ЮИ. Меликов
РАЗВИТИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) И ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
Успешная реализация национального проекта развития АПК во многом зависит от правильного построения системы кредитования. Эффективная система кредитования должна отвечать следующим требованиям:
1. Способствовать эффективному использованию кредита на макро- и микроуровнях, росту ВВП.
2. Учитывать особенности кругооборота капитала сельхозтоваропроизводителей (в т.ч. КФХ и ЛПХ), перерабатывающих и оптово-розничных предприятий, а также регионального и национального АПК в целом.
3. Способствовать кооперации и интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих, оптово-розничных предприятий, КФХ и ЛПХ в целостную государственно-кооперативно-частную агропромышленную систему.
4. Способствовать наиболее полному использованию функционального потенциала кредита в развитии АПК в целом и входящих в его состав предприятий, КФХ и ЛПХ.
5. Обеспечить доступность кредита для всех без исключения категорий заемщиков в АПК, в т.ч. КФХ и ЛПХ.
6. Обеспечивать системный подход к кредитованию предприятий АПК как целостной интегрированной межотраслевой системы: производство сельскохозяйственного сырья - его переработка - сбыт конечному потребителю.
7. Обеспечивать сохранность ссудного капитала и возвратность кредита заемщиками.
8. Иметь достаточное ресурсное обеспечение для удовлетворения потребностей заемщиков АПК в кредитах за счет ссудного капитала разных кредиторов и инвесторов (государственных, кооперативных, частных).
9. Органически сочетать использование всех форм и видов кредита в зависимости от характера потребности, специфики и цели развития заемщиков, а также от вида, характера имеющихся кредитных ресурсов у потенциальных кредиторов.
10. Базироваться на институциональной основе агропромышленного кредита, которой должен быть присущ специализированный, интегрированный, многоуровневый характер и органичное сочетание банковских и небанковских кредитных организаций, кредитных кооперативов, предприятий кредиторов-интеграторов.
11. Тесно взаимодействовать на макро- и микроуровнях с финансовой системой РФ и субъектов федерации путем формирования централизованного и регионального фондов льготного ресурсного обеспечения агропромышленного кредита и оказания из бюджетных источников государственной финансовой поддержки товаропроизводителей АПК, в т. ч. КФХ и ЛПХ.
2006 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
12. Предусматривать многовариантные и альтернативные механизмы кредитования в зависимости от специфики деятельности, условий функционирования заемщиков, формы обеспечения контроля за возвратностью кредита.
Для кредитной системы важно не только своевременно и в полном объеме выдать кредит заемщику, но и обеспечить возвратность кредита предприятиями АПК. Для этого необходимо наличие следующих условий: 1) соблюдение требований агротехники и оптимальных сроков проведения основных видов работ в растениеводстве и животноводстве; 2) обеспечения сохранности урожая, поголовья животных и других активов предприятия; 3) обеспечения гарантированного сбыта продукции и получения выручки от ее реализации; 4) установления гарантированных цен на продукцию, обеспечивающих безубыточную деятельность всем нормально работающим товаропроизводителям АПК, в том числе КФХ и ЛПХ; 5) введения системы обязательного страхования посевов и животных.
Важной проблемой, от решения которой зависит продовольственная безопасность и ускорение темпов роста экономики РФ, является преодоление кризисных явлений в развитии АПК и стимулирование деятельности наиболее многочисленной категории сельхозтоваропроизводителей - КФХ и ЛПХ. В структуре сельхозтоваропроизводителей РФ важное место принадлежит КФХ и ЛПХ, численность которых составляет в настоящее время соответственно около 260 тыс. и 15 млн. семей. Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует в РФ в соответствии с ФЗ №74-ФЗ от
11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно этому закону крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих
производственную или хозяйственную деятельность (производство, переработку, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством РФ.
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть:
- супруги, их родители, дети братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими шестнадцати лет;
- граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить: земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транс-
портные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между
членами фермерского хозяйства.
Личные подсобные хозяйства функционируют в соответствии с ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве» №112-ФЗ от 07.07.2003г. Согласно этому ФЗ, личным подсобным хозяйством является хозяйство, которое ведется самим гражданином или гражданином и совестно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Российским законодательством личное подсобное хозяйство рассматривается как форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в черте поселений
(приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Имуществом, используемым для ведения личного подсобного хозяйства, является предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения., в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Анализ места и роли КФХ и ЛПХ Ростовской области (таблицы 1-2) показал следующее. В Ростовской области насчитывалось на конец 2005г. 15,7 тыс. КФХ и 520 тыс. ЛПХ. На их долю приходится производство значительной части сельскохозяйственной продукции. Их доля в общей посевной площади под сельскохозяйственные культуры составила 3,9 и 24%, но по отдельным культурам является более значимой.
Анализ тенденции развития КФХ Ростовской области за 2000-2004гг. показал снижение количества этих хозяйств на 8,7% с 17,2 до 15,7 тыс. при одновременном росте сельхозугодий и обрабатываемой пашни соответственно на 14,1 и на 14,4%. Доля КФХ в произ-
водстве зерна составила от 14,4 до 19,5%, семян подсолнечника от 20,2 до 27,1%, овощей от 3,2 до 6,1%. Доля ЛПХ в производстве картофеля составила от 97,7 до 94,5%, овощей от 56,6 до 72,8%, плодов и ягод от 82,3 до 71,8%.
Таким образом, КФХ преобладают в отраслях сельхозпроизводства, требующих больших земельных участков, с высоким уровнем механизации технологических процессов и низким уровнем трудозатрат. Для ЛПХ, наоборот, характерны виды деятельности, с высоким уровнем трудозатрат и ограниченными возможностями механизации.
Важная роль принадлежит КФХ и ЛПХ в развитии животноводства и производстве мясо-молочной продукции, доля которых в общем поголовье составила: КРС - соответственно 5,4 и 61,2%, в том числе коров - 5,2 и 60,3%; свиней
- 6,9 и 58%; овец - 6,1 и 54,3%. ЛПХ занимает ведущее место в производстве
основных видов продукции животноводства. Их доля в производстве мяса составляет 66,4% молока - 78%, шерсти
- 48,1, яиц - 33,9%.
Вместе с тем дальнейшее развитие КФХ и ЛПХ требует оказания им действенной государственной финансово-кредитной поддержки. Поэтому в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ, Минсельхозом России разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», план и сетевой график его реализации.
Проектом определены два основных направления развития АПК:
1. Ускоренное развитие животноводства с объемом финансирования в 2006-2007гг. соответственно 7,45 и 7,18 млрд. руб.
2. Стимулирование развития малых форм хозяйствования с объемом финансирования, соответственно, -6 и 9,37 млрд. руб.
Таблица 1. Развитие крестьянских (фермерских)
в 2000-2004гг.1
хозяйств Ростовской области
Показатели ед. изм. 2000г 2001г 2002г 2003г 2004г
1. Число КФХ ед 17186 16857 16550 15939 15722
темп роста % 100 98,2 95,9 92,7 91,4
2.Площадь земельных угодий - всего: тыс га 1415,4 1484,1 1503 1528,1 1614,3
темп роста % 100 104,9 106,2 108 114,1
В том числе:
сельхозугодий тыс га 1363 1457 1476 1502,3 1585,6
темп роста % 100 106,9 108,3 110,2 116,3
из них пашни тыс га 1128 1185 1206 1225 1291
темп роста % 100 105,1 106,9 108,6 114,5
3.Поголовье животных, в том числе
КРС тас. голов 23,7 25,7 9,4 30,6 30,8
темп роста % 100 108,4 124 129 130
коров тыс голов 12,3 12,9 13,2 14,2 14,1
темп роста % 100 104,9 107,3 115,5 114,6
свиней тыс голов 34,2 40,3 53,5 51,2 47
темп роста % 100 117,8 156,4 149,7 137,4
овец тыс голов 38,4 36,7 46,3 56,8 69,1
темп роста % 100 95,6 120,6 147,9 166,9
4.Доля КФХ в производстве:
зерна % 13,4 16,4 16,4 18,3 19,5
семян подсолнечника % 20,2 20,1 21,1 22,8 27,1
картофеля % 0,3 0,3 0,5 1,1 1,1
овощей % 4,2 1,4 1,2 1,5 6,1
мяса % 6 6,1 6,1 5,9 6
молока % 4,7 4,9 4,9 5,1 5,5
яиц % 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4
шерсти % 7,6 7,8 7,4 8 9,6
1 Таблица составлена по данным Минсельхозпрода РО и Росстата
Для решения задачи ускоренного развития животноводства проектом предусмотрены меры, способствующие доступности кредитных ресурсов:
1. По инвестиционным кредитам предусматривается субсидирование процентных ставок с выделением в 2006- 2007гг. бюджетных ассигнований в сумме 6,63 млрд. руб. (соответственно
- 3,45 и 3,18 млрд. руб.) на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (срок до 8 лет). Это позволит привлечь на техническое перевооружение около 40,0 млрд. руб. коммерческих кредитов.
2. На условиях финансового лизинга предусмотрена закупка племенного скота и современного технологического оборудования для обновления основных фондов в животноводстве, повышения генетического потенциала и улучшения условий содержания живот-
ных в РФ. На эти цели планируется ежегодное увеличение равными частями уставного капитала ОАО «Росагроли-зинг» за два года на 8,0 млрд. руб.
Кроме того, проектом предусматривается осуществление дополнительных мер:
- по совершенствованию законодательства, в том числе налогового;
- таможенно-тарифному и техническому регулированию;
- использование средств Инвестиционного фонда для стимулирования привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.
Вторым приоритетным направлением «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» предусматривается:
Таблица 2. Развитие личных подсобных хозяйств в Ростовской области
в 2000-2004гг.1
Показатели Ед.изм. 2000 2001 2002 2003 2004
1 2 3 4 5 6 7
1 Посевная площадь ЛПХ тыс га 156,3 175 166,3 176 165
темп роста % 100 112 106,4 113 105
Уд. вес к общей посевной площади % 4,1 4,3 4 4,3 3,9
2 Поголовье животных, в том числе:
крупного рогатого скота тыс гол. 320,4 346 375,6 364 354
темп роста % 100 108 117,9 114 110
- коров тыс гол. 189,6 198 206,9 198 187
темп роста % 100 104 109,1 104 98,6
- свиней тыс гол. 345,3 386 474,3 438 398
темп роста % 100 112 137,4 127 117
- овец. тыс гол. 23,7 256 301,7 328 342
темп роста % 100 111 130,7 155 148
3 Доля ЛПХ в производстве
зерна % 0,9 1 1 1,6 1,1
семян подсолнечника % 1,5 2,1 1,3 1,3 0,7
картофеля % 97,7 98 97,6 96,5 94,5
овощей % 68,6 75,7 82,2 80,3 72,8
плодов ягод % 82 82,8 80 68,4 71,8
мяса % 69,5 71,1 69,8 67,2 66,4
молока % 74 75,5 75,8 77,7 78
яиц % 34,8 35,1 34,7 34,2 33,9
шерсти % 36,8 41,2 45,1 46,6 46,1
1 Таблица составлена по данным Минсельхозпрода РО и Росстата
1) создание в населенных пунктах снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые будет осуществляться поставка производимой личными подсобными хозяйствами населения продукции в существующие и новые сбытовые сети;
2) расширение и создание мощностей по переработке сельхозпродукции, производимой ЛПХ и КФХ;
3) обеспечение развития сельской кредитной кооперации (при участии ОАО «Россельхозбанк»): формирование системы земельно-ипотечного кредитования.
Для реализации приоритетного направления предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов (соответственно в размере 95% и 5% ставки рефинансирования Банка России).
Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой установлены для ЛПХ в объеме до 0,3 млн. руб. КФХ - до 3,0 млн. руб., сельскохозяйственным потребительским кооперативам - до 10,0 млн. руб. На реализацию указанного мероприятия будет выделено 6,57 млрд. руб. бюджетных средств (в 2006г. - 2,9, в 2007г.- 3,67 млрд. руб.).
Для стимулирования создания и развития сети потребительских кооперативов предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 9,4 млрд. руб. (в 2006г. - 3,7 и в 2007г. - 5,7 млрд. руб.).
Проектом предусматривается создание системы земельно-ипотечного кредитования с вовлечением в систему ипотеки 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли 100 гектаров. Общий объем финансирования проекта составит 30,9 млрд. руб., в том числе в 2006г. -14,2, в 2007г. - 16,7 млрд. руб.
Реализация проекта к 2008г. позволит: увеличить производство молока
- на 4,5%; мяса - на 7%; увеличить объем реализации продукции, производимой в ЛПХ КФХ, на 5-7%; закупить по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота; закупить высокопроизводительное оборудование для создания 130тыс. ското-мест; создать и развивать существующие 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Выполнение предусмотренных проектом мероприятий приведет к повышению инвестиционной активности и конкурентоспособности животноводства, увеличению потребления основных продуктов на душу населения и росту вклада АПК в решение задач по удвоению ВВП.
Успешная реализация национального проекта возможна только при условии обеспечения паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, обеспечивающих получение сельхозтоваропроизводителями достаточного объема денежной выручки для внутренних производственных нужд, погашения кредита и уплаты процентов по нему. Анализ сложившегося диспаритета цен за период 2001-2005гг. (таблица 3) показал, что цены на средства производства росли гораздо более быстрыми темпами, чем темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Стоимость сельскохозяйственной техники по сравнению с 2001г. выросла от 59 до 150%, дизельного топлива - на 127,3%, удобрений - от 97,4 до 103%, семена подсолнечника и пшеницы - на 31,2%. В то время как цена ячменя выросла на 25%, а пшеницы и подсолнечника снизилась на 12-16,7%. Это сделало производство сельхозпродукции при хорошем урожае не только низкорентабельным, но даже убыточным для многих КФХ и ЛПХ.
Проведение земельной реформы и развитие ЛПХ и КФХ делает актуальным выяснение особенностей кругооборота их средств с учетом перспективы их интеграции с агропромышленными формированиями и крупными сельскохозяйственными предприятиями.
Схема 1. Кругооборот средств крестьянского хозяйства КФХ и ЛПХ.
В Г В]
Т1
Д -< Т2 „.Л. Т3 - Д
Та-Та Та-Та
ч_ У ч.
где Д, Д1 - денежные средства; В, В1 - сельскохозяйственная и другая
продукция собственного производства для внутреннего потребления; Т1— товары, приобретенные для производственного потребления; Т2 — товары, приобретенные для личного потребления; Та-Та - основные фонды, взятые в аренду; Т3 - готовый продукт, предназначенный для продажи.
На кругооборот средств КХФ и ЛПХ оказывают определяющее влияние отношения собственности и характер организации производства. Во-первых, поскольку семья является собственником крестьянского хозяйства, имеет место непосредственное соединение производителей со средствами производства. Производителями являются все члены семейного хозяйства, включая пенсионеров, детей. Они осуществляют внутрисемейное и внутрихозяйственное разделение труда, а также перемену труда в соответствии с возможностями и способностями каждого, производственной необходимостью. Во-вторых, в крестьянском хозяйстве производительный аграрный труд сочетается с трудом по ведению домашнего хозяйства.
Особенности кругооборота средств крестьянского хозяйства состоят в следующем.
Во-первых авансирование средств кругообороту носит целостный характер и
Таблица 3. Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые сельхозтоваропроизводителями средства производства 2001-2005гг.1
Наименование продукции Цены (в тыс. руб.) Темп роста (в %)
2001г. 2004г. 2005г. 2001г. 2004г. 2005г.
1 2 3 4 5 6 7
1. Средства производства, в том числе
Техника
комбайны:
- ДОН-1500 1560 2041 2480 100 130,8 159
- СК-5 «Нива» 825 1116 1400 100 135,3 169,7
тракторы:
- ДТ-75 260 55 650 100 211,5 250
- МТЗ-82 180 360 414 100 200 230
дизельное топливо за 1000л. 5,5 12 12,5 100 218,2 227,3
удобрения за 1 т
аммиачная селитра 2,7 4,7 5,5 100 174,1 203,7
сложные удобрения 3,9 6,3 7,7 100 161,5 197,4
семена (с за 1 т):
- озимой пшеницы 3,5 4,5 5 100 118,8 131,2
- подсолнечника 160 190 210 100 118,8 131,2
2. Сельскохозяйственная продукция (за 1 т)
ячмень 1,6 1,6 2 100 100 125
озимая пшеница (3-й класс) 3 3,5 2,5 100 116,7 83,3
озимая пшеница (4-й класс) 2,5 3 2,2 100 120 88
подсолнечника 6 6,5 3,8 100 108,3 83,3
1 Таблица составлена по данным АККОР Ростовской области
осуществляется на нужды производственного и личного потребления, без разделения на кругооборот основных и оборотных средств.
Во-вторых, поскольку воспроизводство крестьянского хозяйства охватывает не только воспроизводство средств производства, готового продукта, по и способности каждого производителя к труду, то затраты на ведение хозяйства включают расходы на производство, личное потребление, развитие социальной сферы.
В-третьих, производители получают доход от реализации своей продукции как собственники, отпадает необходимость авансирования средств на оплату труда.
В-четвертых, часть произведенной продукции остается в хозяйстве для внутреннего потребления, что снижает потребность в денежных средствах.
В-пятых, полученный доход фактически распределяется на фонд возмещения и чистый доход. Последний распределяется на фонды производственного, личного потребления, производственного, личного накопления. В крестьянском хозяйстве создается возможность маневрирования получаемым валовым и чистым доходом, денежными накоплениями путем увеличения фондов и расходов, связанных с производственным потреблением и накоплением за счет уменьшения личного потребления и накопления. Такое маневрирование, являясь результатом мобилизации внутренних ресурсов, позволяет сокращать потребность в заемных средствах, а также в общем объеме ресурсов, необходимых для ведения хозяйства.
В-шестых, соединение в единое целое ведения производства, домашнего хозяйства позволяет комплексно использовать основные фонды в целях производственного и личного потребления, позволяет обходиться относительно меньшим их количеством по сравнению с сельхозпредприятиями.
В-седьмых, специфика кругооборота средств личного подсобного
хозяйства заключается в том, что полученные доходы включают: доходы в натурально-вещественной форме в виде сельскохозяйственной продукции, используемой на внутреннее потребление; доходы от реализации сельскохозяйственной продукции; доходы в виде заработной платы, получаемой членами ЛПХ по основному месту работы; трансфертные доходы (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).
Структура оборотных средств КФХ имеет существенные отличия от аналогичной структуры средних и крупных сельхозпредприятий, обусловленные монокультурным характером производства. КФХ в основном специализируется на производстве зерна и семян подсолнечника. Сельхозпредприятиям свойствен многокультурный характер производства в растениеводстве, сочетание ранних и поздних видов и сортов растений, а также многоотраслевой характер ведения хозяйства (развитие отраслей животноводства, переработка сельскохозяйственной продукции и т.п.). Поэтому у КФХ резко выражен сезонный характер колебаний потребности в оборотных средствах, крайняя неравномерность поступлений выручки от реализации в течение года. Это делает КФХ более зависимыми от внешних источников финансирования и кредитования.
Кредитование КФХ осуществляется на слегка упрощенных стандартных условиях, предусмотренных для юридических лиц АПК. Кредитование ЛПХ Россельхозбанком осуществляется в настоящее время в соответствии с временной инструкцией по кредитованию населения в рамках программы «Сельское Подворье» № 24-И от
22.12.2005г.
Анализ действующего механизма кредитования ЛПХ и КФХ выявил следующие недостатки:
1. Уровень процентной ставки даже при субсидировании 100% ставки рефинансирования является высоким: у кооператива 4-6% в месяц (48-72% го-
довых), у банков 18-30% годовых. Если вычесть из процентных расходов ЛПХ и КФХ 12% субсидированной ставки, то реальная стоимость кредита, полученного у кооперативов и банков, составит соответственно 36-60% и 6-18% годовых. Более правильным было бы выделение целевых государственных кредитных ресурсов для кредитования через уполномоченные банковские и небанковские кредитные организации -агенты с фиксированным размером маржи в пользу последних, например, 3-4% годовых.
2. Механизм расчетов по кредиту предусматривает его погашение равными долями с ежемесячной уплатой процентов. Это неприемлемо для ЛПХ и КФХ, зачастую только начинающих свой бизнес, имеющих сложное финансовое положение, сезонный характер производства, выхода и реализации продукции - реального источника погашения кредита и уплаты процентов по нему. Использование же текущих личных доходов членов ЛПХ (заработной платы, пенсий, стипендий) представляется с социальной, экономической и политической позиции неприемлемым. Уплату процентов и погашение кредита необходимо увязывать со сроками реализации продукции и получения выручки от ее реализации.
3. Трудности получения кредита ЛПХ связаны с неоформлением надлежащим образом земельных участков, отсутствием решений глав администраций районов о закреплении земельных участков за гражданами, хотя такие решения являются основанием для отнесения домашних хозяйств к категории ЛПХ, а следовательно, для их кредитования.
4. Слабое финансовое состояние КФХ и ЛПХ, отсутствие приемлемого залога, трудности с получением поручительств третьих физических и юридических лиц являются тормозом для кредитования КФХ и ЛПХ.
5. Представление заявок на кредит в банк с юридически неправильно
оформленными документами, зачастую содержащими даже немыслимые данные о хозяйстве-заемщике (например, на приусадебном участке размером 4 сотки якобы содержится 40 коров, 60 свиней и птица) также является препятствием для своевременного оформления и получения кредита в банке.
Вместе с тем кредитование КФХ и ЛПХ содержит в себе предпосылки эффективности кредита, поскольку такие хозяйства являются одновременно заемщиками и непосредственными пользователями ссудой, заинтересованными в ее эффективном использовании и своевременном возврате.
В настоящее время актуальной является задача использования кредитной кооперации для кредитования КФХ и ЛПХ. Анализ развития сельскохозяйственной кредитной кооперации Ростовской области показал следующее (таблица 4). В Ростовской области в 2005г. функционировал 21 кредитный кооператив, членами которого являлось 1546 чел. с паевым фондом 10,7 млн. руб. Привлечено во вклады 17,3 млн. руб., заемных средств - 46,1 млн. руб., выдано кредитов 67,5 млн. руб. Основным ресурсом предоставляемых кредитов КФХ являлись привлеченные средства (68,3%), вторым по величине источником - вклады пайщиков (25,7%).
Таким образом, кредитные кооперативы не располагают собственной ресурсной базой - 94% потребности в кредитах удовлетворялось за счет вкладов и привлеченных средств других кредиторов. При этом следует отметить, что диапазон колебаний в структуре источников кредита существенно колебался у разных кооперативов. 6 кооперативов не пользовались привлеченными средствами, у 3 кооперативов привлечено ресурсов было больше, чем выдано кредитов, то есть привлеченные средства фактически временно не использовались, а кооперативы несли расходы, связанные с оплатой этого ресурса. У 5 кооперативов доля привлеченных средств составляла от 70 до
99% выданных кредитов, у 2 кооперативов в диапазоне от 55 до 68% и у 3 кооперативов до 30%. Дальнейшее развитие кредитной кооперации в Ростовской области требует решения проблемы обеспечения ресурсной базой действующих и вновь создаваемых кредитных кооперативов с учетом реальной потребности функционирующих КФХ и ЛПХ. Следует осторожно, научно обоснованно подходить к созданию новых кредитных кооперативов с учетом реально имеющихся потенциальных его членов - кредиторов и заемщиков - КФХ и ЛПХ, уровня квалификации и деловых качеств аппарата этих кооперативов, способных обеспечить не только размещение средств и выдачу кредита заемщикам, но и эффективное их использование и возврат последними.
Механизм кредитования предприятий КФХ и ЛПХ должен быть научно обоснованным, носить многовариантный альтернативный характер, строиться с использованием разных форм и видов кредита (денежной, товарной, арендной, бюджетного, банковского, небанковского кредита, в том числе кооперативного, частного, межфирменного, лизингового), кредитных ресурсов разных форм собственности и субъектов хозяйствования (государственные, частные, кооперативные, а также физических лиц).
В зависимости от выбора конкретного варианта экономической политики, финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей, концепции построения системы агропромышленного кредита, специфики региональных условий развития предприятий АПК, ЛПХ, КФХ, состояния национальной банковской системы и кредитной кооперации возможно использование одной из следующих моделей кредитования предприятий АПК, КФХ, ЛПХ:
1. Кредитование за счет средств Федерального и регионального бюджетов, через систему казначейства инвестиционных проектов на техническое перевооружение предприятий, строительство новых производственных объектов АПК.
2. Льготные бюджетные кредиты в оборотные средства предприятий АПК и кредитной кооперации для кредитования КФХ и ЛПХ.
3. Формирование за счет средств федеральных и региональных бюджетных источников Централизованного и Регионального фонда льготного кредитования АПК в целях предоставления ресурсов на возвратной основе коммерческим и кооперативным банкам, областным кооперативам второго уровня для предоставления кредитов предприятиям АПК, КФХ, ЛПХ и кооперативам.
4. Контрактные авансовые кредиты на заготовку сельскохозяйственной продукции, предоставляемые перерабатывающими предприятиями (элеваторы, масложиркомбинаты, молком-бинаты, мясоперерабатывающие и консервные и предприятия) на межхозяй-ственной основе сельхозтоваропроизводителям разных организационноправовых форм, в том числе КФХ, ЛПХ и кооперативам.
5. Производственные кредиты опорных хозяйств - интеграторов, предоставляемые в товарной и денежной форме КФХ и ЛПХ, либо непосредственно каждому из них, либо через кооперативы, с погашением задолженности путем сдачи готовой продукции интегратору.
6. Лизинговые (арендные) кредиты сельскохозяйственной техникой и оборудованием, предоставляемым в распоряжение КФХ и ЛПХ специализированными лизинговыми (арендными) организациями, опорными хозяйствами - интеграторами, кооперативами.
7. Кооперативные кредиты, предоставляемые КФХ и ЛПХ как членам кредитного кооператива.
8. Смешанное кооперативнобанковское кредитование возможно по следующей схеме: коммерческий банк предоставляет кредит кредитному кооперативу (рефинансирует его), а последний своим членам - КФХ и ЛПХ.
9. Прямое кредитование коммерческими банками непосредственно КФХ и ЛПХ.
Таблица 4. Ресурсная база и кредитные вложения кредитных кооперативов сельской кредитной кооперации
Ростовской области на 01.07.2005г.1
Название СПКК Члены Вклады Привлеченные средства Паевой фонд (т.р.) Резервы (т.р.) Кредиты Удельный вес в кредитах
Чел. уд.вес (%) (т.р.) уд.вес (%) (т.р.) уд.вес (%) (т.р.) уд.вес (%) вкладов привл. средств
1. “Донской фермер” 136 8,80 1103 6,38 7250 15,73 1131 - 10332 15,32 10,68 70,17
2. “21-й век” (Дубовский район) 85 5,50 95 0,55 1597 3,47 90 - 1300 1,93 7,31 122,85
3. “Ава” (Обливский район) 27 1,75 713 4,12 - - 33 3 275 0,41 259,27 -
4. “Агрокредит” (Констан-тиновский район) 66 4,27 902 5,21 4370 9,48 662 100 500 0,74 180,4 874
5. “Багаевский” 128 8,28 1850 10,69 800 1,74 128 8 2791 4,14 66,28 28,66
6. “Доверие” (Тарасовский район) 166 10,74 314 1,82 410 0,89 1159 563 4048 6,00 7,76 10,13
7. “Зерноградский” 7 0,45 220 1,27 2 0,00434 31 - 2220 3,29 9,91 0,09
8. “Егорлыкский фермер” 183 11,84 1257 7,27 7052 15,30 1163 700 6348 9,41 19,80 111,09
9. “Каширский фермер” 67 4,33 - - 1567 3,40 312 - 1803 2,67 - 86,91
10. “Мартыновский” 12 0,78 - - - - 60 12 165 0,25 - -
11. “Миусский фермер” (Матвеево-Кург. район) 69 4,46 474 2,74 2700 5,86 461 78 3592 5,33 13,20 75,17
12. “Морозовский” 13 0,84 - - - - 135 14 270 0,40 - -
13. “Надежда” (Красносулинский район) 17 1,1 - - 120 0,26 8 - - - - -
14. “Орловский” 134 8,67 924 5,34 9951 21,60 1532 720 12524 18,57 7,38 79,46
15. “Сальский” 20 1,29 150 0,87 450 0,98 194 - 800 1,19 18,75 56,25
16. “Тацинский” 13 0,84 30 0,17 - - 471 - 120 0,18 25 -
17. “Целинец” 94 6,08 440 2,54 3600 7,81 1313 238 5295 7,85 8,31 67,99
18. “Цимлянский” 114 7,37 6180 35,72 1700 3,69 635 50 6890 10,21 89,70 24,67
19. “Чертковский” 81 5,24 2573 14,87 - - 745 64 1516 2,25 169,72 -
20. “Шолоховский фермер” 90 5,82 65 0,38 1810 3,93 331 - 1815 2,69 3,58 99,72
21. “Элита” (Куйбышевский район) 23 1,49 12 0,07 140 0,30 80 72 350 0,52 3,43 40
Всего 1546 100 17302 100 46080 100 10674 2622 67454 100 25,65 68,31
1 Таблица составлена по данным АККОР Ростовской области
11. Формирование системы вертикально интегрированного межотраслевого специализированного агропромышленного кредита путем создания на кооперативной (паевой) основе районных и областных производственных агропромышленных формирований (РАПФ и ОАПФ), объединяющих в единое целое всех находящихся на его территории товаропроизводителей, в том числе КФХ и ЛПХ. В рамках такого формирования создается на кооперативной основе Финансовокредитный расчетный центр (ФКРЦ), осуществляющий кредитно-расчетное и кассовое обслуживание входящих в его состав организаций. Источниками кредитных ресурсов в этом случае будут являться собственные средства предприятий и организаций - членов РАПФ, собственные ресурсы ФКРЦ, собственные средства и резервы аппарата РАПФ, централизованные кредиты, полученные РАПФ в областном ФКРЦ, коммерческих банках и Минфине (бюджетные средства), средства инвесторов других регионов страны, заинтересованных в получении сельскохозяйственной продукции данного РАПФ. При условии создания специального гарантийного фонда возможно привлечение на эти цели сбережений населения. В качестве рефинансирующего банка возможно использование многофилиальных систем Россельхозбанка и Сбербанка РФ, в которых будут открываться заемщикам счета (ссудные, расчетные или корреспондентские в зависимости от выбора варианта организации кредитно-расчетных отношений) по централизованным (через ФКРЦ, кредитные кооперативы) и децентрализованным кредитам.
12. Кооперативное кредитование через сформированную многоуровневую кооперативную систему: Центральный кооперативный банк - региональный кооперативный банк - кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив первого уровня - КФХ, ЛПХ.
Важным элементом эффективной системы кредитования должно являться создание (за счет средств стабилизационного фонда РФ) централизованного республиканского и региональных гарантийных фондов, обеспечивающих банкам гаранта «последней инстанции», подкрепляющего все ранее выданные заемщикам гарантии и поручительства (в том числе КФХ и ЛПХ), при всех моделях механизма кредитования. Это позволит снять болезненную для банков проблему недостаточности по количеству и качеству залога, имеющегося у заемщиков. Кроме того, средства гарантийного фонда могут выступать в качестве гарантии по привлеченным банками и кредитными кооперативами денежных средств населения на цели кредитования развития АПК.
В результате создадутся реальные возможности перехода к сплошному кредитованию всех категорий сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, которые смогут эффективно использовать кредит и обеспечить его возвратность.
Использование многовариантных моделей построения механизма кредитования АПК будет способствовать успешному решению задач, поставленных национальным проектом развития АПК.