Научная статья на тему 'Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход'

Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2807
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ / ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / COMPETITION / EVOLUTION / PRE-CAPITALISTIC COMPETITION / PERFECT COMPETITION / DEVELOPMENT STAGES / MONOPOLISTIC COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полусмакова Н. С.

Рассмотрены этапы формирования основных концепций конкуренции, их интерпретации известными теоретиками-экономистами, на основании которых выявлены элементы эволюционного развития конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of the basic competition concepts are revealed, the interpretation of basic elements of evolutionary competition development by known theorists-economists are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход»

© Полусмакова Н.С., 2011

УДК 339.137 ББК 65.011.33

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ КОНКУРЕНЦИИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД

Н.С. Полусмакова

Рассмотрены этапы формирования основных концепций конкуренции, их интерпретации известными теоретиками-экономистами, на основании которых выявлены элементы эволюционного развития конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, эволюция концепций, докапиталистическая конкуренция, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, этапы развития.

По мере развития хозяйственной системы общества представления о содержании конкуренции, которая является одним из основных аспектов процесса функционирования рыночного механизма, постепенно эволюционировали. Под эволюцией в данном случае понимаются медленные, постепенные количественные и качественные изменения [1, с. 12]. Эволюцию как процесс последовательной смены определенных стадий или состояний системы характеризует ряд особенностей. «Эволюционный процесс обеспечивает изменчивость, преемственность и приспосабливаемость системы при сохранении основного ее качества либо при постепенном качественном переходе» [4, с. 9]. Изменчивость обеспечивается изменениями качеств элементов системы, преемственность (сохраняемость) проявляется благодаря сохранению основного интегративного качества системы, приспосабливаемость -благодаря адаптационным механизмам, обеспечивающим оптимизацию функционирования системы по обобщенному критерию ее основного качества [5, с. 31]. Выявив элементы сохраняемости (преемственности), можно получить устойчивое содержание концепции. Элементы приспосабливаемости и изменчивости будут отражать существовавшие когда-либо формы концепции конкуренции [1, с. 12].

Анализ работ, касающихся конкуренции, с позиций изменчивости, преемственности и приспосабливаемости позволяет говорить об эволюции концепций конкуренции, которая стала отражением эволюции конкуренции. Процесс эволюции конкуренции обусловлен развитием экономической системы. Именно историческое развитие определило тенденции эволюции конкурентных отношений, форм и методов конкуренции. Можно выделить ряд крупных этапов, которые прошла конкуренция.

Первый этап - этап докапиталистической конкуренции. Этот этап начинается с эпохи разложения первобытно-общинного строя и возникновения простого товарного производства и заканчивается с возникновением капиталистических отношений [3, с. 24]. Конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. Важнейшие отличительные признаки конкуренции на данном этапе - спонтанность (то есть отношения конкуренции носили случайный характер) и нерегулярность. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.

Второй этап развития конкуренции - этап господства совершенной (свободной) конкуренции - начинается с повсеместным развитием капиталистических отношений (конкуренцией охватываются не только товары, но все факторы общественного производства: рабочая сила, земля, средства производства) и продолжается до 1870-х годов [3, с. 24]. В зарубежной экономической литературе такую конкуренцию называют чистой: она свободна от вмешательства государства, рынок свободен от монополий. Участники рыночных сделок имеют достаточную и неискаженную информацию о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Этот этап считается классическим в экономической науке, основоположниками представлений об этом этапе были А. Смит, Д. Рикардо, А. Курно, Дж.С. Милль, К. Маркс и многие другие экономисты, уделившие большое внимание проблемам конкурентного соперничества на рынке. Конкуренция рассматривалась как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А. Смит, впервые доказав, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, и, объясняя, почему сокращение предложения приводит к росту цен, ссылался на конкуренцию, которая «сейчас же начнется» среди покупателей; а когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, или в зависимости от того, насколько важным является для них скорость товародвижения [14, с. 175-176]. Ученый отмечал, что конкуренция лишает участников рыночного процесса власти над ценой, и чем многочисленнее экономические соперники, тем скорее между ними возникает борьба за преимущества с помощью наращивания или сбивания цен, тем труднее им вступать в сговор. Следовательно, конкуренция - это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. А. Смит рассматривал понятие конкуренции, выделяя следующие ее особенности: экономические субъекты должны иметь приемлемые «знания об условиях использования их ресурсов в различных отрас-

лях»; конкуренция достигает результатов только в длительном периоде; экономический субъект должен иметь свободу входа и выхода из любой отрасли [14, с. 239-240, 180]. Помимо этого ученый выдвинул идею функции конкуренции, с учетом которой делается подсчет на рынке общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) по производству каждого конкретного вида товара. Надо признать, что хотя А. Смит и высказал саму идею, но не смог предложить механизм количественного подсчета ОНЗТ, что сделал К. Маркс [9, с. 186187]. Следовательно, данное положение можно причислить к элементам сохраняемости в силу своей устойчивости.

Идею совершенной конкуренции, теоретические основы которой заложил А. Смит, развил Д. Рикардо, который отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар... на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция». По мнению Д. Рикардо, цена формируется под влиянием спроса и предложения в условиях конкурентной борьбы (данная характеристика относится к элементам сохраняемости в силу своей упомянутости у А. Смита). После того как для всех участников рынка становится доступной информация о ценах и объемах производства, они отказываются от действий активного характера, при этом временной фактор и уровень риска не учитываются. В данном случае компании формируют управленческие решения, используя качественно-ценовые матрицы, позволяющие минимизировать издержки производства и реализации продукции. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Благодаря теоретическому обобщению концепции совершенной конкуренции Д. Рикардо обосновал направления решения проблемы развития предприятия в долгосрочном периоде (это положение впервые сформулировал А. Смит, следовательно, его можно отнести к элементам сохраняемости), теорию ценности и распределение полезности с учетом предельной производительности. При этом элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Концепция совершенной конкуренции способствовала определению сочетания «есте-

ственных» цен в долгосрочном равновесии и принципов децентрализованного управления, а также влиянию последних на интенсификацию развития капиталистической экономики. Как писал Дж.С. Милль: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [13, с. 110]. Хотя Дж.С. Милль говорил, что его работа представляет собой модернизированный вариант «Богатства народов» А. Смита с идеями Д. Рикардо и изменившимися условиями среды, им был сделан существенный вклад в развитие теории конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые неконкурирующие группы на рынке, классифицирована ценовая эластичность спроса, введены и идентифицированы понятия «экономия на масштабах» и «альтернативные издержки».

Представители неоклассической школы, расцвет которой пришелся на XIX в., еще более точно и полно сформулировали влияние конкуренции на ценовую политику. Экономика общества становилась более концентрированной и централизованной, росло внимание к монополиям и образованию монополистических структур как средству защиты от конкуренции. Предпосылки, сделанные А. Смитом, не объясняли достижение оптимальных результатов и возможности отклонения от них. Первые практические подходы к исследованию свободной конкуренции и монополии с позиций определения цены и объемов производства появились в трудах таких представителей математической школы, как А. Курно, У. Джевонс, в основу которых была заложена идея единственности, устойчивости и детерминированности равновесия. А. Курно расширил концепцию конкуренции, указав роль числа конкурентов и уточнив их влияние, но, тем не менее, не учитывал такую характеристику, как входные барьеры. Значение информированности участников рынка для формирования совершенной конкуренции четко определено У. Джевонсом и заложено в концепцию конкуренции, согласно которой рынок должен быть теоретически идеальным (совершенным): все экономические субъекты обладают исчерпывающей информацией об усло-

виях предложения и спроса и являются абсолютно свободными в совершении обмена, осуществляемого с целью получения хотя бы малейшей выгоды и исключающего любой тайный сговор, способствующий созданию неестественных меновых отношений. Поскольку оба эти условия впервые были упомянуты А. Смитом, они относятся к элементам сохраняемости.

Существенный вклад в развитие модели совершенной конкуренции внес К. Маркс, который разграничил внутри- и межотраслевую формы конкуренции, определил их содержание, а также предположил, что капиталистическая конкуренция основывается на разнице между стоимостью товара и издержками его производства.

Совершенная конкуренция ведет к развитию процессов концентрации капитала и централизации производства. Поэтому во второй половине XIX в. постепенно начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которые постепенно охватывали все возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на все более крупных предприятиях значительных масс рабочей силы, объемов производства. Таким образом, конкуренция становится несовершенной. Сокращается число производителей -продавцов, крупнейшие из оставшихся получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. Формируется новая стадия эволюции концепции конкуренции.

Третий этап развития конкуренции - этап монополистической конкуренции, который начался с 1870-х гг. и продолжался вплоть до Второй мировой войны [8, с. 213-214]. Развитие производительных сил на этом этапе повлекло за собой необходимость конкуренции производства и капитала.

Рассвет неоклассического направления экономической мысли пришелся на 70-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX века. Основоположниками этого направления являлись У. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк, Л. Вальрас, В. Парето, Дж. Кларк, А. Маршалл, которые выступали за свободу частного предпринимательства. Представители этого направления еще

более полно и точно раскрыли влияние конкуренции на ценовую систему.

Экономика западного общества становилась все более концентрированной, росло внимание к монополиям и образованию монополистических структур как средству защиты от конкуренции. Ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике значительно чаще, чем раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Экономисты-основоположники концепций конкуренции выдвигали на первый план исследование микроэкономических проблем. По их мнению, только стихийный рынок способен установить «правильные» цены на товары и услуги, а через цены - «здоровые» пропорции производства. Ученые считали, что буржуазное государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей, обеспечивать устойчивость денежной системы, соблюдение «правил конкуренции». Таким образом, эти положения являются элементами сохраняемости. Кроме того, исследователи показали, что вмешательство государства может вызвать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности.

Дж. Кларк в работе «Распределение богатства» придавал принципиально важное значение идее конкуренции, анализируя концепцию статичной экономики, то есть экономики, в которой не действуют пять сил динамических изменений: «Население увеличивается; капитал возрастает; методы производства улучшаются; формы промышленных предприятий меняются; желания потребителей умножаются» [7, с. 71].

Подвижность ресурсов всегда неявно предполагалась в качестве условия существования конкуренции. Считалось, что достаточная осведомленность о возможностях получения дохода и отсутствие искусственных преград для передвижения могут обеспечить мобильность. В то же время Дж. Кларк пишет: «...легальная монополия могла бы обеспечить предпринимателю прибыль, которая носила бы столь же постоянный характер, как закон, создающий ее... Легальная монополия в известном пункте разрушает эту подвижность» [там же, с. 83-84].

Однако существуют и технологические ограничения темпов перемещения ресурсов с одного предприятия на другое или из одной от-

расли в другую. На эти ограничения обратил внимание А. Маршалл. Развивая основные положения классиков, ученый последовательно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции: «Так, мы допускаем, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, то есть покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные» [10, с. 24]. Похожие позиции были у А. Смита, Д. Рикардо и У. Джевонса, поэтому их можно считать элементами сохраняемости. А. Маршалл впервые подверг критике «условности» модели чистой конкуренции. Например, исследователь пишет «о страхе испортить рынок» и о фирмах, имеющих кривые спроса с отрицательным наклоном. Разработка теории частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

Ф.И. Эджуорт в работе «Математическая психика», применяя принцип системности, сформулировал определение совершенной конкуренции и заложил в его основу выполнение следующих условий: отдельное лицо имеет право свободно заключать контракт, пересматривать соглашение о ценах с любым из неопределенного числа лиц, свободно пересматривать контракт с другим независимо, не спрашивая разрешения третьей стороны, и заключать контракт с другим независимо от третьей стороны [16, р. 17-19]. По мнению Ф.И. Эджуорта, данный перечень является необходимым и достаточным для совершенной конкуренции, и наличие этих условий предполагает:

1) неопределенно большое число участников с обеих сторон рынка. Данное утверждение впервые появилось у А. Смита;

2) полное отсутствие ограничений поведения субъектов на рынке [2, с. 116]. Это было рассмотрено А. Смитом и У. Джевонсом. Следовательно, оба эти положения относятся к элементам сохраняемости.

С появлением работы П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции» основное внимание стало уделяться исследованию особенностей ценообразования, которые в дальнейшем стали областью противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления. П. Сраффа доказал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные компании получают дополнительные преимущества, а их реализация приводит к нарушению действия механизма чистой конкуренции, оказывая тем самым непосредственное влияние на процесс ценообразования. Позднее ученый высказал предположение, что многие недостатки экономической системы не являются случайными явлениями, а сознательно созданы производителями, поэтому анализ лучше всего начать не с конкуренции, а с монополии [17, р. 69].

Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами состоит в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла собой особого интереса. Сформулированные теории стоимости А. Смита и Д. Рикардо, устанавливающие связь между ценами и стоимостью производства, не являются предпосылками для создания монополий. Ученые только кратко упоминали о монополии, когда формулировали вывод о децентрализации экономики.

Работы Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Согласно теории Э. Чемберлина [15, с. 114], если в одной отрасли конкурируют две (дуополия) или несколько (олигополия) крупных фирм, то каждая может выбрать вариант ценовой или неценовой конкуренции. Выбор первого варианта требует от компании больших финансовых зат-

рат, свидетельствует о крупном разрыве в эффективности и финансовой мощности отдельных участников рынка и рассчитан, как правило, на вытеснение либо поглощение конкурента. Однако подобная рыночная стратегия преследуется во многих странах действующим конкурентным правом. Поэтому типичными являются неценовые методы внутриотраслевой конкуренции (данная характеристика относится к элементам приспособляемости). К ним относятся: дополнительные вложения в НИОКР с целью повысить качество и усилить отличия своей продукции от товаров конкурента; реклама, дополнительные услуги; промышленный шпионаж и т. п. При любом большом количестве производителей и продавцов данного товара каждый из них предлагает потребителям, по существу, свой особый, дифференцированный продукт. Дифференциация продукта вытекает из многих условий: конструктивные особенности, форма предложения, оригинальная реклама, особая торговая марка; особый набор услуг, сопровождающий предложение продукта, персональные свойства продавца, его деловая репутация и имиджевые составляющие; конкретное местоположение и др. С учетом этого каждый продавец товара или услуг формирует свой собственный круг покупателей, свой собственный субрынок, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. При этом объем предложения окажется несколько ниже, чем при совершенной конкуренции, а уровень цены - несколько выше.

Похожая теория была разработана Дж. Робинсон, которая независимо от Э. Чемберлина в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» [13, с. 54] объединила идеи П. Сраффы с традиционной теорией ценообразования, разработав анализ несовершенной конкуренции между производителями, каждый из которых обладает элементом монопольной власти, создаваемой дифференциацией продукции. В основу своих исследований Дж. Робинсон положила, прежде всего, проблему ускоренного развития крупных компаний, формирующихся под влиянием процессов концентрации производства и капитала, уделяя большое внимание возможностям монополий осуществлять дискриминацию цен с целью воздействия на структуру совокупного спроса и регулирования сбыта.

Большое значение в своих исследованиях Дж. Робинсон придавала возможностям крупных монополий влиять на сам характер рыночных структур, признавая за ними способность создания даже отраслевых монополий, обеспечиваемых «централизацией управления отраслью», фиксированием цен теми или иными олигополистическими группами [6, с. 56].

«Наконец, последний этап в развитии конкуренции - этап современной конкуренции, начавшийся примерно после Второй мировой войны и продолжающийся до настоящего времени. Этот этап характеризуется тем, что конкуренция не только не уступила место монополии, а возродилась с усиленной энергией. Главное отличие конкуренции на данной стадии от существующей в эпоху “классического” рынка состоит в том, что современная конкуренция имеет более выраженный, чем прежде, социальный характер» [3, с. 26-27]. При этом важной характеристикой является поддержка конкуренции со стороны государства через регулирование посредством антимонопольного законодательства, контролирование соглашений между крупными компаниями, что препятствует появлению недобросовестной (нечестной) конкуренции.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности, поскольку практически не осталось полностью стандартизированных, недифференцированных продуктов и услуг. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни. Структура, развитие экономики и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества, являются аспектами теории конкуренции. Четкое понимание этих посылок служит основой, на которой базируется вся наука о конкуренции. М. Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли: проникновение новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров-субститутов, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция меж-

ду компаниями, уже укрепившимися на рынке [12, с. 51].

М. Портер также выделил ряд факторов, определяющих интенсивность конкуренции: большое число конкурентов или примерное равенство их сил (данная характеристика относится к элементам сохраняемости в силу своей устойчивости и наличия у А. Смита и Ф.И. Эджуорт, Дж. Робинсон и Э. Чемберлина); медленный рост отрасли; высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов; отсутствие дифференциации (отсутствие издержек конверсии); количественный скачок в мощностях; различного рода конкуренты; высокая стратегическая значимость; высокие выходные барьеры (эту появившуюся особенность, очевидно, следует отнести к элементам изменчивости [там же, с. 58]. М. Портер не представляет себе свободный рынок без правительства, выступающего «в роли катализатора и искателя нового; оно должно вдохновлять - или даже подталкивать - компании к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции» [10, с. 194]. Это положение, очевидно, следует отнести к элементам изменчивости.

Таким образом, в рассмотренных концепциях конкуренции известных экономистов-те-оретиков выявлены элементы, лежащие в основе эволюции концептуальных положений теории конкуренции.

Элементами сохраняемости являются: достижение оптимального распределения труда и капитала в результате уравнивания конкуренцией нормы прибыли; необходимость наличия у экономических субъектов приемлемого знания о своих рыночных возможностях; обладание конкурентами свободой действий; достижение конкуренцией результатов не только в долгосрочном, но и в краткосрочном периоде; определение стоимости конкретного вида товара в условиях конкуренции с помощью общественно необходимых затрат труда.

К элементам приспособляемости следует отнести: появление нового, неценового метода конкуренции (совершенствование качества и условий продажи продукции, «сервиза-ции» сбыта); постепенное формирование препятствий для организации бизнеса новым участникам рынка.

Элементами изменчивости можно считать: приобретение деятельностью предприятий модифицированного, неценового вида; правительство должно вдохновлять или даже подталкивать компании к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции.

Следовательно, конкуренции присуще эволюционное развитие, характеризующееся тремя свойствами: сохраняемостью, приспособляемостью и изменчивостью. Свойство сохраняемости рыночной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах реализуется через регулирование нормы прибыли субъектов хозяйственной деятельности. Свойство приспособляемости проявляется в том, что барьеры входа в отрасль преодолеваются через неценовые методы конкурентной борьбы, совершенствование качества продукции, условий ее продаж, «сервизации» сбыта и др. Через свойство изменчивости конкуренция, переходя на более высокий уровень развития, обусловливает модификацию форм хозяйственной деятельности субъектов, используя элементы неценового соперничества, опираясь на стимулирующую поддержку со стороны государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антоненко, В. В. Трансформация человеческого капитала в конкурентоспособную форму : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / В. В. Антоненко. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. - 160 с.

2. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. В 3 т. Т. 2 / под ред. В. М. Гальперина. - СПб. : Экон. шк., 2000. - 310 с.

3. Дмитриева, М. В. Роль конкуренции в микроэкономических процессах переходного периода :

дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / М. В. Дмитриева. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1998. - 168 с.

4. Дьяченко, А. В. Основания теории трансформационной экономики / А. В. Дьяченко. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2001. - 120 с.

5. Дьяченко, А. В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму / А. В. Дьяченко. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. - 264 с.

6. Кураков, Л. П. Экономика: инновационные подходы : учеб. пособие / Л. П. Кураков, А. Г. Краснов, А. В. Назаров. - М. : Гелиос, 1998. - 600 с.

7. Кларк, Дж. Б. Распределение богатства / Дж. Б. Кларк. - М. : ОГИЗ : Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. - 286 с.

8. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М. : Политиздат, 1988. - Т. 46, ч. 2. - 628 с.

9. Маркс, К. Капитал : в 4 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1983. - 454 с.

10. Маршалл, А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. - М. : Прогресс, 1984. - Т. 2. - 351 с.

11. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - М. : Вильямс, 2000. - 496 с.

12. Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер ; под ред. В. Д. Щетинина. -М. : Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

13. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции : пер. с англ. / Дж. Робинсон. - М. : Прогресс, 1986. - 253 с.

14. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. Т. 2 / А. Смит. - М. : Наука, 1993.- 570 с.

15. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. - М. : Экономика, 1996. - 338 с.

16. Edgeworth, F. Y. Mathematical Psychics / F. Y. Edgeworth. - L., 1881. - 150 p.

17. Sraffa, P. The Law of Returns under Competitive Condditions / P. Sraffa // The Economic Journal. - 1926. - Dec. - P. 535-550.

DEVELOPMENT OF COMPETITION CONCEPTS: EVOLUTIONARY APPROACH

N.S. Polusmakova

Stages of formation of the basic competition concepts are revealed, the interpretation of basic elements of evolutionary competition development by known theorists-economists are considered.

Key words: competition, evolution, pre-capitalistic competition, perfect competition, development stages, monopolistic competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.