ТРЕНЕР
им более точно оценивать свое психическое состояние накануне старта, подбирать адекватные средства и методы оптимизации своего предстартового состояния, эффективно бороться с помехами, возникающими при выступлении на соревнованиях, что приведет к успешным выступлениям на соревнованиях. Выводы
• Разработана и экспериментально обоснована программа интеллектуально-психологической подготовки к соревнованиям для конькобежцев способствующая реализации их физической подготовленности на соревнованиях.
• Внедрение разработанной программы в тренировочный процесс конькобежцев привело к следующим результатам: повысился уровень специальных знаний и умений на 43 балла; спортсмены научились точнее управлять своим предстартовым состоянием; повысилась результативность решения поставленных соревновательных задач на 54 %; все это привело к значительному улучшению личных достижений на всех дистанциях.
Литература
1. Бабушкин Г.Д. Характеристика мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием и её диагностика / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч. конф. - Чебоксары: ЧГПУ, 2013. - С. 7-11.
2. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: монография / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013. - 240 с.
3. Бабушкин Г.Д. Актуализация интеллектуальной активности спортсмена: постановка проблемы / Г.Д. Бабушкин// Омский научный вестник. - 2012. - № 3. - С. 159-162.
4. Бабушкин Г.Д. Сила мышления в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2012. - №. 1. - С. 56-61.
5. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.
References
1. Babushkin, G.D. Kharakteristika myslitel'noy deyatel'nostisportsmena pered sorevnovaniem i ee diagnostika (Characteristics of mental activity athlete before the competition and its diagnosis) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh // Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: Materialy Vseros. nauch. konf. (Actual Problems of Physical Culture and Sport: Proc. of scientific. conf. - Cheboksary: ChSPU (ChSPU), 2013. - P. 7-11.
2. Babushkin, G.D. Intellektual'no-psikhologicheskaya podgotovka sportsmena: monografiya (Mental and psychological preparation of athlete: monograph) / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh. - Omsk: SibGUFK (SibSUPC), 2013. - 240 P.
3. Babushkin, G.D. Aktualizatsiya intellektual'noy aktivnostisportsmena: postanovka problemy (Actualization of athlete's intellectual activity: problem statement). Omskiy nauchny vestnik. - 2012. - № 3. - P. 159-162.
4. Babushkin, G.D. Sila myshleniya vsportivnoy deyatel'nosti (The power of thinking in sports activity). Sportivnypsikholog. - 2012. - №. 1. - P. 56-61.
5. Ivanov, A.A. Psikhologiya chempiona. Rabota sportsmena nad soboy. (Champion psychology. Athlete's self-cultivation). - Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 112 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ УШУ
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 01.02.2015 г.
Аспирант Р.Р. Зарипов
Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
Ключевые слова: координация, дошкольники, двигательный интеллект, развитие.
Введение. Анализ учебных программ по ушу показал, что на начальном этапе подготовки ушуистов научно не обоснован раздел формирования координационных способностей сопряженно с интеллектуальными качествами юного спортсмена [1]. Тренировочный процесс на данном этапе направлен на освоение технического арсенала, а также элементов и базовых упражнений. По нашему мнению, упускается сенситивный возрастной период, наиболее подходящий для развития интеллектуальных и координационных способностей.
Цель исследования - теоретически обосновать значение и возможности сопряженного развития координационных и интеллектуальных способностей дошкольников средствами ушу.
Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы освоить то или иное движение, дошкольник должен уметь ориентироваться во времени и пространстве, эффективно управлять своими движениями, координировать их, обладать вестибулярной устойчивостью. При выполнении двигательных действий, приобретается способность не только выполнять их многократно, но и образовывать от них другие виды движений. Исходя из этого, усваивается особая операционная способность - двигательный интеллект. Данный термин впервые ввел в оборот американский ученый-нейрохирург Глен Доман, доказавший на практике теснейшую связь психического развития с физическим. Благодаря двигательному интеллекту
организм ребенка становится способным в каждый момент выполнять двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Ушу является сложнокоординационным видом спорта, ему присущи быстрота выполнения технических элементов, творческое мышление, способность проявлять лучшие физические и психологические качества в напряженной ситуации. Поэтому развитие координационных и интеллектуальных способностей - одно из приоритетных направлений в подготовке юных ушуистов на этапе начальной обучения. На наш взгляд, сопряженное развитие этих способностей служит предпосылкой к развитию двигательного интеллекта. Многообразие элементов повышенной сложности, выполнение которых требует максимальной координации, концентрации, скорости мышления, в совокупности требует максимально развитого двигательного интеллекта для успешного покорения вершин профессионального спорта.
Вывод. Теоретический анализ показал, что сопряженное развитие координационных и интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте средствами ушу - важная часть учебно-воспитательного процесса. Литература
1. Зарипов Р.Р. Сопряженное развитие координационных и интеллектуальных способностей детей средствами ушу на основе игрового метода / Р.Р. Зарипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 6. - С. 20.
Информация для связи с автором: [email protected]
72
http://www.teoriya.ru