Научная статья на тему 'Развитие креативности младших школьников в условиях инновационного обучения'

Развитие креативности младших школьников в условиях инновационного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абушаева Зульфия Талгатовна

Анализируются проблемы развития креативности в период детства. Автором выделены педагогические условия развития креативности детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности младших школьников в условиях инновационного обучения»

УДК 371+159.922.7

Абушаева Зульфия Талгатовна

Учитель начальной школы гимназии № 2, zulfiya. [email protected], Октябрьск

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ в условиях инновационного обучения

Аннотация. Анализируются проблемы развития креативности в период детства. Автором выделены педагогические условия развития креативности детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования.

Ключевые слова: креативность, педагогические условия развития креативности, экологическое образование младших школьников.

Abushayeva Zulfy Talgatovna

Teacher of elementary school of a gymnasium № 2, zulfiya. [email protected], Oktyabrsk

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE TRAINING

Abstract. development problems креативности in the childhood Are analyzed. The author allocates pedagogical conditions of development children of younger school age in the course of ecological formation.

Keywords: креативность, pedagogical conditions of development креативности, ecological formation of younger schoolboys.

Актуальность исследования проблемы психолого-педагогических условий развития креативности школьников объясняется происходящими в последние годы в России социально-экономическими и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творческой личности, и переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания и, вследствие, закономерным появление учебных заведений инновационного типа: гимназий, лицеев, колледжей. Поэтому задача развития креативности учащихся в условиях инновационного обучения была имманентна его специфике.

Креативность (заимствование из англоязычной литературы, от лат. сгеаЫо - созидание) - понятие, введенное П. Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач [5]. Креативность продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по пробле-

мам психологии творчества (П. К. Энгель-мейер, Л. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс и др.), общих и специальных способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (Ф. Г альтон, Э. Л. Голубева и др.), психологии творческого учителя (А. М. Матюшкин, Я. Л. Пономарев, Л. Л. Мелик-Пашаев, М. С. Каган и др.).

Однако, в целом, в отечественной науке развитие креативности в учебном процессе изучено чрезвычайно мало, недостаточно исследованы факторы, оказывающие влияние на развитие креативности. Эксперименты свидетельствуют о том, что упражнения, ориентированные на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность учащегося, оказываются мало продуктивными для формирования креативности. Вместе с тем в учебных программах основной акцент делается на формирование знаний, умений, навыков, а развитию творческого потенциала детей не уделяется достаточного внимания.

Настоящее исследование организовано под влиянием объективных причин:

1. специфика учебного заведения, имеюще-

го социальных заказ - творческую личность;

2. отсутствие нормативной модели, способствующей развитию креативности учащихся дали возможность создания на базе инновационного учебного заведения исследовать креативность и творческий потенциал личности младшего школьника.

Исследования Т. Н. Галич [2] показали, что развитие креативности в условиях инновационного учебного заведения детерминируется тремя подструктурами: а) содержанием и формами обучения; б) воспитательной системой социализации личности; с) психологическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

Инновационное обучение формирует такие психологические новообразования в когнитивной и аффективной сферах индивида, которые способствуют его творческой активности: анализ, рефлексия, планирование, дивергентное и оценочное мышление и т. д. ; направленность личности на задачу, адекватная самооценка, сотрудничество, толерантность и т. д.

В инновационной системе обучения отдельные показатели креативности становятся устойчивым свойством личности, имеющим многосвязную структуру. Наблюдается особая связь креативности и нравственноэмоциональных подструктур личности.

Нами было организован педагогический эксперимент, с целью изучения креативности и особенностей его развития у младших школьников в процессе экологического образования в условиях инновационного образовательного учреждения. Базой эксперимента выступили начальные классы гимназии № 2 и общеобразовательной школы № 47 г. Октябрьска.

Исследование динамики креативности проводилось в условиях «инновационного учебного заведения» (экспериментальный класс) и в условиях типовой школы (контрольный класс). Оценивались новообразования креативности: оригинальность, гибкость, разработанность мышления. Анализ результатов первичной диагностики показал, что в процессе обучения в начальной школе не созданы достаточные условия для развития креативности, как качества личности, творческое развитие как основа самореализации личности, не является приоритетной педагогической целью в системе

образования в начальной школе.

Теоретический анализ психолого-педаго-гической литературы и результаты начального этапа эксперимента позволили спроектировать теоретическую модель развития креативности младших школьников в процессе экологического образования в условиях инновационного учреждения.

Опытно-экспериментальная работа, строилась с опорой на познавательную, эмоциональную и коммуникативную деятельность учащихся. Мотивационный компонент модели включал создание на уроках ситуаций успеха, мероприятия по переводу познавательных мотивов в устойчивый интерес к познавательной деятельности. Реализация данного компонента предполагала активное участие учащихся в коммуникативных процессах, связанных с решением творческих заданий, т. е. учебным творчеством.

Актуализация эмоционального компонента позволила учитывать в процессе познания и непосредственного учебного творчества детей эмоциональную позицию ребенка в учебной деятельности, т. к. на базе чувств и эмоций закладывается вся система отношений ребенка к процессу обучения в начальной школе. Это способствовало возникновению эмоциональных реакций на ситуацию учебного творчества. Происходило накопление эмоционального тезауруса, формирование экспрессивной эмоциональности и эмоциональной лабильности младших школьников в процессе творческой деятельности. Включение коммуникативного компонента позволило развивать способности учащихся к сотрудничеству в творческой деятельности, а также способности мотивировать творчество других.

На формирующем этапе эксперимента была целенаправленно создана креативная экологоразвивающая и образовательная среда в учреждении, включающую ряд условий: наличие образца креативного поведения, -личность педагога, - как персонификатора творческих возможностей обучающихся; сотворчество обучающихся и педагогов; субъектную позицию в творческой деятельности; стимулирование создания творческой атмосферы и ситуаций успеха; разработана система работы с младшими школьниками, основанная на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения с последо-

вательностью развертывания учебного материала и обеспечивающую ученикам поле деятельности для творческого самовыражения.

Выделенные педагогические условия в ходе эксперимента оказывали влияние на развитие креативности младших школьников в процессе экологического образования в условиях инновационного учреждения.

Библиографический список

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.

2. Галич Т. Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 1999. - 214 с.

3. Данельченко Т. А. Активизация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как фактор развития их творческого потенциала // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 305-313.

4. Тришина С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке. // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006. - 23 июля. http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-3.htm.

5. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P. 43-75.

230

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.