УДК 340.5 UDC 340.5
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONAL
ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В НОВЕЙШЕЕ SYSTEM OF GERMANY AND FRANCE
ВРЕМЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ IN THE NEWEST TIME:
АНАЛИЗ COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS
Рассказов Леонид Павлович Rasskazov Leonid Pavlovich
д.ю.н., д.и.н., профессор, заслуженный Doctor of Law, Doctor of History, professor,
деятель науки РФ honored scientist of the Russian Federation
Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University, Krasnodar,
Краснодар, Россия Russia
В статье прослеживается тенденция The tendency of contradictory and interconnected
противоречивого и взаимосвязанного развития development of Germany and France in XX century
Fермании и Франции в XX веке. Отмечается, что is traced in the article. It is marked that the political
политические события в одном государстве влияли events in one state influenced the legal system of
на правовую систему другого государства another state
Ключевые слова: ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, Keywords: GERMANY, FRANCE, NEWEST
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ TIME, POLITICAL EVENTS, FIRST WORLD
СОБЫТИЯ, ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, WAR, CONSTITUTION, REPUBLIC, THIRD
КОНСТИТУЦИЯ, РЕСПУБЛИКА, ТРЕТИЙ РЕЙХ, REICH, OCCUPATION, TENDENCY
ОККУПАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИЯ
В XX веке, как и в предыдущем XIX, правовые системы Г ермании и Франции изменялись в результате их взаимодействия, прежде всего военного, данных государств. Однако в этом взаимодействии принимали участие и другие государства мира: Великобритания, Россия (СССР), США, Италия и др. Так, в результате поражения в первой мировой войне от стран Антанты в конце 1918 г. Вторая Германская империя, созданная после объединения страны в 1871 г., прекратила свое существование. Начался новый этап в развитии этого государства, характеризуемый крайней противоречивостью и напряженностью общественных отношений внутри страны, а также невиданной агрессивностью внешней политики.
Впрочем, сразу после радения империи германская государственность на волне революционного подъема развивалась в достаточно выраженном демократическом республиканском направлении.
Избранное в январе 1919 г. Национальное собрание (действовало с 6 февраля 1919 г. по 21 мая 1920 г.), выполняя учредительные функции, приняло новую КОНСТИТУЦИЮ Германии, которая вступила в силу 14 августа 1919 г. Данная Конституция превратила Германию в буржуазную республику с федеративной
формой государственного устройства.
До первых конституционных выборов полномочия рейхстага вверялись Национальному собранию, а бундестрата - особому комитету всех германских земель. Кроме того, в июне 1919 г. собрание утвердило условия мира, предъявленные Антантой. Германия лишалась ряда территорий на Западе, а также обязывалась к выплате контрибуций в огромных размерах. Международное признание Веймарская республика (название «Веймарская» связано с тем, что Национальное собрание заседало в г.Веймаре) получила после подписания Версальского мирного договора 28 июня 1919 г., где Германия была признана виновной в развязывании войны.
Согласно веймарской конституции Германия объявлялась РЕСПУБЛИКОЙ. Из других норм явствовало, что республика должна иметь президентско-парламентское правление.
Государственно-правовой статус субъектов федерации был несколько сужен -они именовались уже не государствами, как в прежней конституции, а «территориями державы» или «землями», которым предоставлялась политическая автономия в пределах общегерманского законодательства. Все земли имели теперь равные права, в то время как ранее Пруссия пользовалась привилегиями. В частности, земли могли иметь свои конституции (республиканского толка), создавать представительные органы на основе всеобщего избирательного права, перед которыми должны были быть ответственными правительства земель. Соответственно сужению полномочий субъектов Г ерманской федерации расширялись полномочия общегерманских федеральных властей, куда были включены внешние сношения, гражданство, оборона, монетное и таможенное дело, судопроизводство, основы гражданского и уголовного права, здравоохранение и многие другие вопросы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ в Германии по Конституции 1919 г. сосредоточивалась у РЕЙХСТАГА, депутаты которого избирались непосредственно народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на 4 года.
Вторая палата парламента - РЕЙХСТРАТ состояла из депутатов земель пропорционально численности населения. Здесь преимущество было, естественно, за наиболее крупными землями (Пруссия, Бавария). Деятельность рейхсрата носила в основном консультативный и контрольный характер. Наибольшее влияние эта палата имела на принятие бюджета. Конституция предусматривала также принятие законов и других важнейших решений путем референдума.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ в целом возглавлял ПРЕЗИДЕНТ, который считался главой государства. Президент избирался всенародным голосованием на 7 лет. Президент назначал и увольнял ПРАВИТЕЛЬСТВО, в том числе главу правительства - РЕЙХСКАНЦЛЕРА. Вместе с тем кандидатуры высших правительственных чиновников нуждались в одобрении рейхстагом; отсутствие такого доверия должно было означать их отставку.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ вверялась полностью независимым и самостоятельным судам. Соответствующие положения на общегерманском конституционном уровне были отрегулированы впервые (в конституции 1871 г. их не было). Равным образом это касается блока о правах, свободах и обязанностях немцев (в прежней конституции их не было).
Существенным следует назвать также наличие социальных норм (о браке, семье, здравоохранении, образовании). Предусматривалось даже создание на предприятиях рабочих советов, которые могли объединяться в общегерманский рабочий совет.
В целом конституция 1919 г. была по тем временам одной из самых прогрессивных. Да и сегодня большинство ее положений являются актуальными. Конституция оказала серьезное влияние на развитие конституционно права в странах Центральной Европы и Азии.
Исторический парадокс, однако, состоит в том, что при столь прогрессивной конституции Германия, тем не менее, уже в ближайшие годы после принятия Основного закона стала все сильнее отходить от заложенных в ней принципов. В числе основных причин такого положения следует назвать, прежде всего:
- внешние причины - поражение в войне, захват противниками наиболее экономически значимых районов Германии;
- финансовый кризис;
-общественно-политическая нестабильность, вызываемая выступлениями право-реакционных и лево-коммунистических мятежей.
В начале 20-х гг. в Германии ускоренными темпами стала набирать популярность и соответственно влияние в обществе Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАЛ), зародившаяся в Мюнхене в виде народного движения в январе 1919 г. Уже в 1920 г. в программе партии решение германских проблем было связано с необходимостью расового очищения, социализации экономики на национальной почве. Популярность партии придавали ее патриотический настрой, а также стремление улучшить положение сотен тысяч немецких трудящихся. Политическим лидером партии вскоре после ее создания стал ветеран первой мировой войны Гитлер (наряду с Рэмом).
Партия пыталась силой захватить власть в Баварии, однако путч был подавлен, а партия на некоторое время (до 1925 г.) была запрещена (сходная ситуация произошла ранее с Коммунистической партией Германии, созданной в 1918 г. из отколовшегося от социал-демократов блока, когда ее сторонники во главе с Тельманом попытались взять власть в 1923 г. в Гамбурге).
После выхода в 1926 г. в свет книги «Моя борьба» программа НСДРП была изменена в соответствии с его личными взглядами и, в частности, включала в себя:
- уничтожение нетрудовых доходов;
- огосударствление крупных монополий;
- укрепление государственного регулирования;
- конфискация военных кораблей;
- наделение крестьян землей за счет безвозмездных конфискаций, главным образом, у богатых евреев-собственников.
Не удивительно, что по своему составу партия на 45% состояла из рабочих и крестьян.
Между тем социально-экономическое положение в Германии оставалось чрезвычайно сложным. Мировой экономический кризис на рубеже 30-х гг. наложился на моральный кризис германского общества, вызванный все теми последствиями проигранной войны. В этих условиях НС ДАЛ, как символ возрождения германской нации, стала, что называется, уверенно набирать политические очки. В результате ряда политических маневров президент республики Гинденбург под давлением финансовых кругов принимает решение назначить рейхсканцлером Гитлера и сформировать коалиционное правительство с консерваторами. Это произошло 30 января 1933 г.
Получившая государственную власть НСДАП стала преобразовывать Германию на свой лад, отодвигая на задний план демократические принципы и возрождая небывалый в истории страны тоталитарный режим, втискивая его, для политического приличия, в номинально республиканскую форму правления.
На деле же новый государственно-правовой уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти и ее персонификацией, что наиболее ярко видно по решению объединить посты канцлера и президента после смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. Данный закон был поставлен на общегерманский референдум и получил одобрение германского общества. Причем новые полномочия были установлены Гитлеру пожизненно, и он официально определять своего преемника. А 26 апреля 1942 г. решением рейхстага Гитлер стал «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, верховным судьей и фюрером партии единовременно». Такое положение напоминало приход к власти Наполеона Бонапарта (как, впрочем, оказалась сходными и судьбы Наполеона и Гитлера).
При этом в государстве формально продолжало действовать народовластие, и, более того, оно приобрело новые формы, и, опять же формально, достаточно прогрессивные (например, плебисцит, которым решались вопросы выхода Германии из Лиги наций в 1933 г., объединение с Австрией в 1938 г. и др.). Правда, рейхстаг формировался по-иному: в ходе плебисцита народ одобрял около 2 тысяч кандидатов, из которых Гитлер по своему усмотрению выделял 810 депутатов.
Развитие государственности Германии в 30-40-е гг. характеризовались такими следующими чертами:
- ликвидация коллегиальности в административной деятельности (кабинет министров стал лишь вспомогательным органом при фюрере);
- образование государственных учреждений по пропаганде «нового курса» (создание министерства пропаганды);
- ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления (и соответственно создание института сверху донизу и упразднение рейхстрата);
законодательное установление однопартийности и трансформация партийного аппарата НС ДАЛ в разновидность государственной организации;
- милитаризация государства (так, в 1935 г. была восстановлена всеобщая воинская повинность; к началу второй мировой войны Германия сформировала одну из самых мощных армий, на содержание которой тратилось почти 50% всех государственных ресурсов);
- установление требования расовой чистоты и полной преданности ко всем госслужащим;
установление государственно-монопольных объединений и административно-командной системы управления (при сохранении института частной собственности);
- принятие расового законодательства (согласно закону о гражданстве 1935 г. все жители разделялись на неравноправные категории: граждане рейха - только немецкой национальности и подданные рейха, которые были ограничены во многих своих правах. Ряд правовых актов был направлен против евреев, в частности, особым законом 1936 г. гражданам рейха запрещалось вступать в брак с евреями, им запрещалось иметь оружие, а с 6 лет они обязаны были носить на одежде установленный знак своей национальности);
- введение всеобщей трудовой повинности (с 1935 г.).
Таким образом, можно констатировать, что Веймарская республика в Германии существовала с 1933 г., когда начала развиваться и в дальнейшем была
закреплена ТОТАЛИТАРНАЯ ОДНОПАРТИЙНАЯ ДИКТАТУРА фашистского толка. Характерными чертами тоталитарной системы является и централизация всех сфер общественной жизни, и сращивание партийного и государственного аппарата, и массовые репрессии, и создание идеологических мифов и т.д. [1]. Все это было присуще тоталитарной системе Германии.
Фашистская Германия проводила агрессивную политику, в результате которой были завоеваны многие государства, в том числе и Франция. В июне 1940 г. германские войска вошли в Париж. Под давлением Германии правительство Патена заключило с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.), согласно которому Франция была разделена на оккупированную зону (примерно 2/3 территории, управляемой германской военной администрацией) и зону самостоятельного управления (юг страны с центром в г.Виши), где правительство Патена установило форму авторитарного режима. И таким образом Третья республика во Франции прекратила свое 70-летнее существование.
В конце 1944 г. Франция была освобождена от оккупации. Управлением государством вплоть до 1946 г. осуществляло Временное правительство во главе с де Голлем. В 1946 г. была принята новая конституция Франции, по которой законодательным органом становился парламент. Парламент состоял из двух палат. Основной было Национальное собрание (свыше 600 депутатов, избираемых по мажоритатрной системе). Национальное собрание признавалось единственным законодательным органом.
Вторая палата - Совет республик, который состоял из более 300 депутатов возрастом не менее 35 лет. Эта палата избиралась коммунами и департаментами путем косвенных выборов. Статус Совета республик был в основном консультативным, его решения ни по каким вопросам государственной жизни не были обязательными.
ПРАВИТЕЛЬСТВО начинало действовать только при одобрении его состава парламентом. Оно осуществляло деятельность по текущему управлению государством, имело законпроектную инициативу, право внеочередного созыва
Научный журнал КубГАУ, №94(10), 2013 года парламента.
ПРЕЗИДЕНТ избирался на 7 лет совместно Национальным собранием и Советом республик. Полномочия его были довольно ограниченными (внешнее представительство, право роспуска парламента по решению правительства, обнародование законов, право вынесения их на повторное рассмотрение), все его правительственные решения нуждались в контрасигнатуре министров.
Верховный суд избирался Национальным собранием.
Конституция закрепляла также такие органы, как Собрание французского союза и Экономический совет, которые выполняли функции координацию управления французскими колониальными владениями.
Однако система указанных государственных институтов (по конституции 1946 г.) на практике оказалась неэффективной. Франция часто сотрясалась политическими кризисами. Правительство “де-факто” в какой-то мере вынуждено было принимать решения, выходящие за рамки своей компетенции с тем, чтобы обеспечить в стране правопорядок и общественное спокойствие.
В связи с этим назревал новый конституционный кризис, который разразился в конце 50-х гг. в связи с войной в Алжире. Алжир до этого был составной частью Французской республики. Однако эту, как и многие другие страны Африки, охватило национально-освободительное движение. Французские войска, расположенные в Алжире, подняли открытый мятеж против своего же французского правительства - “во имя национального спасения”, не желая соглашаться, после поражения Франции в Индокитае, Суэцком конфликте, с потерей этой части республики. В государстве возникла угроза гражданской войны.
В этой острейшей политической обстановке премьером правительства 1 июня 1958 г. был поставлен де Голль, которому Национальное собрание предоставило чрезвычайные полномочия. Под его руководством был составлен проект новой конституции - с учетом его взглядов о доминировании президентской власти. Этот проект был утвержден на общенациональном референдуме 28 сентября 1958 г. (17,7 млн. - за; 4,6 - против).
Принятие этой конституции знаменовало собой утверждение Пятой республики во Франции, которая и доныне имеет место во Франции.
Конституция 1958 г. коренным образом меняла соотношение ветвей власти (при этом принципы республиканской формы правления, и прежде всего разделение властей, оставались незыблемыми). На первый план выдвигалась президентская власть. Президенту отводилась роль «высшего арбитра». Он не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. [2]
Президент в конституции определялся как «гарант национальной независимости и территориальной целостности Республики». Он мог назначать правительство вне зависимости о расстановки политических сил в парламенте, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил, имел право роспуска парламента, а в чрезвычайных обстоятельствах, «когда учреждения республики, независимость нации ... оказываются под серьезной угрозой» (ст. 16 конституции), мог взять на себя всю полноту государственной власти.
Президент избирался на 7 лет коллегией выборщиков, состоящей из депутатов парламента, представителей коммун и департаментов (всего около 80 тыс. чел.).
Были расширены также полномочия правительства, причем совмещение министерского поста с депутатским званием не допускалось.
Парламент формировался из 2 равноправных палат - Национального собрания (577 депутатов, избираемых на 5 лет) и Сената (364 человека, избираемых косвенным путем на 9 лет). Функции парламента сузились до законодательных. Однако ряд законов (ордонансов) могло вновь принимать правительство - с последующим их одобрением в парламенте.
Сильная президентская власть помогла Франции выйти из политического кризиса и более или менее достойно решить ряд военно-политических проблем, связанных с признанием независимости Алжира в 1962 г. и в целом развалом своей колониальной империи.
В дальнейшем в государственном развитии Франции существенную роль стал играть конституционный закон 1962 г., согласно которому президент стал избираться не коллегией выборщиков, а всеобщим голосованием, что, безусловно, усилило его роль в практической политике. Конституция 1958 г. сохраняет свою силу и до нынешнего времени.
В послевоенной Германии также происходили большие изменения. После военной оккупации государствами-победителями Г ерманское государство и формально, и фактически прекратило свое существование. Некоторое время управление на германской территории осуществлялось военными администрациями СССР, США, Англии и Франции.
Оккупация Германии союзными державами, относящимся к различным политическим системам, привела к разделению Германии на 2 государства: ФРГ и ГДР.
ФРГ (со столицей в г.Бонн) охватила примерно 3/4 прежней территории. Восстановление государственности здесь осуществлялось под контролем западных стран. В 1949 г. была принята Конституция ФРГ. Основной закон принимал специально сформированный особый Парламентский совет в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (Христианско-демократический союз, СДПГ, Свободная демократическая партия, КПГ и др. Что касается НС ДАЛ, то, как известно, она была признана преступной организацией и распущена). После одобрения советом конституция была ратифицирована ландтагами земель и западными военными губернаторами и вступила в силу.
Конституция определяла ФРГ как парламентскую республику -«демократическим, национальным и правовым государством». Конституция в целом основывалась на прогрессивных демократических принципах. Важным было положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться «для борьбы против свободного демократического порядка». Отдельные германские земли, как и в предыдущей конституции 1919 г., имели ограниченный
правовой статус.
Предусматривались 2 палаты парламента:
- бундестаг (нижняя палата), избираемый населением на основе всеобщего избирательного права на 4 года;
бундесрат, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения.
Главой государства считался ПРЕЗИДЕНТ, избираемый Федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель). Однако его полномочия существенно ограничены. Основной фигурой исполнительной власти является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР, которого избирал бундестаг на основе партийного большинства. Важным институтом власти в ФРГ стал КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД. [3]
В ГДР конституция также была принята в 1949 г. Здесь под контролем СССР сформировалось государство социалистического типа (огосударствление собственности, фактическое сдерживания ряда политических прав и свобод граждан и др.). Верховным органом власти в ГДР была НАРОДНАЯ ПАЛАТА, избираемая населением на 4 года. За все время существования ГДР подавляющее большинство в этом органе имели депутаты от Социалистической единой партии Германии. В октябре 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР в единую ФРГ. Точнее, ГДР, перестав существовать как отдельное государство, территориально вошла в состав ФРГ. Такое положение стало результатом назревшего кризиса социалистической системы управления государством, охватившего не только ГДР, но и практически все государства некогда (после войны) мощной Мировой социалистической системы.
Со времени объединения ФРГ и ГДР значительную роль в законодательной сфере стали играть государственные договоры «Об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР» о «Механизме вхождения ГДР в ФРГ» (1990 г.). [4]
В ходе объединительного процесса на территории Г ДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. [5]
Сейчас в объединенной Германии (16 земель) действует Конституция 1949 г. Это государство сумело не только оправиться от военной разрухи, но и вступить в ряд могущественных мировых держав.
Итак, в XX веке в Германии и Франции явно прослеживается тенденция противоречивого и взаимосвязанного развития, при котором политические события в одном государстве самым непосредственным образом сказывались на правовой системе другого государства. Поражение Германии в первой мировой войне привело к созданию в ней республики, которая эволюционировала, опять таки не без влияния внешних сил, в Третий рейх, который перекроил карту Европы и ликвидировал независимость многих государств (в том числе и Франции, ликвидировав в ней Третью республику). Поражение фашистской Германии привело к появлению Четвертой республики во Франции и установлению новой республиканской формы правления в самой Г ермании.
Список литературы
1. Рассказов Л.П. ВЧК- ГПУ -ОГПУ - НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941 гг.). Дисс....докт. юр. наук. Санкт-Петербург, 1994, с.434.
2. Романенко В.Б., А.В. Серегин История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2009, с. 533.
3. Рассказов Л.П., Упоров И.В., Карнаушенко Л.В. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций. Краснодар: Министерство внутренних дел РФ, Краснодарская академия, 2004, с. 257-275.
4. Марченко М.Н Сравнительное правоведение. Учебник. М:2011, с. 325-326.
5. История государства и права зарубежных стран. М.: Министерство внутренних дел РФ, 2006, с.470.
References
1. Rasskazov L.P. VChK- GPU -OGPU - NfCVD v mehanizme formirovanija i funkcionirovanija politicheskoj sistemy sovetskogo obshhestva (1917-1941 gg.). Diss....dokt. jur. nauk. Sankt-Peterburg,1994, s.434.
2. Romanenko V.B., A.V. Seregin Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. Rostov-na-Donu: Juzhnyj federal'nyj universitet, 2009, s. 533.
3. Rasskazov L.P., Uporov I.V., Karnaushenko L.V. Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. Kurs lekcij. Krasnodar: Ministerstvo vnutrennih del RF, Krasnodarskaja akademija, 2004, s. 257-275.
4. Marchenko M.N. Sravnitel'noe pravovedenie. Uchebnik. M:2011, s. 325-326.
5. Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. М.: Ministerstvo vnutrennih del RF, 2006,
Научный журнал КубГАУ, №94(10), 2013 года s.470.