4. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Accessible Tourism: Concepts and Issues. Bristol: Channel View Publications, 2010.305p.
5. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Best Practice in Accessible Tourism. Bristol: Channel View Publications, 2012.347p.
6. URL: http://www.who.int/ageing/proj-ects/age_friendly_cities_network/ru/ (дата
обращения: 14.04.2014).
7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/^-ли_развития_тысячелетия (дата обращения: 14.04.2014).
8. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront. net/sites/all/files/pdf/a20_10_activities_ wcte_election_members_new_wcte_part_ii_ ru.pdf (дата обращения: 14.04.2014).
УДК 338.4-6:615.8
В.А. СИКОРСКАЯ
РАЗВИТИЕ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В развитии лечебно-оздоровительного туризма во всем мире отмечены тенденции роста и диверсификации. Выделились сегменты лечебного, клинического, медицинского, оздоровительного, термального, спа-, wellness-туризма и др. Отвечая на растущий диверсифицированный спрос, меняются дестинации лечебно-оздоровительного и курортного туризма, расширяя и переориентируя свои услуги на новые сегменты потребителей. Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, медицинский туризм, спа-, wellness-туризм, диверсификация, курортная дестинация.
In the development of global health tourism trends of growth and diversification are registered. Such segments of health tourism have been sorted out: healing, clinical, medical, recuperation, thermal, spa-tourism, well-tourism and others. Responding to the growing diversified demand, destinations of health and resort tourism are changing, expanding and retargeting their services at new segments of consumers.
Key words: health tourism, medical tourism, spa-tourism, wellness-tourism, diversification, resort destination.
В условиях стремительного развития мирового туризма происходит не только существенный рост туристских потоков, но и заметное расширение количества туристских дестинаций, видов туризма, профилей туристов, что отражает продолжающуюся сегментацию туристского рынка. В этих процессах проявляется растущая диверсификация туристского спроса и отве-
© Сикорская В.А., 2014
чающая ему диверсификация туристского предложения. Одни дестинации становятся многопрофильными, другие переориентируют свой продукт на новые целевые рынки, третьи возрождают утраченные бренды. Данные процессы в полной мере охватывают и курортные дестинации всего мира.
В современном глобальном туристском пространстве курортные дести-нации отличаются огромным разнообразием и спецификой своего исто-
рического развития, специализацией по видам и формам лечебно-оздоровительного туризма, типам и технологиям обслуживания, целевыми рынками, масштабами охвата целевых аудиторий, тенденциями развития.
Лечебно-оздоровительный туризм как сегмент туристского рынка занимает относительно небольшую долю в общемировом туристском потоке, однако привести точные статистические данные не представляется возможным. Это связано с наличием большого количества подвидов и форм лечебно-оздоровительного туризма в различных странах и регионах мира, по многим из которых не ведется статистика в связи с их национально-обусловленной спецификой, а также в связи с отсутствием специальных исследований по национально-специфическим видам лечебного и оздоровительного обслуживания. Так, статистика по санаторно-курортному обслуживанию в Российской Федерации ведется лишь в пределах России, и даже само понятие «курорт» имеет разные толкования в разных культурах и туристских индустри-ях, а «санаторий» и как объект инфраструктуры, и как понятие не имеет аналогов в других культурах и индустри-ях. Все это, с одной стороны, осложняет исследование и решение проблем менеджмента курортных дестинаций, а с другой, указывает на злободневность научно-исследовательских проектов и работ в сфере курортной деятельности и лечебно-оздоровительного туризма.
Вопросам устойчивого развития курортных дестинаций и лечебно-оздоровительного туризма сегодня посвящают все больше исследований специалисты и эксперты многих стран мира, что вызвано как многообразны-
ми возможностями, создаваемыми современными условиями развития туристского рынка, так и возникающими проблемами современного менеджмента городов-курортов. Однако эксперты всего мира отмечают, что рост лечебно-оздоровительного туризма сегодня так стремителен, что появляющиеся публикации по проблемам его развития не поспевают за темпами его многообразного роста [6].
На протяжении всей истории туризма люди путешествовали с оздоровительными целями. Точное время зарождения оздоровительного туризма неизвестно из-за отсутствия письменных свидетельств. Однако исследователи сходятся во мнении, что «оздоровительный туризм так же древен, как древняя история, и так же современен, как будущее» [1, с. 7]. Лечебно-оздоровительный туризм - это одновременно и традиционная, исторически сложившаяся практика, определяющая цель путешествия, и современная индустрия мировых масштабов. Она располагает широкими возможностями и услугами, привнесенными новыми технологиями в результате медицинского прогресса и развития социальных средств связи.
Современный лечебно-оздоровительный туризм имеет целью поддержание или улучшение состояния здоровья и ориентирован на дестинации и объекты, специализирующиеся на предоставлении лечебно-оздоровительных услуг: морские климатические курорты, бальнеологические или бальнео-климатические курорты, термальные курорты на тепловодных озерах, санатории и лечебницы на минеральных водах и грязях, термальных источниках, горноклиматические и горнолыжные курорты.
Специалисты ЮНВТО выделяют три основные формы лечебно-оздоровительного туризма:
1) лечение, или медицинский туризм (поездки в конкретные клиники или к конкретным специалистам для получения специализированного лечения или того качества лечения, которое недоступно на территории проживания туриста);
2) оздоровление (fitness & wellness или spa & wellness; поездки на специализированные объекты, такие как гря-зе- или водолечебница, клиника по снижению веса, косметологическая клиника, здравница по поддержанию физической формы и красоты);
3) реабилитация и восстановление (поездки в дестинации или на объекты, предлагающие особый уход, или которые находятся в районах, считающихся особо благоприятными для здоровья или выздоровления) [4, с. 123-124].
Лечебно-оздоровительный туризм становится все более диверсифицированным, отражая нишевую сегментацию этого вида путешествий.
В последнее десятилетие медицинский туризм стал новым быстро растущим сегментом этого вида туризма и большим бизнесом, охватывающим миллионы путешественников ежегодно [6, с. xv]. Когда-то это был нише-вой туризм, теперь он становится массовым [2]. Для многих стран медицинский туризм - это стремительно растущая глобальная индустрия с огромными доходами и с привлечением все большего количества специалистов разных медицинских профилей. Все это отражает растущий спрос на медицинские услуги широчайшего ассортимента.
Отчетливой тенденцией лечебно-оздоровительного туризма являет-
ся его диверсификация, отражающая диверсификацию спроса путешественников и соответствующую сегментацию рынка предложения лечебно-оздоровительных услуг. Сегментированный подход к данному виду туризма раскрывает закрепление и развитие таких сегментов, как «лечебный», «клинический», «медицинский», «оздоровительный», «термальный», «спа-туризм», «wellness-туризм» и др. В рамках национальных индустрий туризма могут применяться и национально-специфические термины, описывающие национальные сегменты лечебно-оздоровительного туризма, например «санаторно-курортное» обслуживание в России.
Современные туристы, имеющие лечебно-оздоровительные цели, посещают те же дестинации и во многом по тем же причинам, что и в течение многих веков. Примерами могут быть спа-центры Средиземноморья, посещаемые в целях релаксации и восстановления физических и душевных сил, древнеиндийская аюрведа (Ayurveda), традиционное лечение в Индии, паломничество в г. Лурд во Франции в поисках чудотворного исцеления [6, с. xv].
Однако современные технологии и тенденции развития туризма, включая диверсификацию спроса и моделей туристского потребления, привнесли в индустрию лечебно-оздоровительного туризма новые дестинации, опции и проблемы. Туристы, посещающие средиземноморские курорты, теперь отправляются в турецкие больницы, оснащенные последними медицинскими технологиями, для получения лечения. В Индию сегодня туристы направляются для высокотехнологичной сердечной хирургии. Во Франции создана система оздоровления с рейтингом № 1
в мире, по данным ВОЗ (2011 г.), и туристский спрос на услуги французских клиник в мире растет.
Заметной тенденцией развития лечебно-оздоровительного туризма является присоединение все большего числа стран и территорий к списку де-стинаций лечебно-оздоровительного туризма. Так, Китай стал одной из де-стинаций экспериментальной терапии стволовыми клетками. Всемирно известные клиники фертильности (лечения бесплодия и ЭКО-процедур) привлекают туристов в Израиле и Барбадосе. В Южной Африке вместе с сафари растет репутация косметической хирургии. Даже круизная индустрия дополняет свои услуги на борту медицинским туризмом [5].
К факторам развития и роста лечебно-оздоровительного туризма следует отнести следующие:
1) возрастная демография: стареющее население во многих богатых странах по всему миру увеличило спрос на оздоровительные услуги. Более старшие по возрасту туристы находят в туристских дестинациях лечебно-оздоровительного туризма варианты лечения без листов ожидания и более низкие расценки за аналогичные услуги по лечению хронических заболеваний;
2) растущий акцент на «культуре молодости»: в западных странах (особенно в США) сформирована культура «молодости», т.е. концепция и идеология, что в любом возрасте необходимо выглядеть и быть молодым и здоровым, всем своим видом излучать физическое здоровье, красоту, силу, выносливость, подтянутость. Это проявляется в стремлении людей отсрочить старение организма и внешности и становится важной статьей расходов, на которую люди планируют затраты из
своих свободных доходов наравне с затратами на отдых, приобретение недвижимости или предметов роскоши. Современные туристы ожидают от лечебно-оздоровительного туризма позитивных изменений и заказывают косметические процедуры и другие омолаживающие терапии;
3) стоимость лечебно-оздоровительных услуг (важный фактор медицинского туризма): экономия средств для тех, кто не имеет медицинского страхования в своей стране, ограниченное страхование или большие отчисления на медицинское обслуживание. За меньшие деньги такие туристы могут получить более внимательное обслуживание, чем дома, включая хорошо оборудованные средства размещения для себя и сопровождающих их лиц;
4) большее внимание к медицинскому туризму со стороны СМИ: потенциальные клиенты сегодня хорошо информированы о возможностях лечебно-оздоровительного (медицинского) туризма. Например, в 1990 г. не было ни одного сообщения о медицинском туризме в англоязычных СМИ, восемь сообщений - в 1992 г., а в 2007 г. уже было более 2 300 таких сообщений [1]. В Интернете Google выдал 1 100 000 результатов с термином «медицинский туризм» 29 июля 2007 г. Через 2 месяца это количество увеличилось до 300 000 000. К середине января 2012 г. - 7 370 000 результатов [3, с. 33];
5) большая доступность туризма: снижение авиатарифов во всем мире, включая выход на рынок авиакомпа-ний-дискаунтеров, сделали туризм доступным массовым путешественникам, в том числе «медицинским» туристам. Сегодня сложилась ситуация, когда ре-
альностью стала большая информированность людей о возможностях в сфере лечебно-оздоровительных услуг, и больше людей имеют желание и возможность путешествовать.
Значимой тенденцией в развитии лечебно-оздоровительного туризма становится более действенное влияние данного вида туризма на экономику де-стинации, подъем уровня медицинского обслуживания и здравоохранения в целом, что означает повышение качества жизни местных жителей принимающих туристов сообществ. Туристы получают медицинское обслуживание высокого качества по разумной цене, и потраченные ими средства подпитывают другие секторы туризма, сферу медицинского обслуживания, а также местные экономики и могут улучшить государственное здравоохранение в странах, являющихся туристскими дестинациями.
В современном лечебно-оздоровительном туризме существует и ряд проблем, в частности: ответственность врача, надежность услуги, медицинская тайна, финансовая ответственность, безопасность (в некоторых странах медицинские услуги носят экспериментальный характер или даже опасны и запрещены). Серьезной проблемой является тот факт, что в мире, где здоровье все больше рассматривается как товар, туристы покупают незаконные медицинские товары (например, органы для трансплантации).
Яркой тенденцией в развитии лечебно-оздоровительного туризма является стремительный рост такого сегмента, как спа-туризм. Эксперты отмечают, что он не только служит профилактике заболеваний или лечению хронических недомоганий, но и способствует гармонии и устойчивости человека.
Ожидания туристов в спа-туризме можно классифицировать следующим образом: 1) время, проведенное в мирном и спокойном окружении; 2) релаксация и расслабление в комфорте и качестве; 3) преимущества для личного здоровья и хорошего самочувствия от «вод»; 4) чувство безопасности и заботы; 5) профессиональный и квалифицированный персонал; 6) соответствие цены качеству [1, с. 3].
Спа- и wellness-туризм основываются на использовании горячих и минеральных источников дестинаций. Лечебные свойства горячих источников в Европе после Римской империи использовались в Средние века (900-1400 гг.). Считалось, что они обладают целебной силой. Во Франции и Германии, а также во многих странах Центральной и Восточной Европы (например, в Чехии и Венгрии) лечебно-оздоровительный туризм стал более лечебным за счет спа-терапии и термализации. «Термализм» как природно-ресурсная методика оздоровления и лечения населения нашел свое место в общей структуре здравоохранения этих стран. Французская спа-система, основанная на горячих и минеральных источниках, уникальна по мировым масштабам. Во Франции большинство медицинских спа-процедур включены в национальную систему здравоохранения. То же относится и к некоторым другим европейским странам, особенно Германии и странам бывшего Советского Союза [1, с. 7].
Wellness-туризм, как определяет его Исследовательский институт досуга и туризма Бернского университета (г. Берн, Швейцария), - это комплекс всех отношений и явлений, являющийся результатом путешествия
и проживания людей, чья главная мотивация - сохранить или улучшить здоровье. Специализированные отели обеспечивают соответствующее профессиональное ноу-хау и индивидуальный уход, обычно предоставляемые через комплексный пакет услуг, включающий элементы физического фитне-са/красоты, здорового питания/диеты, релаксации/медитации и духовной деятельности/образования. Кроме того, ■№еПпе88-туризм также определяют как «образ жизни, ориентированный на оптимальное здоровье и самочувствие, при котором тело, ум и дух интегрированы индивидом для того, чтобы жить более полной жизнью в человеческом и природном сообществе» [1, с. 8].
Услуги спа- и -№еПпе88-туризма, предоставляемые оздоровительными центрами и центрами красоты, включают: 1) термальные ванны с широким перечнем методов, в том числе с использованием бальнеологии и гидротерапии; 2) процедуры для красоты лица и тела; 3) массажи; 4) альтернативную терапию для релаксации; 5) специфическое лечение, включая похудение; 6) ароматерапию и другие новые процедуры [1, с. 8-9].
Термальные и минеральные источники используют:
• традиционные клиники для лечения или водолечения;
• курорты на горячих источниках с медицинскими, а также досуговыми и wellness-возможностями;
• современные аквапарки, использующие воду минеральных источников для привлечения семей, а также индивидуалов, местных и иностранных;
• процедуры для здоровых и не очень здоровых посетителей.
Италия - признанный мировой лидер на рынке спа-туризма. Город
Сальсомаджоре-Терме, расположенный в 35 км к западу от Пармы, известен своими термальными источниками с хлоридно-натриевыми (с содержанием брома и йода) водами. О минеральных источниках Сальсомаджоре знали еще римляне и кельты. Первоначально их использовали в Древнем Риме для солеварения, а с лечебными целями рассолы минеральных вод начали применять с 1840 г. Это связано с тем историческим фактом, что целебные свойства данных термальных вод были открыты в 1839 г. медиком Ло-ренцо Берцьери. Он сравнил характеристики морской воды и местной термальной, которая по некоторым показателям даже превосходила морскую воду, и прописывал своим пациентам минеральные ванны при лечении многих заболеваний. Именно с того времени и началось развитие бальнеологического курорта, что повлекло за собой строительство гостиниц, термальных павильонов, лечебниц и другой инфраструктуры.
Сегодня Сальсомаджоре - известный термальный курорт. Его природный лечебный потенциал включает 21 источник хлоридно-натриевых субтермальных (температура 16-20°С) сверхвысоких минерализованных хло-ридно-натриевых йодобромных вод (рассолов), выходящих из артезианских скважин глубиной до 1000 м, которые получили название сальсо-йод-ных (ит. salso - соли), откуда и произошло название курорта.
Воды Сальсомаджоре применяют для ванн, орошений и ингаляций при заболеваниях периферической и центральной нервной системы, суставов, дыхания, гинекологических заболеваниях и других болезнях. Минеральную воду также разливают в бутылки и ис-
пользуют для ингаляций и орошений. Гидротермальную грязь используют преимущественно у пациентов с заболеваниями женских и мужских половых органов.
За полтора века Сальсомаджоре-Терме превратился в один из известнейших бальнеогрязелечебных курортов международного значения. Он от-
крыт для лечения и отдыха круглый год, элегантный и современный, с отелями высшей категории, каждый из которых имеет термальный бассейн, сад или парк, с центрами красоты и здоровья, где посетители могут пройти эффективный курс лечения, отдохнуть и одновременно получить уникальные оздоровительные процедуры [7].
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Erfurt-Cooper P., Cooper M. Health and Wellness Tourism: Spas and Hot Springs. NY: Channel View Publications, 2009.
2. HAN Team. Medical Tourism and Global Healthcare: Where Are You Going? Health WorldNet Inc., May 11, 2009. URL: http: health-worldnet.com/articles/heads-or-tails/medical-tourism-and-global-healthcare-where-are-you-going.html (дата обращения: 14.04.2014).
3. Horowitz M.D., RosensweigJA, Jones Ch.A. Medical Tourism: Globalization of the Healthcare Marketplace // Medscape General Medicine, 2007. № 9 (4): 33. URL: http://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/articles/PMC2234298/
4. International Tourism: A Global Perspective. Madrid: WTO, 1997.
5. Lambier C. Smooth Sailing: Cruise Lines and Medical Tourism Magazine. December 7, 2010. URL: http://www.Medicaltourismmag. com/article/Smooth-Sailing-cruise-lines-and-medical-tourism-a-budding-relationship.html (дата обращения: 14.04.2014).
6. Stolley K. S, Watson S. Medical Tourism: A Reference Book. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2012.
7. URL:http://www.eurolab.ua/tourism/117/ 1593/ (дата обращения: 14.04.2014).
УДК 338.486:711.2
МАЗАЛА РОБЕРТА
ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПАРКА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
Рассматривается процесс открытия тематического парка в Московской области. Автор указывает, что Московская область является идеальным местом для создания тематического парка, так как здесь проживает 1/10 часть населения Российской Федерации и производится 1/3 ВВП. Такой тематический парк может существенно дифференцировать и улучшить туристское предложение на рынке. Ключевые слова: туристская дестинация, тематический парк, внутренний туризм.
This article reviews the process of opening a theme park in Moscow Region. The author points that Moscow Region is an ideal area to construct a theme park as 1/10 of total population of Russian Federation is located in this region and 1/3 of national GDP is produced there. The author also gives several key positions indicating economical benefits of creating such park to severely diversify current tourist products on local market. Key words: tourist destination, theme park, domestic tourism.
The Russian Federation has been one of the BRIC countries (Brazil, Russia, India, China) since 2001, when this acronym was invented to refer to those developing countries that registered in the previous years a high growth rate in terms of GDP and of their world trade share. Starting with 2011 when the BRIC group was joined by South Africa, it is known under the acronym BRICS. In fact, BRICS countries are characterized by a positive balance of trade that has been constantly growing over the recent years.
In this perspective, one cannot ignore the amazing progress and development that in the past two decades have brought Russia towards democracy and market economy, including the country in the spotlight of global economy together with the other BRICS countries.
The leading sector of Russia's economy is the one of raw materials, which revolves around export of gas and oil.
© Мазала Роберта, 2014
However, the productivity of the above mentioned sector has led the past governments to ignore the potential of the tourism industry that in the rest of the world represents one of the preeminent sectors. In fact, the advantages which such industry can draw to the country have a great potential that the government, at this point, is not willing to set aside. Despite being a developing sector, nowadays tourism industry in Russia appears to have uneven characteristics. Indeed, while outbound tourism flows are strongly developed, inbound and domestic tourism show a lack of steady flows. For this reason, even though the diversity of Russian landscapes, together with the historical and artistic heritage of the nation, make this country a preeminent tourist destination, it is necessary to invest in tourist structures, not yet present in this territory, which are showing great appeal attracting a great amount of tourists and thus becoming leading tourist sectors: amusement industry.