовность представляется как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения свои функций (A.A. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).

Психологические детерминанты личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются значимым условием их личностно-профессионального развития. В качестве детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза выступает ряд факторов: система представлений студентов о карьерном развитии; отношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развития; уровень субъективного контроля в сфере профессиональных достижений; рефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры.

Личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры рассматривается как сложное комплексное образование, имеющее динамическую структуру, которая представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный.

Для решения исследовательских задач был использован анализ научных источников по проблеме профессиональной ответственности личности, объективных и субъективных факторов карьерного продвижения. Вместе с тем использовались эмпирические методы: метод наблюдения, метод беседы, метод экспертной оценки, метод тестирования, констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки полученных результатов включали в себя методы качественной (сравнение, представление в табличной и графической форме, методы содержательной интерпретации) и количественной обработки первичных данных (методы математико-статистического анализа).

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: методика мониторинговой оценки и самооценки личностно-профессиональных качеств (авторская методика Л. Г. Лаптева подготовлена в рамках концепции профессора Н. И. Конюхлова); опросник «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера; тест «Способность самоуправления», разработанный под руководством Н.М. Пейсахова; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанная В. Э. Мильман.

В нашей стране долгое время отношение к понятию карьера было отрицательное. Проблема построения профессиональной карьеры в психологии наилучшим образом изучена в зарубежной науке. К числу наиболее известных направлений и концепций относятся: дифференциально-диагностическое направление (Ф. Парсонса, Г. Мюнстерберга), трейт-факторная теория (Д. Холланда), психодинамическое направление (А. Роу), теории развития (Д. Сьюпера, Э. Гинцберга), социально-когнитивные теории (Д. Тидемана, Р. О'Хара и Л. Кнефелькампа и Р. Слепица). Одновременно с формированием позитивного отношения общества к карьерным устремлениям индивида резко возросли требования к личности, ориентированной на профессиональную успешность. Такое положение обусловлено нарастанием темпов социализации человека, его интеграцией в трудовую деятельность, усилением конкуренции в секторах рынка рабочей силы, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями. Успешность построения профессиональной карьеры детерминируют определённые внешние и внутренние факторы. В совокупности эти факторы позволяют достичь субъекту профессиональной деятельности высшего уровня самоэффективности - профессионализма, характеризующегося продуктивностью, идентичностью и зрелостью.

осознанную последовательность изменении во взглядах, позициях и поведении личности, связанных с опытом работы и деятельностью в течение труцовой жизни.

нестабильностью. Как показывают исследования С.Т. Джанерьян, Н.Л. Кирт, В. А. Полякова, карьера корректирующе влияет на личность и формирующе - на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.

Под личностной готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность, настроенность на произвольную деятельность,

действия, способствующие эффективности построения профессиональной карьеры в условиях вуза. Эффективность методов и средств формирования личностной готовности будет зависеть в значительной степени разработанности теоретических положений и системы критериев оценки и регуляции психических состояний и свойств личности.

Анализ теоретической и методической литературы позволил нам выделить компоненты личностной готовности студентов и определить психолого-педагогические условия для формирования этих компонентов. Важнейшими психолого-педагогическими условиями для формирования личностной готовности студента являются следующие: перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект саморазвития; представленность специфических компонентов личностной готовности; создание ситуаций личностного развития непосредственно на учебных занятиях; освоение ценностного потенциала образования и культуры через собственную деятельность; актуализация развития рефлексивных умений студентов; готовность преподавателя к реализации личностно-ориентированного подхода; соотношение личностных и ситуативных факторов в детерминации поведения; организация психологического сопровождения студентов и преподавателей; контроль и самоконтроль как важное условие саморазвития личности, которое выполняет функцию обратной связи

В отечественной научной литературе исследований, посвященных содержательной характеристике психологических детерминант личностной готовности студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры крайне мало, несмотря на то, что проблема карьерного продвижения и личностно-профессиональной готовности является достаточно хорошо исследованной.

Важно учесть, что независимо от того, в каких условиях осуществляется процесс формирования и развития личностной готовности студента к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза, он опосредуется целями и задачами образовательной организации, в которой он обучается, зависит от содержания методической работы, форм, средств и методов, с помощью которых она осуществляется. При этом критериями эффективности такой работы становятся: наличие нормативного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе; оптимальные условия осуществления процесса; интеллектуальный, духовный и базовый профессиональный уровень педагогических кадров; здорового морально-психологического климата и комфорта; уровень профессиональной компетентности педагогов, их профессионализма и мастерства, отражающихся на уровне качества предоставляемых образовательных услуг.

Развитие личностной готовности в условиях вуза активно происходит в процессе личностно-профессионального становления студента в условиях учебно-профессиональной среды, которая включает учебно-профессиональное

взаимодействие педагогов и студентов и учебно-профессиональную деятельность студента. Исходя из этого, психологическое сопровождение развития личностной готовности, в частности к построению успешной профессиональной карьеры, студентов в условиях вуза имеет множество целей: повышение уровня удовлетворенности избранной профессией, профессионального самоопределения, стимуляция активного саморазвития и самообразования, стремления к преодолению собственной инерции; развитие и обогащение умения целесообразно обходиться со своим временем и возможностями; развитие творческой направленности в реализации практических задач, совершенствование собственного стиля профессиональной деятельности, стимуляция активного профессионального и личностного развития; развитие понимания возрастающей ответственности стуцента в системе учебно-профессионального взаимодействия педагогов и студентов; организация продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного учреждения; активизация процессов самопознания своих возможностей, потребностей, а также собственного учебно-профессионального опыта; обогащение знаний в области новейших достижений науки в выбранной профессии.

Изучение личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза на начальных этапах эмпирической части исследования предусматривало выявление смыслового поля представлений о данном понятии, сложившихся у студентов. Для их первичного установления была проведена анкету со студентами, которые составили экспериментальную выборку. В результате корреляционного анализа были установлены статистически значимые взаимосвязи представлений и ряда характеристик испытуемых.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа развития личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза ориентированная на реализацию следующих функций: развивающей, диагностической, образовательно-познавательной, прогностической, коммуникативной, рефлексивной. Таким

личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования возможна при соблюдении комплекса условий:

- систематическое изучение потребности студентов в повышении компетентности и готовности по вопросам дефиниции, классификации, методологии карьеры и карьерного продвижения, опора в процессе психологического сопровождения на опыт педагогов и опыт собственной практической деятельности студента;

- создание психолого-педагогического пространства для внедрения комплексной системы, в том числе отбор содержания, средств, сочетание форм и методов работы, направленных на реализацию целевых установок, достижение заданного уровня сформированности и развитие личностной готовности студентов к моделированию собственной линии профессиональных перспектив, использование профессионально значимых средств и ресурсов.

В данную программу вошли два основных блока: познавательный блок, направленный расширение знаний студентов в области сущности, классификаций карьерных технологий, методов и способов карьерного продвижения, а также их психологических составляющих; развивающий блок, направленный на развитие мотивационно-ценностного отношения у студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры, а именно личностной готовности к ее реализации.

На этапе контрольного эмпирического исследования для проверки эффективности проведённой работы был осуществлён сравнительный анализ между результатами, полученными в начале исследования, и теми, которые фиксировались у студентов экспериментальной группы после проведения формирующего этапа работы. Индикатором служил тот же набор диагностических методик, который использовался на констатирующем этапе эксперимента.

Средние оценки показателей личностной готовности испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Кршерии -шчиосшои плошю-сш "■) 1сри чета. 1 ь няя груши (и 25} Кончрнльным группа (и- 25; Значения Мфшерш Огыод,;птл

мос.1е >Ш мосле

Стто собтгаеть к Сгшауттравлешткь Рабочшт нсгттпзаппсштгмй профиль А0,В1 || 52.41 2,1 Й9.Й 13 2,5 2,2 62,5.2,4 51,1 2,2 50,0 2,0 2.4.<3 \903

(Эбгттсжтпеискитг чоттаптшшьш ПрифИ.'Л] -18.5+2.2 Я7/-1-М 52,3+2,1 .1.1.1-1/» шт

Слчооц^нка вд^шдч ию ¿сОя и с ко их лрчфессгтиалыш-ьая-гшл кадета 59.3+2,6

У|3фсннпс:ть в ссйо ТТртгн лтттй сппиальнт.г-с норм {1X2+2,2 С1О.4+ 1 ,.1 62,1 + 1,К 6Л,0-1,<) Й 1,1+1/ Й(1,д-1,7 2,7X1

Уровень СУОьйр^ТШЦОШ кщгфо.ш 56. 1 1 ,7 64,5 и 54,5 ! Щ 52,9 14 РР

ГГрнмь'чдннс. Т! личине жирным куликом ньщ^.и-мм эмпиричи^кш: книч^нии 1-крнч *рия

С'пюдсшй пр^лшлшшщис кртмм^ам ■ш'К'.иас 2.6'7& ш троице д^к-юис-ртк-ш 0,01

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о тесной взаимосвязи между структурными компонентами личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза.

Таким образом, результаты проведенного анализа показали, что процесс формирования личностной готовности к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза у студентов взаимосвязан как с их личностными качествами, так и с преобладающей профессиональной направленностью личности. Однако, эта связь далеко неоднозначна. Уже по количеству выявленных корреляционных связей можно судить о том, что студенты юридического факультета обладают более сформированной направленностью личности, более адекватно оценивают наличие качеств, необходимых для проектирования карьерных перспектив. Эти студенты в большей степени ориентированы на деловые интересы, а их личностные качества влияют на отношение к карьере как возможности развития творческих способностей и творческой самореализации. Причем креативность рассматривается как

необходимое внешнее и внутреннее условие реализации своих карьерных устремлений и коррелирует практически со всеми качествами, наличие которых высоко оценили у себя студенты юридического факультета. Студенты психологического факультета с высокой самооценкой качеств, характерных для инновационного типа личности, также в большой степени стремятся к самореализации, и в построении своей профессиональной карьеры ценят именно возможность реализовать свои способности. В то же время, материальная обеспеченность занимает для них одно из ведущих мест на шкале приоритетов. Можно выразить их позицию таким образом: продуктивная творческая работа должна хорошо оплачиваться. Поэтому для привлечения молодежи к построению профессиональной карьеры необходимо обеспечить возможность самореализации. А человек, участвующий в реализации своей профессиональной карьеры, должен обладать как предприимчивостью, так и нестандартностью мышления, активностью.

На основании выше изложенного, можно сформулировать следующие выводы:

- психологическими детерминантами развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются: система представлений студентов о карьерном развитии; отношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развития; уровень субъективного контроля в сфере профессиональных достижений; рефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры

- психологическая структура личностной готовности студентов к

синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный. Когнитивный компонент включает уровень субъективного контроля, интернальность, способность к анализу личностного карьерного потенциала, рефлексию профессиональных перспектив; мотивационный включает активность, степень удовлетворенности профессиональной деятельностью; эмоционально-волевой компонент включает самооценку личности себя и своих профессионально-важных качеств, уверенность в себе; социально-организационный компонент включает способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

- основными направлениями развития личностной готовности к построению успешной карьеры выступили: развитие когнитивного компонента личностной готовности, формирование способности адекватно оценивать положительные и негативные ситуации профессионального роста; развитие социально-организационного компонента личностной готовности через исследование информационного поля профессиональной деятельности вуза и степени участия в ней; развитие мотивационного компонента через повышение уровня активности личности в работе с построения карьеры и осознание ее ценности для профессиональной роста; развитие эмоционально-волевого компонента личностной готовности посредством формирования навыков регуляции своего эмоционального состояния, стрессоустойчивости, рефлексии.

- программа и модель развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза должны быть направлены на осознание значимости технологий карьерного продвижения, осмысление психологических особенностей личностного развития, влияющих на развитие представлений студентов о перспективах профессионального будущего

- знание психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в образовательном процессе вуза позволяет стимулировать их активность, обуславливая положительную динамику таких показателей как отношение к профессиональному выбору, интернальность, рефлексия, уверенность в своих силах, общая и творческая активность, социальная полезность, степень удовлетворенности процессом и результатом профессиональной деятельности.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что оно представляет собой только один из возможных подходов к изучению психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза. Очевидно, что работа в данном направлении может быть продолжена с использованием других исследовательских ракурсов, с привлечением других исследовательских методов и методик, другой исследовательской выборки и т.д.

Литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / [текст] / Психология личности и образ жизни К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1987. С. 138- 144.

2. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] / Г. А. Берулава. -М., 2001. -236с.

3. Джанерьян, С. Т. Карьера личности и ее профессия [Текст] / С. Т. Джанерьян // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. -М., 1999.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды [текст] / Е. А. Климов. - М., 2003

Социально-педагогические проблемы здравоохранения

ТлишМ.М.

Коррекция обучающих подходов к врачебной тактике назначения морских процедур больным зудящими дерматозами

Анализ отечественных и зарубежных публикаций по затронутой проблеме (К.Н. Суворова, С.Л. Гомболевская, 2008; А. А. Данилова, М.Н. Шеклакова, 2008; R.P. Allaker, G.P. Greenman, R.H. Osborne, J.L. Gowers, 2009) позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.