UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ УРОКОВ
Хачатрян Жанна Левушовна
канд. пед. наук,
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна,
д-р психол. наук,
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна,
CULTURAL EVOLUTION OF FEELINGS AND ESTHETIC EMOTIONS OF JUNIOR PUPILS IN THE PROCESS OF INTEGRATIVE LESSONS BY MEANS OF GRAPHIC ACTIVITIES
Khachatryan Janna
candidate of Pedagogical Sciences, Armenian State Pedagogical University named after H. Abovyan,
Erevan, Armenia
Karapetyan Vladimir
doctor of Psychological Sciences, Armenian State Pedagogical University named after H. Abovyan,
Erevan, Armenia
Хачатрян Ж.Л., Карапетян В.С Развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников в процессе интегративных уроков средствами изобразительной деятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1860
Республика Армения, г. Ереван E-mail: Khachatryan.z@,mail. ru
Карапетян Владимир Севанович
Республика Армения, г. Ереван E-mail: vskarapetvan@,mail. ru
АННОТАЦИЯ
В статье представляется аргументация ученых по поводу значимой роли изобразительно-творческого процесса. Анализ исследования показал, что средствами изобразительно-творческой деятельности у учащихся начальных классов в процессе интегрированных уроков интенсивнее развиваются познавательные процессы, в том числе и культура чувств и эстетических эмоций. В статье представляется теоретическая модель интегрированных уроков по развитию культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников средствами различной изобразительной деятельности.
ABSTRACT
In the article the argument of the scientific community about the important role of graphic and creative process is presented. The research analysis showed that by means of fine-creative activity types at primary school pupils in the process of integrated lessons imagery and cognitive processes are developed quicker including the culture of feelings and aesthetic emotions. In the article a theoretical model of integrated lessons for the development of feelings culture and aesthetic emotions ofjunior pupils by means of graphic activity types is presented.
Ключевые слова: интеграция, интеграция в образовании, младший школьник, художественное воспитание, развитие культуры чувств, эстетические эмоции.
Keywords: integration, integration in education, a junior pupil, art education, development of feelings culture, aesthetic emotions.
Актуальность исследования определяется значимостью изучения и выработки практических рекомендаций по развитию культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников средствами различных видов изобразительной деятельности в интегративных уроках, что на современном этапе является реальной потребностью. Цель исследования — тщательное изучение методов развития культуры чувств и эстетических эмоций младших
школьников средствами различных видов изобразительной деятельности в интегративных уроках и обобщение путей к их усовершенствованию. Задачами исследования стали вопросы, связанные с изучением теоретического материала по данной проблеме, с изучением методов развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников, моделирование связи различных видов изобразительной деятельности в интегративных уроках с целью повышения уровня развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников, вывод заключений по затронутой теме. Был исследован весь учебный процесс младшего школьного возраста. Рассматривались различные виды изобразительной деятельности в интегративных уроках, связанные с повышением уровня развития культуры чувств и эстетических эмоций младшего школьника.
Методологическую основу исследования составили ряд дедуктивных и индуктивных разработок, таких как методы теоретического исследования, метод моделирования в качестве метода воссоздания модели
соответствующему объекту исследования в его изучаемых свойствах, метод наблюдения в качестве практического метода исследования, прогнозирование в качестве метода, представляющего собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.
В процессе разработки важных и основополагающих вопросов методологической исследовательской работы были использованы
теоретические труды С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной, Л.И. Божович,
A. А. Мелик-Пашаевa и многих других, внесших существенный вклад в исследование данной проблемы.
Интеграцию в обучении исследовали Н.В. Груздева, К.Ю. Данилюк,
B. Т. Фоменко и многие другие. Н.В. Груздева основу интеграции в обучении соотносит с двумя разными взаимодополняющими формами постижения действительности, которая создает основу для формирования личностного становления и личностного роста. С.И. Якименков в своих исследованиях интеграцию в обучении рассматривает как средство для обновления
содержания образования и как средство для повышения эффективности учебновоспитательного процесса. Несущая в себе общеметодологический характер интеграция в образовании внедряется в существующую предметную систему обучения.
Понятие «интеграции в обучении средствами художественного творчества младшего школьника» может поднять его развитие на более качественный уровень.
Понятия «интеграция» и «художественная культура» во многом схожи, так как оба по своим функциональным критериям и по предназначению в педагогике обеспечивают личностное развитие учащихся.
Интересны психолого-педагогические идеи Л.И. Божовича, Д.А. Леонтьева, Т.П. Скрипкиной и М.С. Яницкого по поводу становления и развития культуры чувств и эстетических эмоций личности. Младший школьный возраст как период становления личностных ценностей стал объектом нашего исследования, так как приобретенный опыт в области художественной культуры для данного периода жизни предопределяет его дальнейшее развитие в различных жизненных позициях: общение, поведение, уровень духовных ценностей, степень самооценки и многое другое. О том, что в художественной деятельности раскрывается огромный потенциал культуры чувств и эстетических эмоций личности, утверждали А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский. А.А. Мелик-Пашаев в своем труде [2, с. 21—24], выделяя главную цель детского изобразительного искусства, представляет изобразительное творчество детей как способ понимания искусства и приобретения творческого опыта. Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. В.С. Мухина [2, с. 126—128] отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобра-
зительным законам. Значимы исследования Л.И. Божовича [1995, с. 90—112] в деле формирования личности и развития его посредством творческой деятельности. Психологические исследования в области развития детей и важной роли в нем художественной деятельности выделял С.Л. Рубинштейн, указывая на творческую деятельность как вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В связи с этим мир искусства может быть благодатной почвой для развития культуры личности, а в нашем исследовании как средство в интегрированных уроках для развития культуры чувств и эстетических эмоций младшего школьника.
Однако в современной начальной общеобразовательной школе пока мало изучены педагогические условия и методы эффективного преподавания изобразительного искусства. Возникает необходимость уточнить причины создавшейся ситуации и найти пути решения. В связи с этим для проведения всех общеобразовательных предметов младших школьников мы включили виды художественного искусства. Были пересмотрены ранее существующие и все необходимые современные психолого-педагогические условия, и выбран как вид урока интегрированный. В проведение уроков по всем общеобразовательным предметам должны были быть включены различные области художественного искусства. Исходя из выводов Б.М. Неменского и А.А. Мелик-Пашаева о том, что художественная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения и развития культуры учащихся и что художественная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, мы провели опрос среди младших школьников.
Исходные данные опрошенных нами младших школьников в возрасте 6—9 лет определили следующее; 87 % учащихся совершенно не представляли область и виды изобразительной деятельности, в связи с чем не владели определенными знаниями данной сферы. 73 % не владели простейшими практическими навыкам изобразительной деятельности, и всего 10 % детей
в возрасте 8—9 лет и то не систематично посещали кружки, факультативы по рисованию, лепке. Всего 3 % учащихся в возрасте 9 лет имели слабое представление об истоках изобразительной деятельности и национальной, художественной культуре.
Исходя из анализа научных трудов известных деятелей по данной проблеме и наших научно-исследовательских работ, а также учитывая современные требования к школьной программе, считаем актуальным и целесообразным разработку интегрированных уроков, где основную роль будут иметь различные виды и направления изобразительно-творческой деятельности, формирующие условия для развития художественной культуры и культуры чувств и эстетических эмоций младшего школьника. Предполагаем, что интегрированные уроки как способ для развития культуры чувств и эстетических эмоций детей сформируют их понимание изобразительных форм деятельности и знаний из разных областей науки.
Из анализа научной литературы и обобщения результатов наших исследовательских разработок по данному исследованию нами были выдвинуты следующие действия:
1. определить и создать необходимые педагогические условия для развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников;
2. сформировать систему уроков по различным видам изобразительной деятельности и художественно-изобразительных образовательных технологий, ориентирующих учащихся на сферу становления ценностно-смысловых ориентаций;
3. практически разработать модель эффективного проведения
интегрированных уроков по развитию культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников.
Педагогические условия, созданные для реализации потенциала развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников
как организованный процесс был сосредоточен на осмысление и развитие различных видов изобразительной деятельности и развитие понимания
составных художественной культуры. Основными педагогическими условиями были соблюдение эстетических норм, которые позволят активизировать весь учебный процесс школьников. Формирование системы различных видов художественной деятельности и образовательных технологий, ориентирующих учащихся на сферу становления ценностно-смысловых ориентаций предусматривает организацию образовательного пространства и художественно-эстетической среды, создание благоприятных эмоциональнохудожественных условий.
В связи с этим мы с особым пониманием отнеслись к созданию педагогических условий и к системе художественных образовательных технологий.
В деле формирования системы различных видов изобразительной деятельности и образовательных технологий, ориентирующих учащихся на развитие культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников средствами различных видов изобразительной деятельности в интегративных уроках, мы охватили тот объем художественных и образовательных технологий, который определяется программой младшего школьника. Интегрированные уроки по развитию эстетических понятий и культуры чувств младших школьников составлялись исходя из структуры плановых уроков. Приобщая их к эстетическим нормам этикета, где в содержании уроков входили целевые, процессуальные, содержательные и обобщающие блоки, мы комплексно рассматриваем учебный процесс.
Наши исследования показали, что на сегодняшний день практическая разработка модели эффективного проведения интегрированных уроков по развитию культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников крайне необходима. В понимании сущности изобразительно-творческой деятельности мы основывались на наиболее признанных научных трактовках тех ученых, которые внесли существенный вклад в область образования. Опираясь на опыт ученных в области психологии, педагогики и художественного воспитания, включая наши теоретические и практические
разработки поданному вопросу, а также учитывая современные требования к школьной программе, считаем актуальным и целесообразным внедрение в процесс проведения учебных занятий интегрированные уроки, где особую роль будут иметь все виды изобразительно-творческой деятельности, которые одновременно решат как задачи образовательного процесса, так и наметят дальнейшие пути развития культуры чувств и эстетических эмоций младшего школьника. Отметим, что в процессе проведения интегрированных уроков на фоне художественного развития детей, развились личностные качества учеников, в числе которых находятся такие, как проявление индивидуальности, приобретение опыта реальной жизни, творческий опыт, качественное новое мышление, развитие потенциала культуры чувств и эстетических эмоций учащихся.
Исходя из практических разработок по данному исследованию, были сделаны следующие выводы: целесообразно четко следовать определенным педагогическим условиям, которые важны для формирования и закрепления всех изучаемых младшим школьником предметных знаний; теоретически разработать и практически внедрить модель эффективного проведения интегрированных уроков; реализовать оптимальные пути формирования системы проведения уроков по различным видам изобразительной деятельности и образовательных технологий, ориентирующих учащихся на сферу становление культуры чувств и эстетических эмоций учащихся.
В заключение отметим, что изобразительно-творческая деятельность может быть полезной не только в деле формирования и развития культуры чувств и эстетических эмоций детей, но ив получении учащимися знаний из разных областей науки. В процессе интегрированных уроков по изобразительному искусству определяются и формируются все предпосылки для развития культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во
«Институт практической психологии», 1995. — 352 с.
2. Мелик-Пашаев А.А. Память художника. Культурно-историческая
психология. — М.: Издатель: Московский городской психолого-
педагогический университет, 2006. — 122 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
4. Неменский Б.М. ИЗО 3 кл. Искусство вокруг нас. Учебник. — М, 2004. — 144 с.