Развитие культурных индустрий в современной России
Ли Сяочжоу
аспирант, кафедра экономической социологии и менеджмента, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 453410849@qq.com
Несмотря на значительный творческий и интеллектуальный потенциал нации, развитие культурных индустрий в России происходит очень медленными темпами, что негативно влияет на социально-экономический рост в целом. Целью статьи является исследование особенностей формирования и перспектив развития культурных индустрий в стране. Было определено экономическое содержание как процесс создания, производства и коммерциализации креативного контента; составляющие, в частности функциональное творчество, культурное наследие, СМИ и искусство; особенности развития и динамику роста креативной экономики в мире и современной России. Исследован потенциал таких креативных отраслей как ИТ-технологии, медиа, архитектурный дизайн, «хендмейд» и др. в России, определена примерная емкость соответствующих рынков и перспективы их роста. Осуществлен анализ таких проблемных вопросов, касающихся отсутствия статистической информации, кадрового и инфраструктурного обеспечения, финансового стимулирования креативных индустрий. В результате были сформированы стратегические направления культурной и экономической политики по поддержке развития культурных сфер.
Ключевые слова: культурные индустрии, постиндустриальная экономика, культурная политика, творческий потенциал.
Постановка проблемы. В течение последнего десятилетия культурные (креативные) индустрии являются движущим фактором экономического роста. Их формирование и развитие успешно интегрируются в качестве основных задач в экономические стратегии постиндустриальных стран, а большой экономический потенциал признается такими организациями как Совет Европы, ЮНКТАД, Всемирный банк, ОЭСР и др. Значительное внимание развитию креативной экономики уделяют в ЕС. Программа Европейской комиссии «Креативная Европа» на период 2014 - 2019 гг. предусматривает выделение 1,46 млрд. евро на повышение конкурентоспособности креативных отраслей [2].
Россия обладает мощным творческим и интеллектуальным ресурсом - главным условием развития креативного сектора экономики. Однако из-за отсутствия стратегического видения и системных преобразований в социальной и гуманитарной сферах развитие креативных индустрий в нашей стране происходит очень сдержанными темпами. В результате замедляется транснациональная мобильность культурных и творческих работ, а в национальном хозяйстве образуется пласт неиспользованных возможностей социально-экономического роста.
Анализ последних исследований и публикаций. Современными адептами креативной экономики являются Дж. Хокинс [10] и Г. Флорида [6], которые в мировых масштабах исследовали развитие креативных отраслей и их влияние на социально-яэкономические трансформации в городах, регионах и странах. Дж. Джейкобс [11], Е. Глейзер [7],Ч. Лэндри [12] изучали детерминанты и концепции креативных городов. Многие ученые фокусировались на отдельных аспектах формирования и функционирования отрасли креативной экономики, в частности, Дж. Порфирио, Т. Монико [13] исследовали развитие предпринимательства в культурных и научно - технических сферах творческих индустрий. П. Коллинз и Дж. Ка-нингхэм [3] изучали возможности имплементации креативных бизнес-моделей в депрессивных регионах.
Необходимо также отметить труды представителей Франкфуртской критической школы, в частности Т. Адорно и М. Хоркхаймера [9], которые в середине ХХ в. критиковали концепцию культурных индустрий. По их словам, корпорации насаждают и контролируют процесс сверху, подрывая всякую надежду, что культура формируется в середине народных масс. Анализируя тезисы против индустриализации культуры, ученые аргументируют вероятность этнокультурной ассимиляции, заполнение локальных идентичностей и их дальнейшую маргинализацию, что в конце концов, может привести к потере экономического, политического и территориального суверенитета. Однако в современном контексте постиндустриальных экономик, креативные индустрии могут стать мощной надстройкой материально-технической сфере, активно привлекая к созданию добавленной стоимости тех, кто высвобождается из промышленности.
Сейчас экономическая наука в России не уделяет значительного внимания исследованию детерминант, факторов и стратегий развития творческих (культурных)
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
ю
01
о ш m
X
<
m О X X
индустрии в национальном хозяйстве, тогда как именно креативная экономика является альтернативным источником создания добавочной стоимости, рабочих мест и инструментом выравнивания социально-экономического развития регионов. Именно поэтому целью статьи является исследование особенностей формирования и определения перспектив развития культурных индустрии в России.
Изложение основного материала. Понятие культурной (креативной) индустрии, которое тесно связано с концепцией креативной экономики и креативного класса, получило широкое распространение в нач. ХХ1 ст. для обозначения творческих отраслей, производивших широкий спектр товаров и услуг, которые обеспечивали работой большое количество людей, использовали цифровые технологии, зависели от инноваций и развивались, преимущественно, в странах западной Европы и США. Базовым условием формирования креативной экономики стала информационная революция и переход к инновационному «обществу знаний», в котором главным неограниченным ресурсом является творческий потенциал и инновационное мышление. Ныне он является движущей силой не только для художников, музыкантов, актеров и тому подобное, но и для промышленности, бизнеса и управления. Именно креативный подход дает возможности найти новые уникальные решения в условиях турбулентной экономической среды и жесткой конкуренции на рынке. Впервые концепция культурных индустрий на официальном уровне была использована в новой программе культурной политики Австралии «Творческая нация» (Creative nation..., 1994), что является экономической политикой, направленной на использование новых возможностей информационных и цифровых технологий в сфере глобальной культуры.
По определению ЮНКТАД (UNCTADstat) креативная экономика - это новая концепция, которая опирается на взаимодействие между творчеством человека, идеями и интеллектуальной собственностью, знаниями и технологиями. К ней относятся такие отрасли как реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотография, музыка, исполнительское мастерство, издательство, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные издания и телевидение/радио. Вместе они формируют важный источник не только культурных, но и коммерческих ценностей. Базовыми для развития креативной экономики и культурного капитала страны считаются отрасли культурного наследия и исполнительных искусств. На рис. 1 приведены составляющие элементы культурных индустрий.
С точки зрения экономического содержания культурные индустрии - это экономическая деятельность, основанная на использовании знаний, талантов и идей, воплощенных в бизнес-моделях и технологиях для получения прибыли и реализации творческого потенциала. Креативные индустрии сочетают в себе процесс создания, производства и коммерциализации креативного контента, которому присущ нематериальный и культурный характер. Креативная экономика меньше всего зависит от материальных ресурсов, поэтому она является наиболее динамичной по созданию новых рабочих мест, генерированию доходов и развитию экспорта.
Характерной особенностью культурных индустрий сегодня является то, что они развиваются преимуще-
ственно в городах, особенно в тех, где рынок уже насыщен потребительскими товарами, функционирует развитая социальная сфера и наблюдается высокий уровень доходов населения.
Рисунок 1. Составляющие культурных индустрий
Высокое качество жизни и стандартов городского обслуживания повышает экономическую и социальную динамику, что способствует формированию конкурентных преимуществ перед др. территориями. По данным EUROSTAT, каждый третий гражданин стран ЕС (35 %), который старше 16 лет, по меньшей мере 1 раз в год участвует в культурных мероприятиях, что положительно влияет на качество его жизни. В 2018 году в странах ЕС-27 примерно 1,4% общих государственных расходов было направлено на услуги в сфере культуры, а также на услуги вещания и публикации. Этот процент оставался относительно стабильным с течением времени в странах ЕС-27, хотя при анализе результатов для отдельных стран-членов ЕС наблюдались значительные различия [5].
В 2018 году самые высокие доли расходов сектора государственного управления на услуги в сфере культуры, телерадиовещания и издательские услуги были зарегистрированы в Венгрии (3,5%), Латвии (3,2%) и Эстонии (2,9%), а самые низкие доли были зафиксированы в Греции (0,5%), Кипр, Португалия и Италия (0,9% для этих трех стран) [2]. Россия согласно рейтингу Global Creativity Index [8] по индексу креативности в 2019 г. заняла 20 место среди 139 стран. Данный интегральный показатель формируется на основе трех составляющих:
- технологии (объем инвестиций в R&D, объем патентов на душу населения и индекс технологий) ;
- талант (доля креативного класса в обществе, уровень образования и индекс таланта);
- толерантность (расовые и этнические меньшинства, сексуальные меньшинства и индекс толерантности). Итак, самым большим конкурентным преимуществом в России есть талант и креативный талант населения, менее развита толерантность.
Советское наследие все еще присутствует в социальной и экономической жизни России. Полное подчинение творческой деятельности идеям социалистического реализма и сверхцентрализованная административная система в советское время препятствовали творческой свободе и духовной жизни. В этих условиях новые веяния, если они вообще имели место прежде всего
в неофициальном искусстве. В Советском Союзе коллектив ценился выше личности. Это все еще видно по таким ценностям креативной экономики, как индивидуальность, разнообразие и открытость, еще нужно время, чтобы полностью развиться в России. Однако советская эпоха также породила неформальные сети доверия и взаимопомощи. В создании новых типов творческих предприятий решающее значение имеют сильные и неформальные сети. Многолетний российский опыт такого способа функционирования может оказаться полезной почвой для креативных индустрий.
В Советском Союзе культура была мощным инструментом государственного единства и революции. Критическая, диссидентская культура особенно процветала в годы перестройки и способствовала свержению однопартийной системы. В государственных целях культура играла воспитательную, нравственную, социальную и пропагандистскую роль. Таким образом, в Советской России культура имела решающее политическое значение, будь то поддержка государства или противостояние ему. В современной России Культура еще не достигла того уровня, на котором она дает легитимный комментарий обществу.
Понятие «креативные индустрии» переводится на русский язык как «творческие индустрии». Термин «индустрия» в России отличается от западного употребления этого термина «промышленность». Вообще в России термин «промышленность» относится к тяжелому производству и массовому производству, а не столько к сектору экономики. Кроме того, термин «культура» относится к тому, что многие на Западе определили бы как «высокую культуру» или «национальное наследие».
Относительная новизна «креативных индустрий» означает, что отставание между созданием определений и новых категорий переписи и соответствующим сбором данных привело к разрыву в знаниях во всем мире. Кроме того, традиционные таксономии промышленности, используемые официальными переписями, были разработаны для мониторинга производственной экономики и игнорировали большую часть того, что сейчас считается культурной или творческой индустрией, например, классификация видов деятельности в сфере культуры, используемая в российской статистике, отличается от классификации, используемой в нормативно-правовых документах мира. Кроме того, статистика не охватывает многие подсекторы культурной жизни.
В политике различных стран в области креативных индустрий значительное внимание уделяется экспорту, а также определенной степени культурному протекционизму. Здесь наиболее значительная напряженность существует в отношении экономической политики свободной торговли. Если культурные отрасли характеризуются как экономические, то они подпадают под действие Всемирной торговой организации. Правительство Российской Федерации поддерживает скорее культурный протекционизм, чем культурный экспорт. Российскую культуру часто характеризуют как очень уникальную и неспособную выйти на мировые рынки.
В 2009 году Хельсинкская школа экономики провела анализ культурных индустрий в России. [1] В этом отчете творческие индустрии подразделяются на традиционную культуру, сектор развлечений, киноиндустрию, индустрию игр и культурный туризм. Далее, в рамках анализа проводится различие между государственными, негосударственными и коммерческими организациями в культурных индустриях России.
Анализ показал двойную картину: с одной стороны, политическая структура актуальна, поскольку творческие индустрии еще не признаны в национальной политике или законодательстве. Защита прав интеллектуальной собственности по-прежнему слабая, а иностранные инвестиции ограничены. С другой стороны, Россия обладает сильным культурным наследием, особенно в больших городах молодые россияне ведут глобальный образ жизни, а образование и наука имеют прочную основу. Спустя почти десять лет климат для творчества и инноваций постепенно меняется.
Осенью 2017 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации опубликовал статью о потенциале роста креативной индустрии в России [2] . В этом бюллетене по образованию креативная индустрия рассматривается как «становящаяся одной из важнейших областей экономического и социального развития» в связи с «этим периодом преобразований науки и технологий, массовой цифровизации и возрастающей роли интеллектуальной собственности». Считается, что роль образования имеет большое значение с точки зрения требований рынка труда: «В настоящее время (17 октября 2017 г.) креативная индустрия оценивается в 0,5% ВВП, но к 2025 г. ее доля может увеличиться. в несколько раз » [3].
В России есть большие города с выдающейся культурной жизнью, и понятие "креативный город" уже получило некоторое понимание, особенно в Санкт-Петербурге и Москве. Санкт-Петербург широко известен своей выдающейся культурной инфраструктурой, а Эрмитаж является всемирно известной достопримечательностью. За последние годы было выдвинуто множество инициатив. В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге преподаются курсы культуры и творческих инду-стрий [4] . Кроме того, международное сотрудничество, например, с Великобританией и Финляндией, помогает в развитии сектора культуры и творческих индустрий.
Москва - это динамичный мегаполис, где в последние годы возникли инициативы творческих индустрий, от культурных и творческих кластеров до специализированных программ. Открыто несколько культурных и творческих пространств, инициированы программы, такие как СТАРТ (для изобразительного искусства), а также институты, такие как Стрелка, ориентированные на медиа, архитектуру и дизайн [5] .
Культурные кластеры, которые могли бы выступать в качестве старта для новых бизнесов в креативных ин-дустриях, проводя различные мероприятия, все еще находятся на стадии своего развития в России. В некоторых регионах России уже есть примеры творческих кластеров и центров, а также сообществ независимых некоммерческих предприятий. Обычно они располагаются на бывших заводах в центре города.
Рассмотрим некоторые примеры творческих инду-стрий в современной России.
1. Проект Фабрика, основанная в 2004 году, является первой независимой некоммерческой организацией современного визуального искусства в Москве. Проект включает более 700 квадратных метров выставочных площадей, международную резиденцию и 1000 квадратных метров площадей, предназначенных для проведения различных культурных и общественных мероприятий, таких как танцевальные, театральные и музыкальные концерты. Первоначально разработанный для представления программы коллективных выставок, теперь проект направлен на продвижение культурного и
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
CS
0
CS
in
01
О Ш
m x
3
<
m о x
X
интеллектуального разнообразия через представление международного современного искусства и культуры. В 2008 году центр стал членом Trans Europe Halls (Европейская сеть независимых культурных центров). Проект Фабрика специализируется на изобразительном искусстве, современном театре и танцах, медиа. Миссия проекта Фабрика: бросать вызов знакомым идеям и концепциям, чтобы формально их разоблачить, чтобы их можно было увидеть заново. Программы направлены на то, чтобы вдохновлять на размышления и творчество, одновременно стимулируя интерес публики к современному искусству, тем самым способствуя развитию культурной идентичности Москвы 21 века.
2. Чемпионат для предпринимателей из творческих индустрий Creative Business Cup Russia
Creative Business Cup - это соревнование для предпринимателей из творческих индустрий из любой точки мира. Цель - усиление бизнес-компетенций творческих предпринимателей. Участвуя в конкурсе, предприниматели повышают свою способность успешно создать компанию на основе своих творческих способностей. Creative Business Cup - это больше, чем соревнование. Это также глобальная сеть: творческие стартапы из 70+ стран, международные докладчики, члены жюри и инвесторы.
У участников есть возможность выиграть различные призы, которые помогут им воплотить свои идеи и концепции в устойчивый бизнес.
Creative Business Cup состоит из национальных конкурсов и глобального финала в Копенгагене, Дания, 2930 июня 2020 года . В 2020 году Глобальный финал отменен из-за развития коронавируса.
Несмотря на отмену, агентство Creative Industries , официальный оператор Creative Business Cup в России, провело конкурс российских бизнес-концепций для предпринимателей из творческих индустрий. Конкурс завершился 23 марта 2020 года и привлек предпринимателей и новаторов в таких творческих сферах, как реклама, архитектура, дизайн, гастрономия, исполнительское искусство, мода, компьютерные игры и программное обеспечение, мультимедиа, декоративно-прикладное искусство, литература и издательское дело - со всей страны. Критерии оценки включают, среди прочего, оригинальность, креативность и рыночный потенциал.
По итогам конкурса в Агентство поступило 60 заявок из 23 городов России, что является очень хорошим результатом. В 2020 году партнеры Creative Business Cup Russia - учреждения креативных индустрий и сферы развития бизнеса учредили для участников специальные призы и номинации.
С 11 по 13 сентября в Парке Горького прошла первая в истории Российская неделя творчества [15] - ключевое национальное событие в творческих индустриях. Лидеры из 14 индустрий, составляющих концепцию «креативных индустрий» по международным классификациям
- искусство, музыка, мода, дизайн, архитектура и урбанистика, кино, телевидение, новые медиа, издательское дело и журналистика, маркетинг, компьютерная графика, развивающие игры, lT и профильное образование
- собрались в самом центре Москвы. Российская неделя творчества включала более 700 мероприятий и 500 спикеров в течение трех дней. В мероприятии приняли участие жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и других регионов Российской Федерации.
Организационный комитет Российской недели творчества возглавил руководитель Управления делами Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
«Учитывая важность развития потенциала творческих индустрий в стране, проект« Российская неделя творчества »поддерживается на уровне Администрации Президента Российской Федерации. Ежегодно проводится не более 10 крупных мероприятий, посвященных творческим ин-дустриям по всему миру. Уверен, что профессионализм членов оргкомитета Российской недели творчества и их глубокое понимание специфики творческих индустрий помогут сделать ее действительно масштабным, значимым и ярким мероприятием», - заявил председатель оргкомитета Российской недели творчества и об этом сообщил руководитель Администрации президента по государственным проектам Сергей Новиков.
«Наша цель - создать площадку для общения, демонстрации новых идей и решений, а также обмена опытом между представителями креативных индустрий. Совместно с лидерами профессионального сообщества мы разрабатываем программу образовательных, деловых и развлекательных мероприятий по 14 тематическим направлениям: мастер-классы, премьеры фильмов, лекции, питч-сессии, бизнес-сессии, выставки. Эти мероприятия абсолютно бесплатны и открыты для всех, как лично, так и онлайн», - сказала директор Русского культурного центра, директор Российской недели творчества Марина Абрамова .
Часть программы Russian Creativity Week формируется под руководством международных экспертов, в том числе дирижера и художественного руководителя MusicAeterna Теодора Курентзиса, руководителя игрового медиа-проекта Player One Антона Городецкого и известного модельера и дизайнера одежды Татьяны Парфеновой.
Помимо обширной образовательной и развлекательной программы, в рамках Russian Creativity Week состоялся бизнес-форум, на котором представители власти, бизнеса и творческого сообщества обсудили вопросы, связанные с развитием потенциала креативной экономики. В форуме приняли участие 50 резидентов из фондов, музеев, кластеров и общественных объединений.
«Мы видим свою миссию в создании эффективной площадки для общения представителей власти, бизнеса и творческого сектора, а также в поиске деловых союзов и партнерств для поддержки наиболее перспективных проектов в творческих индустриях. Уверена, что Российская неделя творчества станет мощным драйвером развития креативного сектора и внесет весомый вклад в продвижение российских креативных индустрий как в нашей стране, так и за рубежом», - сказала заместитель генерального директора Фонда Росконгресс, директор Фонда Инносоциум Елена Маринина. «Социальная платформа Фонда Росконгресс - Фонд Инносоциум - ведет активную работу по развитию сегмента креативных индустрий на крупнейших площадках форумов Фонда Росконгресс в рамках деловой программы и программы тематической зоны «Строительство доверия».
Дальнейшее развитие социально-экономических институтов в России предоставит дополнительные возможности для развития креативных индустрий и расширения цепочек создания стоимости бизнеса. В то же время бизнес-возможности креативных индустрий получат более широкое понимание. Русский народ ценит культуру и участвует в ее производстве и наслаждении. Русская опера, балет и симфоническая музыка хорошо известны во всем мире, но малые и средние игроки во многом невидимы из-за сильных социальных приоритетов, устанавливаемых социальными структурами, и, с другой стороны, общей медлительности социальных и
политических изменений. Будущее развитие финансовых инструментов во всем мире создаст правильный импульс для развития этого сектора, особенно среди малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, помогло бы креативным индустриям интернационализироваться и стать более заметными, а также иметь более широкую операционную среду.
Выводы
1. Содержанием деятельности культурных индустрий является использование знаний, талантов и идей воплощенных в бизнес моделях и технологиях для получения прибыли. Они формируют самую динамичную экономическую сферу по созданию новых рабочих мест, генерированию доходов и развитию экспорта. Стремительный характер развития имеет также и международная торговля товарами и услугами креативной экономики.
2. Самым большим конкурентным преимуществом и неограниченным ресурсом развития культурных индустрий в России есть талант и творческий способности населения. Значительный экономический потенциал имеет рынок IT-технологий, медиа, «хендмейд», архитектурный дизайн и др.
3. Для возможности реализации своих ключевых компетенций и обеспечения общего экономического роста креативные индустрии требуют, во-первых, импле-ментации нового формата культурной политики, во-вторых, внедрение комплексной программы государственной поддержки, направленной на развитие инфраструктуры, финансовое и информационное обеспечение малого и среднего бизнеса.
Литература
1. 2019 annual work programme for the implementation of the Creative Europe Programme. (2018) [online], Available at:<https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/sites/creative-europe/files/library/c-2018-6687.pdf>.
2. Bloomberg «Russian Creativity Week heralds a new era for the creative industries in Russia» https://www.bloomberg.com/press-releases/2020-09-11/russian-creativity-week-heralds-a-new-era-for-the-creative-industries-in-russia
3. Collins, Р., Cunningham, J. (2017). Creative Economies in Peripheral Regions. Switzerland: Springer International Publishing AG.
4. Creative nation: Commonwealth cultural policy. (1994). Australia: Department of Communications and the Arts, [online], Available at: https://ru.scribd.com/document/181017857/Creative-Nation-Commonwealth-Cultural- Policy-October-1994 [Accessed 10 November 2018].
5. Culture and Creative Industries in Germany. (2009). Research Report No 577: 27. Federal Germany: Ministry of Economics and Technology.
6. EUROSTAT. (2019). [online]. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180222-
1?inheritRedirect=true&redirect=%2Feurostat%2Fweb%2F culture%2Fpublications.
7. Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life .New York: Basic Books.
8. Glaeser, E. (1998). 'Are Cities Dying?' Journal of Economic Perspectives, no.12, pp.139-160.
9. Global Creativity Index by Country. (2019). [online] Available at:http://chartsbin.com/view/41109.
10. Horkheimer, M., Adorno, T. (2002). 'The culture industry: Enlightenment as mass deception. // In Gunzelin Schmid Noerr', [online] Available at: <https://analepsis.files.wordpress.com/2015/01/cultureindu stry.pdf>.
11. Howkins, J. (2011). The Creative Economy. New York: The penguin press.
12. Jacobs, J. (1984). Cities and the Wealth of Nations. New York: Random House.
13. Landry, Ch., Bianchini, F. (1995). The creative city. London: Demos.
14. Porfirio, J., Carrilho, T., Monico L. (2018) 'Entrepreneurship in different contexts in cultural and creative industries', [online] Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S014 8296316302533?via%3Dihub.
15. UNCTADstat, [online]. Available at: https: //unctad.org/en/Pages/DIT C/CreativeEconomy/Creative -Economy-Programme.aspx.
Development of cultural industries in modern Russia Li Xiaozhou
Moscow State University M.V. Lomonosov
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Despite the significant creative and intellectual potential of the nation, the development of cultural industries in Russia is very slow, which negatively affects the socio-economic growth in General. The purpose of the article is to study the features of the formation and development prospects of cultural industries in the country. Economic content was defined as the process of creating, producing, and commercializing creative content; components, in particular, functional creativity, cultural heritage, media, and art; features of development and growth dynamics of the creative economy in the world and modern Russia. Investigated the potential for such creative industries as it, media, architectural design, "handmade" and so on. in Russia, the approximate capacity of the respective markets and their growth prospects are determined. The analysis of such problematic issues as the lack of statistical information, personnel and infrastructure support, and financial incentives for creative industries is carried out. As a result, strategic directions of cultural and economic policy were formed to support the development of cultural spheres. Keywords: cultural industries, post-industrial economy, cultural policy,
creative potential. References
I.2019 annual work program for the implementation of the Creative Europe Program. (2018) [online], Available at: <https://ec.europa.eu/programmes/creative- europe / sites / creative-europe / files / library / c-2018-6687.pdf>.
2. Bloomberg "Russian Creativity Week heralds a new era for the creative
industries in Russia" https://www.bloomberg.com/press-releases/2020-09-11/russian-creativity-week-heralds-a-new- era-for-the-creative-industries-in-russia
3. Collins, R., Cunningham, J. (2017). Creative Economies in Peripheral
Regions. Switzerland: Springer International Publishing AG.
4. Creative nation: Commonwealth cultural policy. (1994). Australia: Department of
Communications and the Arts, [online], Available at: https://ru.scribd.com/document/181017857/Creative-Nation-ommonwealth-Cultural- Policy-October-1994 [Accessed 10 November 2018].
5. Culture and Creative Industries in Germany. (2009). Research Report 577:
27. Federal Germany: Ministry of Economics and Technology.
6. EUROSTAT. (2019). [online]. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180222- 1? InheritRedirect = true & redirect =% 2Feurostat% 2Fweb% 2Fculture% 2Fpublications.
7. Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class: And How It's
Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York: Basic Books.
8. Glaeser, E. (1998). 'Are Cities Dying?' Journal of Economic Perspectives,
no.12, pp. 139-160.
9. Global Creativity Index by Country. (2019). [online] Available at: http:
//chartsbin.com/view/41109.
10. Horkheimer, M., Adorno, T. (2002). 'The culture industry: Enlightenment as mass deception. // In Gunzelin Schmid Noerr ', [online] Available at: <https://analepsis.files.wordpress.com/2015/01/cultureindustry.pdf>.
II. Howkins, J. (2011). The Creative Economy. New York: The penguin press.
12. Jacobs, J. (1984). Cities and the Wealth of Nations. New York: Random House.
13. Landry, Ch., Bianchini, F. (1995). The creative city. London: Demos.
14. Porfirio, J., Carrilho, T., Monico L. (2018) 'Entrepreneurship in different contexts in cultural and creative industries', [online] Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs / pii / S0148296316302533? via% 3Dihub.
15. UNCTADstat, [online]. Available at: https: //unctad.org/en/Pages/DIT C / CreativeEconomy / Creative -Economy-Program.aspx.
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м