Н.А. Артеменко. Развитие креативных способностей специалистов как одно..
Литература
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функции и их физиологическое обоснование. М., 1959.
2. Ростовцев А.Н. Диагностические исследования - «Коррекционный инструментарий» в обучении детей с нарушениями речи // Наука и педагогическое образование в III тысячелетии (состояние и проблемы технологического образования). Новокузнецк, 2002.
3. Хохлова М.В. Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения «Технологии»: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Брянск, 2004.
Н.А. Артеменко
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Томский государственный педагогический университет
Характеристики поведения будущего учителя, связанные с развитием у обучающихся креативности, представляют значительный интерес в контексте проблемы педагогической инновационной деятельности [1].
Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса. Он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма, педагогического мастерства, вести творческий поиск нового, уметь анализировать свою деятельность, видеть имеющиеся недостатки. В своей педагогической деятельности учитель обязательно включается в креативный процесс, который актуализируется в креативном результате.
Все вышеперечисленные положения учтены в разработанной автором программе курса «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» для студентов специальности 032900 «Русский язык и литература». В рамках этого курса в числе других рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы в профильных школах и классах; вопросы индивидуализации методической помощи ученику во внеурочное время; изучаются нормативные документы, касающиеся модернизации российской системы образования, методы обучения и контроля и т.п.
При изучении указанных тем основной организационной формой практических занятий является диалог.
Диалог присутствует в структуре каждого учебного занятия при изучении названного курса. Фрагменты диалога используются и на лекционных этапах занятий. Именно диалог выступает единственной стратегией взаимодействия между студентами, студентами и преподавателем с переходом от наиболее простых форм «внешней» диалогизации к более
сложным, «внутренним». Мы исходим из того, что студенты должны иметь возможность проявить себя в полилоговом размышлении, презентовать свою актуальную систему ценностей в диалоговом пространстве, апробировать признанные ценности во взаимодействии с другими; ведь ценностное знание требует не столько запоминания-воспроизведения, сколько понимания, разноплановой интерпретации, соотнесения с личностными смыслами, развития отношения к знанию как ценности.
Большое значение в работе имеет диалоговая позиция преподавателя как позиция сомнения, поиска, проблематизации, неоднозначности знания. Основной формой диалога выступает учебная дискуссия. На начальном этапе в основном организовывались позиционные дискуссии, в которых каждая подгруппа студентов, участвующая в дискуссии, выполняет определенную «роль» (студент, абитуриент, разработчик концепции, учитель, родитель и др.). Проведение здесь предваряется тщательной подготовкой, определением вопросов, распределением позиций, «ролей». Дискуссии, создающие пространство диалога, позволяют выявить многообразие ценностных позиций студентов по обсуждаемому вопросу (проблеме), в целом обеспечивают формирование опыта выражения ценностного отношения и способность мыслить креативно. Формирование последней основано на использовании разработанной нами технологии проектирования программ элективных курсов с учетом адаптации содержания, методов, форм образования к особенностям ученика и максимальной ориентации на самостоятельную деятельность или работу в малой группе.
Классификационные параметры предлагаемой нами технологии: по уровню применения - общепредметная, по философской основе - деятельностно-ориентированная, по характеру содержания и структуре - гуманистическая, по подходу к сту-
Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА
денту - модель сотрудничества и поддержки, по преобладающему методу - диалогическая и игровая, по направлению модернизации - на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, по категории обучаемых - массовая.
Целевой ориентацией технологии является развитие креативных способностей студентов, которое подразумевает развитие способности рефлектировать, понимать современные приоритеты, проектировать инновационную деятельность через создание оригинальных программ элективных курсов.
Концептуалъными положениями при этом являются следующие: создание программ элективных курсов реализуется в рамках любого предмета; гуманистический подход определяет свободу студента в проявлении своей позиции как автора программы, тема элективного курса выбирается в соответствии с приоритетными интересами студента; создаваемые программы классифицируются как творческая работа и могут быть оценены преподавателем.
Практика работы показывает, что продуцирование оригинальных программ элективных курсов способствует развитию креативных способностей студентов, необходимых для проектирования образовательного процесса, направленного на максимальную индивидуализацию обучения. При этом у студентов развивается умение отбирать учебный материал для программы элективного курса, которое формируется за счет усиления самостоятельного творческого начала в деятельности будущих педагогов, тем самым совершенствуется умение организовывать исследовательскую деятельность учащихся, стимулируя их самостоятельную работу, закрепляя опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Подобные выводы были сделаны после опроса и анкетирования, проведенного среди учащихся и учителей базовых школ, в которые пришли на педагогическую практику студенты-филологи. Будущие учителя смогли на практике реализовать созданные ими программы элективных курсов. Будущим педагогам предстояло презентовать свой курс таким образом, чтобы ученики захотели прослушать его. Все студенты справились с задачей. Занятия посещали не менее 65 % присутствовавших на презентации курса (самый большой процент - 94 %, т.е. практически все, кто был на первом занятии - МОУ СОШ № 53 г. Томска). Число обучающихся по программам, предлагаемым студентами, оставалось постоянным до конца. На вопрос «Что нового Вы для себя открыли, увидели, сформулировали?» учащиеся отвечали: «узнал большое количество информации, ранее мне неизвестной», «увидела, как мало я знаю», «понял, что совершенствованию нет предела», «доброжелательность по отношению к учащимся способствует тому, что хочется узнавать новое», «саморазвитие - это здорово» и т.д. Учителя отвечали: «освоила технологию критического мышления как одну из возможных форм работы», «увидела атмосферу творчества, сотрудничества, соавторства», «узнала о возможности использования рефлексии как средства самопознания» и т.д. Мы считаем это доказательством успешности предлагаемой нами технологии.
Как показал наш опыт, развитие креативных способностей является одной из основных задач высшей школы. Опыт подготовки специалистов ТГПУ позволяет утверждать, что такие формы организации практических занятий, как диалог с использованием технологии проектирования элективных курсов, успешно решает эту задачу.
Литература
1. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Ed. M.C. Wittrock. Handbook of research on teaching. N.Y., 1986.
Н.В. Ульянова
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ
Томский государственный
Для школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д. Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. Наиболее существенными элементами его являются:
педагогический университет
- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;