Литература
1. Акмеология, психология развития. - Уч. пособие по ред. A.A. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М. : РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». - 2003. - 473 с.
2. Журавлев A.A. Российские предприниматели в современной социальной структуре/ A.A. Журавлев, В.П. Поздняков// Социологические исследования. - 1994. - №5. -61 с.
3. КарлофБ. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). -М., 1991.
4. Маркова, Е.К. Мотивация достижения успеха в предпринимательской деятельности // Проблемы управления в современных российских условиях: Сб. статей. - Наб. Челны, 2003. - 27-29 с.
5. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей / РАН. Ин-т психологии. - М., 2001. - 240 с.
6. Филиппов A.B., Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса//Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. - СПб., 2001. - 119- 133 с.
7. Hall J. To achieve or not: The manager's choice // California Manag. Rev. 1976. V. 18. N4.-5-18 P.
Юндин P. H.
Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры
В настоящее время высшее профессиональное образование стоит перед необходимостью перехода от жесткой системы подготовки специалистов к более гибкой, позволяющей формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда, способного определяться и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления, профессиональными компетенциями и личностной готовностью к построению успешной профессиональной карьеры.
Теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, практика российской высшей школы свидетельствуют о появлении новых подходов к рассмотрению значимости проблемы личностной готовности молодых специалистов «нового поколения» к построению перспектив своего
А.Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, В. А. Татенко, A.B. Юревич и др.); теоретические основы психологических практик и психологической поддержки субъекта образовательного процесса (Г.С. Абрамова, K.M. Гуревич, И.В. Дубровина, Ю.В. Карпов, C.B. Недбаева, НФ.Талызинаидр.).
Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к построению профессиональной карьеры широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В современной науке явление готовности к профессиональной деятельности исследуется на различных уровнях: на личностном уровне (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Ф. Т. Михайлов, В. В. Столин и др.) готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, как процесс формирования морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности, обеспечивающих ее успешное осуществление. Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации к деятельности, в овладении операциональной, нравственной, психической, организационной ее сторонами. На функциональном уровне А. Б. Леонова рассматривает готовность как адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Ряд других ученых (Алаторцев В. А., Ильин Е. П., Левитов Н. Д. и др.) понимают готовность на функциональном уровне как ее временную готовность и работоспособность, сущность ее они видят в предстартовой активизации психических функций.
В психологической литературе значительное внимание уделено конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Унадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, A.B. Веденов, Л. А. Кандыбович, П.Р. Чамта и др.), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А. Д. Ганюшкин, O.A. Черникова и др.). В личностно-деятельностной парадигме рассмотрения проблемы готовности к профессиональной деятельности готовность представляется как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения свои функций (A.A. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).
Психологические детерминанты личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются значимым условием их личностно-профессионального развития. В качестве детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза выступает ряд факторов: система представлений студентов о карьерном развитии; отношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развития; уровень субъективного контроля в сфере профессиональных достижений; рефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры.
Личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры рассматривается как сложное комплексное образование, имеющее динамическую структуру, которая представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный.
Для решения исследовательских задач был использован анализ научных источников по проблеме профессиональной ответственности личности, объективных и субъективных факторов карьерного продвижения. Вместе с тем использовались эмпирические методы: метод наблюдения, метод беседы, метод экспертной оценки, метод тестирования, констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки полученных результатов включали в себя методы качественной (сравнение, представление в табличной и графической форме, методы содержательной интерпретации) и количественной обработки первичных данных (методы математико-статистического анализа).
В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: методика мониторинговой оценки и самооценки личностно-профессиональных качеств (авторская методика Л. Г. Лаптева подготовлена в рамках концепции профессора Н. И. Конюхлова); опросник «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера; тест «Способность самоуправления», разработанный под руководством Н.М. Пейсахова; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанная В. Э. Мильман.
В нашей стране долгое время отношение к понятию карьера было отрицательное. Проблема построения профессиональной карьеры в психологии наилучшим образом изучена в зарубежной науке. К числу наиболее известных направлений и концепций относятся: дифференциально-диагностическое направление (Ф. Парсонса, Г. Мюнстерберга), трейт-факторная теория (Д. Холланда), психодинамическое направление (А. Роу), теории развития (Д. Сьюпера, Э. Гинцберга), социально-когнитивные теории (Д. Тидемана, Р. О'Хара и Л. Кнефелькампа и Р. Слепица). Одновременно с формированием позитивного отношения общества к карьерным устремлениям индивида резко возросли требования к личности, ориентированной на профессиональную успешность. Такое положение обусловлено нарастанием темпов социализации человека, его интеграцией в трудовую деятельность, усилением конкуренции в секторах рынка рабочей силы, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями. Успешность построения профессиональной карьеры детерминируют определённые внешние и внутренние факторы. В совокупности эти факторы позволяют достичь субъекту профессиональной деятельности высшего уровня самоэффективности - профессионализма, характеризующегося продуктивностью, идентичностью и зрелостью.
осознанную последовательность изменении во взглядах, позициях и поведении личности, связанных с опытом работы и деятельностью в течение труцовой жизни.
нестабильностью. Как показывают исследования С.Т. Джанерьян, Н.Л. Кирт, В. А. Полякова, карьера корректирующе влияет на личность и формирующе - на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.
Под личностной готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность, настроенность на произвольную деятельность,
действия, способствующие эффективности построения профессиональной карьеры в условиях вуза. Эффективность методов и средств формирования личностной готовности будет зависеть в значительной степени разработанности теоретических положений и системы критериев оценки и регуляции психических состояний и свойств личности.
Анализ теоретической и методической литературы позволил нам выделить компоненты личностной готовности студентов и определить психолого-педагогические условия для формирования этих компонентов. Важнейшими психолого-педагогическими условиями для формирования личностной готовности студента являются следующие: перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект саморазвития; представленность специфических компонентов личностной готовности; создание ситуаций личностного развития непосредственно на учебных занятиях; освоение ценностного потенциала образования и культуры через собственную деятельность; актуализация развития рефлексивных умений студентов; готовность преподавателя к реализации личностно-ориентированного подхода; соотношение личностных и ситуативных факторов в детерминации поведения; организация психологического сопровождения студентов и преподавателей; контроль и самоконтроль как важное условие саморазвития личности, которое выполняет функцию обратной связи
В отечественной научной литературе исследований, посвященных содержательной характеристике психологических детерминант личностной готовности студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры крайне мало, несмотря на то, что проблема карьерного продвижения и личностно-профессиональной готовности является достаточно хорошо исследованной.
Важно учесть, что независимо от того, в каких условиях осуществляется процесс формирования и развития личностной готовности студента к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза, он опосредуется целями и задачами образовательной организации, в которой он обучается, зависит от содержания методической работы, форм, средств и методов, с помощью которых она осуществляется. При этом критериями эффективности такой работы становятся: наличие нормативного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе; оптимальные условия осуществления процесса; интеллектуальный, духовный и базовый профессиональный уровень педагогических кадров; здорового морально-психологического климата и комфорта; уровень профессиональной компетентности педагогов, их профессионализма и мастерства, отражающихся на уровне качества предоставляемых образовательных услуг.
Развитие личностной готовности в условиях вуза активно происходит в процессе личностно-профессионального становления студента в условиях учебно-профессиональной среды, которая включает учебно-профессиональное
взаимодействие педагогов и студентов и учебно-профессиональную деятельность студента. Исходя из этого, психологическое сопровождение развития личностной готовности, в частности к построению успешной профессиональной карьеры, студентов в условиях вуза имеет множество целей: повышение уровня удовлетворенности избранной профессией, профессионального самоопределения, стимуляция активного саморазвития и самообразования, стремления к преодолению собственной инерции; развитие и обогащение умения целесообразно обходиться со своим временем и возможностями; развитие творческой направленности в реализации практических задач, совершенствование собственного стиля профессиональной деятельности, стимуляция активного профессионального и личностного развития; развитие понимания возрастающей ответственности стуцента в системе учебно-профессионального взаимодействия педагогов и студентов; организация продуктивного взаимодействия с субъектами образовательного учреждения; активизация процессов самопознания своих возможностей, потребностей, а также собственного учебно-профессионального опыта; обогащение знаний в области новейших достижений науки в выбранной профессии.
Изучение личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза на начальных этапах эмпирической части исследования предусматривало выявление смыслового поля представлений о данном понятии, сложившихся у студентов. Для их первичного установления была проведена анкету со студентами, которые составили экспериментальную выборку. В результате корреляционного анализа были установлены статистически значимые взаимосвязи представлений и ряда характеристик испытуемых.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа развития личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза ориентированная на реализацию следующих функций: развивающей, диагностической, образовательно-познавательной, прогностической, коммуникативной, рефлексивной. Таким
личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования возможна при соблюдении комплекса условий:
- систематическое изучение потребности студентов в повышении компетентности и готовности по вопросам дефиниции, классификации, методологии карьеры и карьерного продвижения, опора в процессе психологического сопровождения на опыт педагогов и опыт собственной практической деятельности студента;
- создание психолого-педагогического пространства для внедрения комплексной системы, в том числе отбор содержания, средств, сочетание форм и методов работы, направленных на реализацию целевых установок, достижение заданного уровня сформированности и развитие личностной готовности студентов к моделированию собственной линии профессиональных перспектив, использование профессионально значимых средств и ресурсов.
В данную программу вошли два основных блока: познавательный блок, направленный расширение знаний студентов в области сущности, классификаций карьерных технологий, методов и способов карьерного продвижения, а также их психологических составляющих; развивающий блок, направленный на развитие мотивационно-ценностного отношения у студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры, а именно личностной готовности к ее реализации.
На этапе контрольного эмпирического исследования для проверки эффективности проведённой работы был осуществлён сравнительный анализ между результатами, полученными в начале исследования, и теми, которые фиксировались у студентов экспериментальной группы после проведения формирующего этапа работы. Индикатором служил тот же набор диагностических методик, который использовался на констатирующем этапе эксперимента.
Средние оценки показателей личностной готовности испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Кршерии -шчиосшои плошю-сш "■) 1сри чета. 1 ь няя груши (и 25} Кончрнльным группа (и- 25; Значения Мфшерш Огыод,;птл
мос.1е >Ш мосле
Стто собтгаеть к Сгшауттравлешткь Рабочшт нсгттпзаппсштгмй профиль А0,В1 || 52.41 2,1 Й9.Й 13 2,5 2,2 62,5.2,4 51,1 2,2 50,0 2,0 2.4.<3 \903
(Эбгттсжтпеискитг чоттаптшшьш ПрифИ.'Л] -18.5+2.2 Я7/-1-М 52,3+2,1 .1.1.1-1/» шт
Слчооц^нка вд^шдч ию ¿сОя и с ко их лрчфессгтиалыш-ьая-гшл кадета 59.3+2,6
У|3фсннпс:ть в ссйо ТТртгн лтттй сппиальнт.г-с норм {1X2+2,2 С1О.4+ 1 ,.1 62,1 + 1,К 6Л,0-1,<) Й 1,1+1/ Й(1,д-1,7 2,7X1
Уровень СУОьйр^ТШЦОШ кщгфо.ш 56. 1 1 ,7 64,5 и 54,5 ! Щ 52,9 14 РР
ГГрнмь'чдннс. Т! личине жирным куликом ньщ^.и-мм эмпиричи^кш: книч^нии 1-крнч *рия
С'пюдсшй пр^лшлшшщис кртмм^ам ■ш'К'.иас 2.6'7& ш троице д^к-юис-ртк-ш 0,01
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о тесной взаимосвязи между структурными компонентами личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза.
Таким образом, результаты проведенного анализа показали, что процесс формирования личностной готовности к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза у студентов взаимосвязан как с их личностными качествами, так и с преобладающей профессиональной направленностью личности. Однако, эта связь далеко неоднозначна. Уже по количеству выявленных корреляционных связей можно судить о том, что студенты юридического факультета обладают более сформированной направленностью личности, более адекватно оценивают наличие качеств, необходимых для проектирования карьерных перспектив. Эти студенты в большей степени ориентированы на деловые интересы, а их личностные качества влияют на отношение к карьере как возможности развития творческих способностей и творческой самореализации. Причем креативность рассматривается как
необходимое внешнее и внутреннее условие реализации своих карьерных устремлений и коррелирует практически со всеми качествами, наличие которых высоко оценили у себя студенты юридического факультета. Студенты психологического факультета с высокой самооценкой качеств, характерных для инновационного типа личности, также в большой степени стремятся к самореализации, и в построении своей профессиональной карьеры ценят именно возможность реализовать свои способности. В то же время, материальная обеспеченность занимает для них одно из ведущих мест на шкале приоритетов. Можно выразить их позицию таким образом: продуктивная творческая работа должна хорошо оплачиваться. Поэтому для привлечения молодежи к построению профессиональной карьеры необходимо обеспечить возможность самореализации. А человек, участвующий в реализации своей профессиональной карьеры, должен обладать как предприимчивостью, так и нестандартностью мышления, активностью.
На основании выше изложенного, можно сформулировать следующие выводы:
- психологическими детерминантами развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются: система представлений студентов о карьерном развитии; отношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развития; уровень субъективного контроля в сфере профессиональных достижений; рефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры
- психологическая структура личностной готовности студентов к
синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный. Когнитивный компонент включает уровень субъективного контроля, интернальность, способность к анализу личностного карьерного потенциала, рефлексию профессиональных перспектив; мотивационный включает активность, степень удовлетворенности профессиональной деятельностью; эмоционально-волевой компонент включает самооценку личности себя и своих профессионально-важных качеств, уверенность в себе; социально-организационный компонент включает способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.
- основными направлениями развития личностной готовности к построению успешной карьеры выступили: развитие когнитивного компонента личностной готовности, формирование способности адекватно оценивать положительные и негативные ситуации профессионального роста; развитие социально-организационного компонента личностной готовности через исследование информационного поля профессиональной деятельности вуза и степени участия в ней; развитие мотивационного компонента через повышение уровня активности личности в работе с построения карьеры и осознание ее ценности для профессиональной роста; развитие эмоционально-волевого компонента личностной готовности посредством формирования навыков регуляции своего эмоционального состояния, стрессоустойчивости, рефлексии.
- программа и модель развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза должны быть направлены на осознание значимости технологий карьерного продвижения, осмысление психологических особенностей личностного развития, влияющих на развитие представлений студентов о перспективах профессионального будущего
- знание психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в образовательном процессе вуза позволяет стимулировать их активность, обуславливая положительную динамику таких показателей как отношение к профессиональному выбору, интернальность, рефлексия, уверенность в своих силах, общая и творческая активность, социальная полезность, степень удовлетворенности процессом и результатом профессиональной деятельности.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что оно представляет собой только один из возможных подходов к изучению психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза. Очевидно, что работа в данном направлении может быть продолжена с использованием других исследовательских ракурсов, с привлечением других исследовательских методов и методик, другой исследовательской выборки и т.д.
Литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / [текст] / Психология личности и образ жизни К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1987. С. 138- 144.
2. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] / Г. А. Берулава. -М., 2001. -236с.
3. Джанерьян, С. Т. Карьера личности и ее профессия [Текст] / С. Т. Джанерьян // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. -М., 1999.
4. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды [текст] / Е. А. Климов. - М., 2003
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
ТлишМ.М.
Коррекция обучающих подходов к врачебной тактике назначения морских процедур больным зудящими дерматозами
Анализ отечественных и зарубежных публикаций по затронутой проблеме (К.Н. Суворова, С.Л. Гомболевская, 2008; А. А. Данилова, М.Н. Шеклакова, 2008; R.P. Allaker, G.P. Greenman, R.H. Osborne, J.L. Gowers, 2009) позволяет