проблем и др.
Список использованной литературы:
1. Рыженков М.И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок : диссертация ... канд.педа.наук / М.И. Рыженков. - Кострома, 2008.
2. Собко А.Ю. Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов ВВ МВД России / А.Б. Собко // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - C. 145149.
© Кондрашов С.А. , Степанов А.В. , 2016
УДК 37.032
В.В. Коцарева
Студентка 4 курса Научный руководитель - канд. ист. наук, доцент
Д.Н. Гречишко ФГБОУ ВО «КубГУ» г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития личности, в том числе основные факторы, играющие в этом немаловажную роль, а также особенности формирования качеств личности посредством социализации в сфере учебной деятельности. В работе отмечаются приемы и методы самовоспитания личности, где имеют свое влияние поступки и действия окружающего коллектива на момент обучения. Автор указывает на большое значение процесса обучения и общения со сверстниками и педагогом в полноценном развитии личности.
Ключевые слова
Личность, социализация, учебная деятельность, самовоспитание, учитель.
На сегодняшний день проблема развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания является одной из ключевых проблем педагогической теории и практики.
К основным факторам, способствующим развитию личности, можно назвать противоречия, которые могут быть внутренними, возникающими из-за несогласия с собой; внешними, проявляющимися отношениями с окружающими людьми, с природой; а также общими и индивидуальными [1, с. 23]. Все эти противоречия разрешаются путем удовлетворения определенной потребности, в результате чего человек может переходить на новую ступень своего развития. Процесс развития личности продолжается благодаря сменяемости одного противоречия другим.
Также свое влияние на формирование и социализацию личности имеют наследственность, среда, воспитание и самое главное - общение, так как именно посредством общения с другими людьми личность будет развиваться духовно и психически. Большую роль играет и самовоспитание, которое возникает с осознания и принятия объективной цели как субъективного мотива своих действий, где достижение такой цели и будет способствовать полноценному развитию личности.
Но ведь не стоит забывать, что формирование личности тесно взаимосвязана и с обучением. То есть, развитие личности не может осуществляться вне обучения.
Если говорить о младшем школьном возрасте, у ребенка уже наблюдается образование внутренней мотивации, направленной на воспитание у себя наилучших человеческих качеств [2, с. 90]. В подростковом
возрасте проявляется потребность в самовоспитании, целенаправленность которого зависит от идеалов и общественной направленности деятельности школьника и от значимости, придаваемой им среде сверстников. В старших классах обычно начинается проявление умений правильно анализировать и адекватно давать оценку собственным качествам и поступкам, что является одним из существенных моментов самовоспитания. Между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств, прослеживается зависимость, показателями которой являются: влияние общественного мнения, критика и самокритика, благоприятный микроклимат в коллективе и выбор приемов самовоспитания с помощью учителя [2, с. 101].
К самым распространенным приемам самовоспитания учащихся относятся самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка, а к методам - самообладание и самопознание. В результате применения этих приемов и методов складывается личность, которая обязательно должна с легкостью влиться в общество [3, с. 163].
Нужно отметить, что в стимулировании самовоспитания значительную роль играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах, что в результате вызывает подражание и заметное стремление к личностному развитию, а здоровые дискуссии на различные моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, побуждающие к активной работе над собой [4, с. 48].
Таким образом, без организованной учебной деятельности и процесса социализации в ученических коллективах ребенок не будет иметь возможности развиваться как самореализующаяся личность. Список использованной литературы:
1. Ковалев А.Г. Психология личности, 3 изд., М., 1970. - 180 с.
2. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей, - М.: Просвещение, 2003. - 315 с.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. - 215 с.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 300 с.
© Коцарева В.В., 2016
УДК 811.161.1
О.М. Крижовецкая
к.филол. н., доцент ФГБОУ ВПО ТвГТУ г. Тверь, Российская Федерация
О РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация
Статья посвящена одной из форм лингвометодической поддержки в системе социализации иностранных студентов в Тверском регионе. Представлено регионально ориентированное учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов. Особое внимание уделяется компонентам семантической структуры «русская провинция», в том числе связанным с Тверью и Тверской областью.
Ключевые слова
Социализация, региональный компонент, русская провинция, Тверь, русский язык как иностранный.
«Язык - мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» [2, с. 231]. Процесс «врастания» в сообщество, в культуру невозможен без языка и «культурных феноменов» [3]. Мысль